Отец современной лирики и
гуманистического миропонимания родился в г.Ареццо 20 июля 1304 г. в
семье нотариуса Пьетро Паренцо делл'Инчиза в Вальдарно и Элетты
Каниджани. Отец (которого, начиная с 1312 г., мы встречаем под
именем Патрарка, - имя, которое сын сделает знаменитым) был изгнан
20 октября 1302 года из Флоренции, где занимался своей профессией,
видимо, из-за личной неприязни с Альбиццо Францези, одним из глав
черных гвельфов (а не по политическим соображениям, как Данте, - и
как намекал на это сын). В Ареццо Франческо оставался менее года,
затем живет с семьей в Инчизе (примерно до 1310 г., здесь же родился
его брат Герардо), в Пизе (где, возможно, мог встретить Данте) и,
наконец, в Авиньоне (1311), в котором в то время находилась папская
резиденция и где отец наделся получить, полагаясь на дружбу с
кардиналом Никколо да Прато, подходящее место.
Семья устраивается в
близлежащем городке Карпентра, поскольку в Авиньоне было трудно
найти жилье, потом переезжает в Монпелье. Франческо занимается
грамматикой, риторикой и диалектикой у посредственного учителя,
Конвеневоле да Прато, а позднее, в 1316 году, начинает изучать в
Монпелье юриспруденцию по настоянию отца, и посещает занятия около
четырех лет. К этому периоду относятся первые стихотворные опыты
Петрарки, дошедшие до нас уже в наверняка переделанном виде, - к
примеру, стихи на смерть матери (1318 либо 1319). Возможно, под
влиянием маленького, но аристократического двора кардинала Никколо
да Прато, Петрарка начал читать крупных латинских авторов. Переехав
в 1320 г. в Болонью вместе с братом Герардо, он продолжает без
всякого интереса изучать право в университете до 1326 г. Во время
пребывания в Болонье крепнет дружба с Гвидо Сетте и завязываются
дружеские отношения с Джакомо Колонна, углубляется интерес и
увлечение классическими авторами, развивается (либо зарождается)
знакомство с новой поэзией на вольгаре.
В 1326 г. умирает отец, и
Петрарка вместе с братом возвращается в Авиньон, навсегда оставив
юриспруденцию. Он рукоположен в младший церковный чин (это даст ему
возможность пользоваться всеми преимуществами сана, не требуя в то
же время исполнения всех церковных обязанностей). Несколько лет
Петрарка проводит в рафинированной светской жизни авиньонского
двора, где достаточно скоро обращает на себя внимание и заслуживает
уважение своими поэтическими опытами на латыни и на вольгаре. Стихам
ранней юности о любви, о добродетели, о Боге, о быстротечности всего
человеческого, приходит на смену светский период, в который
происходит знаменитая встреча Петрарки с Лаурой: 6 апреля 1327 г. он
видит Лауру в церкви Св.Клары, - женщину, которая будет доминировать
в его лирике, если не во всем его творчестве - и в жизни, как
утверждают романтики. Они, а за ними и позитивисты, настойчиво
пытались дать имя и лицо даме, изображенной в “Канцоньере” (к
примеру, Laura di Audiberto di Noves, вышедшая замуж за Ugo di Sade,
Laura di Sabran, Laura di Chaubaud, Laura Colonna и т.д.), чем
вызвали обратную реакцию: в Лауре Петрарки уже некоторые петраркисты
времен Возрождения видели чистый символ, - или senhal, если
пользоваться терминологией провансальской поэзии, - воплощение
интеллектуальной Красоты и Истины.
В 1330 г., по приглашению
друга по Болонье - Джакомо Колонна, ставшего епископом городка Ломбе,
- Петрарка проводит в гасконском городке “почти божественное лето
благодаря жизнерадостности хозяина и сотоварищей”. Отсюда он затем
перейдет на службу к брату Джакомо, кардиналу Джованни Колонна, и
останется при нем до 1347 года “не как у господина, а скорее как у
отца, а еще точнее - как у любящего брата”. Это решающие годы в его
жизни, наполненные интенсивными поездками и отшельничеством,
желанием славы, упорными занятиями и литературным трудом. В 1333 г.,
желая как можно лучше познать людей и мир, он предпринимает
путешествие по Франции, Фландрии, Брабанту, Ренании; в Париже,
благодаря подарку отца Диониджи из Борго Сан Сеполькро - верному
другу и наставнику в его духовных исканиях, - для Петрарки
становится откровением “Исповедь” св.Августина, которая со временем
все больше станет своего рода путеводителем для его духовной жизни;
в Льеже, среди прочих книг, он переписывает речь Цицерона “Pro
Archia” - важный манифест “оснований” поэзии. Все это черты его
подвижничества, человека, воплотившего связь между классической и
христианской культурой, делающие его отцом и героем европейского
гуманизма. Гуманистические тенденции находят выражение в двух очень
значительных произведениях Петрарки этого периода: “О добродетели” (De
viris) и “Африка” (оба начаты в 1338-39 гг.)
Еще раньше, в 1336 г.,
Петрарка выбирает, пересматривает и переписывает в тетрадь стихи на
вольгаре, которые упорно создавал на протяжении всего предыдущего
десятилетия. В начале 1337 г. все его мечты и устремления по
отношению к античности, находят воплощение во время поездки в Рим,
где ему предоставляется возможность любоваться развалинами античных
монументов и святыми реликвиями, и он “ошеломлен таким количеством и
величием этих вещей”. И, возможно, именно вследствие этих глубоких
чувств, вызванных поездкой, эмоций морального и религиозного
характера, которые не давали ему покоя и раньше, еще за год до
знаменитого восхождения вместе с братом Герардо на гору Монте Венту,
Петрарка, вернувшись в Прованс, старается отойти от шумной и
распушенной авиньонской жизни, где много воспоминаний о годах,
проведенных в этой среде (в 1337 г. у него уже родился побочный сын
Джованни). В нескольких милях от города он находит одиночество в
Валькьюза, и это место на многие годы станет его приютом для
размышлений и для поэзии. “В этой мрачноватой долине, - пишет он, -
я собираю вокруг себя, из самых разных мест и времен, всех моих
друзей нынешних и прошлых, - даже тех, кто умер много веков до меня,
- я думаю об их поступках и судьбах, о нравах и жизни, о красноречии
и уме, и мне намного больше хочется разговаривать с ними, чем с
людьми, которые тешат себя иллюзией, что они живы.” (Familiares
XV,3).
В сентябре 1340 г., как будто
завершая это десятилетие, в Валькьюза доходят одновременно из Рима и
из Парижа приглашения на получение лавров лучшего поэта, которого он
добивался не только из-за собственного честолюбия, но и чтобы
отпраздновать наконец, по прошествии тысячи лет, возврат культа
поэзии и вернувшееся признание в отношении занятий поэзией и
литературой в целом. Петрарка предпочитает Сорбонне римский
Капитолий,- и именно там, на Капитолии, выдержав специальный экзамен
у короля-литератора Роберта Анжуйского в Неаполе, 8 апреля 1341 г.
поэт получает из рук римского сенатора Орсо делл'Ангвиллара лавровый
венец, который после произнесения торжественной речи возлагает затем
на могилу Св.Петра.
Период с мая по февраль
следующего года Петрарка проводит в Парме по приглашению главы
города Аццо да Корреджо, а затем в близлежащей безлюдной Сельвапьяна.
Затем снова отправляется в Прованс, где живет то в Авиньоне, то в
Валькьюза до осени 1343 г. Этому периоду приписывается т.наз. кризис
поэта, и он снова участвует в светских увеселениях (в 1343 г.
рождается его побочная дочь Франческа). После этого его жизнь
становится решительно более собранной и замкнутой, и вся заполнена
литературными и моральными заботами, которые для него являются
выражением единой духовной потребности. Беспокойство духа в эти годы
становится более выраженным, поскольку возникает контраст между
искренней религиозной верой и невозможностью подчинить ей
собственную жизнь. Поэтому этот период можно было бы скорее назвать
не кризисом, а эволюцией в моральном и интеллектуальном плане. Он
чувствует вину из-за любви к Лауре, хотя любовь эта платоническая и
должна рассматриваться как путь к добру, - потому что он любит
создателя за его творение, а не наоборот.
На эти годы приходятся
основные события биографии Петрарки как человека и как писателя: его
доброжелательный, даже восхищенный интерес к планам и попыткам Кола
ди Риенцо (с которым Петрарка познакомился в 1342 г.) установить в
Риме народное правление все более отдаляет его от авиньонской курии,
а в 1347 г. вынуждает окончательно порвать с кардиналом Джованни
Колонна; ужасная эпидемия чумы в 1348 г., во время которой умирают
многие друзья и Лаура (она умирает 6 апреля, и по случайному -
поэтическому - совпадению это известие было помечено поэтом, когда
дошло в Парму 19 мая, на книге Вергилия, потому что, как пишет сам
Петрарка, она часто попадалась ему на глаза и будто предупреждала о
скоротечности всего земного). В это же время происходит встреча с
Боккаччо во Флоренции, причем во время поездки Петрарка
задерживается в родном Ареццо и открывает для себя Квинтилиана. В
1350 г. он снова посещает Рим по случаю юбилея церкви, - и в этом же
году, по его собственному утверждению, он отказывается от
чувственных наслаждений.
В промежутках между этими
решающими событиями жизнь Петрарки наполнена различными поездками и
работой: осенью 1343 г. он в Риме и в Неаполе у королевы Иоанны по
поручению семейства Колонна, с декабря 1343 по февраль 1345 г. в
Парме, потом в Болонье, Вероне, в конце года в Авиньоне, откуда
почти сразу укрывается в Валькьюза на два года интенсивной духовной
и интеллектуальной работы. В 1347 г. снова едет в Италию, -
возможно, по делу Кола ди Риенцо, который к этому времени стал во
главе народного восстания в Риме, - однако крушение восстания
заставляет его повернуть в Верону, а потом в Парму, где он останется
на год, до марта 1349 г. В августе 1348 г. он получает там пост
архидьякона при кафедральном соборе. Там его хорошо принимает
городской глава, Джакомо Новелло да Каррара, и Петрарка уже надеется
“положить конец бродяжничеству и поездкам”. Однако в декабре 1350 г.
Джакомо убит во время покушения, в то время как Петрарка едет в Рим
на юбилей, - и после этого поэт решает снова отправиться во Францию.
Его не могут удержать в Италии ни приезд Боккаччо в Падую в апреле
1351 г., ни откровенные разговоры с ним, в которых Боккаччо
предлагает Петрарке от имени синьории занять одну из кафедр
университета, созданного во Флоренции в 1349 г. Он уезжает в мае
1351 г., а в июне уже в Авиньоне, а затем сразу же в Валькьюза. В
этот, четвертый уже, приезд туда Петрарка занимается составлением “Канцоньере”,
над которым уже работал в 1348 г. в Парме и в Падуе. Занимается и
переделкой и упорядочением созданных ранее произведений, в т.ч. и
перепиской (Familiares, Metrice, Invective, De viris, Secretum).
Смерть самых близких друзей
(“нас была толпа, а сейчас остались почти одни”), недоверие со
стороны папы Иннокентия VI, который в декабре 1352 г. пришел на
смену доброжелательному Клементу VI, все более резкие столкновения с
авиньонским клером по поводу Кола ди Риенцо, Рима и полемики с
врачами, - все это убеждает Петрарку навсегда оставить Прованс и
вернуться на родину.
После возвращения Петрарка
поселяется в Милане, - по указанию архиепископа Джованни Висконти
ему дают комнату в домике рядом с базиликой Св.Амброзия, а потом у
Сан Симпличиано. В Милане он останется восемь лет, хотя друзья -
особенно флорентийцы, в числе которых и Боккаччо, - не раз будут
упрекать его за то, что он, прославлявший свободу и одиночество,
стал придворным служкой тиранов, врагов его родины, что живет в
шумном городе, что стал участвовать в амбициозной и воинствующей
политике. Возможно, Петрарка хотел быть “вдохновителем” самых
сильных властителей Италии, - а они поручали ему более или менее
важные миссии, - следует упомянуть поездки в Венецию в 1353 г. для
заключения мира с Генуей, в Мантую в 1354, в Прагу к императору
Карлу IV в 1356, в Париж к королю Жану II после мира в Бретиньи в
1360-61. Это был самый длительный “оседлый” период его жизни, и один
из самых продуктивных для литературного творчества.
В марте-апреле 1359 г. он
принимает у себя Боккаччо - и как символ их творческого союза,
посадит в своем саду лавровые кусты. С этого момента их отношения
будут тесными и непрерывными, они будут обмениваться письмами,
новостями, книгами, у них будут общие друзья и новые встречи: в
Венеции в 1363 г., в 1368-м в Падуе, в 1367-м Боккаччо навестит дом
Петрарки в его отсутствие и будет радушно принят дочерью Франческой.
Это содружество, видимо, самое плодотворное в итальянской
словесности, плодом его станет обновление - и в плане обращения к
античности, и в плане христианском, - итальянской и в целом
европейской культуры.
В 1361 г. он уезжает из
Милана, спасаясь от свирепствовавшей там чумы, останавливается
вначале в Падуе, а осенью следующего года перебирается в Венецию.
Городские власти выделяют ему дом на riva degli Schiavoni, а в
благодарность за это Петрарка обещает подарить свою богатейшую
библиотеку Венецианской республике. Вплоть до 1368 г. его жизнь
снова становится беспокойной, много времени и сил у поэта отнимают
частые поездки по Северной Италии, в частности, в Падую и Павию, к
Галеаццо Висконти. Поэт становится неофициальным посредником между
двумя противостоящими центрами власти - Венецией и Миланом. Кроме
того, поэта живо интересует вопрос о переносе папского престола из
Авиньона в Рим. Наконец, в 1368 г. он решает окончательно поселиться
в Падуе, предпочтя дружеское гостеприимство Франческо да Каррара
отношениям с официальными структурами Милана и Венеции. Получив в
дар от городских властей участок земли в местечке Аркуа, поэт строит
здесь дом, в котором, начиная с 1370 г., проводит большую часть
времени, а с 1371 г. с ним живет его дочь Франческа со своей семьей.
Достаточно безмятежная жизнь
поэта в эти годы нарушается ухудшением здоровья (у него часто
случаются приступы лихорадки) и печальными новостями о смерти
некоторых друзей. В сентябре 1373 г., испытывая чувство
признательности к Франческо да Каррара и к маленькому падуанскому
государству, Петрарка отправляется с посольской миссией в Венецию
(именно в ее власти окажется Падуя позднее, в 1387 г.). В последние
месяцы жизни поэт постоянно возвращается к пересмотру и улучшению
своих произведений. Умирает Петрарка в Аркуа, в ночь с 18 на 19 июля
1374 г., от тяжелого приступа лихорадки.
© С.В.Логиш, 2000