Кавцевич Ольга (4 курс)
по истории итальянской литературы
_______________________________________________________
Введение
Глава I. Экзистенциализм во французской культуре
Глава II. Экзистенциализм в прозе Чезаре Павезе
Заключение
Литература
_________________________________________________________
Итальянская
литература 20 века тесно связана со сложными историческими и политическими
процессами, происходившими в стране и мире в целом. На развитие литературы и культуры начала века оказала
влияние фашистская идеология, затем исторический опыт второй мировой войны и
Сопротивления обусловил сдвиги в национальной жизни во всех слоях общества. В
литературе появляется иная направленность: обращение к тематике войны и
Сопротивления, отражение пережитых страной драматических событий и смены
эстетических ценностей. Главной темой становится обращение к народной жизни.
Писатели ставят перед собой задачу рассказать об историческом опыте народа.
Таким образом в искусстве, литературе и кино появляется направление
неореализма, которое более чем на десять лет заняло видное место в
общественно-европейском культурном процессе. Литература неореализма стремилась
к правдивому изображению реальной действительности, искала новые средства
художественного мастерства, простого и ясного литературного языка. В это же
время в итальянской, как и в других европейских литературах, появляется термин
«la letteratura impegnata»
или «ангажированная литература» (термин, введенный Сартром, в переводе с
французского «engages» обозначает литература, призванная служению
общественным и духовным интересам народа).
Характерной
чертой литературы этого периода является ощущение ответственности перед
человеком и за человека, за его будущее, за его существование. Кроме того,
появляется чувство страха, что «цивилизация потребления» вытесняет в человеке
подлинные духовные и эстетические ценности,
в результате чего в произведениях появляются такие понятия как
«опустошенность», «тоска», «невроз», «абсурд», «некоммуникабельность»,
«отчуждение». Критик Р. Кантони в статье «Болезнь нашего века» говорит, что
наиболее внимательные и чуткие писатели описывают современного человека как
существо, охваченное гнетущей тревогой, выбитое из колеи и заблудившееся в
лабиринте обстоятельств. Писатели показывают эти моменты «изнутри»,
переплетенные в человеческой психике, констатируют одиночество, фетиш вещизма и
богатства.
Подобная
ситуация наблюдается и во французской литературе, в произведениях которой после
Второй мировой войны прослеживаются разочарование, пессимизм, растерянность,
обусловленные глубоким кризисом, что послужило распространению
экзистенциалистской философии и литературы.
Субъективно-идеологическая
по своим гносеологическим корням
философия экзистенциализма во французском (сартровском) ее варианте была
рождена именно ситуацией поражения, военной капитуляцией перед гитлеризмом и
адресовалась человеку, находящемуся под игом фашизма. Этим конкретно
историческим условием было вызвано
характерное для экзистенциализма ощущение «покинутости», «одиночества»
человека перед лицом враждебного ему мира и бесчеловечной власти.
Экзистенциализм
– течение, зародившееся в Германии, однако проявившееся с достаточной
отчетливостью во Франции накануне Второй мировой войны и сразу же после нее.
Оно представлено писателями одновременно выступившими как
философы-экзистенциалисты: Г.Марсель (религиозная ветвь), Ж.П. Сартр, С. де
Бовуар, А. Камю (атеистическая ветвь). Значительно шире, нежели философия,
распространились умонастроения экзистенциального толка: во французской
литературе они проявились в творчестве А. Мальро, А. Френо, в испанской
литературе – в творчестве М. де Унамуно, в американской – в произведениях Н.
Мейлер, Дж. Болдуина, в английской – у А. Мёрдок, У. Голдинга, в японской – в
произведениях Кобо Абэ.
В итальянской
литературе экзистенциализм не дал таких значительных плодов как во Франции,
однако, как замечают критики, умонастроения, питавшие философию
экзистенциализма, нашли отражение в творчестве известного итальянского писателя
Чезаре Павезе, основной проблематикой которого является образ интеллигента,
мучительно пытающегося преодолеть свое душевное одиночество, найти себя в
подлинно гуманистическом действии – общественной борьбе, во многом ему
непонятной и чуждой.
Чезаре Павезе
(1908-1950) – писатель старшего поколения, творческий путь которого не
укладывается в однозначную формулу. «Один из талантливейших писателей своего
времени, он был человеком тонко чувствовавшим, человеком с обнаженными нервами.
У него бывали периоды мучительных поисков и сомнений, бывали взлеты и падения».[1]
Узел всего его
творчества в том, что он называл «абсурдным пороком», т.е. в противоречии между
разумом и чувством, сознанием и подсознанием, верой и неверием.
О Чезаре Павезе
много писали. Библиография о нем в Италии насчитывает 428 наименований. Однако
единого мнения о творчестве и о течении, к которому принадлежал Павезе, не
существует. Толковали о декадентских началах в его творчестве, ссылаясь главным
образом на его «Дневники» и книгу «Диалоги с Лехко». Однако Павезе стремился к
ясности, в отличие от современного декаданса с его мифами «примитива»,
«дикаря», «ребенка». Его называли также лидером неореализма. Однако последнему
не присущи ни философско-этические проблемы, более всего занимавшие Павезе, ни
его художественно-стилистические приемы.
В творчестве
итальянского писателя присутствуют черты различных литературных направлений,
развивающихся в 20 веке. Умонастроения экзистенциализма также нашли свое
отражение в его произведениях. Целью данной работы является выявление черт
экзистенциализма в творчестве итальянского писателя Чезаре Павезе.
Следует
отметить, что философия экзистенциализма развивалась в двух направлениях:
экзистенциализм религиозный и экзистенциализм атеистический. В данной работе мы
обратимся к последнему и рассмотрим творчество таких писателей как Жан-Поль
Сартр и Альбер Камю. Задачей нашей работы является выявление сходства и
различия в творчестве и мировоззрении французских и итальянского писателей.
_______________________________________________________________
I.
Экзистенциализм во
французской культуре
Термин
«экзистенциализм» (от лат. «existentio») обозначает
«существование». Исходный пункт философии экзистенциализма заключается в том,
что существование предшествует сущности.
Философия
экзистенциализма утверждает, что не существует каких-либо норм морали, что
человек свободен сам сделать свой выбор и в этом выборе постоянно утверждать
себя. Экзистенциализм – философия свободы, которая исходит из человеческой воли
как из первоосновы. Человек приговорен быть свободным, как существо, чьё
существование предшествует сущности.
Согласно этой
философии человек есть то, что он сам из себя делает, в чем сам себя
утверждает. Отсюда вытекает необходимость человека «вторгнуться» (s’engager)
в жизнь, в результате чего осознается важность бытия, общественной жизни. Таким
образом, в жизни нет объективного закона, экзистенциальный человек «покинут»,
«оставлен, он, словно одинокий певец в безбрежном море».1
Покинутость сопровождается чувством «томления», «тревогой». В связи с этим
многие критики считают экзистенциализм предельно пессимистическим, крайне
мрачным явлением, называют его философией отчаяния и тоски.
И все же
экзистенциализм несправедливо считать явлением полностью пессимистическим. Оно
оставляет всем и каждому определенную надежду, возможность желать.
Следует
отметить, что философия экзистенциализма во многом осталась непонятной. Так
случилось в Германии, где он зародился и был представлен в произведениях
Хайдеггера и Ясперса, но так и не дал по-настоящему значительных всходов.
Казалось, что в других странах экзистенциализм ожидает такая же судьба. Однако
во французской культуре существует повышенная чуткость к литературным
возможностям всякого очередного умственного течения, что кроется, несомненно, в
ее прошлом, т.к. одну из неповторимых структурных черт французской культуры как
раз и составляет такое пересечение, а подчас и полная слитность философии и словесности.
Жан-Поль Сартр,
который считается основателем экзистенциализма, что не совсем верно, ибо
доктрина Сартра многим обязана Кьеркегору, Хайдеггеру и Гуссерлю, является
представителем атеистической ветви экзистенциализма. Он отразил основные положения
философии существования в литературных
произведениях, что имело шумный успех. Основной задачей писателя Сартр считал
не отражение мира или раскрытие условий его возможностей, а оформление
переживаний этого мира, соприкосновения с ним. Кроме того, Сартр изображает
человека как «хрупкое создание, затерянное в горестном океане конечного».1
В своих
произведениях Сартр стремился устранить романтику из всех жизненных явлений.
Даже в любви философ подчеркивает ее низменные проявления. Сартр убежден,
что невозможно переступить барьер,
отделяющий одного человека от другого,
ибо у каждого героя своя трагедия, свое горе, своя «смерть в душе», и это горе
не только не объединяет людей, но, напротив, разъединяет, делает их порой
врагами. Экзистенциальный человек, герой одинок. Поэтому Сартр стремится к
изображению индивидуального сознания некоего субъекта в абсурдном мире.
Еще одним
представителем атеистической ветви французского экзистенциализма является
Альбер Камю. Сам Камю не считал себя экзистенциалистом, он утверждал, что не
придерживается строго умозаключений философии существования, а лишь некоторое
время разделял умонастроения, ее питавшие. В связи с этим критики представляют
творчество А. Камю в виде спирали, состоящей из трех витков:
1.
«Абсурд».
На этом этапе были написаны такие произведения как «Посторонний», «Калигула»,
«Миф о Сизифе», «Недоразумение».
2.
«Бунт».
К этому периоду относятся произведения
«Чума», «Праведные», «Бунтующий человек».
3.
«Изгнание».
Здесь объединены такие произведения как «Падение», «Изгнание и царство».
Мы обратимся к произведениям, относящимся к первому этапу творчества А.
Камю, т.к. именно они наиболее сильно отразили умонастроения экзистенциальной
философии. Камю утверждает, что в
определенный момент жизни мы обнаруживаем, что чужды миру, тогда возникает
чувство абсурда. Так, например, герой повети «Посторонний» Мерсо живет в
царстве абсурда, он находится во власти
скуки, томления, он «посторонний» реальному миру, он чужд обществу. Он бродит
по окраинам жизни, частной, уединенной, чувственной. Посторонний нашел
бессмысленность жизни, он наслаждается телесными радостями и старается
приобщиться к природе, слиться с ней. Чужим среди людей его сделала именно эта
верность плотской природе и всему
родственному ей природному царству. В повести утверждается полная бесцельность
и абсурдность жизни одновременно с абсурдностью человеческой природы. Согласно
Камю существование человека безотрадно, у него нет завтрашнего дня. В этом
смысле писатель выразил смутные догадки молодежи военного и послевоенного
времени: в мире, где нет надежды, нет иллюзий, человек ощущает себя
посторонним.
Камю был
атеистом. Не веря в Бога, не веря в
потустороннюю жизнь, он утверждал, что необходимо наслаждаться жизнью
посюсторонней. «Если существует грех против жизни, - записывал Камю в пору
подготовки к «Мифу о Сизифе», - то он, видимо, не в том, что не питают надежд,
а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного
величия жизни посюсторонней».1 Идеалом
для человека абсурда Камю считал упоение сиюминутностью. Помимо этого Камю был,
как и Сартр, убежден, что у каждого счеты лишь с самим собой. Если кто-то
заботится о ближнем, то это лишь лицемерие. Любовь в глазах Камю – обман и
жалкое комедианство. Кроме того, одним из основных вопросов в произведениях
Камю является вопрос о самоубийстве, т.к. он связан с проблемой «свободного
выбора» и смысла жизни.
Таким образом,
можно выделить следующие характерные черты экзистенциализма в литературе:
1)
Фрагментарность.
Авторы показывают не всю жизнь героя, а несколько трагических дней или месяцев в его жизни.
2)
Все
герои изображены в момент полной зрелости, в возрасте от 35до 40 лет, когда они
уже окончательно сформированы, ничем не обязаны миру и могут противопоставить
ему себя и свое сознание.
3)
Героем
экзистенциалистского произведения чаще всего является смятенный интеллигент,
легко впадающий в отчаяние, который никогда не может решить, что ему с собой
делать, с кем идти.
4)
Часто
в произведениях звучит тема умирания, разрушения любви или тема непонятости,
душевной разъединенности людей, казалось бы интимно очень близких друг другу.
При чтении экзистенциалистских произведений бросается в глаза совершенно
небывалая откровенность в описаниях физического сближения, однако именно при
таком изображении двух соединившихся людей более отчетливой становится их психологическая отчужденность, их
одиночество, невозможность постижения сущности другого, даже бесконечного
любимого и близкого человека.
5)
В
произведении автор, как правило, отступает или целиком растворяется в спорах,
суждениях, умозаключениях своих героев, не противопоставляя им свое мнение.
6)
Писатели
пишут короткими, рублеными фразами. В отношении стиля Камю Сартр применил такой
термин как «нулевой градус письма» «Так как повествование дробится на
бесчисленное множество предложений, синтаксически предельно упрощенных, едва
соотнесенных друг с другом, замкнутых в себе и самодостаточных, своего рода
языковые острова».1 Такое письмо прежде
всего воздействует на рассудок, а не на его эмоции: «Сегодня умерла мама. Или, может,
вчера, не знаю. Получил телеграмму из
дому призрения: «Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне соболезнуем». Не
поймешь. Возможно, вчера. Дом призрения находится в Моренго, за восемьдесят
километров от Алжира. Выеду двухчасовым автобусом и еще засветло буду на месте.
Так что успею побыть ночью у гроба и завтра вечером вернусь».2
7)
В
произведениях экзистенциалистов звучит также отчаяние человека, абсурдность его
существования, бесконечное одиночество, связь человека с природой, призыв
наслаждаться сиюминутностью
Опираясь на вышеперечисленные особенности французского
экзистенциализма, попытаемся выяснить, какие же из них нашли отражение в
творчестве итальянского писателя Чезаре Павезе.
______________________________________________
II. Экзистенциализм в творчестве Чезаре Павезе
Писатель, ссыльный, партизан, горожанин, гражданин, крестьянин,
женоненавистник, несчастный влюбленный, верный друг – так называли друзья и
критики Чезаре Павезе, представителя итальянской литературы 20 века.
Чезаре Павезе был
человеком с очень тонкой духовной организацией и обостренной совестью. И в его
жизни, и в его творчестве все было сложно. «Он не мог в полной мере радоваться
радостному, потому что сначала не мог поверить в его возможность, а поверив,
слишком боялся его потерять».1 О Павезе
существуют различные мнения от
«нетерпеливого, гордого, независимого человека, саркастического, подчас
несправедливого и подозрительного»2 до высокоодаренного романиста. О его творчестве
мнения также различны. Бесспорным
является лишь одно: жизнь Павезе от начала и до конца была трагична, страх
одиночество, мысли о смерти постоянно преследовали его и все это нашло
отражение в произведениях писателя.
Основными
темами, звучащими в произведениях автора, являются:
Тема детства и
первых контактов с миром, от сохранения которых во многом зависит дальнейший
путь личности. Тема звучит в таких произведениях как «Lavorare stanca»,
«Луна и костры».
Тема
взаимодействия человека и природы, которая ярко выражена в произведении А. Камю
«Посторонний», звучит в таких произведениях как «Прекрасное лето», «Дьявол на
холмах», «Луна и костры».
Тесно связанная
с предыдущей тема города и деревни, которая отсутствует в произведениях
экзистенциалистов, является своеобразным лейтмотивом всего творчества итальянского
автора. Павезе родился 9 сентября
1908 года в местечке
Сан Стефано Бельбо
в Пьемонте.
Он неоднократно писал
впоследствии, что ему выпало счастье родиться в деревне и затем много раз в нее
возвращаться, т.к. деревня, общение с природой дают для формирования человеческой личности неизменно
больше, чем город.
Тема страха и
трагизма, очередной лейтмотив творчества Павезе, звучащая во всех произведениях
писателя, является общей и для писателей-экзистенциалистов, и для
писателей-неореалистов. Однако в произведениях неореализма мы видим страх за
человека, трагизм в судьбах людей во время и после войны. Наличие данной темы в
литературе экзистенциализма Сартр объясняет следующими словами: «Коль скоро
человек не есть, но себя делает и коль скоро, делая себя, он берет на себя
ответственность за род человеческий, коль скоро нет ни ценностей, ни морали,
данных априорно, но коль скоро всякий
раз мы должны решать все сами, без какой бы то ни было точки опоры, без
руководства… Как могли бы мы не испытывать страха, когда нам приходится
действовать?»1 Страх и трагизм в
творчестве Павезе имеют совершенно иную природу. Они обусловлены изначально
трагическим мировоззрением автора, его душевным состоянием, и пессимизмом. В письме критику Рино дель
Сассо Павезе писал: «…нельзя исключить из искусства любую трагическую тему… Мы
либо пишем трагедии, либо не пишем их.
Если пишем, то должны разрешить подлецу (либо жертве) в зависимости от случая,
всю полноту его страданий».2
Тема
одиночества, неразрывно связанная с темой трагизма также является общей для
итальянского и французских писателей. Однако герой Камю одинок, т.к. считает
мир абсурдным, он неприемлет его обычаи, у него свои представления о жизни, он
чужд абсурдному, с его точки зрения, обществу, он сам отдалился от него и ушел
в себя. Согласно философии экзистенциализма человек изначально чужд другому.
Павезе также показывает разобщение людей, их одиночество, подобное вечному
проклятию. Однако чаще всего герой Павезе одинок, потому что не знает, как участвовать
в общественной жизни, как общаться с людьми, чуждыми ему. Если герой Камю
осознанно отдаляется от общества, то герой Павезе мучительно пытается
преодолеть свое одиночество.
Тема любви не
является главной в произведениях Павезе, хотя и присутствует во многих из них.
Экзистенциалисты, изображая любовь, пытались подчеркнуть лишь негативные ее
проявления. В этом смысле Павезе близок им в своем произведении «Прекрасное
лето», где показана любовь молодой работницы к художнику, однако сам автор не
любил эту повесть, считая ее слишком натуралистичной, в то время как Павезе
много внимания уделял символам, которые, по утверждению писателя, вместе с
подсознанием являются существенным содержанием образа.
Как мы уже
упоминали, экзистенциалисты очень часто показывали умирание, разрушение,
непонимание любовного чувства. Павезе не изображал этого в своих произведениях,
однако дважды мучительно переживал это в душе.
Во многих своих
произведениях Павезе изображает
героя-интеллигента, который не может переступить сословные рамки и стать частью
своего народа. Он одинок, как герой Сартра и Камю. Все конфликты героя с
обществом Павезе переводит в
интимно-психологический план и пытается преодолеть их «изнутри» посредством
модернистского анализа душевного состояния героя, теряющего целостное
представление о мире. Павезе
углубляется в область иррационального, подсознательного, пытаясь именно
там найти первоосновы человеческих характеров. Для этой цели автор использует
лирический монолог.
Возраст героев
произведений Павезе, в отличие от экзистенциалистов, различен: от мальчика,
юноши до зрелого опытного человека. Эпиграф к последнему произведению Павезе,
его «лебединой песне» «Луна и костры» из «Зимней сказки» Шекспира «Зрелость это все» скорее свидетельствует о
нравственной и творческой зрелости самого автора, нежели о его близости
писателям экзистенциалистам.
Говоря о
творческой манере Павезе, следует отметить, что он, также как и
писатели-экзистенциалисты воздерживается от какого-либо авторского
вмешательства, позволяя своим героям думать и действовать самостоятельно. Автор
добивается цели ходом повествования, незаметно, но твердо подчиненным
авторскому замыслу. Сам Павезе, формируя принципы своего художественного метода
писал: «Живая гармония произведения
искусства порождается контрастом между
естественной логикой изображенных фактов и задуманной, никогда не упускаемой из
виду, автором внутренней логикой, которая подчиняет себе повествование».1
Произведения
Павезе далеки от успокаивающей добропорядочной литературы «"со счастливым
концом"» они нервны, чутки, как натянутая струна, а конца у них часто
совсем нет. Лишь немногие из его героев (Пабло из романа «Товарищ») находят
оправданный выход из тупика повседневности и одиночества. Автор не заботится о
законченности своего творения, для него (в этом Павезе близок
экзистенциалистам) важен какой-то один отрезок развития мысли, образа, символа.
Павезе был
тонким стилистом, ему присущи качества, необходимые большому художнику:
«абсолютный слух», органическое отвращение к
штампу и риторике».2 В его
произведениях мы видим четкую, краткую,
доведенную до предельной ясности фразу, которая, подобно «нулевому градусу»
письма Камю, воздействует прежде всего на разум и лишь затем на эмоции: «В это лето я остановился в гостинице
«Анжело», что на площади, тут, в деревне, меня не знают, да кто и знал, не
узнал бы. И я никого здесь не знаю, в свое время редко сюда заглядывал –
бывало, день-деньской проводил у реки, на току, на дороге. Деревня забралась
высоко в горы, отсюда быстрым водам
Бельбо, обогнув сельскую церковь, не меньше получаса бежать до моих холмов».1
Как мы видим, в
творчестве Чезаре Павезе есть некоторые моменты, имеющие близкое сходство с
произведениями экзистенциалистов: наличие сходных тем, изображение героя,
стилистические приемы, однако подобная близость часто имеет иную природу,
обусловленную мировоззрением автора.
__________________________________________________________
В творчестве
Павезе нельзя выделить некий канонический метод. В его произведениях присутствуют
черты декаданса, неореализма, а также черты экзистенциализма. Из проведенного
нами исследования можно сделать вывод, что экзистенциализм в творчестве Чезаре
Павезе присутствует в виде элементов стиля, художественной манеры писателя и, в
гораздо большей степени, в виде элементов мировоззрения: Павезе на протяжении
всей своей жизни был одинок и несчастен. Вопрос о самоубийстве, который очень
часто поднимал в своих произведениях Камю, постоянно преследовал Павезе в
реальной жизни.
Одиночество
интеллигента, изображенного экзистенциалистами было одним из основных ощущений
итальянского писателя в течении всей жизни. Одинокого героя в своих
произведениях Павезе изображал, основываясь на личном опыте и собственных
чувствах, а не опираясь на абстрактную философию.
Неразделенная,
разрушенная любовь, изображенная в произведениях Сартра и Камю, для Павезе была не вымыслом, а
реальностью, постоянно гнетущей его. Однажды Камю выделил четыре условия
счастья: 1) жить на природе; 2) отказаться от амбиций; 3)творить; 4) быть
любимым. В жизни Павезе всегда недоставало последнего, из-за чего он был
глубоко несчастен.
Чезаре Павезе не
был экзистенциалистом, однако он, подобно Камю, разделял его умонастроения. Но
если Камю, будучи оптимистом, отразил умонастроения экзистенциализма в своих
литературных произведениях, то Павезе, в творчестве которого экзистенциализм
проявился лишь отчасти, переживал его в своей душе. Сам писатель в своих
«Дневниках» сказал о себе «годен к перу». В этой фразе звучит не только
свидетельство веры в свое призвание, но и «непригодность» к жизни, страх перед
одиночеством, давнее намерение покончить с собой. Из предсмертной записки
Павезе, в которой он никого не обвиняет в своей смерти и просит других не
делать этого, мы видим, что свое одиночество, свою трагедию и пессимизм Павезе
принимает как нечто данное изначально, заранее определенное, судьбой, подобно
отчужденному, непонятому и несчастному экзистенциальному герою Сартра и Камю.
_______________________________________________________
1.
Камю
А. Романы. Ростов-на-Дону, Харьков, 1999.
2.
Павезе
Чезаре. Прекрасное лето. Дьявол на холмах. Товарищ. Луна и костры. М., 1982.
3.
Андреев
Л.Г. Французская литература. 1917-1956. Издательство Московского университета.
1959.
4.
Борьба
методов и направлений в литературе современного Запада. Киев, 1986.
5.
Брейтбурд
Г.С. На стороне разума. О современной итальянской литературе. М., 1978.
6.
Великовский
С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М. - С.-Птербург,
1999.
7.
Володина
И.П. История итальянской литературы XIX-XX веков. М., 1990.
8.
Вюрмсер
А. Не посмотреть ли на известное по-новому? М., 1975.
9.
Данченко
В.Т. Чезаре Павезе. Библиографический указатель. М., 1975.
10.
История
французской литературы. 1917-1960. Т.IV. М., 1963.
11.
Кин
Ц. Выбор или судьба. Итальянская литература в предверии 21 века. М., 1988.
12.
Кин
Ц. Итальянские светотени. М., 1975.
13.
Моруа
А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.
14.
Потапова
З.М. Неореализм в итальянской литературе. М., 1961.
15.
Литературный
энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова. М., 1987.
16.
Barelli E. Letteratura dell’Ottocentoe del
Novecento. San Casciano Val di Pesa. 1985/
17.
____________________________________________________
[1] Кин. Ц. Итальянские светотени. М. 1975. Стр. 98.
1 Андреев Л.Г. Французская литература. 1917-1956. М., 1959, стр. 236.
1 История французской литературы. Т. IV. М., 1963, стр. 562.
1 Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М. – С.Петербург, 1999, с. 47.
1 Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М. – С.Петербург, 1999, с.106.
2 Альбер Камю. Посторонний. Пер. И.Велевич.
1 Данченко В.Т. Чезаре Павезе. Библиографический указатель. М., 1975, стр.4.
2 Кин Ц. Выбор или судьба. Итальянская литература в предверии 21 века. М., 1988, стр.113.
1 А.Моруа. От Монтеня до Арагона. М., 1983, стр.221.
2 Брейтбурд. На стороне разума. М., 1978, стр.97.
1 Брейтбурд. На стороне разума. М., 1978, стр. 180.
2 Кин Ц. Итальянские светотени. М., 1975, стр. 189.
1 Чезаре Павезе. Луна и костры. Пер. Г.Брейтбурда.