Джан
Джорджо Триссино родился в Венеции
в аристократической семье, получил
образование в Милане. В 1508 г.
вернулся в родной город, однако
вскоре вынужден был уехать оттуда в
изгнание, поскольку власти
Венецианской республики
заподозрили его в симпатиях к
императору Карлу V.Жил в различных
итальянских городах, в том числе во
Флоренции, а в 1514 г. в Риме, где папа
Лев Х добивается для него отмены
изгнания. Триссино поступает на
службук папе, выполняя различные
дипломатические миссии для него и
его последователей, добиваясь
известности и уважения.
В 1523 г.
Триссино публикует «Эпистолу о
буквах, заново добавленных в
итальянский язык» («Epistolaintornoalleletterenuovamenteaggiunteallalinguaitaliana»),
адресованную папе Клименту VII, в
которрой предлагается
реформировать итальянскую
орфографию посредством добавления
некоторых греческих букв для
передачи звуков, для которых в
итальянском языке не существует
отдельных графем. Эпистола
вызывает очень живую полемику в
ученых кругах. Годом позже выходит
трагедия Триссино «Софонисба» («Sofonisba»).
В 1526 г. Триссино возвращается в
Виченцу, где пишет первые четыре
части трактата «Поэтика» («Poetica»), «Стихотворения»
(«Rime») и «Хозяин замка» («Ilcastellano»).
Последние
годы жизни Триссино провел в
Венеции и Риме, где опубликовал
эпическую поэму «Италия,
освобожденная от готов» («L’ItalialiberatadaiGoti», 1548) и комедию «Близнецы» («Simillimi»,
1548), а также закончил «Поэтику».
Умер Триссино в 1550 г.
Триссино
явился одним из самых
последовательных приверженцев
подражания греческой классике, и
все его произведения представляют
собой попытку, иногда не очень
удачную, осуществить те принципы,
которые были им провозглашены в
шеститомной «Поэтике». В этом
произведении он излагает
эстетические каноны, которые
считает необходимыми для
обновления итальянской культуры,
применяя классические образцы ко
всем литературным жанрам. Ему
итальянская литература обязана
первой «правильной» трагедией (т.е.
выстроенной по правилам,
заявленным в «Поэтике») – «Софонисба»,
написанной в стихах в 1515 г. и
опубликованной в 1524 г.Сюжет
заимствован из ХХХ-й книги «Истории
Рима» Тита Ливия, к нему ранее
обращался Петрарка в своей поэме «Африка»,
в основе его лежит один из эпизодов
войны между Карфагеном и Римом.
Софонисба, жена одного из
нумидийских предводителей Сифака,
оказывается в плену у Массиниссы,
союзника римлян.Он женится на ней,
чтобы спасти ее от рабства, но когда
узнает, что она все же считается
военной «добычей», добывает ей яд, и
героиня кончает жизнь
самоубийством. Трагедия
представляется важным примером
театрального классицизма в Италии,
однако достаточно скромна по своим
художественным качествам:
психология героев лишена глубины, а
история Софонисбы описана
хладнокровно и рационально, стиль
произведения достаточно вял, ритм
замедленен и близок прозе.
Эпическая
поэма «Италия, освобожденная от
готов», написанная
одиннадцатисложным стихом между 1527
и 1547 гг., состоит из 27 частей,
объединенных в 3 тома, и повествует
о войне междуВизантией и
остроготами (535-539 гг.). Это
внушительный по размаху текст, в
котором автор старается строго
следовать образцу гомеровской «Илиады»
в стилистике – и в то же время
соблюдать историческую правду,
касающуюся описываемых событий.
Немногочисленные по-настоящему
поэтические моменты произведения
теряются на общем назидательном
фоне с крайне замедленным ритмом
повествования.
Даже коммедия «Близнецы» (1548),
написанная под влиянием Плавта, и «Стихотворения»
не имеют большой поэтической
ценности. Более значимым
представляется диалог «Хозяин
замка» (1529), в котором Триссино
обращается к вопросу о
литературном языке. Он совершенно
не согласен с нормами,
предложенными П.Бембо, и считает,
что литературный язык должен
формироваться на основе синтеза
различных диалектов. Конкретные
примеры подобного языка Триссино
предлагает в своей «Малой
грамматике» («Grammatichetta», 1526-30),
вызвавшей бурную полемику и
неприятие, особенно со стороны
литераторов Тосканы.