ЛАУДА (итал. Lauda – хвала) – жанр духовной поэзии в Италии 13-16 вв., песня на итальянском языке (реже на латыни), обычно в строфической форме, прославляющая Иисуса Христа, деву Марию, святых, мир как Божье творение, христианские добродетели. Первая лауда на итальянском языке (умбрийском диалекте) – «Laudes creaturarum o Cantico del Sole» («Хвалы Божьим тварям, или Песнь о Солнце», ок. 1225) св Франциска Ассизского, написанная ритмической прозой и восхваляющая в качестве «братьев и сестер» все явления мира, включая «сестру Смерть». Позднее в лауде использовались строфические формы светских поэтических жанров – баллады, сестины, тенсоны; куртуазные мотивы заменялись на соответствующие религиозные (вместо «возлюбленной донны» трубадуров – «госпожа Бедность»). Расцвет лауды был связан с народным религиозным движением, зародившимся в Умбрии в середине 13 в. и охватившим многие области Италии: стихийно возникавшие братства мирян, охваченные настроением покаяния, экстатической любви к Христу и Богоматери, использовали лауды на своих собраниях вместо канонических гимнов; флагелланты шествовали под пение лауд по городам Италии. Лауда предполагала сочувствующее участие аудитории, что привело к развитию ее драматической разновидности (laude drammatiche) с диалогами между аллегорическими персонажами: Грешником и Мадонной, Христом и Душой, Душой и Любовью. Самые выдающиеся образцы лауды принадлежат монаху-францисканцу Якопоне да Тоди, написавшему около 100 лауд (1268-1306, изданы в 1490) «к утешению тех, кто желает подражать Господу на пути креста и добродетели» (предисловие первого издателя Ф.Бонакорси); их основные мотивы: желание души умереть вместе с Христом («О крест, я взберусь на тебя и повисну, чтобы, умирая, вкусить жизни» - «О любви к Христу на кресте»), жизнь Иисуса как «зеркало души»; плач Мадонны над сыном («Райская донна» - самое известное произведение Тоди), «душа» как невеста Христа, найденная для него ангелами; Христос – «лилия человечества», обладающая «совершенным ароматом»; полное растворение души в Боге (лауда «Как душа посредством священного самоуничтожения и любви достигает неизведанного и невыразимого состояния»). Многие лауды сохраняли важное значение в религиозной жизни Италии до 19 в., а латинские лауды – до 13 в. «Stabat mater dolorosa» («Мать скорбящая стояла»), приписываемая Я.да Тоди, и «Dies irae» («День гнева») вошли в состав католической литургии.

 

Лит.: Underhill E. Jacopone da Todi: Poet and mystic. L.; Toronto, 1919; Pericoli M. Escatologia nella lauda jacoponica. Todi, 1962.

                     А.Е.Махов //Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.Стб.431-432.





Hosted by uCoz