КОТОРЫЙ ЧАС ? (реж. Этторе Скола)
C H E O R A
E'? (Ettore SCOLA)
___________________________________________________
Марио и Витторио Чекки Гори
представляют:
фильм Этторе Сколы
Марчелло Мастроянни и Массимо Троизи
в фильме
«К О Т О Р Ы Й Ч А С»
с участием Анн Парийо
Оригинальный
сюжет : Этторе Скола
Сценарий: Этторе
Скола, Беатриче Равальоли, Сильвия Скола
- Значит, вы мне
сказали 120 тысяч?
- Ваш мешок!
- Сейчас,
извините.
Композитор:
Ормандо Тровайоли
Оператор: Лучано
Товоли
Художник по
костюмам: Габриэлла Пескуччи
Монтаж: Раймондо
Крочани
Директор картины:
Франко Кремонини
Продюсеры: Марио
и Витторио Чекки Гори, студия «Эль»
- Мы даже не
получили. ну так что нам делать? Послушай, шеф...
- Кофе готов. А
вот и граппа.
- А с мятой у вас
есть?
- Нет.
Совместное
производство с фирмой «Гомон» (Франция)
Режиссер-постановщик:
Этторе Скола
- Микеле! Микеле
!
- Папа!
- Как здоровье?
- Не жалуюсь. Лет
много, я один, и надо жить то, что отпущено временем.
- Ты прямо парнем
кажешься !
- Три парня стали
одним!
- Так если им
хорошо вместе, так какая тебе разница?
- А у тебя,
вижу,все хорошо! Посмотри ты! Ну-ка, ну-ка!
- Послушай, куда
можно пойти присесть? Я должен отдать тебе подарки от мамы и от Паолетты. Эта
сумка будто из свинца.
- Так дай ее мне!
Послушай, машину где ты поставил?
- Нет , я приехал
на такси.
- От вокзала сюда
500 метров.
- В точности 103
километра.
- Ты из Рима
приехал на такси?
- Да. Я собирался
приехать на поезде, но когда ехал на такси на вокзал, я себе сказал:
забастовки, опоздания, а то отправят в вагон для некурящих...
- Я знаю, как ты
делаешь, - одним словом, ты приехал на такси.
- Слушай, а ты не
слишком легко оделся?
- Нет , ведь не
холодно. Слушай, а мама? Она говорила, что тоже приедет с Паолеттой.
- Семейство
Брамбилла сейчас в отпуске. Я посчитал, что так лучше. В общем , хотелд побыть
немного наедине с тобой, понимаешь? Поговорить... Почему, я это плохо сделал?
- Наоборот, мне
это очень приятно, ты очень хорошо сделал.
- Ты знаешь,мы
уже сто лет не видимся.
- Да, знаю, с
того раза, когда я сам преизжал в Рим.
- Да-да. ПОчему
бы нам не поговорить? Я ведь тебя знаю. Тебе хватает разговоров с мамой.
- Я им звоню...
Ты не начинай! Когда я им звоню домой, мне говорят, что тебя нет или ты плохо
себя чувствуешь...
- Ты всегда
звонишь, когда меня нет.
- То есть?
- Да, я знаю,
знаю. Ты как с неаполитанкой поговоришь!
- Неаполитанка
всегда дома, а тебя никогда нет. Когда раз, когда звоню, спрашиваю: Папа дома?
- Нет, папы нет. Папа дома? - Папы нет.
- Папа работает!
- Так работай
меньше.
- Да, тебе это
кажется просто. У каждого итальянца есть какая-нибудь тяжба...
- У каждого
итальянца?
- Потому всего 50
миллионов тяжб, подумай-ка!
- 50 миллионов
тяжб, ничего себе - и все должен решать ты?
- Ну, я...
- 50 миллионов
тяжб - и все на тебя! Когда тебе будет кто-нибудь звонить, скажи: вы лишний,
ведите себя лучше!
- Послушай-ка: а
кто из двух неаполитанок сказал тебе попрекнуть меня: твоя мать или
сестра-аптекарша?
- Никто...
Собственное размышление.
- Ты понял?
- Я никогда не
заказывал какую-нибудь машину.
- Какую-нибудь?
Очень определенную, самую последнюю модель «Ланча», самую высокую позицию в
прейскуранте. Сначала я как-то подумал о «Мерседесе-300 Купе», а потом сказал
себе: это немного слишком для засранца, извини за термин!
- «Мерседес-Купе»
- это не такая, как у тебя?
- Да, вот именно.
Потому я немного засранец! Но есть и другой сюрприз.
- А мы разве не
говорили, что только один, папа?
- Это вообще-то
не сюрприз, а только наметка сюрприза. Порта Пинчана, слева - Вилла Боргезе,
едешь вперед, к ларго Спинелли, и что видишь?
- К ларго
Спинелли, что же я там вижу? Море машин, на ларго...
- Там, на углу!
Верхний этаж, прекрасное место для тебя!
- Верхний этаж?
- Да! Смотри, ты
живешь наверху и...смотришь вниз!
- Да почему
верхний этаж? Для меня? Почему?
- Чтобы принимать
клиентов в обстановке...
- Какие клиенты?
У меня что, совместное предприятие? Я получил диплом филолога, откуда у меня
клиенты?
- Нет, но ты там
живешь спокойно, нет шума... Чтобы читать, писать. Если б у меня такое было,
когда я с братом должен был спать всегда в коридоре! «Открой раскладушку,
закрой раскладушку»! - Да какая раскладушка! - Подумай, это для тебя уникальная
возможность, перед тобой - Рим у твоих ног!
Да понимаешь ли
ты: море зелени! Как будто у тебя деревенский дом - и в трех шагах от Пьяцца
дель Пополо. Я уже договорился о встрече с нотариусом Ди Туллио, и как только
ты вернешься в Рим, мы подпишем договоренность. Ты доволен?
- Да, да, я
доволен. Куда уж лучше, наоборот...
- Знаешь, что я
забыл? Там у тебя есть и стоянка для машины.
- Стоянка для
машины, машина! Папа, у меня даже прав нет! Что я...
- Так вот тебе
случай, чтобы их получить. Я знаком с инженером Барточини с курсов вождения.
- И с ним ты уже
назначил встречу?
- Ну, хватит
телефонного звонка.
- Конечно, хватит
звонка!
- Скажи-ка, а
тебе нравятся сирены?
- Зависит...
Иногда они грустные, иногда веселые, зависит как будто от настроения.
- А вот эта как
тебе показалась?
- Эта очень
грустная. А по-твоему?
- А мне... мне не
очень нравятся сирены. Они мне напоминают войну, ты знаешь. Воздушную тревогу,
бомбардировку, комендантский час. Когда звучала сирена, надо было бежать в убежище.
В коридоре, у входной двери, постоянно стояла сумка со всем уже готовым: там
были свитера, вода, кофе - ячменный кофе, одним словом, или каркаде /цветочный
отвар/. А моя мать всегда кричала, есть ли пакет с драгоценностями в этой
сумке. Знаешь, что в этом пакете было? Шесть серебряных ложечек, всего-навсего!
Надо было бежать в убежище, которое... Ты меня должен остановить, потому что я
до вечера могу рассказывать!
- Жалко, однако!
- Чего жалко?
- Жалко, что была
война, что были фашисты, немцы... Потому что если бы нет, то это наверняка было
бы хорошее время. Хорошее, что в нем жить. Вот это , например, эти шесть
серебряных ложечек имели свою ценность: их использовали в особых случаях, чтобы
помешивать кофе в чашках хорошего сервиза. А в другие дни использовались ложки
второй категории, которые этого и не знали. И эти серебряные ложки были важны,
чувствовали себя... Были важны и для бабушки, которая хотела спасти их от
бомбардировки, как хотела спасти тебя и дядю Умберто, - понимаешь? Дело в том,
что сегодня нам нужно все больше, потому что то, что имеем, принимается в
расчет все меньше.
- Не было это
хорошее время, поверь мне, лучше сейчас,чем тогда. Почему, тебе не нравится?
- Конец
двадцатого столетия?
- Да.
- Тебе он кажется
красивым?
- Красивым! Это конец
столетия! Как и каждый конец столетия.
- Почему? Какой
обычно конец столетия?
- Микеле, откуда
я знаю? Не знаю, какой. А этот мы знаем.
- Ну да.
- Эй, Микеле!
Вперед, «Морские коньки»! Вот эта штука подойдет к купальному халату!
- Эй, не забудь
мне принести кроссовки с высокой платформой, с колючками!
- Это твои
друзья?
- Да.
- Правда, что вы
возите в море мороженую рыбу, размораживаете, привозите потом сюда и продаете
ее как свежую?
- Это мой отец.
- А! Увидимся,
Микеле.
- А, играешь в
футбол! Молодец, преподаватель, хоть немного ошибешься. Послушай, расскажи-ка
мне, расскажи, вы - «Лошадки»...
- Морские.
- Да. А тебе, что
тебе показывали этот узел, это вроде ваши соперники?
- Ну да.
- И завтра будет
матч?
- У нас «дерби».
- А, ну так
расскажи. И как они, толковые? в общем, друзья,хорошо играют?
- Довольно
хорошо, в общем.
- Микеле, извини,
но ты, когда нужно о чем-то говорить, - о чем угодно: о ложках... А мне ничего
не рассказываешь? Мне хотелось бы знать, чем ты занимаешься, как проводишь
время, о чем думаешь. «Да», «нет», «может быть», «конечно»... одним словом,
пусть бы мне расказал что-нибудь...
- И что я тебе
расскажу? Видимся по воскресеньям, играем матч - вот и весь рассказ. А потом,
если мы еще и друзья, то после фразы про мороженую рыбу -не знаю, поэтому...
- Есть тут бар
неплохой поблизости ?
- Нету.
- Тогда пойдем
отсюда. Мне надо еще и позвонить.
- По работе?
- Да, надо
назначить встречу с одним новым клиентом.Не знаю, что делать, чтобы от него
освободиться. Ты раньше мне говорил, но иногда ты ведь можешь и сказать кому-то
«нет»?
- Конечно.
- Я должен был
брату сказать нет, чтобы он не приводил
этого подлеца Антонацци.
- А что такое?
- Он был замешан
в скандале о взятках в больницах. Все та же история. Я б его в тюрьму отправил,
вместо того чтобы защищать.
- «Я б его в
тюрьму послал»! Так почему, почему ж ты согласился?
- Почему почему?
Потому что должен был согласиться! Ты же знаешь моего брата. «Прошу тебя, это
друг, надо ему помочь, он в беде». Все та же история с родственниками: всегда
находится кто-нибудь, кто тебе жизнь усложняет! Понимаешь? ...
- ...больше
ничего сделать было невозможно, дошло до 0,020. Прекрасно, тогда совет должен
потребовать представление нового проекта.А чтобы представить новый проект, мэр
дал нам 30 дней. А проект этот можно было набросатьза 3 дня... Тракеджани на
это потратил год, чтобы все изучить, и
пока он изучает, появляется другое постановление по области, которое такое
позволяет, вместо того, чтобы рассматривать дела, представленные раньше
предыдущего постановления, и я ожидал, что
это будет обычная конторская процедура. Так нет же: посылают еще одно
письмо, где говорится: нет, вы сами должны делать запрос на предмет военной
службы...
- Как у тебя дела
с Грацией?
- Кто такая
Грация?
- Это ведь твоя
девушка?
- Глория.
- А я что сказал?
- Грация.
- А, потому что есть
еще одна Грация.
- Да так, мы
разошлись, еще до того, как я ушел в армию.
- Я не знал.
Может, ты маме это говорил.
- Нет, нет, я
этого еще не говорил никому. Ты первый, кому я это говорю.
- Может, так оно
и лучше. Семья неправильная, родители не живут вместе, - я думаю, что не твоя
это была девушка, и хорошо сделал, что с нею расстался.
- Если по правде,
то это было не мое решение, она сама. Мы расходились сто раз, понимаешь,
ругались постоянно, и если честно, то она ругалась со мной. Да и я тоже, в
общем, я тоже хорош, - замкнутый, у меня всегда сомнения, никогда не могу
решиться, ничего не могу выбрать...
- Нет, нет, ты не
нерешительный, ты размышляешь, - это другое.
- И все же, я для
нее слишком много размышлял. Она была слишком поспешной для меня, да даже и не
очень. По-моему так было хорошо как было. Но факт в том, что она уехала,
переехала в Милан. «Ритм жизни мне здесь ближе», - так она мне написала. Лучше
так, потому что... у нее есть и другой парень, поэтому...
- Так она времени
не теряла? Как только вы разошлись, она сразу..?
- Он у нее был и
раньше, когда встречалась со мной.
- А когда ты это
обнаружил?
- Как открыл? Она
мне это сказала. «Ты знаешь, у меня есть другой...» Нет, в этом она была
искренняя, я ее не виню.
- ...такое уже
было, и надо было наказывать. Такой был случай с Арроста.
- Этой случай с
Арроста осложнил дело, я представил запрос комиссару...
- Есть тут
«Ренц»? «Рента-кар»? Прокат машин?
- Не думаю, что
здесь есть.
- Я отвезу тебя
на обед к Армандо, в Порто Санто-Стефано. Хочешь?
- Официант,
сколько с нас?
- ...то, что
касается офицеров медицинской службы расквартированных частей, - вы знаете, что
они сейчас заменили офицеров, которые были когда-то...
- Нет, ты должен еще
позвонить.
- Не хочу я
сейчас. Потом, позвоню потом.
- Нет?
- Ты знаешь, у
них есть фирменное блюдо: перец, фаршированный макаронами со специями
(«алларрабьята»). Но самое лучшее - овощное рагу: это суп с макаронами,
фасолью, чечевицей, горохом, соей и бобами, а сверху моллюски. Тебе не
нравится?
- Нет-нет.
- Одним словом,
не поедем.
- Нет, почему?
Наверняка у них будет что-нибудь и полегче, - не дают же они всем одно и то же?
- Да! Но смотри:
туда час езды. А если вдруг закрыто? А я сейчас хочу есть.
- Но не из-за
меня, я...
- Нет-нет, из-за
меня, захотелось мне что-то, действительно. Слушай, ты обычно где питаешься?
- В казарме, я на
это никогда не обращаю внимания... А то есть еще ресторан на вокзале.
- Если сможем
как-то избежать ресторана на вокзале, то будет лучше. Ну ладно, какой-нибудь
ресторан найдем. Микеле, ты заметил, что только в провинции сейчас можно
услышать, как кто-нибудь свистит? В больших городах, в Риме, никто больше не
свистит. А ведь когда-то свист был особым языком. Я и мой брат Умберто не
одевались как моряки, но свистели как заправские пастухи. А потом еще так
делали, с четырьмя пальцами во рту. Я так и не научился. Молодец! И где ты это
выучил?
- Да я это всегда
делал.
- Потом, Микеле,
самым шиком была «сурдинка»: например, когда видишь красивую девушку, которая
идет перед тобой, и хочешь дать ей понять... для этого был такой глухой свист,
шипение...
- Посмотри,
посмотри туда, на этого офицера! Не туда, вон туда, - это капитан Коккио. С
этим твоим свистом! Ты видел, как он повернулся, когда ты «сурдинку» сделал?
- И что эта
«сурдинка»? Он что, немного..?
- И это тоже. Он
нас видел.
- Нет, нет. Идем,
идем. Послушайте, из рыбы что у вас есть?
- Все что
хотите! И так и сяк!
- И все свежее?
- Все хорошее!
И так и сяк!
- Что это?
- Да ничего,
маленький подарок.
- Еще? Еще
подарок? Да что это сегодня? Что здесь?
- Сюрприз.
- Ах да, сюрприз!
Какой-нибудь кварцевый радиобудильник, по японской технологии, с механизмом на
жидких кристаллах, - что ты еще тут придумал?
- Разорви бумагу,
разорви.
- Так ведь
испортится бумага! Ну ладно. Нет! Дедушкины часы, с паровозом сзади! Мамма миа!
Прекрасно! Я помню, помню еще, как каждые две минуты спрашивал у дедушки:
Дедушка, который час? Дедушка, который... Потому что мне нравилось, как он их
вытаскивал из карманчика.
- Когда ты был
болен, он разрешал тебе держать их, и ты тогда соглашался делать уколы.
- Как они
открывались? Не помню. Внутри все было написано по-английски, посмотри. А,
по-французски, по-французски. Красивые. Но мне жалко, что ты должен и ними
расстаться и отдать их мне, - это часы твоего отца. Пусть они будут у тебя, мне
жалко, правда. Для меня все равно.
- Я бы хотел,
чтоб они были у тебя.
- Клянусь тебе,
клянусь, что я буду доволен, если...
- А я настаиваю,
чтобы ты их взял .
- Действительно?
- Да!
- Ну, тогда я их
себе пристрою.
- Да. Посмотри,
идут ли. Который час?
- Пять минут
второго.
- Прекрасно! Да,
эти часы не совсем под джинсы, но в общем...
- Какая мне
разница!
- Извини, который
час?
- Который час?
Шутишь? У меня время спрашиваешь, раз у меня... Ты посмотри... Час, пять минут
и 32 секунды.
- Спасибо.
- Пожалуйста,
когда вам нужно - когда кому-нибудь нужно, - я при часах. Время? Пожалуйста:
час 3 минуты и 53 секунды. Пожалуйста, если вам нужно, знайте, что я... Мамма
миа, я рад, ты знаешь. Это прекрасный подарок, папа.
- Одним словом,
тебе приятнее часы, чем «Тема-Турбо» на 16 клапанов.
- Да кто это
сказал? Хорошо. Я очень рад.
- Я тоже рад.
Слушай, нас тут случайно не приняли за парочку из прихода капитана Коккиа?
- Из прихода...
Да ты на этом зациклился! Не так это, не так, хоть этот капитан и прилипчивый.
- Он еще и
прилипчивый! Спасибо, я уже договорился с поваром, дайте мне меню вин.
Принесите нам полусухое.
- Я так гордился,
когда был маленький: у меня был дедушка, который водил поезда! Для меня это
было... Ты помнишь, когда мама получила место преподавателя в Неаполе, и я там
был с теми дедушкой и бабушкой, - я об этом рассказывал, всем детям: мой дед из
Рима - железнодорожник, - знаешь, так сказать...мой дед из Рима - железнодорожник.
А дед из Неаполя всегда меня поправлял: не железнодорожник, а служащий на
железной дороге. Мамма миа! Однажды вечером у нас был некий профессор Нарделла,
который... И ты знаешь, я был маленький, и чтоб только сказать об этом всем, -
прихожу туда ( и дед с бабкой там были) - прихожу туда и говорю: Вы знаете,
профессор, мой дед из Рима - потом думаю: кто? служащий жел. дороги, потом все
перепуталось, я говорю: служащий на паровозах. Обдурил... Мамма миа,
неаполитанский дедушка метал молнии в мою сторону, - ты же знаешь, какой он
был.
- Да, хорошо.
- Он был такой.
То есть, я помню, что он был зациклен на фамилии: он был Де Фонсе. Он приходил
в школу, приходил разговаваривать с моими учителями, каждый день приходил
спрашивать прежде всего...
- Наверное, если
ему делать было нечего...
- Каждый день:
как у Микелино идут дела, как у Микелино дела? И как у Микелино идут дела? Идут
себе и идут. И потом, когда уходил, говорил: пока, Микелино, помни, что ты Де
Фонсе. Мамма миа, я готов был его убить, когда он это говорил!
- Как у многих
неаполитанцев испанского происхождения.
- Да еще и перед
всеми моими друзьями, понимаешь?
- Хорошее,
оставьте.
- И надо мной
потом смеялись, когда была перекличка, кричали: Ридосси - что значит
«уменьшенный»( сниженный, заниженный), тогда все ребята начинали кричать: г-н
преподаватель, не забудьте, что это из семейства Де Фонсе.
- Да. Он был
неплохой человек, но со своими понятиями. Когда мы с мамой обручились, он в
Риме запрашивал сведения обо мне о и моей семье через карабинеров.
- За наше
здоровье!
- За наше
здоровье!
- Вам в казарме
вино дают?
- Нет, - то есть
да, только по выходным, в субботу и воскресенье.
- Нам и в
воскресенье не давали. Но когда приходило время обеда и все стояли в очереди с
котелками: па-па-па «Суп готов, суп готов, идите есть». А отбой как играли?
Нет, это на увольнение! «У кого обувь начищена, тот может выходить!» А отбой
как играют, Микеле?
- Что ж мы, весь репертуар должны вспомнить, ты
шутишь ,что ли? Какая разница?
- Понятно!
Военнослужащего можно сразу вычислить, даже если он в гражданском.
- Нет, я ж не...
Конечно, если рядом отец, который начинает наигрывать за столом...
- Когда я служил
в Риме, в «Макао» - в казарме «Макао», - был у нас один трубач с Сардинии,
какой-то Порку, Джезуино Порку, маленький, черный. Когда он разговаривал, мы
ничего не понимали. Но когда играл на трубе, ты знаешь,это была музыка.
- Музыка? Играл
на трубе - и была музыка?
- Да, да, музыка.
Нет, я хочу сказать, что он играл с чувством, деликатно (нежно). А как ваш?
- Кто?
- Трубач.
- Трубачей больше
нет!
- Нет больше
трубачей?
- Нет! Сейчас на
кассете: когда нужно, приходит дежурный офицер, и в зависимости от того, что
нужно, ставит кассету - и слышно по всей казарме.
- Я понял. Как в
церкви: звонаря, который звонит в колокола, тоже больше нет, теперь священник
ставит кассету.
- Да, то же
самое.
- Кошмар
(ужасно)! Ужасно до крайности. Что такое?
- Ничего. Ты
сказал: ужасно до крайности.
- И что?
- Ты уже так
давно этого не говорил - а был еще один период, когда ты это говорил очень
часто, - я подумал...
- Что ты подумал?
- Ничего, я
подумал, что... что ты снова увидел...
- Кого?
- Что ты увидел
того человека, от которого ты научился этому выражению, такому молодежному,
совремнному, которое у тебя иногда появлялось... Ну, папа, ты ведь понял, о ком
я говорю!
- Нет, нет-нет!
Нет, я не понял.
- Ну ладно,
оставим. В любом случае, трубача больше нет, есть только...
- Нет, я не
понял. Кого это я должен был увидеть?
- Да никого.
- Какого
человека? Смотри, ведь у меня нет времени, чтобы с кем-то встречаться. Вот тебе
пример: сегодня утром, чтобы сюда приехать, я отложил с десяток деловых встреч.
- Значит, плохо
сделал. Не надо было их откладывать.
- Да, да, ты
прав, я плохо сделал.
- «Ты прав, я
плохо сделал»...
- Ну да, вы
всегда готовы замечать, подозревать, судить!
- Да кто
подозревает, кто судит, папа? Если ты такое делаешь, делай, - это все твои дела
и ты их решаешь как хочешь...
- Да-да! Как
будто я вас не знаю! Вы всегда готовы взвешивать слова. «Ты сказал: ужасно до
крайности!» Ну да, я всегда так говорил!
- Ну ладно,
ладно, хватит. Оставим это. Хорошо?
- Да-да! не
хорошо, не хорошо! «Ужасно до крайности»! Да, я так говорю, когда мне хочется,
понял? Где хочу и как хочу! Ужасно, да, ужасно, и вы, официант, вы тоже ужасны!
Притяного аппетита.
- Тебе тоже.
- Спасибо. Ну
ладно, ладно, я с нею увиделся снова. Она сейчас тоже адвокат. Ей сейчас лет
сорок, счастливая мать троих детей.
- И она все еще
говорит «ужасно до крайности»?
- Не знаю.
- Как говорится,
вот вам и семиология (скрытое значение): по языку отца оказалось понятно, когда
его повело в сторону, - или что он снова встретил ту, с которой его когда-то
повело в сторону, а?
- Я ее иногда встречаю в суде. «Привет! Ты хорошо
выглядишь!» «Да и ты неплохо». «Пока!»«Пока!» Помнит ли она еще что-нибудь?
- Зато ты еще
помнишь!
- Кто, я? Я
никогда ничего не помню. Трудно найти человека более одурелого, чем я. Ты все с
соской во рту, сосунок! Ну так ешь, черт бы тебя побрал, извини за выражение!
Возвращаясь к войне - это всегда веселая тема, - «Шутц» - комендатура, был как
раз там, на улице Тассо, 30 метров от нашего дома. Там пытали политзаключенных,
и мы с братом Умберто постоянно видели, как приезжали эти грузовики и выгружали
эти людей, которых они потом загоняли за проволоку. Был один чесальщик шерсти,
который приходил к нам на дом перетряхивать матрасы. Это был старичок
маленького роста, и когда он садился на свои козлы, чтобы чесать шерсть, было
смешно, потому что был как ребенок на деревянном коне. Ну так вот, однажды
вечером мы с братом увидели, что среди политзаключенных выгрузили и ребенка.
Видно было плохо, потому что уже темнело, но на следующее утро, когда проходили
около магазина этого чесальщика, на улице Контеверде, мы увидели, что ставни
были закрыты и была надпись: Магазин еврея. Закрыт по распоряжению немецкого
командования. Но лучше поменяем тему.
- Ты говоришь:
одурелый, одурелый, - но когда нужно, память у тебя хорошая.
- Только когда
разговор идет о немцах.
- Что это? Это у
тебя?
- Да. Таблетки.
Черт, никогда не слышу! Начинаю глохнуть. Стоп!
- Японские?
- Да, японские.
Надо принять еще и за утро, что я забыл. Одна, две, три.
- Запиваешь
ликером (горьким)?
- Чтобы внутрь
забросить.
- Да, внутрь
забросить! Лекарства надо водой запивать, папа. 485 кв.метров.
- Однако!
- Конечно, это не
Национальная библиотека на Кастро Преторио, но фонды хорошие, очередей нету, -
если сказать честно, так вообще никогда никого нету, но...
- И ты туда часто
ходишь?
- Когда иду в
увольнительную, на то время, что у меня есть.
- Увольнительная
здесь! Да, захолустный этот городок.
- Захолустный!
То, что есть.
- Микеле, так ты
все время один?
- Нет! Почему?
- Ну, кроме
футболапо воскресеньям с этими «чайками»...
- ...с «морскими
коньками».
- ...с «морскими
коньками», - я говорю, ни с кем никогда не встречаешься? По вечерам, например,
после отбоя, о чем ты думаешь? Что, может, в депрессию впадаешь?
- Да какая
депрессия, папа? Не волнуйся, здесь за все время не было ни одного самоубийцы
от военной службы.
- Слава Богу!
- Я иногда захожу
сюда к людям, которых знаю, - есть тут одна девушка и синьор Монауди, учитель
начальных классов, на пенсии, - это настоящий персонаж, папа! Он сам по себе
зрелище, даже физически: большой крупный нос, высокого роста, потом у него еще
и тик, нервный тик, и он, когда ходит, все время делает вот так. Вроде говорит:
пошли туда, а на самом деле это просто тик. Какой человек! Мы с ним придумали
одну игру, игру для памяти, по знаменитым фразам литературных персонажей.
Допустим, я прихожу сюда и говорю ему, в упор, без... «Вы пообедали?» - кто это
сказал? А он отвечает: Клелия Конда -
Фабрицио дель Дон, заключенному башни Фарнезе; «Пармская обитель», Стендаль,
1839.
- Это интересно!-
- Да, но трудно,
это же не...
- Но выигрываешь
ты?
- Какое я? Он
молодец, он подготовлен, - иногда я, иногда он, постоянная борьба. А потом, я
думаю, он ведь находится тут, а я в казарме, и он в это время все повторяет,
потому что знает все!
- Ну да, конечно,
пользуется случаем.
- А вчера он меня
надул: только прихожу, он вдруг спрашивает: «Брат! Я чист, как будто только что
вышел из тела матери!» Кто это сказал?
- Чапарелло да
Прато прозванный Серчапеллетто: «Злой человек грешит столько, сколько остальные
никогда!» - После ложного признания на смертном одре был возведен в ранг
святых.» «Декамерон» Боккаччо, 1350 год.
- 1350 год,
совершенно верно. Точно, прямо как... Откуда?
- Повторил
сегодня утром в такси, пока сюда ехал. Микеле, я читал «Декамерон».
- Я верю, что ты
читал «Декамерон», - но помнить точно, что это сказал Чапарелло да Прато, «злой
человек грешит...», слово к слову, все точно, что дальше будет, если так
пойдет... И все совершенно точно... Это действительно было... Тебе бы надо с
ним играть! Какая у тебя память, мамма миа!
- Пойдем, мне
надо позвонить тому человеку. Есть тут где-то телефон?
- Там есть киоск,
сзади.
- К сожалению, я
не могу. Но адвокат Айелло прекрасно подходит для защиты, - я бы сказал, что
даже лучше, чем я, потому как у меня и без того уже много (судебных) дел.
Поэтому синьор Антонацци должен быть очень доволен. Если хотите, можете
позвонить Айелло от моего имени. Нет, нет, не надо, чтобы Антонацци звонил мне
в контору, меня там все равно нет, я все время в разъездах. К тому же, вы
знаете, мое решение окончательно, мне очень жаль. До свидания.
- Ты его не
будешь защищать?
- Нет.
- Молодец!
- Да какой
молодец! Посмотрим, что скажет Умберто.
- Да что скажет
Умберто? По-моему, ты хорошо сделал. Я доволен, правда . Очень рад...
- Я ему сказал:
«У меня нет времени».
- Молодец,
молодец! Как ты ему сказал?
- Я сказал: «Мне
очень жаль, у меня другие планы».
- Молодец,
молодец!
- Ты на меня
одышку нагонишь!
- Папа, подойдем
сюда! Залезай, залезай!
- Нет, ты что!
- Давай, давай,
залезай!
- Готов? Поехали!
- В моем
возрасте! Это смешно!
- Почему смешно?
Да и кто тебя видит, кто тебя тут знает? Мне эти карусели нравятся.
- Микеле, эти
карусели очень забавны и мил, но если б ты видел в Америке, какой-нибудь
Дисней-ланд, луна-парк, большой, больше города! Там самолеты, вертолеты,
подводные лодки. Прямо с ума сойти, ты знаешь. Там даже гостиницы, потому нужно
три-четыре дня, иначе ничего не увидишь. Одним словом, мне казалось, что схожу
с ума. Америка - фантастическая страна, все там гранидозно, огромных размеров.
Видишь ли, там приветсвуют всякую ининциативу, потому что они уму придают
большое значение. Молодая страна, современная, - вот, например, для тебя, ты
хочешь стать писателем , -для
тебя это как раз подходящая страна!
- Почему? Я разве
хочу стать писателем? Я не хочу быть писателем!
- Как не хочешь
быть писателем? Когда я хотел тебя записать на юридический факультет, твоя мать
мне сказала: «Нет, он хочет на филологический в Неаполе». А ты мне сказал:
«Папа, я хочу стать писателем».
- Я тебе сказал:
«Папа, я хочу стать писателем»?
- Ну да, ты мне
это сказал!
- Может, потому
что я не хотел быть адвокатом, иногда говорил такое.
- Я сейчас не
хочу настаивать, но в том, что ты мне сказал сегодня утром, про эти чайные
ложечки, есть образ, есть глубокая мысль. Да смотри, ведь в такой теме есть
красота, Микеле! Ты умен, ты это разовьешь, потом приезжаешь в Нью-Йорк , в
институт журнализма и коммуникации (средств массовой информации), заканчиваешь
трехмесячные курсы. С твоими качествами, ты понимаешь, какую карьеру ты можешь
себе сделать? Сейчас у тебя кончается военная служба, можно об этом поговорить,
приезжаешь в аэропорт Кеннеди, - уже там красота! Толпа, суета, хаос - там
живет мой приятель, адвокат Стайнер, он ждет тебя там, в аэропорту, с табличкой
«Ридосси»... Ты ведь и по-английски говоришь?
- Нет, я не
говорю по-английски.
- Да как же, я же
слышал!
- Да, но это
было...
- ...ты говорил
по-английски!
- Наверное, на
неаполитанском, я по-английски никогда не говорил .
- Ну ладно, еще и
лучше, ты там проходишь трехмесячные курсы «полного погружения», день и ночь
без перерыва. Потому что, Микеле, это страна, где остановок никогда нет, и
ночью все открыто: театры, кино, универмаги. Бегом, бегом, галопом! Там
динамика, творчество, магнитная энергия. Вставляешь ключ в скважину - оттуда
искры, к примеру, чтоб сказать тебе, какое возбуждение, какое напряжение витает
в воздухе! ОДним словом, ад! Тебе очень понравится. А? Что ты об этом скажешь?
- О чем?
- О таком
отпуске!
- Да, это отпуск,
папа!
- О нет!
- Кто знает...
Что такое?
- Все
волосы...Смотри, еще и это!
- Будем
надеяться, что хорошо получилось.
- Возьми, уже
прошло десять секунд. Подожди, подожди.
- Это ты!
- Это?
- Ты какую
хочешь?
- Я возьму вот
эту.
- Точно?
- Нет, вот эту. А
это пусть остается у тебя.
- Я так и знал.
- Здесь я будто
упал в обморок.
- Микеле,
посмотри сюда. Хорошая обувь!
- Эти? - Эти!
- Мне не нужны!
Нет! И ему тоже не нужны, у него их миллион! Я не хочу, мне не нужны! Вот! О
себе думай! Не хочу!
- Ладно! Хорошие,
правда? Модель «Дуилио».
- Очень желтые.
- Ну да,
английский желтый цвет, в этом весь шик. Микеле!
- Что?
- Вот она! Как
твоя! Только что твоя «Турбо», серого металлического цвета, смотри! Одинаковая!
Посмотри!
- Большая!
- Да-да, большая!
- Я себе
представлял поменьше то, что ты мне купил.
- Ах да, как те,
что в пасхальных яйцах!
- Нет, но не
такую...
- Понятно. Не
нравится?
- Да, она
красивая, но...
- Но что?
- Не знаю, папа.
Все эти подарки, такие крупные (большие): квартиры, машины, так неожиданно...
Если бы ты мне раньше об этом сказал, если б со мной поговорил, если б ты мне
намекнул...
- Прости, если б
я тебе сказал об этом раньше, то это не был бы сюрприз!
- Не знаю. Может
быть, сюрпризы вообще делать не стоит. Да не делай такое лицо, - разве я говорю
что-то ?
- Нет-нет, видишь
ли: ты прав. Ты прав! Я впал в дурной вкус и взял тебе эту дрянную машину,
нашел тебе квартиру на верхнем этаже в одном из самых некрасивых кварталов
Рима, - а у тебя хватило хорошего вкуса мне сказать: а мне все это совершенно
все равно! Конечно!
- Папа, разве я
это сказал? Я не говорю этого, я только говорю, что ты порой делаешь это как
надо - ради Бога! А потом ставишь
человека перед свершившимся фактом. Даже, может, и не так: кто-то, может быть,
не подготовлен к таким вещам, у него есть другие идеи, другие планы...
- Так если у тебя
есть другие планы , то говори об этом, скажи хоть что-нибудь, черт бы тебя
побрал!
- Да разве я тебе
говорил, что у меня есть другие планы? Я ведь говорю... говорю так, к слову, не
знаю! Например, квартира в твоем красивом квартале в Риме, а мне, допустим,
хорошо и там, где живу, у нас дома, и я не хочу никуда уходить, - так нет, там
ведь самое красивое место в Риме - потому что самое красивое в Риме!
- А, извини, если
ты хочешь оставаться дома, кто тебя гонит? Это ведь твой дом. Я могу быть
только доволен.Смотри, этот верхний этаж ты можешь сдать или продать. Это в
любом случае вложение денег. А я - что уж тут поделаешь? - я подумал, что у
тебя был интерес построить свою жизнь, по-твоему.
- Молодец! Ты
сказал: построить свою жизнь, отдельно. И как, если ты мне ее строишь,
по-твоему? Как ты сюда приехал, ничего мне не хочется. У меня получается тысяча
всяких дел, и я уже вижу, как приезжаю в Риме на вокзал, и меня тут же хватают:
Добрый вечер, я нотариус Ди Туллио, подпишите контракт на квартиру. - Нет, вы
сначала должны прийти за водительскими правами, я инженер Барточчи. -Нет,
сначала билет на Нью-Йорк, для Ридосси, в Нью-Йорк. Где написано: Ридосси? Если
приедете ко мне, у меня за три месяца выучите английский язык, full
immersion. Нет, идите сюда, вставляйте ключ в дверь... Мама миа, передохнуть некогда...
24 часа в сутки, все время открыто, все открыто. Бегом, Микеле, бегом! Я не
хочу, чтоб у меня было «открыто» круглосуточно, папа, я хочу, чтоб иногда было
и закрыто. Не знаю, ты за меня волнуешься? - говори, говори! - почему ты за
меня волнуешься? Потому что думаешь, что я нерешительный. Это похлеще, чем задумчивый.
Я нерешительный, защитил диплом, который никакой цены не имеет, а я сам стою
еще меньше, чем этот диплом, - так скажи мне это, скажи! Скажи мне все это!
- Микеле, то, что
думаю, я говорю.
- Ну так говори!
- Я купил
квартиру и машину для твоей сестры. Мне казалось нормально сделать то же самое
и для тебя. Я ваш отец или нет? Ошибся. Извините меня, извините, все извините.
- А не сходить ли
нам в кино?
- Да почти что.
Хоть немного посижу.
- Добрый вечер.
- Нет-нет,
остановись, здесь я сам разберусь. Синьора, один для военнослужащего и один
полный.
- Нет, посмотри:
один для военнослужащего и один для старика.
- 6 тысяч (лир).
- Осторожно!
- Сегодняшний
вечер - это отступление (букв.: вынесен за скобки).
- Микеле!
- Я хочу сказать,
что это как будто мой последний вечер перед тем как...
- Микеле!
- В апреле! Через
три месяца.
- Микеле!
- Подожди!
- Ну вот, что за
дела?
- Микеле!
- Валентина! Ты с
ума сошла, сейчас только половина восьмого. Полвосьмого!
- ...меня закрыли
внутри... я тебе говорил...
- Я обожаю Тома
Уэйтса.
- Ты знаешь Тома
Уэйтса?
- Фил Коллинз,
Кейт Джаррет, Кол Трейн...
- Неплохо!
- Я очень
избирательна. В отношении кино - непреклонна. Вообще-то я это обязана делать, у
меня так мало времени. Ни на что времени не хватает.
- Совсем ни на
что?
- На что-то: на
самое существенное.
- А ты знаешь,
что такое самое существенное.
- Да, практически
да.
- Это была Лаура,
моя бывшая.
- «Я видел тебя,
когда ты стоял у телефона. Эта половина дня со мной была такой нудной, что ты
сразу побежал излить душу кому-то. Я не видел тебя таким веселым с тех пор,
когда тебе было восемь лет. Я думал, что ты просто потерян в этом подобии
города, а у тебя, оказывается, полно друзей: рыбаки, библиотекари, и другие,к
которым ты сможешь сейчас пойти, потому что я не хочу больше отягощать тебя
своим присутствием. Пока. Твой отец.»
- ...его
непредвзятое суждение - исключительная ситуация для того времени. Мольер
впервые поднимает одну из основных проблем современной пары - независимость
женщины. Каждый из двух героев поднимает свою душу до ее уровня, они
сравниваются... и об этой необдуманной страсти... Например... его недруг...
- Снова! Да вы
нас заколебали, ни слова из-за вас непонятно
- Что такое? Что
такое? Это кашель, кашель, непонятно? Думайте, что говорите.
- Пусть в
больницу ложится, а не в кино ходит.
- Вы сам ложитесь
в больницу. Понятно?
- ...нужно
изменять, и у него нет прав, что требовать каких-либо изменений. Еще одна
вершина ....в изысканном языке 17 века...
- Все в порядке?
- Да.
- ...то, что из
этого до нас доходит... то, что она хочет ему сказать: Если ты любишь меня, то
прими такой, какая я есть, потому что я не изменюсь. Ты примешь меня такой,
какая я есть, а я приму тебя таким, какой ты.
- Может быть,
уйдем?
- Да. Идем.
- ...что я
использую свои чувства и свою частную жизнь в учебном тексте. Альцесте
непреклонен, эгоист, властный человек. Можно продолжать?
- А, наконец-то!
Давно было пора!
- Конечно! Иначе
критик слов не будет слышать! Смотрите, будьте внимательны!
-...о любви и о
самолюбии, потому что ничего не изменилось, и сегодня, как и в 17 веке, трудно
сочетать любовь и личную независимость...
- Что такое,
папа?
- Ничего, ничего.
Послушай, Микеле, если у тебя дела, если тебе с кем-то нужно встретиться, я
могу уехать в любую минуту, - поезда ведь есть каждый час.
- Да я ни с кем
не должен встречаться.
- Может, ты хотел
быть свободен? А вместо этого приехал я, чтобы, как говорится, все карты тебе
перемешать.
- Какие карты,
папа? Если ты должен уезжать, ладно, потому что...
- Нет-нет, я
планировал уехать в Рим в полночь.
- Ну так в чем
дело ?
- Микеле, будем
говорить прямо: я видел, как ты скрываясь (втихомолку) звонил по телефону.
- Скрываясь?
- Да, скрываясь.
Да будь ты хоть на минуту искренним, скажи: Папа, как раз сегодня у меня...
встреча с женщиной, вот.
- Ты за мной
шпионил, значит.
- Да какое
шпионил? Я случайно тебя увидел, когда шел в туалет.
- Кроме того, ни
с какой женщиной я не разговаривал: я звонил одному своему приятелю, у которого
свой бар.
- Да, бар! Ты был
веселый, шуточки отпускал!
- Почему? С теми,
у кого свой бар, нельзя шутить?
- Я говорю, что
ты был будто другой человек. Да и на что ты намекаешь? Что после того, как ты
уже целый год тут находишься, не знаком ин с одной женщиной?
- Нет, я
совершенно ни на что не намекаю, папа, да к тому же...Да, одна есть, но что из
этого, что ...
- А, вот видишь:
одна есть!
- Но я не с ней
разговаривал!
- Смотри, из тебя
все приходится щипцами наружу вытаскивать. И ты мог провести с ней этот день.
Так почему бы тебе к ней не пойти хотя бы сейчас? Я тогда сразу сяду на поезд и
еще успею заехать по делам в Риме, а?
- Папа, ради
Бога!
- Ну ладно, ты
тогда иди к ней, я прогуляюсь, а потом где-нибудь встретимся, хорошо?
- Зачем мне к ней
идти? Я могу зайти к ней завтра, послезавтра. А сейчас я с тобой, разве не так?
- Да, я знаю.
Чтобы заставить меня чувствовать вину, а? И как же ее зовут?
- Лоредана.
- Красивое имя,
мне нравится, интригующее имя, - да, мне нравится. Микеле, почему бы нам не
сделать вот как: зайдем неожиданно. Пойдем вдвоем, вместе, ты меня представишь,
и... Мне будет приятно.
- Да какое
неожиданно, будет только смешно. Приходим туда: позволь представить, папа: это
Лоредана! Позволь представить, Лоредана, это мой отец.
- Очень приятно!
- Очень приятно!
Проходите! Пожалуйста, пожалуйста.
- Спасибо.
- Ну, я сейчас
вернусь.
- Она под душем
была.
- В такое время?
- А что, есть
особое время, чтобы душ принимать? Ты куда? Это вот ее обувь.
- А, прекрасный
вид!
- Это порт, все
видно. Что такое?
- У нее что,
художник в доме ?
- Нет-нет, это
мелкая работа, она иногда это делает, я помогаю. Белки.
- Бурундуки, ну
да ладно.
- «Поликлиника.
Записать фильм «Шуша». Деньги Кармеле».
- А, это
служанка.
- Какая милая,
немножко бледновата! Она хорошо себя чувствует, да?
-
Бледновата...Да, хорошо, как же, очень. Не бледная, это кожа такая. Светлая
кожа, видишь. Куда ты? Куда ты идешь? Присядь! Вот сюда. Я говорю, ты всегда
хочешь все посмотреть, походить по дому. Садись. Ты посмотрел, какая твартира,
какое....
- Да, посмотрел.
- Вот именно.
- А кто такой
Лучо?
- Какой Лучо?
- Тут написано:
Не забыть о Лучо.
- «Не забыть о
Лучо»... Да ради Бога, папа! «Не забыть о Лучо» - это для нее, - тебе, может,
это надо? Ну так и все!
- Я пытаюсь
понять характер: иногда одна деталь...
- Одна деталь! Да
брось! Ради Бога! Это что, на суде, что ли? Судебное следствие, кто-то заявил
на этого Лучо? Нет, ...
- А что, отец не
может поинтересоваться девушкой сына?
- Отец не может
интересоваться, ладно?
- Не может?
- Не может!
- Микелино,
подойди на секунду!
- Да. Будь здесь.
Пожалуйста, сиди смирно.
- Привет. И как
тебе это в голову пришло?
- Мне? Он
настоял, чтобы мы пришли. «Пошли познакомимся с этой Лореданой». Да и я, любовь
моя, не может больше выдержать, не мог ждать до завтра! Как можно?
- Молодец,
любимый мой, ты хорошо сделал! Ты меня еще любишь! Что это у тебя на ногах?
- Что? Надел
туфли, которые он мне захотел подарить. Я потом тебе расскажу. - Красавчик мой!
Иди туда.
- Она еще... Что
такое?
- Она фотограф?
- Нет, это я ей
сделал, вот эти фотографии. Все мои.
- Красивые,я и не
знал.
- Да, но я не
собираюсь быть фотографом, папа! Осторожно!
- Это кто, отец?
- Рыбак, это все
рыбаки. Это она.
- Да, вижу.
Красиво! Очень. А это где она стащила? Во дворе какого-нибудь дома?
- Это стащила во
дворе дома. Присядем? Что такое?
- Микеле,
целовались?
- Да какое
целовались? Я туда ходил, чтобы отнести ей одежду. Она там была без одежды, а
одежда была в другой комнате. Брюки, рубашка, тенниска, большие размеры...
Потому что ей нравится больше вот так, а мне вот так. И это красиво.
- Здесь очень
мило, уютно.
- Немного
бордель, в общем.
- Нет-нет! Нет,
напротив, очень симпатично.
- Хотите немного
шоколада с трюфелями?
- Нет, в такое
позднее время, - мы сейчас уходим.
- Почему бы и нет,
- с трюфелями.
- Да, с трюфелями
внутри.
- О, блин!
- На счастье!
- Ну вот, никаких
трюфелей! Я их все съела вчера за ужином. Но это не проблема, сейчас заскочу
к твоему Пьетро.
- Мне и кофе
подойдет.
- Нет, мне самой
тоже сейчас захотелось. Пойду схожу. Где это? Да нет, нету, неизвестно, куда
подевалась.
- Микеле, иди
сам, иди, не видишь, что не найдет твою туфлю?
- Ладно.
Лоредана, я сам.
- Хорошо, подожди
секунду.
- Так я схожу?
- Иди, иди.
- Возьми ключи от
квартиры. Это отдашь Суорпьетро. Вот этими заплатишь, потому что я угощаю. И
смотри побыстрее.
- И ты
тоже,приготовь кофе. Можешь дать ему кофе.
- Лоредана, это
ведь венецианское имя.
- Вот как?
- Да, мне
кажется. Как вы познакомились?
- В библиотеке.
- А, вы тоже
увлекаетесь литературой? Хорошо.
- Нет, я
увлекаюсь зарплатой, я там работаю.
- Ах да, Микеле
же мне говорил! Да, там же есть и синьор Нунальдо, а?
- О, извините,
дайте, дайте мне. Нет, спасибо.
- Послушайте,
мне-то вы можете это сказать: сколько вам лет?
- Тридцать один.
- А ваши родители...
- Сколько им лет?
- Нет, как они
поживают?
- Хорошо. То есть
один умер, а второй никогда не найти (никогда нет). Ах да, у меня еще и брат
есть, без судимостей.
- Вы правы, что
надо мной подшучиваете. Когда отец занимается детьми один раз за много лет,
получается все вместе. Выглядит это
патетично: он сразу хочет знать все, чем должен был интересоваться годами,
восполнить все как можно быстрее. Как некоторые студенты,которе в году ничего
не делают, а потом, за неделю до экзамена... Вы правы, что надо мной
иронизируете.
- Да я вас совсем
и не дурила!
- На счастье!
- Скорее
наоборот: потому что видно, что вы любите своего сына. А он любит отца. Вы
знаете, он часто мне о вас говорит.
- С вами Микеле
говорит?
- Да! В
общем...говорит.
- И смеется даже,
- я его видел, когда он вам звонил.
- Мне? Мне еще
телефон не поставили.
- Тогда с кем он
говорил?
- Не знаю, у него
так много знакомых. Может, звонил Суорпьетро, - или какому-нибудь приятелю или
подруге.
- Простите, а вы
не ревнуете?
- Ревновать? Я не
ревную. А вы?
- Вы влюблены в
него, правда?
- Да. То есть,
иногда думаю что да, а иногда что нет.
- А от чего
зависит?
- Наверное, от
настроения . Его, моего.
- Приготовьтесь,
потому что я сейчас вам задам один из тех вопросов, над которыми не смеются.
Микеле - в остальном - какой он?
- В чем
остальном?
- Я хочу сказать:
все хорошо, придраться не к чему?
- Придраться к
чему?
- Я хочу сказать:
как там Микеле, когда говорится: итак...
- Вы хотите
знать, как...
- Да, я хотел бы
это знать.
- Да, конечно, от
скромности вы не умрете! Никогда!
- Неважно. Я
задал тебе вопрос: я хочу знать, как мой сын в постели? А, мороженое!
- Что ты ей
сказал?
- Я? Ничего, что
я ей сказал?
- Ничего?
- Почему, ты
слышал?
- Да, раз ты
спрашиваешь, значит...значит, что?
- Да так, мы
говорили о о тебе, о ней... Обмен мнениями, я ее даже рассмешил, как видишь.
Умная девушка.
- Да?
- Да, молодец.
Баба что надо.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- Блин!
- Постоянно эти
выражения, плохие слова!
- Оставь в покое,
ты не обращай внимания, она их так говорит, мимоходом! ...............
- А потом ты
жалуешься, что бабушка в Неаполе делает о тебе запрос карабинерам! Как и него,
только пятьдесят лет спустя.
- Извини!
- Какое еще
извини? Надо было просто не лезть не в свои дела, разве нет? «Приносит удачу»!
- Я бы никогда
себе не позволил сказать своему отцу: не лезь не в свои дела!
- Видно, что он
этого не делал! А если не делал, так ты плохо сделал, что не сказал ему об
этом!
- Я беспокоился,
все ли хорошо между ней и тобой. Обыная забота, любезность.
- А я не вижу тут
никакой любезности, - я бы даже хотел, чтобы...
- А я бы хотел,
чтоб нет! Кто это говорит? Ты знаешь это или нет? Не знаешь! писатель Барт Эрмилио ,Герман Мелвил, 1851
год.
- В 1851 написан
«Моби Дик», «Бартель» наверняка 53-го года.
- Ну ладно, верю.
А, «Портовый бар у Пьетро». Теперь я понял и звонок Суорпьетро, и трюфеля
Суорпьетро! Давай зайдем к этому легендарному Суорпьетро!
- Да брось, идем!
- Давай зайдем,
Микеле!
- Нет, не надо!
- Давай, мне
будет приятно с ним познакомиться, давай зайдем!
.............
- Микеле! Неужели
это твой отец?
- Да, это мой
отец!
- ...давай,
заряжай...
- Закончи за
меня. Смотри, король еще есть , а туз уже вышел.
- Хорошо, что ты
заметил.
- Еще бы не
заметить.
- Подожди
секунду, ходи ты, ради мадонны!
- Да какую
секунду, надо играть!
- Подожди минуту,
папа. Сделай два кофе.
- Какая приятная
неожиданность? И как это ты зашел?
- Очень красивый!
- Привел отца.
- Это мой сын.
- Но плохой.
- Этот не
подходит. этот тоже не подходит!
- Да как это
ничего не подходит?
- Г-н адвокат!
Г-н адвокат, вы сами не представляете, как мне приятно с вами познакомиться. Я
сказал Микеле, чтобы он вас привел сюда сегодня, и даже сегодня я ему это
повторил по телефону, а он сказал, что было совсем невозможно...
- Вы -
Суорпьетро?
- Да.
- Мой сын к вам
очень хорошо относится.
- Да, хороший
парень, такой чувствительный. Я вам завидую, г-н адвокат: у меня двое детей, но
как уехали в Рим, карьеру делать... Прямо звери...
- Так ведь это не
пойдет. Гони четыре монеты, четыре монеты!
- Марика!
Нет-нет, это не надо. Подождите сукунду!
- Я тут
сомневался. Ладно, идем дальше.Спасибо, Микеле!
- Алло, кто это?
Да, это я. Да, говори. Конечно, успеешь к игре. Конечно!
- Это гронга,
вон та рыба называется гронга. Странная рыба, ее поймал вон тот рыбак,
вон там, видишь? Нет, вон тот с шарфом, около печки, много лет назад.
Рассказывают, что когда... с того момента, когда он ее вытащил, потерял дар
речи. Когда увидел эту рыбу, никогда больше не говорил. Странный человек,
красивый, загадочный. А по-моему, наверняка он уже раньше был немой, это один
из таких рассказов, что... Слушай, я тебе сделаю кофе?
- Спасибо.
- Нет-нет, еще и
пирожные, их и так у нас много. Подожди, когда я тебе скажу! Посмотрю в тетрадь.
- Здесь!
- Да все вези!
Ничего не хочешь везти? Нет, ничего - это слишком мало.
- Микеле, и мне
сделай кофе!
- Конечно, сделаю
и вам, почему ж нет! Видишь, мне нравится все это: делать кофе, быть хозяином
этой машины, тут есть разные вещи, смотри: это - засыпать и молоть кофе,
видишь? Отсюда надо его вытащить, подогреть, это чистит здесь, - да, я сейчас!
- хотите кофе? - пожалуйста! Вот, а это...ничего руками больше не делается, а
это важно, можешь сам научиться!
- Вот , готово!
- Извините,
адвокат, что я вас так бросил! И даже не угостил вас ничем...
- Кофе готов!
- И ты ему даешь
голый кофе? Мятная граппа, ваша любимая, нам Микеле сказал. Сейчас у нас только
эта.
- Нет, нет,
налейте мне ее в рюмку.
- А, да, молодец,
чистая, и мне так нравится!
- Нет, мне
немножко, Суорпьетро, вот!
- Не
беспокойтесь!
- Вот и готово!
Что сегодня, праздник, что приехал мой отец? Папа!
Кофе готов!
Вперед, трудящиеся моря, дайте дорогу, дорогу! Что вы тут столпились, дайте
пройти! Вот и кофе! Сыпьте сахар, размешивайте, все делайте! Все!
- Симпатичный он?
- В общем, да. Мы
тут по-дружески, и ваш сын как член семьи.
- Я вижу.
- Да. И как
только у него свободная минута, приходит сюда. Видите ли, адвокат, вам бы надо
приехать в пятницу, когда мы тут все вместе собираемся и заполняем карточки
футбольного тотализатора. Вы знаете, мы покупаем спортивные газеты, смотрим,
кто играет, кто нет, шум-гам, даже ссоримся, - а потом Микеле обрабатывает все
данные на компьютере, который у них там в казарме есть.
- Обрабатывает
данные на компьютере, Микеле?
- Конечно! А что,
вы не знаете, что он работает в центре данных?
- Ну да! Да, да,
сейчас...
- Потому что он
изучает беспроигрышную систему, чтобы набрать 13 очков (угадать все позиции).
Наверняка найдет, вот увидите, - а почему бы и нет? Он нам уже сделал 12 очков
на 3 миллиона 500 тысяч. Да, мы потом должны были это разделить на 20 человек -
175 тысяч на человека, вот вам пример! Но если действительно попадем в 13 с
миллиардами... Смотрите, адвокат, вон тот, с трубкой, - он купит себе
собственный баркас и наконец обеспечит свою жену, которая пока что в служанках
ходит. По одному в один заход. А вон тот , около печки, - он немой, бедняга,
живет неприкаянно. Дадим ему хороший дом и кого-нибудь, чтоб за ним смотрел.
Здесь у каждого свой план. Но все расписано. Я тоже: меня выселяют, а я куплю заведение
и заново его переделаю. А ваш сын, вы знаете, сможет поехать в Исландию.
- В Исландию?
- Да. Это ж его
мечта, еще с детства, когда еще был маленьким, начитался книжек, который вы ему
давали. Послушайте, адвокат, не то чтобы мы в эту затею с 13 очками на
миллиарды верили на сто процентов, но с
тех пор, как здесь появился ваш сын, как будто... Не знаю, больше стало
доверия, отношения стали более дружескими, вот как.
- Хорошо! Как
хорошо пошло! Прямо в цель!
- Извините, есть
здесь туалет?
- Да, да, пройдите,
это здесь. Стеклянная дверь. Поостите за плохую гигиену. Ты знаешь, я себе
другим представлял твоего отца. Такой адвокат, как он... А оказывается такой
доступный, такой скромный, я бы даже сказал: прямо робкий!
- Ну, что робкий,
я б не сказал! А он - ничего, бесстрастный. Чтоб вам сказать, какой робкий!
- Микеле, я иду,
на поезд надо. Спасибо, синьор Пьетро, за граппу и за кофе.
- К вашим
услугам, адвокат.
- Микеле, а ты
оставайся, не надо меня провожать.
- Да нет, папа,
ты шутишь, что ли? почему ты уходишь?
- Вокзал в двух
шагах.
- А почему ты не
хочешь с нами остаться?
- Спокойной всем
ночи.
- Спокойной ночи!
До свидания! Это была большая честь для меня.
- У него был
трудный день, одним словом. Утром кое-что произошло, так видно, что прямо на
ногах не держится.
- Ну так иди за
ним! Будь рядом! Что ты за сын такой?
............
- Почему ты такой
кислый?
- Да никто тут не
кислый.
- Да как же? Ты
ведь вышел из бара так, что...
- Как «так»? Как
невоспитанный,тебя поставил в неудобное положение?
- Нет! Разве кто
что говорит?
- Впрочем, ты
должен был уже привыкнуть, - я сегодня с утра ставлю тебя в неудобные ситуации.
Я что ни говорю - во всем ошибаюсь. Во всем ошибаюсь, ничто тебе не подходит.
- Я тебя не
понимаю.
- Ты меня не
понимаешь?
- Нет.
- А я тебя
понимаю!
- Не знаю.
- Через месяц
служба у тебя заканчивается, а мы так и не смогли друг друга понять - и что тут
будешь делать? А знаешь, в чем беда? В том, что, может, ты и сам не знаешь
почему.
- Нет, я это
знаю, знаю прекрасно. А знаю, что по крайней мере какое-то время, какой-то
период... То есть, знаю, что в Рим... думаю, что по крайней мере сейчас, не
хочу туда возвращаться.
- Ах, не хочешь,
не хочешь туда возвра...
- Нет.
- Понял. Хочешь
поехать в Исландию, на 13 выигрышных очков. Ты в Исландию должен поехать, так?
Ну конечно, нет опасности, что я тебя достану в Рейкьявике в аэпоропорту!
Давай, езжай! Езжай в Рейкьявик, давай!
- Да какой
Рейкьявик? Рейкьявик появился потому, что из-за этой истории с 13 очками каждый
должен был загадать желание. А я делал это без всяких желаний. Я сказал :
Исландию, потому что мне в голову пришла Исландия.
- Ну , сейчас все
ясно! Хорошо, что хоть так, сын мой, сейчас я совершенно спокоен, потому что в
Рим ты не приедешь, в Исландию тоже не поедешь! Так ты мне скажешь, куда ты
отправишься, а?
- Не знаю,
наверное, по крайней мере сейчас, останусь здесь.
- Здесь? В
Чивитавекья? Да ты, наверное, сдурел? Что здесь делать?
- Не знаю,
что-нибудь буду делать.
- Кофе варить? Ну
да, кофе у синьора Пьетро! Кофе для моряков с лицами, иссеченными морским
соленым ветром! В баре туманов, где дымно, где курят трубки, с чучелами морских
чудовищ, атмосфера! Это там твое будущее? Да сделай мне любезность, как говорил
Тотт!
- Мое будущее!
Почему? Разве я говорил о будущем, разве рассказываю о будущем? Я знаю, что...
Ладно, с тобой все равно бесполезно разговаривать, бесполезно! Лучше пойдем, а
то еще и на поезд опоздаешь, пошли!
- Да, ты всегда
так кончаешь: сворачиваешься как ежик, обрываешь и уходишь!
- Ну да, молодец!
Ах, я?
- И ребенком ты
так делал.
- Да, да.
- Ты был
диковатый, не знаю, избегал меня. Как только мы оставались одни, ты сразу
куда-нибудь убегал, говорил, что у тебя были дела. Выдумывал все что угодно,
чтобы исчезнуть. И в Неаполе тоже, - ты ведь сам этого захотел.
- Да ты посмотри!
Ты все понял, молодец! Мне это нравится: ты понял меня еще ребенком, ты меня
всегда понимал. А ты хочешь знать, почему я от тебя убегал? Потому что ты мне
никогда не доверял, вот так! Мой отец мне не доверял. Я не чувствовал себя
удобно с тобой. Подумай-ка! А потом, когда я был один, я пробовал тебе
подражать, хотел быть таким, как ты, я видел тебя неизвестно как, - а потом -
ничего. Когда был около тебя, рядом с тобой - не выдерживал.
- Да. Может, я
так никогда и не сумел сделать так, чтобы ты со мной чувствовал себя удобно. И
сегодня тоже нет, и даже всего на пару часов.
- Ну, не совсем
на пару! А потом ведь... а потом ведь говорить с незнакомыми людьми - что тут
нужно? А говорить с отцом трудно... Да и кто сказал, что отец и сын должны беседовать
(разговаривать)?
- Нет, надо
разговаривать, Микеле! Надо говорить друг с другом! Да откуда я знаю, что сын
хочет быть гуру в таом вот месте,- откуда я это знаю, если ты мне об этом не
говоришь? Стена какая-то!
- Сегодня,
сегодня мы ведь поговорили, разве нет?
- Да, поговорили,
да! Сказали один одному целое море слов, чтобы ничего не сказать. Я тебя поддел
на немцах, ты меня - на Пармском монастыре. Мы обо всем говорили, чтобы только
ни о чем не говорить! Говорит: останусь здесь! Может, из-за любви, разве ж тут
поймешь? Говорит: ты знаешь, мы с этой Лореданой безумно любим друг друга, - да
вам наплевать друга на друга!
- Да кто тебе
сказал? Я с этой Лореданой, если не вспоминать твой допрос, чувствую себя
хорошо!
- Да, я вижу, что
тебе с нею хорошо. Состроили какие-то половинчатые отношения, без обязанностей,
без планов. Да, может быть, тебе от этого и хорошо. Но с той другой, - Глорией,
Грацией, - с той, что уехала в Милан с другим, - вот ту ты любил, и ты ее
проиграл!
- Ты ее любил, ты
ее проиграл! А тебе откуда знать, если ты даже не помнишь, как ее звали! И
почему?
- Ту ты любил, и
теперь еще любишь, когда у тебя эта есть, а ты с ней надеешься забыть о той!
Пусть даже я и не помню, как ее звали! К тому же помни, Микеле: за каждым
изменением, повотором, потрясением всегда стоит какая-нибудь женщина!
- Хорошая фраза,
мы напишем ее на шоколадных конфетах.
- Большой город
подавляет: слишком много потребительства, загрязнения, уровень жизни,
человеческая мера (все во благо человека!) - это все неприкосновенно, кто это
отрицает? Но имей в виду, что в Риме у
тебя была нужная женщина. А ты ее проиграл, потому что не хватило у тебя
смелости принять хотя бы полрешения, полответственности! Ты понял?
- Ну да, потому
что все должны быть как ты, у всех мысли должны быть разложены по полочкам, все
должно быть так! Ну да, у тебя всегда все подходящее для тебя самого, для
других, - счастливчик ты! А я - я не умею выбирать, понимаешь? Не умею выбрать
даже подходящий ресторан, подходящее вино, может, поэтому и не пью, ты
посмотри! Я не умею принимать решения, не умею выбирать, ничего не умею делать,
папа! Ничего, понятно? А когда здесь мой отец, так и еще меньше! Поэтому пусть оставят меня в покое, Бога ради!
- Микеле,
перестань, перестань играть жертву, чувствовать себя осужденным! Если здесь и
осуждает кто-то, так это ты!
- Ах, так это я
осуждаю?
- Ты осуждаешь
мои решения, осуждаешь мой образ жизни, все осуждаешь, потому что ты
благороднее, ты - выше! Да тебе наплевать на то, что надо работать, что надо
создать семью, дом... Микеле, поверь мне: у тебя очень большое самомнение.
- Большое
самомнение... А тебе ведь наплевать на семью, правда? Как же нет? Ты всю жизнь
делал то, что удобно тебе, всегда делал то, что хотел. Что тебя касается, так
семью, нужную женщину, - знаешь, как давно ты все это проиграл?
- Ну, мне так не
кажется, раз мы в мае будем праздновать тридцать пять лет семейной жизни.
- Да, празднуете,
но, конечно, не из-за твоих заслуг празднуете.
- Да, эта бедная
мама, - хватит, хватит с этой бедной мамой!
- Не упоминай
маму, ладно?
- Да, но вы
всегда там, все вы...
- Кто вы, кто?
- Я понял, но не
хочу обижаться. Вы , неаполетанцы, твоя мать и твоя сестра, вы всегда начеку.
Ты что думаешь, что твоя мать только получала шишки? Помнишь профессора
Нарделлу, который навещал вас у бабушки с дедушкой в Неаполе? Твоя мать
утешилась, утешилась с Нарделлой. И не надо на меня так смотреть. Да, и вы,
дети, тоже небось поняли тогда что-то. Да к тому же, она сама мне это сказала!
Любовь, страсть между мужем и женой не вечны. К сожалению! И у твоей матери не
было по-другому.
- Что ты
кашляешь? Что ты делаешь? Мне прямо жаль тебя, какой ты мелочный! Вытащил все
это наружу! Посмотри, до чего ты дошел! Ему нехорошо, а он ест, ест, курит, все
делает! Спит два часа в сутки, а всего только два года прошло, как инфаркт
получил! И всегда убежден, что сам может все решить, бессмертным себя считает,
во все влезает! Да что это?
- Потому что
лучше подохнуть счастливым, чем обливаться слезами всю жизнь!
- Ах так! ну так
иди подыхай счастливым где-нибудь в другом месте, потому что я не хочу тебя
видеть, понятно?
- Да, лучше так!
Уеду в Рим!
- Уезжай в Рим,
уезжай!
- Да, и уеду! А
ты оставайся тут!
- Конечно, я тут
останусь!
- Это твои старые
туфли.
- В котором часу
играют отбой?
- Иногда вообще
не играют.
- Иди, а то еще
опоздаешь.
- Еще есть время.
- Который час?
- 10 часов, 3
минуты и 10 секунд.
- Точно.
- Хочешь знать,
который час?
- Да, спасибо.
- 10 часов, 3
минуты и 22 секунды.
- Спасибо.
- Пожалуйста. Это
очень точные часы. Как раз чтобы проверять время в поезде, на железной дороге.
Это моего деда, часы очень старые, но подарил их мне мой отец.
- Красивые!
- Очень, очень
красивые! Хотите знать, который час?
- Спасибо!
- 10, 3 минуты и
45 секунд в этот момент. Когда вам нужно, скажите, и я... Видите, как бывает...
- Простите,
который час?
- 10, 3 минуты и
52 секунды. Это такие часы, которые никогда не застичь врасплох, в любой момент они... у меня есть.
- Ты устал.
- А ты?
- Немного.
Хорошо.
К О
Н Е Ц