АННА МАНЬЯНИ - ANNA MAGNANI

1906 - 1973

Одна из самых ярких, - а может быть, самая значительная женская фигура в итальянском послевоенном кино. Родилась в Риме в 1906 г.; мать, почти сразу после ее рождения уехала в Египет, отец неизвестен. Впоследствии Маньяни будет его разыскивать, но оставит всякие поиски, как только узнает, что его фамилия была Дель Дуче. «Я совсем не собиралась оказаться дочерью дуче!» - с присущей ей иронией скажет она впоследствии. Важнейшую роль в ее воспитании сыграла бабушка. В 15 лет она решает ехать на поиски матери в Египет, но проживет там всего лишь год, - это и послужит для некоторых биографов основанием считать, что актриса родилась в Египте.

Оставив учебу в лицее, Анна поступает в школу актерского мастерства при Академии Св.Цецилии, одной из самых значительных в Риме, и с 1929 по 1932 гг. выступает в театральной труппе, которой руководит Дарио Никкодеми, путешествуя по всей Италии. В 1934 г. начинает выступать в кабаре братьев Де Редже, и в эти же годы начинает снимать в кино, но только на незначительных ролях. Это время так называемого кино «белых телефонов», в котором все – места, в которых разворачивается сюжет, персонажи, сценография – неправдоподобно. А Маньяни – настоящая, слишком низкого социального происхождения, чтобы воплощать неких отвлеченных женщин из этого сюрреального мира. Показать себя она может в театре, где ее таланта хватает и на роли комического плана, и на драматических и трагедийных персонажей. В это время она знакомится с режиссером Гоффредо Алессандрини, за которого в 1935 г. выходит замуж. Она много сил отдает созданию семьи, однако болезненная ревность актрисы, подкрепляемая частыми изменами мужа, приводит к развалу семьи. Алессандрини, к тому же, оказался человеком поверхностным и считал Анну чисто театральной актрисой. Только в одном своем фильме в 1936 г. («Рыцарство») он дает ей эпизодическую роль певицы и не сделает даже ин одного крупного плана.
Маньяни заметят только когда кино «белых телефонов» уступит место более зрелому кино. С 1940 по 1944 гг. она выступает в театрах-кабаре вместе со знаменитым итальянским комиком Тото, и это, по утверждению историков театра, были важнейшие страницы итальянской театральной эстрады.В 1941 г. Витторио Де Сика пригласил Маньяни на главную роль в фильме «Тереза-Пятница», где актриса впервые создала образ женщины из простонародья, привлекательный своей непосредственностью, темпераментом, искренностью чувств.
В 1940 г. Маньяни встречает актера , на девять лет ее моложе , - Массимо Серато. Она быстро в нем разочаруется, однако в результате этого недолгого романа в октябре 1942 г. У Маньяни родится сын Лука, которого она будет считать настоящим подарком судьбы. Из-за беременности она отказывается от съемок в фильме Л.Висконти «Наваждение» и продолжает играть роли женщин из простонародья вместе с Альдо Фабрици («Кампо де’ Фьори»). Вскоре сын тяжело заболевает, и судьба в очередной раз приносит в ее жизнь страдание.

Поворот в кинематографической судьбе Маньяни наступает в 1945 г., когда Роберто Росселлини и Серджо Амидеи решают вывести кино из закрытых студий, привести его к людям и говорить о людях. Начинается эпоха неореализма, и знаменитый фильм «Рим – открытый город», съемкам которого сопутствуют всевозможные трудности, становится первым крупным произведением этой новой кинематографической школы. Фильм рассказывает о совсем недавних событиях нацистской оккупации Рима, и Маньяни, ставшая символом этой картины, считает эту свою работу настолько тяжелой и выстраданной, что впоследствии откажется смотреть фильм.

После съемок и успеха картины Маньяни входит в кинематограф как актриса-символ новой школы. Она снимается постоянно, в эти годы выходят фильмы «Бандит»(1946), «Депутат Анджелина» (1947), «Мечты на дорогах» (1948), «Ассунта Спина» (1949). В 1948 г. она снимается в фильме Росселлини «Любовь», а в 1951-м Л.Висконти снимает ее в горькой комедии о матери, которая мечтает о карьере в кино для своей дочери, - «Самая красивая».  Двумя годами позже Маньяни снимется у него в одном из эпизодов фильма  «Мы , женщины». К значительным работам актрисы относится  и картина «Золотая карета» (1953), снятая Жаном Ренуаром, хотя первоначально ее должен был снимать Висконти.

Маньяни в эти годы – признанная, завершенная актриса, таланту которой нет равных. Она, однако, не сможет удержаться от искушения поехать попробовать свои силы в Голливуде. И работа в Америке принесет свои плоды. В 1955 г. она снимается в фильме «Татуированной розе», сценарий которого Т.Уильямс написал специально для нее, а партнером становится Б.Ланкастер. Маньяни становится первой итальянской актрисой, которая получает премию «Оскар». После этого, вместе с Э.Куинном, она снимется в фильме «Дикий ветер»(1957), и вместе с М.Брандо в «Змеиной коже» (1959).

Ностальгия по Риму заставляет ее вернуться в Вечный Город, где, однако, американские успехи Маньяни, не имели тех последствий, которых можно было ожидать. Актриса оказывается слишком «неудобной» и требовательной, ее обходят стороной режиссеры и продюсеры, - она слишком значительная фигура для достаточно провинциального итальянского кино тех лет. В эти годы она снимается в главной роли в фильме «Сестра Летиция» (1957), создав роль монахини-воспитательницы в детском интернате. В картине «Ад посреди города» (1959) она играет заключенную женской тюрьмы.

В 1962 г. Маньяни встречается с П.П.Пазолини и снимается в его фильме «Мама Рома». Ее интерпретация роли проститутки, которая жертвует всем ради спасения сына, замечательна, однако отношения с режиссером оказались не самыми простыми: Пазолини опасается, что личность Маньяни может довлеть над ним, а в конце сама Маньяни заявит: «Пазолини меня использовал».

В 60-е гг. она снимает у Стэнли Крамера в фильме «Тайна Санта-Виттории», и ее последняя работа в кино – появляется в кратком эпизоде – в роли самое себя – в фильме Ф.Феллини «Рим» (1972).

Последние работы Маньяни в кино были сняты на телевидении, которому до этих лет актриса не доверяла. В 1970г. она снимается в четырех фильмах у режиссера Альфредо Джаннетти: «1870», «Шансонетка», «Встреча» и «Автомобиль».

В сентябре 1973 г. Маньяни помещена в больницу, и в день ее смерти телевидение показывает фильм «1870» - единственный, который еще не был показан, так как предназначался для кинопоказа. Маньяни уже не сможет его увидеть, но его увидят миллионы зрителей, для которых Маньяни осталась символом женщины, настоящей, неподдельной, стремящейся к счастью; женщины-актрисы, полностью отдававшей себя зрителю, ставшей легендой.

 


© S.Loguich, 06.2001


Белорусский каталог BelRus

Hosted by uCoz