ТОРКВАТО ТАССО (1544-1595).
БИОГРАФИЯ
Торквато Тассо родился в Сорренто 11
марта 1544 г. Его мать, Порция де'
Росси, происходила из благородной
тосканской семьи. Отец, Бернардо
Тассо (1493-1569), также был потомком
древнего рода из Бергамо,
неоднократно переезжал от одного
двора к другому, находясь на
военной либо придворной службе у
различных синьоров в неспокойный
период войн в Италии, и был известен
как один из самых изысканных
литераторов. С 1531 года он был на
службе у кондотьера Ферранте
Сансеверино, князя Салерно. Когда
родился Торквато, отец находился в
Пьемонте, где участвовал в военных
действиях франко-испанской войны, и
продолжал затем переезжать с места
на место, в то время как семья, в
которой, кроме сына, была еще
старшая дочь Корнелия,
переселилась сначала в Салерно, а
затем в Неаполь. Когда в 1552 г.
Сансеверино был объявлен испанским
вицекоролем Педро де Толедо вне
закона, отец Тассо вместе с ним
оказался в изгнании.
Начав школьные занятия у иезуитов в
Неаполе, Торквато в 1554 г. уехал в Рим,
где находился отец. Там в 1556 г. его
застало известие о смерти матери, и
в сентябре этого же года отец
отправил его в Бергамо к своим
родным, а год спустя забрал
мальчика в Урбино, где он сам
оказался на службе у герцога
Гвидубальдо II делла Ровере. Здесь
Торквато получал образование
вместе с малолетним князем
Франческо Марией и впервые
попробовал себя на литературном
поприще, следуя образцам
придворной литературы и, в первую
очередь, на «Придворного»
Кастильоне. В 1559 г. он отправился за
отцом в Венецию, где начал писать
поэму о первом крестовом походе -
"Gierusalemme", - которая стала
первым наброском его будущего
шедевра.
С ноября 1560 г. Торквато живет в
Падуе, где вначале изучает
юриспруденцию, но вскоре переходит
к занятиям философией и
красноречием. Кроме тесных
отношений с университетскими
профессорами, его широкую культуру
и интерес к философии Платона и
Аристотеля во многом определили
отношения с "Accademia degli Infiammati" и
Спероне Сперони. Следуя примеру
отца (опубликовавшего в Венеции
рыцарскую поэму из 100 песен под
названием «Амадиджи»), он создает
рыцарскую поэму «Ринальдо»,
опубликованную также в Венеции в 1562
г. (Литераторы того времени, чтобы
отличать его от отца, начала
называть его «маленький Тассо» -
Tassino). С ноября 1562 г. он посещает
Болонский университет, который
вынужден оставить в январе 1564 г. по
обвинению в том, что написал
оскорбительную сатиру против
студентов и преподавателей. Он
возвратился в Падую, где был принят
в "Accademia degli Eterei" под именем «Раскаявшегося»
(Pentito).
К тому времени у него уже было
немало знакомств и дружеских
связей с дворами Феррары и Мантуи, с
людьми, которые позднее сыграют
важную роль в его жизни (например,
Шипионе Гонзага, сделавший
церковную карьеру и в 1588 г. ставший
кардиналом); пережил несколько
романтических историй (написал
немало любовных стихотворений,
посвященных Лукреции Бендидио,
фрейлине Элеоноры д'Эсте, и некой
Лауре Пеперара, дочери купца, с
которой познакомился в Мантуе). В
эти же годы у Тассо рождается
замысел теоретического труда «Речи
о поэтическом искусстве» (Discorsi dell'arte
poetica).
Решающим моментом в литературной
биографии Тассо стал октябрь 1565 г.,
когда он стал придворным на службе
у кардинала Луиджи д'Эсте. Приехав в
Феррару на бракосочетание Альфонса
II с Барбарой Габсбургской, он
остался под сильным впечатлением
от города, который показался ему, по
его собственным воспоминаниям, "una
meravigliosa e non piu' veduta scena dipinta e luminosa; piena di
mille forme e di mille apparenze". Он с
воодушевлением вошел в придворную
жизнь, где быстро выделился
благодаря своей глубокой культуре
и блестящим манерам; пользовался
уважением у знати, в литературной
среде, в дамском обществе, в первую
очередь у сестер герцога д'Эсте
Лукреции и Элеоноры, для которых он
написал немало стихотворений.
Служба у кардинала предполагала и
определенные практические
обязанности, но Тассо показал себя
с лучшей стороны прежде всего в
культурной жизни двора.
После тяжелого периода 1570-71 гг.,
вызванного смертью отца, Торквато
совершил поездку во Францию в свите
кардинала Луиджи и завязал
значительные связи с французской
придворной культурой. В январе 1572 г.
он перешел на службу к герцогу д'Эсте,
не получив при этом каких-либо
конкретных обязанностей и
занимаясь в основном придворной
культурной жизнью и
представительскими мероприятиями.
Начались годы напряженного
литературного труда, которому
сопутствовал значительный успех: в
1573 г. написана поэма «Аминта» и
начата трагедия «Галеальто, король
норвежский» ("Galealto re di Norvegia"),
которая в 1587 г. была переработана
под названием «Король Торрисмондо»
("Re Torrismondo"). В апреле 1575 г. он
заканчивает работу над поэмой о
крестовом походе, которая еще не
имеет названия и посвящена герцогу
Альфонсу (ему и его сестре Лукреции
Тассо читает свое произведение
летом этого года). Оценкой заслуг
перед двором было назначение поэта
в ноябре того же 1575 г. придворным
летописцем.
Однако погружение в придворную
жизнь и творческое напряжение
привели поэта к тяжелому
психическому состоянию: радость
успеха после окончания поэмы
превратилась в
неудовлетворенность, в желание
бегства, в ностальгический поиск
чего-то утерянного. На завершенное
произведение Тассо смотрел
одновременно и с гордостью, и с
неуверенностью: осознавая ценность
поэмы, он, тем не менее, хотел
привести ее в как можно большее
соответствие литературным и
религиозным нормам своего времени.
Не был он уверен и в прочности своей
католической веры, был подвержен
сомнениям и стремился найти более
определенные, даже абсолютные
ценности и истины.
Пытаясь преодолеть это состояние
неудовлетворения, он в конце 1575 г. (год
юбилея церкви) направляется в Рим и
решает отдать свою поэму на суд
четырех именитых критиков: своего
друга Шипионе Гонзага, Фаминио де'
Нобили, Сильвио Антониано и Спероне
Сперони. Однако в последующие годы
педантичность и морализм «критиков»
еще более усилили
неудовлетворенность поэта, приводя
его то к мысли о необходимости
принять замечания, то к
нетерпимости и сопротивлению.
Впрочем, он и сам в это время с
упорством вносил поправки в текст
поэмы.
Его жизнь в Ферраре была осложнена
неудобствами, манией преследования,
постоянным противоречием между
бунтарским характером и
необходимостью подчиняться и
обвинять себя в чем-то. В 1576 г. у
Тассо произошло столкновение с
придворным Эрколе Фуччи, в июне 1577 г.
он сам с ножом бросился на одного из
слуг, который, как ему казалось, за
ним шпионит. В том же месяце обвинил
себя в ереси перед судом инквизиции.
Был оправдан, однако остался
недоволен оправдательным
приговором. Герцог, обеспокоенный
возможными последствиями
странного поведения одного из
своих придворных, отправил Тассо в
монастырь Св.Франциска. Однако
оттуда поэт бежал, странствовал по
Италии, пока не добрался до
Сорренто, где инкогнито посетил
свою сестру Корнелию с сообщением о
собственной смерти. Увидев ее
страдания, открылся ей и провел в ее
доме несколько спокойных дней.
Ностальгия по придворному кругу
снова привела его в Феррару, откуда
он начал переезжать из одного
города в другой, оказываясь то в
Урбино у своего друга по годам
учебы Франческо Мария делла Ровере,
ставшего герцогом, а затем в Турине,
где пытался устроиться на службу ко
двору Савойя.
В 1579 г. Тассо снова возвратился в
Феррару, как раз в момент
бракосочетания герцога Альфонса и
Маргериты Гонзага, во время
которого поэт потерял контроль над
собой и резко выступил против
герцога и был помещен как
сумасшедший в лечебницу Св.Анны.
Там поэт оставался до июля 1586 г.
Только спустя четырнадцать месяцев
после помещения в лечебницу поэт
смог получить несколько комнат для
жилья и вновь заняться чтением и
творчеством, ему было разрешено
принимать посетителей и выходить
на короткие прогулки. Его мания
преследования была тесно связана с
растущим желанием собственного
наказания, при этом он одновременно
считал себя жертвой
несправедливости. В многочисленных
письмах, отправленных в это время
князьям, синьорам, известным людям
церкви, деятелям культуры, он
пытался отстаивать свое личное
достоинство, оправдать себя, в том
числе и перед герцогом Феррарским,
требовал вернуть ему свободу
передвижения, в которой ему было
отказано. Во время нахождения в
лечебнице Тассо создал
многочисленные поэтические
произведения и большую часть
диалогов, которые затем были
пересмотрены и опубликованы в
разное время (первое издание книги
«Стихотворения и проза» в шести
частях вышло с 1581 по 1587 гг.).
Однако именно поэзия снова стала
причиной новых беспокойств: поэт
был расстроен публикацией «Освобожденного
Иерусалима», появившейся еще до
того, как он смог полностью
пересмотреть текст, и этот факт
вызвал его негодование. Поэма, тем
не менее, имела огромный успех, в то
время как ее автор все более
настойчиво требовал своего
освобождения. Наконец, в июле 1586 г.
ему было разрешено выехать из
Феррары - поэт был «препоручен»
Винченцо Гонзага, год спустя
ставшему правителем герцогства
Мантуанского.
В Мантуе, впрочем, Тассо оставался
недолго. Охваченный беспокойством
и неудовлетворенностью, поэт решил
отдалиться от придворного круга и
искать поддержки у друзей и
почитателей в ином месте, и
обратился к римской церковной
среде. Отправившись в недолгую
поездку в Бергамо, он не
возвращается в Мантую, а едет в Рим,
не отвечая на требования Гонзага
вернуться ко двору. Последние годы
своей жизни Тассо проводит то в
Риме, то в Неаполе, в кругу друзей и
ценителей его поэзии, либо находя
приют в монастырях. Только в 1590-91 гг.
он на недолгое время едет во
Флоренцию и Мантую.
В это время он пытается обновить
религиозную поэзию, создает
различные произведения «по случаю»,
- чтобы отблагодарить тех, кто
выказал ему свое гостеприимство,
занимается редактированием и
пересмотром прежних своих
произведений. Но основные его
усилия были направлены на
глобальный пересмотр поэмы «Освобожденный
Иерусалим», - новая редакция (а
фактически новое произведение)
выходит в 1593 г. под названием «Завоеванный
Иерусалим» ("Gerusalemme conquistata").
Часто впадающий в меланхолию,
уставший, измученный
продолжительными периодами
болезни, поэт находит относительно
спокойную жизнь в Риме, где папа
Климент VIII в ноябре 1594 г. дает ему
пожизненную пенсию и обещает
провозгласить его королем поэтов,
чтобы возобновить в Риме в эпоху
Контрреформации знаменитую
церемонию коронации лучшего из
поэтов, - лавровый венец на
Капитолии получил Петрарка в 1341 г.
Однако
состояние здоровья поэта
ухудшалось. В марте 1595 г. он тяжело
заболел, провел в молитве последние
дни и умер в сильном приступе
горячки 25 апреля 1595 г. Погребен был
Тассо в церкви монастыря Сант-Онофрио,
и его могила, особенно в эпоху
романтизма, стала местом
паломничества многих писателей.
© S.V.Loguich, 6.2002