ЖЕСТОКОЕ
ЛЕТО (Валерио Дзурлини)
-------------------------------------------------------------
ФИРМА
«ТИТАНУС» ПРЕДСТАВЛЯЕТ:
«ЖЕСТОКОЕ
ЛЕТО»
В
фильме снимались:
Элеонора Росси Драго
Жан-Луи Трентиньян
Лилла Бриньоне
Раф Маттиоли
Федерика Ранки
Энрико Мария Салерно
Жаклин Сассар
Производство
фирмы «Титанус»
Автор
сюжета и сценария: Валерио Дзурлини при участии Сузо Чекки Д'Амико и Джорджо Проспери
Оператор-постановщик:
Тино Сантони
Композитор:
Марио Нашимбене
Совместное
производство Италия-Франция
Режиссер-постановщик:
Валерио Дзурлини
Л
Е Т О 1 9 4 3 года
/заголовок
в газете: «Пылкая речь Этторе Каремоли»/
-
Ребята, ребята, здесь Карло!
-
Карло ?
-
Ура!
-
Джулио! Как дела, Джулио? Как поживаешь? Идем.
-
Идем, я тебя представлю остальным.
-
Наконец-то!
-
Карло Каремоли - лейтенант Преторло.
-
Проще говоря, «вы-американцы».
-
Нет-нет, сидите. Очень приятно.
-
Я очень рад.
-
Позволь. Роммель. Давай, идем со мной.
-
Сейчас макароны принесут.
-
Марио, это Карло. Николетта.
-
Очень приятно.
-
Серджо.
-
Очень приятно. Добрый день.
-
Карло Каремоли.
-
Идем, там остальные.
-
Эй вы, кто по карточкам, кто с голоду помирает, вот вам королевский обед.
-
Потише, потише!
-
Мне, мне! Успокойся, осторожнее.
-
Карло!
-
Невероятно! Ну и ну! А ты кто?
-
Поменялся немного.
-
Карло, Россанна, проснитесь, потому что тут с этим...
-
Ребята, ребята, тут «вы-американцы» один как пес, надо и ему положить.
-
Я ему положу.
-
Хорошо, молодец.
-
Кому рыбы?
-
Мне! Мне тоже.
-
Не могу никак доесть эти спагетти.
-
Хватит?
-
Даже много, спасибо, спасибо.
-
Ах да, вино. Джорджо, вина для «вы-американцы».
-
Оно там.
-
Ну так мы сходим за ним. Идем. Быстрее!
-
Идем!
-
Поосторожнее!
-
Ребята, посмотрите!
-
Я тоже подхвачу!
-
Молодой человек, ваша мама не разрешает, будет на меня кричать.
-
Да ничего, успокоится мама.
-
Ну ладно.
-
Серена, помоги, давай.
-
Эти швейцарцы! Красное вино.
-
Давайте поступим благородно, хоть одну бутылку оставим.
-
Ну ладно, одну оставим. Идем, Серена. Вином в люстру.
-
Молодец!
-
Потише.
-
Да какая тебе разница.
-
Вот и готово. А сейчас нальем его нашему другу «вы-американцы». Давай, это
хорошее вино, ты знаешь. Держи.
-
Марина, держи, это тебе.
-
Здесь еще есть.
-
Эй, кто еще хочет?
-
Ребята, потанцуем? Ты как?
-
Да, но только чтобы без лишнего шума.
-
А кто нам что скажет?
-
«Новая оборонительная линия вдоль государственной автодороги номер 14. На
равнине у Катании итальянские и германские войска на протяжении всего
вчерашнего дня успешно отражали упорные атаки 23 канадской дивизии. Самолеты
союзников...»
-
Что ты делаешь? Переключи!
-
Это швейцарское радио, Россанна!
-
Да, иногда его слышно.
-
Давайте, ребята, побыстрее, допьем бутылку.
-
Танцуем! Танго! Серена, давай!
...........
-
Держи.
-
Нет, спасибо, я не курю.
-
Хоть раз попробуй.
-
Держи.
-
Ты знаешь, что значит курить одну сигарету на двоих?
-
Кажется, да.
-
А делать вот так - знаешь , что значит?
.............
-
... И не говори теперь, что я о тебе не думаю. Ты мне разбила палец. Оставь!
Эй, проснись. Что, спишь? Серена, ты закончила?
-
Привет.
-
Привет. Матерей нет? - Нет! - Горизонт свободен? - Свободен! - Спичку! --
Спичка готова. Потом ты ме расскажешь, зачем куришь. Что ты чувствуешь, если не
затягиваешься? Держи. .......
-
Успокойся, родная. Ей не плохо, просто испугалась, вы не беспокойтесь. Коломба,
Коломба, я отведу тебя домой, не надо так делать.
-
Оставьте, я ее отнесу.
-
Нет, спасибо, нет необходимости. Коломба, давай, идем домой.
-
А если я ее туда отнесу?Идем. Что такое? ...Да смотри ты: вы живете на вилле
Пармезан.
-
Это мой дом. Моя фамилия Пармезан.
-
Странно, что я не помню. Я ведь сюда хожу уже десять лет. Я живу повыше, на
бульваре Тренто. Моя фамилия Каремоли.
-
А почему вы, в вашем возрасте, не в армии?
-
Потому что до сих пор как-то обошлось, менее или более законно: комиссии,
отсрочки, переносы. Спустить тебя?
-
Нет! Она все бежит, бежит.
-
Трудновато бежать на каблуках.
-
Хватит, Коломба. Эмма!
-
Да, синьора.
-
А если отсрочки и переносы закончатся? Что вы будете делать?
-
Скорее война кончится. А если нет, постараюсь еще что-нибудь придумать.
-
Ну конечно.
-
Эмма! Подойди на секунду, пожалуйста.
-
Да, иду. Эмма, возьми ее.
-
Иди ко мне, Коломба, иди! Иди же, иди.
-
Оставьте, оставьте, я ее отнесу.
-
Иди сюда, к кормилице, иди. Давай. Ну, вот как хорошо. Идем, сейчас
переоденемся. Идем, малышка.
-
Пока!
-
Вам трудно меня вспомнить.Вы только однажды видели меня мельком. Я был вторым
офицером на корабле с вашим мужем.
-
Ах, да, вы два года назад написали мне письмо.
-
Да, синьора. Из Таранто, сразу после потопления нашего корабля-истребителя. Я
был с капитаном на мостике до последней минуты.
-
Ваше письмо меня глубоко взволновало. Спасибо вам за нее.
-
Мне всегда хотелось приехать к вам. За ту благодарность, которой я был обязан
вашему мужу. Я остался жив, потому что он не захотел, чтобы я был рядом с ним,
он выбросил меня в море. Потом - госпиталь, плавание на других кораблях. Я
хотел вам сказать, что ваш муж был выдающимся капитаном и глубоко справедливым
человеком. Конечно же, я не сказал вам ничего нового, но все же надеюсь, что
вам было приятно это услышать.
-
Вы очень любезны.
-
Ну что ж, я уже немного опаздываю.
-
А вы долго еще пробудете в Римини?
-
Думаю, что очень мало. Я попросил, чтобы меня перевели в какую-нибудь фронтовую
часть.
-
Но ведь война кончилась, мы ее проиграли. Мне кажется, что главное теперь -
выйти из нее живыми.
-
Не знаю. Ваш муж научил меня, что главное - это еще и исполнять свой долг, и
быть верными слову чести. Как бы ни было, мне кажется, что Римини - это не мое
место.
.........
-
Туда плыть нельзя, я говорю нет, там береговая охрана, вы хотите, чтобы у меня
были неприятности?
-
Не пугайся, Сирио. Мы нырнем пару раз и вернемся.
-
У меня заберут лодку!
-
Мы сами разберемся с береговой охраной. Передавай мне канат.
-
Ай, я поранилась.
-
Чтобы вы знали: я ничего делать не буду, я тут растянусь - и аминь!
-
Здесь поворачивай налево.
-
Новоприбывшие могли быть и получше.
-
какие новоприбывшие?
-
Твоя соседка по палатке.
-
Она вдова с золотой звездой (мужа). Сколько ей лет, по-вашему?
-
Да кто его знает!
-
Спроси у Карло, он поглубже знает тот вопрос. Карло, сколько лет вдове?
-
Не знаю.
-
Посчитаем: девочке года четыре.
-
Тридцать пять.
-
Да какие 35? Тогда она мне в тетки годится.
-
Больше?
-
Что ты говоришь? Меньше. Она еще девчонка.
-
А ты что думаешь?
-
Скажите-ка, а не за кретинку ли мы ее тут принимаем?
-
Посмотрите, посмотрите, как его это задевает!
-
Да ладно.
-
Так все могут. Сейчас я вам покажу, как надо.
-
Давай!
-
А вы все что делаете?
-
Давайте, прыгайте!
-
Как хорошо!
-
Коварный!
-
За это ты мне заплатишь!
-
Пусти меня, пусти!
-
Видишь, какая прозрачная вода? Иди посмотри на дно.
-
Вдова подплывает.
-
Ну хватит, Россанна. Не остроумно дуться на человека только за то, что у него
свои проблемы. Ребята, давайте договоримся, не дурите!
-
А кто что говорит?
-
Добрый день! - Добрый день! - Однако, вы что, прямо сюда заплыли?
-
Она очень хорошо плавает.
-
Когда-то плавала. Можно мне немного передохнуть?
-
Конечно! хотите подняться в лодку?
-
Да, может, на минуту.
-
Вот так, давайте мне руку. Вот так!
-
Спасибо.
-
Эй, мы тоже поднимемся. Вода холодная.
-
Хотите вытереться?
-
Спасибо.
-
После купания в самый раз закурить хорошую сигарету. У меня только две.
-
Пожалуйста, дайте мне руку кто-нибудь, чтобы подняться.
-
Синьора, а вы курите? Можно вам предложить?
-
Нет, спасибо.
-
Ребята, эти мы выкурим все вместе, по-братски. Надо снова съездить в
Сан-Марино, потому что у меня все запасы закончились.
-
А в Сан-Марино их продают без карточек?
-
Как обычно, пачку на человека, но на черном рынке можно найти. Вам купить?
-
Нет, спасибо, я курю очень мало. Мне бы тоже хотелось туда поехать, потому что
в последний раз я там была ...уже так давно.
-
Что такое, сигарета не тянется.
-
Дай мне, это ты сам не умеешь тянуть.
-
Вы мне скажете, что мы тут делаем? Давайте искупаемся и вернемся на берег.
-
Что с тобой?
-
Ну, я вернусь вплавь. До свидания. Большое спасибо.
-
Лодка большая , на всех места хватит.
-
Оставайтесь с нами.
-
Нет, я действительно предпочитаю...
-
Почему?
-
Посмотрите, синьора, мы очень далеко от берега.
-
Спорим, что скоро пойдет дождь.
-
Да и ветер дует с берега и относит в море.
-
Это недалеко...
-
Но и мы ведь довольно симпатичные, разве нет?
-
До свидания.
-
До свидания, синьора.
-
ДО свидания. - До свидания, синьора.
-
Хорошо вам доплыть.
-
Спасибо.
-
Если нужна будет помощь, подайте голос, пожалуйста.
-
Хорошо.
-
Почему бы тебе с ней не поплыть? На этом бы и покончили.
..............
-
Там пришел какой-то господин, спрашивает синьору Роберту.
-
Впусти.
-
Добрый день.
-
Добрый день. Что вам угодно?
-
Извините, синьора, я не хотел бы мешать... Я хотел поговорить с...
-
Проходите. Добрый день.
-
Нет-нет, спасибо. Я пришел только из-за того, что вы говорили, что хотели
съездить в Сан-Марино, а сегодня дождь, и поэтому я...
-
Понятно. Мама, познакомься с синьором Каремоли, - верно?
-
Карло Каремоли.
-
Каремоли? А вас здесь, в Риччоне, есть вилла, не так ли?
-
Да, то есть это моего отца. И моей тетки, синьоры Пандолини. Если хотите
поехать в Сан-Марино - или, может, есть какой-нибудь заказ, то я охотно выполню.
-
Спасибо за заботу. Да, как-нибудь на днях я тоже решусь на эту поездку.
-
Конечно, в другой раз.
-
Извините. ДО свидания.
-
До свидания. Спасибо.
-
Откуда ты знаешь этого парня?
-
Случайно познакомились. Должно быть, он сосед по пляжу, и был очень мил с
Коломбой.
-
Я бы на твоем месте не очень-то с ним встречалась.
-
Я и не встречаюсь с ним. А почему?
-
Потому что эти люди мне совсем не нравятся. Его отец жестокий человек, на его
совести не одна жизнь. Он был одним из главарей фашистов в Ферраре, еще в 22-м.
Еще и сейчас он глава района (районной организации). Одним словом, мерзкие
люди.
-
Но какое он имеет отношение к отцу? Мне он кажется любезным и воспитанным
молодым человеком.
-
Да, да, может быть. Конечно, с такой матерью. Ее прозвали Помпадуршей.
............
-
А вы разве не должны были ехать в Сан-Марино.
-
Зачем? Было бы приятно, если бы вы поехали. Ну а так...
-
А почему бы вам не поехать с друзьями?
-
В такое время? Они спят как хорьки, - целая проблема. Да к тому же, вы знаете,
с утра до вечера быть вместе утомительно. Я знаю их уже много лет, наизусть
знаю все, о чем они говорят. Ну вот, это самое худшее, что могло случиться.
Небо проясняется.
-
А что там, в Сан-Марино?
-
Ровным счетом ничего. Фальшивая довоенная атмосфера нейтралитета в фальшивом
Средневековье. Если немного повезет, то можно найти кофе.
-
Настоящего?
-
Настоящего, и оливкового масла. Я хорошо знаю черный рынок. Часто бываю в
гостях, поэтому понял, как важно иногда появляться с полными руками.
-
Одним словом, надо ехать в Сан-Марино.
-
Вы что, шутите?
-
Меня кофе соблазняет. Моя мать неизвестно что отдала бы за хорошую чашку кофе.
За три часа можно справиться?
-
Да.
-
Подумать только, что все это мне помнилось чем-то очень большим. Я приезжала
сюда, когда окончила лицей, с друзьями. Кто знает, где они сейчас? Грустно.
-
И кому бы это мне написать? Если напишу кузине, она мне потом глаза выцарапает.
Как это я посмел приехать в Сан-Марино без нее!
-
Пошлите своему отцу.
-
Вы думаете? Нет смысла, он бы на нее даже не посмотрел. Да он и внимания не
обращает на такие вещи. Вы знаете моего отца?
-
Нет. Но я о нем слышала.
-
Самое худшее, я представляю. Может, и неправда. Видите ли, мой отец - что-то
вроде запоздавшего романтика. Он всегда верил во что-то ошибочное. А внутри
ведь остался простодушным. И потому, в конце концов, набил себе столько шишек.
Бедняга! О, простите. А мою мать вы никогда не видели?
-
Нет, кажется, нет.
-
Вы никогда ее не видели даже на экране?
-
Вроде бы нет.
-
Она была одной из самых красивых женщин, которых я помню.
-
Почему была?
-
Ну, потому что она уехала, когда мне было четыре года. Сейчас она в Аргентине.
И никто ее не поминает злом. Простите, минуту, иначе я забуду.
-
Нет, то действительно было другое время. А вы знаете, что меня до второго курса
университета сопровождала австрийская «сестра» (гувернантка)? Что я пошла на
свой первый бал, когда мне было девятнадцать? Я до сих пор помню глаза моей
матери, которые неотрывно были направлены на меня весь вечер, как две булавки?
А потом... а потом... хватит.
-
Когда вы вышли замуж?
-
Четыре года спустя. Странно: моему отцу не подходил ни один мужчина, когда речь
шла обо мне. Судил он немного на старый манер: этот благороден, а этот нет,
этот серьезный, а тот нет. А муж мой ему сразу понравился, - может, потому что
сразу заставлял себе поверить. Я до сих пор помню, когда он должен был мне
сказать, что Адальберто попросил моей руки. Казалось, как будто ему стыдно
заниматься некоторыми вещами. Ему казалось, что синьорине они не подходят.
Синьорина... Сколько раз я это слышала. Синьорине нехорошо делать это. Это не
подобает добропорядочной синьорине. Ты должна помнить, что ты синьорина.
Скажите синьорине, что пришел ее жених. До свидания.
-
До свидания. А машина? Вы довольны поездкой?
-
Да.
-
Тогда, если хотите, в один из ближайших дней мы можем снова туда поехать.
-
Не знаю, может, поедем посмотрим какое-нибудь другое место.
-
Конечно, очень хорошо, тут есть замок Градара, в котором жили Паоло и
Франческа. Вы поедете?
-
Да. До свидания.
-
До свидания.
..........
-
Синьора Роберта.
-
Мартино!
-
Сохрани вас бог, синьора Роберта.
-
Мартино, как то ты здесь?
-
Мы час назад приехали из Катандзаро.
-
Приехали? Из Катандзаро? С кем?
-
С девушкой.
-
Маддаленой?
-
Да. А где Маддалена? Бабушка, что случилось?
-
Ничего, ничего. Твоя свекровь решила послать Маддалену к нам. Ситуация там
становится все тяжелее, поэтому...
-
Да где же она?
-
Минуту, она в своей комнате. Давайте не будем заваливать ее вопросами, она
чувствует себя бездомной, она не в себе.
-
А моя свекровь?
-
Маддалена привезла от нее письмо.
-
Маддалена!
-
Роберта!
-
Маддалена, что с тобой? Маддалена, дорогая, что с тобой, почему ты плачешь? Что
с тобой? Ты не довольна, что ты здесь?
-
Коломба, идем! Эмма, идем.
-
Маддалена, ну почему ты плачешь? Тебе нехорошо с нами? Так скажи, что
случилось?
-
А случилось то, что твоя свекровь - упрямая, заносчивая и несговорчивая
женщина. Вот что случилось! Она тоже могла приехать. Ну же, Маддалена, здесь ты
у себя дома. Будешь моей второй дочерью. Читай вслух.
-
«Извини, что давно не пишу тебе. НО одна только мысль о том, что моя самая
младшая вскоре будет далеко от меня - и неизвестно, на какое время, - вызывает
во мне невыносимую боль. Доверяю тебе как самое дорогое, что у меня есть, самое сокровенное. Я остаюсь
здесь, потому что здесь похоронены мои самые дорогие люди и здесь мои
воспоминания. Я со спокойной душой буду ждать того, что господь захочет мне
послать, но она должна спастись. Позаботься о ней, прошу тебя. Люби ее все
своей любовью, потому что я вижу в ее глазах, как радуется господь вместе со
мною этому моему ребенку.
-
Она спускалась в убежище всегда с фотографией Адальберто. И все, - никаких
денег, никаких драгоценностей. Она всегда держала его вот так. Она не знает,
что такое страх, так что даже крестьяне в конце стали смелее. Когда была
тревога, они собирались вокруг нее, а она читала молитву. Налеты продолжались
по два, три, четыре часа. В последние недели ночи не проходило, чтобы не было
налета. А потом начали бомбить и днем. И она заставила меня уехать.
-
Синьора Роберта! Там пришел господин, желает вас видеть.
-
Извините.
-
Я не буду вам говорить, что это была за поездка. Кое-как на поезде мы добрались
до...
-
Вы не заметили, что забыли кое-что?
-
Нет.
-
Вы ведь и поехали, чтобы найти кофе.
-
Спасибо за заботу. Сколько я вам должна?
-
Ничего, не стоит и говорить (еще этого не хватало).
-
Тогда я не могу его принять.
-
26 лир.
-
Да. У меня только 25. Ладно. Еще раз большое спасибо.
-
Вы не передумали ехать в Градару?
-
Нет, в один из ближайших дней обязательно туда поедем.
-
Хотите завтра?
-
Нет, завтра нет, чуть попозже. Вы прекрасный кавалер, но наверняка ваши друзья
и подруги вам приятнее и более подходят. И простите, что я сегодня была
немного... немного неопределенной. Может быть, от вина. Спокойной ночи. -
Извините, ради бога.
-
Не за что.
-
Спокойной ночи.
-
Спокойной ночи.
-
Вы знаете, в первые дни, возле Сицилии, над морем, были постоянные вспышки. В
ясные дни было видно очень хорошо. Мартино говорит, что это бомбили корабли.
..........
-
А если это... а если это книга!
-
Тогда это отменный порнографический роман.
-
Знаете, что я вам скажу? Мне надоело.
-
Ну вот, что-то ты не в себе, Россанна.
-
Серена!
-
Да, я продолжу.
-
О чем ты думаешь?
-
Да так, ни о чем.
-
А если это цветок?
-
Артишок!
-
А если дом?
-
Добрый день! - Добрый день! Добрый день, синьора. - Добрый день.
-
Как поживаете, синьора?
-
Хорошо, спасибо.
-
Устраивайтесь.
-
Нет, спасибо. Я хочу вас познакомить с моей золовкой (сестрой моего мужа),
Маддаленой. Она вашего возраста, девушка очень симпатичная и старательная. ВЫ
все одна компания, очень сплоченная, а она столько времени была одна. И сегодня
мы сказали: хватит. Потому что надо веселиться, развлекаться в компании
приятных людей своего возраста.
-
Привет!
-
Привет.
-
Очень приятно.
-
Будьте с ней терпеливы, если она будет топорщиться, как ежик.
-
Идем, ежик.
-
Очень приятно, меня зовут Джулио, я самый красивый. Итак, с Карло ты знакома, с
Сереной тоже, с Даниэле нет, но он вообще не в счет.
-
Ну да, я не в счет, очень приятно.
-
Очень приятно.
-
А это Джорджо.
-
Грязный иностранный плутократ. У него
мать швейцарка .
-
Очень приятно.
-
Очень рада.
-
Ребята, пойдем купаться? Кто пойдет? Серена! Подожди, я спрошу у Роберты.
Синьора! Маддалена может пойти с нами купаться?
-
Конечно.
-
Идем, идем.
-
А вам не надо переодеваться? Тогда подождите пять минут.
-
Вы не хотите пойти?
-
Нет, спасибо. Тем более что скоро пойду домой. Да, предупредите Маддалену, если
вам не трудно, что я уведу девочку.
-
Карло! Ты что, не пойдешь?
-
Мне жаль оставлять вас здесь одну.
-
Мама!
-
Коломба! Ты меня узнала? А ведь мы были большими друзьями, знаешь?
-
Идем, идем, Коломба.
..........
-
Маддалена! Маддалена! Маддалена!
-
Маддалена!
-
Что случилось? Что вы тут делаете?
-
Как это «что вы делаете?» Что мы делаем, вы хотите сказать? Идем в цирк,
дорогой ежик, посмотреть на твоих собратьев: львов, обезьян, тигров и т.д.
-
Ну уж повеселимся, - вы знаете,там какая-то невиданная гадость: какой-то
гипнотизер издевается над гусем.
-
Спасибо, но сегодня я не могу. Мы очень поздно ужинали, да и не могу я так
часто оставлять золовку одну.
-
Да что за размышления? Цирк открыт только сегодня вечером.
-
Ну что ж, ничего не поделаешь.
-
Синьора, Маддалена не хочет идти с нами. Попробуйте вы ее уговорить, ведь
сегодня цирк!
-
Ну конечно, Маддалена пойдет. Это я не хочу идти. Я хочу быть с тобой.
-
Синьора, идемте с нами. Вы должны пойти, зрелище будет невиданное.
-
Цирк... в такое время.
-
Давайте, решайтесь. Прошу вас, синьора, будьте добры.
-
В том же нет ничего такого, синьора, - иначе мы опоздаем. Смотрите: если вы не
пойдете, то мы тоже туда не пойдем. Правда, ребята?
-
Конечно. Мы вас будем шантажировать.
-
Так что же, синьора, вы решились? Решились?
-
Извините!
-
Пожалуйста.
-
Серена, держи мне место около себя.
-
Что ты сделала?
-
Я? Ничего! А что?
-
Роберта, ты чего там одна стоишь? Иди к нам.
-
Мне тут очень хорошо, спасибо. Это место даже получше.
-
Извини, Серена. Синьора, вы не могли быть подвинуться немного вон туда?
Спасибо. Серена, садись. Синьора, синьора, почему бы вам не сесть подальше
вместе с нами.
-
Спасибо, мне и здесь хорошо.
-
Идите сюда, пожалуйста.
-
А сейчас ...пожалуйста... Немножко внимания. Прошу внимания. Дамы и господа!
Участник больших побед в Берлине, Париже и Бремене, я имею величайшую честь...
-
Тише! Тише! Слушайте! Это совсем не учения, это бомбардировка.
-
О Боже!
-
И где это они?
-
Знаете, что я вам скажу? Я бы хотел посмотреть на бомбежку.
-
Роберта, у тебя разве не было лампы?
-
Свет! Свет! Дайте немного света. Успокойтесь, осторожно, осторожно.
...........
-
Входите, устраивайтесь.
-
Можно?
-
Мне страшно.
-
А света нет?
-
Предупреждаю вас, что я не несу никакой ответственности за все безобразие,
которое есть в том доме. Я от этого защищаюсь и поэтому живу как можно дальше
от него.
-
Да не преувеличивай! Пусть тебе это кажется каким хочешь некрасивым, но это
самый удобный диван, который я видела в своей жизни.
-
Красивая это картина. Чья она?
-
Карло!
-
Да!
-
...1933-го года.
-
Это твой отец?
-
Да, это фотография времен войны в Испании.
-
Просыпайтесь! Мы как толпа краснокожих.
-
О, здесь стена полностью расписана.
-
Карло, здесь прекрасные пластинки. Откуда они у тебя?
-
Это из Швейцарии.
-
«Искушение»...
-
Прекрасно, поставь «Искушение».
-
Смотрите, Маддалена: группа квадратом выступает...
-
Довольно неприятный дом, правда?
-
Нет, совсем не такой уж неприятный.
-
Мамма миа, в этом доме даже за деньги не найти ни одной интересной книги.
-
Как ты думаешь, Россанна, можно тут будет потанцевать?
-
Танцуй! Знаете, что мне кажется? Что тут ужасная жара.
-
Выключите все, кроме громкоговорителя в кабинете.
-
Сейчас.
(песня
на английском языке)
-
Ребята, ребята, быстрее, идите посмотрите.
-
Что такое?
-
Смотри! О Боже мой!
-
Должно быть, это заправка. Наверное , в Чезене.
-
Хочешь потанцевать?
-
Если честно, я не очень умею. Уже два года не танцую. Попробуем.
-
Ты потанцуешь со мной?
-
Потанцуем, Фьорелла?
-
Да, давай.
-
Вы позволите на этот танец, синьора?
-
Да. ...- Спасибо. - Пожалуйста.
............
-
Можно войти?
-
Стой, кто идет? Я хочу напиться.
-
Прошу, синьорина.
-
Нет, спасибо.
-
Прошу, юноша.
-
Да, спасибо.
-
Я знал, что ты возьмешь себе побольше.
-
Давайте музыку, музыку! Как работает эта развалина?
-
Прошу, синьорина.
-
Нет, спасибо.
-
Прошу, синьор.
-
Да, спасибо.
-
Один, два... О, мадам!
-
Вот виски, синьора. А вы, юноша?
-
Нет, я не пью.
-
Хотите потанцевать?
-
Да, спасибо.
-
Что такое?
-
Этот дурак Даниэле каждый раз, когда мимо проходит, меня лапает.
-
Россанна! Россанна! Твой... Россанна, Россанна!
-
Два - ноль. 40 - 15. Давай!
-
Теперь я понимаю. НО почему ты не сказал мне то вчера вечером?
-
Как? Там ведь постоянно был Карло. Ты думаешь, Маддалена об том знает?
-
Может, она поняла.
-
Ты помнишь, - был такой момент, что... Только мы с Россанной это знаем, мы
видели.
-
Мне кажется прямо невероятно. А Карло ничего не сказал.
-
Ничего. И ты тоже молчи.
-
Быстрее, Россанна. Джулио, играй ты.
-
Хорошо, спасибо. Я сдаюсь, Серена, мне надоело.
-
Почему?
-
Ну так кто играет? Серена, давай, шевелись. Ты куда?
-
Даниэле, стань вместо меня.
-
Иду. Ну, давай мне ракетку, сейчас увидишь, что я с тобой сделаю. А ты бей,
давай, бей. Бей же!
-
Привет, Серена!
-
Привет, ежик, я сейчас вернусь.
-
Добрый день.
-
Привет.
-
Послушай, ты должен мне объяснить, что ты имеешь против Маддалены и кто тебя у
нее отбирает. Ну, не прикидывайся дураком! Вот как теперь, например: только она
появляется - а ты ее забираешь и уходишь.
-
У меня дело, - а что запрещено? Одним словом, что с вами сегодня со всеми? Один
надулся, как сыч, другой загадочным прикидывается. Карло исчез, а ты... Я вас
совершенно не понимаю.
-
Продолжай не понимать, тебе так будет лучше. Я тебе объясню, когда подрастешь.
Объясню, что такое потаскуха. Понятно?
-
Что?
-
Я против Маддалены ничего не имею. Но у меня нет симпатии к ее родне. Я себя
знаю, язык у меня бойкий, поэтому мне лучше уйти. Теперь ты поняла?
-
Пока.
-
Так я за тобой зайду.
-
Россанна, послушай...
-
Пока.
..............
-
Добрый день.
-
Добрый день.
-
Я плохо сделал, что вас искал?
-
Да, мы не должны были снова видеться, - по крайней мере, не вот так.
-
А я не раскаиваюсь. Я так счастлив, что вы здесь.
-
ПО сути, вы правы, может, так и лучше. Раз и навсегда поговорим и выясним. Не
видеться, к сожалению, будет почти невозможно, - Риччоне маленький городок, мы
соседи, а Маддалена - ваша подруга.
-
Всего лишь так?
-
Всего лишь. А вы не должны больше разговаривать со мной в такой манере. Вчера
вечером кому-то было плохо из-за меня. Этого больше не случится. Понятно, вашей
вины тут никакой. Мне можно это простить, но вы, пожалуйста, выбросьте из
головы глупые воспоминания о вчерашней ночи.
-
Но я хочу вспоминать.
-
Вспоминать вам нечего. Я... я не понимаю, что со мной произошло, то есть, я
прекрасно понимаю. Море, веселье, такая атмосфера над любым может подшутить.
-
Нет, неправда. Вы так не думаете.
-
Что бы я ни думала, наши отношения...
.............
-
/Песня:/ Почему же ты, море, наводишь на меня мечты в ту ночь, когда я страдаю
и не могу забыть мою утраченную любовь? Скажи мне, что это за странная музыка,
что ты сладостно шепчешь, - от нее еще больше грустит мое сердце. С неба сходит
на тебя будто серебряный плащ.../
-
Привет, Маддалена.
-
Добрый вечер.
-
Что будем делать? Пойдем в кино?
-
Ну, если ты хочешь.
-
Конечно, хочу. Пошли.
-
«Нет, не будем больше об этом спорить.
-
Я хочу чказать только одно: решив поставить на карту свою жизнь, ты думал и обо
мне.
-
Одна из причин того, что я согласился, это ты... Тебе кажется, что мне приятно
смотреть, как ты работаешь, готовишь есть, моешь посуду, когда эта глупая Тоня
разъезжает в машине и даже не думает о том, что должна штопать себе чулки. Ты
не знаешь, что такое жизнь, и я хочу, чтобы ты узнала ее. Да, если бы я даже
был уверен, что через полгода умру, я бы все равно это сделал.
-
Лео, а если бы я попросила тебя об этом ради всей моей любви к тебе...»
-
Здесь всегда так: фильмы можно смотреть только кусками.
-
Всем, кто несет военную службу, немедленно вернуться по своим казармам.
-
Пино! Идем, идем! Альфредо, быстрее, выходи.
-
Что происходит?
-
Не знаю. Идем.
-
Да.
-
«Радиосводка новостей. Его Величество король и император принял отставку с
поста главы правительства...»
-
Что случилось?
-
Муссолини вроде бы подал в отставку.
-
«...главы государства, представленную кавалером его высокопревосходительством
Бенито Муссолини, и назначил главой правительства, премьер-министром и
государственным секретарем его высокопревосходительство маршала Италии Пьетро
Бадолио.»
-
Что значит «война продолжается»? Никаких полумер, никаких недосказанностей!
Хватит уже убийств, хватит бомбежек! Мы должны уничтожить само воспоминание об
этих двадцати годах позора! Разрушим всё! Всё!
-
Давайте, несите лестницы, быстрее!
-
Мы свободны!
.............
-
Что ты делаешь, папа?
-
Делаю так, что если кто-то осмелится сюда войти, я выстрелю ему в глотку.
-
Святая Мадонна!
-
Да молчи ты, дура! Не это, придурок! Положи туда, с остальными. Какая жара! Дай
мне чего-нибудь выпить.
-
Там еще есть коньяк.
-
Попозже, вместе с Розой, сложи все серебро в чемодан. И ценные вещи, ту
картинку, что там, в комнате. Да что делает этот недоразвитый? Как можно...
-
Кто-то идет.
-
Кто?
-
Не знаю, не могу разглядеть.
-
Карло! Карло! Есть тут кто-нибудь?
-
Это подруга тетки.
-
Кто она?
-
Карло!
-
Что делать? Я открою?
-
Подожди ты! Не открывай! Чего она хочет? Красивые бедра. Черт возьми, вчера в
Болонье... Посмотри, сделал ли что-нибудь этот тюфяк Ромоло. Лучше было мне
самому пойти.
-
«Война продолжается. Италия, получив тяжелые раны в своих захваченных
провинциях, в своих разрушенных городах...»
-
Да, кавалер (Муссолини) подал в отставку! Шуты! Его обдурили, свои обдурили, по
всем правилам.
-
А ты ничего не знал?
-
Как и остальные. Как и этот второй дурак, все знали, что состоялся большой
совет. И не сделали никакого сообщения. Послушай: ясно, что за тим что-то было.
Ну вот, еще и передо мной отрицает, этот сопляк! Ничего особенного, говорит.
Да, ничего особенного, но если хотят меня арестовать, пусть приходят сюда, сами
пусть приходят за мной. Шуты! Ладно, закрой. Посмотри на них теперь: война
продолжается! Да ведь они даже внезапностью не умеют воспользоваться. Потому
что они трусы, кроме того что шуты. Хочу я на них посмотреть через месяц, с
немцами в кровати. И они даже не знают, что если немцы не раздавили нас, как
блоху, так всего лишь из уважения к этому шизофренику и эпилептику Гитлеру.
-
Ваше превосходительство, пришел Ромоло.
...............
-
Карло, я хочу тебе что-то сказать, но не смогу так, если ты будешь на меня
смотреть. Я была замужем много лет, но не знала, что можно любить так сильно,
вот так. Это прекрасно, прекрасно.
-
У тебя песок в волосах.
-
Оставь, какая разница. Сейчас начнет проясняться и забрезжит день.
-
Мне кажется, что все это ненастоящее. Скажи мне, что завтра не будет
по-другому.
-
Нет, другим будешь ты.
-
Почему?
-
Потому что ты устанешь. Потому что я намного старше тебя. Потому что заставишь
меня страдать, все это так.
-
Не говори так, я не хочу. Не говори таких слов.
-
Держи меня крепче, прижми к себе.
-
Тут кто-то есть.
-
Это не имеет значения.
-
Но тебя увидят.
-
Неважно. Да, ты прав.
-
О чем ты думаешь?
-
Ни о чем. Уже поздно, идем. Я, наверное, чудовище, не смотри на меня. Лучше
даже я пойду одна.
-
Нет.
-
Тут всего пару шагов. Останься здесь всего лишь на пять минут.
-
Когда мы увидимся?
-
Сегодня вечером.
-
Ты придешь ко мне?
.............
-
Что с ней? Ей плохо?
-
Нет, ничего.
-
Маддалена! Что было с Коломбой?
-
Несколько минут назад я слышала, как она плакала. Но ничего не было, она снова
заснула.
-
Входи, входи. Что с тобой, Маддалена?
-
Ничего.
-
Что случилось? Что-то произошло, что не дает тебе спать?
-
Я тебе ничего не говорила.
-
Тогда посмотри мне в глаза. Не лги, Маддалена. А больше всего не будь
лицемеркой.
-
Но я хочу уехать, уехать! Я хочу уехать отсюда!
-
Маддалена, остановись! Что с тобой?
-
Извините, но я хочу уехать. Я хочу уехать!
-
Что ты с ней сделала? Почему она плачет?
-
Да не знаю я, почему, спроси у нее сама! Уже несколько дней у нее вызывающее
поведение и тон.
-
Маддалена ведет себя вызывающе? Роберта, подумай, что ты делаешь.
-
Мама, мне 30 лет, у меня дочь.
-
Вот именно. И веди себя как тридцатилетняя женщина, у которой растет дочь.
Постарайся понять и не заставляй меня еще что-то говорить. Веди себя как
женщина тридцати лет, у которой растет дочь!
...................
-
Еще комнаты?
-
Больше нету. Есть еще ванная и маленькая гардеробная.
-
На кого записан этот дом?
-
На моего отца Каремоли, Этторе Каремоли.
-
Мы его знаем.
-
И куда вы сейчас пойдете? По закону вы имеет право на комнату, ванну и
пользование кухней.
-
Вы слишком любезны.
-
Я бы вам и этого не оставил. Вам...
-
Пьетро!
-
Я в этом уверен.
-
Солдаты уже сегодня могут занять виллу. Только пусть пойдут в муниципалитет
подпишут.
-
Пока, Роберта, спокойной ночи.
-
Ты домой не пойдешь?
-
Не хочу, это уже не мой дом.
-
И куда ты пойдешь?
-
Не знаю, пойду к тетке, к черту, - не знаю, не знаю, не знаю!
-
Карло, прошу тебя, не говори так!
-
Какая свора подлецов! Они только теперь поднимают голову. Мой отец прав!
Извини. Это у меня пройдет, но пока что вот так.
-
Да, дорогой, конечно, конечно. Я тебя понимаю. До завтра.
-
Роберта! Роберта, что с тобой?
-
Ничего, со мной ничего, дорогой. Ничего, спокойной ночи.
-
Роберта, скажи мне, что с тобой! Говори!
-
Говори тише.
-
Что с тобой, любовь моя? Ты плачешь? Не делай так, прошу тебя.
-
Да, прости меня, я не знаю, что со мной происходит. Я устала, извини.
-
Неправда. Не делай так (Не плачь). Скажи мне, почему ты плачешь.
-
Потому что я боюсь.
-
Чего?
-
Что это кончится.
-
Нет!
-
Я боюсь.
-
Нет, ничего не кончится. Я тебя люблю. Может, я не умею об этом говорить, но я
тебя люблю.
-
Да, говори мне это, повтори мне это снова.
-
Да, любовь моя, да.
-
Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя. Не уходи, останься здесь.
-
Роберта, ты не можешь...
-
Нет, иди сюда. Уже все спят. Они не услышат. Иди сюда. Иди.
............
-
Роберта, иди сюда.
-
Да, мама.
-
Закрой дверь.
-
Я бы никогда не подумала, что окажусь в таком положении.
-
Мама, давай не будем об том, нам все равно нечего друг другу сказать. Иди, если
хочешь, нам лучше ничего друг другу не говорить.
-
Да ты отдаешь себе отчет в том, что ты говоришь? В том, что ты делаешь? У тебя
есть имя, воспитание, у тебя... Хотя бы из уважения к ребенку, из уважения к
памяти мужа! Это скандал! С мальчишкой!
-
Мама, ты преувеличиваешь. Так почему же тогда Адальберто казался тебе слишком
старым мужем для меня?
-
Что это значит? Ты ведь никогда не жаловалась ни на мужа, ни на свою новую
семью.
-
Да. А как это можно было сделать перед вами, что, что я могла вам рассказать? В
чем могла упрекнуть? Что я десять лет не жила? В доме, где все меня любили, все
относились так уважительно, были так добры! До такой степени, что я даже
испытывала угрызения совести оттого, что была несчастлива.
-
Видно, что ты была недостойна того дома (той семьи).
-
Вот именно. Как недостойна и тебя. Если ты хотела иметь такую дочь, как
Маддалена, то мне жаль, что я тебя разочаровала. Я другая, я посредственность,
но мне так хорошо. Я тридцать лет подчинялась, всегда. Говорят так - значит, и
будет так. Но теперь хватит. Кончено. Не будет от меня никакого скандала. У
меня только есть мужчина, которого я люблю. И от которого я не откажусь.
...................
-
/фразы по-немецки/.
-
Я не хочу тебя принуждать, ты сам должен решить. Если бы твоя мать была здесь,
она бы не сомневалась, ты знаешь. Подумай еще раз, Маддалена.
-
Но я уже решила. Я хочу уехать. Прощайте.
-
Да хранит тебя господь, дочь моя.
-
Спасибо. Прощай, дорогая. Пока.
-
Синьорина, отправляемся.
-
Прощай, Маддалена.
-
Быстрее.
-
Удачи тебе.
-
Тебе тоже, Мартино.
-
Маддалена, Маддалена, прости меня!
..............
-
Что ты делал целый день? Почему ты позвонил мне так поздно?
-
Но ведь ты же мне сказала никогда не звонить днем.
-
Да, я знаю, ты прав. Но время как будто не двигалось, и я так волновалась.
-
Мне очень жаль.
-
Ты решил, куда пойдешь жить?
-
Не знаю, да мне и все равно. Пока что поживу в одном пансионе, а потом будет
видно. Джорджо и Даниэле уезжают. Но ты дрожишь, ты замерзла.
-
Да, мне холодно. К тому же мне сейчас надо уходить.
-
Мы не побудем вместе?
-
Нет, лучше нет.
-
Что-нибудь случилось?
-
Нет, ничего.
-
У меня есть ключ от моего барака. Пойдем. По сути, приходить сюда спасть было
бы решением проблемы. Для дома тесновато. Как ты красива.. Я так сильно тебя
желаю.
-
Вы не знаете, что ходить по пляжу после заката запрещено?
-
Нет, мы этого не знали.
-
А что война идет, знаете?
-
Уберите этот свет.
-
Документы.
-
Да, сейчас.
-
Не это. Военный билет.
-
Ах, да.
-
Посветите мне сюда. Хорошо! Ваше военное удостоверение просрочено. Что будем
делать?
-
Это невозможно, мне его продляли в Риме.
-
Юноша, уж мы наверняка что-то в этих делах понимаем, - как вы думаете? Вы что,
хотите нас провести?
-
Нет, вы правы. Я должен был явиться тридцатого в Болонью. Только после того,
что случилось...
-
А что случилось? Может, война кончилась? Пройдемте в комендатуру. Вы можете
идти.
-
Можно мне провести синьору?
-
Ваше удостоверение личности.
-
Вот она.
-
И завтра утром в Болонье. Договорились?
-
Спасибо.
-
И постарайтесь быть пунктуальны. Чтоб никаких шуток.
-
Что ты теперь будешь делать, ведь у тебя кончилась отсрочка?
-
Как-нибудь выкарабкаюсь. Раньше или позже я этого ждал. Это мой отец все
нелегально устраивал через свои связи. Он тоже хорош! На его месте я бы хотел,
чтобы собственный сын пошел первым . Все загадки.
-
А если завтра не явишься, что с тобой случится?
-
Меня расстреляют.
-
Не шути! Не до шуток теперь.
-
Извини. Я не знаю, что может со мной произойти, - думаю, какая-нибудь небольшая
неприятность.
-
Карло, ты туда не поедешь.
-
Куда я не должен ехать?
-
Завтра ты не явишься.
-
Если б я мог это сделать! Они ведь не шутят, не спрашивают, хочешь ты идти на
войну или нет. Это дизертирство - и все тут.
-
Но если ты поедешь куда-нибудь, где тебя никто не знает, то тебя никогда не
найдут. У меня в Ровиго есть вилла, я тебя туда отвезу. А как только будет
можно, и сама туда перееду. Хочешь?
-
Это невозможно. Это было бы слишком хорошо - и слишком просто.
-
Я не делаю это, чтобы привязать тебя к себе, знаешь, - иногда я говорю себе,
что это, может, всего лишь ошибка, - и что настанет день, когда ты уйдешь...
-
Никогда!
-
Я должна тебе верить. Хочу тебе верить, мне так нужно . Потому что иначе все
теряет для меня смысл. Я уже много заплатила за эту войну. У меня есть право
защищать свою жизнь.
-
Но так ведь ты мою жизнь защищаешь. Нет, я хотел бы этого, но у меня никогда не
хватит на это смелости. Знаю, что это было бы справедливо, правильно, но мне бы
нужен другой характер. Я иду туда, куда идет стая. Я чувствую себя тогда не
таким одиноким.
..............
-
/песня: «Несчастный дизертир, не переходи мою границу...»/
-
Карло, не надо меня ненавидеть.
-
Что за глупости ты говоришь?
-
Да, извини меня. Я очень нервничаю и все преувеличиваю.
-
Что ты сказала Коломбе? Ничего?
-
Ничего. Я ничего никому не сказала. Надо было бы слишком многое объяснять.
Позвоню из Ровиго.
-
Присядь, постарайся немного отдохнуть, ты бледна. Присядь туда.
-
Спасибо. Карло, клянусь тебе, я ни о чем не думала.
-
Я знаю.
-
Это правда, я даже не могу себе представить мое существование без тебя. Не могу
об этом думать. Но ради тебя, ради твоей жизни, ради того, чтобы знать, что ты
счастлив, я смогла бы от тебя отказаться сию же минуту, смогла бы не видеть
тебя больше.
-
Я знаю. Я знаю, дорогая. Не бойся.
-
В Болонье наймем машину, так будет надежнее.