Urbino - Урбино
Урбино располагается на
двух холмах, окружённых долинами рек Метауро и Фолья.
Перед посетителем,
приехавшим в Урбино, предстает прекрасный, строгий город, окружённый стенами с бастионами.
Над
жилой частью возвышается великолепный и грандиозный Палаццо Дукале
(герцогский дворец), из которого выдаётся
прекрасный, элегантный, почти сказочный фасад Торричини. Величественный
королевский дворец расходится в стороны, практически охватывая дома и церкви,
соединенные с ним, представая как единое целое, подтверждая тем самым
историческое определение «город-дворец».
Урбино
всегда жил вокруг этого восхитительного двора. Было бы даже правильнее сказать,
что сам Урбино и есть двор, который заключает в себе культурные и
художественные ценности. И действительно, его особенность, его неопровержимый
интерес и красота позволяют ему быть городом искусства и культуры, и в то же
время городом нашего времени.
Несмотря
на то, что многие исторические эпохи оставили свои следы на памятниках, на
дорогах, на создании населённой части города, и, несмотря на то, их следы легко
определяются по всюду, Урбино, прежде всего можно охарактеризовать как город
эпохи Возрождения.
Это
культура 15 в., его атмосфера, которая гармонизирует прошлое, создаёт, вместе с
грандиозным комплексным сооружением Палаццо Дукале,
новое лицо города. Атмосфера, придающая неповторимый характерный облик этому
городу.
Даже
неизбежное современное урбанистическое развитие не изменило Урбино и не смогло
внедриться в его исторический центр.
Урбино
– это один из значительных итальянских центров, интересных в историческом,
художественном и культурном аспектах.
Именно этот город стал колыбелью прекрасной культуры эпохи Возрождения,
сосредоточившейся при дворе Монтефельтро, в Палаццо Дукале,
где собирались художники и литераторы со всех частей Италии.
В
этом городе родился Рафаэль, выдающийся итальянский художник, Федерико Бароччи и немного позже Браманте. Здесь развилось ценное
вековое искусство керамики; и здесь был основан один из старейших
университетов.
Даже
сегодня в Урбино живёт эта глубокая связь с прошлым, и не только потому, что
здесь сохранились практически неизменённые прекрасные
памятники, украшающие город, но также и потому, что он остался престижным культурным
центром, привлекающим огромное число студентов, учёных и туристов со всех
частей Италии и Европы.
История Урбино
Практически с уверенностью можно сказать, что название
города происходит от лат. “Urbs bina”, что в переводе означает “двойной город”, если
принять во внимание, что город
расположен на двух холмах.
Эта
местность была заселена ещё в доисторическую эпоху, впоследствии она стала
местом жительства различных италийских племён. В романскую эпоху, как
свидетельствуют археологические находки, хранящиеся в Палаццо Дукале и немногочисленные остатки стен и других зданий того
времени, город стал значимым центром ( в то время он
назывался Urbinum Metaurense).
После
падения Римской Империи он перешёл во владение к лонгобардам.
Впоследствии был включён в Пентаполи (своего рода «пятиградие», вместе с Фоссомброне,
Кальи, Губбио и Йези) и подарен Карлом Великим церкви.
В
средние века Урбино был гибеллинским
городом. Примерно в 1155 году император Барбаросса передал город во владение
главе семейства Монтефельтро. С тех
пор, несмотря на некоторые исторические события и небольшие промежутки времени,
во время которых город снова перешёл во владение папскому государству в 1359
г., Урбино оставался до 1508 года владением Монтефельтро, семейства, которое за короткий промежуток
времени укрепило город не только в политическом и военном планах (в
действительности распространило своё владычество на близлежащие города, образуя
тем самым мощное государство), но также и в экономическом и
художественно-культурном плане, так как сделало из этого города престижный и
изысканный центр Ренессанса. Великим автором этого значительного и грандиозного
преобразования был Федерико II, так как именно по его желанию был построен
восхитительный дворец, который должен был ознаменовать собой целый город. И
именно Федерико сделал из него самое настоящее, по
величию и роскоши, королевство, вокруг которого объединились великие меценаты,
литераторы и художники из многих частей Италии.
С
1508 года заканчивается правление семейства Монтефельтро,
так как Гуидобальдо, сын самого Федерико
II , будучи без наследников, передал правление своему
племяннику Франческо Марии, восходившему от другого
могущественного рода Делла Ровере.
Они находились в Урбино до 1631 года, когда город
перешёл папскому государству, которое уже в последние годы правления Делла Ровере сильно вмешивалось в
политическую жизнь герцогства.
Культурная
атмосфера, созданная Монтефельтро, была в состоянии
сна; многие сокровища, которые некогда украшали Палаццо Дукале,
были вывезены из города. Теперь самые красивые картины должны были украшать дворы Флоренции и Рима.
Упадок престижного античного герцогства был теперь уже неизбежен. История
города становится неразрывно связанной с папским государством до 1860 года,
когда Урбино стал частью Итальянского королевства.
Сегодня
город вместе с Пезаро составляют одну из провинций
области Марке.
Исторический центр и палаццо Дукале
Даже
если первоначальным историческим центром Урбино была в
прошлом площадь Республики, то наиболее значимым ядром являлась все же пьяцца Дука Федерико
(площадь герцога Федерико), которая с 15 в. стала новым бесспорным центром города. Эта площадь
имеет квадратную форму. Здесь же, слева от Палаццо Дукале,
возвышается кафедральный собор, построенный в конце 18 в. архитектором Валадье. Рядом находится музей собора и музей Альбани, в котором собраны работы различных жанров со всего
города.
Церковь Сан Доменико
Восходит ко второй половине 14 в., образец готического
стиля. Центральный портал церкви был построен архитектором Мазо ди Бартоломео по заказу Федерико да Монтефельтро.
Палаццо Дукале
Палаццо Дукале был построен по заказу Герцога Федерико
II да Монтефельтро. Будущий
дворец должен был стать символом значимости, силы и великолепия, достигнутого
во время его правления.
Работа над проектом бала доверена архитектору Мазо ди Бартоломео (ок. 2-й пол. 15 в.), который в первую очередь занялся
упорядочением зданий, находящихся вокруг. Позже в Урбино
был приглашён Лучано Лаурана, которому было поручено
последующее расширение герцогской резиденции. В 1472 году он покидает город.
Его последователем и продолжателем стал величайший архитектор эпохи Ренессанса Франческо ди Джорджо
Мартини. Он практически завершил работу над дворцом. Самую верхнюю часть дворца
построил во второй половине 16 в. архитектор Джироламо Дженга.
Федерико II да Монтефельтро
Федерико да Монтефельтро
- самый известный персонаж в истории Урбино, родной
сын Гуидантонио и сводный брат Оддантонио.
Во время правления Федерико (1444-1482) город достиг вершины величия и славы, а герцогство Урбинское играет значительную роль не только в государстве Монтефельтро, но и занимает центральное место в политической жизни итальянских государств.
Федерико да Монтефельтро
заключает союз с королём Неаполя, с понтификом и с миланским семейством Сфорца,
назначается главным предводителем Италийской лиги. Он становится известным и
почитаемым даже за пределами Италии, получает различные почести и награды:
орден Подвязки от короля Англии, орден Горностая от Фердинанда Арагонского и в
1474 году титул герцога от папы.
Расходуя значительные суммы денег на
наёмные войска, Федерико усовершенствовал военное и
гражданское устройство государства; пригласил во дворец лучших литераторов,
художников и учёных 15 в. В последующие годы экономический уровень герцогства
был настолько высок, что герцог смог себе позволить постройку грандиозной
оперы, которая обошлась ему в 200.000 скудо. Кроме того, огромные доходы позволяли подданным платить
довольно низкие налоги. Благодаря выручкам от военных кампаний, он смог
построить многие другие религиозные и гражданские заведения (реконструкция
Кафедрального собора, монастырь иезуитов, монастырь Св.
Кьяры). Федерико оставил
завещание, в котором просил перестроить церковь и монастырь Св.
Донато, в котором он хотел быть похоронен после
смерти.
По указу Федерико были построены также
многочисленные цитадели для наблюдения за наиболее уязвимыми
путями проникновения в город. Проекты для большинства военных и городских
построек были созданы архитектором Франческо ди Джорджо Мартини.
Рафаэль Санцио
“Итак, Рафаэль родился в Урбино, известнейшем городе Италии, в три часа пополуночи
чистой пятницы 1483 года, в семье Джованни де Санти, художника…,
человека доброго нрава и умеющего правильно воспитывать детей…
И как только он подрос, начал его наставлять живописи, считая его к
таковому искусству склонным и талантливым необычайно, так что в скором времени
Рафаэль, ещё ребёнок, уже стал его хорошим помощником и приложил свою руку ко
многим произведениям, которые Джованни создал в Урбинском
государстве”.
Джорджо Вазари. “Жизнеописания”.
Дом, в котором родился Рафаэль Санцио.
Зал дома Рафаэля, где наряду с копиями картин Рафаэля, выполненными
художниками 19 в., хранится “Благовещение” Джованни Санти.
Несколько оригиналов известнейших полотен Рафаэля хранятся в галерее Палаццо Дукале. В доме в настоящее время хранится совсем мало
подлинных вещей эпохи, а сам художник похоронен в римском Пантеоне. И все же
посещение этого музея дает возможность ощутить дух времени и атмосферу конца 15 в.
______________________________________
© Belpaese2000.
S.V.Loguich Подготовила Е.Жуковская Last update 18.6.2003