MARSILIO FICINO - МАРСИЛИО ФИЧИНО
(1433-1499)
Марсилио
Фичино родился в семье врача в
тосканском местечке Фильине.
Образование получил в университете
Флоренции, изучал литературу,
медицину, философию. Одним из его
учителей был известный медик и
философ Никколо Тиньози, автор
комментариев к этико-политическим
сочинениям Аристотеля. Ранние
работы Фичино 50-х годов
свидетельствуют о его увлечении
перипатетической традицией, а
также философией Эпикура (впоследствии,
правда, он уничтожил свои сочинения,
написанные под влиянием поэмы
Лукреция «О природе вещей»).
Овладев в совершенстве греческим
языком, которым он занимался под
руководством известного гуманиста
Платины, Фичино перевел на
латинский сочинения легендарного
Гермеса Трисмегиста и обратился к
диалогам Платона. К этим занятиям
склонял Фичино его покровитель -
Козимо Медичи, подаривший ему в 1462 г.
виллу в Кареджи (близ Флоренции) и
предоставивший греческие рукописи.
К 1468 г. Фичино закончил перевод всех
диалогов Платона. В последующие
годы он пишет ряд философско-теологических
сочинений, в которых строит свою
концепцию на базе платонизма. Это - «Комментарий
на "Пир" Платона»,1469, «Платоновская
теология о бессмертии душ»,1469-74,
«О христианской религии»,1474,
«О жизни»,1489, «О солнце и
свете»,1492, и другие. Особое
место в его творческом наследии
занимают «Письма», изданные
им в 1495 г. и представляющие собой
небольшие трактаты, научные и
литературные заметки.
Уже в 60-е годы Фичино становится
главой Платоновской академии во
Флоренции, на заседания которой
собирались люди самых разных
занятий, объединенные интересом к
философии Платона и неоплатоников.
Фичино направлял деятельность
академии на протяжении более чем
тридцати лет, огромную роль в этом
играла его переписка. Среди друзей
Фичино - участников Платоновской
академии - были многие видные
гуманисты: Кристофоро Ландино,
Джованни Пико делла Мирандола,
Анджело Полициано, Джованни Нези и
сам правитель Флоренции Лоренцо де
Медичи. Политические взгляды
Фичино, как и его отношение к церкви,
были достаточно гибкими: он дружил
не только с Медичи, но и с
представителями антимедичейской
оппозиции, а полученный им
церковный сан (в 1473 г. он стал
священником, в 1487 - каноником
Флорентийского собора) нисколько
не стеснял его гуманистических
занятий. Фичино много работал над
переводами и комментированием cочинений
неоплатоников - Плотина, Прокла,
Ямвлиха, Порфирия и других,
серьезно интересовался вопросами
медицины и астрологии. Сочинения
Фичино и его переводы получили
чрезвычайно широкое
распространение уже в 15 веке,
большинство из них было напечатано
в 80-90-е годы, а слава Фичино-гуманиста
вышла за пределы Италии. Его идеи
оказали заметное влияние на
развитие гуманистической мысли в
Германии, Англии, Франции, Испании.
В философской системе Фичино
центральное место занимают
проблемы онтологии, космологии и
гносеологии, в тесной связи с
которыми оказывается и его этико-эстетическая
концепция. Фичино во многом отходит
от богословской схемы мироздания: он
подчеркивает слитность, единство
космоса, находящегося в постоянном
движении и прекрасного в своей
упорядоченности. Воплощением
динамизма космоса является, в его
представлении, душа - срединная
природа в пятиступенчатой иерархии
мира (Фичино воспринял ее от
неоплатоников). Душа - источник
движения и жизни космоса. Космосу у
Фичино свойственно и некое «круговое»
духовное движение, выражающееся в
красоте, любви и наслаждении, как бы
пронизанных светом божественной
истины и блага. Прекрасному
обожествленному миру принадлежит и
человек-микрокосм. Его главное
достоинство в бессмертии души.
Обоснование этого важного тезиса
христианской доктрины Фичино-гуманист
ведет с рационалистических позиций.
Центральное положение человека в
мире, его причастность к мировой
душе придают всеохватность его
познавательной способности.
Безграничность познания и
творческой мощи человека делают
его богоравным, земным богом. Для
Фичино главным в познании
оказываются внутренний опыт
человека, богатство его разума,
активность интеллекта. Вместе с тем
в теории познания Фичино тесно
переплетены рационалистические и
мистические тенденции, и последние,
по сути, «отдаляют» человека от
внешнего мира во имя самопознания
души. ИдеЯ гармонии космоса
трансформируется в концепцию
гармонии человека и мира.
Подчеркивая душевно-телесное
единство человеческой природы,
Фичино не требует аскетической
отрешенности от всего земного.
Этика Фичино строится на принципе
исключительности человеческой
души, наделенной свободной волей, -
выбор нравственного пути зависит
от самого человека. Он может
подниматься к божественному,
предаваясь созерцанию, но может
обратиться и к телесному. На первом
пути его ожидают душевный покой и
нравственное совершенство, второй
может увлечь к чрезмерным
наслаждениям и пороку. В этике
Фичино главным становится идеал
мудреца, жизнь которого исполнена
творческих свершений. Культура -
зримое выражение созидательных
возможностей человека.
Фичино рассматривает и актуальный
для гуманистической этики его
времени вопрос о роке и Фортуне. Он
полагает, что между божественным
предопределением, природной
необходимостью (рок) и свободной
волей человека не может быть
противоречия, если его поступки
опираются на знание законов
миропорядка. Мудрость,
благоразумие создают преграду
слепому случаю (Фортуне). Знание
обусловливает гармонию с миром.
Мудрец достигает «спокойной жизни»,
отстраняясь от гражданских дел и
сосредоточиваясь на созерцании. Он
возвышается над прочими людьми, но
и полезен им советами. Выдвигая на
первый план идеал созерцательной
жизни (в отличие от гражданского
гуманизма с его принципом
активности), создавая своеобразный
культ разума и знания, Фичино не
отрицает, однако, значения других
нравственных идеалов. Этические
проблемы подверглись глубокому
рассмотрению в письмах-трактатах
Фичино.
Из сочинений Фичино на русском
языке опубликованы: «Комментарий
на "Пир" Платона, о любви» (в кн.:
Эстетика Ренессанса. Т.1. М., 1981); «Письмо
Марсилио Фичино о золотом веке» (в
кн.: Средние века. Вып.43. 1980), письма
на моральную тематику (в кн.:
Сочинения итальянских гуманистов
эпохи Возрождения (XV век). М., 1985).
(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.343-345).
Opere / Произведения
- Teologia platonica de immortalitate animorum / Платоновская теология о бессмертии душ
- De christiana religione / О христанской религии
Materiale critico / Критический материал
-
- Links / Ссылки
- LiberLiber
© Belpaese2000, 10.2002