MARSILIO FICINO - МАРСИЛИО ФИЧИНО

(1433-1499)


Марсилио Фичино родился в семье врача в тосканском местечке Фильине. Образование получил в университете Флоренции, изучал литературу, медицину, философию. Одним из его учителей был известный медик и философ Никколо Тиньози, автор комментариев к этико-политическим сочинениям Аристотеля. Ранние работы Фичино 50-х годов свидетельствуют о его увлечении перипатетической традицией, а также философией Эпикура (впоследствии, правда, он уничтожил свои сочинения, написанные под влиянием поэмы Лукреция «О природе вещей»). Овладев в совершенстве греческим языком, которым он занимался под руководством известного гуманиста Платины, Фичино перевел на латинский сочинения легендарного Гермеса Трисмегиста и обратился к диалогам Платона. К этим занятиям склонял Фичино его покровитель - Козимо Медичи, подаривший ему в 1462 г. виллу в Кареджи (близ Флоренции) и предоставивший греческие рукописи. К 1468 г. Фичино закончил перевод всех диалогов Платона. В последующие годы он пишет ряд философско-теологических сочинений, в которых строит свою концепцию на базе платонизма. Это - «Комментарий на "Пир" Платона»,1469, «Платоновская теология о бессмертии душ»,1469-74, «О христианской религии»,1474, «О жизни»,1489, «О солнце и свете»,1492, и другие. Особое место в его творческом наследии занимают «Письма», изданные им в 1495 г. и представляющие собой небольшие трактаты, научные и литературные заметки.

     Уже в 60-е годы Фичино становится главой Платоновской академии во Флоренции, на заседания которой собирались люди самых разных занятий, объединенные интересом к философии Платона и неоплатоников. Фичино направлял деятельность академии на протяжении более чем тридцати лет, огромную роль в этом играла его переписка. Среди друзей Фичино - участников Платоновской академии - были многие видные гуманисты: Кристофоро Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, Джованни Нези и сам правитель Флоренции Лоренцо де Медичи. Политические взгляды Фичино, как и его отношение к церкви, были достаточно гибкими: он дружил не только с Медичи, но и с представителями антимедичейской оппозиции, а полученный им церковный сан (в 1473 г. он стал священником, в 1487 - каноником Флорентийского собора) нисколько не стеснял его гуманистических занятий. Фичино много работал над переводами и комментированием cочинений неоплатоников - Плотина, Прокла, Ямвлиха, Порфирия и других, серьезно интересовался вопросами медицины и астрологии. Сочинения Фичино и его переводы получили чрезвычайно широкое распространение уже в 15 веке, большинство из них было напечатано в 80-90-е годы, а слава Фичино-гуманиста вышла за пределы Италии. Его идеи оказали заметное влияние на развитие гуманистической мысли в Германии, Англии, Франции, Испании.

     В философской системе Фичино центральное место занимают проблемы онтологии, космологии и гносеологии, в тесной связи с которыми оказывается и его этико-эстетическая концепция. Фичино во многом отходит от богословской схемы мироздания:  он подчеркивает слитность, единство космоса, находящегося в постоянном движении и прекрасного в своей упорядоченности. Воплощением динамизма космоса является, в его представлении, душа - срединная природа в пятиступенчатой иерархии мира (Фичино воспринял ее от неоплатоников). Душа - источник движения и жизни космоса. Космосу у Фичино свойственно и некое «круговое» духовное движение, выражающееся в красоте, любви и наслаждении, как бы пронизанных светом божественной истины и блага. Прекрасному обожествленному миру принадлежит и человек-микрокосм. Его главное достоинство в бессмертии души. Обоснование этого важного тезиса христианской доктрины Фичино-гуманист ведет с рационалистических позиций. Центральное положение человека в мире, его причастность к мировой душе придают всеохватность его познавательной способности. Безграничность познания  и творческой мощи человека делают его богоравным, земным богом. Для Фичино главным в познании оказываются внутренний опыт человека, богатство его разума, активность интеллекта. Вместе с тем в теории познания Фичино тесно переплетены рационалистические и мистические тенденции, и последние, по сути, «отдаляют» человека от внешнего мира во имя самопознания души. ИдеЯ гармонии космоса трансформируется в концепцию гармонии человека и мира. Подчеркивая душевно-телесное единство человеческой природы, Фичино не требует аскетической отрешенности от всего земного. Этика Фичино строится на принципе исключительности человеческой души, наделенной свободной волей, - выбор нравственного пути зависит от самого человека. Он может подниматься к божественному, предаваясь созерцанию, но может обратиться и к телесному. На первом пути его ожидают душевный покой и нравственное совершенство, второй может увлечь к чрезмерным наслаждениям и пороку. В этике Фичино главным становится идеал мудреца, жизнь которого исполнена творческих свершений. Культура - зримое выражение созидательных возможностей человека.

     Фичино рассматривает и актуальный для гуманистической этики его времени вопрос о роке и Фортуне. Он полагает, что между божественным предопределением, природной необходимостью (рок) и свободной волей человека не может быть противоречия, если его поступки опираются на знание законов миропорядка. Мудрость, благоразумие создают преграду слепому случаю (Фортуне). Знание обусловливает гармонию с миром. Мудрец достигает «спокойной жизни», отстраняясь от гражданских дел и сосредоточиваясь на созерцании. Он возвышается над прочими людьми, но и полезен им советами. Выдвигая на первый план идеал созерцательной жизни (в отличие от гражданского гуманизма с его принципом активности), создавая своеобразный культ разума и знания, Фичино не отрицает, однако, значения других нравственных идеалов. Этические проблемы подверглись глубокому рассмотрению в письмах-трактатах Фичино.

     Из сочинений Фичино на русском языке опубликованы: «Комментарий на "Пир" Платона, о любви» (в кн.: Эстетика Ренессанса. Т.1. М., 1981);  «Письмо Марсилио Фичино о золотом веке» (в кн.: Средние века. Вып.43. 1980), письма на моральную тематику (в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985).

(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.343-345).


Opere / Произведения

- Teologia platonica de immortalitate animorum / Платоновская теология о бессмертии душ

- De christiana religione / О христанской религии

- De vita / О жизни

- Epistolae / Письма


Materiale critico / Критический материал

-


- Links / Ссылки

- LiberLiber


© Belpaese2000, 10.2002



Hosted by uCoz