Проект Belpaese2000             BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы

 

Home Biblio Italia Язык Перевод Италия Политика Живопись Кино Музыка Театр Гостевая

Пьер Антонетти

Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте

М., Молодая гвардия, 2004. – 287 с.  (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Пер. с франц. и предисл. В.Д.Балакина.

 

© Pierre Antonetti. La vie quotidienne а Florence au temps de Dante. – Paris: Hachette, 1992.

Древний, но вечно цветущий город — Флоренция

 

«Прекрасна Италия — и по дарам природы, и по созданиям истории. Она богата благами роскошного кли­мата и плодородной почвы, украше­на чудными картинами южного, не­повторимо своеобразного, то вели­чественного, то изящно-тонкого пей­зажа... От веков античности (греко-римской цивилизации) до новейших времен она являлась носительницей высокой культуры...»* Далеко не каж­дому посчастливилось собственны­ми глазами видеть эту замечательную страну, но едва ли кому-то захочется поспорить с русским историком, сло­вами которого — подлинным при­знанием в любви к Италии — мне хо­телось бы начать предисловие к пе­реводу книги его французского кол­леги об одном из самых замечатель­ных ее городов — Флоренции. Одно­го названия книги, пожалуй, доста­точно, чтобы рука потянулась к ней. В сочетании же с именем величайше­го и до сих пор не до конца понятого итальянца рождается интрига: Фло­ренция времен Данте?!

Флоренция, или, как ее называли в старину, Фьоренца, что значит «Цве­тущая», расположена в одной из са­мых живописных областей Италии — Тоскане, раскинувшейся в самом цен­тре полуострова, с запада омываемой Тирренским морем, с востока огра­ниченной Апеннинскими горами,

* Гревс И. М. Кровавая свадьба Буондельмонте: Жизнь итальян­ского города в XIII веке. Л., 1925. С. 7.

6

 

пологими уступами перетекающими в долину. Холмистая местность тут и там пересечена речками и ре­чушками, впадающими в реку Арно — главный по­ток Тосканы, несущий свои воды в Тирренское море. Эта основная водная артерия области, обычно спо­койная, в периоды бурных разливов становится грозной, несет разрушения и даже гибель прибреж­ным жителям. Недалеко от того места, где Арно, покинув горные кручи, резко меняет северное направ­ление на западное, и расположилась по обоим его берегам Флоренция.

Когда история молчит, на помощь приходит легенда. Данте и его современники выводили проис­хождение родного города, с одной стороны, непосредственно от «матери городов итальянских» — Рима, Вечного города, а с другой — от этрусского поселения Фезулы, существующего и по сей день в ка­честве флорентийского предместья Фьезоле. Впро­чем, как установили археологи, еще в Х веке до н. э. на месте современной Флоренции существовало поселение культуры Вилланова, обитатели которого умели обрабатывать железо*. С VIII века здесь появи­лись племена этрусков, или тусков, давшие название этой области Италии (в античности и Средние века Тоскана называлась Этрурией, или Тусцией). Этруски долго господствовали не только в Центральной, но также в Северной и Южной Италии. Они, как пра­вило, не селились по берегам рек, предпочитали более безопасные вершины холмов, остерегаясь не столько наводнений, сколько людей. На одном из та­ких холмов и возникли Фезулы, обеспечившие свою безопасность стеной из больших каменных плит. Ее остатки до сих пор являются туристической досто­примечательностью. Город богател за счет торговли. Не утратил он своего значения и после того, как в IV веке до н. э. Этрурия была покорена римлянами. Около 200 года до н. э. фезуланцы построили на бе­регу Арно гавань, вскоре ставшую центром оживлен-

 

* Федорова Е. В. Знаменитые города Италии: Рим. Флоренция. Венеция. М„ 1985. С. 203.

7

 

ной торговли. «Нижние Фезулы», возможно, уже тог­да были прозваны римлянами Флоренцией — в честь хозяйственного процветания края.

Однако «этрусская Флоренция» просуществовала недолго. В начале I века до н. э. Фезулы приняли уча­стие в восстании италийских городов против Рима, потерпели поражение и подверглись жестокому на­казанию — разрушению по приказу диктатора Суллы (впрочем, горные Фезулы, старый город, римляне пощадили). Но недолго берег Арно оставался незасе­ленным. В 59 году до н. э. по распоряжению Юлия Цезаря сюда была выведена колония римских граж­дан. На правом, низком берегу реки, чуть западнее уничтоженной фезуланской гавани, основали но­вый город, официальным наименованием которого стало: Colonia Julia Florentia «Цветущая колония Юлия [Цезаря]». Эпитет Florentia и по сей день, вот уже более двух тысяч лет, остается его названием. Правильный квадрат римской колонии (новому го­роду придали строгую квадратную планировку воен­ного лагеря с протяженностью каждой стороны око­ло 500 метров) без труда прослеживается на плане разросшегося города: видны линия городских стен, места четырех ворот посередине каждой стороны квадрата и направление соединяющих их главных улиц, пересекавшихся под прямым углом в центре города, где располагалась главная площадь — форум (теперь здесь находится площадь Республики).

Во времена Римской империи Флоренция ничем не выделялась среди городов Италии, экономически процветавших, благоустроенных и пользовавшихся правом самоуправления. Она стояла на одной из оживленных дорог, которые вели из Рима во все сто­роны обширной державы, на Виа Кассиа, соединяв­шей столицу с Северной Италией. Уже в римские вре­мена через Арно был переброшен мост в том месте, где сейчас находится построенный во времена Данте Понте Веккьо — Старый мост. Вероятно, во II — III веках во Флоренции появились христиане, это были греческие и восточные купцы и странники. В начале IV века город стал резиденцией епископа.

8

 

Конец античного периода в истории Флоренции ознаменовался жестокими потрясениями, связанны­ми с нашествием варваров. По преданию, город осо­бенно сильно пострадал от племени лангобардов (^длиннобородых»), захватившего в VI веке Италию и отличавшегося непримиримой ненавистью к лю­бым проявлениям древнеримской цивилизации. На какое-то время жизнь во Флоренции замерла, и го­род начал возрождаться лишь благодаря Карлу Вели­кому, праздновавшему в нем Рождество 786 года. Можно сказать, что с этого праздника, собственно, и началась средневековая история Флоренции. «Повседневная жизнь» — предельно широкий ас­пект для рассмотрения, включающий в себя практи­чески все: экономику, политику, религию, культуру, быт. Именно такой всеохватной и получилась книга Пьера Антонетти, хотя автор неоднократно предупреждает читателей, что им предлагается не полити­ческая история Флоренции, а история «повседневности», то есть преимущественно бытовая сторона жизни города. Рассказ о политических событиях действительно сведен до того минимума, без которого просто было бы невозможно понять повседневную жизнь флорентийцев. Впрочем, Антонетти, насколь­ко можно судить по другим его работам*, к политиче­ской истории питает меньший интерес, нежели к ис­тории культуры и общества.

И все-таки почему автор решил изобразить по­вседневную жизнь Флоренции именно во времена Данте? Ведь этот период не был ни наиболее блиста­тельным, ни самым героическим в истории города: последовавшая за ним эпоха гуманизма и Ренессан­са бесспорно и по праву признается более славной. Разумеется, выбор автора продиктован прежде всего личностью Данте: интересно узнать, в какой обста-

 

* В полной мере это проявилось и в книге, специально посвя­щенной истории Флоренции: Antonetti P. L'Histoire de Florence. Paris, 1976. Стоит отметить, что плодотворная идея взять Данте в качестве проводника по Флоренции той эпохи пришла в голову не одному только Антонетти и, возможно, даже не ему первому. CM.:BarbadoroB. Firenze di Dante. Firenze, 1965.

9

 

новке жил и творил великий итальянский поэт. Даже, казалось бы, заурядный период в истории Флорен­ции предстанет перед читателями в ином свете, если связать его с такой знаковой фигурой. Однако важ­нее другое: эпоха Данте интересна тем, что она была переходной, рубежной между уходившим в прошлое Средневековьем и нарождавшимся Новым време­нем. Антонетти в своей книге хорошо показал, что в этот период, несколько расширительно именуемый «эпохой Данте» (захватывая несколько десятилетий до рождения поэта и столько же после его изгнания из родного города), Флоренция превратилась из за­урядного, во всех смыслах второстепенного города в динамично развивающийся центр промышленнос­ти и торговли, в колыбель раннего капитализма.

Личность Данте — это личность человека на рубе­же эпох: во многом он человек Средневековья, пред­чувствующий наступление новых времен — «Новой жизни», как он назвал автобиографическую повесть в прозе и стихах. Много сказано о «зашифрован­ном» в его произведений, их двойном и тройном смысле (не случайны многочисленные пространные комментарии к ним). Общим местом стала характе­ристика Данте как «хвалителя былых времен». В этом качестве он проявляет себя в своем самом значитель­ном произведении — «Божественной комедии», про­тивопоставляя «добрые старые времена» новым по­рядкам, с которыми он не в силах примириться. Отсюда политический консерватизм Данте, его при­верженность идее Священной Римской империи, с которой он связывал надежду на установление в Ита­лии мира и порядка. Антонетти, на наш взгляд, слиш­ком прямолинейно оценивает политические воззре­ния Данте как ретроградные и характеризует его по­литическую программу как музейный хлам. Необхо­димо учитывать, по крайней мере, следующее: Данте, как и другим его современникам, приходилось выби­рать не между хорошим и лучшим, а меньшее из зол. С чем легче было примириться: с твердым порядком, установленным в Италии германским правителем, носившим титул римского императора, или с непре-

10

 

рывными междоусобными войнами, уносившими тысячи жизней и губившими создания рук человече­ских? На этот вопрос каждый отвечает по-своему.

Что такое Священная Римская империя*, в привер­женности которой был столь непоколебим Данте? Имеет ли она отношение к Древней Римской импе­рии? Самое непосредственное. Столицу некогда су­ществовавшей Римской империи не зря прозвали Вечным городом: на протяжении веков казалось, что он был всегда и будет существовать вечно. Так отно­сились и к империи. Хотя древняя римская держава рухнула под натиском варваров, ее традиция про­должала жить. Собственно, погибло не все государство, а только его западная часть — Западная Римская Империя. Восточная же часть империи выстояла и с названием Византия просуществовала еще без малого тысячу лет. Авторитет византийского импе­ратора признавался и на Западе, где германскими племенами были созданы так называемые варварские королевства.

Одно из них. Франкское королевство, при короле Карле Великом усилилось настолько, что своим могуществом стало напоминать Римскую империю. Тогда и возникла мысль возродить ее. В этом особенно были заинтересованы папы римские, нуждавшие­ся в императоре — защитнике церкви от внутренних «X внешних врагов. На Рождество 800 года в церкви Пятого Петра в Риме папа Лев III увенчал голову Карла Великого императорской короной. И сам Карл, и папа думали, что восстановили Римскую им­перию в целом, включая ее восточную часть. Однако Византия не признала новоявленного императора. Так появились две империи, каждая из которых счи­тала себя наследницей державы Константина Великого, первого христианского государя.

 

* Заинтересованным читателям, желающим получить более полный объем сведений по этому вопросу, могу порекомендовать дополнительную литературу: Балакин В. Д. Происхождение Свя­щенной Римской империи // Вопросы истории. 1998. № 10; Ом же. Средневековая Римская империя: идея и реальность // Диалог со Временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 2. М., 2000;

Он же. Итальянская политика империи Оттонов. М., 2000.

11

 

Воссозданная Карлом Великим империя, назван­ная по его имени Каролингской, оказалась недолго­вечной. Вскоре после его смерти центральная власть ослабела, начались феодальные смуты и борьба за господство. Все кончилось тем, что три его внука в 843 году поделили империю между собой, положив начало существованию Германии, Италии, Франции и других государств современной Европы. Несмотря на раздел, империя формально сохранялась, и стар­ший из братьев носил титул императора, не обладая никакой властью вне доставшегося ему удела. Импе­раторская корона и впредь передавалась по наслед­ству, но авторитет и владения императоров, не выхо­дившие за пределы Северной Италии, неудержимо убывали, пока и вовсе не сошли на нет. В начале Х ве­ка эта корона оказалась никому не нужна. Империя опять угасла.

В Германии тогда правил король Генрих I по про­звищу Птицелов. Он сумел укрепить центральную власть и навести порядок в стране, за что подданные уважали его и называли императором. Правда, коро­новаться императорской короной в Риме он не ус­пел. Мечту о возрождении Римской империи унасле­довал вместе с королевством его сын Оттон I, которо­му и удалось осуществить задуманное: в воскресенье 2 февраля 9б2 года, в великий праздник Сретения Господня, в римской церкви Святого Петра он был торжественно увенчан императорской короной. Це­ремония коронации возвещала о возрождении Рим­ской империи, к названию которой позднее добави­ли эпитет Священная.

Хотя воссозданная им империя была гораздо меньше Древней Римской и даже Каролингской им­перии, она просуществовала очень долго. В ее состав кроме самой Германии, короли которой были впредь императорами, входили также треть современной Италии, часть Франции и Бельгии, Австрия, Швейца­рия, Нидерланды и области западных славян. Это бы­ло многонациональное государство. Поскольку нем­цы составляли в нем большинство и играли главен­ствующую роль, а империя называлась Римской, ре-

12

 

шили исправить это несоответствие. В конце XV века к ее названию добавили еще два слова, и получилось очень длинное наименование — Священная Рим­ская империя германской нации. Таково было офи­циальное название, использовавшееся в документах, а в обыденной жизни государство называли Герма­нией или просто Империей, и всем было ясно, о ка­кой империи идет речь.

Императорская власть не давалась немецким ко­ролям просто так. Каждый из них во главе большого войска отправлялся в Италию за короной. Иногда хватало простой демонстрации силы, но зачастую приходилось усмирять противников в кровопролитной борьбе. Сам Оттон I около девяти лет провел в Италии, утверждая там свое господство. В Южной Италии немцам пришлось, кроме того, столкнуться с византийцами, издавна владевшими этой землей, и вторгавшимися туда арабами, или, как их тогда назы­вали, сарацинами. Оттон II, сын основателя Священ­ной Римской империи, потерпел от них в одной из битв сокрушительное поражение. Ему самому чудом удалось спастись — верхом на коне и вплавь по мо­рю. Пострашнее сарацин оказался другой враг — эпидемии, косившие жителей севера, непривычных К жаркому климату Италии. Эта участь постигла и Оттона II: избежав смерти от оружия сарацин, он в воз­расте всего 28 лет пал жертвой заразной болезни и был похоронен в Риме. Никто ни в Италии, ни в Гер­мании не воспользовался безвременной кончиной императора для перемены власти. Восстали только славяне, жившие по берегам Балтийского моря и реки Эльбы. Они были покорены еще Генрихом Птице­ловом и Оттоном I, и теперь возвратили себе свободу и независимость. Только спустя почти 200 лет немцы опять подчинят их, и теперь уже навсегда.

В свое время Оттон I, дабы уладить отношения с Византией и добиться от нее признания своей импе­рии, женил сына-наследника на византийской царе­вне Феофано. Эго была красивая и просвещенная де­душка, принесшая в Германию высокую византий­скую культуру и ученость. Единственного сына от

13

 

этого брака назвали тоже Оттоном. Когда эпидемия унесла жизнь отца, ему не было и трех лет, однако со­зданный дедом порядок был столь прочен, что и мла­денца признали королем. Сначала за него правили мать и бабка, а когда Оттону III исполнилось 15 лет, он взял в свои руки бразды правления. Благодаря ма­тери, он получил блестящее образование, в совер­шенстве владел древнегреческим и латинским язы­ками, был сведущ в философии и других науках. Об­ретя в Риме императорскую корону, он поставил пе­ред собой великую цель: воссоединить свою импе­рию с Византией, а затем объединить всю Европу в составе христианской Римской империи. Но судьба не была к нему благосклонна. Едва приступив к ис­полнению замысла. Оттон III умер в возрасте непол­ных 22 лет, не оставив потомства.

В Священной Римской империи были два выс­ших авторитета — сам император и папа римский. Они постоянно боролись за верховенство. Сильные императоры, как Оттон I, выходили из этой борьбы победителями. Оттон I защищал церковь, но при этом подчинил ее своей воле и поставил на службу интересам империи. Самовластно распоряжаясь делами церкви, он по своему усмотрению назначал и смещал епископов и аббатов. И даже самого папу римского не могли избрать без его согласия. Но бы­вало и по-другому. В середине XI века на германском престоле оказался малолетний король Генрих IV из новой королевской династии — Салической, или Франконской. Почувствовав, что властная рука ос­лабела, феодалы, не только светские, но и духовные, считавшиеся опорой короля, вышли из подчине­ния. В то же самое время в католической церкви проводились реформы, чтобы укрепить ее автори­тет в народе. Для этого надо было прекратить об­мирщение церкви, то есть падение нравов среди ду­ховенства и подчинение ее светской власти. Эти преобразования осуществлялись под руководством папы Григория VII.

Между ним и повзрослевшим Генрихом IV, решив­шим вернуть королевской власти ее права, разгорел-

14

 

ся конфликт, известный как борьба за инвеституру, до есть за право назначать епископов и аббатов. Кто обладал этим правом, тот контролировал церковь и имел важный источник доходов. Ни одна из сторон в этом споре не хотела уступать. Генрих IV созвал си-ддд _ съезд верного ему духовенства, на котором за­явили о смещении папы римского. Но прошли те времена, когда король Германии распоряжался судь­бами папского престола. Григорий VII отлучил Ген­риха IV от церкви, чем незамедлительно воспользо­вались его противники. Отлученного от церкви ко­роля можно было не признавать. Феодалы потребо­вали от него примириться с папой, иначе они выбе­рут нового правителя.

Не в силах подавить мятеж, Генрих IV уступил бун­товщикам. В условиях зимнего бездорожья он совершил труднейший переход через Альпы и прибыл с небольшой свитой (без военных отрядов, с которы­ми обычно приходили в Италию немецкие короли) к замку Каносса. Там, за мощными стенами нашел убежище Григорий VII. Трое суток король без еды и пи­тая, в рубище раскаявшегося грешника на коленях умолял папу пустить его к себе. Наконец ворота зам­ка открылись, и Генрих IV смиренно припал к ногам папы римского, целуя его бархатную туфлю. Навер­ное, Григорий VII понимал, что со стороны короля покаяние было лишь тактическим шагом. Прощая Генриха IV, он тоже делал тактический ход: дабы фе­одалы в Германии не возомнили слишком много о себе, пусть они получат назад нелюбимого короля, пусть в стране продолжаются раздоры — тем легче будет ему, папе, достигать своих целей.

Но на этот раз победителей не было — проигра­ли все. Вернувшись в Германию и кое-как водворив в стране порядок, Генрих IV снова пошел в Италию. На сей раз с ним было большое войско, предрешив­шее участь папы. Григорий VII бежал на юг Италии, где и умер спустя несколько лет, так и не увидев больше Рима. Но, отомстив папе, Генрих IV не смог Победить в борьбе за инвеституру. Противостояние продолжалось еще много лет и закончилось тем,

15

 

что императоры лишились права назначать епис­копов и аббатов. Рухнула созданная Оттоном I сис­тема, при которой церковь служила главной опо­рой королевской власти. Центральная власть в Гер­мании все больше ослабевает, страна вступает в пе­риод феодальной раздробленности.

В этой борьбе империи с папством союзницей Григория VII выступала Матильда, владелица Тос­канского маркграфства, в состав которого входила и Флоренция. Прежде, в эпоху Оттонов, маркграфы Тосканские были верными союзниками императо­ров, а Матильда, увлеченная идеей реформы церкви, совершила поворот в этой ставшей уже традицион­ной политике. Не имея законных наследников, она завещала свое маркграфство Церковному государ­ству — светскому владению римских пап, однако папская власть в тот период была столь слаба, что не сумела удержать завещанную огромную террито­рию. Маркграфство Тосканское распалось, и Фло­ренция, равно как и ряд других городов Тосканы, об­рела статус вольной, самоуправляющейся город­ской коммуны. Власть взяли в свои руки горожане (пополаны), успешно отбивавшие атаки феода­лов — как светских, так и духовных. Городом прави­ла коллегия консулов, избиравшихся из числа наи­более авторитетных и богатых граждан. Флорен­тийцы разрушили окрестные замки, а их обитателей насильно переселили в город.

Можно было бы ожидать, что в период этого ослабления императорской власти пошатнется и Свя­щенная Римская империя. Ничуть не бывало. Европа уже не представляла себя без империи. Правители других стран не подчинялись власти императора, но и не требовали упразднить ее. Более того, императо­ру оказывали знаки уважения и даже формально признавали его верховенство. Не спорили и о том, кому должна принадлежать императорская корона. Уже стало традицией, что короноваться в Рим при­бывали немецкие короли. Бороться за император­скую корону не было смысла, поскольку она не дава­ла реальных преимуществ. Поддерживали сложив-

16

 

 

вшуюся традицию, полагая, что будет лучше, если продлится существование Священной Римской им­перии, сохранится заведенный порядок, освящен­ный авторитетом церкви.

Тогда хоронить империю было рано, ей предстоя­ло пережить героический период при императорах из династии Гогенштауфенов. Ее наиболее яркими представителями были Фридрих I Барбаросса, что значит Красная Борода, и его внук Фридрих II. Барбаросса получил свое прозвище от итальянцев, по­раженных огненно рыжим цветом его бороды — именно она бросалась в глаза, не будучи скрытой бо­евыми доспехами. Барбаросса много лет провел в Италии, утверждая свою императорскую власть. У него было предостаточно врагов, от которых ему до­водилось терпеть досадные поражения. И все же при нем империя была прочной, а сам он запомнился потомкам как сильный и справедливый правитель. И погиб он как рыцарь в Третьем крестовом походе. Желая присоединить к империи Южную Италию, Барбаросса женил своего сына Генриха VI на короле­ве Сицилии Констанции. Однако тот, унаследовав императорскую корону и владения отца, после всего лишь семи лет правления умер в молодом возрасте, став жертвой очередной эпидемии. У его трехлетнего сына Фридриха почти не было надежды унаследовать отцовский престол. Когда через год умерла и мать, родственники отобрали у него и Сицилийское Королевство.

Удивительна судьба этого человека. Потеряв из-за ранней смерти родителей права на престол, он на­вел опекуна и воспитателя в лице папы римского Иннокентия III, одного из самых выдающихся деяте­лей средневековой Европы. С помощью того же папы он вернул себе Сицилийское и Германское королев­ства, а затем получил и императорскую корону. При Фридрихе II Священная Римская империя достигла своего наибольшего величия, олицетворением и живым воплощением которого был сам император. Его дворец на Сицилии, в городе Палермо, затмевал великолепием резиденцию любого европейского пра-

17

 

вителя. Однако внешний блеск империи маскировал ее внутреннее ослабление. Фридрих II совершил ро­ковую ошибку, выпустив из рук власть в Германии, куда он лишь изредка наведывался. Там полновласт­ными хозяевами стали князья. Все больше врагов по­являлось у императора в Италии и других странах. Вскоре после его смерти пресеклась и династия Гогенштауфенов. Южную половину Италии захватили сначала французы, а затем испанцы, и она была на­всегда потеряна для империи. Об этом очередном крушении императорской власти в Италии как фак­торе повседневной жизни Флоренции пишет и Антонетти, простодушно недоумевая, почему же не пре­кратились на Апеннинах кровавые распри — как будто итальянские города когда-то были едины в своей борьбе против иноземного императора.

Сама империя тогда, казалось, тоже погибла. Гер­мания на 20 лет погрузилась в политические смуты. Феодалы не могли договориться, кто придет на сме­ну вымершей династии. Наконец выбрали одного из своей среды — не из самых сильных, чтобы не был опасен князьям, привыкшим самовластно править в собственных владениях. В 1273 году новым немец­ким королем стал до того мало кому известный граф Рудольф Габсбург, ставший родоначальником одной из самых знаменитых европейских династий. Он оказался талантливым правителем. При нем в Герма­нии воцарился порядок, какого давно не было. На­род любил и уважал Рудольфа I. И церковь видела в нем своего защитника, как когда-то в Карле Великом и Оттоне I. Папа римский предлагал Рудольфу I им­ператорскую корону, однако тот не успел совершить традиционный поход в Рим для коронации, о чем горько сетовал Данте в своей «Божественной коме­дии», упрекая Рудольфа за то, что он пренебрег Ита­лией, «садом» Священной Римской империи.

После смерти первого Габсбурга князья не поже­лали видеть на престоле его сына. Он казался им слишком сильным правителем, способным поло­жить конец княжеской вольнице. Они постарались не допустить, чтобы королевская власть в Германии

18

 

укрепилась и стала наследственной. Им было выгодно, чтобы представители разных династий бо­ролись за престол и давали им все новые и новые Привилегии.

Но и эти зависимые от князей короли претендовали на императорский титул. Во главе войска они со­вершали трудные походы в Рим. В Италии у них были сторонники, традиционно поддерживавшие им­ператоров и называвшиеся гибеллинами — от Вайблинген, названия одного из родовых замков Гогенштауфенов. Их противники, выступавшие против того, чтобы немецкие короли в качестве императоров Священной Римской империи хозяйничали в Италии, назывались гвельфами — от Вельфов, одного из княжеских родов Германии, с представителями которого враждовали Гогенштауфены. Вся средневековая история Италии наполнена соперничеством этих группировок. Зачастую в одном городе гвельфы и гибеллины вели между собой беспощадную борьбу. Если одерживали верх одни, то горе было другим. Именно так обстояли дела и во Флоренции времен Данте. Антонетти в своей книге нарисовал яркую картину борьбы этих группировок, сопровождав­шейся массовыми казнями побежденных противни­ки», разрушением их домов, конфискациями и изгнаниями. Когда эта борьба, многие десятилетия Продолжавшаяся с переменным успехом, наконец завершилась изгнанием из города аристократичес­кий группировки гибеллинов, среди гвельфов, выра­жавших интересы торгово-промышленного населе­ния города, произошел раскол на белых и черных — на сторонников императора и его противников, стремившихся найти поддержку у папы римского! Белый гвельф Данте вместе со своими единомыш­ленниками потерпел поражение и в 1302 году под­вергся вечному изгнанию из родного города, а затем был заочно приговорен к сожжению на костре. Народно-республиканский принцип во Флоренции восторжествовал над аристократически-монархическим. Из книги Антонетти читатель узнает много интересного об этой флорентийской демократии.

19

 

Повседневная жизнь Флоренции в эпоху, назван­ную автором, как мы уже отмечали, несколько рас­ширительно «временами Данте», рассматривается столь подробно, что к сказанному, кажется, нечего добавить. Антонетти по-настоящему увлечен темой своего исследования, влюблен в славный город и его обитателей. Фамилия исследователя позволяет пред­положить наличие у него итальянских корней, и в та­ком случае как будто становится понятной его лю­бовь к Флоренции и, шире, к Италии — «историчес­кой родине». Однако на протяжении книги мы не раз убеждаемся, что имеем дело с настоящим патриотом Франции: Пьер Антонетти не упускает случая отме­тить, что тот или иной предмет обихода, та или иная мода или культурное веяние флорентийцами заим­ствованы из Франции. Делается это с такой милой непосредственностью, что не приходит в голову усомниться в обоснованности авторского суждения. Напротив, автор настолько увлекает своим расска­зом, что незаметно для себя проникаешься его энту­зиазмом и уже ничто во Флоренции не кажется чрез­мерным. Любить так любить — без оглядки. Остается лишь пожелать, чтобы французский патриот и вмес­те с тем поклонник Италии нашел как можно больше единомышленников в России. Патриоту не противо­показано восхищаться красотой, где бы она ни встречалась, в любых ее проявлениях.

В. Д. Балакин

20

 
© Belpaese2000-2007.  Created  05.11.2007

Оглавление          Наверх           Biblio Italia

 



Hosted by uCoz