Витторио Де Сика - Vittorio De Sica
(1901-1974)
Итальянский актёр и режиссёр Витторио Де Сика родился в маленьком городке Сора, в семье служащего, детство провёл в Неаполе. Любовь к театру проявилась у Витторио очень рано, ещё ребёнком он участвовал в театральных представлениях. После окончания Высшего коммерческого института он в 1924г. снова пробует свои силы на сцене в известной театральной труппе Т.Павловой, где впервые знакомится с русской театральной традицией и системой Станиславского. Прекрасные актёрские данные, привлекательная внешность, упорство и настойчивость в овладевании профессией помогают Де Сика быстро завоевать любовь публики. С 1931г. он начинает сниматься в кино. Его первые актёрские работы в кино совпали с чёрным двадцатилетием фашистской диктатуры Муссолини. Итальянский кинематограф тех лет обходил жизненно важные темы, не ставил острых проблем. Однако в ряде фильмов Де Сика удалось создать обаятельный образ простого итальянца, отразивший многие черты народного характера.
В
1940 г. Де Сика ставит свой первый
фильм «Алые розы», а затем
киноленты «Маддалена, ноль за
поведение» (1940), «Тереза-Пятница»
(1941), «Гарибальдиец в монастыре»
(1942), где выступает как режиссёр,
сценарист и исполнитель главных
ролей.
В1943г.
Де Сика снимает фильм «Дети смотрят
на нас», повествующий о мальчике,
который сталкивается с ложью и
лицемерием окружающего его мира
взрослых. Работа над этим фильмом
положила начало многолетнему
творческому сотрудничеству Де Сика
и сценариста Чезаре Дзаваттини.
В
1946г. Де Сика по сценарию Дзаваттини
ставит фильм «Шуша», посвящённый
судьбе двух беспризорных мальчиков
в послевоенной Италии. Обращённый к
социальной проблематике и
проникнутый сочувствием к
обездоленным, фильм «Шуша» стал
одним из первых неореалистических
фильмов и принёс своим создателям
славу не только в Италии, но и во
всём мире.
Классическим
неореалистическим фильмом и
шедевром мирового кино стала
кинолента Де Сика «Похитители
велосипедов» (1948). История
доведённого до отчаяния
безработного Риччи вырастала в
фильме до подлинного трагического
звучания. Дальнейшее развитие
художественные принципы
неореализма получили в картине
«Умберто Д.» (1951) – о трагедии
одинокой старости в буржуазном
обществе.
В
своих следующих фильмах Де Сика
неизменно выступает как
художник-гуманист и антифашист,
протестующий против
несправедливости и жестокости
общества: «Крыша» (1956), «Чочара» (1960,
экранизация романа А. Моравиа),
«Страшный суд» (1961), «Затворники
Альтоны» (1962, экранизация пьесы
Ж.П.Сартра)
Последовавшие
далее фильмы Де Сика «Вчера,
сегодня, завтра» (1963), «Брак
по-итальянски» (1964, по пьесе Э.Де
Филиппо «Филомена Мартурано»)
положили начало эволюции жанра так
называемой «комедии
по-итальянски».
На
протяжении всей творческой жизни
Де Сика не прекращал актёрской
деятельности. Он создал целый ряд
ярких, запоминающихся образов в
фильмах «Хлеб, любовь и фантазия»
(1953) Л.Коменчини, «Генерал Делла
Ровере» (1959) Р.Росселлини, «Мы так
любили друг друга» (1975) Э.Скола.
В фильме «Генерал Делла Ровере» Де Сика сыграл мелкого дельца Бертоне, в годы второй мировой войны сотрудничавшего с фашистами, которые с провокационной целью заставляют его выдавать себя за героя движения Сопротивления генерала Делла Ровере. Актёр раскрыл сложный процесс духовного перерождения Бертоне, в результате которого его герой становится борцом против фашизма.
В
1969г. Де Сика поставил совместно с
советскими кинематографистами
фильм «Подсолнухи».
© Belpaese2000 - Vera Smirnova