Горулева Мария (1 курс, 2003-04 уч.год)

Каббалистическая символика чисел в «Комедии» Данте

 

(Реферат по итальянской литературе)

 

            Минск-2003

 

 


 

 

В мировой литературе существуют произведения, тайна которых до сих пор не раскрыта. Такие произведения многогранны, необычайно глубоки по своему смыслу. Можно без конкретных примеров утверждать, что каждый народ имеет подобный литературный шедевр. Однако стоит обратить внимание и на тех, кто создавал эти шедевры.

Данте Алигьери родился во Флоренции, которая была в 13 в. одним из самых крупных экономических и культурных центров в Западной Европе. Именно он создал «Комедию», вместе с которой вошёл в историю литературы как великий поэт, великий философ и не менее великий политик.

Это известно, пожалуй, всему миру. Но не каждый согласится с тем, что Данте был ещё и великим мистиком. Это утверждение кажется, по меньшей мере, абсурдным. На самом же деле, обратившись к символике чисел в «Комедии», нетрудно прийти к такому заключению. Обилие чисел, которые не только помогают истолковать смысл некоторых эпизодов, но и открывают то, что не лежит на поверхности текста, просто поражает.

В «Комедии» символика числа играет доминирующую роль. Так, главный образ произведения – Беатриче – имеет связь с числом, композиция зиждется на числах, в основе системы стихосложения, использованной для написания «Комедии», также числовая гармония. Таким образом, можно говорить о числовой структуре поэмы в целом.

Говоря о малом количестве читателей, которые бы согласились с наличием мистического начала в дантовских произведениях (а число как символ появляется и в трактате «Пир», и в канцонах), следует сделать оговорку: во многих дантологических работах можно встретить элементы исследований по этому поводу. Не только современные учёные, но и учёные Средневековья занимались исследованием чисел, рассматривали их как фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей, как начало гармонии Вселенной. Конечно же, если такие научные труды существовали, то Данте обязательно был знаком с ними. Доказательства достоверности этого факта можно найти в «Пире» (2, 13 (19), 11), где упоминается самаркандский учёный Альфраган (Alfraganus, Аль- Фергани). Именно с этим учёным связываются астрологические выкладки Данте. Наверняка поэт изучал трактат Альфрагана «Elementi astronomici, sive Liber aggregations scientae stellarum et de principiis coelestium motuum» (в латинском переводе Герардо да Кремона). К тому же на развитие культуры Италии значительное влияние оказал иудаизм. Вообще, еврейские поселения существовали во многих латинских странах, и первоначально европейцы мало интересовались основными идеями иудаизма, изложенными в канонических книгах еврейского народа – «Талмуде» и «Книге творений». Но как раз на рубеже 12-13 вв. происходит повышение интереса к иудаизму как к религии.

Вследствие этого иудаизм выливается в особое движение, названное каббалистическим. Gabbalah (древнеевр. «предание») – мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом.

Каббала подразделяется на две части: теософскую (теософия – учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром) и практическую. Первая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских постулатов, в основе которых лежит представление о мире как об эманации (см. ниже) Божества. Бог непостижим, но он проявляет своё существование в мире посредством постижимых десяти сфирот – десяти стадий эманации, или источников сияния: Кетер («Венец»), Хохма («Мудрость»), Бина («Разум»), Гедула («Величие»), Гевура («Сила»), Тиферет («Краса»), Нецах («Долготерпение»), Ход («Великолепие»), Цадик («Праведный») и Малхут («Царство»). Теософская каббала заимствовала элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также учений ранних христианских гностиков (поэтому, рассматривая «Комедию» Данте, не будем игнорировать и интерпретацию чисел в христианстве); также в каббалу вошли представления о перевоплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти.

В основе практической каббалы лежит вера в то, что посредством определённых действий можно совершать чудеса и ускорить приход Мессии. Для этого каббалисты оперируют именами бога, определёнными словами, используют талисманы, амулеты, а также числа. Именно каббалистическое учение стало первым шагом к созданию нумерологии: каббалисты приписали числа каждой букве иврита и попробовали с помощью этой системы заново прочитать Ветхий Завет. Поэтому нельзя опровергать и тот факт, что символика чисел в каббале и в христианстве имеет определённую связь. Толкование божественного значения чисел в обеих религиях часто совпадает.

Каббалисты полагали, что тайное учение передано Богом через ангелов Адаму и далее – Ною, Моисею, Давиду, Саломону, наконец, известному мудрецу- мистику рабби Шимону бар Иохаю, который записал его во 2 в. Эта легенда указывает на глубокую древность каббалы. В разных странах развивали свою деятельность разные мудрецы - «посвящённые». Многие христианские учёные занимались исследованием каббалы, некоторые из идей этого течения нашли отражение в учении о Троице. Одним из выдающихся христианских каббалистов был итальянец Пико делла Мирандола (1463 – 1494). В библиотеке его современника, папы Сикста Четвёртого, имелось много каббалистических трудов в латинском переводе.

Но не будем углубляться в историю каббалы. Подчеркну, что Данте как человек разносторонний не мог оставить без внимания принципы каббалистического течения, если оно плодотворно распространилось по территории Италии. Итак, приступим к анализу «Комедии», расшифровывая значение встречающихся в ней чисел в соответствии с каббалистическим и христианским учениями.

 


 

ОБРАЗЫ.

  

Ещё в «Новой Жизни» мы узнаём, что Данте впервые увидел Беатриче, когда ему было 9 лет, а ей – всего 8. Однако поэт говорит о начале девятого года, и впредь можно заметить, как упорно он старается связать Беатриче с числом девять. И это не случайно. Так, в христианской символике число три стало божественным, олицетворяющим Святую Троицу, а также три дня, проведённых Христом в могиле.

В каббале тройка обозначает синтез, гармонию, устойчивость и самодостаточность. Это число подавляет все внутренние противоречия. Часто оно изображается как треугольник. Эта фигура не затрагивает остальное пространство, находясь в одной своей плоскости, она устойчива, извлекает гармонию из окружающего мира, присваивая себе, чтобы потом излучить её, хоть и с меньшей силой.

Каббалисты называют тройку числом завершения, выражением начала, середины и конца, поэтому здесь можно говорить о полной гармонии, о средоточии всего существующего в числе 3.

Добавлю, что в каббалистическом учении числа не только рассматриваются сами по себе, но ещё и дробятся на составляющие. В свою очередь, тройка представляется как единство (1), двойственность (2) и синтез, т. е. 1+2=3. Рассмотрим теперь единицу и двойку. Первое число – символ единства, единого бога. Это архетип Абсолюта, который отсылает к происхождению мира, такого же единого и единственного, как и бог.

Ещё одна интерпретация единицы с точки зрения отношения к творчеству: она символизирует творческое начало, замкнутое внутри себя, которое со временем реализуется в полной своей мере, но заглянуть внутрь этого творческого начала, когда оно ещё не нашло себе выхода, невозможно. Здесь вспоминается всеобщее удивление таланту Данте; происхождение таланта до сих пор кажется таинственным и невероятным.

Двойка обладает магией поляризации, т.е. сочетает в себе два противоречащих друг другу начала. Это бунт Люцифера против бога, само их сосуществование, неоспоримая истина об одновременном распространении добра и зла на земле, их борьба. Если описанное настроение, созданное двойкой, сопоставить с одной из кантик «Комедии», то оно соотносится как раз с первой, с «Адом», где царит дисгармония и жестокие пытки, служащие, однако, наказанием за грехи. Именно в «Аду» проявляется абсурдное соединение добра со злом, которое символизируется двойкой: зло выступает в роли добра, т.к. оно наказывает. Это напряжение, антагонизм можно нейтрализовать только появлением чего-то третьего.

Число 2 в христианстве служит указанием на двойную природу Христа – человеческую и божественную. С двойкой связано понятие дуализма, которое не негативное, как в каббале. В философии это признание в основе мира двух независимых и равноправных начал: материи и духа. Но здесь мы имеем дело с немного другим оттенком этого понятия. Это символ всего двойного, противоположного: небо и земля, день и ночь, мужчина и женщина. Святость и непреложность этих противоположностей очевидна: вечные небо и земля, существующие в своей совокупности в сознании человека, сменяющие друг друга день и ночь, чередование которых руководит человеческой жизнью, с её зарождением и концом. В самом деле, Беатриче для Данте была не менее ценной, чем жизнь. В этом не приходится сомневаться: почти во всех произведениях писатель упоминает эту девушку. Для того, чтобы в образе Беатриче не было борьбы, чтобы исчезло напряжение, у Данте появляется число три. Данте обожествляет Беатриче, её образ он помещает в свою «Комедию», а объяснение божественности девушки даёт в трактате «Новая Жизнь», в 29-ой главе: «Число три является корнем девяти, так как без помощи иного числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды три девять. Таким образом, если три способно творить девять, а Творец чудес в самом себе – Троица, то есть Отец, Сын и Дух Святой, - три в одном, то следует заключить, что эту даму сопровождало число 9, дабы все уразумели, что она сама – девять, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица».[1] Обратим внимание и на продолжение рассуждений Данте, которые внушают уверенность в правоте приведённых выше доводов: «Быть может, более утончённые в мыслях люди смогли бы прибегнуть к ещё более сложным доводам, однако я привожу тот, который пришёл мне на ум и который наиболее мне нравится».[2] Итак, логичен следующий вывод: Данте, отождествляя Беатриче с девяткой, не предполагал, насколько глубоким смыслом наполняется образ девушки. Однако он предчувствовал, что за этим отождествлением кроется нечто большее, чем формула « Беатриче = Отец, Сын и Дух Святой», т.е. приравнивание возлюбленной к Христу, и даже возвышение над ним, ведь образ Беатриче соответствовал не тройке, а девятке, т. е. часть формулы «Отец, Сын и Дух Святой» умножается сама на себя. Как нам удалось выяснить выше, в Беатриче – не только бог, но и всё то, что он создал – весь мир (единица), а также абстрактное понятие возможности этого создания (двойка).

Каббалисты считали девятку вторым уровнем воплощения гармоничной тройки, теперь уже на уровне идей, на котором располагаются числа от 1 до 3, а в частично одухотворённой живой материи (третий уровень одухотворения, на котором находятся числа от 7 до 10). Девятка – знак качественного скачка перед завершением третьего уровня, выражающегося в десятке появлением самосознания духа. В девятке сконцентрирована космическая гармония, оформившаяся в одухотворённой материи, которая, однако, была не подготовлена к этому, и поэтому содержащая в себе неразрешённый антагонистический конфликт. Этот конфликт разрешается только в десятке, а девяткой он воспринимается как неразрешимый, но тщательно скрытый под внешней гармонией. Всё это ассоциируется с безответной любовью Данте к Беатриче, которая для него оставалась гармоничной, не зная о его любви.

Что же касается образа Данте в «Комедии», то его появление также связано с числом. «Совершенным возрастом поэт считал 70-летие, и когда он упоминает в самом начале «Комедии» о половине земной жизни, то, несомненно, имеет в виду 35-летний возраст.

Число 35 объединяет в себе в равной степени любовь к жизни и любовь к богу, а также любовь земную и небесную. Для человека 35 – чувство благоговения перед жизнью, ощущение духовности, наполняющей собой весь живой мир. Следуя такому толкованию, мы можем судить о душевном состоянии Данте во время написания «Комедии». В какой-то степени эти положительные, возвышенные эмоции перекликаются с надеждой на моральное исправление человечества в лучшую сторону (см. далее).

 


СТРУКТУРА «КОМЕДИИ».

 

Вернёмся к символике чисел 3 и 9, т. к. нельзя не вспомнить о структуре поэмы. «Комедия» состоит из трёх кантик («Ад», «Чистилище», «Рай»), и две кантики, в свою очередь, из тридцати трёх песен; строфы, которыми написана «Комедия», - терцины. Здесь опять же просматривается гармония числа 3, которая проецируется на гармонию произведения. Это число можно даже назвать своеобразным образом-мотивом, который пронизывает поэму от начала до конца. Девятка же оказывается ещё и главным числом мироздания, т. к. движущихся небес – девять, и девятое небо есть перводвигатель, в котором заключено мировое движение. Также и Ад разделён на 9 кругов.

Что касается структуры «Комедии», то в её основе лежат не только тройка и девятка. Мной уже было упомянуто число 33 (количество песен в кантиках «Чистилище» и «Рай»). Само по себе тридцать три очень интересно, т. к. не только несёт определённый смысл, но и в комбинации с другими числами приобретает новый.

Христос прожил 33 года.  «Комедия» будто бы содержит все эти годы его жизни, воплощая Христа. Можно даже сказать, что на произведении лежит божье благословение.

Каббала толкует число 33 как уровень гармоничного внешнего оформления (две тройки).

 Своеобразно интерпретируются числа 7 и 40 (замечу, что если к 33 прибавить 7, то получится 40). Семёрка – число совершенства. Духовное развитие человека идёт по семи чакрам (частотам), в вибрации каждой из которых есть семь характерных обертонов – планов данной чакры, а в каждом из этих семи планов выделяются, в свою очередь, ещё семь подпланов. Духовный уровень человека определяется его основной частотой, определённым её планом и его подпланом, т.е. трёхзначным семеричным числом. При этом практическим духовным учителем может быть человек, находящийся выше данного ровно на чакру, тогда между ними будет взаимопонимание, основанное на тождестве обертонов.

Семёрка не подавляет и совсем не догматична. Она не отрицает земную реальность, но высвечивает её тонкую природу и даёт ощутить её высший смысл. В её присутствии происходит медитативное преображение обыденности. Эта характеристика полностью подходит для объяснения смысла «Комедии», её общего настроения.

Выстрою следующую цепочку: число 50 в каббалистической традиции считается священным, т. к. следует за сорока девятью, которые есть семёрка, умноженная сама на себя. Итак, мы опять пришли к совершенной семёрке и к совершенству «Комедии». Кстати замечу, что чистилище состоит из семи кругов.

Теперь – поподробнее о числе 50. Пятьдесят символизирует магические приёмы, используемые в обществе для помещения человека в необходимое положение, а при сопротивлении – для изоляции от общества, изгнания или уничтожения. Таким образом, число 50 имеет непосредственную связь с судьбой Данте. Аллегорические расшифровки символичности этого числа несложно применить в реальности относительно жизни писателя: благодаря «стараниям» Габриэля ди Губбьо он подвергся изгнанию (см. далее о числе 40). Если бы он перешёл на сторону чёрных гвельфов, возможно, обстоятельства сложились бы по-другому, и Данте избежал бы изгнания.

Что касается числа 40, то оно символизирует период испытаний. В течение сорока лет израильтяне скитались по пустыне и в течение такого же периода времени находились в рабстве у филистимлян. Сорок дней и сорок ночей длился Всемирный потоп. После крещения Христос сорок дней находился в пустыне, где его искушал дьявол.

Все эти библейские события представляют собой некоторые испытания. Соотнесём этот факт с судьбой автора «Комедии», жизнь которого была далеко не благополучной. Известно, что он состоял в рядах белых гвельфов. В 1301 году к власти во Флоренции пришли чёрные гвельфы, подтеста города был назначен Канте Габриэль ди Губбьо. Он прекратил стихийные грабежи и убийства, начатые чёрными гвельфами, и организовал преследование белых более цивилизованным способом: «наказания» для инакомыслящих приобрели юридический характер. 27 января 1302 г. Данте был упомянут в списке политических преступников. Он обвинялся в деятельности, приносящей незаконные доходы и в растрачивании казны коммуны; эти финансовые средства он якобы употреблял для организации сопротивления папе и принцу  Карлу Валуа. Сложно подтвердить либо опровергнуть эти сведения. Достоверно известно только, что, не дожидаясь исполнения приговора (конфискация, уничтожение имущества и изгнание), Данте добровольно уехал из Флоренции в горные замки графов Гвиди и никогда больше не вернулся на родину. Только после смерти Данте Алигьери, после того, как к нему пришла слава, Флоренция назвала его своим «великим гражданином».

Мы убедились в трагизме жизни Данте. Этот человек выдержал не один удар судьбы, и его испытания можно сравнить с жизненными испытаниями Христа. Именно к этому мы приходим, расшифровав символику числа 40.

Каббалисты утверждают, что в числе 40 одухотворяется материя и наделяется самосознанием. Сорок означает очень высокий этап проявления духа, и люди, поднимающиеся до сорока хотя бы медитативно, воспринимаются человечеством как великие – это известные художники, писатели, философы, чьи творения создают устойчивые и широкие каналы в другие миры. Эти миры часто не только ярче обычного, они гораздо лучше структурированы, и их внутренние законы существенно ярче, а главное – всегда исполняются. Действуют эти законы не только в сказках, где добро побеждает зло, но и в реалистичных произведениях. Это касается и дантовской «Комедии». В самом деле, там описывается загробный мир, и мы сталкиваемся с яркими картинами, которые служат каналами для познания потустороннего мира.

Сорок также олицетворяет человека, который ощущает себя практическим духовным учителем человечества и пишет трактат о государстве.

Данте, безусловно, хотел помочь людям воспитать свою духовность. Лес, описанный в начале «Комедии», символизирует грехи, в которых погрязло человечество, а далее в произведении появляются исторические персонажи, которые иногда известны только автору и его друзьям, современникам, иног- да - всему обществу на много поколений вперёд, но все эти герои – «говорящие», они обязательно чему-то учат и от чего-то предостерегают. Сам автор, введя свой образ, воплотил в нём всё человечество и показал, что зло будет наказано, что грешников ожидают вечные муки в Аду, а праведников – райское блаженство в награду за честную жизнь.

Число 40 в «Комедии» мы открыли, проведя арифметическую операцию сложения: 33+7=40. Но вспомним, что в первой кантике («Ад») не 33 песни, а 34, и в связи с этим развивается новый ряд рассуждений.

Во-первых, число четыре обозначает четырёх евангелистов. Во-вторых, в каббалистическом учении четвёрка символизирует грубую материализацию, примитивную, жёсткую форму, мучительное состояние, когда дух теплится в форме. Он всегда там существовал, но не может прийти в гармонию с формой, т.к. она не соответствует содержанию. Однако четвёрка ещё и стимул к разрешению проблемы.

А вот символичность числа 34: любовь, страдания и радость за человечество Девы Марии при распятии Иисуса Христа. Одним из проявлений тридцати четырёх является институт официальной церкви, противоречивой и несовершенной, для которой актуальна проблема морального разложения.

Соотнесём всё вышеописанное с содержанием «Ада». Грубость, даже, скорее, жестокость – это мотивы кантики. Эти эмоции руководят жизнью в Аду, если такие мучения можно назвать словом «жизнь». Но рассказ о мучениях грешников, тем более рассказ якобы очевидца, в самом деле может послужить толчком к разрешению проблемы, т.к. люди на земле, придя в ужас от описанного, возможно, станут меньше грешить.

Что касается морально пошатнувшейся официальной церкви, то в первой кантике мы встречаем множество персонажей – лиц духовного сана, которые несут наказание за неправедную жизнь на земле. Это, например, Николай Третий, казнимый за святокупство, и упоминаемый Бонифаций Восьмой, который должен вскоре быть ввергнутым в Ад.

Благодаря одной лишней песне-вступлению, сумма песен во всех трёх кантиках равняется ста. Применяя математические законы, представим 100 как .

Десятка символизирует появление самосознания духа. Более приземлённое толкование – религиозный человек. Человек этот, достигнув уровня десятки, способен сознательно сотрудничать с богом. Он понимает, насколько велик разрыв между духом и плотью, и это приводит к стремлению установить гармонию между этими двумя субстанциями. Десятка, умноженная сама на себя, - всё вышеописанное, усиленное в 10 раз, т.е. ровно во столько, во сколько 100 больше 10.

Число 10 – это религиозность, неуверенность в себе, подверженность религиозным сомнениям и поиску. Возможно, это душевное состояние Данте во время написания «Комедии». Мы не можем достоверно знать, что происходило в его внутреннем мире, но естественно предположение, что происходящее в обществе и государстве в конце 13 – начале 14 вв. заставляло поэта задумываться, существует ли та божественная сила, способная изменить хоть что-либо к лучшему на этой земле.

Итак, далее о структуре «Комедии».

Общее число стихов песни в поэме – 144. Христиане насчитывают 144.000 праведников в Апокалипсисе; Каббалисты видят под числом 44 встречу человека с материальными свидетельствами неземных цивилизаций, материальное чудо, которое можно ощутить органами чувств. Но это свидетельство – не живой предмет и не способен созидать сверхъестественное. Таким «предметом» можно считать само произведение Данте, его «Комедию», которая является своеобразным доказательством существования загробного мира в глазах читателей.

Кантику «Ад» в связи с иным количеством стихов следует рассмотреть отдельно. Если в «образцовых» песнях было 144 стиха, то в первой их 145. Сорок пять, как ни странно, символизирует счастливый конец, успешную борьбу со злом, гармоничную магию. Но эту странность можно объяснить надеждой поэта на совершенствование морального облика людей, на улучшение политической ситуации в Италии. За ужасами Ада кроется уже упомянутая причина повышения уровня морали в человеческом сознании – страх за себя, боязнь вечных мучений.

Говоря о числах, вспомним, что начало путешествия Данте – 1300 год. Из трудов исследователей его творчества известно, что Данте делил мировую историю на две части, обе содержат в себе по 6500 лет. Первая часть – от сотворения Адама до 1300 года, вторая – от 1300 года до Страшного Суда. В сумме – 1300 лет. Итак, начало путешествия по загробному миру – центральное событие истории.

Обратимся к каббалистическому учению для расшифровки чисел 13 и 65.

Первое число, вопреки бытующему современному суеверию, не просто несчастливое. Это та сила, которая опускает человека вниз на уровни ниже  двенадцати, на время лишая духовного начала и искушая прожить без него в радости плотской жизни. Это число «чёрного учителя», толкающего на искушение различными способами. Снова применяя разложение на слагаемые, получим: 13 =10+2+1. Формула толкуется несколько неожиданно: чёрт (13) – это человек (10) с рогами (2) и с хвостом (1). Значит, 1300 год – пик искушения людей дьяволом, причём дьявол – аллегория. На самом же деле это сами люди, вводящие в искушение как других, так и себя.

Второе число немногим отличается от первого. Оно также символ «чёрного учителя», только уже принимающего человеческий облик (что подтверждают рассуждения, приведённые выше).

И всё же ключевыми в поэме являются уже расшифрованные числа 3, 9 и 10. Так, кульминационная песня в «Комедии» - 30-я во второй кантике («Чистилище»), когда Данте встречается с Беатриче. Номер кульминационной песни – 30, т.е. . До неё 53 песни (6+3=9), после неё 36 песней (3+6=9), сама она – шестьдесят четвёртая (6+4=10). Не случайны и номера композиционно важных моментов. Начало песнопений – десятый стих, обращение к Вергилию – сорок шестой стих (4+6=10), первые слова Беатриче с упоминанием имён Данте и Вергилия – пятьдесят пятый стих (5+5=10), именование Беатриче – стих семьдесят третий (7+3=10). В стихе под номером 55 в первый и последний раз упоминается имя Данте, а в семьдесят третьем в первый раз звучит имя Беатриче. До пятьдесят пятого 54 стиха (5+4=9), после него 90 стихов (9+0=9). До и после семьдесят третьего стиха по 72 строчки (7+2=9). Символично и количество упоминаемых важных имён: имя Беатриче  встречается 63 раза (6+3=9), рифмуется оно в девяти случаях. Искать же объяснение числам 30, 64, 63, 46 и т. д. просто нецелесообразно – настолько прозрачна символика чисел, их составляющих.

 

 

Не только числа, но и многое другое несёт скрытый смысл в «Комедии»: цвета, геометрические фигуры и т. д. Существовало (и существует доныне) множество мистических учений, которые объясняют суть, значение явлений, происходящих в мире, предметов, нас окружающих. В основном объяснения не сходны, но строятся таким образом, чтобы не вступать в противоречие друг с другом. Все эти течения и учения возникают из естественного желания человека познать природу и самого себя. Однако роль символов в «Комедии» Данте другая. Поэт лишь брал за основу те знания мистики, которые преподносила ему эпоха. Символизм у него – один из способов художественного отображения реальности, своего внутреннего мира, эмоций и переживаний. Нельзя не согласиться, что душевное состояние человека индивидуально, неповторимо и труднообъяснимо, поэтому не исключено, что все трактовки символов, предположения, приведённые выше, либо недостаточно глубоки, либо чрезмерно детализированы. Мы никогда не узнаем наверняка, что имел в виду писатель, а можем только предполагать. Но есть и оправдание данным научным неточностям: это всего лишь проведённый анализ, выдвинутая гипотеза на основе материалов различных научных исследований.

 

 


 

Литература :

1.     Голенищев-Кутузов И. Н. Данте – М., 1967.

2.     Доброхотов А. Л. Данте Алигьери – М., 1990.

3.     Crossworld. narod.ru/xxx.html.

4.     Podvodny.ru./numkabb/numbers.htm.

5.     Roman-chuk.narod.ru/1Dante.htm.

 

 



            [1] Алигьери Д. Божественная комедия./ Пер. М. Лозинского – М., 2002. Стр. 515.

            [2] Там же.


© Belpaese2000-2004, Горулева М. 16.6.2004



Hosted by uCoz