BIBLIO ITALIA  Библиотека итальянской литературы - 18 век

 

 

Giuseppe Parini

1729-1799

Джузеппе Парини


GIUSEPPE PARINI – ДЖУЗЕППЕ ПАРИНИ

(Бозизио, Брианца, 1729 - Милан, 1799)

Итальянский поэт. Джузеппе Парини родился в 1729 году в Бозизио (Брианца) на берегах озера Пусьяно (Комо) и был младшим из десяти детей Франческо-Марии Парино и Анджелы Марии Карпани. Он прожил долгую, наполненную трудом и творчеством, жизнь. Его благоговейное отношение к морали, суровость, с которой он оценивал всякое искусство, являлись знаменательными для эпохи великих политических перемен, эпохи значительного развития человеческих прав. Это была эпоха Гуманизма, французской революции, время захвата Италии Наполеоном. Джузеппе Парини представлял для будущего поколения, поколения Мандзони и Фосколо, пример последовательности, искренней любви к добродетели, веры в человека и в принципы честности и справедливости. Он стал символом и воплощением концепции искусства ради жизни или поэзии как дара от художника всему человечеству для морального роста и воспитания последнего, для прогресса политики и цивилизации вообще.

Парини - выходец из скромной многодетной семьи. Его отец был продавцом шелковых тканей. О детстве поэта не сохранилось достоверных сведений, но существуют источники, указывающие, что его начальным образованием занимались два священника - Карло Джузеппе Кабьяти, умерший в 1736 году, и Карло Джузеппе Джиларди, его преемник.

В 1738 году для продолжения учебы он был отправлен в Милан, к тёте отца Анджеле Марии Парино. Детей у неё не было, поэтому перед смертью в 1745 году в девяностолетнем возрасте она оставила своему внучатому племяннику небольшое наследство: матрас на выбор и установление бенефиция во время утренней мессы, и это позволило бы ему посвятить себя любимым литературным занятиям при условии подчинения приказам священника. В этом же году за ним приезжают родители, лишившиеся в одночасье всех остальных своих детей.

К боли утраты добавлялись еще лишения - жизнь, полная труда, но не дающая практически никаких средств к существованию. Однако всё переносится мужественно и стойко, о чем свидетельствуют отдельные строки юношеских стихотворений Парини и его знаменитая полемика 1760 года со своим учителем, падре Онофрио Бранда, обвинённого в педантичном понимании итальянской языковой традиции и сделавшего из себя защитника тосканского диалекта, лишённого связи с современностью.

Успешно сдав экзамены в сентябре 1740 года, Парини начинает учиться в школе барнабитов Святого Александра, где посещает курсы грамматики, логики, теоретической и моральной теологии. В первые годы учебы его успехи скромны до такой степени, что некоторые курсы ему приходится проходить повторно. Возможно, это было связано со слабым здоровьем, с недостаточным начальным образованием, с врожденной антипатией к посредственным и устаревшим педагогическим методам. Но постепенно он находит себя среди товарищей из благородных и богатых семей, начинает видеть опору в своей бедности, которая помогает ему не терять чувство собственного достоинства, сохраняя всегда чувство прекрасного, которое помогло ему раскрыть свой поэтический талант, а также способности наставника с независимым и дерзким характером.

В 1752 году Парини заканчивает учёбу. В этом же году он издает свой первый поэтический сборник - "Некоторые стихотворения Рипано Эупилино" ("Alcune poesie di Ripano Eupilino").  В сборник вошли 94 поэтических текста серьёзного и шутливого характера: любовные и религиозные сонеты, сонеты-насмешки, капитоли, эклоги и др. Это важный сборник в литературном творчестве Парини, который черпает вдохновение в традициях Аркадии и поэтов XVI-го века. Благодаря этому сборнику он становится известен в миланских интеллектуальных кругах. Год спустя его представили Джан-Карло Пассерони и приняли в Академию Преобразованных (l'Accademia dei Trasformati; основана в XVI веке и возрождена в 1743 году графом Джузеппе-Мария Имбонати; просуществовала до 1768 года). Главными принципами ее деятельности были просветительская направленность, усиленное внимание к проблемам общества, в частности, к интересам простонародья, а также создание новой литературы, как можно более приближенной к реальности. Именно в Академии Преобразованных разделялся энтузиазм идей обновления в различных сферах человеческой жизни, выдвинутых Верри и Беккарией. Псевдоним Рипано Эупилино - это анаграмма Парини и латинское название родного для поэта озера Пусьяно.

В 1754 году Парини был рукоположен в священники. Поскольку дохода от наследства тёти отца было недостаточно, Парини подрабатывал - преподавал детям благородных миланских семейств. В этом же году ему предложили должность воспитателя в доме герцога Гарбио Сербеллони. Период наставничества позволяет Парини изнутри увидеть все пороки и слабости аристократии, кроме того, он знакомится с величайшими интеллектуалами своего времени, например, с Пьетро Верри и Чиконьини. Наблюдая за праздной и пустой жизнью аристократов, поэт остро ощущает контраст такого существования со своими высокими моральными идеалами, что заставляет его пересмотреть свои представления о современном и традиционном, делать все, чтобы вернуть человеку осознание своих прав, бороться с иррациональным деспотизмом века. Дом Сербеллони погружает Парини непосредственно в аристократический мир того времени с его роскошными дворцами и залами, изящными салонами для интимных бесед, курортными развлечениями, утонченно-жеманными манерами, чарующей красотой женщин и совершенным церемониалом кавалеров.

Это был период усердной работы, время создания поэтических произведений и очерков на различные актуальные темы, как, например, "Диалог о благородстве" ("Il Dialogo sopra la nobiltа", 1757), в котором утверждается равенство всех людей и отрицаются приоритеты благородного происхождения; здесь намечаются идеи, которые получат свое развитие в поэме "День". В "Разговоре о поэзии" ("Il discorso sopra la poesia", 1761) подчеркивается воспитательная ценность искусства и выделяется особое назначение поэзии, которая должна вести к добру и добродетели, не забывая в то же время о гармонии и равновесии. В эти же годы написано самое важное произведение - поэма "День" ("Il Giorno"), в которую Парини до самой своей смерти вносил изменения - как в общую структуру произведения, так и в его содержательный и экспрессивный планы.

В 1757 году Парини начинает писать "Оды" ("Le Ode"); до 1795 года их было написано 19. В "Одах" разрабатываются личные идеи поэта о просвещении, а человечество оценивается по новым, современным меркам. В "Сельской жизни" ("La vita rustica") упорный и тяжкий труд сельской жизни противопоставляется медленному разложению, которому подвергнуты многие жители города. "Целебный воздух" ("La salubrità dell'aria", 1759) посвящён актуальному в то время вопросу - выращиванию различных сельскохозяйственных культур, в частности, проблеме выращивания риса. В "Прививке от оспы" ("L'innesto del vaiuolo", 1765) поэт говорит о пользе вакцинации; "Нужда" ("Il bisogno", 1765) утверждает бесполезность пыток и развивает идею о том, что преступник - дитя бедности. Ода "Музыка" ("La musica", 1769) - это обвинение против тех, кто кастрирует мальчиков, чтобы сделать из них замечательных певцов с чистейшими голосами. "Лицемерие" ("L'impostura", 1761) и "Воспитание" ("L'educazione", 1764) демонстрируют глубокий интерес поэта к педагогическим проблемам, что связано с его воспитательной и преподавательской деятельностью.  В одах "Опасность" ("Il pericolo", 1787) и "Дар" ("Il dono", 1790) читатель видит поэта, чувствительного к женскому очарованию и красоте. В "Послании" ("Il messaggio", 1793) постаревший поэт снова утверждает победу жизни и любви над смертью. Ода "К музе" ("Alla Musa", 1795) воспевается поэзия, особенно ее способность успокаивать человека и учить его высшим, бессмертным ценностям. Безусловным духовным завещанием поэта является ода "Падение" ("La caduta", 1785), в которой описаны добрые советы одного прохожего, помогшего поэту подняться после падения на скользком тротуаре. Парини клянётся здесь, что отныне никогда не будет использовать свой поэтический талант ради материальных ценностей и не будет унижаться до службы у власть имущих.

В 1762 году Парини добровольно покидает дом Сербеллони и служит у графа Имбонати, воспитывая его сына Карло. В 1764 году на его день рождения пишет оду "Воспитание".

В 1763 году выходит "Утро" ("Il Mattino"), а в 1765 - "Полдень", первые две части сатирической поэмы "День". Это поэма, написанная одиннадцатисложным стихом. Проповедуя свои эголитарные идеалы, Парини восстает против праздности и морального падения знати, которая должна была бы  быть примером чистоты нравов. Немного позже изданы ещё две части - "Вечер" ("Il Vespro") и "Ночь" ("La Notte"; осталась незавершённой и вышла посмертно в 1801 году), в которых особо остро чувствуется разочарование и растерянность поэта в связи с событиями Французской революции.

В поэме "День" рассказчик - это воспитатель, который учит своего "молодого синьора" светским правилам поведения. Очевидно осуждение автором норм, которым подчиняется праздная жизнь знати и которые он якобы хочет привить своему воспитаннику.

"Утро" начинается с пробуждения молодого синьора. Солнце уже высоко, и работа крестьян и ремесленников в самом разгаре, а ему кажется, что едва-едва рассвело. Что неудивительно, если лечь с первыми петухами. Остаток утра проходит в водовороте занятий: завтрак, уроки танцев и пения, скрипки и французского, которые перемежаются со светской болтовней. Затем следует тщательный утренний туалет. Мысли молодого человека обращены к даме, в которую он "влюблён", поэтому слуга должен поспешить узнать, хорошо ли ей спалось и не докучал ли ей муж. В ожидании ответа молодой человек сидит у парикмахера или позирует художнику, не преставая бурно критиковать его работу. Теперь молодой человек готов к выходу. Но есть ещё один ритуал: перекладывание разных безделушек из карманов одного платья в карманы другого. Пенсне, бинокль, пузырёк духов, болеутоляющее - для всего есть своё определённое место. Последний штрих - напудривание. Или бритьё. Или купание. Одним словом, каждое утро отличается особым ритуалом.

Время обеда. Молодой синьор отправляется к своей даме. В части "Полдень" Парини описывает обед и беседу, которая ведётся во время смены блюд. За столом возникают два персонажа. Один из них гурман, который со знанием дела оценивает кушанья; другой - вегетарианец, осуждающий жестокость мясников. В этот момент дама утирает невольную слезу, вспомнив свою собачку, попавшую под ноги нерадивого слуги. И хотя собачка была отомщена, - слуга был немедленно уволен, - обида до сих пор обжигает щёки дамы, любящей животных так же, как вегетарианец.

После обеда ведётся беседа на философские и научные темы. Собеседники цитируют великих французских интеллектуалов, которые нынче в моде, как Вольтер и Руссо; читают наизусть стихи Горация и Петрония, которых очень любит молодой синьор. Гости переходят в салон, где пьют традиционный кофе и играют в бридж.

В части "Вечер" описываются дружеские визиты молодого человека. Первое посещение - поход к больному другу. В это время дама навещает свою сердечную подругу. И все это переплетается с пикантными пересудами, сопровождающимися оживлённым обмахиванием веерами.

"Ночь" начинается со сравнения ночей сегодняшних и ночей в прошлом. Парини рассуждает о том, что сейчас улицы заполнены экипажами, изысканно одетыми мужчинами и женщинами, спешащими в ярко освещённые дома, чтобы окунуться в игру или танцевать до головокружения, а также чтобы похвалиться всем элегантными штучками: золотой табакеркой, удивительной красоты колечком и т.д. В залах болтают, играют, кокетничают, притворяются интеллектуалами... Великолепный спектакль тщеславия "богинь" и "героев".

Растущая слава Парини в литературных и культурных кругах Милана убеждает графа Фирмьяна доверить ему руководство журналом "Гадзетта ди Милано", а год спустя - заведование кафедрой риторики в Палатинской школе. Благодаря новой должности Парини прекращает свою воспитательную деятельность в доме Имбонати. Граф Имбонати назначает его на должность главного управляющего школами города. Результатом всего этого стал трактат "Основные и главные принципы художественной литературы как изящного искусства" ("Dei principi fondamentali e generali delle belle lettere applicati alle belle arti") - сборник его лекций, вышедший посмертно в 1773-1774 гг.

"В течение многих лет преподавания, к которому Парини всегда относился с просветительским рвением, вызывая обожание и любовь своих последователей, поэт посвящал себя написанию многочисленных прозаических произведений, вышедших только после его смерти - в издании под редакцией Рейны. Эти тексты свидетельствуют о постоянном развитии классицистской поэтики Парини, не чуждавшейся новшеств и всегда направленная на уравновешивание современных излишеств, к которым поэт относился с уважением, свойственным человеку глубокой литературной и языковой традиции. И в этих текстах нет никакой теории и никаких наставлений, абсолютно ничего бурного, революционного и предрассудительного" (Ланфранко Каретти, предисловие к изданию "Оды", Турин, 1977).

В 1777 году Парини принимают в «Аркадию» под пасторальным псевдонимом Дарисбо Элидонио. В этом же году становится членом Патриотического общества Милана.

В эти годы Парини продолжает активную литературную деятельность, кульминацией которой стало издание "Од" в 1791 году. Книга была издана благодаря стараниям ученика Парини Агостино Гамбарелли, однако она не получила одобрения самого поэта. Следующее издание, так и не вышедшее в свет и включавшее в себя сочинения последних лет, готовил сам Парини. Поэт продолжает работать над поэмой "День", добавив ещё две части - "Вечер" (1767-1780) и "Ночь" (1780-1791). В окончательном виде поэма так и не была опубликована.

В 1791 году Парини получает должность главного управляющего школами, что позволило ему освободиться от материальных проблем, преследовавших его всю жизнь.

В 1796 году наполеоновская армия оказывается в Милане. Завоеватель Европы основывает Цизальпийскую Республику. Парини становится членом демократического городского управления и входит в состав комиссии по делам культуры и образования.  Но его либеральные взгляды не могли долго оставаться незамеченными, и поэт был уволен.

В 1799 году в Милан снова находится под властью австрийцев, но Парини оказывается никому не нужным и при новом режиме. Поэт скончался 15 августа 1799 году в окружении друзей и учеников, два часа спустя после написания своего последнего сонета, "Похищение филистимлянами божьего ларца" ("Predaro i Filistei l'arca di Dio"). В сонете поэт с высоты своей мудрости и гуманности приветствует победителей, но к словам похвалы присоединяются предупреждения - управлять Миланом справедливо.

Парини был похоронен на публичном кладбище у Ворот Комазина (ныне Ворота Гарибальди). Его творчество оставило глубокий и значимый след в истории итальянской поэзии.

 © В.Кучеровская, 02.2006


Opere / Произведения


Materiale critico / Критический материал


Links / Ссылки

   

Наверх   700     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

© Belpaese2000-2007, С.В.Логиш   07.12.2007

 



Hosted by uCoz