GIAMBATTISTA GIRALDI CINZIO  

ДЖАМБАТТИСТА ДЖИРАЛЬДИ ЧИНЦИО

(1504 - 1573)

 


Джамбаттиста Джиральди, по прозвищу Чинцио, родился в 1504 г. в Ферраре. С 1531 г. преподавал в Ло Студио (т.е. в университете) Феррары, а с 1547 г. получил должность секретаря герцога д'Эсте. Конфликт с одним из бывших учеников, который также был герцогским секретарем, вынудил его в 1563 г. уехать из города, куда он вернется только в 1571 г. , после пребывания в различных городах Северной Италии. Умер в родном городе в 1573 г.

Литературное наследие Джиральди Чинцио обширно и разнообразно. В своих произведениях он придерживается идеологии Контрреформации, которую полностью принимает, пытается определить соответствующие эстетические принципы и применить их к различным литературным жанрам.

Основной теоретический труд, в  котором автор предлагает реформировать систему литературных жанров, озаглавлен Речи о том, как писать романы, комедии и трагедии (Discorsi intorno al comporre dei romanzi, delle commedie e delle tragedie,  1554). В частности, Джиральди Чинцио занимается трагедией, пытаясь соединить новый подход к религиозности с соблюдением классических идеалов. Он возвращается к аристотелевскому понятию катарсиса, которое было распространено в древнегреческом театре, но интерпретирует его в свете католического морализма, искаженно понимая его изначальный смысл. Чинцио считает, что драма в мрачных тонах может играть ту же роль, которую ей приписывал Аристотель, поскольку жестокость и ужас действий, почти всегда сопровождаемых кровопролитием, подчеркивает контраст между добром и злом и приводят к восхвалению добродетели. Образцом идеальной трагедии Чинцио считает насыщенные жестокостью произведения Сенеки, которые он ценит за нравоучительность и морализм.

Джиральди Чинцио применяет новые принципы своей поэтики в девяти трагедиях, первая из которых, Орбекке (Orbecche, поставленная в 1541 г.), была и самой известной из его театральных произведений. Царь Персии Сульмон обещал в жены царю Партов свою дочь Орбекке, однако неожиданно он узнает, что она тайно вышла замуж за Оронта и у нее уже двое детей. Сульмон придумывает ей изощренное наказание: он зовет к себе Оронта и детей и, убив их, посылает дочери голову и кисти рук зятя вместе с бездыханными телами детей в качестве свадебного подарка. Орбекке, придя в ужас, убивает отца и лишает себя жизни. Произведение насыщено сценами жестокости, проникнуто мрачной атмосферой, но перегружено морализаторством. В нем слишком много крови, но мало поэзии; характеры персонажей поверхностны, а нагромождение натуралистических сцен сводит действие на грань смешного.

Джиральди Чинцио подтверждает свою известность страстного и мрачного писателя и в других трагедиях (Альтила, Клеопатра, Дидона - Altile, Cleopatra, Didone) и в незавершенной поэме Геркулес (Ercole, 1557), в которой положительная в целом художественная задача переплетается с авторским вкусом к скабрезным ситуациям. В сборнике новелл Экатоммити (Ecatommiti, в переводе с греческого Сто новелл, 1565) помещает повествование в раму наподобие Декамерона Боккаччо (десять мужчин и десять женщин уезжают за город во время римского мешка, т.е. осады Рима в 1527 г.).  Содержание новелл нередко строится на эпизодах жестокости, или, реже, непристойности; как и в трагедиях, доминирует мрачная атмосфера.

В Италии произведения Джиральди Чинцио сразу же снискали успех, который, впрочем, оказался недолговечным. Тем не менее, его творчество оказало определенное влияние на европейский театр: в частности, на Жана Расина (1639-1699) во Франции и на Шекспира (1564-1616) в Англии, - одна из новелл Джиральди Чинцио, Венецианский мавр, послужила материалом для создания трагедии Отелло.

С.В.Логиш, 10.2003


Opere / Произведения

- Il Moro di Venezia / Венецианский мавр

- L'uomo di corte. Discorso intorno a quello che si conviene a giovane e nobile e ben creato nel servire un gran principe / Придворный.  Речь о том, как благородному и хорошо сложенному юноше следует вести себя на службе у князя

 

 


 Links / Ссылки

- http://galileo.cincom.unical.it/Pubblicazioni/editoria/Altro/Tesi/Formoso/Capitolo5.html - Джиральди Чинцио и Спероне Сперони

- http://www.sparknotes.com/shakespeare/othello/context.html - Чинцио и Шекспир

- La teoria de la novela de G. B. Giraldi Cintio - статья об эстетике Джиральди Чинцио (исп.)
 

 

 

 



Belpaese2000, 06.10.2003

 500     Biblio Italia



Hosted by uCoz