BIBLIO ITALIA  Библиотека итальянской литературы

 

 

Cristoforo Landino

1424-1498

Кристофоро Ландино


CRISTOFORO LANDINO – КРИСТОФОРО ЛАНДИНО
(Флоренция, 1424 - 1498)

 Итальянский гуманист и писатель. Родился во Флоренции, но получил литературное и юридическое образование в Вольтере, небольшом городе на северо-западе от Флоренции, когда-то одном из крупнейших этрусских городов. В 1458 г. он окончательно возвращается в родной город, чтобы заняться преподаванием поэтики и ораторского искусства. Посещает кружок Медичи, вначале как друг Козимо Старшего, а затем как друг и учитель Лоренцо Великолепного.
Начало его творчества отмечено собранием стихотворений под названием «Ксандра» («
Xandra», 1443-1458), а также переводами на вольгаре ряда произведений латинских атворов, в числе которых «Естественная история» Плиния Старшего (1476), и комментариями к авторам античности, как на латыни, так и на вольгаре. Знаменит его «Комментарий к «Комедии»» («Comento sopra la Comedia», 1481), в котором Ландино подчеркивает величие Данте и еще раз подтверждает благородство и достоинство итальянского языка, возвращая таким образом Флоренции и Тоскане первостепенную роль в развитии культуры. Кроме Данте, пишет комментарии и к произведениям Петрарки, отдавая при этом предпочтение его «Канцоньере», а не произведениям на латыни. На латинском языке создает комментарии к произведениям Горация (1482) и Вергилия (1488).
Дружеские отношения с Марсилио Фичино и посещение собраний Платоновской академии приводят его к изучению философии, которая становится основой для написания нескольких диалогов. Особый интерес из них представляют «О душе» («
De anima») и «Об истинном благородстве» («De vera nobilitate»).
Самым значительным произведением Ландино является диалог четырех частях «Камальдульские беседы»   («
Disputationes camaldulenses», 1474), озаглавленный таким образом по названию древнего монастыря, где и происходит его действие. Действующие лица диалога, среди которых присутствуют Лоренцо и Джулиано де Медичи, Леон Баттиста Альберти, Фичино и сам Ландино беседуют о том, стоит ли предпочитать жизнь деятельную жизни созерцательной и по какой причине. Лоренцо отстаивает идеал деятельной жизни. Альберти вначале отстаивает роль жизни созерцательной, но затем приходит к объединению двух точек зрения, утверждая, что обе они имеют свой вес и место в жизни человека, а сам человек должен действовать таким образом, чтобы удерживать в равновесии эти два начала. В целом в диалоге подчеркивается вера в познавательные и рациональные способности человека,  который именно благодаря этим своим качествам есть образ Божий и причастен божественной природе.
Ландино активно участвует в распространении идей Платона и Аристотеля во Флроренции, однако самым значительным вкладом в развитие гуманистической литературы является его отношение к стилю изложения. В «Камальдульских беседах», например, очевидно влияние стилистики Цицерона. К его произведениям тяготеют не только основные понятия, но и стилистические установки, и синтаксическое построение диалога. В этом плане творчество Ландино оказало существенное влияние на формирование концепции, характерной для литературы итальянского гуманизма, согласно которой изучение античных авторов имеет, наряду с совершенствованием стиля, еще и гражданскую функцию.

  © С.В.Логиш, 02.2004


 

   

Наверх   ‘400     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

© Belpaese2000, 8.04.2004

 



Hosted by uCoz