АННА
МАНЬЯНИ - ANNA MAGNANI
1906
- 1973
Одна из
самых ярких, - а может быть, самая
значительная женская фигура в
итальянском послевоенном кино.
Родилась в Риме в 1906 г.; мать, почти
сразу после ее рождения уехала в
Египет, отец неизвестен.
Впоследствии Маньяни будет его
разыскивать, но оставит всякие
поиски, как только узнает, что его
фамилия была Дель Дуче. «Я совсем не
собиралась оказаться дочерью
дуче!» - с присущей ей иронией
скажет она впоследствии. Важнейшую
роль в ее воспитании сыграла
бабушка. В 15 лет она решает ехать на
поиски матери в Египет, но проживет
там всего лишь год, - это и послужит
для некоторых биографов основанием
считать, что актриса родилась в
Египте.
Оставив учебу в лицее, Анна поступает в школу актерского мастерства при Академии Св.Цецилии, одной из самых значительных в Риме, и с 1929 по 1932 гг. выступает в театральной труппе, которой руководит Дарио Никкодеми, путешествуя по всей Италии. В 1934 г. начинает выступать в кабаре братьев Де Редже, и в эти же годы начинает снимать в кино, но только на незначительных ролях. Это время так называемого кино «белых телефонов», в котором все – места, в которых разворачивается сюжет, персонажи, сценография – неправдоподобно. А Маньяни – настоящая, слишком низкого социального происхождения, чтобы воплощать неких отвлеченных женщин из этого сюрреального мира. Показать себя она может в театре, где ее таланта хватает и на роли комического плана, и на драматических и трагедийных персонажей. В это время она знакомится с режиссером Гоффредо Алессандрини, за которого в 1935 г. выходит замуж. Она много сил отдает созданию семьи, однако болезненная ревность актрисы, подкрепляемая частыми изменами мужа, приводит к развалу семьи. Алессандрини, к тому же, оказался человеком поверхностным и считал Анну чисто театральной актрисой. Только в одном своем фильме в 1936 г. («Рыцарство») он дает ей эпизодическую роль певицы и не сделает даже ин одного крупного плана. | |
Маньяни заметят
только когда кино «белых
телефонов» уступит место более
зрелому кино. С 1940 по 1944 гг. она
выступает в театрах-кабаре
вместе со знаменитым
итальянским комиком Тото, и
это, по утверждению историков
театра, были важнейшие
страницы итальянской
театральной эстрады.В 1941 г.
Витторио Де Сика пригласил
Маньяни на главную роль в
фильме «Тереза-Пятница», где
актриса впервые создала образ
женщины из простонародья,
привлекательный своей
непосредственностью,
темпераментом, искренностью
чувств. В 1940 г. Маньяни встречает актера , на девять лет ее моложе , - Массимо Серато. Она быстро в нем разочаруется, однако в результате этого недолгого романа в октябре 1942 г. У Маньяни родится сын Лука, которого она будет считать настоящим подарком судьбы. Из-за беременности она отказывается от съемок в фильме Л.Висконти «Наваждение» и продолжает играть роли женщин из простонародья вместе с Альдо Фабрици («Кампо де’ Фьори»). Вскоре сын тяжело заболевает, и судьба в очередной раз приносит в ее жизнь страдание. |
Поворот в
кинематографической судьбе
Маньяни наступает в 1945 г., когда
Роберто Росселлини и Серджо Амидеи
решают вывести кино из закрытых
студий, привести его к людям и
говорить о людях. Начинается эпоха
неореализма, и знаменитый фильм
«Рим – открытый город», съемкам
которого сопутствуют всевозможные
трудности, становится первым
крупным произведением этой новой
кинематографической школы. Фильм
рассказывает о совсем недавних
событиях нацистской оккупации
Рима, и Маньяни, ставшая символом
этой картины, считает эту свою
работу настолько тяжелой и
выстраданной, что впоследствии
откажется смотреть фильм.
После съемок и успеха картины Маньяни входит в кинематограф как актриса-символ новой школы. Она снимается постоянно, в эти годы выходят фильмы «Бандит»(1946), «Депутат Анджелина» (1947), «Мечты на дорогах» (1948), «Ассунта Спина» (1949). В 1948 г. она снимается в фильме Росселлини «Любовь», а в 1951-м Л.Висконти снимает ее в горькой комедии о матери, которая мечтает о карьере в кино для своей дочери, - «Самая красивая». Двумя годами позже Маньяни снимется у него в одном из эпизодов фильма «Мы , женщины». К значительным работам актрисы относится и картина «Золотая карета» (1953), снятая Жаном Ренуаром, хотя первоначально ее должен был снимать Висконти.
Маньяни в
эти годы – признанная, завершенная
актриса, таланту которой нет
равных. Она, однако, не сможет
удержаться от искушения поехать
попробовать свои силы в Голливуде.
И работа в Америке принесет свои
плоды. В 1955 г. она снимается в фильме
«Татуированной розе», сценарий
которого Т.Уильямс написал
специально для нее, а партнером
становится Б.Ланкастер. Маньяни
становится первой итальянской
актрисой, которая получает премию
«Оскар». После этого, вместе с
Э.Куинном, она снимется в фильме
«Дикий ветер»(1957), и вместе с
М.Брандо в «Змеиной коже» (1959).
Ностальгия
по Риму заставляет ее вернуться в
Вечный Город, где, однако,
американские успехи Маньяни, не
имели тех последствий, которых
можно было ожидать. Актриса
оказывается слишком «неудобной» и
требовательной, ее обходят
стороной режиссеры и продюсеры, -
она слишком значительная фигура
для достаточно провинциального
итальянского кино тех лет. В эти
годы она снимается в главной роли в
фильме «Сестра Летиция» (1957), создав
роль монахини-воспитательницы в
детском интернате. В картине «Ад
посреди города» (1959) она играет
заключенную женской тюрьмы.
В 1962 г.
Маньяни встречается с П.П.Пазолини
и снимается в его фильме «Мама
Рома». Ее интерпретация роли
проститутки, которая жертвует всем
ради спасения сына, замечательна,
однако отношения с режиссером
оказались не самыми простыми:
Пазолини опасается, что личность
Маньяни может довлеть над ним, а в
конце сама Маньяни заявит:
«Пазолини меня использовал».
В 60-е гг.
она снимает у Стэнли Крамера в
фильме «Тайна Санта-Виттории», и ее
последняя работа в кино –
появляется в кратком эпизоде – в
роли самое себя – в фильме
Ф.Феллини «Рим» (1972).
Последние
работы Маньяни в кино были сняты на
телевидении, которому до этих лет
актриса не доверяла. В 1970г. она
снимается в четырех фильмах у
режиссера Альфредо Джаннетти: «1870»,
«Шансонетка», «Встреча» и
«Автомобиль».
В сентябре 1973 г. Маньяни помещена в больницу, и в день ее смерти телевидение показывает фильм «1870» - единственный, который еще не был показан, так как предназначался для кинопоказа. Маньяни уже не сможет его увидеть, но его увидят миллионы зрителей, для которых Маньяни осталась символом женщины, настоящей, неподдельной, стремящейся к счастью; женщины-актрисы, полностью отдававшей себя зрителю, ставшей легендой.
© S.Loguich, 06.2001