LORENZO VALLA - ЛОРЕНЦО ВАЛЛА

(1407-1457)

 

 


Лоренцо Валла родился в семье римского юриста, служившего в папской курии. Учился греческому языку у Ауриспы и Ринуччо - известных тогда педагогов, постигал риторику в кругу римских гуманистов. В 1428 г. пытался получить место в курии, но безуспешно. Покинув в 1429 г. Рим, Валла преподавал риторику сначала в частной школе, а с 1431 г. в университете Павии, куда был принят по рекомендации известного гуманиста Антонио Беккаделли (его литературный псевдоним - Панормита). В эти годы Валла серьезно изучает филологию, риторику, работает над этико-философским сочинением «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoquie buono). Оно стало одним из главных трудов его жизни. Выступление Валлы в университете с критикой латинского стиля правоведов навлекло на него гнев преподавателей юридического факультета, из-за этого даже покушавшихся на его жизнь, что вынудило Валлу в 1433 г. оставить Павию. В последующие годы Валла пытался найти место в Милане, Генуе, Флоренции. Наконец, в 1435 г. в Неаполе он становится секретарем короля Альфонса Арагонского, у которого служит до 1448 г.

     Неаполитанский период был очень плодотворным в творчестве Валлы. Он создает свои наиболее значительные произведения: «О свободе воли» (De libero arbitrio,1439), «Диалектика» (Dialecticae libri tres,1439), завершает начатые еще в Павии «Элеганции» /«Красоты латинского языка»/ (Elegantiae linguae latinae,1440); пишет также два острокритических антицерковных сочинения - «О монашеском обете» (De professione religiosorum,1442)  и  «Рассуждения о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина»(1440). Смелая критика монашества и теократических притязаний папства вызвала гнев римского духовенства: в 1444 г. Валла был привлечен к суду инквизиции; от сурового приговора его спасло лишь заступничество неаполитанского короля. Но уже в следующем году Валла публикует «Апологию» (Apologia) и ряд других сочинений, в которых отстаивает свои взгляды, высказанные ранее в произведениях «О монашеском обете», «Рассуждение о подложности», «Об истинном и ложном благе». В 1445-46 гг. он пишет «Историю короля Фердинанда Арагонского», в которой развивает традиции гуманистической историографии.

     При новом папе Николае V, проявлявшем интерес к ренессансной культуре, Валла возвращается в Рим и в 1448 г. получает должность апостолического секретаря. В последующие годы он много переводит с греческого (Эзопа, Фукидида и других), преподает риторику, превознося авторитет Квинтилиана и решительно противопоставляя его Цицерону, наконец, создает значительный филологический труд: «Критический текстологический комментарий к Новому Завету» (In novum Testamentum ex diversorum in utriusque linguae codicum collatione adnotationes),  публикует «Элеганции», которые быстро получают широкое признание. В шести книгах «Элеганций» Валла разбирает части речи, поясняет значение специальных терминов, выявляет ошибки писателей, рассматривает важные грамматические вопросы. Он призывает изучать слово в контексте и историческом развитии, учитывать живые вариации его значений у разных авторов. «Элеганции» стали важным программным сочинением, оказавшим глубокое воздействие на развитие гуманистической филологии.

     Смелые идеи Валлы обретали и сторонников, и противников: последних было немало не только среди теологов и схоластов, но даже и среди гуманистов. Так, в 1451-52 гг. развернулась острая полемика Валлы с Поджо Браччолини. В ответ на 5 инвектив Поджо Валла пишет 5 защитительных сочинений. Полемический дух - одна из характерных черт всего творчества Валлы. К последним годам его жизни относятся несколько богословских сочинений - «О таинстве пресуществления», «Похвала святому Фоме Аквинскому» и др.

     Философско-этическая концепция Валлы проникнута идеями пантеизма и отмечена значительным влиянием эпикуреизма. В ее основе лежат учения о наслаждении как высшем благе, реабилитация естественных потребностей человека и сенсуалистическая трактовка самого наслаждения. В остро полемическом сочинении «Об истинном и ложном благе» Валла осуждает аскетическую мораль. Достижение нравственного идеала возможно лишь в полнокровной земной жизни - таков лейтмотив диалога. Даже христианства осмысливается здесь с позиций эпикурейской этики - райское блаженство мыслится как сочетание бесконечно разнообразных духовных и чувственных наслаждений. Признавая дуализм человеческой природы (тело и дух), Валла, в отличие от христианской доктрины, понимает его не как антагонизм, а как гармонию, находящую высшее благо в наслаждении.

     Валла-гуманист последовательно развивает идею гармонии человека и природы, приобщая его к разлитому в мире божественному благу. В сочинении «О монашеском обете» он ставит под сомнение правомерность самого существования монашества как церковного института. Полное благочестие, утверждает он, не в том, чтобы сдерживать естественные порывы плоти монашеским обетом, а в том, чтобы достойно переносить мирские радости и невзгоды. Валла показывает бессмысленность и противоестественность средневекового аскетизма. Еще более смелым шагом стало его сочинение «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина». Валла не только неопровержимо доказал подложность «Константинова дара», опираясь на достижения гуманистической науки - истории, археологии, филологии, нумизматики и т.д., не только выступил против юридического и морального права пап на светскую власть, но и обличил римский престол в бесчисленных преступлениях, совершенных за тысячелетнюю историю его существования. Недаром сочинение Валлы получило широкий отклик в эпоху Реформации.

     Валла активно полемизировал со схоластической наукой. В «Диалектике» он подверг резкой критике средневековую логику (диалектику) за сложный формалистический язык, отверг ее претензии на роль универсального научного метода. Оторванной от жизненной практики схоластике Валла противопоставил гуманистическую филологию, в которой слово рассматривается как носитель исторического и культурного опыта человечества. Валла - философ, филолог, историк - внес огромный вклад в развитие гуманистической мысли и оказал значительное воздействие на ренессансную культуру в Италии и за ее пределами.

     Из сочинений Валлы на русском языке опубликованы: «О монашеском обете» и «Рассуждения о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» - в книге «Итальянские гуманисты 15 века о церкви и религии» (М., 1963); фрагменты сочинения «Об истинном и ложном благе» в книге «Эстетика Ренессанса», Т.1 (М.,1981).

 

(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.321-322).


Opere / Произведения

- De libero arbitrio / О свободе воли

- Elegantie lingue latine / Красоты латинского языка

- De professione religiosorum / О монашеском обете

- De falso credita et emendita Constantini Donatione declamatio / Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина

- Apologia / Апология

 


Materiale critico / Критический материал

-


- Links / Ссылки

- Bibliotheca Augustana


© Belpaese2000, 10.2002



Hosted by uCoz