Проект Belpaese2000             BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы

 

Home Biblio Italia Язык Перевод Италия Политика Живопись Кино Музыка Театр Гостевая

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

(FRANCESCO PETRARCA, 1304-1374)

Основные моменты биографии

Hosted by uCoz

Отец современной лирики и гуманистического миропонимания родился в г.Ареццо 20 июля 1304 г. в семье нотариуса Пьетро Паренцо делл'Инчиза в Вальдарно и Элетты Каниджани. Отец (которого, начиная с 1312 г., мы встречаем под именем Патрарка, - имя, которое сын сделает знаменитым) был изгнан 20 октября 1302 года из Флоренции, где занимался своей профессией, видимо, из-за личной неприязни с Альбиццо Францези, одним из глав черных гвельфов (а не по политическим соображениям, как Данте, - и как намекал на это сын). В Ареццо Франческо оставался менее года, затем живет с семьей в Инчизе (примерно до 1310 г., здесь же родился его брат Герардо), в Пизе (где, возможно, мог встретить Данте) и, наконец, в Авиньоне (1311), в котором в то время находилась папская резиденция и где отец наделся получить, полагаясь на дружбу с кардиналом Никколо да Прато, подходящее место.

Семья устраивается в близлежащем городке Карпентра, поскольку в Авиньоне было трудно найти жилье, потом переезжает в Монпелье. Франческо занимается грамматикой, риторикой и диалектикой у посредственного учителя, Конвеневоле да Прато, а позднее, в 1316 году, начинает изучать в Монпелье юриспруденцию по настоянию отца, и посещает занятия около четырех лет. К этому периоду относятся первые стихотворные опыты Петрарки, дошедшие до нас уже в наверняка переделанном виде, - к примеру, стихи на смерть матери (1318 либо 1319). Возможно, под влиянием маленького, но аристократического двора кардинала Никколо да Прато, Петрарка начал читать крупных латинских авторов. Переехав в 1320 г. в Болонью вместе с братом Герардо, он продолжает без всякого интереса изучать право в университете до 1326 г. Во время пребывания в Болонье крепнет дружба с Гвидо Сетте и завязываются дружеские отношения с Джакомо Колонна, углубляется интерес и увлечение классическими авторами, развивается (либо зарождается) знакомство с новой поэзией на вольгаре.

В 1326 г. умирает отец, и Петрарка вместе с братом возвращается в Авиньон, навсегда оставив юриспруденцию. Он рукоположен в младший церковный чин (это даст ему возможность пользоваться всеми преимуществами сана, не требуя в то же время исполнения всех церковных обязанностей). Несколько лет Петрарка проводит в рафинированной светской жизни авиньонского двора, где достаточно скоро обращает на себя внимание и заслуживает уважение своими поэтическими опытами на латыни и на вольгаре. Стихам ранней юности о любви, о добродетели, о Боге, о быстротечности всего человеческого, приходит на смену светский период, в который происходит знаменитая встреча Петрарки с Лаурой: 6 апреля 1327 г. он видит Лауру в церкви Св.Клары, - женщину, которая будет доминировать в его лирике, если не во всем его творчестве - и в жизни, как утверждают романтики. Они, а за ними и позитивисты, настойчиво пытались дать имя и лицо даме, изображенной в “Канцоньере” (к примеру, Laura di Audiberto di Noves, вышедшая замуж за Ugo di Sade, Laura di Sabran, Laura di Chaubaud, Laura Colonna и т.д.), чем вызвали обратную реакцию: в Лауре Петрарки уже некоторые петраркисты времен Возрождения видели чистый символ, - или senhal, если пользоваться терминологией провансальской поэзии, - воплощение интеллектуальной Красоты и Истины.

В 1330 г., по приглашению друга по Болонье - Джакомо Колонна, ставшего епископом городка Ломбе, - Петрарка проводит в гасконском городке “почти божественное лето благодаря жизнерадостности хозяина и сотоварищей”. Отсюда он затем перейдет на службу к брату Джакомо, кардиналу Джованни Колонна, и останется при нем до 1347 года “не как у господина, а скорее как у отца, а еще точнее - как у любящего брата”. Это решающие годы в его жизни, наполненные интенсивными поездками и отшельничеством, желанием славы, упорными занятиями и литературным трудом. В 1333 г., желая как можно лучше познать людей и мир, он предпринимает путешествие по Франции, Фландрии, Брабанту, Ренании; в Париже, благодаря подарку отца Диониджи из Борго Сан Сеполькро - верному другу и наставнику в его духовных исканиях, - для Петрарки становится откровением “Исповедь” св.Августина, которая со временем все больше станет своего рода путеводителем для его духовной жизни; в Льеже, среди прочих книг, он переписывает речь Цицерона “Pro Archia” - важный манифест “оснований” поэзии. Все это черты его подвижничества, человека, воплотившего связь между классической и христианской культурой, делающие его отцом и героем европейского гуманизма. Гуманистические тенденции находят выражение в двух очень значительных произведениях Петрарки этого периода: “О добродетели” (De viris) и “Африка” (оба начаты в 1338-39 гг.)

Еще раньше, в 1336 г., Петрарка выбирает, пересматривает и переписывает в тетрадь стихи на вольгаре, которые упорно создавал на протяжении всего предыдущего десятилетия. В начале 1337 г. все его мечты и устремления по отношению к античности, находят воплощение во время поездки в Рим, где ему предоставляется возможность любоваться развалинами античных монументов и святыми реликвиями, и он “ошеломлен таким количеством и величием этих вещей”. И, возможно, именно вследствие этих глубоких чувств, вызванных поездкой, эмоций морального и религиозного характера, которые не давали ему покоя и раньше, еще за год до знаменитого восхождения вместе с братом Герардо на гору Монте Венту, Петрарка, вернувшись в Прованс, старается отойти от шумной и распушенной авиньонской жизни, где много воспоминаний о годах, проведенных в этой среде (в 1337 г. у него уже родился побочный сын Джованни). В нескольких милях от города он находит одиночество в Валькьюза, и это место на многие годы станет его приютом для размышлений и для поэзии. “В этой мрачноватой долине, - пишет он, - я собираю вокруг себя, из самых разных мест и времен, всех моих друзей нынешних и прошлых, - даже тех, кто умер много веков до меня, - я думаю об их поступках и судьбах, о нравах и жизни, о красноречии и уме, и мне намного больше хочется разговаривать с ними, чем с людьми, которые тешат себя иллюзией, что они живы.” (Familiares XV,3).

В сентябре 1340 г., как будто завершая это десятилетие, в Валькьюза доходят одновременно из Рима и из Парижа приглашения на получение лавров лучшего поэта, которого он добивался не только из-за собственного честолюбия, но и чтобы отпраздновать наконец, по прошествии тысячи лет, возврат культа поэзии и вернувшееся признание в отношении занятий поэзией и литературой в целом. Петрарка предпочитает Сорбонне римский Капитолий,- и именно там, на Капитолии, выдержав специальный экзамен у короля-литератора Роберта Анжуйского в Неаполе, 8 апреля 1341 г. поэт получает из рук римского сенатора Орсо делл'Ангвиллара лавровый венец, который после произнесения торжественной речи возлагает затем на могилу Св.Петра.

Период с мая по февраль следующего года Петрарка проводит в Парме по приглашению главы города Аццо да Корреджо, а затем в близлежащей безлюдной Сельвапьяна. Затем снова отправляется в Прованс, где живет то в Авиньоне, то в Валькьюза до осени 1343 г. Этому периоду приписывается т.наз. кризис поэта, и он снова участвует в светских увеселениях (в 1343 г. рождается его побочная дочь Франческа). После этого его жизнь становится решительно более собранной и замкнутой, и вся заполнена литературными и моральными заботами, которые для него являются выражением единой духовной потребности. Беспокойство духа в эти годы становится более выраженным, поскольку возникает контраст между искренней религиозной верой и невозможностью подчинить ей собственную жизнь. Поэтому этот период можно было бы скорее назвать не кризисом, а эволюцией в моральном и интеллектуальном плане. Он чувствует вину из-за любви к Лауре, хотя любовь эта платоническая и должна рассматриваться как путь к добру, - потому что он любит создателя за его творение, а не наоборот.

На эти годы приходятся основные события биографии Петрарки как человека и как писателя: его доброжелательный, даже восхищенный интерес к планам и попыткам Кола ди Риенцо (с которым Петрарка познакомился в 1342 г.) установить в Риме народное правление все более отдаляет его от авиньонской курии, а в 1347 г. вынуждает окончательно порвать с кардиналом Джованни Колонна; ужасная эпидемия чумы в 1348 г., во время которой умирают многие друзья и Лаура (она умирает 6 апреля, и по случайному - поэтическому - совпадению это известие было помечено поэтом, когда дошло в Парму 19 мая, на книге Вергилия, потому что, как пишет сам Петрарка, она часто попадалась ему на глаза и будто предупреждала о скоротечности всего земного). В это же время происходит встреча с Боккаччо во Флоренции, причем во время поездки Петрарка задерживается в родном Ареццо и открывает для себя Квинтилиана. В 1350 г. он снова посещает Рим по случаю юбилея церкви, - и в этом же году, по его собственному утверждению, он отказывается от чувственных наслаждений.

В промежутках между этими решающими событиями жизнь Петрарки наполнена различными поездками и работой: осенью 1343 г. он в Риме и в Неаполе у королевы Иоанны по поручению семейства Колонна, с декабря 1343 по февраль 1345 г. в Парме, потом в Болонье, Вероне, в конце года в Авиньоне, откуда почти сразу укрывается в Валькьюза на два года интенсивной духовной и интеллектуальной работы. В 1347 г. снова едет в Италию, - возможно, по делу Кола ди Риенцо, который к этому времени стал во главе народного восстания в Риме, - однако крушение восстания заставляет его повернуть в Верону, а потом в Парму, где он останется на год, до марта 1349 г. В августе 1348 г. он получает там пост архидьякона при кафедральном соборе. Там его хорошо принимает городской глава, Джакомо Новелло да Каррара, и Петрарка уже надеется “положить конец бродяжничеству и поездкам”. Однако в декабре 1350 г. Джакомо убит во время покушения, в то время как Петрарка едет в Рим на юбилей, - и после этого поэт решает снова отправиться во Францию. Его не могут удержать в Италии ни приезд Боккаччо в Падую в апреле 1351 г., ни откровенные разговоры с ним, в которых Боккаччо предлагает Петрарке от имени синьории занять одну из кафедр университета, созданного во Флоренции в 1349 г. Он уезжает в мае 1351 г., а в июне уже в Авиньоне, а затем сразу же в Валькьюза. В этот, четвертый уже, приезд туда Петрарка занимается составлением “Канцоньере”, над которым уже работал в 1348 г. в Парме и в Падуе. Занимается и переделкой и упорядочением созданных ранее произведений, в т.ч. и перепиской (Familiares, Metrice, Invective, De viris, Secretum).

Смерть самых близких друзей (“нас была толпа, а сейчас остались почти одни”), недоверие со стороны папы Иннокентия VI, который в декабре 1352 г. пришел на смену доброжелательному Клементу VI, все более резкие столкновения с авиньонским клером по поводу Кола ди Риенцо, Рима и полемики с врачами, - все это убеждает Петрарку навсегда оставить Прованс и вернуться на родину.

После возвращения Петрарка поселяется в Милане, - по указанию архиепископа Джованни Висконти ему дают комнату в домике рядом с базиликой Св.Амброзия, а потом у Сан Симпличиано. В Милане он останется восемь лет, хотя друзья - особенно флорентийцы, в числе которых и Боккаччо, - не раз будут упрекать его за то, что он, прославлявший свободу и одиночество, стал придворным служкой тиранов, врагов его родины, что живет в шумном городе, что стал участвовать в амбициозной и воинствующей политике. Возможно, Петрарка хотел быть “вдохновителем” самых сильных властителей Италии, - а они поручали ему более или менее важные миссии, - следует упомянуть поездки в Венецию в 1353 г. для заключения мира с Генуей, в Мантую в 1354, в Прагу к императору Карлу IV в 1356, в Париж к королю Жану II после мира в Бретиньи в 1360-61. Это был самый длительный “оседлый” период его жизни, и один из самых продуктивных для литературного творчества.

В марте-апреле 1359 г. он принимает у себя Боккаччо - и как символ их творческого союза, посадит в своем саду лавровые кусты. С этого момента их отношения будут тесными и непрерывными, они будут обмениваться письмами, новостями, книгами, у них будут общие друзья и новые встречи: в Венеции в 1363 г., в 1368-м в Падуе, в 1367-м Боккаччо навестит дом Петрарки в его отсутствие и будет радушно принят дочерью Франческой. Это содружество, видимо, самое плодотворное в итальянской словесности, плодом его станет обновление - и в плане обращения к античности, и в плане христианском, - итальянской и в целом европейской культуры.

В 1361 г. он уезжает из Милана, спасаясь от свирепствовавшей там чумы, останавливается вначале в Падуе, а осенью следующего года перебирается в Венецию. Городские власти выделяют ему дом на riva degli Schiavoni, а в благодарность за это Петрарка обещает подарить свою богатейшую библиотеку Венецианской республике. Вплоть до 1368 г. его жизнь снова становится беспокойной, много времени и сил у поэта отнимают частые поездки по Северной Италии, в частности, в Падую и Павию, к Галеаццо Висконти. Поэт становится неофициальным посредником между двумя противостоящими центрами власти - Венецией и Миланом. Кроме того, поэта живо интересует вопрос о переносе папского престола из Авиньона в Рим. Наконец, в 1368 г. он решает окончательно поселиться в Падуе, предпочтя дружеское гостеприимство Франческо да Каррара отношениям с официальными структурами Милана и Венеции. Получив в дар от городских властей участок земли в местечке Аркуа, поэт строит здесь дом, в котором, начиная с 1370 г., проводит большую часть времени, а с 1371 г. с ним живет его дочь Франческа со своей семьей.

Достаточно безмятежная жизнь поэта в эти годы нарушается ухудшением здоровья (у него часто случаются приступы лихорадки) и печальными новостями о смерти некоторых друзей. В сентябре 1373 г., испытывая чувство признательности к Франческо да Каррара и к маленькому падуанскому государству, Петрарка отправляется с посольской миссией в Венецию (именно в ее власти окажется Падуя позднее, в 1387 г.). В последние месяцы жизни поэт постоянно возвращается к пересмотру и улучшению своих произведений. Умирает Петрарка в Аркуа, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., от тяжелого приступа лихорадки.


© С.В.Логиш, 2000

 

© Belpaese2000-2007С.В.Логиш  Aggiornato al  10.12.2007

Петрарка   Biblio Italia    '300