ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (фр. Renaissance) – термин, употребляемый для обозначения двух разнообразных, хотя и часто связанных явлений в истории культуры. В более широком смысле Возрождением называется культурный подъем после сравнительно долгого периода упадка или застоя либо качественно новый период в развитии культуры, сопровождаемый бурным, по сравнению с предыдущим этапом, ее развитием. Это может относиться как к большому географическому региону (12 век в истории культуры Западной Европы называют Возрождением 12 века), так и к отдельной стране (принято говорить о провансальском, каталонском, ирландском Возрождении и В. некоторых других культур в 19 в.). Последнее часто происходит в национальных культурах, долгое время подавлявшихся насильственно в условиях политической несвободы, и связано с борьбой за обретение национального статуса культуры. В более специальном смысле Возрождением называется явление в истории культуры, при котором ее деятели, через голову предшествующих эпох, ищут в античности образцы для подражания и стремятся их возродить. Большинство исследователей настаивает на том, что попытки обнаружить восточное славянское Возрождение или Возрождение на Руси неубедительны и это явление свойственно лишь культуре Западной Европы. В ней обращение к античности как эпохальный феномен имело место неоднократно. Однако его цели и последствия, соотношение с иными синхронными явлениями культуры, а также его функции каждый раз были различны – из-за чего происходит известная терминологическая неточность и путаница при обозначении одним термином «Возрождение» внешне похожих феноменов в разные эпохи.
В качестве термина «Возрождение» поначалу употребляется применительно к изобразительному искусству («Всеобщий словарь» А.Фюретьера 1701 г.), а в 19 в. переносится в область культуры в целом и словесности, в частности. Возрождением начинают называть имевшее место в первую очередь в Италии в 14-16 вв. явление в истории культуры, основанное на разыскании греческих и римских памятников искусства, подражание античности и состязание с ней. Повод к появлению этого термина дали деятели самой итальянской культуры уже в 15 в., воспринимая свою эпоху как пробуждение и воскресение искусств после длительного периода сна человеческого духа и разума и искажения истинной сути искусства в предшествующие, «варварские» века, отделяющие их от античности и окрещенные не без презрения «средними» (Дж.Вазари впервые применительно к живописи, Л.Бруни – применительно к словесности). На основании этого самоопределения итальянской культуры 14-16 вв. во второй половине 19 в. закладываются основы (прежде всего Я.Буркхардтом) последующего «мифа о Возрождении», который не до конца изжит и в настоящем времени. «Открытие» античности и увлечение ею вслед за Италией во всей Европе в 16 в. прочно связывается в этой концепции с жизнерадостностью, носящей языческий характер, ученостью, светскостью, открытием личности и индивидуализмом, гуманизмом, подкрепленными великими географическими открытиями, изобретением книгопечатания, формированием национальных государств. Возрождение провозглашается результатом подспудного вызревания буржуазных отношений в недрах феодального общества и противопоставляется средневековому обществу и его культуре как безусловно «положительное» и прогрессивное явление в истории развития человечества. Понятие Возрождения постепенно переносится на всю эпоху, заслоняя параллельные явления в социальном и культурном развитии общества и превращается в точку отсчета как новой социальной системы (буржуазного общества), так и нового культурного этапа (так наз. Нового времени). Все явление эпохи таким образом либо «подтягиваются» под ренессансные (протестантизм, бюргерская культурная традиция), либо объявляются «пережитком» Средневековья (натурфилософия, магия, контрреформация). Кроме того, вся современная цивилизация рассматривается в данной концепции как продолжение Возрождения, как кристаллизация указанных процессов. Соответственно в сознании 14-16 вв. обнаруживаются понятия, свойственные 19 и 20 вв.
Эта концепция Возрождения подверглась критике и переосмыслению в 20 в. С одной стороны, многие исследователи говорят о преувеличении роли явления Возрождения в культуре Западной Европы и самой Италии. По мнению Й.Хейзинги, никакой культурной целостностью указанный период не обладал, и контраст между Средневековьем и Возрождением явно преувеличен. В наше время особо акцентируется внимание на противоречивости явлений эпохи Возрождения, на особой значимости в эту пору и жизнестойкости средневековой концепции мира, на вычленении общих тенденций и характеристик Возрождения и Средневековья, позволяющих отделить Возрождение от Нового времени (С.С.Аверинцев, Г.К.Косиков). Так, особо подчеркивается риторический традиционалистский характер культуры Возрождения, отсутствие философской оригинальности у гуманистов, сохранение до 17 в. средневековой научной картины мира, наконец, выявление прямой связи Возрождения не с развитием буржуазных отношений, а с секуляризацией культуры, в свою очередь опосредованной развитием городов. Предлагается также определить статус эпохи Возрождения как переходной – в отношении общей картины мира и культуры – от Средневековья к Новому времени. Исследователи настаивают на необходимости четко различать роль феномена Возрождения в истории культуры и в истории развития общественных отношений, шире говоря – цивилизации (Косиков).
С другой стороны, критикуются отдельные аспекты «мифа о Возрождении» - роль индивидуализма и «отпадения» человека от Бога. Эта критика базируется на взгляде, в значительной степени модернизирующем Возрождение, основанном на преувеличенном значении индивидуальности и «атеистических» воззрений в 14-16 вв. А.Ф.Лосев осуждает оборотную сторону титанизма. Э.Жильсон говорит о том, что Возрождение связано не столько с приобретениями, сколько с потерями: Возрождение не есть Средние века плюс человек, но Средние века минус Бог. С другой стороны, предпринимаются попытки найти черты, выделенные как характерные для Возрождения, также и в Средневековье. Жильсон настаивает на существовании средневекового гуманизма, без которого в принципе не было бы возможно Возрождение и закономерным развитием и расцветом которого оно и явилось.
Проблема вычленения собственного ренессансного гуманизма и его соотношения с феноменом возрождения античности является – наряду с проблемой их соотношения их обеих с религией и со средневековой картиной мира – важнейшей в культуре 14-16 вв. в Италии и в 16 в. в остальной Европе. Синтез возрожденной античности и гуманизма, зародившегося в Италии, во многом был определен деятельностью Петрарки, который первым обозначил многие элементы парадигмы ренессансной культуры: «Петрарка, истинный родоначальник нового преклонения перед новой humanitas (духовной культурой)», впервые заговорил о «ценности, которую имело для всего человечества воспитание духа в постоянном общении с великими учителями древности» (Э.Гарэн). Петрарка же возвел «studia humanitatis» (гуманитарные науки и, в первую очередь, филологию) в ранг наиглавнейших, как помогающих исследовать жизнь и душу человека. Увлечение античностью в Возрождении неразрывно связано с увлечением «земным» человеком», и, скорее всего, опосредовано им. Рецепция античности в эту эпоху таким образом также необъективна, как и в Средневековье, однако она гораздо более широка и объемна за счет ощущения гуманистами исторической дистанции по отношению к античности и к средним векам и состязания с античными авторами, а не простого подражания. Слово, риторика, наука, знание носят у античных авторов этический характер, ни не только служат познанию «земной» природы человека, но и воспитывают в нем прекрасные качества (отсюда, в частности, распространение трактатов о воспитании). Античность приобретает у гуманистов статус «золотого века» в истории человечества, в состязании с которым можно установить на земле идеально устроенное общество с гармонически развитыми идеальными людьми (идеал при этом понимается достаточно различно). В этой утопичности мышления гуманистов, по-новому осмысляющих соотношение земного и небесного, тварного и вечного, - одна из причин выхода Возрождения за рамки собственно увлечения античностью.
Ощущение дистанции деятелей Возрождения по отношению не только к античности, но и к непосредственно предшествовавшей им культурной эпохе приводит не к однозначному отрицанию последней, но к сложному диалогу со средневековой культурой на самых разных уровнях. Призыв «Ad fontes!» («К истокам!») относился в равной мере и к изучению античных источников, и Библии, и раннехристианских текстов. Гуманисты (в первую очередь, немецкие, французские и нидерландские) заново осваивали труды, легшие в основу христианской концепции мира, а значит и всего средневекового мировоззрения. Поэтому так много точек соприкосновения у гуманистов и протестантов. Гуманизм не означал атеизма: он в первую очередь обосновывал новое место религии в сознании, научном мышлении, культуре и общественной системе. Ярким выражением этой тенденции стало стремление гуманистов к согласованию античной и христианской мудрости, к синтезу античной культуры, философии и христианской веры. Особенно четко это заметно в период зрелого Возрождения в трудах Эразма Роттердамского и итальянских неоплатоников. Неоплатонизм выдвигает идеи сополагаемости христианства с другими религиями, наибольшей адекватности постижения Божественной истины именно путем освоения множества учений. Отсюда – «всеядность» гуманистов не только по отношению к античности, но и к другим культурам (иудейской и некоторым восточным). Наряду с этим понимание гуманистами идеального как имманентной сути реального вело к реабилитации земного бытия, которое переставало представляться иерархически приниженным. На бытовом уровне эти идеи проявляются как непосредственное перенесение античного типа поведения, античных реалий в повседневную жизнь, в строительстве «идеальных» городов и зданий, в гуманистических диспутах, демонстрирующих различные склады ума, синтез которых и обеспечивает овладение истиной.
В истории Возрождения выделяются три этапа: раннее, зрелое и позднее Возрождение. Наиболее продолжительными они были в Италии, где каждый длился в среднем по столетию (т.наз. треченто, кваттроченто и чинквеченто – 14-16 в.). В остальных европейских странах Возрождение в целом приходится на один 16 в. Итальянское Возрождение играет особую роль во всем западноевропейском Возрождении, являясь своеобразным эталоном. Итальянская культура была также проводником античных идей и произведений в Европе. Опыт итальянских гуманистов и творцов искусства позволил гораздо быстрее усвоить наследие античности и новые идеи в других странах, однако именно с итальянцами в первую очередь ведется полемика в зрелое и позднее Возрождение. Эволюция внутри самого Возрождения связана с тем, что принципы и идеи, выдвинутые ранними гуманистами, развиваются, проверяются и дополняются в зрелое Возрождение и оспариваются в поздний период, который характеризуется появлением трагического мироощущения и скептицизма. В ранний период делается больший акцент на освоении античности, в зрелое Возрождение активнее синтезируется опыт средневековой культуры, художественная система приобретает большую четкость и многообразие; позднее Возрождение, закрепляя художественные открытия эпохи, в то же время предвосхищает переход к искусству Нового времени.
В соответствии со взглядами гуманистов именно поэзии в широком смысле слова принадлежит главная роль в раскрытии и изображении земной природы человека и его места в мире, в переустройстве действительности и формировании человека. Соответственно меняются статус, задачи и сам характер словесности. Прежде всего она утрачивает средневековый синкретизм, основой которого было христианство. Начинает вычленяться собственно литература, т.е. та сфера словесного творчества, которая не несет в себе в прежнем виде сакральной, назидательной, познавательной и прочих функций. Отдельное произведение перестает выражать мнение целого коллектива, неоспоримую истину. Авторское сознание переходит в качественно иную стадию; поэт, помимо овладения словесным ремеслом, должен быть творцом с индивидуальным талантом, его социальный статус повышается. Происходит постепенное осознание индивидуального в творчестве не только на уровне формы, но и содержания. При всей значимости категории жанра роль категории авторства возрастает и вступает в новые отношения с жанровыми канонами. Активно развивается идея земной природы национальных поэтических языков и их равноправия с латынью, о свободном языковом творчестве авторов.
Жанровая система Возрождения также кардинально перестраивается. Средневековая иерархия жанров, связанная с христианским и сословным представлением о «возвышенном» и «низменном», подвергается пересмотру. Земное перестает однозначно отождествляться с низменным и комическим, и «низкие» жанры перестают играть исключительно подчиненную роль, становясь более независимыми. Большинство средневековых жанров либо постепенно отмирают, либо трансформируются. Наиболее радикальные перемены касаются эпоса и драмы. Большие эпические формы прекращают существование в живой устной традиции, их материал перекочевывает в новый жанр рыцарских поэм, развивающийся в первую очередь в Италии («Влюбленный Роланд», опубл. 1506, М.Боярдо; «Неистовый Роланд», 1516, Л.Ариосто; «Морганте», 1478-80, Л.Пульчи). Средневековая эпическая традиция скрещивается здесь с куртуазной, а также с античным эпосом. Предпринимаются попытки возродить античную эпопею в чистом виде (латинская «Африка», 1339-42, Ф.Петрарки). Лиро-эпические жанры оказываются более живучими, однако воспринимаются уже с некоторой дистанцией (возникает мода на испанские романсы, шутливые подражания народной поэзии во Франции, английские народные баллады и легенды используются в трансформированном виде в поэмах и в драматургии). Так же дистанцированно воспринимается и народная смеховая традиция (памятники «священной пародии», народные книги), а арсенал ритуальных карнавальных действ отрывается от самого ритуала и включается в иную – античную и средневековую ученую письменную традицию, с принципиально измененной функцией («Гаргантюа и Пантагрюэль», 1533-64, Ф.Рабле; «Похвала Глупости», 1509, Эразма Роттердамского).
Роман, в первую очередь рыцарский, оказывается жанром, адекватным для выражения нового комплекса идей и одним из наиболее активно развиваемых в эпоху Возрождения. Основные образцы рыцарского романа создаются на Пиренейском полуострове (серия романов об Амадисе Галльском и др.). В то же время возникают не известные Средневековью разновидности романа – плутовской и пасторальный, в которых переосмысляются многие ключевые моменты поэтики романа средневекового. Новый вариант жанра представляет собой и эвфуистический роман в Англии. Создаются образцы романа, проблематика которых сближается с романами Нового времени («Дон Кихот», 1605-15, М.Сервантеса). Среди малых нарративных жанров Возрождения самыми распространенными и при этом теснее всего связанными генетически со средневековыми оказываются новелла (точнее, сборник новелл), восходящая к фаблио, и повесть с доминирующей прозаической (а не стихотворной, как ранее) формой, восходящая к ле и ди. Распределение стихотворного и прозаического регистров также претерпевает изменение в эпоху Возрождения, как в нарративных, так и в драматических жанрах. Это происходит, в частности, в связи с сокращением разновидностей текстов, включаемых в понятие «литература», с переосмыслением оппозиции высоких и низких жанров, с возникновением и разработкой понятия литературного языка.
В драматургии в эпоху Возрождения прежде всего развиваются комедия и трагедия, возникающие на пересечении античной и средневековой традиций и затем превращающиеся в новый по существу жанр (комедия дель арте в Италии, комедия плаща и шпаги в испанской драматургии, английская комедия и трагедия эпохи У.Шекспира и др.). Мистерии, миракли, моралите хотя и ставятся, однако новые тексты почти не создаются. В ренессансном театре используются некоторые приемы фарсов, соти или моралите, но целостная концепция этих жанров постепенно разрушается.
В поэзии средневековая традиция оказывается наиболее устойчивой. Не случайно, начиная с Данте, именно поэты, наследуя традицию средневековых трактатов по поэзии, пытаются осмыслить новый статус литературного языка и в теоретических трактатах излагают новые взгляды на язык и литературу как на личное творчество людей, а не на отражение Божественной воли (П.Бембо, Ж.Дю Белле, Ф.Сидни). В лирике Возрождения развиваются жанры куртуазной литературы, в которой с наибольшей силой проявлялась индивидуальность и мастерство поэтов и которые носили относительно светский и игровой характер (канцоны, баллады, виреле). Особой популярностью пользуется во всех западноевропейских странах и во все периоды Возрождения возникший в позднее Средневековье сонет, который в новую эпоху постепенно вбирает, помимо любовной, самую разнообразную тематику (от возвышенных философских тем до отражения будничной жизни). Осваивается также античная традиция. На раннем этапе Возрождения возникает неолатинская светская поэзия (в творчестве поэтов Лионской школы). В зрелое Возрождение на национальных языках создаются оды, элегии, сатиры и другие образцы заимствованных у античных поэтов жанров, в которых переплетаются античные и современные мотивы.
Термин «Возрождение» применяется, по некоторой аналогии, для обозначения специфических явлений западноевропейской средневековой культуры, связанных с увлечением античностью, - Каролингского и Оттоновского Возрождения. Первое происходит в 8-9 вв. при дворе Карла Великого и его потомков, где постепенно был собран цвет культурной элиты из всех стран Западной Европы, от Ирландии до Италии, второе – в 10 в. при дворе германских императоров Оттона I, II и III, имеет более замкнутый характер и сосредотачивается не при дворе, а в монастырях. Каждое из них отличается своими особенностями, однако оба эти Возрождения, возглавлявшиеся самими монархами и преследовавшие также политические цели, имели основной задачей восстановление культуры и, в частности, словесности после длительного периода «темных веков». Книжная христианская традиция здесь впервые вступила во взаимодействие с античной, а также народной романской и германской культурой. Доминировала при этом христианская концепция мира, так что заимствованные из античности жанры и образцы наполнялись новым содержанием и соответствующим образом трансформировались (античная биография приобретала черты жития, драмы Хротсвиты (10в.) представляли собой произведения «обращенного в христианство» Теренция и пр.). В результате усилий, предпринятых деятелями Каролингского и Оттоновского Возрождения, культурное развитие Европы не только было восстановлено, но в дальнейшем не прерывалось. Наиболее известны Алкуин, Павел Диакон, Теодульф, Эйнхард, Хросвита Гандерсгеймская, Лиутпранд.
Литература:
Голенищев-Кутузов И.Н.
Итальянское Возрождение и
славянские литературы XV-XVI вв. М., 1963;
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965;
Баткин Л.М. Итальянские
гуманисты: стиль жизни, стиль
мышления. М., 1978;
Лосев А.Ф. Эстетика
Возрождения. М., 1978;
Античное наследие в
культуре Возрождения. М., 1984;
Гарен Э. Проблемы
итальянского Возрождения. М., 1986;
Косиков Г.К. Средние
века и Ренессанс. Теоретические
проблемы // Методологические
проблемы филологических наук. М.,
1987;
Буркхард Я. Культура
Италии в эпоху Возрождения. М., 1996;
Жильсон Э.
Средневековый гуманизм и Ренессанс
// Новая Европа. М., 1996, № 8;
Garin E. Medioevo e Rinascimento: Studi e
ricerche. Bari, 1961;
Chastel A., Klein R. L’age de
l’Humanisme: l’Europe de la Renaissance. P., 1963;
Bibliografie internationale de l’Humanisme
et de la Renaissance. Geneve, 1966;
Weiss R. The Renaissance discovery of
classical antiquity. N.Y., 1969;
Heydenreich L.N. Italienische Renaissance.
Munchen, 1972;
Kristeller P.O. Renaissance concepts of man.
N.Y., 1972.
М.А.Абрамова
//
Литературная энциклопедия
терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 131-136.