BIBLIO ITALIA  Библиотека итальянской литературы

 

 

Jacopo Sannazzaro

1457-1530

Якопо Саннадзаро


JACOPO SANNAZZARO – ЯКОПО САННАДЗАРО

(Неаполь, 1457 - 1530)

 Якопо Саннадзаро является самым значительным и многосторонним  писателем в рамках гуманистической культуры Южной Италии конца 15 – начала 16 вв. Он родился, вероятно, в 1457 г. в Неаполе. Семья по линии отца происходила из городка Саннадзаро де' Бургонди в окрестностях Павии, мать была родом из Салерно. Сложное финансовое положение семьи, ухудшившееся после смерти отца в 1470 г., вынудило ее перебраться  в поместье матери вблизи Салерно, откуда будущий писатель вернулся в Неаполь только пять лет спустя.
Здесь он получает образование под руководством  гуманиста Джуниано Майо, увлекавшегося магией. Майо вводит его в придворный круг и в Академию, где Саннадзаро завоевывает уважение со стороны ее главы Джованни Понтано. Согласно традициям времени, принимает литературный псевдоним
Actius Sincerus (Аций Искренний). С 1481 по 1494 г. Саннадзаро живет при дворе герцога Калабрийского Альфонса Арагонского. К этому периоду относится большинство его стихотворений придворной тематики и поэтических сочинений на латыни. Здесь же он начинает работать над своим самым значительным произведением – поэмой «Аркадия» («Arcadia»). В эти годы завязываются и его тесные дружеские отношения с Федерико Арагонским, который взойдет на неаполитанский трон в 1496 г. В 1489 г. принц дарит ему роскошную виллу в окрестностях неаполитанского пригорода Мерджеллина, которая станет излюбленным местом проживания, -  Саннадзаро будет неоднократно ее упоминать в своих сочинениях как идеальное пристанище для литературных занятий и творчества.
В 1501 г. Федерико теряет свое королевство под натиском войск французского короля Карла VIII, и Саннадзаро продает большую часть своего имущества и отправляется за королем в изгнание во Францию. Только после смерти Федерико в 1504 г. он возвращается в Мерджеллину. Здесь он проведет остаток жизни вместе с возлюбленной Кассандрой Маркезе, полностью посвятив себя  литературным занятиям и редактированию уже написанных произведений. Умер Саннадзаро в 1530 г. Эпитафию на его надгробную плиту сочинил Пьетро Бембо.
Саннадзаро был достаточно плодовитым автором, и его творчество развивалось в нескольких направлениях. Он писал как поэтические, так и прозаические произведения, на латыни и на вольгаре; серьезно исследовал античную литературу. Он провел значительную работу по восстановлению списков произведений Марциала, Овидия и других античных авторов, обнаружил несколько неизвестных либо утерянных текстов. Саннадзаро был незаурядным филологом: его интерпретация «Элегий» Проперция оставалась одной из самых глубоких и значительных на протяжении нескольких столетий.
Кроме «Аркадии», на вольгаре Саннадзаро написал «Фарсы» («
Farse») и  так наз. «Клубки» (”Gliommeri” ), написанные на неполитанском диалекте, написанные в шуточной манере. Большая часть этих произведений утеряна. До наших дней сохранились шесть «Фарсов» и один «Клубок».
«Фарсы» написаны одиннадцатисложным стихом с рифмовкой в цезуре. Они созданы на вольгаре, использовавшемся при дворе, т.е. правильном и свободном от диалектных примесей, и посвящены тематике, распространенной в лирической поэзии того времени. Наиболее часто в них встречаются размышления о преходящести красоты и бренности самой жизни, ощущаются меланхолические ноты. В так наз. «клубках», напротив, Саннадзаро использует диалект и смешивает в рамках одного текста различные темы и мотивы: пословицы и описания известных людей могут соседствовать с кухонными рецептами и намеками на повседневную жизнь эпохи.
В 1530 г., вскоре после смерти автора, была опубликована новая редакция его «Сонетов и канцон» («
Sonetti e canzoni»), - в этой книге собраны стихотворения, посвященные Кассандре Маркезе. Канцоньере разделен на две части, первая из которых состоит из 32 стихотворений, вторая – из 66. В текстах ощутимо влияние поэзии Петрарки, а также поэтов-петраркистов начала 15 века, в частности, Джусто де’ Конти, - Саннадзаро, например, использует тему «прекрасной руки» возлюбленной. В то же время в книге очевидны и совершенно новые, оригинальные черты. Так, в свидетели любви и «пылких вздохов» поэт призывает свою землю и море, к которым он сильно привязан и у которых просит понимания и утешения. Поэтический стиль отмечен уравновешенностью и сдержанностью, при этом используется литературная, но не вычурная лексика; синтаксические конструкции  просты для восприятия и одновременно стилистически безупречны. 

«Аркадия»

Произведение, которое современная критика относит к жанру романа, представляет собой историю пастуха Ацио Простодушного (за этим псевдонимом скрывается сам Саннадзаро, под таким именем он был известен в Академии Понтано). Герой, чтобы забыть страдания, причиненные ему несчастной любовью, находит убежище в Аркадии, мифической области Греции, где жили нимфы и пастухи. Покой и безмятежность жизни на лоне природы притупляют его боль, и он как будто освобождается от печальных воспоминаний, поведав о своей любви пастухам. Увидев  ужасный сон, он бродит по полям, где встречает нимфу, которая выводит его по подземному лабиринту на берег реки Себето, в пригороде Неаполя. Здесь Простодушный узнает о смерти возлюбленной.
Произведение состоит из 12 прозаических фрагментов и 12 поэтических эклог и завершается эпилогом. По форме оно продолжает «Новую жизнь» Данте. О том, как возник замысел и как было написано произведение, сведения отсутствуют. Возможно, Саннадзаро написал отдельные эклоги около 1480 г.  В 1483 г. идея произведения, в котором поэзия чередовалась бы с прозой, уже оформилась; в первой редакции 1486 г. текст уже состоял из 10 глав, включавших эклоги и прозаические фрагменты, которые играли роль комментария к эклогам. В это время Саннадзаро все больше склоняется к жанру пасторального романа. Видимо, в 1496 г. он пересматривает текст, вследствие чего появляется вторая версия «Аркадии». В ней он добавляет два пространных прозаических фрагмента, две эклоги и эпилог, а также вносит изменения в текст. Первое издание «Аркадии» выходит из печати в Венеции в 1501 г. (по другим данным, в 1502 г.), без ведома автора и с большим количеством ошибок. Второе издание, с изменениями второй версии, появляется в Неаполе в 1504 г., на этот раз с разрешения Саннадзаро.
«Аркадия» породила новый жанр в итальянской литературе и придала ей несомненную оригинальность. Тем не менее, роман опирается на греческую и латинскую традицию пасторальной идиллии и в тематическом плане берет за основу литературную тему
locus amoenus - стилизованного пейзажа, который служит фоном для столь же стилизованных персонажей, ведущих безмятежную жизнь и наслаждающихся чувственностью. Саннадзаро использует многочисленные античные источники, с которыми был знаком непосредственно либо через произведения других итальянских авторов. В произведении ощутимо влияние «Идиллий» Теокрита, «Эклог» Вергилия, «Метаморфоз» Овидия. Из авторов на вольгаре несомненно влияние пасторальной тематики Боккаччо («Амето»), а также более поздних произведений флорентийских и сиенских поэтов. Именно во второй половине 15 века, и особенно с 1460 по 1470 гг., во Флоренции и в Сиене происходит расцвет эклоги, - этот жанр быстро распространяется во всей Италии и порождает целое течение буколической литературы с определенными вариациями содержательных и стилистических решений.
Замысел произведения родился в утонченной аристократической среде, однако в нем ощутимо стремление к свободной, ничем не отягощенной жизни, которая следует законам природы. Такая идиллическая пасторальная жизнь, согласно античной традиции, была возможна именно в мифической Аркадии. Саннадзаро заимствует у античных классиков идеальную модель существования вне истории, почти абстрактного, в мире, лишенном отрицательных черт реальности, - либо эта реальность переживает в спокойной, умеренной манере, она лишена какого бы то ни было драматизма. Поэтому мир Аркадии статичен, в нем нет напряженности и противоречий; любовные переживания, страсти, страдания здесь как будто заколдованы, лишены избыточной эмоциональности. Это почти неестественное измерение, созданное природой настолько утонченно, что оно может показаться скорее живописным полотном, чем подражанием реальности.
«Аркадия» Саннадзаро имела большое значение не только в литературном, но и в культурно-историческом плане: она выражала уже распространенное стремление ухода от действительности, возврат к уединенной жизни, вдали от города, и в конечном итог являлась предпосылкой для ухода, бегства (evasione) из истории. Подобная тенденция содержала признаки кризиса гуманизма, основывавшегося на образе человека, уверенного в себе и стремящегося к совершенству, - она предваряла и кризис городской цивилизации, который получит свое развитие в течение 16-17 вв.

 Произведения Саннадзаро на латыни все датируются после 1505 г., после возвращения поэта в Мерджеллину, и возможно, что именно годы изгнания повлияли на то, что Саннадзаро изменил направление своего творчества. Исключение составляет только небольшая поэма «Ивы» («Salices»), написанная до 1501 г., в которой рассказывается о превращении в ивы нимф реки Сарно в окрестностях Неаполя.
Самым значительным текстом Саннадзаро на латыни является поэма «Богоматерь-роженица» («
De partu Virginis»). Она разделена на три части, первая из которых повествует о благовещении, вторая о рождении Христа, третья о поклонении волхвов и пастухов. В определенном смысле текст представляет собой новый жанр, до этого не использовавшийся в итальянской литературе: это эпическая поэма на религиозную тематику, в которой очевидны черты героической поэмы античности. Тема Рождества является одной из самых важных в христианской традиции, но в нее автор вплетает мифологические элементы, заимствованные из язычества. Евангельский рассказ о рождении Христа, которого Саннадзаро в общих чертах придерживается, дополнен отступлениями и эпизодами из творчества Вергилия, Овидия и их переложений на вольгаре в 15 в., - в частности, очевидны реминисценции из «Стансов» А.Полициано.
Произведение, написанное изысканным стилем, свидетельствует о многосторонности интересов и о глубине литературных познаний Саннадзаро и одновременно о смелости его как литератора. Поэт переводит на язык стиха концепцию синкретизма, которую развивал Марсилио Фичино и сторонниками которой были многие гуманисты. Очень пристальное внимание уделяется в поэме элементам содержания, до совершенства доводится стиль, выверены ортодоксальные религиозные и этические принципы. Подобное внимание к различным аспектам стиля и содержания подтверждает тот факт, что автор осознавал абсолютную новизну поэмы. Не случайно поэтому, что она вызвала много критических замечаний, и автор вынужден был выступить в ее защиту.
Еще одно сочинение Саннадзаро на латыни – «Рыбачьи эклоги» («
Eclogae piscatoriae»), десять поэтических текстов, из которых сохранилась только половина. В них поэт снова возвращается к пасторальной тематике, перенеся ее в несколько иную среду. Эклоги вошли в полное собрание сочинений Саннадзаро на латыни, вышедшее в 1535 г. В нем содержались также «Элегии» («Elegiae») и «Эпиграммы» («Epigrammata»), два цикла, каждый из которых был разделен на три части. В «Элегиях» Саннадзаро иногда приближается к стилистике лирики Дж.Понтано и нередко использует автобиографические мотивы, в то время как «Эпиграммы» часто перекликаются с античными образцами.

  © С.В.Логиш, 02.2004


 

   

Наверх   ‘400     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

© Belpaese2000, 8.04.2004




Hosted by uCoz