FRANCESCO BERNI Ц ФРАНЧЕСКО БЕРНИ

(~1496 - 1535)

 


Итальянский поэт. Один из наиболее значительных представителей антиклассицизма. Основатель направления итальянской поэзии, которое станет называться лбернеской╗ (poesia bernesca). Основная ее черта Ц высмеивание окружающего, она продолжает линию комической поэзии на вольгаре, существовавшую в предыдущие столетия, ощутима ее тесная связь с творчеством Буркьелло. С другой стороны, этот поэтический феномен представляется осознанным противопоставлением лирике классического толка, претендовавшей на литературное превосходство. К концу 16 века, когда классическая формула Пьетро Бембо теряет свое преимущество, комическая поэзия получает все большее распространение и значимость.

Один из инициаторов антиклассицистической лмоды╗, Франческо Берни родился между 1496 и 1498 гг. в городке Лампореккьо, в окрестностях Пистойи, в знатной флорентийской семье. Образование получил во Флоренции, впитав в себя ее культуру, которая будет ощущаться во всем его творчестве, начиная с драмы лКатрина╗ (лCatrina╗), положившей начало его литературному творчеству и написанной под впечатлением лНенчи из Барберино╗ Лоренцо Медичи. Драма на деревенскую тематику, написанная октавами, лКатрина╗ повествует в фарсовом ключе о соперничестве между двумя крестьянами, Беко и Мекерино, стремящимися завоевать сердце и жениться на девушке Катрине. Произведение насыщено элементами бурлеска и иронии.

В 1517 г. Берни в свите кардинала и литератора Бернардо Довици (Биббиена) переезжает в Рим, а после его смерти в 1520 г. переходит на службу к его племяннику Анджело и принимает церковный сан. В эти годы Берни активно участвует в интеллектуальной жизни римского двора папы Льва Х. В 1522 г. пишет стихотворение против нового папы Адриана VI, за которое вынужден уехать из города и поселиться в Кьети. В 1524 г., после избрания папой Климента VII, он возвращается в Рим и поступает на службу к епископу Веронскому Джован Маттео Джиберти, вместе с которым ездит по разным городам Венецианской области. В эти годы Берни пишет переложение на тосканский язык лВлюбленного Орландо╗ Маттео Боярдо и большую часть сатирических капитоли и сонетов, а также лДиалог против поэтов╗ (лDialogo contra i poeti╗).

В 1532 г. Берни переходит на службу к Ипполито Медичи, с которым едет в Болонью, затем снова в Рим и во Флоренцию, где завязывает дружеские отношения с Герцогом Алессандро. Умирает, еще не достигнув сорокалетнего возраста, в 1535 г., возможно, став жертвой придворных интриг семейства Медичи. Вероятно, отказавшись отравить одного из сторонников Ипполито, враждебно относившегося к Алессандро, он сам был отравлен.

 

С 1524  по 1530 гг. Берни работает над текстом лВлюбленного Орландо╗, который имеет большое значение в истории итальянской литературы. Рассматривая язык поэмы Боярдо слишком неровным и насыщенным диалектными элементами, Берни создает ее собственную версию на современном ему тосканском варианте итальянского языка. Тем самым он противопоставляет свое видение литературного языка пуризму Пьетро Бембо и, с другой стороны, полемизирует с Лудовико Ариосто, пытаясь продемонстрировать, что любой, кто пишет на живом тосканском языке, может достичь результатов более значимых, чем Боярдо и автор лНеистового Орландо╗, т.е. Ариосто. лПересмотр╗ текста доказывает значительное языковое мастерство Берни, его хорошее владение стилистическими приемами. Однако в целом происходит искажение изначального замысла и текста: Берни не ограничивается изменением языка, но и вносит лисправления╗ в синтаксис и, что еще более существенно,  в саму структуру текста, добавляя новые эпизоды, расширяя либо вовсе исключая некоторые сцены. Таким образом, поэма Боярдо теряет первоначальное значение и перестает быть комико-бурлескным текстом.

В 1526 г. Берни пишет прозаическую пародию на комментарии к Петрарке, в то время очень распространенные, озаглавленную лКомментарий к ранее написанному капитоло╗ (лCommento al capitolo della primiera╗); кроме нескольких стихотворений на латыни, в 1527 г. создает в прозе  лДиалог против поэтов╗ (лDialogo contra i poeti╗), в котором излагает свою теоретическую позицию: он отдает предпочтение поэзии не слишком возвышенной, далекой от изысканности лирики гуманизма и петраркизма и связанной скорее с жанром бурлеска.

Наиболее значительной частью литературного наследия Берни являются сонеты и капитоли, написанные в бурлескном ключе и опубликованные посмертно под общим названием лСтихотворения╗ (лRime╗). Открыто полемизируя с Бембо и с петраркистами, Берни избирает для своих стихотворений повседневную и лнизкую╗ тематику, заменяя традиционную тему любви описанием обыденных вещей (угрей, желатина, репейника), стихийных напастей (например, чумы), неприятностей (например, долгов). Его дама далека от идеализированных женских образов, - она стара и безобразна. Используя парадокс и гротеск, доходя иногда до абсурда, Берни изображает мир, вывернутый наизнанку; с насмешкой говорит о бедствиях, преследующих обычного человека изо дня в день, иронизирует над собственными злоключениями, остро высмеивает знаменитых людей и собственных соперников и недоброжелателей; его юмор нередко сопровождается двусмысленностью и неприличными намеками. Однако с течением времени тон его поэзии изменяется: в юношеских стихотворениях он более легок и насмешлив, а в более поздних стихах становится едким и агрессивным, за ними ощущается глубокий личный пессимизм в отношении окружающего.

Берни использует только две метрические формы стихотворения: капитоло в терцинах и сонет, число строк в котором может доходить до двадцати (так наз. sonetto caudato, т.е. лхвостатый╗ сонет), при этом он широко варьирует эти формы, отступая от строгих правил и регламентаций. Тем самым он подчеркнуто отходит от поэтических вкусов своего времени, основанных на стремлении к совершенству формы, с тем чтобы приблизиться к реалистичности тематики, лексики и поэтического стиля. Берни опирается в наибольшей степени на итальянскую комическую поэзию 14-15 вв., однако использует и некоторых античных латинских авторов, - в частности, Горация, у которого заимствует метрическую схему стихотворного послания.

Поэзия Берни сразу же стала популярной и породила множество последователей и подражателей, в числе которых выделяются Аньоло Фиренцуола и Аннибал Каро, а поэтический жанр, им созданный, будет называться лбернеско╗ и будет использоваться в итальянской литературе, пусть и с посредственными результатами,  даже в 19 веке.

й С.В.Логиш, 11.2003


Opere / Произведения

 

- Rime / Стихотворения

- Capitoli e sonetti burleschi / Бурлескные капитоли и сонеты

- Commento al capitolo della primiera / Комментарий к ранее написанному капитоло

 


 Materiale critico / Критический материал

- Antonio Corsaro. Francesco Berni e la cultura del primo Cinquecento / А.Корсаро. Франческо Берни и культура раннего Чинквеченто (статья)

 


Links / Ссылки
 

 

 


 

й Belpaese200014.12.2003                            
 

 '500       Biblio Italia




Hosted by uCoz