Итальянский
писатель.
По всей
вероятности, самый оригинальный новеллист четырнадцатого века после Боккаччо.
Принадлежал к флорентийской семье, однако родился, вероятно, в Рагузе
(Далмация), где отец занимался купеческим ремеслом. В молодости сам Франко был
купцом, однако в 1363 г. окончательно обосновался во Флоренции и занялся
общественной деятельностью, став подеста и приором городской управы. В 1379 г.
его брат Джанноццо, поэт, был казнен за участие в восстании чомпи. Этот эпизод
решительным образом повлиял на дальнейшую жизнь Саккетти, вызвав в нем глубокий
кризис идеалов умеренного консерватизма, в которые он до этого верил. Это стало
началом упадка семьи и его собственным, чему поспособствовали другие
драматические события: смерть близких и ухудшающееся состояние здоровья. Умер
Франко Саккетти, вероятно, от чумы в 1400 г.
Саккетти был
самоучкой, поэтому его личная культура не представляется целостной и не всегда
оригинальна. Тем не менее, она достаточно многогранна и вовсе не так
поверхностна, как он сам пытается ее представить, называя себя лневежественным и
грубым╗ (лdiscolo
e grosso╗).
Первое его сочинение, поэма в октавах лСражение флорентийских красавиц со
старухами╗ (лLa
battaglia delle belle donne di Firenze con le vecchie╗)
написано в 1353 г. и представляет собой дань галантной тематике. Несмотря на
определенную ограниченность в выборе художественных средств, в ней можно
обнаружить многие реминисценции литературной традиции, включая прозу Боккаччо.
лКнига
стихотворений╗ (лIl
Libro delle rime╗),
над которой автор работал всю жизнь, - это канцоньере, в котором собраны малые
произведения автора, включая юношеские стихотворения и поэтические сочинения
зрелого возраста, которые представляют значительно больший интерес. В их числе
есть достаточно большое число стихов, предназначенных для исполнения в
музыкальном сопровождении, комических и любовных стихотворений, но наиболее
значимы сочинения на политическую и моральную тематику. В них автор излагает
свои размышления и рассуждения о злободневных и лвечных╗ вопросах бытия, и
данная тематика будет расширена в его лПисьмах╗ (лLettere╗),
написанных после 1378 г., а также в лТолкованиях Евангелий╗ (лSposizioni
di Vangeli╗,
1378-1381, опубликованных изначально только в 1857 г. под неточным названием лSermoni
Evangelici╗
- лЕвангельские проповеди╗ - см. статью о Ф.Саккетти G.Romagnoli Robuschi в ФDizionario
critico della letteratura italianaФ
Ц Torino:
U.T.E.T.,
1986. Vol.IV.
P.63).
Произведение состоит из 49 глав, в которых писатель, омраченный семейными
несчастьями (смертью жены, ранением сына во время ограбления, финансовыми
неудачами), анализирует и комментирует фрагменты евангелий. лТолкования╗ носят
поучительный характер: чтобы облегчить своим читателям восприятие самых сложных
понятий, Саккетти упрощает их иногда при помощи кратких рассказов. Тем самым
автор совершает важный шаг в выборе собственной стилистики: он впервые
использует здесь прозаический язык и экспериментирует с теми средствами
художественной выразительности, которые помогут ему достичь высоких результатов
в лучшем его произведении, сборнике лТриста новелл╗ (лTrecentonovelle╗).
Новеллы дошли до нашего времени в списках (среди которых нет автографических,
т.е. собственноручных), их 223, некоторые из них не завершены. Саккетти, называя
Боккаччо лпревосходным флорентийским поэтом╗, лнаделенным благородным талантом╗,
говорит, что источником его вдохновения стал лДекамерон╗, но в действительности
(и, возможно, совершенно осознанно), отходит от модели Боккаччо. Он не помещает
свои новеллы в некую лраму╗ и не распределяет их тематически, только случайно
иногда одна из новелл может продолжать предыдущую. Создается впечатление, что
автор группирует их лпо памяти╗, т.е. структура всей книги, возможно, отражает
хронологию их написания, которая также не имеет однозначного подтверждения
(вероятно, замысел книги возник у писателя в 1385 г., однако редакция всего
сборника была предпринята после 1392 г.).
Источники для
написания новелл достаточно традиционны, многочисленны и разнообразны, как и
темы, которые в них затрагиваются. Особое внимание писатель уделяет
современности, городу Флоренции, жизни лсреднего╗ горожанина, - к этому
социальному слою он сам принадлежит и лучше его знает. Новеллы имеют различный
объем и населены персонажами повседневной жизни, людьми, которых можно встретить
на улице, в остерии, за городом, в лавках и на рынках. Эти люди отражают
разнообразие и пестроту окружающей действительности. Иногда, хотя и не очень
часто, героями новелл становятся и люди известные: герцог Миланский Бернабо
Висконти, Джотто и Данте. Но все же значительно чаще это купцы, ремесленники,
нотариусы, священнослужители и крестьяне, занятые повседневными делами,
ссорящиеся либо насмехающиеся друг над другом, оказывающиеся в самых различных,
часто непредсказуемых и неприятных обстоятельствах, из которых им необходимо
выбраться. Новеллы завершаются в комическом ключе, неожиданным исходом либо
традиционным лсчастливым концом╗.
Язык Саккетти
также повседневен, понятен, реалистичен, однако лишен грубоватости. Автор часто
прибегает к диалогу, придающему повествованию живость и непосредственность. За
внешней развлекательностью, лигривостью╗ изображаемых сцен прослеживается, тем
не менее, критическая настроенность писателя к окружающему, меткость
характеристик и острота наблюдений.
Во вступительной и
заключительной частях Саккетти излагает свои собственные суждения, обращается к
автобиографическим моментам, - в них ощутим подспудный пессимизм в восприятии
окружающего мира. Он рождается от горького осознания несчастий и бед, столь
часто происходивших в ту эпоху, сожаления о неоправдавшихся надеждах,
возложенных когда-то именно на тот лсредний╗ класс, который, как казалось, был
носителем положительных и прочных ценностей. Размышления морального характера у
Саккетти подкрепляются внимательными наблюдениями и оценками исторического и
социологического плана, принадлежащие человеку, который лично пережил период
глубокого кризиса в коллективном и индивидуальном сознании. Поэтому
окончательный смысл и цель книги Саккетти, вероятно, заключается в том, чтобы
способствовать формированию критического отношения к окружающему у самих
читателей, подталкивать к размышлению, к диалогу, а также, рассказывая истории
забавные и смешные, лутешать╗ публику, лжелающую услышать что-то новое╗.