BIBLIO ITALIA  Библиотека итальянской литературы - 16 век

 

Pietro Aretino

1492-1556

Пьетро Аретино


PIETRO ARETINO - ПЬЕТРО АРЕТИНО

(1492 - 1556)


Итальянский писатель, поэт  и драматург. Рродился 19 апреля 1492 в г.Ареццо. Его настоящая фамилия, возможно,  Дель Тура , но он сам взял себе псевдоним,  с которым станет знаменитым, чтобы  не вспоминать о нелюбимом отце (вероятно, тот был сапожником и бросил жену и сына).  Воспитанием Аретино занималась мать,  образования он не получил, формирование его взглядов не испытало значительного влияния гуманистических идеалов 15 в.

В 1506 г. он переезжает в Перуджу, где пишет  свои первые стихотворения и занимается живописью, которую затем оставит, - эти занятия, тем не менее, повлияли на формирование художественного вкуса будущего писателя. В 1517 г. он отправляется в Рим, становится знаменитым как автор резких сатирических стихотворений («пасквинат»), направленных против различных высокопоставленных личностей, в особенности против папы Адриана VI, голландца по происхождению. Из-за них он вынужден уехить из города и найти прибежище в Мантуе, у герцога Федерико Гонзага. В Рим он сможет вернуться только в 1523 г., после избрания папы Климента VII (Джулио де Медичи), однако сразу же резкая сатирическая направленность его произведений вызывает острую полемику и порождает интриги. В 1517 г. Аретино пишет комедию «Фарс» («Farza»), за ней следует «Придворная жизнь» («La cortigiana», 1525) и «Развратные сонеты» («I sonetti lussuriosi», 1526), неприличный тон которых становится причиной столь сильного скандала, что приводит к покушению на жизнь автора. Аретино вновь вынужден уехать из Рима, теперь уже навсегда. Он поступает на службу к близкому дому Медичи кондотьеру Джованни делле Банде Нере, командующему итальянскими войсками в Коньякской Лиге, а после его смерти уезжает сначала в Мантую, а затем в Венецию.

С переездом в Венецию происходит значительное изменение и в привычном укладе жизни Аретино, и в его литературном творчестве. Венецианская республика – это не дворы Северной и Центральной Италии, и это позволяет автору писать свободно, не завися от того или иного мецената либо правителя, выбирая по своему усмотрению темы и стилистику собственных произведений, работая в различных жанрах. Аретино поддерживает тесные контакты с издателями, сразу же уловив важность печатного издания для распространения литературных произведений среди широкой публики. В многочисленных сатирических произведениях и в переписке (его эпистолярное наследие составило более 3300 писем) Аретино беспощаден в своей критике власть имущих, причем ему не чужды клевета и шантаж. Очень быстро Аретино становится состоятельным, знаменитым и уважаемым человеком. Его дом на Большом канале посещают самые известные государственные мужи, художники и писатели того времени, в числе которых были Тициан, Сансовино, Пьетро Бембо.  Среди почитателей творчества писателя – французский король Франциск I  и император Карл V, политикой которого Аретино открыто восхищался. Конечно же, многочисленны и соперники: Франческо Берни, Антон Франческо Дони (1513-94) и Никколо Франко (1515-1570).

За период с 1533 до 1546 гг., кроме четырех комедий («Кузнец» - «Marescalco»;  «Таланта» «La Talanta»; «Лицемер» - «Lo Ipocrito»; «Философ» - «Il Filosofo») Аретино создает также «Рассуждения Нанны и Антонии» («Il Ragionamento della Nanna e dellAntonia»), «Диалог» («il Dialogo»), «Придворные рассуждения» («il Ragionamento delle Corti»,1538) и трагедию  «Горация» («Orazia»). Кроме этого, он пишет сочинения религиозного характера, произведения на рыцарскую тематику либо пародируя рыцарство. Умирает Аретино  в 1556 г., будучи одним из самых знаменитых, могущественных и почитаемых литераторов своего времени, которого Ариосто назовет «бичом князей, божественным Пьетро Аретино» (“il flagello / de Principi, il divin Pietro Aretino”).

© С.В.Логиш, 10.02


Opere / Произведения

- La cortigiana / Придворная жизнь
- Il marescalco / Кузнец
- La Talanta / Таланта
- Lo Ipocrito / Лицемер
- Il Filosofo / Философ

- La Marfisa / Mарфиза

-
Il Ragionamento della Nanna e dell'Antonia / Рассуждения Нанны и Антонии
-
Il Dialogo / Диалог
- Il Ragionamento delle Corti / Придворные рассуждения
- Orazia / Горация
-
Orlandino / Орландино
-
Astolfeide / Астольфеида
-
Dubbi amorosi / Любовные сомнения


Materiale critico / Критические материалы

- А.К.Дживелегов. Очерки итальянского Возрождения. Пьетро Аретино


Links / Ссылки

 


  

Наверх   ‘500     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая
 

© Belpaese2000-2007, 01.11.2002 Aggiornato al 20.12.2007




Hosted by uCoz