Джорджо
Вазари, автор первого в Европе
фундаментального труда по истории
искусства, актуального и в наше
время, родился в городе Ареццо,
невдалеке от Флоренции. Обучается
ремеслу художника во Флоренции, в
мастерской Андреа дель Сарто, а
ювелирному делу и скульптуре – у
Баччо Бандинелли. Совсем еще юным
Вазари входит в круг семейства
Медичи, завязывая дружеские
отношения с будущими кардиналом
Ипполито и герцогом Алессандро. В 16-летнем
возрасте он становится свидетелем
кризиса, охватившего всю Италию («Римский
мешок» 1527 г.), а затем попыток
восстановить прежние общественные
устои, во время понтификата
Климента VII и одновременной
реставрации власти Медичи во
Флоренции.
С 1531 по
1555 гг. Вазари живет в различных
городах Италии, где выполняет
многочисленные заказы, а затем
окончательно возвращается во
Флоренцию, где герцог Козимо I
поручает ему руководить работами «фабрики»
Уффици, призванной стать
свидетельством возрождения
великолепия медицейского двора.
Умирает Вазари в 1574 г.,на пике
своей славы и карьеры.
Художник
многогранного дарования, Вазари
оставил много выдающихся
живописных полотен, архитектурных
сооружений, однако его имя наиболее
тесно связано с первой историей
итальянского искусства, «Жизнеописаниями
знаменитейших итальянских
живописцев, ваятелей и зодчих от
Чимабуэ до наших дней» («Levitede’ piu eccellentiarchitetti, pittorietscultoriitalianidaCimabueinsinoa’ tempinostri»), опубликованной в 1550 г. и
расширенной во втором издании 1568 г.
(названном «Джунтина» - от имени
издателя Джунти).
В своде
«Жизнеописаний» собраны более 200
биографий художников, скульпторов
и архитекторов, от Чимабуэ до
современников Вазари, включая его
собственную (в хронологическом
плане они доведены до 1567 г.). Книга
была написана по совету кардинала
Фарнезе и историка Паоло Джовио и
стала плодом длительного и
кропотливого труда по поиску
документов и прямых свидетельств,
которые собирались автором многие
годы. Произведение разделено на три
части. В первой автор отмечает
основные черты периода становления
(«fanciullezza») итальянского искусства,
от Чимабуэ до конца Треченто.
Вторая часть посвящена «юношескому
возрасту» («giovinezza»), от Якопо делла
Кверча до конца Кваттроченто;
наконец, в третьей части речь идет о
персоналиях Чинквеченто, в течении
которого искусство достигает своей
«зрелости» («maturita’») в творчестве
Микеланджело.
Вазари
полагает, что искусство должно
подражать природе, и рассматривает
развитие искусства, основываясь на
данной концепции. По его мнению,
средневековое искусство
постепенно освобождалось от
условностей и искусственности с
тем, чтобы на рубеже 14 и 15 вв.
перейти к естественному
изображению внешнего мира, к
совершенствованию технических
приемов, благодаря новым трудам по
анатомии и перспективе, чтобы
достичь полной свободы
выразительных средств и владения
стилем в произведениях
Микеланджело. Именно этой фигурой
завершается исторический процесс,
в ходе которого искусство достигло
совершенства. Уже у своих
современников, неспособных
подняться до уровня мастера, Вазари
отмечает признаки неизбежного
упадка.
Во
втором издании «Жизнеописаний»
Вазари очень внимательно подходит
к достоверности собранных данных; в
стилистическом плане одной из его
целей является ясность изложения,
которая основывается на
использовании технически
правильного, однако доступного
читателю словаря; язык «Жизнеописаний»
живой, иногда почти разговорный,
далекий от академизма. Несмотря на
некоторую предвзятость (например, в
том, что произведение искусства
представляется Вазари прямым
следствием природного нрава
художника; в недооценке некоторых
исторических периодов – в
частности, Средневековья),Вазари
вошел в историю искусства и
литературы как крупнейший критик,
незаурядный рассказчик, оставивший
после себя первый свод биографий
Нового времени.