MATTEO
BANDELLO – МАТТЕО БАНДЕЛЛО
(1485 - 1561)
Итальянский писатель и поэт. Родился в 1485 г. в
городке Кастельнуово Скривиа,
в наст. время в пров.
Алессандрия, в дворянской семье. Начальное образование получил при
доминиканском монастыре в Милане, где его дядя Винченцо был приором, а затем
учился в Павийском университете. Уже в двадцатилетнем возрасте он сам вступает
в доминиканский орден, продолжая, тем не менее, вести очень активную светскую
жизнь, совершая многочисленные поездки с Винченцо, который к тому времени стал
генералом монашеского ордена, и завязывает многочисленные знакомства с
аристократическими семействами всей Италии. После смерти дяди оставляет орден и
начинает заниматься политикой, но когда французские войска возвращаются в Милан
в 1515 г., его связи с семейством Сфорца, бывшим в то время правящей династией
города, вынуждают его уехать из Милана и искать убежища при дворе Гонзага в
Мантуе. Вместе со Сфорца он возвращается в Милан в 1522 г., а три года спустя,
когда город оказывается во власти испанцев, поступает на службу вначале к
Франческо III Гонзага, затем в Джованни далле Банде Нере
и, наконец, к веронскому «капитану»
(военачальнику) Франческо Чезаре Фрегозо, генуэзскому дворянину, который
сражается под флагом Венецианской республики.
Фрегозо, однако, становится французским шпионом и, попав в засаду,
погибает, а Банделло сопровождает его вдову в изгнание в городок Бассенс вблизи Ажена, в Аквитании
(Франция). В 1550 г. король Генрих II жалует ему титул епископом Аженского. Эту должность Банделло будет занимать до 1555 г.
или же, возможно, до самой смерти в 1561 г.
Банделло является автором многочисленных
стихотворных сочинений, однако он сам называл свои поэтические опыты «плохо
отшлифованной бумагой», оставаясь в рамках галантно-куртуазной тематики. Они
были написаны с 1531 по 1538 гг., изданы в 1545 г. и состояли из 11 «Песен во хвалу госпожи Лукреции Гонзага» («Canti XI
delle lodi della signora
Lucrezia Gonzaga») и капитулов в
терцинах «Три Парки» («Le tre Parche»).
Кроме них, перу Банделло принадлежат «Некоторые фрагменты Стихотворений» («Alcuni
fragmenti delle Rime»),
в 1544 г. посвященные королеве Маргарите Наваррской
(они были обнаружены только в 1816 г.)
Иная судьба была у
прозаических произведений Банделло: он написал 214 новелл, собранных в 4-х
книгах, первые три из которых были опубликованы в Лукке
в 1553-54 гг., а последняя вышла в Лионе уже после смерти автора, в 1573 г.
Новеллы не имеют сюжетного обрамления, подобно «Декамерону» Боккаччо, - они
сопровождаются описанием мест и ситуаций, которые автор имел возможность
наблюдать во время своих поездок и службы у различных синьоров и военачальников.
Кроме этого, Банделло не следует какому-либо тематическому принципу или
схожести ситуаций. Он сам подчеркивает это, заявляя, что новеллы не являются
«продолжением некой длинной истории», а представляют собой «смесь разных
происшествий, по-разному случавшихся, в разных местах и в разное время, с
участием разных людей».
Каждой новелле предшествует введение в форме
письма-посвящения, адресованного одному из современных персонажей, в котором
автор рассказывает, при каких обстоятельствах он узнал о том, о чем повествует
в новелле. Письма-посвящения имеют большое значение для понимания всего
замысла, так как в них писатель устанавливает прямую связь с реальностью своего
времени и придает правдоподобие описанным историям. Новеллы изобилуют
историческими и бытовыми деталями и отражают праздничную атмосферу различных
дворов эпохи Возрождения. Нередко автор использует краткие вставные новеллы,
которые иногда находят развернутое продолжение в следующей новелле,
устанавливая между ними определенную тематическую связь.
Можно отметить несколько литературных источников
новеллистики Банделло: «Новеллино» 13 века, творчество Дж.Боккаччо,
новеллы 14 века, - из них писатель заимствует традиционные темы и сюжеты;
однако он использует и современную новеллистику, фольклорный материал, истории
из повседневной жизни, рассказы об известных личностях и путевые заметки. Тон повествования может колебаться от комического до трагического
либо патетического, в центре новеллы могут быть интриги, насмешка, героические
приключения, волшебные либо сказочные превращения. Наиболее
привлекательны для автора сюжеты исторического и любовного содержания, которые
нередко имеют трагическую развязку. В целом Банделло стремится к тому, чтобы
его новеллы были приятны придворной публике и навели на размышления о прочитанном.
К новеллистике
Банделло обращались драматурги Европы 16-17 вв. (в частности, У.Шекспир: «Ромео
и Джульетта», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»; Лопе
де Вега, Сервантес).
© С.В.Логиш, 2003
Materiale critico / Критический материал
- Овэтт А. История итальянской
литературы. СПб., 1908.
- Сарьян С.М. Новая ступень развития реализма итал. новеллы эпохи Возрождения в творчестве М.Банделло. М., 1950 (канд.дисс.)
- Bonora
E. Novelle e commedie del Cinquecento.
Torino, 1960.
- Brognolio
G. Matteo Bandello. Torino, 1932.
- Petrocchi G. Matteo Bandello, l’artista e il novelliere. Firenze, 1949.
Opere /
Произведения
-
-
-
-
Giulietta e Romeo
Links / Ссылки
-
-
-
-
-
© Belpaese2000, 26.9.2003 Biblio Italia