Valerio ZURLINI "Cronaca familiare"
_______________________________________________________
Фирма «Титанус» представляет
...опавший
цветок твоих
лучших лет...
по роману Васко Пратолини «Семейная
хроника» (1945)
- Открой, это
господин из «Юманите»!
- Минуту! Иду!
- Завтра в газете
вашего материала не будет.
/на англ. языке/
- Что это,
колбаса?
- Да, колбаса.
- Прекрасно! А
это сигареты для парней.
- Спасибо!
- До свидания!
(Спокойной ночи!)
- До свидания!
- Алло! Алло!
Алло! Флоренция? Это Флоренция? Вам звонят из Флоренции.
- Алло! Алло!
- Алло! Энрико,
это ты? Я Муньяи, дежурный стенограф.
- Да, говори!
- Для тебя есть
сообщение. Мы не смогли раньше дозвониться. Они то подсоединяют, то проверяют,
и с полуночи до трех линия заблокирована. Мы еще под надзором (имеется в виду контроль союзников).
- Да, читай!
- Ты знаешь, что
я делаю то, что должен (выполняю свой долг).
- Говори!
- Твой брат умер.
Вчера утром. Держись! Врачи сказали, что болезнь развивалась уже слишком давно.
Слушай, я читаю сообщение. Он был спокоен. Вспоминал тебя. Твои родственники
спрашивают, приедешь ли ты на похороны. Будет ли у тебя время? Алло!
..................
- Когда умерла
мама, тебя было 25 дней. Ты уже был далеко от нее, в другом месте . Наш
отец еще был в больнице из-за ран, полученных на войне. Мы приходили к нему,
мама и я. Надо было пройти по Коста деи Маньоли и Коста Скарпучча. Был
сентябрь, начилалась осень 1918 года. Мне было восемь лет и я не мог тебя
любить. ВСе говорили, что мама умерла из-за тебя. Однажды крестьяне, которые
тебя нянчили, принесли тебя на виллу барона. Он был англичанин, сэр. Видно
было, что его взволновала твоя судьба, он сказал, что надо тебе помочь, и его
мажордом взял тебя под свою опеку. Его звали Салокки, и для тебя он должен был
стать «папа». Так ты появился на Красной Вилле, и день за днем вокруг тебя
начала выстраиваться эта тюрьма привязанностей, привычек, комплексов, в которой
ты потом окажешься приговоренным.
- Вот, вот тебе
полдник.
- Красавец наш,
красавец...
- Дино, Дино!
- Лоренцо,
синьора, Лоренцо!
- Простите, так
звали дядю, который был его крестным.
- Я понимаю, синьора,
но Дино - это грубое имя, сейчас его зовут Лоренцо. Понятно? Что это?
- Апельсиновое
варенье.
- Еще одно,
синьора, простите. Пройдемте со мной. Я хотел бы прояснить одни уговор.
Проходите, идемте. Мария!
- Да, синьор.
- Видите ли,
дорогая синьора, ребенок скоро начнет понимать. Я, естественно, не могу
запретить вам его видеть, - я не сделаю этого и никогда бы не сделал. Но
поскольку ребенок должен привыкнуть к нам как к своей настоящей семье, будет
хорошо, если вы постараетесь не говорить ему об отце, если можно и... мне очень
жаль, но... самое главное - никогда не говорите ему о матери. Понятно?
- Но почему? Я не
понимаю.
- От чего умерла
ваша дочь? От менингита, не так ли?
- Да. Но менингит
был только следствием, осложнением, появившимся в последние три дня, после
операции и испанки.
- Вот именно! Да,
как раз испанка. И все же я могу рассчитывать на вашу сдержанность? Будет
лучше, если ребенок никогда не узнает об этом...об этом, как вы говорите,
осложнении, появившемся в последние три дня. Договорились?
- Не знаю. Я так
не думаю.
- А, все так, все
так идет! Если б я раньше могла представить! Мой муж слишком привязывается к
ребенку. А так дело идти не может, ребенок не наш сын. Ведь его отец
выздоровел, правда? Почему не приедет и не заберет себе его?
- Так ведь ваш
муж хочет его держать, и нет никакой причины, чтобы насильно забрать у него
ребенка, чтобы егоне расстраивать.
- А,
расстраивать! Он бы наверняка страдал! Он хочет дать ему будущее. Конечно,
ребенку очень повезло, что у него умерла мать.
- Вы не должны
такое говорить! Как мы смогли поставить на ноги вот этого, так сумели бы
вырастить и второго! До свидания, синьора!
............
- Мама умерла от
осложнений, появившихся после продов, - значит, по твоей вине. Но я уже из-за
этого не чувствовал к тебе ненависти. Для меня ты умер вместе с ней. Посещения
Красной виллы становились все более короткими, холодными, только по
необходимости. Все детство ты будто прожил в аквариуме, без секретов, открытий,
без друзей. До тех пор, пока нас развели разные судьбы. Это было в январе или
феврале 1935 года.
- Шестнадцать -
шестнадцать.
- Шестнадцать -
семнадцать.
- Роберто, прижми
его!
- Извините, я...
- 16 - 19.
Меняемся!
- Как 19? Шарик
был на его поле, это мое очко!
- Ты что, дурак ?
Я даже не смог до него дотронуться!
- Да ты шутишь!
Он был на твоем поле!
- Да нет, он был
за полем, и ты тоже это видел!
- Играй, играй!
Роберто, давай!
- Ладно. Пусть
будет 19.
- Ты готов?
- Да.
- 21...
Закончили!
- Лоренцо!
Слушай, у меня 5, но я тебе еще 5 дам. Будет 10.
- Хорошо, хорошо!
- Я отдам их тебе
завтра.
- Нет, давай
сейчас, они у тебя есть!
- Тогда играем
реванш! Дай мне вперед 8 очков - и сыграем на 20 лир.
- 8 очков? Да ты
с ума сошел! Да послушай, я ведь не заберу их обратно!
- Ладно, пусть
будет 6!
- Ну, ладно!
- Послушай,
Роберто!..
- Давай, держи
шарик! Ну, держи же!
- Извините, я
должен идти домой. До свидания!
- А почему ты
уходишь? С ума сошел! И не хочешь отыграться?
- Ты куда? Не
будешь считать?
- До завтра!
- Лоренцо, будем
дальше играть!
- Мне надо уходить.
Меня брат ждет.
- Брат? Когда это
у тебя брат успел появиться?
- Да что ты
говоришь?
- Да вот он!
Убедились?
- Извините, вы -
брат Корси?
- Я? Нет! В тот
вечер мне удалось тебя избежать, я скрывался. Мы не виделись года четыре, надо
было бы задавать слишком много вопросов, многое объяснять. Так прошли еще два
месяца. Зима.
Записка: «Сейчас
он будет доволен, что ему отключили свет».
- Синьор Энрико!
Нет, никого нет, делать нечего, раз никого нет. Можете сказать, как вас зовут (оставить ваше имя).
- Скажите ему,
что приходил его брат.
- А, так значит,
вы его брат?
- Да, да,
спасибо, синьора. До свидания! Входи.
- Видите, как
живет ваш брат? И ведь несложно убрать немного в его комнате! Но он хочет,
чтобы ничего не трогали. Да еще возвращаясь, кажется, старается, чтобы его не
видели.
- Да, завтра или
послезавтра я надеюсь...
- Да, но пусть
будет завтра. Потому что я благотворительностью ни для кого не занимаюсь!
- Да-да, спасибо,
спокойной ночи.
- Она мне
показалась любезной, - почему ты с ней так обращаешься?
- Как это я
удостоился такой чести?
- Да, если можно,
я хотел бы остановиться у тебя на несколько дней.
- Здесь?
- Да, для меня
было бы очень хорошо.
- Ну так ради
Бога!
- Спасибо.
- Что случилось?
- Ничего. Папа
разозлился из-за одной вещи.
- Из-за чего?
Если ты мне не объяснишь, я должен буду отвести тебя домой.
- А мы уже не
там, где ты думаешь. Сейчас живем на Борго Оньисанти. Снимаем такую же комнату,
как вот эта.
- А? А папа как
себя чувствует?
- Со здоровьем
хорошо.
- А твоя
учеба - как идет?
- Так себе.
- Вот почему вы
поругались?
- И из-за этого
тоже.
- А еще из-за
чего?
- Ты французский
знаешь? И как ты с этим разбираешься, если даже никакой граматики нет?
- Разбираюсь. При
помощи вот этого.
- Почему ты
избегал меня, когда играли в пинг-понг?
- Я тебя избегал?
Место было не совсем подходящее, ты был там с друзьями, я бы испортил тебе
партию - и все. Ну ладно, извини.
- Не за что.
- А из-за чего
еще вы поссорились?
- Из-за одной
девушки.
- Однако! Но ты
не обращай внимания, это часто случается. Был где-то огарок свечки, но...
- Это дочь нашей
хозяйки. Но между нами ничего нет, мы только шутим. Сегодня утром папа застал
нас в коридоре. Меня закрыл потом в нашей комнате, а за нею... погнался с
метелкой. Почему ты смеешься?
- Так просто,
потому что предсталяю себе сцену.
- Да, но я чуть
не умер со стыда. Папа поругался с ней и с ее родителями.
- Я могу отвести
тебя домой и поговорить с твоим отцом.
- Нет! Я написал
ему, что пойду к тебе.
- Уже решил,
значит?
- Да, по крайней
мере на сегодняшний вечер.
- Ты не отдашь
мне словарь?
- О, извини!
Держи.
- Ну, тогда
выйдем из дому, пойдем купим эту свечку. Преполагаю, что надо будет подумать и
об ужине.
- Если ты не
против, то я хочу тебя пригласить.
- Да-да. На двоих
я все равно не натягиваю. Проходи. А как же ты нашел мой адрес?
- В паспортном
столе.
- А, ну да.
..........................................
- Очень вкусно.
Папа не разрешил бы мне это есть.
- А нашего отца
ты никогдла больше не видел?
- Нет. В
последний раз - пару лет назад, и кажется, что... что у него нет никакого
желания меня видеть.
- Я в этом не
очень уверен. Что с вами было после смерти барона?
- Мы почти сразу
уехали с Красной Виллы. С наследниками не находили общего языка. Ты помнишь
синьору Салокки?
- А почему ты ее
не зовешь мамой?
- У меня это ни
разу не получилось.
- Продолжай.
- Так мы остались
вдвоем, он и я. Когда уехали с Красной Виллы, он не знал, что делать. Мы
поехали в Канны, в Монте-Карло, в Сан-Ремо, - одним словом, по всем тем местам,
куда он обычно ездил с бароном.
- А Дида?
- Она тоже
исчезла.
- Вот, если
хочешь спать...
- А ты?
- Я нет, мне еще
кое-что надо сделать. Посмотришь, если на боку, то оба поместимся. Вот.
- А, тебе нужен
стул?
- Ничего, ничего.
- Можешь взять
его.
- Ничего, бери.
- Будь любезен,
подай мне сумку. А как пройти в ванную?
- У нас нет
ванной. Мы в кухне моемся. Но в такое время уже все спят. Если тебе нужен
туалет, то рядом с кухней.
- Ладно,
ничего. Почему ты отправил бабушку в
дом престарелых?
- Ты еще не
спишь?
- Это бесчестный
поступок.
- А что такое
бесчестье?
- Когда люди
критикуют.
- А что такое
люди?
- Почему ты
отвечаешь мне вопросами?
- Послушай,
синьор Салокки застает тебя с девушкой, ты сбегаешь и приходишь ко мне, хотя мы
уже сто лет не виделись. Так вот, люди - это все те, к кому ты не обратился,
потому что знал, что они тебя не поймут. Мы вдвоем можем об этом говорить, а не
люди.
- Хочу спать. А
ты слишком сложно говоришь.
- Бабушка не
могла больше работать, Лоренцо. Ты знаешь, что ей за семьдесят лет. Я
зарабатывал 12 в лир в день в типографии - вроде заработок, зарплата, а
невозможно было иметь даже обед и ужин.
- Но как можно
решиться на дом престарелых?
- Этот дом
существует, не так разве? Он сделан для бедных, и бедные раньше или позже
попадают туда.
- Ты дашь мне
сигарету?
- Это последняя.
- Спасибо. А не
получилось ли так из-за того, что тебе не очень хотелось работать?
- Не знаю, может
быть. А ты что думаешь?
- правда, что ты
хочешь стать писателем?
- Журналистом...
- И сможешь?
- Может быть ,
нет.
- Папа говорит,
что ты бездельник. Правда! Говорит, что мы с тобой одного племени.
- Конечно! Из
того племени, которое ему незнакомо.
- Почему не
знает?
- Потому что он
слуга.
- Почему бабушка
только и делает что плачет, когда приходят ее навестить?
- Ты был у
бабушки?
- И сегодня тоже.
Чтобы спросить у нее твой адрес. Она сказала мне, что ты живешь на виа Рома. Но
я видел тебя на виа Гвельфа и понял, что ты ее оставил.
- Мне не
нравится, что ты меня так обвиняешь.
- Почему ты тогда
не начнешь работать?
- Потому что вот
это и есть моя работа. Потому что я не хочу принимать жизнь такой, какой она
получается. Жизнь нашего отца, жизнь деда... У меня не было твоих возможностей.
- Желаю успеха!
- Когда ты в
первый раз ходил к бабушке?
- Около 2-х
месяцев назад, после того как мы встретились на пинг-понге. Я пожалел, что
повел себя таким образом, и поскольку понял, что ты меня избегал, подумал, что
будет хорошо, если я к ней схожу.
- Это наша мать.
- Та фотография,
что у бабушки, более четкая.
- Здесь она еще
когда была девушкой. Как ты себе ее представляешь?
- Никак. Никак не
представляю. Мне говорит о ней бабушка.
- Погасим свечку.
- Ты не
раздеваешься?
- Нет, холодно, я
сплю в одежде.
- Какая она была?
- Очень красивая.
- А еще?
- Ее глаза
казались зелеными. Их взгляд всегда был очень серьезным. Как ты, когда играешь
в пинг-понг.
- То есть? Какой
я, когда играю в пинг-понг?
- Отстраненный,
погруженнй в какие-то свои мысли, вне мира.
- А ее глаза были
зелеными или казались зелеными?
- Не знаю.
- Чем она
занималась?
- Жила. А потом
умерла.
- Почему вы не
можете рассказать мне о ней ничего точного? Как я могу полюбить ее, если никто
не может мне о ней рассказать?
- Ей очень
нравились апельсины.
- И апельсиновое
варенье тоже?
- Да, думаю, что
да.
- А еще?
- Ей нравилось
одеваться в темные тона. Любила комедию. Не выносила находиться среди людей.
Была очень хорошей портнихой, самой лучшей в одном из ателье на виа дель Корсо.
Слышишь? Это фургоны газеты «Ла Национе», которые отвозят ее к первым утренним
поездам, еще со свежей типографской краской.
.......................
Надпись : Виа деи
Мальконтенти - Улица Недовольных.
- Бойтеми!
Казати!
- Давай сядем
здесь! Какие холодные руки!
- Ты знаешь, я
больше часа пробыла во дворе.
- Ты совершенно
не должна туда ходить, особенно в такую пору!
- Наоборот,
нужно! Иначе не слышно, когда нас зовут.
- А ты случайно
не знала, что я приду?
- Я это знала,
была уверена.
- Как ты себя
чувствуешь?
- Как
заключенная. Но ты знаешь, я уже к этому привыкаю. Иногда находит немного
грусть, но... А сейчас, когда ты здесь... У тебя кашель?
- Нет-нет,
ничего.
- Ты видел
Лоренцо?
- Да. Он сегодня
тоже придет.
- Ты видел, какой
он красивый?
- Да.
- Синьор Салокки
заставляет его учиться на служащего. И когда вырастет, у него будет хорошее
место. А ты...
- Мне и так
хорошо. Да к тому же и у меня место есть.
- Журналист,
человек, который рассказывает о чужих делах. Добрый день, мать!
- Добрый день,
Казати! Сидите, сидите! Добрый день.
- Это сестра
Клементина, наш жандарм. Но она хорошая. Позволила мне держать ночной горшок.
- Да что ты?
- Да!
- Как здесь с
вами обращаются?
- Хорошо. На
самом деле. Немножко работы...
- Какой работы?
- О Боже, шьем
немножко, но ведь нужно, ты знаешь. Дни длинне, все не кончаются. Но мне
повезло. У меня есть ты, есть Лоренцо. Ты видел, он причесывается на пробор.
Когда ко мне приходит... «Садись»,- я ему говорю. «После вас, бабушка, прошу
вас!»
- Вот он!
- Как вы
поживаете, бабушка?
- Ты ведь можешь
ее называть на «ты»?
- Оставь, он еще
не привык. Садись туда. Еще какие вы братья! Достаточно хорошенько посмотреть вам в глаза! Вы
одинаковые. Хотя твои немного уставшие. Ты питаешься?
- Да, как лев!
- Не верю я.
- А ты, наоборот,
всегда был утонченный. Тебе восемнадцать лет исполнилось?
- Да! 18 лет.
- Бабушка, что
такое, а?
- Это ваша мама
вас послала, чтобы вы у меня здесь были оба, вместе!
- Послушай,
бабушка, я скоро снова зайду, вот увидишь! Еще не знаю, когда, но... Сегодня я
попросил, чтобы меня перевели в другое место. Мы снимем квартиру...
- Нет!
- Попросторнее,
чем то, которое было на Складской улице! Вот увидишь!
- Нет-нет, я свой
роль в комедии уже отыграла. Нет-нет!
- Время посещений
окончилось! Время посещений окончилось!
- Я должна идти.
- Бабушка, на
Пасху будем все втроем, вместе! Пойдем пообедаем в траттории, а?
- Да, но...
захочет ли этого синьор Салокки?
- Конечно,
захочет, если вы не против!
- Не обращайся ко
мне на «вы», а то мне кажется, будто я проезжая.
- Извините!
.......................
- Добрый день!
- А, смотрите,
кто пришел! Добрый сторожевой пес! Давай, проходи! Извини меня, доргой.
Садись, садись! Выпьешь граппы, коньяку?
- Нет, спасибо.
- Я должен бы
предложить их тебе, хотя у нас и нет. Мы не пьем, гостей принимаем редко. Ну,
расскажи мне что-нибудь о себе. Что хорошего ты сейчас поделываешь?
- Работаю. То
библиотечные поиски, то учеба, так вот.
- Ничего
конкретного, как мне кажется?
- Нет.
- А разве ты не
работал в типографии?
- А, я ее давно
уже оставил.
- У тебя был и
киоск с прохладительными напитками, как мне кажется?
- Да, одно лето.
Это интересная работа, но продолжается недолго.
- Лучге всего то,
что недолго продолжается, а?
- Угу. Я здесь,
потому что вы меня пригласили. И чтобы поговорить о Лоренцо.
- Хочешь
сигарету? Сигаретой я могу тебя угостить.
- Спасибо, у меня
есть свои.
- Видишь, до чего
мы дошли?
- Совсем неплохо,
по-моему.
- Может, для
тебя. Но Лоренцо привык совсем к
другому, и должен от этого чувствовать унижение. А что касается твоего
поведения, так это совсем не зеркало достоинств, - что, впрочем, меня не
касается, - так вот, надо, чтобы ты знал, что происходит.
- Так вот для
этого я здесь!
- Ты знаешь, и
вся твоя семья знает, как я взял его к себе и как вырастил. Я не буду сейчас
распространяться о пренебрежении, которое выказывала твоя семья, в отношении
жизни Лоренцо и тех усилий, которые я сделал, - а их было много, много! И часто
выше моих возможностей. Я не собираюсь все пересматривать, потому что если бы
вернулся назад, то повторил бы снова все то, что сделал. Но сейчас я уже ничего
не могу сделать, я стар, живу на последние сбережения. Лоренцо!
- А? Да, я
слушаю.
- Будь любезен,
подойди сюда. То, что я говорю, касается тебя. У себя лишаю куска хлеба, чтобы
отправить его в школу, а он в итоге петушится перед первой попавшейся
потаскушкой! Если вечером иду его искать, то попадаю наверняка или в бильярдную,
или на пинг-понг. С людьми, которых ты можешь сам представить! С грубыми,
неотесанными людьми. Но сейчас я решил, - и тебе тоже говорю об этом: или
Лоренцо наведет порядок в своей голове - или я отошлю его к отцу, отошлю его
работать! Тогда он поймет, что это значит, будет сам выкручиваться! Будет
забастовщиком, бродягой, - это его дела, будет делать как ты , если захочет!
Потому что мне кажется, что не очень-то большое желание работать - это что-то
племенное, - по крайней мере из того, по чему могу судить. НЕ так разве?
- Вот именно. Но
не судите по мне.
- Ты в это время
уже мог бы иметь почетное место, а не продавать летом битый лед!
- Конечно, я
знаю. Но по мне не судите, никогда!
- Ну ты посмотри!
Посмотри на него: я говорю, говорю, а он даже меня не слушает! И прав, потому
что знает, что я никогда не сделаю того, что говорю. Послать его к отцу, да
можно ли себе это представить?!
- Или ко мне!
Лоренцо может перейти ко мне, когда хочет, хоть сейчас! До свидания!
......................
- Ну что,
бабушка, хочешь еще пирожных?
- Нет. Слава
Богу, мы поели по-княжески. Который час?
- Два сорок.
Немножко вина?
- Нет-нет! Потом,
когда мы возвращаемся, монахиня нас останавливает, одну за другой, и
допрашивает каждую! Якобы оттого, что хочет узнать, как мы провели праздник, но
в действительности-то чтобы по дыханию почувствовать, не выпивали ли мы.
- И что она
сделает, заберет у вас ночной горшок? Извините, я не...
- А ты что
думаешь? Когда он у меня под кроватью, я им не пользуюсь. А когда знаю, что
нет, то могу и три-четыре раза встать, а надо идти аж в конец коридора, а там
собачий холод! Который час?
- Бабушка, вы это
спрашивали минуту назад, и я вам ответил. Сейчас два сорок три.
- Когда будет
ровно четыре, надо будет двигаться. Мне надо будет сначала пойти надеть
«униформу». Если кто-то из нас опаздывает, то потом никому не позволяют
выходить, на три недели подряд. Мы прямо как солдаты!
- Зато вы в войне
не участвуете!
- Кстати, вроде
бы есть кто-то, кто тайно записывается добровольцем, чтобы отправиться в
Африку, потому что там будет война. Сын одной из женщин из приюта уже подписал,
и невеста с плачем пришла к матери, чтобы та его убедила вычеркнуть себя из
списков.
- Бабушка!
- Да!
- Посмотрите, что
там написано на стене.
- Что такое?
- А вы не видите
отсюда, что там написано?
- Нет , бабушка
не умеет читать.
- Тут написано:
Это война, которая нам нравится больше.
- И что это
значит?
- Значит, что нам
нравится работать на полях.
- Но ведь это
понятно! И надо было это на стенах писать? Ты в «Балио»?
- Нет, бабушка, я
в авангардистах, - тех, что с белым цветком. Ты их видела когда-нибудь?
- Да-да, видела.
Конечно, с твоим бедным дедом удар бы случился, если б он увидел тебя так
одетым! Он не любил этих сегодняшних. Однако сам мухи никогда не обидел. Он был
способен ходить кругами по аллеям, чтобы не снимать шляпы, когда проезжал
какой-нибудь кортеж. Я видела, что он не возвращался, беспокоилась, не знала,
где его искать. ты помнишь это?
- Конечно,
конечно!
- А ты?
- Нет! Ничего не
помню.
- А ведь он иногда
приходил тебя проведать на Красную Виллу. Но был еще совсем маленький. Он умер
в 1925 году, первого мая. Незадолго до смерти сказал: Если умру первого мая и
если есть рай, то я наверняка туда попаду.
- Почему? Причем
здесь было первое мая?
- Тогда первое
мая было праздничным днем, да к тому же мы и поженились в этот день. Который
час?
- Есть еще время,
сейчас десять минут четвертого.
- Подожди, есть
еще пару минут.
- Да, бабушка.
- Это самая
трудная минута.
- Я знаю, и это
моя вина.
- Да нет, я
преувеличиваю, надо вот только пройти через входную дверь... Ты не должен его
бросать, он твой брат. У него, кроме тебя, никого нет. Такие дни, как
сегодняшний, еще повторятся (будут). Бабушка, да что ты делаешь?
- Ты сегодня
поистратился, и если еще на дорогу надо...
- Нет, нет!
- Да успокойся,
мне ведь все равно не нужно! У меня еще есть те 50 лир, которые ты мне подарил
на Рождество.
- Пусть будут у
тебя, мне не...
- Да, да, если ты
их не возьмешь, я буду беспокоиться.
- Не нужны они
мне, бабушка...
- Тогда покажи
мне, что у тебя в карманах. Если у тебя достаточно денег, то я не буду
настаивать. Лучше попрощаться здесь. Я всегда думаю, что это может быть в
последний раз.
......................
- Понадобилось
два года в санатории, у озера между горами. В тот период ты мне часто
писал, и твои письма были такие же, как
ты сам, который их писал: застенчивые, робкие, будто боялись раскрыть что-то.
Твой покровитель спустился еще на одну ступеньку в сторону полной нетерпимости,
и ты должен был прервать свою учебу. Ты начинал открывать себя самого
столкнувшись с трудностями, в чуждом мире, в который ты должен был все равно
войти, для которого твои привычки, манеры, сами твои мысли были неприспособлены
- или даже отрицательны. После возвращения я не стал тебя сразу искать. Для
меня тоже начиналась трудная борьба за выживание, в то время как над Европой
сгущались тучи войны.
- Сообщения из
Испании. Генеральный штаб «Фаланги» сообщает: вчера, 6 ноября, пал последний
центр сопротивления на севере от Мадрида . Итальянские войска под командованием
генерала Гамбара, идя на соединение с войсками генерала Моралеса, вошли в
Тор-де-Силья. После двух недель боев национальный флаг реет над почти всей
территорие й страны. Войска милиции
бегут. Первая коммунистическая армия под командованием Лихтера понесла огромные
потери во время последнего сражения. Генерал Франко готовится к проведению
решительного наступления на последний большевистский оплот - университетский
город Мадрид.
- О, привет!
- Привет!
- Когда ты
приехал?
- Позволь, я тебе
представлю Розальче (?).
- Очень приятно.
Сандрина, подойди! Синьорина Дзатти - мой брат.
- Очень приятно.
- Добрый вечер!
- Мой друг.
- Добрый вечер!
- Я могу вас
чем-нибудь угостить (предложить вам что-нибудь выпить)?
- Нет, спасибо,
мы идем в кино.
- Почему ты меня
не предупредил?
- Какие новости?
- А у тебя?
- Значит, вы
Сандрина? Лоренцо часто писал мне о вас.
- Вот как?
- Да!
- А квартира?
- Пока что я
устроюсь в его бюро.
- Если бы ты мне
сообщил, мог бы прийти ко мне.
- Нет-нет, речь
идет всего о нескольких днях. Я рассчитываю поехать в Рим.
- Поедешь в Рим?
- Да!
- Когда?
- Об этом
поговорим завтра.
- Если вы не
против, мы могли бы где-нибудь присесть.
- Да нет, причем
тут это? Вы ведь шли в кино, так идите, - иначе что это будет за воскресенье? Не
правда ли, Сандрина?
- Ваш приезд
важнее!
- Да ради Бога!
Идите в кино, развлекайтесь. А завтра утром позвони мне в его бюро, номер
найдешь в справочнике.
- В котором часу?
- Ну, одним
словом, чтоб я не вскакивал из постели...
- В десять?
- В десять. Хорошо.
А твоя работа как продвигается?
- Место, которое
у меня было, давалось на испытательный срок. Я хочу с тобой об этом поговорить.
- Да, да, я
понял, конечно, конечно. Сейчас ведь будем видеться! До свидания!
- До свидания!
- До свидания!
- Пока! Пока! До
завтра!
- Так я узнал,
что ты влюбился. Она была шестнадатилетней девушкой, открытой и простой, и
рядом с ней ты провел свои самые счастливые дни - и самые последние. Ты был
безработным, и опыт ежедневных отношений с чуждым миром, и ежедневные жертвы, на
которые вынуждены идти бедные люди, уже подточили твои силы. Необходимость
найти работу заставила тебя постучаться в сотню дверей. За рядовое место у тебя
требовали рекомендации, которые ты не мог предоставить, а если ты хотел стать
посыльным, то тебе каждый раз кого-нибудь предпочитали, потому что у того был
велосипед. Ты сдал экзамен, чтобы получить работу на несколько недель по случаю
переписи населения. За месяц ты заработал тридцать лир.
- Привет! Ты
почему это здесь?
- Я пришел, чтобы
с тобой поговорить.
- У меня сейчас
нет времени, Лоренцо. Ну ладно, идем, пошли. Проходи. Ну, ты снова без работы?
И что тебе советует папа, чтобы выйти из этой ситуации?
- Почему ты на
него злишься?
- Да кто на него
злится? Я просто хочу знать, стараюсь понять!
- Они были правы,
что меня уволили.
- А причина?
- Плохая отдача.
У меня нет никакой практики, я не умею печатать на машинке, не умею написать
коммерческое письмо. Да и оставить лицей на половине - это мне, конечно, не
помогло.
- Да, но оставь
это. К чему ты стремишься? Чего ты хочешь?
- Надо бы,
чтобы...
- Чтобы что?
Чтобы пришли тебя просить - не знаю, за то, что ты элегантен, что ты выглядишь
красиво?
- Но это пальто
уже три года как перешито на левую сторону!
- Да при чем тут
это! Лоренцо, Красной Виллы больш нет! Ты что, все еще надеешься найти готовый
обед на блюдечке? Посмотри на меня! Меня уже за мертвеца считали - а я вот
здесь, и еще живее, чем раньше. Но потому что я хочу быть живым!
- Но в моем
случае речь не идет о здоровье!
- Хочешь, я скажу
тебе откровенно? Ты знаешь, иногда ты мне кажешься лицемером! И прежде всего по
отношению к самому себе!
- Мне надо
научиться, но времени нет.
- И что я могу
тебе сказать? Не знаю, не знаю. Конечно, ты должен проснуться, - тебе ведь уже
двадцать лет! Одним словом, ты должен выкручиваться сам. Займись чем-нибудь,
Лоренцо, делай что-нибудь, делай что-нибудь! Приходишь ко мне - и на что
ты надеешься? Как я могу тебе помочь?
Ты сам видишь, что я все должен начать сначала. И совсем непросто, ты знаешь, и
мне непросто!
В ту зиму умерла
бабушка, и ее последние слова были : Сейчас дети остаются одни! Что они будут
делать? В минуту ясности ума она нас узнала, соединила наши руки в своих, а
потом ушла во власть смерти, будто на отдых, которого так давно желала...
.................
- Пересчитайте!
Пожалуйста, подпишите! И пусть синьор тоже подпишет!
- А ты мне будешь
писать из Рима?
- Да, да!
- Я говорю, чтобы
остаться в контакте.
- Конечно, это
понятно.
- И бабушка так
хотела.
- Лоренцо, да не
принимай ты все буквально! Бабушке я не мог сказать, что ты уже не ребенок. А
тебе я могу это сказать: ты уже не ребенок! И ты не более одинок, чем я!
- Я говорил
только чтобы выполнить желание бабушки. В последние годы, мне кажется,...
- Да, говори,
говори: она не была счастлива! И по моей вине, а?
- Поговорим о
чем-нибудь другом.
- Почему? Есть
разве еще что-то, о чем мы можем говорить?
- Кроме всего
прочего, мы же братья.
- Да, да,
конечно, мы братья. Мы братья! Лоренцо, мне кажется, что я тебя люблю. Но
любить тебя просто за то, что ты мой брат, - на это мне наплевать! Ты понял?
Братьями становятся случайно. Важно иметь одинаковые вкусы, одинаковые идеи,
быть друзьями! У тебя есть друзья - школьные, по биллиарду?
- Я с ними больше
не встречаюсь. Я уже не принадлежу к их миру, мне стыдно, когда я их встречаю.
Каждый должен уметь находиться на своем месте.
- А где твое
место? Ты свое место никогда не найдешь! Смотри! Если я возьму сейчас эту
тележку, и его переверну, - так это значит, что я хочу этого! Мне хочется это
сделать - и я это делаю! Не стою и не спрашиваю у себя самого, можно это делать
или нет! Делаю - и все! Да что ты его
поднимаешь? Что ты его сейчас поднимаешь? Понимаешь ли ты, что мне все равно,
что у меня есть такой брат-истукан, как ты? Я не хочу напоминать себе каждый раз,
что этот брат хорошо воспитан! Можешь ли ты это понять?
Ты тогда нашел
новую работу: был посыльным в каком-то государственном предприятии. Чтобы тебя
туда устроить, понадобились бесконечные рекомендации. Ты жил в чем-то вроде
морального заключения, из которого пытался убежать, день за днем подтачивая
стену условностей и неприятий, которой прошлое тебя окружило. Сейчас я знаю,
что ты был безобиден, что ты был избран чистой (невинной) жертвой в этом мире,
где даже ягненок вынужден отчаянно защищать свою невинность. Ты влюбился в
другую девушку и женился на ней. Настоящая любовь - это любовь бедных. Любить
кого-то и поддерживать друг друга и защищать, - это кровь, которая добавляется
к твоей крови, даже круговая порука ...
Но любовь бедных самая хрупкая. Или Мозаика душ либо полностью сооответствует
друг другу - либо все разбивается на части и исчезает, и любовь тогда
становится несчастьем и отчаянием. Бедный человек может совершить все
преступления, на которые толкает его бедность, - но ему не позволено ошибиться
в выборе спутницы жизни. А ты совершил эту ошибку. Некоторое время спустя я
окончательно уехал из Флоренции. Прошли годы войны. После освобождения
Флоренции в одном твоем письме было сказано, что ты заболел какой-то загадочной
болезнью, не поддававшейся никакому лечению. Как только оказалось возможно, ты
приехал в Рим, и мы вместе провели Рождество, до того, как ты лег в больницу.
- Лоренцо, я
оставлю тебя здесь.
- Почему? Ты меня
разве не проведешь внутрь?
- Во-первых, мне
не разрешат войти, - а во-вторых, не будем придавать этому большого значения! Я
подожду, пока ты войдешь. А завтра мы увидимся.
- Ладно, до
завтра!
- Ну, давай!
Пока!
Ты был бедняком, на котором можно было
учиться, - ты был интересным клиническим случаем. И врачи набросились на тебя,
как мухи на мед (букв.: на сахар), как боксер в последнем раунде, - а для тебя
это был последний раунд. Они делали попытки, стараясь одолеть загадочную хворь
всеми хитростями своей профессии - особенными операциями, переливаниями, -
используя твое тело как белую страницу, на которой можно было разложить на
составляющие и разрешить какую-то задачу. Страница, на которой очень много
примечаний и исправлений, кажется изрезанным телом. Но на этот раз тело было
человеческим телом, раны были настоящими, и кровь была красной, горячей. Когда
ты ложился в больницу, ты был сильнее меня , а сейчас оказался прикованным к
кровати. Ты был бледен, слаб физически, но терпелив и доверчив. Первым делом на
твоей чистой странице врачи записали: сульфомиды в сильных дозах, и ты уже
перепробовал их бесконечное количество раз, безрезультатно.
- Посещения !
Посещения!
- Привет!
- Привет!
- Как ты себя
чувствуешь?
- Плохо!
- Почему плохо?
- Вчера вечером
мне сделали укол, и мне до сих пор плохо.
- Послушай, у
тебя жар!
- Не знаю, мне
нехорошо.
- Я позову врача.
- Нет-нет, нет!
Это не так важно, уверяю тебя. Садись. Тебе больно?
- Нет!
- А сейчас
больно?
- Нет! Сожми,
сожми!
- А сейчас?
- Нет, сожми, не
бойся!
- Да разве ты не
понимаешь, что у меня больше нет сил, и значит, что это конец?! Я не хочу
умирать, не хочу, не хочу, понимаешь?
- Нет! Ты сделал
мне больно, и еще как! Я это сказал, чтоб покрасоваться.
- Почему ты
врешь?
- Смотри! Ты
доволен?
- Извини меня!
Поцелуй меня! Знаешь, у меня ведь есть только ты. Будь всегда со мной рядом. Ты
меня никогда не оставишь? Поцелуй меня еще. Видишь, у всех кто-то есть:
родственники, друзья, которые, может, приходят сюда ради условностей, - но знал
бы ты, какая это радость! Я днем и ночью живу в ожидании того часа, когда ты
придешь. Ты знаешь, сегодня ночью я думал о маме, и понял, как мне ее не
хватало. Понял, почему я всегда чувствовал себя таким одиноким. Ты ведь ее
помнишь? У нее были черные волосы, правда? Она была похожа на меня, а?
- Да. Говорят.
- Расскажи мне о
ней.
- Бабушка говорила,
что она была немного нервная.
- Бедняжка!
Наверное, это было из-за болезни.
- Какой болезни?
- Эпилепсии.
- Я в первый раз
это слышу!
- И что в этом
плохого? Почему ты хочешь скрыть это от меня?
- Нет, в этом нет
ничего плохого, - только это неправда!
- Так ведь мне
это и бабушка подтвердила!
- Нет, бабушка не
могла сказать тебе такое!
- Да ( сказала)!
- А ты и бабушке
сказал «эпилепсия»?
- Да, конечно!
- Значит, бабушка
тебя не поняла. Если бы ты ей сказал «падучая», то она бы тебе ответила, что
нет.
- Энрико!
- Да!
- Правда, что
мама умерла сумасшедшей?
- Нет, нет, ты
носишь с собой эту мысль еще с тех пор, как был мальчишкой, - но это неправда!
- Никогда,
никогда не была сумасшедшей?
- Нет, тебе это
вбили в голову! Не знаю почему.
- Нет, никто мне
точно об этом не говорил, но, может быть , слово за словом, до тех пор, когда я
сам себе это представил. Теперь ты понимаешь, почему я хочу понять, какой она
была в жизни, - потому что тот образ ее, который у меня сложился - это образ
сумасшедшей. Всю эту ночь я просил у нее прощения!
- Ну, не мучай
себя!
- Рассказывай!
- Что?
- Ты ведь
писатель? Опиши мне ее, расскажи так, чтобы я мог представить ее живой.
- Я так мало ее
помню! Мама умерла вечером. А на следующий день после обеда, когда мы с
бабушкой остались с ней наедине, а вокруг кровати было столько гирлянд, - мне
казалось, будто я вижу ее в первый раз. Это самое живое воспоминание, которое у
меня о ней осталось. На ней был черный костюм, букет цветов закрывал половину
юбки. Она была в белой вышитой рубашке, застегнутой у шеи голубой брошью.
Казалось, что она спит, но сон ее был беспокоен; она была бледна, бескровна.
Потом на ее лоб села муха, взлетела, облетела ее лицо и снова села. Тогда я
пробрался через все гирлянды, добрался до изголовья, помахал рукой и ее лица, и
муха улетела.
- Ты будешь
отгонять мух и от моего лица?
- Ты просил у
меня апельсинового варенья, а я не смог его найти. Я обошел весь город, магазин
за магазином, кругом выслушивал отрицательные ответы, видел улыбки и иронию.
Продавцы с таким видом качали головой, как будто я просил чего-то
бессмысленного - кусок планеты Марс! Наверное, в те дни я ненавидел немцев
сильнее, чем когда-либо, и чувствовал ужас войны. Отчаяние и эгоизм по
отношению к брату отключили в те часы мой разум: я был слепым, взбунтовавшимся
человеком, который просил банку апельсинового варенья с настойчивостью уличного
разбойника (с большой дороги), голосом бездомного - и безрезультатно,
безрезультатно!
- Лоренцо, я не
нашел апельсинового варенья, я принес тебе вот это...
- Если бы мне
захотелось немного травы, то уже ни травинки не вырастет на лугах...
- Оно вкусное!
- Скажи, что ты
виноват!
- Оно хорошее,
хорошее!
- Нет, я не хочу,
убери его! Апельсиновое варенье так много всего мне напоминает. Видно, все это
уже мертво и похоронено. Я снова написал, почему жена мне не отвечает?
- Она переехала
на другую квартиру, вот увидишь! Наверняка еще не получила твоих писем. Она еще
тебе ответит.
- В самые тяжелые
минуты есть какой-то голос, который пытается убедить меня, чтобы я не
сопротивлялся. Это очень приятно ощущение, от которого проходит боль. Я как
будто засыпаю. Но я делаю отчаянные усилия, чтобы победить внутри самого себя,
потому что боюсь больше не проснуться. Бывает, что сон меня склоняет к
предательству, - а потом, когда я
просыпаюсь, то как будто возвращаюсь к жизни из смерти. Я хочу выздороветь,
хочу выздороветь, чего бы это ни стоило!
- Конечно,
выздоровеешь! Конечно!
- Синьоры,
поторапливайтесь! Уже поздно! Время посещения окончено! Идемте, здесь больше
нельзя находиться!
- Увидимся
завтра! А вон тот спрятался за ширму. Пока он здесь, мы тоже еще можем
остаться. А этот вроде умирает! (???)
- Подлец! Подлец!
Я еще живее вас!
- У него приступ!
А что я сказала? Я ничего не сказала!
- Я не хочу
умирать! Я живой! Я хочу выздороветь! Вон! Вон отсюда!
- Врача! Врача!
- Позовите врача!
- Дежурный врач,
быстрее!
- Ты живой,
живой! Держите его здесь!
- Вон ! Вон
отсюда! Пусти меня! Пусти!
- Успокойся!
Успокойся!
- Быстрее! Дайте
сюда!
- Что вы с ним
сделали?
- Неважно! Это не
имеет значения!
- Что это? Почему
он перевязан? Что случилось?
- Мы не знаем!
- Что?
- Не знаю.
- Не это важно,
не это!
- Как это вы не
знаете? Что произошло? Что произошло?
- Загноившийся
укол. Не первый раз, такое случается.
- Загноившийся
укол? И с каких пор, чтобы довести до такого состояния?
- Недавно,
недавно, ведь это он сам...
- Ну, а теперь
будь молодцом, иди играй.
- Послушайте, вы
куда? Остановитесь! вернитесь назад, вернитесь!
- Что такое?
Разве не надо стучать перед тем, как войти?
- Я не хочу,
чтобы мой брат умер по вашей вине!
- Что вы
говорите?
- Вы за месяц
превратили его в скелет! Ему уже нечем дышать! Он человек, пусть и бедный! Это
не собака!
- Моратти!
Моратти!
- Что вы с ним
сделали, невежды, мясники!
- Я не знаю, о
чем вы говорите! Уходите сейчас же! Моратти!
- Что? Что вы
сказали? Вы не знаете, о чем я говорю?
- Успокойся!
Успокойся!
- Пусти меня!
пусти меня! Пусти!
- ты что, с ума
сошел?
- Я не сошел с
ума, но если мой брат здесь умрет, клянусь, что кто-то из вас... пусти меня!
- Пусти его!
- Доктор!
- Оставь его!
- Может быть, ты
и прав, но я-то что могу тут сделать? Загноившийся укол - это несчастный
случай, они часто бывают. Ничего бы не было страшного, если бы организм не был
полностью разрушен.
- Но кто его
разрушил?
- Болезнь!
Болезнь его разрушила, кто же еще? Мы все перепробовали, а сейчас приостановили
всякое лечение, чтобы попробовать на цитоплазме (???). Но надежд мало,
мало.
- Нет, не мало,
не мало! Не мало! Не мало!
- Держи! Давай,
пей! И успокойся! Неправда: здесь все одинаковые, и бедные, и богатые. И
осмотры везде одинаковые: и в общих палатах, и в платных. А мы делаем все
возможное. Только у нас мало средств (технических) и еще меньше денег.
- Ну так почему я
не могу поговорить с профессором?
- Ну конечно! О
случае с твоим братом шла речь и с профессором.
....................
- Я заставил,
чтобы тебя перевели сюда. Тебе будет лучше, будешь один здесь. Я смогу спать с
тобой, - видишь, здесь есть кровать.
- Одноногий!
- Да!
- Когда его
положили в отдельную комнату, номер семь, он умер.
- Нет, нет,
перестань, Лоренцо, что за разговоры. Ты теперь не в больнице, ты в клинике, я
сюда тебя перевез.
- В клинике?
- Да, в частной
клинике, где тебя будут лечить хорошо.
- Это же так
много стоит!
- Нет-нет!
- Я хочу
вернуться домой! Потому что здесь я только страдаю и все, Энрико. Прошу тебя,
отвези меня во Флоренцию, там будут лучше меня лечить. И я буду рядом с женой.
Увижу мою дочку. Ты где? Придвинься поближе, я тебя не слышу.
- Я здесь!
- Ты веришь в
Бога?
- Да.
- Неправда. Зачем
ты говоришь да, если не веришь? Ты тоже хочешь подготовить меня к смерти, как
тот священник, который придет меня причащать?
- Нет! нет! Я
хочу поддержать тебя против смерти. Если в тот момент, когда уже нельзя ни на
что надеяться, можно обойтись без Бога, то тогда можно сказать, что в него не
веришь.
- Но если нельзя
больше верить в человека, и невозможно в Бога...
- Надо верить в
самого себя. Надо узнавать себя в том, что оставляешь.
- Это коммунизм?
- И это тоже.
- Который сейчас
час?
- Рассвет.
- Во Флоренции,
наверное, погасили фонари на набережной Арно. Бог - это свет?
- Да.
- Расскажи мне об
Иисусе Христе, если можешь. Говори, потому что днем я боюсь уснуть.
- Иисус Христос
был человеком, и был сыном Божиим. Он сказал: блаженны люди, потому что унаследуют
землю.
- Это была
статуя, но не помню, в каком месте . На Пасхальной неделе, в часовне Милости
Божией...
- Бог и Иисус?
- Нет, статуя
была одна. Часовня была полна людей. Это было в Чистый четверг. Я обходил
захоронения в семи разных церквях. Я хочу вернуться во Флоренцию. Здесь
темно, включи свет.
- Отдохни.
- Темно,
придвинься поближе, я хочу хорошо тебя видеть.
- Лоренцо,
Лоренцо!
- Потом отдохнешь
в кровати. Будем говорить, пока не настанет день. Почему ты не дашь мне
одеться? Здесь холодно, холодно, холодно. Слышишь, птицы начинают петь?
- Да.
- Сейчас мы будем
спокойны, спокойны. Мама в раю, она идет мне навстречу. Вчера вечером был такой
густой туман на холмах возле города... Как была одета мама?
- В черный
костюм.
- А, костюм...
Черный костюм...
- И юбка была очень
длинная...
.....................
- Прошло еще
несколько дней. Ты просил все о том же: вернуться во Флоренцию, вернуться во
Флоренцию. Потом почти на удивление к тебе вернулись силы, и это был порыв,
который предшествует агонии. Тогда я согласился, чтобы тебе перевезли. И
сегодня признаюсь самому себе, что позволил тебя увезти и не сопровождал тебя,
чтобы не присутствовать при твоей смерти. Я хочу помнить тебя живым.
- Ты знаешь, я
чувствую себя хорошо, я полон сил. И еще мысль о том, что я смогу увидеть
девочку и жену... Тебе много пришлось заплатить за скорую помощь?
- Нет, нет, она
мне ничего не стоила! У меня есть в Красном Кресте одна старая знакомая, это
она все взяла на себя. Не беспокойся!
- Жалко, что ты
не можешь поехать со мной!
- Я тебя догоню
завтра на поезде. Как только приеду, сразу зайду к тебе. Лоренцо, ты уверен? Ты
не раскаиваешься (что едешь)?
- Какая зелень!
- Я хочу
вспоминать тебя живым. И сейчас я говорю себе, что для самых невинных и самых
падших душ смерть - это некое подобие жизни, это завершение некоего знакомства;
и для душ, которые уже не невинны и еще не грешны, для тех, которые не познали
еще вкуса лишения, не испытали ощущения обиды, поскольку царствие небесное
будет принадлежать нищим духом, как сказал Христос, - и если это так, то твоя
душа сияет в самой высокой бесконечности...
К О Н Е Ц
«СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА» (1962)
В создании фильма
принимали участие:
Марчелло Мастроянни
Жак Перрен
Марио Миссироли
Гоффредо Петрасси
Гоффредо Ломбардо
Валерио Дзурлини
Сильви
Сальво Рандоне и другие.
Производство
студии «Титанус- Метро С.п.а.»