LEON BATTISTA ALBERTI - ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ
(1404-1472)
Леон Баттиста Альберти происходил
из знатной флорентийской семьи. Он
родился в Генуе, где его отец
находился в изгнании, потерпев
поражение в борьбе с политическими
противниками . Первоначальное
образование Леон Баттиста получил
в Падуе в школе выдающегося
гуманиста-педагога Гаспарино
Барциццы. В 1421-28 гг. изучал
каноническое право в Болонском
университете, а также посещал
лекции известного гуманиста
Франческо Филельфо по греческому
языку и литературе. По окончании
университетского курса в 1428 г.
Альберти получил должность
секретаря у кардинала Альбергати, а
в 1432 г. - место в папской канцелярии,
где прослужил более 30 лет. Если в
Болонье интересы молодого Альберти
были связаны, кроме права, с
литературой, философией и т.п., то в
Риме, не оставляя гуманитарных
дисциплин, особенно этики и
педагогики, писательского
творчества, он занялся изучением
картографии, теории живописи и
архитектуры, математики. Начиная с
40-х годов, Альберти выступает и как
архитектор-практик, ему
принадлежит ряд знаменитых
проектов - палаццо Ручеллаи и фасад
церкви Санта Мария Новелла во
Флоренции, храмы в Мантуе и Римини,
постройки в Риме. В 1462 г. Альберти
оставляет службу в курии, но
продолжает жить в Риме вплоть до
своей кончины.
Первые работы Альберти относятся к
20-м годам. Это литературные
произведения: комедии «Филодокс»(Philodoxeos
fabula,1425), «Деифира» (Deifira,1428) и
некоторые другие. В период 30-х -
начал 40-х годов он пишет ряд
сочинений на латинском: «О
преимуществе и недостатках ученых»
(De commodis et incommodis litterarum,1430), «О праве»
(De iure,1437), «Понтифекс» (Pontifex,1437), а
также диалоги на моральные темы на
volgare: «Теодженио» (Teogenio,1434), «О
семье» (Della famiglia,1434-41), «О
спокойствии души» (Della tranquilita' dell'animo,1443,
другое название - «Бегство от
несчастий»). В зрелый период
творчества - в 40-е - 60-е гг. - Альберти
создает трактаты о живописи,
скульптуре, архитектуре («De pictura»,
«De statua», «De re aedificatoria»), оказавшие
большое влияние на художественную
практику Возрождения. Трактат «О
зодчестве» (закончен в нач.50-х гг.)
был напечатан в 1485 г. и многократно
переиздавался в 16 в.в латинском
варианте и переводах на новые языки.
Главными произведениями
литературного творчества Альберти
в 50-60-е гг. стал обширный
сатирически-аллегорический цикл «Застольные
беседы» (Intercoenales) - в него вошли и
некоторые более ранние
произведения, - а также примыкающая
к нему этико-политическая
аллегория «Мом, или о государе»
(Momus o de principe). Эти сочинения стали
образцами гуманистической
латинской прозы 15 в. Среди
последних произведений Альберти -утраченный
впоследствии математический
трактат «О принципах составления
кодов» (De componendis cifris) и диалог на
volgare «Домострой» (De iciarchia,1470).
В системе гуманистических знаний,
формировавшихся в острой полемике
со схоластикой и с явной
ориентацией на античную мысль,
Альберти более всего привлекали
проблемы этики и педагогики. Он
создал во многом оригинальную, хотя
и опиравшуюся на многих древних
авторов (Платона, Аристотеля,
Ксенофонта, Теофраста, Цицерона,
Катона, Сенеку), гуманистическую
концепцию человека, основывающуюся
на идее гармонии. На принципе
гармонии построена и
художественная теория Альберти -в
архитектуре это концепция
пропорциональности, соотношения
частей и целого. В этике Альберти
центральное место занимает
проблема противоборства человека и
Фортуны. Главным условием
успешного противостояния античной
богине судьбы должны стать, по
мнению гуманиста, усилия самого
человека. Этику Альберти отличает
последовательная светскость: его
внимание приковано к проблемам
земного бытия человека, его
нравственного совершенствования,
решение которых Альберти не
выносит в сферу трансцендентного (непознаваемого).
Альберти всячески возвеличивает
природные способности человека,
высоко ценит его разум, знания,
творческую силу - все то, что
призвано, по его убеждению, помочь
людям обрести счастье в их
индивидуальном и социальном земном
существовании. Идеальный человек,
согласно модели Альберти,
творчески активен и духовно
уравновешен, мудр и величествен в
сознании своего достоинства.
Складывавшийся в итальянском
гуманизме идеал гармонической
личности получил наиболее цельное
выражение в учении Альберти. В нем
самом современники видели
воплощение этого идеала, считали
его яркой, всесторонне развитой
личностью, щедро проявившей свои
богатые способности.
Глубокая вера в творческую силу
человека, в его призвание строителя
мира придает гуманизму Альберти
жизнеутверждающий характер. В то же
время ему свойственно более
глубокое, чем многим другим
гуманистам, осмысление
действительности во всех ее
противоречиях. В «Застольных
беседах» дает о себе знать резко
сатирическое заострение картины
упадка нравов.
Из сочинений Альберти на русском
языке опубликованы: трактат «О
зодчестве» (в кн.: Леон Баттиста
Альберти. Десять книг о зодчестве. Т.1.
М.,1935), трактаты «О живописи» и «О
статуе» (там же. Т.2. М.,1935), фрагмент
из диалога "О семье" - в кн.:
Ревякина Н.В. Итальянское
Возрождение. Гуманизм второй
половины XIV - первой половины XV века.
Новосибирск, 1975; аллегории «Религия»,
«Рок и Фортуна», «Добродетель» (в кн.:
Сочинения итальянских гуманистов
эпохи Возрождения. М.,1985).
(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.332-333).
Opere / Произведения
- De re aedificatoria / О зодчестве
- Intercoenales / Застольные беседы
- Momus o de principe / Мом, или о государе
Materiale critico / Критический материал
-
- Links / Ссылки
© Belpaese2000, 10.2002