Roberto Benigni - Роберто
Бениньи
(Мизерикордия,
Ареццо, 1952)
Р.
Бениньи пришёл в кино с фильмом «Ты
меня волнуешь» (Tu mi turbi,1983),
сотрудничал с Четти для «Минестроне»
(Minestrone), 1981; с Джузеппе
Бертолуччи для фильма «Весь
Бениньи» (Tuttobenigni), 1986; с Джимом
Джармушем для «Даунбайлo» (Daunbailo),
1986. В 1988 году в фильме «Маленький
дьявол» (Il piccolo diavolo) он
раскрывает юмористический мир,
что так на него похоже: магический и
парадоксальный, сюрреалистичный и
фантастический. Комедия «Джонни-Зубочистка»
(Johnnny Stecchino), 1991 имеет огромный
успех. Комизм фильма погружён в мир
гэгов Тото, братьев Маркс, в
комические ситуации фильмов типа «В
джазе только девушки». Название
фильма, написанного в соавторстве с
Винченцо Черами – это цитата
гангстера из этого известного
фильма. С фильмом «Чудовище» (Il
Mostro) закрепляется успех Бениньи у
публики, а его прокат приносит
доход в сорок миллардов лир.
Бениньи снимался у Ф.Феллини в «Голосе
луны» (La voce della luna, 1989) и у Блейка
Эдвардса в «Сыне Розовой Пантеры»
(Il figlio della Pantera Rosa, 1994).
В 1994 году
пришёл черёд комедии «Жизнь
прекрасна» (La vita e bella) – фильма,
отличного от всех его предыдущих
картин. Захватывающая и
трогательная история времён Второй
мировой войны, пережитая евреем,
который не чувствовал себя таковым.
Департированный в Освенцим, он
всеми возможными способами
пытается спасти своего маленького
сына, даже… ценой собственной
жизни. Этот фильм, кроме
ошеломляющего успеха у публики,
получил многочисленные
международные премии: главный приз
Каннского фестиваля и три Оскара (лучший
актёр, лучший инстранный фильм,
лучшая музыка).
Самая
последняя актёрская работа Бениньи
– это фильм Клода Зиди «Астерикс и
Обеликс против Цезаря» (Asterix e Obelix
contro Cesare,1999) с Жераром Депардье и
Летицией Каста. В настоящее время
Бениньи работает над своим новым
фильмом «Пиноккио» (Pinocchio)
«Жизнь
прекрасна»
Бениньи
– еврейский гений. Режиссёр фильма
«Жизнь прекрасна» перенял язык
таких писателей как Шолом-Алейхем.
Влодек
Голдкорн: «Жизнь прекрасна» - это
не фильм об Освенциме. Это история о
жизни, любви, смерти. Это история,
которая перенимает язык и риторику
литературы, - вернее, еврейского
фельетона конца прошлого века.
Ингредиенты те же: апология
единства семьи, восхваление верной
жены, рассказ о самозабвенной
преданности матери сыну. И ещё –
несознательность и легкомыслие
мужа, который в момент испытания
предстаёт как ответственный и
сильный человек. Как и в еврейском
фельетоне, постоянный переход от
слезам к смеху (смех сквозь слёзы).
Быстрые смены регистров возможны
из-за присутствия фигуры ребёнка. В
общем, Бениньи, как и Шолом Алейхем,
самый популярный еврейский
писатель. Или, что ещё лучше, как
Абраам Голфаден – основатель
еврейского театра в прошлом веке –
скиталец без пристанища, автор
комических спектаклей и
произведений, где чередуются
моменты комизма, трагизма и
экспериментаторства. Театр
Голдфадена (как и фильм Бениньи)
подшучивает над самыми простыми и
обыденными человеческими
чувствами, чтобы показать мир,
который кажется вымышленным. Но в
этом вымысле есть такие элементы,
что заставляют вспомнить жестокую
реальность.
Кое-кто
говорит , что Освенцим – это не
объект для комизма. Однако есть и те,
кто не нашёл ничего смешного в
китче, названном «Список Шиндлера»,
где серьёзно и по-настоящему
представлен Освенцим. Поэтому
многие и ополчились на Бениньи за
его попытку «рассказать
неповествуемое».
Фильмография:
Ты меня
волнуешь / Tu mi turbi (1983)
Нам остаётся
только плакать / Non ci resta che piangere (1984)
Прощание с
Энрико Берлингуэром / L’Addio a Enrico
Berlinguer, (1984)
Маленький
дьявол / Piccolo diavolo, Il (1988)
Джонни-Зубочистка
/ Johnny Stecchino (1991)
Чудовище
/ Mostro, Il (1994))
Жизнь прекрасна
/ Vita e bella, La (1997)
Пиноккио
/ Pinocchio (2001)
© Belpaese2000 - Вера Смирнова, 06.2001