FRANCO SACCHETTI Ц ФРАНКО САККЕТТИ

(ок.1332 - 1400)

 

 


 

 Итальянский писатель. По всей вероятности, самый оригинальный новеллист четырнадцатого века после Боккаччо. Принадлежал к флорентийской семье, однако родился, вероятно, в Рагузе (Далмация), где отец занимался купеческим ремеслом. В молодости сам Франко был купцом, однако в 1363 г. окончательно обосновался во Флоренции и занялся общественной деятельностью, став подеста и приором городской управы. В 1379 г. его брат Джанноццо, поэт, был казнен за участие в восстании чомпи. Этот эпизод решительным образом повлиял на дальнейшую жизнь Саккетти, вызвав в нем глубокий кризис идеалов умеренного консерватизма, в которые он до этого верил. Это стало началом упадка семьи и его собственным, чему поспособствовали другие драматические события: смерть близких и ухудшающееся состояние здоровья. Умер Франко Саккетти, вероятно, от чумы в 1400 г.

Саккетти был самоучкой, поэтому его личная культура не представляется целостной и не всегда оригинальна. Тем не менее, она достаточно многогранна и вовсе не так поверхностна, как он сам пытается ее представить, называя себя лневежественным и грубым╗ (лdiscolo e grosso╗). Первое его сочинение, поэма в октавах лСражение флорентийских красавиц со старухами╗ (лLa battaglia delle belle donne di Firenze con le vecchie╗) написано в 1353 г. и представляет собой дань галантной тематике. Несмотря на определенную ограниченность в выборе художественных средств, в ней можно обнаружить многие реминисценции литературной традиции, включая прозу Боккаччо.

лКнига стихотворений╗ (лIl Libro delle rime╗), над которой автор работал всю жизнь, - это канцоньере, в котором собраны малые произведения автора, включая юношеские стихотворения и поэтические сочинения зрелого возраста, которые представляют значительно больший интерес. В их числе есть достаточно большое число стихов, предназначенных для исполнения в музыкальном сопровождении, комических и любовных стихотворений, но наиболее значимы сочинения на политическую и моральную тематику.  В них автор излагает свои размышления и рассуждения о злободневных и лвечных╗ вопросах бытия, и данная тематика будет расширена в его лПисьмах╗ (лLettere╗), написанных после 1378 г., а также в лТолкованиях Евангелий╗ (лSposizioni di Vangeli╗, 1378-1381, опубликованных изначально только в 1857 г. под неточным названием лSermoni Evangelici╗ - лЕвангельские проповеди╗ - см. статью о Ф.Саккетти G.Romagnoli Robuschi в ФDizionario critico della letteratura italianaФ Ц Torino: U.T.E.T., 1986. Vol.IV. P.63). Произведение состоит из 49 глав, в которых писатель, омраченный семейными несчастьями (смертью жены, ранением сына во время ограбления, финансовыми неудачами), анализирует и комментирует фрагменты евангелий. лТолкования╗ носят поучительный характер: чтобы облегчить своим читателям восприятие самых сложных  понятий, Саккетти упрощает их иногда при помощи кратких рассказов. Тем самым автор совершает важный шаг в выборе собственной стилистики: он впервые использует здесь прозаический язык и экспериментирует с теми средствами художественной выразительности, которые помогут ему достичь высоких результатов в лучшем его произведении, сборнике лТриста новелл╗ (лTrecentonovelle╗). Новеллы дошли до нашего времени в списках (среди которых нет автографических, т.е. собственноручных), их 223, некоторые из них не завершены. Саккетти, называя Боккаччо лпревосходным флорентийским поэтом╗, лнаделенным благородным талантом╗, говорит, что источником его вдохновения стал лДекамерон╗, но в действительности (и, возможно, совершенно осознанно), отходит от модели Боккаччо. Он не помещает свои новеллы в некую лраму╗ и не распределяет их тематически, только случайно иногда одна из новелл может продолжать предыдущую. Создается впечатление, что автор группирует их лпо памяти╗, т.е. структура всей книги, возможно, отражает хронологию их написания, которая также не имеет однозначного подтверждения (вероятно, замысел книги возник у писателя в 1385 г., однако редакция всего сборника была предпринята после 1392 г.).

Источники для написания новелл достаточно традиционны, многочисленны и разнообразны, как и темы, которые в них затрагиваются. Особое внимание писатель уделяет современности, городу Флоренции, жизни лсреднего╗ горожанина, - к этому социальному слою он сам принадлежит и лучше его знает. Новеллы имеют различный объем и населены персонажами повседневной жизни, людьми, которых можно встретить на улице, в остерии, за городом, в лавках и на рынках. Эти люди  отражают разнообразие и пестроту окружающей действительности. Иногда, хотя и не очень часто, героями новелл становятся и люди известные: герцог Миланский Бернабо Висконти, Джотто и Данте. Но все же значительно чаще это купцы, ремесленники, нотариусы, священнослужители и крестьяне, занятые повседневными делами, ссорящиеся либо насмехающиеся друг над другом, оказывающиеся в самых различных, часто непредсказуемых и неприятных обстоятельствах, из которых им необходимо выбраться. Новеллы завершаются в комическом ключе, неожиданным исходом либо традиционным лсчастливым концом╗.

Язык Саккетти также повседневен, понятен, реалистичен, однако лишен грубоватости. Автор часто прибегает к диалогу, придающему повествованию живость и непосредственность. За внешней развлекательностью, лигривостью╗ изображаемых сцен прослеживается, тем не менее, критическая настроенность писателя к окружающему, меткость характеристик и острота наблюдений.

Во вступительной и заключительной частях Саккетти излагает свои собственные суждения, обращается к автобиографическим моментам, - в них ощутим подспудный пессимизм в восприятии окружающего мира. Он рождается от горького осознания несчастий и бед, столь часто происходивших в ту эпоху, сожаления о неоправдавшихся надеждах, возложенных когда-то именно на тот лсредний╗ класс, который, как казалось, был носителем положительных и прочных ценностей. Размышления морального характера у Саккетти подкрепляются внимательными наблюдениями и оценками исторического и социологического плана, принадлежащие человеку, который лично пережил период глубокого кризиса в коллективном и индивидуальном сознании. Поэтому окончательный смысл и цель книги Саккетти, вероятно, заключается в том, чтобы способствовать формированию критического отношения к окружающему у самих читателей, подталкивать к размышлению, к диалогу, а также, рассказывая истории забавные и смешные, лутешать╗ публику, лжелающую услышать что-то новое╗.


й С.В.Логиш. 10.2003

 


                  Opere / Произведения

            
- Trecentonovelle / Триста новелл
             -
Rime  / Стихотворения

 


                 Materiale critico / Критический материал

 

 


                 Links / Ссылки

-      http://www.skuola.it/raccolta/desanctis_sacchetti.htm - Де Санктис о Саккетти (ит.)
-
 http://www.letteraturaitaliana.net/autori/franco_sacchetti.html - биография (ит.)

 


  Audio / Аудио
 

- Novella 17 / Новелла 17 (ит.) 2,3 Mb
- Testo /
Текст (формат .pdf)

 

 



й Belpaese2000, 06.11.2003

 С300     Biblio Italia


┴хыюЁєёёъшщ яюшёъют√щ ърЄрыюу

Hosted by uCoz