LORENZO VALLA - ЛОРЕНЦО ВАЛЛА
(1407-1457)
Лоренцо
Валла родился в семье римского
юриста, служившего в папской курии.
Учился греческому языку у Ауриспы и
Ринуччо - известных тогда педагогов,
постигал риторику в кругу римских
гуманистов. В 1428 г. пытался получить
место в курии, но безуспешно.
Покинув в 1429 г. Рим, Валла
преподавал риторику сначала в
частной школе, а с 1431 г. в
университете Павии, куда был принят
по рекомендации известного
гуманиста Антонио Беккаделли (его
литературный псевдоним - Панормита).
В эти годы Валла серьезно изучает
филологию, риторику, работает над
этико-философским сочинением «Об
истинном и ложном благе» (De vero
falsoquie buono). Оно стало одним из
главных трудов его жизни.
Выступление Валлы в университете с
критикой латинского стиля
правоведов навлекло на него гнев
преподавателей юридического
факультета, из-за этого даже
покушавшихся на его жизнь, что
вынудило Валлу в 1433 г. оставить
Павию. В последующие годы Валла
пытался найти место в Милане, Генуе,
Флоренции. Наконец, в 1435 г. в Неаполе
он становится секретарем короля
Альфонса Арагонского, у которого
служит до 1448 г.
Неаполитанский период был очень
плодотворным в творчестве Валлы. Он
создает свои наиболее значительные
произведения: «О свободе воли» (De
libero arbitrio,1439), «Диалектика» (Dialecticae
libri tres,1439), завершает начатые еще в
Павии «Элеганции» /«Красоты
латинского языка»/ (Elegantiae linguae
latinae,1440); пишет также два
острокритических антицерковных
сочинения - «О монашеском обете»
(De professione religiosorum,1442) и «Рассуждения
о подложности так называемой
Дарственной грамоты Константина»(1440).
Смелая критика монашества и
теократических притязаний папства
вызвала гнев римского духовенства:
в 1444 г. Валла был привлечен к суду
инквизиции; от сурового приговора
его спасло лишь заступничество
неаполитанского короля. Но уже в
следующем году Валла публикует «Апологию»
(Apologia) и ряд других сочинений, в
которых отстаивает свои взгляды,
высказанные ранее в произведениях
«О монашеском обете», «Рассуждение
о подложности», «Об истинном и
ложном благе». В 1445-46 гг. он пишет «Историю
короля Фердинанда Арагонского», в
которой развивает традиции
гуманистической историографии.
При новом папе Николае V,
проявлявшем интерес к ренессансной
культуре, Валла возвращается в Рим
и в 1448 г. получает должность
апостолического секретаря. В
последующие годы он много
переводит с греческого (Эзопа,
Фукидида и других), преподает
риторику, превознося авторитет
Квинтилиана и решительно
противопоставляя его Цицерону,
наконец, создает значительный
филологический труд: «Критический
текстологический комментарий к
Новому Завету» (In novum Testamentum ex
diversorum in utriusque linguae codicum collatione adnotationes),
публикует «Элеганции», которые
быстро получают широкое признание.
В шести книгах «Элеганций» Валла
разбирает части речи, поясняет
значение специальных терминов,
выявляет ошибки писателей,
рассматривает важные
грамматические вопросы. Он
призывает изучать слово в
контексте и историческом развитии,
учитывать живые вариации его
значений у разных авторов. «Элеганции»
стали важным программным
сочинением, оказавшим глубокое
воздействие на развитие
гуманистической филологии.
Смелые идеи Валлы обретали и
сторонников, и противников:
последних было немало не только
среди теологов и схоластов, но даже
и среди гуманистов. Так, в 1451-52 гг.
развернулась острая полемика Валлы
с Поджо Браччолини. В ответ на 5
инвектив Поджо Валла пишет 5
защитительных сочинений.
Полемический дух - одна из
характерных черт всего творчества
Валлы. К последним годам его жизни
относятся несколько богословских
сочинений - «О таинстве
пресуществления», «Похвала
святому Фоме Аквинскому» и др.
Философско-этическая концепция
Валлы проникнута идеями пантеизма
и отмечена значительным влиянием
эпикуреизма. В ее основе лежат
учения о наслаждении как высшем
благе, реабилитация естественных
потребностей человека и
сенсуалистическая трактовка
самого наслаждения. В остро
полемическом сочинении «Об
истинном и ложном благе» Валла
осуждает аскетическую мораль.
Достижение нравственного идеала
возможно лишь в полнокровной
земной жизни - таков лейтмотив
диалога. Даже христианства
осмысливается здесь с позиций
эпикурейской этики - райское
блаженство мыслится как сочетание
бесконечно разнообразных духовных
и чувственных наслаждений.
Признавая дуализм человеческой
природы (тело и дух), Валла, в
отличие от христианской доктрины,
понимает его не как антагонизм, а
как гармонию, находящую высшее
благо в наслаждении.
Валла-гуманист последовательно
развивает идею гармонии человека и
природы, приобщая его к разлитому в
мире божественному благу. В
сочинении «О монашеском обете» он
ставит под сомнение правомерность
самого существования монашества
как церковного института. Полное
благочестие, утверждает он, не в том,
чтобы сдерживать естественные
порывы плоти монашеским обетом, а в
том, чтобы достойно переносить
мирские радости и невзгоды. Валла
показывает бессмысленность и
противоестественность
средневекового аскетизма. Еще
более смелым шагом стало его
сочинение «Рассуждение о
подложности так называемой
Дарственной грамоты Константина».
Валла не только неопровержимо
доказал подложность «Константинова
дара», опираясь на достижения
гуманистической науки - истории,
археологии, филологии, нумизматики
и т.д., не только выступил против
юридического и морального права
пап на светскую власть, но и обличил
римский престол в бесчисленных
преступлениях, совершенных за
тысячелетнюю историю его
существования. Недаром сочинение
Валлы получило широкий отклик в
эпоху Реформации.
Валла активно полемизировал со
схоластической наукой. В «Диалектике»
он подверг резкой критике
средневековую логику (диалектику)
за сложный формалистический язык,
отверг ее претензии на роль
универсального научного метода.
Оторванной от жизненной практики
схоластике Валла противопоставил
гуманистическую филологию, в
которой слово рассматривается как
носитель исторического и
культурного опыта человечества.
Валла - философ, филолог, историк -
внес огромный вклад в развитие
гуманистической мысли и оказал
значительное воздействие на
ренессансную культуру в Италии и за
ее пределами.
Из сочинений Валлы на русском
языке опубликованы: «О
монашеском обете» и «Рассуждения о
подложности так называемой
Дарственной грамоты Константина» -
в книге «Итальянские гуманисты 15
века о церкви и религии» (М., 1963);
фрагменты сочинения «Об истинном и
ложном благе» в книге «Эстетика
Ренессанса», Т.1 (М.,1981).
(По изд.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.321-322).
Opere / Произведения
- De libero arbitrio / О свободе воли
- Elegantie lingue latine / Красоты латинского языка
- De professione religiosorum / О монашеском обете
- De falso credita et emendita Constantini Donatione declamatio / Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина
Materiale critico / Критический материал
-
- Links / Ссылки
© Belpaese2000, 10.2002