GRUPPO DI
FAMIGLIA IN UN INTERNO (L.VISCONTI)
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В
ИНТЕРЬЕРЕ (Л.ВИСКОНТИ)
-------------------------------------------------------------
Производство Рускони Фильм
Фильм Лукино Висконти
В главных ролях: Берт Ланкастер и
Хельмут Бергер
«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ»
В ролях: Сильвана Мангано, Клаудиа
Арсани, Стефано Патрици, Эльвира Кортезе, Филипп Эрсан, Жан-Пьер Золя, Умберто
Раго, Энцо Фьермонте, а также Ромоло Валли.
Сюжет: Энрико Медиоли
Сценарий: Сузо Чекки д-Амико, Энрико
Медиоли и Лукино Висконти
Художник-постановщик: Марио Гарбулья
Композитор: Франко Маннино
Монтаж: Рудджеро Мастроианни
Оператор-постановщик: Паскуалино Де
Сантис
Продюсер: Джованни Бертолуччи
Режиссер-постановщик: Лукино Висконти
- Изумительно! Сказать нечего. Да,
конечно.
- Простите, я освобожу вам здесь
место...
- Нет-нет...
- Прошу вас.
- Это не нужно. Я лучше пройдусь и
посмотрю лоджию.
- Пожалуйста, только там беспорядок, я
провожу вас.
- Не волнуйтесь, я сама разберусь.
- Итак, профессор?
- Ну что ж, работа изумительная, как я
уже сказал. Но я не могу...
- Только не говорите, профессор, что
это слишком дорого. В прошлом году на «Сотбиc» вы заплатили сумму в 3 тысячи фунтов
стерлингов.
- Совершенно верно.
- Профессор, что вы, я сам выписывал
комиссионные на сумму в 3 с половиной тысячи фунтов.
- Нет, это меня весьма удивляет. Во
всяком случае, вы должны согласиться со мной, что за этот год цены изменились.
Еще вчера ко мне поступил запрос...
- Здесь есть кто-нибудь? Можно? Я могу
вас попросить об одном одолжении?
- Конечно, синьора.
- Мы оставим ее здесь, а вы немного
подумайте.
- Я уже подумал. И, кроме спорной
цены, сейчас неподходящий момент. Я должен платить налоги, делать ремонт...
Унесите ее. Я не хочу брать на себя такую ответственность.
- Не беспокойтесь. Сегодня сделайте
нам одолжение: мы должны поехать посмотреть кое-какие картины на виа Кассиа, и
не хочется брать эту вещь с собой, - вдруг украдут. Сегодня вечером мы пришлем
к вам за ней, и ее заберут....
- Иначе я вам сам ее отошлю.
- А я хочу надеяться, что за это время
вы поменяете свое намерение.
- Я никогда не меняю своих намерений.
- Прошу вас! Счастливого пути! До
скорого свидания.
- До свидания.
- Очень жаль, вы упускаете такой шанс.
- Я так решил. Всего доброго.
- Они ушли?
- Да, да, только что.
- Хорошо.
- Прошу меня извинить, вы - владелица
этой картины?
- Что? Да ради бога, еще чего! Вы
уверены, что она стоит столько денег? Хорошенькая парочка проходимцев, эти
двое. Они скупщики краденого?
- Скупщики краденого? Они владельцы
парижской галереи «Бланшар». А разве вы пришли не с ними?
- Я никогда их не видела, мы
столкнулись в ними в лифте.
- Тогда чему же я обязан такой чести?
- Ваш привратник и служанка сказали мне,
что тут есть пустая квартира на верхнем этаже, и я хочу ее снять.
- Снять? Нет, об этом не может быть и
речи, я собираюсь перенести туда большую часть моей библиотеки, здесь больше
нет места.
- Прошу вас, не надо , я посмотрела
вашу квартиру, - есть много места в коридоре, в подсобных помещениях... И вот
что еще хочу добавить: если вы поменяете ваши книжные полки, у вас освободится
очень много места.
- Благодарю вас за совет.
- Мой муж за всю свою жизнь не прочел
ни одной книги, - и я думаю, он правильно делал, - но у него есть мания:
заставлять книгами комнаты. ПО-моему, это безумие, ну да ладно. Одним словом,
он купил книжные полки, но не металлические, - я их терпеть не могу, - нет, из
дерева он сделал книжные полки, из вишневого дерева, - вы не представляете
себе, сколько книг там помещается!
- Я не хочу покупать новые книжные
полки, и эта квартира не сдается.
- Но разрешите по крайней мере
посмотреть...
- Что посмотреть?
- Квартиру. Может, она мне вообще не
понравится, - тогда весь этот разговор ни к чему. А вам не нужно никуда идти,
мне ее покажет ваша служанка, ее зовут Эрминия, - так, кажется? Эрминия! Она
сказала, что служит у вас уже 25 лет. Вот это действительно я бы назвала
удачей.
- Эрминия! Эрминия!
- Профессор очень любезно
согласился....
- Принесите ключи от верхнего этажа. Я
не хочу быть невежливы, но хочу еще раз повторить, что...
- Хорошо, хорошо. Пока посмотрим. Я
столько лет уже смотрю на эти окна! Я ставлю машину здесь недалеко, на пьяцца
Кампителли, когда приезжаю. Теперь так трудно найти место, что ее поставить.
- Ну что?
- Дорогая... Это моя дочь Лиетта.
- Привет!
- Да, простите, я совсем забыла. Меня
зовут Бьянка Брумонти.
- А что вы делали все это время? Ну
так что, пойдемте?
- Тише, ситуация очень трудная.
..........
- Красиво! Напомни мне потом спросить
у Стефано, не знает ли он владельцев какой-то галереи «Бланшар». По-моему, они
воры.
- Да нет, это известная галерея,
парижская. Конечно, они могут быть при этом и ворами, как ты сказала.
- Я не открываю окна, потому что они
заперты, и, как я вам уже сказал, я очень тороплюсь.
- Лиетта, иди сюда, помоги!
- Синьора, прошу вас, немного такта! Я
же вам сказал: только посмотреть. И вообще здесь такой затхлый воздух.
- Прекрасно! Бьянка, ты гений!
- Потрясающе!
- Не возбуждайся, потому что пока
никто нам эту квартиру не сдает.
- А почему?
- Наверное, он хочет сохранить ее для
мышей.
- Да нет, он просто денег хочет
побольше.
- Вы ошибаетесь.
- Мама, иди посмотри!
- Почему вы не хотите сдать нам эту
квартиру, если она сдается?
- Я уже в самом начале сказал вашей
матери, что эта квартира не сдается. Но ваша мать настояла на том, чтобы
осмотреть ее.
- Это не мой сын, слава богу. Как
теперь принято говорить, это сын своих родителей.
- Бьянка, оторви зад от стула и сбегай
вниз, быстрее! Тут твою машину увозят.
- Что здесь делает Конрад? Прошу
прощения.
- Но я его не вижу.
- Я его видела.
- Почему он остался внизу?
- НЕ знаю. Он сказал, что не пойдет со
мной, потому что у него назначено свидание с тобой.
- Свидание со мной? Я же была в тот
момент, когда вы договаривались, что ты заберешь его.
- Ах, да, я забыл. Мне жаль, что
получилось недоразумение.
- Дайте я сделаю, вы весь
испачкаетесь.
- У тебя сейчас внизу полицейский
тягач увозит машину.
- А ты не мог им помешать?
- Полицейские ее увозят, но т ведь
никогда не даешь мне ключи от своей машины.
- Ах ты ублюдок! Ну так что, покажешь
мне свой роскошный притон?
- Не дури! Лиетта, Стефано,
посмотрите, увезли уже машину или еще нет, и попробуйте догнать ее на своей.
...
- Синьорина, месье Бланшар у себя?
Да-да, это я. Бланшар, мой консьерж еще у вас? Тот, который занес вам картину.
Жаль. Жаль, говорю, потому что теперь вам придется найти кого-нибудь, чтобы
принести ее ко мне. Я передумал, я покупаю ее. Продана? Как это? Когда? ...
............
- Адвокат Микели.
- Проходите, Микели, проходите.
- Я только на минуту.
- Нет-нет, заходите. Что вы делаете?
- Вчера вечером мне позвонила маркиза
Брумонти, с которой вы знакомы...
- Я видел ее, но она не из моих
знакомых. Она меня не интересует. Надеюсь, вы не по этому поводу сюда пришли?
- Вот, профессор, мы принесли вам
картину. Только не говорите, что вы недовольны. Мы ее специально для вас
купили. Куда ее поставить?
- Эти господа с вами?
- Мы ее купили.
- Как я вам уже сказал, вчера вечером
мне позвонила маркиза Брумонти.
- Да-да, как Башет (??), она позвонила
с очень интересным предложением. Как ваш управляющий, я должен выслушивать все
ваши предложения и двать вам совет. Микели, прошу вас, ближе к делу.
- Это все мы виноваты. Я знаю
прекрасно, насколько мама может раздражать посторонних. Но, поверьте, это очень
важно, всего на год. Сдать эту квартиру. Всего на один год. Если бы вы знали,
как это важно , вы бы сдали ее бесплатно.
- Видите ли, синьора Брумонти,
возможно, вчера не уточнила, что речь идет о том, чтобы сдать квартиру всего на
год, всего на один год. Поскольку я знал, что вы не собираетесь ремонтировать
библиотеку до весны, я решил...
- Нет, простите, в Риме полно
роскошных домов, которые прекрасно вам подойдут.
- Но мама отказывается их смотреть.
- Как я уже сказал, маркиза Брумонти,
синьорина - ее дочка, и ее жених
- Ну, не жених, - он... мы с ним
только собираемся совершить помолвку. И мама не против, чтобы мы здесь жили с
Конрадом.
- С Конрадом?
- Ну да. Вы его вчера видели. Он...
собственно, для него и снимается эта квартира.
- Вы очень откровенны, синьорина, и я
вам буду отвечать так же откровенно. Я не собираюсь спешить с переносом книг
наверх. Но я старый человек, невротик, может быть, даже истерик, и меня
тревожит появление в доме новых людей. Я очень дорожу соблюдением
формальностей. Именно поэтому я отказываюсь.
- Вы не старый и вы не невротик, а
совершенно очаровательный мужчина. Конечно, может быть, вы слегка маньяк,
слегка маниакальны, как все интересные люди, но ваши мания - это картины. Не
говорите, что она вам разонравилась. Мама была права, когда говорила, что ваш
антиквар - вор. Они запросили с вас такую сумму... Нам они продали эту картину
за гораздо меньшую сумму. Эти двое хотели воспользоваться вами только потому,
что вы
коллекционируете эти вещи. Но вот теперь с вами мы квиты, профессор. Эта
картина стоит трехмесячной квартплаты, которую вы получаете в задаток.
..................
- Что происходит? Господи боже мой!
Господи, что происходит? Помогите, помогите. Что там случилось? Вы что, с ума
сошли? Все падает. Доменико, Доменико. Есть там кто-нибудь?
- Добрый вечер, профессор,
- Добрый вечер. Что происходит?
- Я чуть не сошла с ума. Еще немного,
и совсем бы рехнулась. Вы не слышали, что тут происходило: такой шум, такой грохот,
толчки, все мокрое. Сейчас уже не так сильно течет. Но вы бы видели, что было,
как все рушилось. Просто как во время войны. Я звонила адвокату Микели, но его
не было, я хотела вызвать полицию, но Доменико не захотел. Он сказал, чтобы я
вначале с вами поговорила.
- Да помолчите немного! Принесите мне
ключи от верхней квартиры. И электрический фонарь.
.............
- Это была настоящая бомбардировка.
Вызывайте адвоката Микели.
- Кто там? Это ты , Мауро?
- Весь мой дом завален кусками
штукатурки, отовсюду течет вода. НО теперь, когда я увидел, что вы натворили, я
удивляюсь, что дом еще вообще стоит. Это непростительно. Вы сошли с ума.
- Это вы сошли с ума. Вошли сюда как
вор, никого не предупреждая. Я бы мог и выстрелить.
- Я рад, что остался жив. Хотя бы для
того, чтобы слышать, как вы будете оправдывать все это безумие.
- Я у себя дома и делаю все, что хочу.
Вы сказали, что работы могут начинаться. Даже если контракт еще не подписан.
- Речь шла о ванне , о замене ванны.
Это единственное, что оговорено в контракте. При таком положении вещей я
поостерегусь подписывать контракт. Более того, я подам иск о возмещении
убытков.
- Прошу прощения, я знаю, что контракт
о найме квартиры - это кусок бумажки, который должен быть предъявлен только в
случае необходимости. Но контракт о продаже вскоре будет подписан.
- Контракт о продаже?
- Да. Потому что сумма задатка явно
свидетельствует о продаже.
- Речь идет о контракте о сдаче в
аренду, который не подлежит продлению, годовом контракте.
- Пойдемте, я бы хотел, чтобы вы
прояснили этот вопрос с синьорой Бурмонти в моем присутствии.
- Как вам угодно.
- Не существует ни одного шанса, что
синьора Брумонти откажется подтвердить вам это.
- Вы вызвали адвоката Микели.
- Адвоката Микели нет дома. Но я
сообщила, чтобы он позвонил вам в любое время.
- Спасибо.
- Послушайте, принесите мне виски.
Простого виски.
- Я не держу дома виски.
- Идиот! Всегда путаю. Звоню в
лондонскую квартиру, а надо в парижскую. И эти телефонные звонки тоже включите
в список возмещения убытков. У вас действительно в доме нет виски - или вы не
хотите мне давать?
- Если вы хотите, есть вино.
- Я рад, что вы не полный трезвенник.
Тогда принесите мн екрасного вина. Это ты? Ну что, паскуда? Рассказывай о своей
последней подлости. И не пытайся обдурить меня, если не хочешь меня сильно
задеть.
- Какую подлость? С квартиркой, с
квартиркой, радость моя. Тогда я тебе все проясню. Да-да. Или тут найдется еще
другой человек, он тебе получше все пояснить.
- Да как ты смеешь со мной так
разговаривать, ничтожество.
- Синьора, это Профессор. Дайте мне
сказать несколько слов.
- Алло, дайте мне Конрада.
- И не болтайте ерунды. Я не говорю
ничего такого, что не соответствовало бы
действительности.
- Завтра я вызову моего адвоката.
- Прошу вас, дайте мне Конрада. Я
приеду и все проясню. Это недоразумение.
- Но ты можешь предоставить свои
объяснения мне. Ты думала, что я буду тебя ублажать тебя еще годик, и этого с
тебя хватит? НЕ получится. Да, я сегодня же с тобой попрощаюсь, маркиза
дерьмовая.
- Так хорошо? Отвратительно. Спасибо.
Спокойной ночи, Эрминия.
- Хорошо, вот и с этим покончено.
- Мне не нравится вмешиваться в дела,
которые меня не касаются, и, кроме того, я не очень понял...
- Вы поняли, Профессор, чем они
богаче, тем омерзительнее, тем вульгарнее, вульгарнее внутри. Понимаете, что я
имею в виду? Черт побери, что же случилось?
- Это ничего. Если бы вы увидели
остальную часть квартиры... Заставьте их выплатить возмещение убытков, в
миллионной сумме, - послушайтесь меня , в миллионной сумме.
.............
- А когда вышла эта пластинка?
- Мне ее прислали из Нью-Йорка, она
только что появилась. Здесь есть прекрасная ария Моцарта. «Vorrei spiegarvi
, o Dio». Я
очень давно хочу ее послушать, можно?
- К сожалению, мне никогда не удается
посещать концерты, но по крайней мере пластинки... Так лучше.
- Я обожаю Моцарта. Я хочу позвонить,
простите. Я ждал там, наверху, одного друга.
Это Конрад. Кто подходил, Мауро? Скажи ему, чтобы не приезжал. Я сам
заеду, если получится. Хорошо? Еще минутку. Джейн? А кто же еще это может быть?
Слушай, ты по-прежнему завтра собираешься в Сент-Мориц. Постарайся это устроить
потому что если получится, я тоже с с тобой поеду. Я один, один, дурочка. Это
Артур Девис?
- Нет, нет, я не тебе. Я перезвоню.
Ладно, пока. Я перезвоню позже. Это работа Артура Девиса, правда?
- Это безусловно английский живописец
18 века. У одних моих друзей есть картина Артура Девиса, пейзаж с фигурами,
очень похож.
- Да, возможно. В этой картине,
которая у моих друзей, в центре, а не сбоку, как у вас, то же самое строение.
- Во всяком случае, эта картина была
написана в середине 18 века. Я возьму у них фотографию и принесу вам.
- Вы разбираетесь в живописи?
- Не сказал бы. Но эту картину я знаю
детально. Она висит рядом с телефоном.
- Кто это, Марчелло? А кто еще,
Дэниель? Еще? А что ты будешь делать потом? Нет-нет, с меня на сегодня
достаточно, меня и так крупно провели. Завтра расскажу, пока.
- Странный дом. Он мне не нравится.,
но очень воздействует на меня, гипнотизирует. Прошу вас, не беспокойтесь,
дорогу я знаю. Жаль, что эта история так плохо закончилась, мне было бы приятно
иногда заходить поболтать с вами. Спокойной ночи, Профессор.
- Спок. ночи.
- И чтобы спать спокойно, рекомендую
вам отключить телефон: рано или поздно перезвонит синьора Брумонти. Извините.
......
- Я не хочу разговаривать с вашим адвокатом, эти ваши дела меня не
интересуют. Да, тут сломали стену, Неужели вы думаете, что я прилетела сюда из
Парижа только для того, чтобы сказать вам, что дико переживаю, что тут вам
сломали стену?
- Вы это называете сломали стену?
- Дорогой Профессор, хотя у меня и
есть некоторые личные причины, которые позволяют Конраду представить свою
версию этого контракта, и который меня тоже заставляли представить такую
версию, это не значит, что вы можете вмешиваться в мои дела. Почему вы собираетесь
морочить голову г-ну Гюбелю?-
- Я никому не собираюсь морочить
голову, тем более г-ну Гюбелю, которого я не знаю.
- Так я вам скажу , кто это. Это
Конрад. Он мой содержанец. Понятно? Мой любовник, которого я содержу. Господи,
до чего я дошла!
- Мама, что происходит? Когда ты
приехала?
- Несчастный безмозглый дурак,
немедленно заставь привести все в порядок, как было раньше.
- Но ты же мне сказала...
- ... все как, было раньше! Ясно?
- Я хотел поговорить с вами.
- Где Конрад?
- Я не видела его.
- Вчера вечером мы заехали в 74, но
было уже поздно. Он сказал, что собирается прошвырнуться в Сент-Мориц в эти
дни, пока ты в Париже. А ты не предупредила его, мама?
- Нет, я внезапно все решила, и
прилетела сюда первым же самолетом.
- А в чем дело?
- Ты что, не знаешь? Этот дефективный
сказал ему, что я купила ему квартиру, так что теперь мне придется ее покупать.
- Послушайте! Истерики вашей матери
меня не касаются. Люди, которые теряют контроль над собственными действиями,
меня не интересуют. Я не хочу высказывать оценки, которые столь же бессмысленны
будут, как и драма, в которую вы хотите меня впутать. Я повторяю вам свое
решение - и все. Если, как вы говорите, адвокаты уже подписали этот контракт,
если вы обещаете, что восстановите все в прежнем виде за ваш счет, можете
оставить эту квартиру на год, если не хотите больше - скажите мне, и я выплачу
вам стоимость картины. И прошу вас оставить меня в покое.
- Хорошо. Мы ошиблись. Просто мне
казалось, вы такой понимающий человек. Я обещаю вам больше не говорить делах
нашей семьи. Я объясню Стефано, - и вы объясните Стефано - все, что надо
сделать наверху, но только не забывайте, что мы раньше договорились, что там
будет заменена ванна, вдвое больше той, которая там стоит сейчас. Почему вы
смеетесь, Профессор?
- Мы словно говорим на двух разных
языках. Между нами не может быть никакого взаимопонимания.
- Это так смешно?
- Это так трагично, к сожaлeнию. Я
просто потeря контакт с такими людьми. Мы хотим показать вам новый план
квартиры. Стены, которые бы мы хотели сломать, отмечены желтым цветом.
Посмотрим, значит, так...
- Я могу позвонить?
- Да-да, телефон вон там.
- Значит, это ... это хорошо. Да, это тоже хорошо.
Нет,нет, вот это нет.
- В чем дело? Он не работает? А знаете
что: штепсель был выдернут. Что?
- Штепсель, да, я забыл вчера.
- А потом вы жалуетесь, что у вас нету
контактов с действительностью.
- Я не жалуюсь.
- Чего же тут удивительного? Джейн,
как поживаешь? Я знаю, что ты собиралась ехать в Сент-Мориц. Кто к тебе
пристал? Джейн, да что ты мне морочишь голову? Все ведь знают, чем ты
занимаешься. Стефано, это все плохо получилось. Слушай, куда ты делся, мы тебя
искали? Куда ты пропал вчера вечером?
- Я был здесь, слушал музыку.
- Здесь? А вы мне не сказали, почему?
Ты знаешь, мама приехала. Вы поссорились?
- Нет-нет, совсем не поссорились. Я
просто бросил ее.
- Она в полной истерике.
- Я заехал к моим друзьям, взял у них
вот эту фотографию. Посмотрите.
- Интересно. Мы продолжим позже.
- Действительно интересно. А по
фотографии судить трудно. Дело не только в пейзаже, дело в технике. Деревья,
простите, выглядят не так, как у других художников этого периода.
- Мне кажется, это действительно так.
- Вы изучали историю искусства?
- Я начал изучать ее в университете.
Мн еочень нравилось.
- А почему вы перестали?
- Это были трудные годы. 68-й, я очень
увлеченно участвовал в студенческом движении, потом влип в неприятности, бежал
оттуда, и в конечном итоге оказался среди этих людей.
- Не может быть сомнений. поздравляю
вас. Не знаю, почему мне самому не пришло мне это в голову, ведь из моих картин
эта наиболее документирована.
- Пойдемте.
- Конрад здесь, значит, я была права?
Вы не поссорились?
- Почему он тебе об этом говорит, - он
должен мне об этом говорит.
- Мама, потом. Я сказала маме, что т
не обижен. Так что обиделась она по этому поводу, прошу тебя, позвони ей.
- С ней у меня все кончено.
- Но ведь ты сказал, что вы не
поссорились?
- Все равно кончено.
- А почему же ты позволяешь, чтобы
тебе покупали квартиру?
- Это искушение, но я от него
отказался.
- Прошу тебя, сделай что-нибудь. Я не
хочу, чтоб она была в таком состоянии. Профессор, Профессор, скажите вы, может
быть, тогда он...
- Нет-нет, прошу вас. Воздуха, хочу
свежего воздуха.
- Если ты рассчитывал найти свежего воздуха
рядом с Джейн, то ошибался. Куда ты?
- Во Фьюмичино.
- Прекрасно, прекрасная мысль.
- Еду к Бобби.
- Я поеду с тобой. Прогуляемся по
морю. Бобби - это наши друзья, которые купили великолепную яхту. Она должна
была быть готова в июне, но они получили ее только сейчас. Конрад, прекрасная
мысль. Поехали. А ты остаешься здесь?
- Почему это я остаюсь здесь?
- Заниматься домом, - и, кроме того,
мама тебе может тебе позвонить.
- Я не собираюсь с ней говорить..
- Что касается строительных работ,
лучше пусть профессор сам поговорит со страшим мастером.
- Фотографии оставьте, Проф. Если
захотите посмотреть картину, скажите мне.
- Послушай, мне надо съесть бутерброд,
я плохо себя чувствую.
- Я не могу здесь оставаться.
- Послушай, но у меня судороги,
спазмы.
- Проф., у вас не найдется ломтика
хлеба?
- Всего две секунды, Конрад.
- Эрминия, Эрминия.
- Лиетта, давай быстро.
- Идите сюда.
- Так что я могу вам предложить?
- Стефано, Конрад, идите сюда, идите
посмотрите. Проф. прятал тут от ас настоящее сокровище. Послушай, лучше вам
будет поехать на своей машине. Может быть, я останусь во Фьюмичино.
- Что ты задумал?
- У меня есть свои планы во Фьюмичино.
- Не дури. Стефано, хочешь
попробовать?
- Да, спасибо. Дайте стакан.
- Одну минуту. У этого немного острый
привкус, я уверен, вам понравится.
Эрминия, дверь.
- Да-да. - Нет-нет, я сам схожу,
продолжайте.
- Проф., будьте добры, прогоните их
всех отсюда. Я могу попробовать?
- Нет-нет, еще не готово. Наберитесь
терпения, прошу вас. Эрминия не привыкла к такому беспорядку вокруг себя.
- Это он не привык. Он даже не может
слышать, как я хожу по дому.
.........
- Ты идиот! Он не хотел сдавать
квартиру, я заставила его сдать. Он не хотел, чтобы здесь проводились работы -
но м их проводим теперь. И я бы убедила
его продать квартиру, но ты решил быть хитрее всех. И все развалил. Ты мнительный, низкий, мелочный
человек. Я стыжусь того, что сделала для тебя, из-за тебя я стала противна себе
самой. Я тебе этого никогда не прощу,
никогда. Куда ты? Иди сюда.
- Пусти меня! Пусти, я сказала.
- Плевать мне на твою квартиру.
- Пусти меня!
- Но ты не должна издеваться на до
мной, делая вид, что даришь мне такие вещи.
- Пусти меня!
- Ну давай, кричи, чего ты ждешь?
- Да.
- Профессор, послушайте, я решила, что
вы поедете с нами во Фьюмичино вместе с нами, мы вернемся самое позднее сегодня
вечером, вместе поужинаем, поедим жаркое Эрминии и обговорим все изменения на
верхнем этаже. Я уверена, что Эрминия готовит что-то изумительное.
- Да, потрясающее. Жаркое - что еще?
- Жаркое с артишоками.
- Прекрасно. Ну так что, поехали?
- Куда поехали?
- Конрад везет нас во Фьюмичино.
Посмотреть на яхту Бобби. Профессор поедет с нами. Там изумительный ветер -
трамонтана, поэтому море выглядит прекрасно.
- Море всегда прекрасно из-за своего
цвета, шума. Я не понимаю, как греческие скульпторы могли сосредоточиться на
своей работе и породит столько красоты, в то время как всегда у них перед
глазами было это увлекательное зрелище, от которого нельзя оторваться. Мне бы
этого хватило на всю жизнь.
- Так поезжайте с нами.-
- Нет, ни в коем случае.
- Почему?
- Почему? Что вы настaиваете, Проф. не
любит таких развлечений, ему нравится
сuдеть в одиночестве.
- Все твердят, что лучше сидеть в
одиночестве, но это неправда. Но ведь он действительно живет один, это правда.
Проф. , скажите правду, что за тайна кроется в ваше й жизни? Для меня вы
- великолепный мужчина. Вы были великолепны и еще сегодня выглядите
замечательно. Почему вы решили вести такой образ жизни?
- Видите ли, если живешь вместе с
другими людьми, надо думать о людях, а не об их произведениях. Нужно страдать
вместе с ними, заботиться о них. И кроме того, кто-то написал: вороны летают
стаями, а орел летает один.
- Получили то, что хотели? Пошли,
Конрад. До свидания, Профессор, увидимся за ужином. Идет?
- Хорошо. Но в Библии сказано: горе
одинокому, потому что когда он упадет, не будет никого, кто даст ему руку
помощи.
- Конрад, Библия!
- Спасибо, Профессор, до вечера. .....
- Эрминия, приведите все в порядок.
- Да, сейчас.
- Это не они. Я думаю, тут какое-то
недоразумение. Они бы приехали. Он такие образованные, вежливые.
- Они не образованные и не вежливые,
как вы говорите. Это пустые, глупые и,
самое, главное, бессмысленные люди. Я не буду ждать ни минуты.
- Как угодно.
- Здравствуйте, Профессор.
- Здравствуйте. Вот образцы.
- Образцы? Но я уже более 3-х
недель не общался с этими людьми.
- Одним словом, решайте сами, ведь дом
принадлежит вам, выбирайте, что вы хотите.
- Понимаете, что касается стен, еще
ладно. Но это мы решим немедленно.
- Хорошо. Но раз так, посмотрим. Для
кухни, мне кажется, вот это подойдет. Это хороший цвет. Да-да.
- Профессор, Профессор, откройте нам
на минутку, мы должны вам кое-что отдать. Мы даже заходить не будем, только
отдать, это секундное дело. Это
сюрприз, Проф., откройте нам, пожалуйста. Это сюрприз. Мы увидимся завтра,
Профессор.
- Я сейчас вам открою.
- Здравствуйте, Профессор, мы решили
привезти вам один подарок. Это просто чудо, Профессор. Завтра мы разглядим его
получше. Жаль, что у вас всего две постели.
- Профессор, где мое открытие?
- Открытие? Ах, да, оно там.
- Я должен забрать.
- Почему меня? Почему меня?
- Познакомьтесь, это Симона.
- Он ничего другого говорить не умеет.
Говорит не переставая.
- Я никогда не держал их в доме. Они
должны жить в своей естественной среде.
- Почему меня? Почему меня?
- Я должен идти., у меня дела.
- Наш Конрад скучал на корабле. И все
время сидел в каюте. Вы очень зря не поехали с нами, Профессор.
- Не верьте ей, все наоборот, там
стояла отвратительная погода. Профессор, сегодня ночь он должен провести у вас.
- Я должен поговорить с вами.
- Поговорить?
- Да. Разве вы забыли? Мы должны были
обговорить все изменения на верхнем этаже.
- Идите сюда, посмотрите, что я
обнаружил: комнату со скелетами. Наш хозяин - Синяя Борода.
- Неплохо!
- Что значит неплохо? Просто
гениально. Она уже здесь была или вы ее устроили?
- Она была. Она очень многим людям
пригодилась во время войны. Должен сказать, нничего интересного, комната как
комната. Моя мать - она была итальянка, - она оказалась в Риме, когда началась
война, и в этой комнате пряталось очень
много политических оппозиционеров, партизан, евреев. Меня здесь не было, я был
в Америке, когда началась война, и вернулся в Италию с Пятой армией.
- Профессор, мы уже уходим, я на ногах
не стою. Я пойду возьму свое одеяло.
- Вы меня немного разочаровали. Я была
совершенно уверена, что Симона вам понравится.
- Почему меня?
- Ну вот, я готов. Так что я снова
смогу спать у вас над головой. Но никто не должен об этом знать , вы поняли?
- Хорошо.
- Пока. Спокойной ночи, Профессор.
Бьянка думает, что он уже уехал в Вену. А мы жили целый месяц все в одной
каюте. Ладно, хватит об этом. Пока, Профессор. Пойдемте, спокойной ночи. Пока,
Конрад, пока.
................
- Кто там? Стойте! Господи, что это
было? Я сейчас вызову полицию.
- Никого не вызывай, это не твое дело.
Помоги мне выбраться отсюда.
- Хорошо, я сейчас снесу вас вниз.
...Нет-нет, не двигайтесь, лежите спокойно.
- Где я?
- У меня дома. Вы теряли сознание два
раза, пока я тащил вас сюда. Я сейчас приду.
- Подонки, убью!
- Ложитесь. Вы знаете, кто на вас
напал?
- Я? Нет, а что?
- Но мне показалось, что...
- Они напали на меня со спины.
- Но я видел их обоих и уверен, что
опознал бы их. Просто...
- Просто что?
- Вы меня настойчиво просили не
вызывать полицию, поэтому я решил, что вы их знаете, что речь идет о ссоре, о
сведении счетов. Но в таком случае я вызову полицию!
- Постойте...
- Но мой долг состоит в том, чтобы
помочь вам, вызвать полицию.
- Нет, у вас нет никакого долга, а я
не хочу иметникакого дела с полицией. Они все равно не найдут этих подонков.
Сейчас столько мертвецов, столько
убитых каждый день, на каждом шагу, во всех газетах убийства, похищения,
изнасилования, забастовки, терроризм, - а из-за какой-то разбитой губы...
Нет-нет, полиции нет до этого дела. И, кроме того, всегда найдется рядом
какой-нибудь ублюдок-репортер, который напишет: молодой человек, связанный
нежной дружбой (так они пишут) с Бьянкой Брумонти, женой богача-фашиста. Вот
чем кончится все дело. А там кровь?
- Да-да, там будут пятна. Надо
почистить, помыть. Я скажу Эрминии...
- Послушайте, я вам уже сказал, что
никто не должен знать. Пустите меня.
- Лежите спокойно, я сам, я там все
сам вымою. Не двигайтесь. И послушайте моего совета: давайте вызовем доктора.
- Нет-нет!
- Но это необходимо, он сможет помочь
вам.
- Я уже скоро встану на ноги.
- Хорошо, хорошо.
- Профессор!
- Да?
- Я мог бы остаться здесь? Мне одному
оставаться ночью наверху страшно.
- Конечно, конечно, оставайтесь, если
хотите. Я скоро приду.
- Так унизительно, когда у тебя разбито в кровь лицо. Лучше умереть,
но спасти лицо. А так просто посмеются над тобой - и все. Слышишь, проучили
этого придурка!
- Хотите, я принесу вам
успокоительное?
- Нет, я никогда их не принимаю. ....
Профессор, откройте! Откройте, Профессор! Что вы сделали? Вы заперли меня тут.
- Просто Эрминия встает очень рано.
- Простите, у меня нервы ни к черту не
годятся. Нет-нет, оставьте открытой, а то у меня ощущение, что я в ловушке.
Вдобавок ко всему, что вы обо мне уже думаете, теперь вы еще будете думать, что
я трус. А вас никогда не приходилось бояться?
- Приходилось, да, приходилось
бояться. Во время войны мне приходилось бояться. НО бывает худший страх.
Например, страх отказаться от своей профессии, страх начать все с нуля...
- От своей профессии?
- Да, я занимался естественными
науками.
- Странно, я так и думал, что вы
профессор точных наук.
- Так было.
- Было?
- Да. Потому что цена прогресса - это
уничтожение. Я начал осознавать, что соврeменная наука не может оставаться
нейтральной к результатам своего практического применения, и что использование
науки в современной общественной ситуации...(???)
...............
- Почему меня? Почему меня? Почему
меня?
- Это животное уже здесь? Значит, дети
у Профессора?
- Нет-нет, они приходили вчера
вечером. Он сильно вам надоел? Я могу позвонить?
- Сейчас я принесу вам телефон.
- Простите, я думаю, что скоро и у нас
наверху уже поставят телефон. Простите, Профессор, я зашла взять телефон.
- Там пришла синьора, которая снимает
квартиру на верхнем этаже. Я помешала?
- Нет-нет, я рано проснулся. Пришел
сюда поработать и внезапно заснул. Принесите сюда, пожалуйста, и пусть войдет
синьора. Телефон в гостиной, синьора. - Спасибо. - Почему меня?
- По-моему, он умирает от голода.
- Эрминия, приготовьте мне кофе.
- Алло! Это я , Бьянка. Да, я в
гостиной, да-да. Я сейчас приеду, просто я должна купить что-нибудь поесть для
дрозда. - Почему меня? - Нет-нет, у меня уже назначено свидание. Они приехали.
Даниэле, Даниэле, иди сюда, быстро. Даниэле, как поживаешь? Синьорина, дайте
мне вашу сумочку. Спасибо. - Ой, простите, синьора, простите.
- Ну, наконец-то. Вот и приехала наша
американочка, вернулась. Помоги ей.
- Да-да, сейчас. Ну, поздоровайся с
Луизой. Тебе не нравится мой дом? Улыбнись маме. ОН такой робкий, синьора?
- Поставьте на стол. Синьора Брумонти
попросила у меня чашку кофе, я могу ей подать?
- Конечно.
- Я спал 16 часов подряд, почему в
ыменя не разбудили?
- Спать очень полезно и, кроме того,
вам бы тогда не удалось выйти незамеченным. Сегодня утром была синьора
Брумонти.
- Она спрашивала обо мне?
- Нет, она зшла позвонить и забрать
кое-какие вещи, кторые Эрминия принесла ей сверху. Весь день было большое
движение.
- Эрминия не знает, что я здесь?
- Не-нет, она ничего не заметила.
- Оставьте его в кухне. Этим животным
требуется тепло. Ну как угодно, Профессор.
- Нет-нет, спасибо, спокойной ночи.
- Спокойной ночи, Профессор. Я должен
сказатвам одну вещь, Профессор. В ту ночь я вам солгал. Я знаю, кто на меня
напал и почему. И я ни минуты в этом не сомневался. Могу вам дать любые
объяснения.
- Мне не нужны ваши объяснения. Я не
любопытен. Вам лучше?
- Да. Вы ждете не дождетесь, пока я
уберусь отсюда?
- В каком-то смысле да.
- Хорошо. Спасибо за помощь. Я
понимаю, что вы не хотите быть слишком вовлеченным в это дело.
- Вопрос не в этом. Я привык быть
один, и поэтому ощущать чужое присутствие в доме мне очень мешает.
- Мне нужно сделать пару звонков, и я
избавлю вас от моего присутствия. То, что я вам рассказывал о себе, помните? О
своей учебе в университете, это все правда. И сейчас я хотел выпутаться из
всяких неприятностей - и попал еще в худшую неприятность. Но раньше все было
иначе. Когда-то - а, ладно, плевать мне на все это! Я все равно совсем больше
не верю во все эти дела. Я спал не все время. Я несколько раз просыпался и
думал о том, как много я вам расскажу о себе. Попрошу у вас совета...
- Я не могу давать вам советы. И кроме того, человек в вашем возрасте и с
вашим интеллектом сам может выбрать себе дорогу в жизни и не нуждается в чужих
советах.
- Да, конечно, это все просто.
- Я прослежу, чтобы Эрминия
приготовила вам что-нибудь поесть , и лягу. Вы можете позвонить. Дверь будет
открыта, ключ у вас есть.
.......
- Я хотела все тебе сказать. Только не
говори мне, что виновата во всем я. Только ты можешь мне помочь. ....
- А, мы его разбудили. Если увидишь
красивую форму, поймай ее и обними(запечатлей). Если ыидишь прекрасное
тело, лови его: жизнь так коротка. В могиле нет половой жизни.
- Что ты болтаешь?
- Это ты меня научил. Ты что, не
помнишь? Он говорит, что это стихотворение, написанное Оденом.
- Вы все знаете. Это так или нет?
- Мы заехали, чтобы забрать вещи
раненого, который наконец-то отправляется в Мюнхен.
- Это стихотворение никогда не было
написано.
- Что он говорит?
- Профессор говорит, что я должен
изменить свою жизнь. О-ля-ля!
- По-моему, есть только один смертный
грех - зависть.
- Послушай, дорогая, не болтай ерунды.
- Ладно, сейчас мы уедем.
- Поймите, это просто игра, по сути, в
этом нет ничего плохого. Серьезно. Вы ведь тоже были молоды, правда? Вы были не
таким, как мы?
- Нет, совершенно не таким.
- Жалко, вы многое потеряли.
- Но вы же как-то развлекались? Что вы
делали?
- Что я делал? - Да. - Я учился,
путешествовал, воевал. Я женился, женитьба закончилась неудачно. Потом, когда у
меня появилось время, чтобы посмотреть вокруг, я обнаружил, что нахожусь среди
людей, которых я совсем не понимаю.
- Профессор, не может быть, чтобы мы
так отличались от вас!
- Он прав: общество таково, каково оно
есть. Я хочу все узнать о Профессоре, о его прошлом, о его настоящем.
- О настоящем? В настоящее время я
старик.
- Да бросьте вы это! Я должна
признать, что вы еще очень привлекательный мужчина. По крайней мере, для меня.
Что бы вы сделали, если б я захотела вас поцеловать?
- Я бы вам не советовал, потому что
если вы подойдете ко мне поближе, вы увидите лицо мужчины, который давно уже не
молод.
- Прекрати, глупая!
- Я серьезно. ОН мне очень нравится,
если б он мне предложил, я бы вышла за него замуж.
- Я вам этого не предложу. Я не хочу
быть персонажем комических опер, ревнивым стариком, которого жена обманывает на
каждом шагу. Единственная история любви, которая меня устраивает, -это история
короля Лира, отдавшего все для своих дочерей.
- Поэтому вы решили избежать этого
риска: детей нет - нет и трагедий. И я не буду так поступать: как только один
из этих двух сумасшедших сделает мне ребенка, я его рожу и не буду ни о чем
думать.
- Меня этот путь не устраивает, мне
нужен был бы уже взрослый сын, чтобы многое ему сказать.
- А Конрад вас не устроит? Усыновите
Конрада, он ведь взрослый. Он с удовольствием будет прислушиваться к вашим
советам. Конрад, позволь себя усыновить. Правда, Профессор, уже сегодня вечером
вы должны были бы дать ему 5 миллионов. Дело в том, что Конрад занимается
всякими подпольными делами, поэтому-то ему и набили морду.
- Ничего, 5 миллионов, которые ему
нужны, он получит за квартиру. В конечном счете, за все всегда платит Бьянка.-
- Мне жаль, что все так получилось.
Теперь я должен уехать, завтра к вечеру мне нужно быть в Мюнхене. Я крупно
проигрался, мне нужно заплатить долг.
- Давай быстро. - Да-да! - Ну что? Ты
разрешил себя усыновить? -
- Еще нет.
- Профессор, посоветуйте вашему сыну
не ездить так быстро на машине, на такой безумной скорости, иначе он
разобьется, и вы останетесь без приемного сына, а я без машины. Вы придете на
мои похороны, Профессор?
- Знаете, Профессор, вы будете
единственным приличным человеком в этой похоронной процессии. Придут все
римские шлюхи, одетые в черное, и огромная толпа наркоманов, лесбиянок, и
делегация голубых.
..........
- Простите, синьор Профессор.
- Да, в чем дело, Доменико?
- Тут два синьора хотели бы с вами
поговорить.
- Но я никому не назначал встречи.
- Они из полиции.
- Из полиции? - Да.
- Позвольте сказать два слова,
Профессор. Фельдфебель Бернаи. Нам нужно получить от вас небольшую информацию.
- Я собирался уходить. Синьор Конрад
Гюбель, - мы хотели бы узнать, живет ли он в вашем доме?
- Нет, нет и нет!
- Значит, вы не знакомы с этим
синьором?
- Вы меня спросили, живет ли он в моем
доме, я вам ответил, что нет.
- Простите, но вы его знаете, по
крайней мере?
- Да, я встречался с ним. Он друг
людей, которые снимают у меня квартиру на верхнем этаже.
- Вам придется заехать с нами к
комиссару, так будет лучше.
- НО я занят.
- Лучше, чтобы синьор комиссар сам вам
все объяснил. Дело в том, что этот
синьор Гюбель утверждает, что провел в вашей квартире ночь со 2 на 3
апреля(???).
- Отвезите меня в комиссариат.
...........
- Это просто дерьмо.
- Ты несправедлива, мама. Ему хочется
плевать, глядя на эту картину.
- Но это просто цветовое пятно.
- Для цветового пятна это дороговато.
- Нет-нет, цена правильная.
- По-моему, любая старинная картина
выглядела бы лучше.
- Я зайду к Профессору и возьму у него
одну из его картин. Профессор, вот это радость! Вы пришли за своей Эрминией?
Простите, Профессор, я действительно совершенно бессовестно ее эксплуатировала
в эти дни.
- Я надеюсь, вы здесь закончили,
Эрминия, там внизу вас ждет кое-какая работа.
- Вы находите, что это ужасно? Вы знаете,
потом человек привыкает. Выбирали дети, поскольку жить здесь будут они. Вам не
кажется, что старинная картина здесь...
- Вы знаете, что Конрада задержали на
границе?
- Задержали?
- Полиция.
- Кто? Где? Когда? Конрад же в
Мюнхене. Они сами отвезли его в аэропорт, сразу после круиза.
- Его задержали в машине на границе
вчера вечером. Но это неважно.
- Нет , это очень важно.
- В чем дело, мама?
- Профессор говорит, что Конрад поехал
на машине.
- Это так, мы тебе об этом не сказали,
потому что когда он на машине, ты всегда нервничаешь. А что такое?
- Его арестовали.
- Нет, я этого не сказал. Его
задержали, потому что у них были подозрения. И чтобы оправдаться, он назвал им
мою фамилию. Он сказал, что гостил у меня в доме 2 дня. Все это очень
неприятно.
- Но ведь неправда, что он уехал
только вчера ночью?
- это правда. Он задержался с
отъездом, потом что должен был здесь уладить некоторые дела.
- Терпеть не могу все эти тайны!
Почему вы сразу мне не сказали? Продолжаете секретничать, все время стремитесь
что-то скрыть от меня, держать меня в неведении! А вы, Профессор, тоже с ними
заодно?
- Я не имел ни малейшего намерения, но
я приютил его, поскольку он просил меня об этом.
- Великолепно, Профессор! Вы случайно
не являетесь еще одной жертвой мужских чар Конрада?
- Что вы имеете в ввиду?
- То, что я сказала.
- Мама, прекрати. Только потому, что
Конрад пробыл здесь 2 дня, не сказав тебе об этом... это еще не причина.
- Замолчи, дура. Ты хитра только
тогда, когда нужно придумать какое-то оправдание, чтобы ночь провести вне дома.
Почему он был здесь? Почему он пробыл здесь 2 дня, ничего мне об этом не
сказав? Я же волновалась.
- Нет, ты просто ревнуешь. Ты хочешь
знать, где он находится, каждую секунду в течение суток. Дай ему в конце концов
дышать полной грудью. Профессор, вы не могли бы объяснить, почему Конрад провел
ночь в вашей квартире?
- Послушайте, я вынужден был об этом
говорить в полиции. Поверьте, это стоило мне немало. Я не привык к этому. Они
хотели провести обыск в моей квартире и здесь тоже. Они ищут наркотики. Я
должен вам сказать, что на Конрада в полиции существует карточка, скажем так, и
очень длинная.
- Да, мы знаем об этом, Конрад
участвовал с студенческом движении в Берлине, поэтому его и внесли в картотеку.
- Не болтай глупостей, теперь ты
несправедлива. Ты прекрасно знаешь, почему его
арестовали.
- Да-да, его арестовали, потому что он
принадлежал к группе этих городских партизан.
- Да-да, они строили баррикады. Он
строил баррикады, потому что влюбился в одну фанатичку, отец которой тогда бл
одним из богатейших людей в Берлине. Конрад способен все поставить на службу
своим прихотям.
- Как ты несправедлива.
- Я, возможно, тоже нахожусь во власти
чар Конрада, но это не значит, что я е мог утрезво его оценить. Знаешь, почему
Конрад не хочешь ехать во Францию или даже плыть туда на яхте? Потому что как
только он сунет туда нос, его арестуют.
- Послушайте, что вы за люди? Я не
понимаю. Вы доверяете вашу дочь человеку, которого совершенно не уважаете.
- Я ни на минуты не собиралась
доверяться Конраду.
- Раньше или позже это бы произошло в
этом доме.
- Мама не права.
- Я не собираюсь никого судить.Конрад
может быть даже святым, может, его несправедливо оговорили, - для мене важно
то, что ваша мать считает его ничтожеством, безнравственным ничтожеством и
оставляет ему свою дочь, своих детей, и позволяет им общаться с его знакомыми.
- Поверьте мне, Профессор, не стоит
из-за этого беспокоиться, моей дочери не угрожает никакая опасность.
- Я имел возможность в этой вартире
убедиться в обратном. И говорю вам это на тот случай, если...
- Если у меня были иллюзии? Нет, у
меня не было иллюзий.
- Для меня это было единственным
обстоятельством в вашу пользу. Мне нечего больше сказать. ....
- Синьора сказала мне, что вы бы
совершенно не возражали, если бы я...
- Если вы хотите пойти наверх, идите,
но я больше не хочу видеть этих людей никогда. ......
- Ты очень нехорошо вел себя с
дедушкой. Он же тебя так любит. И он такой одинокий. Ты знаешь, ведь очень
неприятно остаться одному. Когда человек стареет и когда болеет...
- Одному? Да он совсем не один, у него
есть кухарка, слуга, у него есть даже кот, у меня же нет кота!
- Эрминия, немедленно пойдите наверху
скажите этим хамам, чтобы они прекратили этот бардак!
- Да, Профессор, сейчас. Слушаю.
- Это вы, Профессор?
- Да, это я.
- Надеюсь, мы вас не побеспокоили?
- Вы меня очень беспокоите, если
хотите знать. И было бы неплохо, если бы вы для начала сделали тише музыку.
О-кей, спасибо.
- Профессор, вы знаете, нам теперь
поставили телефон.
- Да, мне это кажется достаточно
очевидным, поскольку вы звоните мне.
- Я хотела вам сообщить номер.
- -671013.
- Так что в случае чего звоните. Вы
записали?
- Да, уже записал.
- Алло!
- Профессор, я знаю, что отвлекаю вас,
но вы не ответили на мое письмо?
- На письмо? - Да. - Я не получал
никакого письма.
- Я подсунула вам под дверь сегодня
вечером.
- Хорошо.
- Мне было бы очень приятно получить
от вас ответ. ... Мне что-то подсказывало, что ответа я не дождусь, поэтому я
сама пришла. Это было приглашение. Конрад вернулся и решил отметить новоселье.
Но в последний момент он передумал. В общем, будет пара друзей, в ущком кругу
будем, послушаем музыку, потанцуем, поболтаем. Если хотите, приходите, мы будем
очень рады.
- Благодарю вас, но я ...
- Вы знаете, Конрад был совсем не при
чем во всей этой истории, из-за которой вас побеспокоили.
- Да-да! Вы в тот раз говорили ужасные
вещи, вы меня просто поразили, знаете.
- Да, я потерял самоконтроль, мне не
следовало этого говорить.
- Но вы знаете, все то, что вы
говорили маме насчет Конрада... Он а тоже плохо знает его жизнь, и мы плохо
знаем. Конрад вообще способен на что угодно ради горстки денег, может вляпаться
в любые неприятности. Однажды, когда ему удалось заработать много денег,
выиграть их, он все потратил на подарок маме. Вы знаете, для него очень важно
общение с вами. Может быть, в один прекрасный день в нем проснутся амбиции, о
которых мы даже не подозреваем. Заходите хотя б на минутку. - Нет. - Это все
из-за того вечера? Постарайтесь забыть его, и я должна забыть его. Этого больше
не случится, я вам обещаю. Вы придете?
- Нет, я работаю. Если хотите,
приходите вы сюда ужинать завтра вечером, ровно в девять.
..........
- Это вино из ваших виноградников? А
где они находятся?
- В Тоскане, неподалеку от Ареццо.
- Хорошее. Ну что вы, Профессор, не
тоскуйте, мы почти закончили. Скоро мы избавим вас от нашего общества. ВЫ такой
мрачный, как я вижу. Могу поспорить, что вы не хотели нас приглашать, правда?
Это все Лиетта устроила.
- Нет-нет!
- Честное слово?
- Нет, идея была моя.
- Тогда почему же вы почти совсем не
разговариваете с нами? Мы все мрачные, - это из-за газет. В воздухе витает
атмосфера трагедии. Повсюду происходят такие ужасы.
- Да, у нас дома тоже все очень
мрачно. Я сегодня заезжал домой, - просто кошмар. У папы на фабрике уже неделю
забастовка, он не разговаривает с моим братом, они сидят в полном молчании,
злые, мрачные, точно так же, как вы, Профессор. НО у вас нет ни бастующих
рабочих, ни сына, который строит из себя марксиста. Вы окружены спокойными,
блажeнными персонажами картин, не знающими никаких проблем, все они симпатичны.
- Вы знаете, среди них у меня есть
свои любимчики - и свои противники. В течение долгого времени я питал
склонность к семье Сивилл(??) и даже перенес их к себе в спальню, чтобы видеть
их вечером и утром. Но потом у меня возник конфликт со старшей дочерью.
- А с кем вы будете конфликтовать в
этой новой семье?
- В этой? Со всеми, ведь это уже
происходит.
- Однако это было и прошло, раз мы
теперь сидим здесь?
- Вы знаете, старики - странные звери:
конфликтные, раздражительные, нетерпимые. Бывает так, что в какой-то момент они
начинают страдать от одиночества, которого сами же для себя хотели. И в момент
одного из таких коротких кризисов я пригласил вас к себе на ужин. Но когда вы
пришли, кризис уже был преодолен.
- Значит, вам придется по-настоящему
измениться. Правда, Профессор, ваше одиночество закончилось. Нам здесь слишком
хорошо, и вам часто придется видеть нас за этим столом. А поскольку мы образуем
семью, маме придется отвести место во главе стола.
- Вы принимаете меня в свою семью?
- Конечно, мама, ты часть этой семьи.
Ты знаешь, мы эту семью только что образовали. Отец, мать - и мы, дети. Мама,
ты такая красивая сегодня.
- Немножко кровосмесительная
получается семейка.
- Что за глупости ты говоришь? Еще раз
прошу прощения, Профессор. Эрминия, прошу вас.
- Нет-нет, я уже поужинала, но я съем
кусочек этого великолепного торта.
- Я очень рад, что вы тоже смогли
приехать.
- Ты правильно сделала, что нашла себе
запасного отца, поскольку твой отец ушел.
- Ушел?
- Да, я отвезла его в аэропорт. Вы не
заметили, что аэропорты стали теперь похожи на кладбища?
- И как ты довезла его до аэропорта?
- Я сама себя об этом спрашиваю,
дорогая. Это был не вечер , а какой-то кошмар. Мне кажется, что в твоем отце
есть что-то, ты знаешь, безумное. Мой муж пригласил на ужин одну супружескую
пару, наших друзей, неких Гаспари, но внезапно перед ужином ему надо было
поговорить с каким-то человеком по какому-то срочному делу, и он попросил меня
взять на себя гостей. Мы сидим, и тут прибегает муж и орет совершенно потеряв
голову, что он немедленно должен уехать из Италии и что я должна отвезти его в
аэропорт, потому что он должен со мной поговорить.
- Ничего себе! А Гаспари ?
- Они просто окаменели.
- Представляю себе.
- В какой-то момент мне даже пришло в
голову отправить их сюда.
- Это был бы великолепный вечер. А
куда отправился папа?
- В Мадрид. А гостям он сказал, что
политическая ситуация очень тяжелая, и он должен немедленно улететь инкогнито.
Но я-то думаю, что твой отец вдруг вспомнил, что в Испании открывается
охотничий сезон, - он и в прошлом году туда летал в это время.
- А с кем он встречался?
- НЕ знаю, дорогой. С человеком,
которого я раньше никогда не видела. Муж сказал нашим гостям, что этот тип
работает в пресс-службе палаты депутатов.
- Не хотите ли пойти туда пить кофе?
- Но моя история еще не закончилась,
предупреждаю вас.
- Извини, Бьнянка, ты не знаешь, этого
человека случайно звали не Гисберти?
- Я тебе уже сказала, что не знаю.
- Спасибо, ступайте, я сам подам. Кто
хочет кофе?
- Мама никогда не пьет кофе вечером.
- А сегодня выпью. Чуть-чуть сливок.
Хочешь, я приготовлю? Спасибо, Профессор. - Да, спасибо.
- Конрад? Стефано? - Нет, спасибо.
- Теперь, когда мы в семейном кругу, я
доскажу вам, как я провела остаток вечера. Слушай, Конрад, тебя это особенно
касается. Бросив наших Гаспарри в полном оцепенении, мы поехали в аэропорт. И
что мне говорит муж? Он мне говорит: Я требую - буквально! - я требую, чтобы ты немедленно бросила
Конрада и больше с ним никогда не виделась.
- Папа? Да с каких это пор?
- Вот именно: с каких это пор? ОН был
так взволнован , что я сначала даже не захотела ему возражать. Я никогда не
видела его в таком состоянии.
- Вернулась любовная страсть и он
ревнует!
- Прошу тебя, о чем ты? Он был готов,
чтобы я немедленно заменила Конрада любым другим мужчиной. Но о Конраде он
слышать не хочет. И всяких других глупостей он наговорил. В конце концов я
потеряла терпение и сказала ему: Слушай, если дело для тебя обстоит таким
образом, я предпочитаю развестись. Так мы и сделаем.
- Чтобы выйти замуж за Конрада?
- Нет! Хотя бы потому, что Конрад
никогда не делал мне предложения. Разве не так, дорогой?
- Я делаю его тебе сейчас.
- А я благодарю тебя , но отвечаю:
нет! Люди женятся, чтобы создать семью, а расстаются, чтобы обрести свободу.
- Свободу, чтобы снова жениться?
- Нет, просто чтобы обрести свободу и
все.
- Ты мне говоришь неправду.
- Что ты имеешь в виду?
- Ты прекрасно знаешь. Продолжай,
скажи, почему ты не хочешь выходить за меня замуж?
- Слушай, ты нас достал, кончай.
- Хочешь, я скажу?
- Не волнуйся, дорогой, я сама могу: я
не хочу выходить за тебя замуж, потому что ты моложе меня на 12 лет , Конрад, и
потому что ты не тот тип, который подходит для брака.-
- Вот как? Почему же?
- Ты знаешь, ты ведешь себя совсем не
забавно.
- А я и не пытаюсь вести себя забавно.
- Он напился, он пил весь вечер.
- Нет, я не пьян. И я не собираюсь
убеждать Бьянку выходить за меня замуж. Это абсурд. Я знаю, чего я стою, но я
знаю и чего стоите вы. И я не позволю вам смеяться надо мной.
- Но над вами никто не смеялся.
- Простите, я не вас имел в виду.
итак, дорогая, скажи мне, почему же, по правилам вашего респектабельного
общества, я не тот тип, за которого можно идти замуж?
- Кончайте это шутовство.
- Скажи мне, что на тебя нашло.
- Дело не в моем происхождении, дело
скорее в моей жизни, не так ли? Я содержанец, я занимаюсь контрабандой и
переправкой наркотиков. В этом дело?
- Да, дорогой, в этом.
- Дело в том, что я неудачник? Потому
что я до сих пор остаюсь комнатной собачкой, которую синьора может вносить в те
дома, куда другим собакам вход воспрещен? И никто слова не скажет, когда
собачка стащит еду в кухне...
- Не говори так, ты знаешь, что это
неправда.
- Ладно, Бьянка, не отвечай ему, разве
ты не видишь, что он собирается ополчиться против развращенного буржуазного
общества?
- Дорогой мой, если дело дошло до
этого, то такого общества вообще не существует. А если оно существует, то ты -
последний из тех, кто воспользовался его привилегиями.
- Оно существует, это общество, и
теперь оно опаснее, чем когда бы то ни было, потому что теперь оно научилось
мимикрировать.
- И вы туда же, Профессор? Я ведь не
разделяю правых взглядов, разве вы не поняли?
- Да, я понял. К сожалению, многие
интеллектуалы тоже мимикируют: исповедуют левые взгляд, которые, слава богу,
никак не соответствуют их жизни и их творениям. Люди моего поколения слишком
много сил потратили, чтобы примирить политику и нравственность.
- Это поиск невозможного.
- Да, и тем не менее они по-прежнему
вкладывают свои силы и свое усердие в этот поиск невозможного. Но этот тип не
имеет ни политических, ни нравственных убеждений. Но тем не менее он не
испытывает благодраности в отношении тех людей, которые ему и позволили жить в
богатстве. Да, я действительно вошел в
этот мир с черного входа, и я вошел в одной рубашке и в одном пиджаке, который
не мог даже застегнуть на все пуговицы, потому что я из него вырос. Когда я в первый раз очутился в таком доме,
как этот, - богатом, роскошном доме, когда я очутился в постели хозяйки дома, -
она была не такая красивая, как ты, - но мне казалась богиней. Там все было
прекрасно. И тогда я сказал себе: да, это жизнь для меня, это было то, чего я
хотел. И я сделал все возможное, чтобы остаться в этой жизни. А мои методты,
которых ты так стыдишься, - это те же методы, которые используют люди твоего
круга, - только имена другие, потому что ставки в игре в твоем случае выше.
Имена тех людей, которые ты произносишь с огромным почтением, - тебя должно бы
тошнить при звуке этих имен! Ты считаешь людей благородными, но даже не знаешь,
что во многих случаях речь идет о заурядных преступниках. А твой муж сбежал,
потому что его группа готовила покушение на десяток депутатов-коммунистов и
членов правительства, готовила государственный переворот. Если бы ты это
узнала, ты оказалась бы в дерьме.
- Нет, я бы не оказалась в дерьме. Я
бы сказала, что ты жалкий, ничтожный безумец. Мой муж - промышленник,
разумеется, человек правых взглядов, но где вы видели промышленников с левыми взглядами? Разве что кое-кто на
словах. Итак, мой муж придерживается правых взглядов и открыто об этом
заявляет. Слава фашизму! Но это еще не значит, что он входит в преcтyпную
организацию.
- Он входит в нее, спроси у Стефано,
он кое-что об этом знает.
- Ты сошел с ума!
- Собачка оказалась охотничьей, а не
декоративной.
- Значит, ты и этим занимаешься? Чтобы
прикрыться тем, что ты называешь «мелкими делишками»? Да, когда все при аврале
бегут в уборную выкидывать наркотики, ты сидишь спокойно; тебя арестовывают на
границе и через 2 дня выпускают; ты доносишь и клевещешь на людей, чтоб
защитить себя.
- Нет, это не клевета. Я донес на них,
я сказал правду.
- Профессор, в вашем доме... Встань,
иди сюда!
- Прекратите, хватит! Что вы себя
позволяете? Перестаньте! Даже самые отъявленные грешники в аду не рвут глотки
друг другу с таким ожесточением, как вы. Вам Конрад рассказал свою часть
истории, теперь я дополню картину. Я...
- Вы, Профессор, уже имели возможность
соприкоснуться с людьми, с которыми у него коммерция. Это жалкие, мелкие
уголовники. Только с этими людьми ему и следует общаться. Почему ты не
отвечаешь ему, Конрад? Сукин сын!
- Я сказал: хватит. Вы остервенели,
как злые собаки. Я-то думал, что вы любите друг друга, что вы настоящие,
неразлучные друзья.
- Что мы любим друг друга? Что мы
друзья? Ну да, конечно. Мы проводим вместе целые дни: мы вместе едим, вместе
пьем, вместе трахаемся. Но когда развлечения кончаются, кто ведет друзей
вместе? У каждого свой путь.
- Да, у каждого свой путь, это правда.
И такие люди, как ты, всегда падают на обе ноги.
- Это правда. Теперь я с вами прощаюсь
и ухожу, поскольку вы все с этим согласны. И вы этого хотите, Профессор? Пусть
будет так.
- Вы сказали очень серьезные вещи.
- И я готов подтвердить их еще раз и
не собираюсь извиняться за них. Спасибо за ужин, Профессор, но последуйте моему
совету: оставайтесь вне этой склоки, оставайтесь здесь, среди этих прекрасных
картин, на которых изображены мертвецы. Только им не угрожает ярость этих
фашиствующих паяцев. ...Я думаю, что тебе будет больно.
- А я думаю, что эта боль быстро
пройдет. Вы тоже всегда падаете на обе ноги.
- С возрастом это становится труднее.
Но я сделаю все, что от меня зависит.
- Куда ты теперь? Я поеду с тобой.
- Нет. .......
- Я всегда считала, что все делаю ему
во благо: красивая одежда, прекрасные путешествия, - ведь это тоже составляет
часть жизни. Даже если я всегда делала неправильно, я всегда хотела сделать
что-то ему на пользу. Я действительно его любила.
- В чем дело?
- Пусти меня! ... Ты его оскорбил.
- Ну ладно.
- Ты выставил его за дверь, как лакея,
которого застали врасплох в тот момент, когда он воровал вещи хозяев.
- Ну ладно!
- Но вы , Профессор, вы не должны были
с ним так обращаться. Вы не должны были! Вы - нет, не надо было.
- Ну что вы, хватит, не будем себя так
казнить из-за несуществующей вины. Если вы так хотите, я сейчас же догоню его и
буду на коленях молить его о прощении.
- Я надеюсь, что Конрад не простит
никого. И меня меньше всех. В тот день, когда синьора Брумонти пришла ко мне с
просьбой сдать квартиру, я отказал ей. Я боялся, что соседство незнакомых
людей, которые могли бы беспокоить меня, будет для меня неприятным. Но все
оказалось гораздо хуже, чем я мог себе только представить. Если где-то и
существовали непереносимые жильцы, я думаю, они-то и выпали на мою долю. Но я
не мог даже подумать, как сказала Лиетта, что эти непереносимые жильцы смогут
стать моей семьей. Да, неудавшейся семьей, мучительной до судорог. НО что
делать, если я люблю эту семью и хочу для нее сделать то, что она, сама того не
зная, сделала для меня? В моей библиотеке есть одна книга, которую я обычно
читаю на ночь. Это рассказ о человеке, над которым в квартире сверху поселился
какой-то новый жилец. Автор слышит его шаги, его передвижения по комнате на
протяжении многих дней, - потом он исчезает, воцаряется полная тишина, - и
вдруг он снова появляется, и с этого момента его отсутствие становится все
более и более редким. Он все чаще и чаще остается рядом с героем. Этот жилец -
Смерть, сознание того, что ты достиг предела своей жизни. Она явилась перед
тобой в одном из своих бесчисленных маскарадных костюмов... Но ваше присутствие
в этом доме означало для меня нечто прямо противоположное. Вы разбудили меня ,
резко и внезапно, от глубокого, бесчувственного и непроницаемого сна. Сна,
похожего на смерть.
- Принесли вот это письмо.
- Эрминия! Бегите наверх посмотрите,
синьор Конрад там или нет. Быстрее!
- «Дорогой Профессор, я бы хотел
ошибиться, но думаю, что мы больше никогда не увидимся. Ваш сын Конрад».
Господи боже мой!
- Профессор, осторожнее! Давайте
подождем полицию.
- Дышите медленно, вот так. Хорошо.
Вот так. Еще минуту, и мы закончим.
- Профессор, к вам пришли.
- Я отдала ключи Эрминии. Мой адвокат
поговорит с вашим, для того, чтобы возместить хоть какую-то часть доставленного
ущерба. Я бы хотела только...я хотела иметь хоть какие-то сомнения... Но, к
сожалению, к сожалению... для Конрада это самоубийство было последним способом,
чтобы настоять на своем, сказать последнее слово в споре, - жестоким и
бессмысленным способом. Потому что Конрад не учел одного: он не учел, что мы
его забудем, мы его забудем. Он был слишком молодым, чтобы знать, как это
происходит, что даже такая рана, такая боль залечивается, как и все остальное.
- Прощайте, Профессор. Но я не верю в
то, что говорит мама: он не покончил с собой, его убили. Вы были единственным,
кто хоть немного в него верил. Теперь он умер.
К О Н Е Ц
Ф И Л Ь М А