MATTEO BANDELLO – МАТТЕО БАНДЕЛЛО

(1485 - 1561)

 


Итальянский писатель и поэт. Родился в 1485 г. в городке Кастельнуово Скривиа, в наст. время в пров. Алессандрия, в дворянской семье. Начальное образование получил при доминиканском монастыре в Милане, где его дядя Винченцо был приором, а затем учился в Павийском университете. Уже в двадцатилетнем возрасте он сам вступает в доминиканский орден, продолжая, тем не менее, вести очень активную светскую жизнь, совершая многочисленные поездки с Винченцо, который к тому времени стал генералом монашеского ордена, и завязывает многочисленные знакомства с аристократическими семействами всей Италии. После смерти дяди оставляет орден и начинает заниматься политикой, но когда французские войска возвращаются в Милан в 1515 г., его связи с семейством Сфорца, бывшим в то время правящей династией города, вынуждают его уехать из Милана и искать убежища при дворе Гонзага в Мантуе. Вместе со Сфорца он возвращается в Милан в 1522 г., а три года спустя, когда город оказывается во власти испанцев, поступает на службу вначале к Франческо III Гонзага, затем в Джованни далле Банде Нере и, наконец, к  веронскому «капитану» (военачальнику) Франческо Чезаре Фрегозо, генуэзскому дворянину, который сражается под флагом Венецианской республики.  Фрегозо, однако, становится французским шпионом и, попав в засаду, погибает, а Банделло сопровождает его вдову в изгнание в городок Бассенс вблизи Ажена, в Аквитании (Франция). В 1550 г. король Генрих II жалует ему титул епископом Аженского. Эту должность Банделло будет занимать до 1555 г. или же, возможно, до самой смерти в 1561 г.

Банделло является автором многочисленных стихотворных сочинений, однако он сам называл свои поэтические опыты «плохо отшлифованной бумагой», оставаясь в рамках галантно-куртуазной тематики. Они были написаны с 1531 по 1538 гг., изданы в 1545 г. и состояли из 11 «Песен во хвалу госпожи Лукреции Гонзага» («Canti XI delle lodi della signora Lucrezia Gonzaga») и капитулов в терцинах «Три Парки» («Le tre Parche»). Кроме них, перу Банделло принадлежат «Некоторые фрагменты Стихотворений» («Alcuni fragmenti delle Rime»), в 1544 г. посвященные королеве Маргарите Наваррской (они были обнаружены только в 1816 г.)

Иная судьба была у прозаических произведений Банделло: он написал 214 новелл, собранных в 4-х книгах, первые три из которых были опубликованы в Лукке в 1553-54 гг., а последняя вышла в Лионе уже после смерти автора, в 1573 г. Новеллы не имеют сюжетного обрамления, подобно «Декамерону» Боккаччо, - они сопровождаются описанием мест и ситуаций, которые автор имел возможность наблюдать во время своих поездок и службы у различных синьоров и военачальников. Кроме этого, Банделло не следует какому-либо тематическому принципу или схожести ситуаций. Он сам подчеркивает это, заявляя, что новеллы не являются «продолжением некой длинной истории», а представляют собой «смесь разных происшествий, по-разному случавшихся, в разных местах и в разное время, с участием разных людей».

Каждой новелле предшествует введение в форме письма-посвящения, адресованного одному из современных персонажей, в котором автор рассказывает, при каких обстоятельствах он узнал о том, о чем повествует в новелле. Письма-посвящения имеют большое значение для понимания всего замысла, так как в них писатель устанавливает прямую связь с реальностью своего времени и придает правдоподобие описанным историям. Новеллы изобилуют историческими и бытовыми деталями и отражают праздничную атмосферу различных дворов эпохи Возрождения. Нередко автор использует краткие вставные новеллы, которые иногда находят развернутое продолжение в следующей новелле, устанавливая между ними определенную тематическую связь.

Можно отметить несколько литературных источников новеллистики Банделло: «Новеллино» 13 века, творчество Джоккаччо, новеллы 14 века, - из них писатель заимствует традиционные темы и сюжеты; однако он использует и современную новеллистику, фольклорный материал, истории из повседневной жизни, рассказы об известных личностях и путевые заметки. Тон повествования может колебаться от комического до трагического либо патетического, в центре новеллы могут быть интриги, насмешка, героические приключения, волшебные либо сказочные превращения. Наиболее привлекательны для автора сюжеты исторического и любовного содержания, которые нередко имеют трагическую развязку. В целом Банделло стремится к тому, чтобы его новеллы были приятны придворной публике и навели на размышления о прочитанном.

К новеллистике Банделло обращались драматурги Европы 16-17 вв. (в частности, У.Шекспир: «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»; Лопе де Вега, Сервантес).

 

© С.В.Логиш, 2003

 


 

Materiale critico / Критический материал

- Овэтт А. История итальянской литературы. СПб., 1908.

- Сарьян С.М. Новая ступень развития реализма итал. новеллы эпохи Возрождения в творчестве М.Банделло. М., 1950 (кандисс.)

- Bonora E. Novelle e commedie del Cinquecento.  Torino, 1960.

- Brognolio G. Matteo Bandello. Torino, 1932.

- Petrocchi G. Matteo Bandello, l’artista e il novelliere. Firenze, 1949.

 

 

Opere / Произведения

- Novelle / Новеллы

- Le tre parche / Три парки

- Canti XI de le lodi de la s. Lucretia Gonzaga / ХI песен во хвалу г-жи Лукреции Гонзага

- Giulietta e Romeo / Ромео и  Джульетта

 


 

Links / Ссылки

-         http://www.eeditrice.com/arch12_bandello.htm

-         Matteo Bandello. Biografia (на исп. языке)

-         Giulietta e Romeo di matteo Bandello – «Ромео и Джульетта» (текст)

-         Flora F. Matteo Bandelloe la novella del Cinquecento

-          

 


 

© Belpaese2000,  26.9.2003                                               Biblio Italia




Hosted by uCoz