Dario Argento - Дарио Ардженто
(Рим, 1940)
Дарио
Ардженто – один из самых известных
мастеров современного
кинематографического триллера. Его
творчество единогласно признано
великими заокеанскими режессёрами
как точка отсчёта в европейском
кино такого жанра: интрига и
мистика детектива, коннотации
которого аннулируются через тайные
образы, скрытые под пластом
реального. Ужас и Фантастика,
постоянно расщепляя представление
правдоподобия, всегда готовы выйти
наружу, как занавес, открывая злую и
саркастическую усмешку над
неизвестностью и смертью.
Д.
Ардженто родился 7 сентября 1940 года
в Риме. Мать – Эльда Луксардо –
известный фотограф. Отец -
Сальваторе Ардженто – продюссер,
умер в 1983 году. Он спродюссировал
почти все его фильмы: от «Птицы с
хрустальными перьями» (L’uccello dalle
piume di cristallo) до «Тьмы» (Tenebre)
В начале
шестидесятых Д.Ардженто получил
работу в римском еженедельнике как
кинематографический критик. Его
рецензии, зачастую идущие против
течения, уклоняются от штампов
официальной критики. В это же время
начинает работу сценографиста. С
Серджо Амидеи он пишет «Извините,
вы за или против?» (Scusi, lei e favorevole o
contrario? 1967) снятый Альберто Сорди;
затем с Клодом Диселли «Верёвку и
пистолет» (Una corda una colt, 1968) Роберта
Хоссайна. Затем последовали «Сезон
чувств» (La stagione dei sensi), «Сексуальная
революция» (La rivoluzione sessuale),
«Вероятность - ноль» (Probabilita zero),
«Сегодня мне…завтра тебе» (Oggi a
me…domani a te), «Приедписания для
гангстера» (Comandamenti per un gangster), «Армия
пяти человек» (Un esercito di cinque uomini),
«Легион проклятых» (La legione dei dannati),
«Оставь вечер для ужина» (Metti una sera a
cena). С Бернардо Бертолуччи пишет
сценарий для вестерна «Однажды на
Западе» (C’era una volta il West), снятый
Серджо Леоне.
В 1967
пишет сценарий и снимает свой
первый фильм «Птица с хрустальными
перьями» (L’uccello dalle piume di cristallo),
спродюссированный его оцом.
Неуверенный дебют стал самым
большим итальянским успехом того
года. У спех следующего фильма «Кот
с девятью хвостами» (Il gatto a nove code,
1970) подтверждает успех у публики и
утверждает Ардженто как мастера
итальянской кинематографической
интриги. В 1971 снимает «Четыре мушки
из серого велюра» (Quattro mosche di velluto
grigio), продолжая поиски в
экспресии страха и развивая новые
технологии для создания интриги,
сопровождаемые саундтреками Эннио
Морриконе. Снимает «Пять дней» (Le
cinque giornate) – исторический фильм
знаменующий период в его пути через
измерение страха и ужаса. В 1975
выходит фильм «Красная глубина» (Profondo
Rosso), который даже сейчас многие
считают его главной и важной
работой: синтез всех тех тревожных
элементов из прошлых фильмов,
развитых с помощью своеобразной
режиссёрской техники,
просматриваемые в
кенематографическом почерке, в
стиле, который обозначит точку не
возвращения к представлению страха
в последующие годы. Мистические эхо
и шепчущие фантазии в «Красной
глубине» врываются в иррацональное
представление проклятой истории,
рассказанной в «Суспирия» (Suspiria,
1977). Таким вот образом открывается
второй период в творчестве
Д.Ардженто, где непосредственный
участник – мир ведьм со своми
злобными и зверскими рассказами.
Образы становятся живописными и
сияющими полотнами, ирреальными и
демоничными, как в последующем
«Аду» (Inferno,1980). А в 1982 возврат к
детективу с «Тьмой» (Tenebre), но
детективу в русле своего же стиля:
реальность, мистицизм, ужас, страх,
фантастика.
После
фильмов «Феномены» Phenomena (1985) e
«Оперы» Opera (1987) в 1990 снимает
эпизод в «Двух дьявольских
глазах» (Due occhi diabolici), навеянных
рассказами Эдгара Аллана По (другой
эпизод снят Джорджем Ромеро). В 1993
снимает фильм «Травма» (Trauma),
где играет его дочь Азия. Она также
героиня и двух последующих его
фильмов: «Синдром Стендаля» (La
Sindrome di Stendhal,1995) e «Призрак оперы»
(Il fantasma dell’Opera, 1998).
Фильм «Не
хочу спать» (Non ho sonno, 2001)
обозначает его возврат к леденящим
душу размышлениям детективного
триллера, как всегда подгоняемыми
“grandi vele di irrazionale e di delirio”
(большими парусами
иррациональности и бреда),
которые Ардженто объясняет в своей
привычной манере.
Птица с
хрустальными перьями /L'uccello dalle piume
di cristallo - 1970
«Кот
с восьмью хвостами» /Il gatto a nove code
- 1971
«Четыре
мушки из серого велюра / Quattro mosche di
velluto grigio -1971
Пять
дней / Le cinque giornate - 1973
Красная
глубина / Profondo Rosso - 1975
Суспирия
/ Suspiria - 1977
Ад
/ Inferno - 1980
Тьма
/ Tenebre - 1982
Феномена
/ Phenomena - 1985
Опера
/ Opera - 1987
Два
дьявольских глаза / Due occhi diabolici -
1990
Травма
/ Trauma - 1993
Синдром
Стендаля / La sindrome di Stendhal - 1995
Призрак
оперы / Il fantasma dell'Opera - 1998
Не
хочу спать / Non ho sonno - 2001
Фильмы,
спродюссированные Дарио Ардженто:
Зомби
/Zombi di George Romero - 1978
Демоны
/ Demoni di Lamberto Bava - 1985
Демоны
2…Кошмар возвращается / Demoni 2...
l'incubo ritorna di Lamberto Bava - 1986
Церковь
/ La chiesa di Michele Soavi - 1988
Секта
/ La setta Michele Soavi - 1990
Восковая
маска / M.D.C. Maschera di Cera di Sergio Stivaletti
– 1997
Скарлет
Дива / Scarlet Diva di Asia Argento - 2000
Детективы:
Кошмары
Дарио Ардженто / Gli incubi di Dario Argento
(La finestra sul cortile - Riti Notturni - Il
verme - Amare e morire - Nostalgia punk - La
strega - Addormentarsi - Sammy - L'incubo di
chi voleva interpretare "l'incubo" di Dario Argento)
Вечерняя
очередь / Turno di notte
(E' di moda la morte - Heavy metal - Buona fine
e miglior principio - Giubbetto rosso -Il bambino
rapito - Babbo Natale - L'impronta dell'assassino
- Ciak si muore - Sposarsi e un po' morire - Delitto
in rock - L'evasa - La casa dello Stradivari - Giallo
Natale - Via delle streghe - Il taxi fantasma)
Фильмы,
посвящённые Дарио Ардженто:
Dario
Argento's World of Horror" (Il mondo di Dario Argento)
di Michele Soavi,1985
Dario
Argento Master of Horror (Il mondo di Dario Argento 2) di
Luigi Cozzi, 1991
© Belpaese2000 -Вера Смирнова, 06.2001