BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы - 20 век

 

Dino Campana

1885-1932

Дино Кампана

 


DINO CAMPANAДИНО КАМПАНА
(Марради, Флоренция, 1885 – Бадия
-ин-Сеттимо, Флоренция, 1932)

 Итальянский поэт. Родился  в небольшом поселке в Апеннинах, недалеко от Флоренции, 20 августа 1885 г. С трудом учился в гимназии и лицее, вначале в Фаэнце, затем в самом Марради, а в конце в городке Карманьола, в окрестностях Турина. Уже в эти годы у него проявляются признаки неустойчивого и нетерпимого характера, которые вскоре разовьются в нервную болезнь и во многом определят всю его жизнь, постоянно вынуждая его к перемене мест, в Италии и за границей. В 1903 г. на короткое время Кампана попадает в тюрьму в Парме из-за участия в драке. После этого учится на химическом факультете в Болонском и Флорентийском университетах, но так и не заканчивает курс обучения. Вскоре, по настоянию родных, будет регулярно проходит курс лечения в больнице для душевнобольных, в то время как его тяга к бродяжничеству будет постоянно усиливаться.

Проведя некоторое время во Франции и в Бельгии, Кампана уплывает в Аргентину и там, чтобы заработать на проживание, часто меняет род занятий, работая то бухгалтером, то угольщиком, то пожарным. Пробыв в Новом Свете лишь несколько месяцев (конец 1909 – начало 1910 гг.), возвращается в Европу, останавливаясь на короткое время в Одессе, потом в Бельгии, где снова попадает в больницу. Вскоре возвращается в Марради к родителям. В 1913 г., пробуя еще раз учиться в университете, на этот раз в Генуе, открывает для себя современную литературу, знакомится с некоторыми флорентийскими литераторами, сотрудничавшими в журналах «Лачерба» и «Воче», - в частности, с Дж.Папини и А.Соффичи; интересуется футуризмом. Отдает на прочтение Папини (который затем передаст Соффичи) рукопись, озаглавленную «Самый длинный день» («Il più lungo giorno»), которая будет утеряна и обнаружена только в 1971 г. среди бумаг А.Соффичи. С большими усилиями Кампана восстанавливает ее по памяти и публикует в 1914 г. в Марради под названием «Орфические песни» («Canti orfici»). Его жизнь тем временем становится все более беспокойной и разлаженной. В 1914-1915 гг. Кампана в постоянном «бегстве»: Флоренция, Пиза, Сардиния, Швейцария, Франция. В 1916 г. знакомится с молодой писательницей Сибиллой Алерамо, с которой переживает бурный и очень короткий роман. В 1917 г. снова оказывается в тюрьме по подозрению в дезертирстве. После всех событий состояние здоровья поэта ухудшается, и в 1918 г. его помещают в больницу для душевнобольных в городке Кастель Пульчи, невдалеке от Флоренции. Там Кампана проведет последние 14 лет жизни и умрет от септицемии (форма сепсиса) 1 марта 1932 г.

 

Литературное наследие Кампаны состоит из сборника «Орфические песни», в котором объединены собственно поэтические сочинения и стихотворения в прозе, «Тетради» («Quaderno») и «Блокнота» («Taccuino») которые были изданы в 1942 г. Позже к ним была добавлена переписка с Сибиллой Алерамо и некоторые неизданные тексты, появившиеся в печати с 1958 по 1985 гг.

Название сборника «Орфические песни» представляет собой прямую аллюзию на орфическую доктрину, которая отражена в древнегреческих текстах эпохи эллинизма. Кампана сознательно пытается связать свою поэзию с «магическим» письмом, столь распространенным в среде европейского символизма.

Стихотворения, написанные в традиционном ключе, лежащие в основе стилистической эволюции поэта, указывают на его близость к поэзии конца 19 века, прежде всего к стилистике Дж.Кардуччи (по использованию пейзажа и некоторых элементов языка) и Г.Д’Аннунцио, однако многие критики, и в первую очередь Э.Монтале, обращают внимание на возможную близость “Орфических песен» поэзии Альдо Палаццески и живописи Оттоне Розаи. Однако никакая отсылка к поэтическому языку и технике прошлого либо современности не в состоянии до конца объяснить своеобразие поэзии  Дино Кампаны.

Его лирика представляет собой единое целое, она отражает целостность творческого развития поэта, в котором мотив бродяжничества, реалии окружающего мира сосуществуют и переплетаются с порождениями сна, грезы и с архетипическими фигурами мифа. Одна из основных особенностей этой поэзии заключается в том, что ее образы никогда не поддаются полной расшифровке, а пограничные состояния сознания поэта вбирают в себя реальный мир и рождают сплав действительного и воображаемого. То, что поэт наблюдает и отражает в своих текстах, проходит сквозь призму иррациональности, «безумия», и сам процесс письма превращается в поиск высшего знания, т.е. в попытку обрести утерянную тождественность, сопрягая конкретный реальный опыт с порождениями подсознательного. Ключ к интерпретации сборника необходимо искать в сложном лабиринте личного существования поэта, в неустойчивости его поведения, доходящем до полной утраты понимания логических связей в окружающем и, как следствие, ведущем к искажению реальности. 

Сборник «Орфические песни» открывается стихотворением в прозе «Ночь», пространным повествованием, в котором сложно отделить реальность от грезы, видения, состояние души от символа. Уже в нем появляется первый и самый важный структурный элемент, своего рода хронотоп, по терминологии М.Бахтина, - мотив бродяжничества, путешествия, бегства, в конечном итоге, реального и воображаемого, - в поисках собственной идентичности и воссоединения с природой. В эти рамки вписываются ночные онирические видения, женские образы, порой неясные и загадочные, символизирующие то, чего нельзя достичь и чем нельзя обладать, либо то, что не поддается выражению (как, напр., Химера); порой, напротив, предельно реалистические (неоднократные описания проституток). Постоянно проявляющийся интерес к маргинальным явлениям и местам с дурной славой напоминает некоторые мотивы и образы «проклятых поэтов» конца 19 века.

Поэтическая стилистика Кампаны достаточно разнообразна. В прозаических фрагментах «Орфических песен» он часто обращается к сложным синтаксическим построениям, с минимальным количеством глаголов, где ускоренный ритм чередуется с замедленным, составляя в целом лирико-повествовательную схему. Техника построения стихотворения в прозе позволяет автору в еще большей степени, чем рифма, передать конкретность и тяжесть повседневного существования, боль и безысходность собственного бытия. В поэтических фрагментах сборника Кампана использует верлибр, который у него почти всегда наделен внутренним ритмом, так как должен соответствовать передаче ощущений и образов, порождаемых его художественным воображением. Язык его поэзии, сложный, кодированный, доходит до предела нормы, почти до искажения, подчиняясь стремлению автора создать картины на грани потрясения и даже умопомрачения.

Необычная жизнестойкость и избыток энергии, чрезвычайное эмоциональное напряжение, переходящее из одного текста в другой, - вот основные моменты поэзии Кампаны. Его лирика далека от классической уравновешенности и только иногда достигает полного равновесия стиля и формы, чаще всего находя разрешение в формах «видений» и музыкальности. Богатство образного ряда, способ, посредством которого образы вписываются в общую музыкально-поэтическую ткань, содержащую множество мелодических отголосков, нюансов, аналогий, делают его поэзию неподражаемой, глубоко оригинальной, обладающей той степенью художественной суггестии, которая была подвластна очень немногим поэтам двадцатого века. В то же время поэтическая картина мира оттеняется трагическим фоном, поскольку именно трагическим был жизненный путь поэта и его мироощущение. Творчество Кампаны становится во многом определяющим для итальянской поэзии всего будущего столетия.

© С.В.Логиш, 28.10.2004


Opere / Произведедения


Materiale critico / Критический материал

  •  


Links / Ссылки


Наверх   ‘900     Biblio Italia   Belpaese2000

 
Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

 

© Belpaese2000-2006  С.В.Логиш 24.02.2006




Hosted by uCoz