BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы - 13 век

 

 

Iacopone da Todi

 

~1230-1306

 

Якопоне  да Тоди

 


 

IACOPONE DA TODI – ЯКОПОНЕ ДА ТОДИ

(Тоди, Умбрия, ок.1230 - Коллаццоне, Тоди, 1306)

Итальянский поэт 13 в., один из крупнейших представителей религиозной поэзии. Настоящее имя Якопо Бенедетти (Jacopo Benedetti). Родился в знатной семье в городке Тоди, в Центральной Италии (Умбрия), и был известен по названию родного города. Сведений о жизни Якопоне до его религиозного обращения немного: учился в Болонье, стал нотариусом и вел беззаботную светскую жизнь. В 1268 г. на одном из балов провалился пол в зале и погибла его жена. На ее теле обнаружили власяницу, которую женщина носила в знак покаяния. Это трагическое происшествие потрясло Якопоне и привело его к религии, к истовой вере; всю дальнейшую жизнь он посвятил искуплению грехов. В 1278 г. Якопоне вступает во францисканский  Орден младших братьев, уже тогда разделившихся на «спиритуалов» (строгих последователей доктрины Франциска Ассизского) и «конвентуалов» (ратовавших за смягчение суровых правил ордена) и принимает сторону первых, признаваемых папой Целестином V. Он стремится участвовать в религиозной реформе, возлагает большие надежды на папу и посвящает ему несколько стихотворений. Однако вскоре Целестина сменяет папа Бонифаций VIII, и ситуация изменяется. «Спиритуалов» поддерживает аристократическое семейство Колонна, враждебно настроенное по отношению к папе, которое составляет манифест с призывом к свержению Бонифация, и Якопоне в числе тех, кто подписывает его. Папа отвечает отлучением от церкви подписавшим манифест, а его войска в 1298 г. берут в осаду городок Палестрина, оплот семьи Колонна, и  через несколько месяцев захватывают его. Якопоне приговорен к пожизненному заключению, а его прошение о помиловании и отмене отлучения остается без ответа. Только после смерти Бонифация в 1303 г. он выходит на свободу и проводит последние годы жизни в монастыре рядом с Тоди, где и умирает в 1306 г.

Литературное наследие Якопоне достаточно богато и состоит из 93 лауд, собрания «Изречений» («Detti»), латинской лауды «Stabat Mater» и трактата на латыни, атрибуция которого сомнительна. Импульсивный, воинственный и агрессивный характер Якопоне находит свое  поэтическое отражение в инвективах против коррумпированной церкви, и в первую очередь против папы Бонифация, недостойного наместника Христа на земле. С таким же осуждением поэт выступает и против ересей, и его напряженные размышления о суетности мира приводят его к отрицанию и отказу от всех земных благ, как пишет он в одной из самых известных лауд «Когда радуешься ты, высокомерный человек…»  «Quando taliegre, omo daltura...». Это диалог между живым и мертвым: живой, увидев мертвого изменившимся до неузнаваемости, обращается к нему с вопросами, в которых звучат одновременно насмешка и удивление. Мертвец отвечает ему, говоря о неизбежном распаде, навстречу которому идет человек, и советует ему подумать над незначительностью и хрупкостью земных устремлений. В других текстах напряженность религиозного чувства Якопоне проявляется в форме хвалы Богу. В них изменяется тональность стиха, превращающаяся в страстный мистический порыв, в лауде «О ликованье сердца» («O iubelo de core»), которое рождается от сопричастности Богу.

 «Лаударий» Якопоне развивается в двух направлениях: одно из них проникнуто глубоким мистицизмом, а второе направлено на моральную и политическую тематику. К первому относятся лауды «Плач Мадонны» («Il pianto della Madonna»), в которой поэт отходит от мрачных интонаций, которые широко распространены в его текстах, с тем чтобы выразить тонкие оттенки чувства страдания, которое испытывает мать перед жестокой судьбой сына. К этой же группе относятся и лауды, написанные с большей мистической экзальтацией, как, в частности, «О Господь, смилуйся, пошли мне болезнь…» («O Segnor; per cortesia, manname la malsania »). в которой Якопоне призывает ужасные болезни как благотворную кару за совершенные грехи. Лауды на политическую тематику также представляются интересными как по своему историческому содержанию (резкие высказывания о продажности церкви и непосредственно в адрес папы Бонифация VIII), так и по своим формальным характеристикам: религиозный, духовный язык лауды используется для описания острополемических политических тем, создавая при этом эффект, который современная критика определяет как «остранение», усиливающий эмоциональный накал стихотворного текста (лауды «Что делать будешь ты, Пьер даль Морроне?» - «Che farai, Pier dal Morrone?» - посвященная кардиналу Пьетро да Морроне, поддерживавшему спиритуалов, к которым принадлежал Якопоне;  «О папа Бонифаций» - «O papa Bonifazio»).

Экспрессивность образов, сила слова поэзии Якопоне на протяжении столетий, и особенно в 19 веке, сформировали его собственный образ как человека непосредственного, инстинктивного, воспевавшего непредвзятые и необоримые чувства. Тем не менее, тексты его лауд отражают широкий литературный и культурный кругозор автора, он хорошо знает Библию, сочинения отцов церкви, Св.Франциска Ассизского, светскую литературу, включая и провансальскую поэзию. Язык Якопоне, основой которого был умбрский вариант вольгаре, изобилует латинизмами. Форма поэтической речи преднамеренно резка, ритм изломан, в ней присутствует много риторических фигур, чаще всего это анафоры и повторы, мало созвучные языку «народной» поэзии.

 

© С.В.Логиш, 09.2004


Произведения / Opere

  •  Laude .zip / Лауды


Литература / Materiale critico 


Ссылки / Links


  Наверх   ‘200     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод
Литературоведение

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

© Belpaese2000-2005   С.В.Логиш 19.10.2005




Hosted by uCoz