ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НИККОЛО МАКЬЯВЕЛЛИ

        

1.  Флоренция и Джироламо Савонарола

2.  Жизнь Никколо Макьявелли (1469-1527).

3.  Эпистолярий Макьявелли: «великое» и «ничтожное».

4.  Произведения периода канцлерства.

5.   «Государь» (Principe).

6.   «Речи»

7.   Макьявелли-поэт.

8.  Комическое в творчестве Макьявелли.

9.  «Искусство ведения войны» и последние политические произведения.

10. Макьявелли-историк.                         

 

      1) Флоренция и Джироламо Савонарола. Приход войск Карла VIII во Флоренцию в 1494 г. вынудил к бегству сына Лоренцо Великолепного Пьеро де Медичи и восстановил в городе республиканскую власть, которая до 1498 г. держалась - политически и морально - на проповедях доминиканского монаха Джироламо САВОНАРОЛЫ (Gerolamo Savonarola). Савонарола родился в 1452 г. в Ферраре и в 1489 г. был призван во Флоренцию проповедником в монастырь Св.Марка. Позвал его сам Лоренцо по совету Пико делла Мирандола, познакомившийся с ним раньше. Проповеди монаха сразу же получили большой резонанс в городе и в его окрестностях, в его словах чувствовалось ожидание больших потрясений, убеждение в том, что итальянское общество находится на краю пропасти, которой можно избежать только через глубокое религиозное обновление и отказ от светского гедонизма, охватившего все правящие слои. После смерти Лоренцо и с изгнанием Медичи пророческий дух проповедей Савонаролы все более усиливался. Флоренция, согласно его словам, должна была стать образцом гражданской жизни, в которой христианское сочувствие и поддержка противопоставлялись продажности и распущенности светской жизни. Это была попытка противостоять зарождающимся чертам общества синьорий и поддержать коммунальную традицию Флоренции, и она вызвала у населения ( в том числе и у многих из числа активно поддерживавших политику Лоренцо) порыв религиозности, моральное напряжение, страстное желание покаяния. Флоренция предстает как «новый Иерусалим», от которого должно начаться спасение Италии и всех христиан. Однако во имя христианской «простоты» Савонарола резко отвергал все те зрелища и развлечения, при помощи которых Лоренцо пытался держать под контролем пороки и недовольство в обществе. Савонарола выступал против светских черт гуманизма, более связанных с внешним культом формы. Его борьба за коренное обновление опиралась на гражданскую тематику раннего флорентийского гуманизма и на все основные положения гуманизма христианского. Из его произведений стоит отметить религиозную поэзию, «Трактат о правлении и руководстве градом Флоренцией» ("Trattato circa il reggimento e governo della cittа di Firenze") и проповеди, переписанные его последователями.

     Под влиянием Савонаролы в городе был создан относительно демократический орган правления, решающую роль в котором играли ремесленники, - однако эта система сразу же вошла в противоречие с синьорией и с церковными учреждениями (следует отметить, что Савонарола видел в коррумпированном папе Александре VI воплощение Антихриста). Во Флоренции, оказавшейся в экономической и политической изоляции, вскоре получили преобладание силы, выступавшие против непреклонности монаха, во главе которых стояли богатая буржуазия и аристократия. Покинутый тем же «народом», на который он очень надеялся, Савонарола был приговорен к повешению и сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 23 мая 1498 г. После его смерти в городе установился умеренный республиканский строй,  до тех пор пока в 1512 г., при поддержке испанских войск, во Флоренцию не вернулись Медичи.

 

     2) Жизнь Никколо Макьявелли (1469-1527). Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ (Niccolo' Machiavelli) родился во Флоренции 3 мая 1469 г. родился в семье нотариуса. Получил хорошее образование в духе идей гуманизма. О его школьных занятиях и годах юности известно совсем немного. Первые достоверные сведения касаются службы Макьявелли во времена республики и показывают его близость противникам Савонаролы. В одном из писем 1498 г. он с презрительной отстраненностью говорит о проповедях Савонаролы и очень отрицательно отзывается о его политике. Но именно падение Савонаролы привело почти 30-летнего Макьявелли к тому, к чему он так стремился: 19 июня 1498 г. он был назначен ответственным за вторую канцелярию, а с 14 июля стал также секретарем магистратуры Совета Десяти. В его обязанности входило рассмотрение в первую очередь документов, касающихся военных действий и дипломатии (в то время как впервой канцелярии он занимался перепиской и официальными документами), к тому же назначался ответственным за разные текущие дела. Должность Макьявелли была очень значительной, и он мог держать под контролем большую часть политической жизни Флорентийской республики, став одним из ее важнейших персонажей, особенно после назначения гонфалоньером Пьера Содерини (1502), который доверял Макьявелли многие важные поручения.

      Макьявелли много ездил по Италии и Европе, его поездки были связаны со службой и дали ему возможность глубоко изучить государственные и военные структуры своего времени и убедиться во всех тех трудностях, которыми было отмечено существование слабого флорентийского государства, оказавшегося в центре военных конфликтов различных европейских стран. Вспомним об основных поездках Макьявелли. В 1499 г. он многократно ездил в войска Флоренции, осаждавшие Пизу, чтобы следить за ходом военных действий. В июле того же года впервые отправился с посольством к Катерине Риарио Сфорца, правительнице г.Форли. С июля по декабрь 1500 г. был с важным поручением во Франции при дворе короля Людовика XII. В 1502 г. занимался борьбой городских группировок в Пистойе, затем дважды ездил к Цезарю Борджа, в Урбино и в различные города Романьи. После смерти отца Цезаря, папы Александра VI, и очень короткого понтификата Пия III (22.09.-18.10.1503) Макьявелли поехал в Рим на конклав кардиналов, надеясь добиться для Флоренции поддержки нового папы Юлия II, который был избран 31 октября 1503 г., в борьбе против Венеции. В январе-марте 1504 г. он снова едет во Францию, на протяжении 1504-1505 гг. выполняет различные поручения флорентийского правительства в центральной и северной Италии.

     Трудности ведения войны против Пизы и плохое поведение наемных солдат убедили Макьявелли в необходимости постоянной армии, которую должно сформировать государство из выходцев земель, принадлежащих Флоренции. Он настойчиво убеждает городские власти издать указ о призыве в войска мужского населения городских районов. Макьявелли занялся подготовкой этого документа в 1506 г. и учреждением магистратуры из 9 высших восковых чинов и милиции, в которой он был избран секретарем. В августе-сентябре этого года он наблюдал за военными действиями, в результате которых папа Юлий II завладел Перуджей. В декабре 1507 - июне 1508 г. вместе с Франческо Веттори находился в длительной поездке по Тиролю при дворе короля Максимилиана Габсбургского. Затем несколько раз бывал во Франции (верным союзником которой была Флоренция), вступившей в конфликт с папой Юлием II. После сражения при Равенне и падения республики в городе - и одновременной реставрации Медичи в 1512 г. - Макьявелли был отстранен от всех своих должностей. Более того: он был необоснованно обвинен в участии в заговоре, посажен в тюрьму и подвергнут пыткам. Освобожденный в марте 1513 г. по амнистии, приуроченной к празднованию по случаю избрания папой Льва Х, он уехал в свое поместье Альбергаччо возле Сан-Кашано. Здесь Макьявелли занялся осмыслением своего богатого опыта и создал свои основные произведения: трактат «Государь» (Il Principe), написанный по всей вероятности в течение июля-декабря 1513 г.; «Речи о первой декаде Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio), начатые до работы над «Государем» и законченные, видимо, только в 1517 г.; «Диалоги об искусстве ведения войны» (Dialoghi dell'arte della guerra, 1516); «Жизнь Каструччо Кастракани» (Vita di Castruccio Castracani, 1520), - то есть все свои главные политические сочинения, а также комедию «Мандрагора», «Диалог о нашем языке», новеллу «Бельфагор-архидьявол».

     Макьявелли никогда не оставлял надежды добиться расположения Медичи и снова заняться политической деятельностью. В начале 20-х годов его положение несколько изменилось: по инициативе кардинала Джулио де' Медичи он получил от флорентийского университета заказ на написание истории города («История Флоренции» - Storie fiorentine, 1520-25). В мае 1521 г. он выполняет миссию городского совета, связанную с подчинением некоторых францисканских монастырей Флоренции. Однако в 1527 г. Медичи вторично изгнаны из города, и Макьявелли, давний сторонник Флорентийской республики, на этот раз подозревается в излишних симпатиях к ним. Он остается не у дел и, получив очередное разочарование, месяц спустя (20 июня 1527 г.) умирает. 

 

     3) Эпистолярий Макьявелли: «великое» и «ничтожное». Из биографии Макьявелли и из его переписки вырисовывается образ человека, прочно связанного с культурой Флоренции, с ее повседневностью и языковыми особенностями, использующего достижениями флорентийского гуманизма на volgare. В письмах к друзьям и знакомым, написанных в разные периоды жизни, создана модель поведения человека, далекая от традиционных гуманистических моделей. Только небольшая часть личной переписки Макьявелли дошла до нашего времени. Они не задумывались как публицистические очерки, не были предназначены для печати, но, тем не менее, имели не просто практическую направленность, но и старались создать своего рода «эпистолярный диалог» с адресатом. Оставив в стороне риторические каноны и модели эпистолярного жанра, выработанные гуманистами, письма Макьявелли передают живой, подвижный образ реальности, требующей от человека различных поступков, иногда противоречащих один другому. В них автор легко переходит от серьезных тем к шутке и иронии, стилистика писем близка традиционной флорентийской прозе и в них используются элементы новеллы, комедии, любовной лирики, а некоторые представляют собой политические трактаты в миниатюре.

 

     4) Произведения периода канцлерства. Занимая должность канцлера и секретаря Республики (1498-1512), Макьявелли создал большое число официальных текстов, связанных с исполнением служебных обязанностей. Они могут быть разделены на три категории:

    1. «миссии» (legazioni) - отчеты, нередко очень пространные, которые Макьявелли посылал во Флоренцию во время своих посольств. Сохранились и многие из инструкций, которые он получал от флорентийского правительства, связь с которым была постоянной,

    2. тексты административного характера (commissarie), связанные с поручениями внутреннего характера, - напр., с проверками, которые он проводил на территории Республики, и проч.,

    3. правительственные тексты (scritti di governo), написанные почти всегда от имени той либо иной правительственной структуры, от которой Макьявелли зависел, созданные по разным официальным поводам.

   Из самых значительных следует упомянуть «О делах пистойских» (De rebus Pistoriensibus, 1502); «О характере французов» (De natura Gallorum,1503); 2 текста о Германии («Отчет о делах германских» и «Речь о делах германских и об императоре»,1508-09). В 1512 г. Макьявелли создает большие по объему произведения, посвященные государственным и военным структурам тех европейских государств, которые Макьявелли посетил во время своих миссий (Франция, Германия).

 

     5) «Государь» (Principe) (самостоятельно)

     6) «Речи» (           самостоятельно)

 

     7) Макьявелли-поэт. Для Макьявелли поэзия была естественной формой общения в кругу правящего класса Флоренции и своего рода способом участия в жизни города и его традиций. Поэтические произведения Макьявелли носят спорадический, случайный характер, и связаны с различными официальными обстоятельствами, а также с традиционными жанрами флорентийской поэзии.

     Перу Макьявелли принадлежат несколько карнавальных песен, пасторальная баллада, «Серенада», написанная октавами, сонеты. Более серьезной работой является написанная терцинами поэма «Десятилетие» (Il Decennale,1504), построенная по схеме Дантовой «Комедии» и в достаточно полемичной форме излагающая историю Флоренции и Италии с 1494 по 1504 годы. Спустя десять лет Макьявелли начнет поэму «Второе десятилетие» (Il Decennale secondo), однако дойдет только до 1509 г. и оставит произведение незавершенным. С 1506 по 1512 гг. Макьявелли создает четыре «моральных» капитула, написанных терцинами: «О судьбе» - "Di fortuna"; «О неблагодарности» - "Dell'ingratitudine"; «О стремлениях» - "Dell'ambizione"; «О случае» - "Dell'occasione". Их тематика характерна для творчества писателя в целом. Избранная им форма «капитула» была очень распространена во Флоренции как литературное средство для размышлений по вопросам морали и поведения человека.

     В годы, проведенные в стороне от политической жизни, Макьявелли обдумывает план поэмы, в которой собирается изложить различные аспекты своей концепции человека. План произведения и написание его относятся к 1516-17 гг. Поэма носит название «Осел» (L'Asino), написана терцинами и осталась незавершенной: работа над ней была прервана на 8-ой главе. Макьявелли опирается на гомеровский миф о Цирцее, на роман Апулея «Золотой осел» и на «Комедию» Данте, являющуюся для него непревзойденным образцом языка и стиля. Произведение обрывается еще до ключевого момента превращения героя-автора в осла, с тем чтобы увидеть по-иному мир людей и обосновать возможность гармоничных отношений с действительностью, увиденной из комичного и «низменного» мира животных.

 

     8) Комическое в творчестве Макьявелли. Уже в период канцлерства Макьявелли видимо создает некоторое количество новелл, следовавших флорентийской традиции. Отрывки повествовательного характера нередко обнаруживаются и в его переписке. Однако единственная несомненно ему принадлежащая новелла, дошедшая до нас и созданная, видимо, в 1518 г., известна под названием «Бельфагор-архидьявол» (Belfagor arcidiavolo). В ней Макьявелли продолжает традиционные темы флорентийской новеллистики: коварство женщин, - в частности, жен; комическое изображение «дьявольского » мира; хитрость крестьян; использует общие схемы осмеяния окружающего и т.д. Благодаря «дьявольскому» элементу повествования, резкому осмеянию подвергается вся меркантильность человеческих отношений.

    Питая интерес к театру, Макьявелли создает три театральных текста: комедии «Андрия», «Мандрагора» и «Клиция». «Андрия» (Andria), как и два остальных, связана с латинскими комедиями, - более того, она представляет собой перевод одной из комедий «Теренция» и является своего рода экспериментом, поскольку volgare был впервые применен в таком объеме в жанре драматургии.

    «Мандрагора» (La Mandragola) на фоне современного театра на volgare предстает как очень зрелое произведение и становится шедевром театра Чинквеченто. Она, по всей вероятности, была написана в 1518 г. и, видимо, поставлена осенью того же года по случаю бракосочетания Лоренцо де' Медичи с Маддаленой де ля Тур д'Овернь, неоднократно издавалась еще при жизни автора. Вступление написано в форме канцоны и носит характер обращение к зрителю в достаточно агрессивной форме. Его цель - показать, что написание комедии является для автора способом подчеркнуть те обстоятельства, в которых он сейчас находится, с тем чтобы «fare el suo triste tempo piщ suave», поскольку другие занятие для него сейчас под запретом. Сюжет произведения представляется оригинальным по сравнению со схемами нового театра на volgare, события разворачиваются во Флоренции, где юноша Каллимако пытается покорить целомудренную Лукрецию, жену престарелого правоведа мессера Нича. Нича бездетен и давно мечтает о ребенке. Пользуясь этим его желанием и недалеким умом старика,  Каллимако по совету лукавого  Лигурио выдает себя за знаменитого парижского врача, обладающего надежным средством для излечения Лукреции. Это средство - чудодейственная настойка мандрагоры. Однако «первый мужчина, с которым она будет иметь дело, после того как выпьет этот напиток, умрет в течение восьми дней, и ничто на свете не сможет спасти его». Мессер Нича уже готов от всего отказаться, но Каллимако указывает ему хитроумный выход: как только мадонна Лукреция выпьет напиток, тотчас же следует «положить к ней другого, который, проведя с ней ночь, впитал бы в себя всю отраву мандрагоры« и тем спас бы мессера Нича от гибели. После некоторого сопротивления Нича соглашается внять советам мнимого врача. Решено схватить на улице первого попавшегося мужчину (этим мужчиной, конечно же, оказывается переодетый Каллимако) и отвести его в спальню Лукреции. Обнаружив обман, Лукреция, тем не менее, позволяет Каллимако убедить себя, что юноша в нее влюблен. Комедия завершается двусмысленным «празднованием» по поводу исцеления Лукреции, которая в заключение говорит своему любовнику: « Раз твоя хитрость, глупость моего мужа, простоватость моей матери и низость моего духовника заставили меня сделать то, чего бы я никогда не сделала по собственному побуждению, я готова признать, что это случилось по соизволению неба, которое распорядилось так, а не иначе, и я не вправе отказаться от того, что небо повелевает мне принять. Поэтому я выбираю тебя своим господином, повелителем и руководителем. Ты - мой отец, мой заступник, и я хочу, чтобы ты был моим единственным благом. И то, чего мой муж захотел на один вечер, я хочу, чтобы было всегда. Итак, ты сделаешься его кумом, пойдешь сегодня утром в церковь, а оттуда обедать вместе с нами, и в твоей воле будет приходить к нам и оставаться у нас, сколько тебе захочется, и мы можем видеться, когда угодно, не возбуждая никаких подозрений» (Акт IV, явл.2).

    Комедия подвергает осмеянию общественную мораль и ее устои, одна из основных ее идей состоит в том, что отношения между людьми возможны только в искаженных формах, и в них преобладает притворство, фальшь. С одной стороны стоят те, чья «мудрость» и знание людских привычек позволяет им пользоваться другими и их слабостями;  с другой - те, кто такой «мудростью» не обладает и позволяет, чтобы его использовали. Однако каждый персонаж представляет иной человеческий тип, со своими особенностями, и из столкновения этих персонажей рождается комическое, нередко имеющее характер жесткой сатиры и насмешки. Использование комического у Макьявелли только в плане языка опирается на традицию Боккаччо, в то время как его общий пафос имеет обличительный характер. Главная героиня «Мандрагоры» Лукреция (несмотря на то, что она почти не присутствует на сцене) представляет собой образец «мудрого», «благоразумного» поведения, вначале она предстает как «добродетельная» женщина, обладающая множеством достоинств и «совершенно чуждая делам любовным». Затем, оказавшись обманутой Каллимако и убедившись в глупости мужа, она принимает ту ситуацию, которая ей предлагается. («Мудрый», «благоразумный» человек для Макьявелли - это именно тот, кто может «соответствовать» (riscontrare) внешним обстоятельствам).

     13 января 1525 г. на вилле богатого пекаря Якопо Фальконетти была поставлена комедия Макьявелли «Клиция» (Clizia), написанная в основном по схеме, на которой строились комедии Плавта, и оказавшаяся намного ближе античной латинской комедии, чем «Мандрагора». Сюжет построен на истории любви старика Никомако к молодой рабе Клиции. Жена старика Софрония и вся его семья жестоко насмехаются над ним, пытаясь заставить его «прийти в себя» и оставить свои бессмысленные, на их взгляд, притязания. Характерный для античной комедии конфликт между юностью и старостью превращается в горькое, ироническое осознание ограниченности и неисполнимости желаний, которое приносит с собой старость. Насмешка и сарказм «Мандрагоры» сменяется здесь возвратом к «здравому смыслу», к традиционным ценностям и принятой морали. Для автора, однако, такой возврат равносилен поражению.

     Свои размышления по поводу морали и языка комедии Макьявелли изложил в «Речи либо диалоге по поводу нашего языка» (Discorso o dialogo intorno alla nostra lingua), приняв тем самым участие в дискуссиях о роли итальянского языка, развернувшихся в 16 веке. В своей работе он отстаивает преимущества живого языка в его флорентийском варианте, противопоставляя его теории «придворного» языка (lingua curiale), изложенной данте в трактате «О народном красноречии» и поддержанной современником Макьявелли Джован Джорджо Триссино.

 

     9) «Искусство ведения войны» и последние политические произведения. В 1521 г. опубликован диалог Макьявелли «Об искусстве ведения войны» (Dell'arte della guerra), проникнутый сожалением о невозможности реализовать на практике разработанные ранее проекты. Эссе состоит из семи книг и представляет собой воображаемую беседу, якобы состоявшуюся в садах Орти Оричеллари в 1516 г. между старым кондотьером Фабрицио Колонной, который проездом находился тогда во Флоренции, и молодыми людьми из знатных родов Козимо Ручеллаи, Дзаноби Буондельмонти, Баттиста делла Палла и Луиджи Аламанни. В уста Колонны автор вкладывает свои размышления пол военным вопросам, как с точки зрения политической, так и чисто технической, опираясь и на свой былой опыт человека, которому пришлось непосредственно заниматься этими проблемами на благо Флорентийской республики. На первый план в этих размышлениях выходит полемика по поводу привлечения наемного войска, к которому Макьявелли относится отрицательно, и связанная с этим необходимость тесной связи между организацией армии с гражданской жизнью для обеспечения мира в государстве. Диалог представляет интерес прежде всего потому, что в нем Макьявелли уже не в первый раз излагает свои политические взгляды: оказываясь все более связанным с гуманистической и аристократической идеологией кружка в Орти Оричеллари, он видит в античной римской «доблести» неоспоримую и непререкаемую модель для подражания. Однако между самой моделью, которая сама уже является залогом победы, и возможностью ее воплощения возникают значительные трудности: смутные времена, изменчивость «фортуны», современные политические условия как будто оказывают этому невидимое сопротивление.

 

     10) Макьявелли-историк. В приложении к «Искусству ведения войны» появилось первое произведение Макьявелли на историческую тематику: «Жизнь Каструччо Кастракани» (Vita di Castruccio Castracani), написанное в 1520 г. и посвященное жизни кондотьера Лукки времен Треченто. Макьявелли следует гуманистическим образцам биографий выдающихся людей. Однако еще в ноябре 1519 г. он получил заказ на написание другого исторического труда: это «История Флоренции» (Istorie fiorentine), работе над которой писатель посвятит несколько следующих лет. В мае 1525 г. рукопись была вручена папе Клементу VII, издание книги вышло только после смерти автора, в 1532г. В первой, вводной книге Макьявелли дает краткое изложение истории Италии от падения Римской империи до 1434 г.; книги II-IV посвящены истории Флоренции от основания города также до 1434 г. (прихода к власти Козимо де' Медичи); книги V-VIII более подробно освещают историю Флоренции и Италии с 1434 г. до смерти Лоренцо Великолепного в 1492 г.

     Несмотря на тот факт, что книга была написана по заказу Медичи, она лишена всякого подобострастия и представляет собой смелое и независимое произведение. В отличие от традиционной гуманистической историографии, оно не ограничивается только описанием дипломатических шагов и военных действий, - Макьявелли критически описывает поведение итальянских князей и правительств в 15 веке, их закулисные игры и тактику. Образцом государства для Макьявелли служит древний Рим, по сравнению с которым достойно осуждения прошлое Флоренции, ее нередко двусмысленная политика и слабость государственного устройства. В итоге книга словно наполнена ожиданием прихода нового выдающегося политика, который смог бы облечь новым смыслом древние традиции города и спасти Флоренцию от полного упадка. Историческое повествование в произведении тесно связано с политической интерпретацией, факты описываются не изолированно, а включены в общую историческую картину. Благодаря этим чертам, «История Флоренции» стала новым шагом на пути к современной историографии.

 

 

                                                      -----------------------------------



Hosted by uCoz