LEON BATTISTA ALBERTI - ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ

(1404-1472)


     Леон Баттиста Альберти происходил из знатной флорентийской семьи. Он родился в Генуе, где его отец находился в изгнании, потерпев поражение в борьбе с политическими противниками . Первоначальное образование Леон Баттиста получил в Падуе в школе выдающегося гуманиста-педагога Гаспарино Барциццы. В 1421-28 гг. изучал каноническое право в Болонском университете, а также посещал лекции известного гуманиста Франческо Филельфо по греческому языку и литературе.  По окончании университетского курса в 1428 г. Альберти получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. - место в папской канцелярии, где прослужил более 30 лет. Если в Болонье интересы молодого Альберти были связаны, кроме права, с литературой, философией и т.п., то в Риме, не оставляя гуманитарных дисциплин, особенно этики и педагогики, писательского творчества, он занялся изучением картографии, теории живописи и архитектуры, математики. Начиная с 40-х годов, Альберти выступает и как архитектор-практик, ему принадлежит ряд знаменитых проектов - палаццо Ручеллаи и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, храмы в Мантуе и Римини, постройки в Риме. В 1462 г. Альберти оставляет службу в курии, но продолжает жить в Риме вплоть до своей кончины.

     Первые работы Альберти относятся к 20-м годам. Это литературные произведения: комедии «Филодокс»(Philodoxeos fabula,1425), «Деифира» (Deifira,1428) и некоторые другие. В период 30-х - начал 40-х годов он пишет ряд сочинений на латинском: «О преимуществе и недостатках ученых» (De commodis et incommodis litterarum,1430), «О праве» (De iure,1437), «Понтифекс» (Pontifex,1437), а также диалоги на моральные темы на volgare: «Теодженио» (Teogenio,1434), «О семье» (Della famiglia,1434-41), «О спокойствии души» (Della tranquilita' dell'animo,1443, другое название - «Бегство от несчастий»). В зрелый период творчества - в 40-е - 60-е гг. - Альберти создает трактаты о живописи, скульптуре, архитектуре («De pictura», «De statua»,  «De re aedificatoria»), оказавшие большое влияние на художественную практику Возрождения. Трактат «О зодчестве» (закончен в нач.50-х гг.) был напечатан в 1485 г. и многократно переиздавался в 16 в.в латинском варианте и переводах на новые языки. Главными произведениями литературного творчества Альберти в 50-60-е гг. стал обширный сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» (Intercoenales) -  в него вошли и некоторые более ранние произведения, - а также примыкающая к нему этико-политическая аллегория «Мом, или о государе» (Momus o de principe). Эти сочинения стали образцами гуманистической латинской прозы 15 в. Среди последних произведений Альберти -утраченный впоследствии математический трактат «О принципах составления кодов» (De componendis cifris) и диалог на volgare «Домострой» (De iciarchia,1470).

     В системе гуманистических знаний, формировавшихся в острой полемике со схоластикой  и с явной ориентацией на античную мысль, Альберти более всего привлекали проблемы этики и педагогики. Он создал во многом оригинальную, хотя и опиравшуюся на многих древних авторов (Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Теофраста, Цицерона, Катона, Сенеку), гуманистическую концепцию человека, основывающуюся на идее гармонии. На принципе гармонии построена и художественная теория Альберти -в архитектуре это концепция пропорциональности, соотношения частей и целого. В этике Альберти центральное место занимает проблема противоборства человека и Фортуны. Главным условием успешного противостояния античной богине судьбы должны стать, по мнению гуманиста, усилия самого человека. Этику Альберти отличает последовательная светскость: его внимание приковано  к проблемам земного бытия человека, его нравственного совершенствования, решение которых Альберти не выносит в сферу трансцендентного (непознаваемого). Альберти всячески возвеличивает природные способности человека, высоко ценит его разум, знания, творческую силу - все то, что призвано, по его убеждению, помочь людям обрести счастье в их индивидуальном и социальном земном существовании. Идеальный человек, согласно модели Альберти, творчески активен и духовно уравновешен, мудр и величествен в сознании своего достоинства. Складывавшийся в итальянском гуманизме идеал гармонической личности получил наиболее цельное выражение в учении Альберти. В нем самом современники видели воплощение этого идеала, считали его яркой, всесторонне развитой личностью, щедро проявившей свои богатые способности.

     Глубокая вера в творческую силу человека, в его призвание строителя мира придает гуманизму Альберти жизнеутверждающий характер. В то же время ему свойственно более глубокое, чем многим другим гуманистам, осмысление действительности во всех ее противоречиях. В «Застольных беседах» дает о себе знать резко сатирическое заострение картины упадка нравов.

     Из сочинений Альберти на русском языке опубликованы: трактат «О зодчестве» (в кн.: Леон Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве. Т.1. М.,1935), трактаты «О живописи» и «О статуе» (там же. Т.2. М.,1935), фрагмент из диалога "О семье" - в кн.: Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV - первой половины XV века. Новосибирск, 1975; аллегории «Религия», «Рок и Фортуна», «Добродетель» (в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985).

(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.332-333).


Opere / Произведения

- De pictura / О живописи

- De statua / О скульптуре

- De re aedificatoria / О зодчестве

- Della famiglia / О семье

- Intercoenales / Застольные беседы

- Momus o de principe / Мом, или о государе


Materiale critico / Критический материал

-


- Links / Ссылки

- LiberLiber


© Belpaese2000, 10.2002



Hosted by uCoz