POGGIO BRACCIOLINI - ПОДЖО БРАЧЧОЛИНИ

(1380-1459)


Поджо ди Гуччо Браччолини - видный итальянский гуманист, получивший европейскую известность как писатель и собиратель античных рукописей.Выходец из тосканского городка Терранова, Поджо получил образование во Флоренции, изучал нотариальное дело в университете, добывая средства к существованию перепиской античных рукописей. В это время он сблизился с кружком гуманистов, идейным главой которых был Салютати. По рекомендации его Поджо поступил в 1403 г. на службу в Римскую курию, где прослужил с перерывом около полувека, начав со скромной должности писца и дослужившись до апостолического секретаря. В Риме продолжал заниматься перепиской древних манускриптов, часто выполняя заказы курии и гуманистов. В папской и кардинальской свитах Поджо много путешествовал по Европе; в 1414 и 1418 гг. присутствовал на соборе в Констанце, в 1417 г. посетил Германию и Францию (позже, оставив курию, 4 года провел в Англии на службе у кардинала Бафора). В эти годы ему удалось найти в монастырских библиотеках ряд ценных рукописей античных авторов, забытых или малоизвестных в Средние века: «Наставление в ораторском искусстве» Квинтилиана, «Сильвы» Стация, «О сельском хозяйстве» Колумеллы, «О природе вещей» Лукреция, несколько речей Цицерона и другие сочинения древних. С 4123 г. он снова в курии. Последующие три десятилетия были периодом наибольшей творческой активности Поджо. Он углубленно изучает памятники античной культуры; пишет ряд значительных сочинений на этические темы; полемизирует в письмах и инвективах с гуманистами (Валлой, Филельфо и другими) по злободневным вопросам политической теории, филологии, моральной философии; создает «Книгу фацетий» (Liber facetiarum, 1438-1452) - яркий образец латинской прозы Возрождения. В 1453 г. Поджо поселился во Флоренции, с которой его связывали семейные и дружеские узы, в том же году он стал канцлером республики.

     Творческое наследие Поджо обширно и многообразно. Оно включает сочинения на этические темы: «О жадности» (De avarizia, 1428-1429), «О благородстве» (De nobilitate, 1440), «Об изменчивости фортуны» (De varietate fortunae, 1431-1448), «О трудности человеческого состояния» (De miseria humanae conditionis, 1455), а также многочисленные письма, «История Флоренции»,1454-1455, и обличающий монашество диалог «Против лицемеров» (Contra hypocritas,1447-48). Произведения Поджо отличаются злободневностью тематики, критической заостренностью против пороков современного общества, совершенство литературной формы, полемический пафос, тонкая ирония, острословие. Диалоги, письма, фацетии, инвективы гуманиста завоевали ему широкое признание у современников и оказали заметное влияние на европейскую литературу Возрождения.

     В идейном плане Поджо, безусловно, близок к направлению гражданского гуманизма, где в этике доминировал принцип общего блага, а нравственный идеал неизменно сопрягался с активным участием в жизни общества. Мировоззрение гуманиста, жизнеутверждающее, проникнутое оптимизмом, носит подчеркнуто светский характер. И не случайно главным объектом его острой критики оказываются принципы церковной морали, падение нравов духовенства. В диалоге «Против лицемеров» порицание праздности и тунеядства нищенствующих монахов сопровождается осуждением их образа жизни в целом, поскольку, по убеждению гуманиста, он порождает многочисленные пороки, злейший из которых - лицемерие, разрушающее доверие к добродетели. Критика католической церкви, ее институтов содержится во многих письмах гуманиста (одно из самых ярких послано Леонардо Бруни из Констанцы, где Поджо стал свидетелем казни Иеронима Пражского, последователя чешского реформатора Яна Гуса).

     В диалоге «О благородстве» Поджо, с точки зрения гуманиста, в основе которой лежит признание высокой общественной и нравственной ценности труда, дается оценка паразитизма дворянства и утверждается достоинство личности как плод ее собственных усилий. К решению актуальных этических проблем гуманист подходит с самых радикальных позиций. Об этом свидетельствует и диалог «О жадности», в котором поднята злободневная проблема нравственной оценки накопительства. Хотя в диалоге, где противопоставлены различные взгляды на богатство и накопительство, нет резюмирующего заключения, в нем четко выявляется  общая идейная платформа участников беседы. Главным оказывается признание общественной ценности материальных благ. В отличие от христианской доктрины, в диалоге Поджо подчеркивается нравственной значение усилий, направленных к обогащению: богатство может стать «материальной основой» добродетели, если оно добыто трудом, честным путем, и связанная с его приобретением деятельность не наносит ущерба другим людям и полезна обществу в целом. Любые проявления паразитизма и нечестности гуманист решительно осуждает. Диалоги Поджо интересны не только позицией самого автора, но и тем, что воссоздают широкий диапазон умонастроений его современников и волновавших их проблем.

     Из сочинений Поджо в переводе на русский язык опубликованы: «Фацетии» (М.-Л.,1934), «Против лицемеров» (в книге «Итальянские гуманисты 15 века о церкви и религии». М., 1963) и там же «Письмо к Леонардо Бруни».

 

(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.314-316).


Opere / Произведения

- Liber facetiarum / Книга фацетий

- De varietate fortunae / Об изменчивости Фортуны

- Historia florentina / История Флоренции


Materiale critico / Критический материал

-


- Links / Ссылки

- http://renaissance.rchgi.spb.ru/Bracciolini/autor.rus.htm
- http://www.rigocamerano.org/novel22.htm

- LiberLiber


© Belpaese2000, 10.2002



Hosted by uCoz