Venezia - Pittura
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ: ЦВЕТ И СВЕТ
Венецианская живописная школа отличается выделяется своей чувственностью, ведущей ролью цвета и особым восприятием и отражением света, наполняющего исполненные поэтичности пейзажи. Это искусство, которое в совершенстве отражает “приморскую”, “лагунную” атмосферу города, водный мир подвижных световых отражений, в которых теряется четкость очертаний и меняется объем изображаемых вещей. Покрывало тумана, рождающегося от постоянного испарения воды, превращает все вокруг в своеобразную голубоватую массу. И хyдожники Венеции, начиная с 18 века, научились писать этот особый, серо-голубоватый цвет, матовый и радужный одновременно.
Многие картины, заказанные как украшение дворцов, церквей и “школ”, и сегодня находятся в тех местах, для которых создавались.
Мозаики. Искусство мозаики, появившись еще в Древнем Риме, пришло в Венецию еще задолго до живописи. Под влиянием Равенны Венеция создала в 12-13 веках прекрасные образцы музивного искусства, как, например, “Страшный Суд” на Торчелло, мозаики Мурано и базилики Св.Марка. Взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. определило присутствие многочисленных греческих мастеров оформления и мозаики в Венеции. Они зачастую были очень талантливы и искали всего лишь подходящее место, чтобы развивать свое искусство, - им мы обязаны созданием “Золотой надалтарной мозаики” (Pala d'Oro) и прекрасных мозаик базилики Св.Марка. В них постоянно повторяется библейская иконография восточной традиции, по которой изображение Христа занимает центральную часть (центральная абсида), а от него начинается, в очень строгом порядке, вся тематическая библейская иерархия .
Техника мозаики будет применяться на протяжении всего исторического периода существования города, не соперничая при этом с живописью, вплоть до последних менее или более выдающихся произведений, в частности, мозаики порталов Св.Марка, выполненные на протяжении 16-19 вв. Следует также подчеркнуть, что высокое качество древних мозаик определялось тем фактом, что старые мастера не были способны расположить стеклянные элементы мозаики в правильном порядке, и свет поэтому могут отражаться от расположенных под разными углами элементов и вибрировать в центре композиции. Выравнивая же все стеклянные элементы на одной плоскости, следующие поколения мастеров мозаики в определенном смысле выхолостили древнюю технику и не обновили ее.
Живопись Средневековья (I Primitivi)
Начиная с 13 в., в Венеции активно развивалось творчество некоторых художников, посвятивших себя созданию фресок, т.е. такой живописной технике, при которой цвета накладывались непосредственно на свежий подготовленный грунт и впитываются в него по мере того, как грунтовка высыхает. К сожалению, от этого периода осталось совсем немного хорошо сохранившихся фресок. Что же касается непосредственно живописи, то венецианские художники долгое время находились под византийским влиянием, в частности, под влиянием иконописи, типичной для церквей Византийской империи, когда Дева Мария и Иисус-младенец занимают центральное место в композиции.
Паоло Венециано (Paolo Veneziano). Известен как художник с 1333 по 1358 гг. Первое знаменитое имя венецианской живописи. В его произведениях, которые постепенно освобождаются от влияния византийских канонов (золотого фона, лиц, похожих на призраки, торжественных жреческих поз), проявляется изысканность декоративных элементов и графическое совершенство, которые являются началом новой иконографии, более близкой к западной тематике (“Коронация Девы Марии”). Готическое влияние начинает проявляться в изысканности форм и подчеркнутой пластичности изображаемых фигур. В произведениях Лоренцо Венециано (известен как художник с 1356 по 1379 гг.), соперника Паоло, это влияние находит свое подтверждение и характеризуется большей естественностью изображения, развитием и усовершенствованием живописных канонов и хроматическим богатством.
“Международная готика” в Венеции.
В начале 15 в., когда в Венецию прибыли из Тосканы Джентиле да Фабриано и Пизанелло и из Падуи Гвариенто, украсившие Палаццо Дукале (Дворец дожей) большими настенными фресками (сгоревшими во время пожара в 16 в.), подтверждается интерес города к “международной готике”, которую тосканцы обогатили в Падуе (скульптурные украшения и , в первую очередь, цикл фресок Джотто в Капелла дельи Скровеньи), и к придворному искусству в стиле Феррары (портреты).
Это двойное влияние позволило венецианскому стилю добавить к собственным тенденциям, направленным на развитие естественности изображения, изысканность линий (изгибов) рисунка и совершенство детали (костюмы, расшитые золотом), связавшие венецианскую школу с “международной” готикой Сиены, Прато и Авиньона.
Следует вспомнить Николо ди Пьетро (известен с 1394 по 1430) и, в числе учеников Джентиле да Фабриано, деликатного Якобелло дель Фьоре (известен с 1394 по 1439) и более всего Микеле Джамбоно (известен с 1420 по 1462), в роскоши картин которого чувствуются восточные веяния (“С.Кризогоно” в Сан Торвазо; “Сан Микеле” в Академии).
Начала новой живописи. - В середине 15 в. проявляются первые попытки передачи перспективы, прежде всего в изображении пола и потолка, в то время как на фоне полотна появляется пейзаж либо архитектурные сооружения. Новый стиль, предшествовавший Возрождению, в Венеции вводят художники семейства Виварини, хотя их произведения и напоминают еще готическое и византийское искусство. Отец семьи, Антонио (известен с 1441 по 1450 гг.), работал с Джованни д'Алеманья (“Триптих Девы с младенцем в окружении святых” в Академии; полиптихи в ц.Сан Дзаккария); Бартоломео, его брат (“Триптих Св.Марка” в ц. Фрари); сын Альвизе, уже принадлежащий Возрождению (“Св.Антоний из Падуи” в Музее Коррер, “Пала Св.Амвросия” в ц.Фрари, “Христос, несущий крест” в ц. Св.Иоанна и Павла). Его ученик Марко Баз_ (1470-1530) остался верен традициям 15 в., которым было характерно деликатное изображение пейзажа и богатство цветовой гаммы (“Призвание сыновей Зебедея” в Академии).
Безмятежность Возрождения
Намного позднее, по сравнению с Тосканой, где Возрождение расцвело уже в начале 15 в., в Венеции только во второй половине столетия начинается реалистическое изображение объеме, перспективы и пейзажа, когда в прошлом остался золоченый он картины, византийский академизм и декоративная доблесть готики.
Семейство Беллини. - Якопо (умер в 1470) и двое его сыновей, Джентиле и Джованни, освободили венецианскую живопись от византийских и готических влияний. Настоящим основателем венецианской живописной школы был Джованни Беллини (1430-1516), прозванный Джамбеллино. Он был поклонником флорентийской живописи за эстетическую чистоту ее форм, и фламандской живописи за свет на ее картинах и за реализм ее рисунка. Решающее влияние на его творчество оказали картины падуанца Андреа Мантеньи (1431-1506), который был его учителем и шурином, который перебрался в Венецию работать. Мантенья, увлекавшийся образцами классического римского искусства, которыми широко торговали в Падуе, создал свой яркий и одновременно строгий, почти жесткий стиль, его навязчивой идеей была перспектива и точность археологических деталей (“Св.Себастьян” в Академии). Эта тенденция была смягчена влиянием Антонелло да Мессина, работавшим в Венеции около 1475-76 гг. (“Пьета” в Музее Коррер), после того как во Фландрии он изучил роспись маслом. Джованни использует эту технику и вырабатывает свой стиль, богатый чувственностью, игрой света, тонкость,ю цветовых оттенков и определенной реалистичностью в духе Мантеньи. Теперь уже пейзаж играет важную роль на картине; он изображается на заднем фоне, под огромным небом, по которому плывут изменчивые облака, и акцентирует происходящее на переднем плане. Джованни Беллини написал многочисленных мадонн с утонченными чертами, которые любуются пухлым, выразительным младенцем, уснувшим или благословляющим происходящее (“Мадонна с деревцами” в Академии). Вместе с тем художник писал и умершего Христа, беседы святых (“Полиптих Сан Винченцо Коррера” в ц.Св.Иоанна и Павла).
Его брат Джентиле (1429-1507) был первым официальным художником Венеции и сделал блестящую карьеру. Показав себя прекрасным портретистом дожей (портрет Джованни Мочениго), он был также автором “видов” города, - этот жанр будет пользоваться большим успехом в 18 веке. Его картины уже изображают совершенно точные сцены и сюжеты, как, например, “Процессия на пл. Св.Марка” (Академия), - эта картина является своего рода документом, изображающим Венецию пятнадцатого века. Художнику нравится быть внимательным и точным “летописцем” своего времени, изображать со всей точностью дома, заполнять улицы говорливой толпой.
Зрелость раннего Возрождения. - Витторе Карпаччо (1455-1526), под влиянием Беллини и Антонелло да Мессина, к фламандской тенденции добавляет свой собственный талант, создавая циклы картин, написанные для различных “школ”: “Чудо св.креста на Риальто” (для школы Св.Иоанна Евангелиста), “История Св.Урсулы” (Академия), - на этих полотнах художник изображает Бретань, увиденную глазами венецианского Возрождения; “Цикл о Св.Георгии и Св.Джероламо” (школа С.Джорджо дельи Скьявони), с многочисленными экзотическими и восточными реминисценциями. Будучи прямым наследником Джентиле Беллини, Карпаччо превосходит его по чувственности стиля и таланту летописца, богатству воображения. Ему даже удается соединить свою склонность к миниатюрной детали с интересом к широкому, перспективному изображению. В пейзажах, которые на картинах Карпаччо занимают очень значительное место, много зелени и цветов, в которых кроются самые разные животные и птицы: собаки, кролики, павлины, папугаи, олени, - все эти существа населяют “архитектурную среду” Возрождения, подсказанную искусством семейства Ломбардо, создававшей мраморные рельефы в турецком и экзотическом стиле (пальмы, тюрбаны и т.п.). Этому искусству были характерны точность линии, богатство световых оттенков, хроматическая гармония, умелая разработка композиции, эффекты в изображении толпы и большое значение в изображении одежды своего времени.
Чима да Конельяно (Джамбаттиста Чима, 1459-1518) испытал влияние Джованни Беллини в том, что касается светотени, и Карпаччо в скрупулезном изображении деталей. На его картинах много благородных персонажей, помещенных в световую среду превосходных пейзажей (“Мадонна с апельсиновым деревом”, Академия; “Поклонение волхвов”, ц. деи Кармини). В конце 15 века безмятежность венецианской живописи как будто дошла до границы вечности, ее стилистическое совершенство достигло своей высшей точки.
Реформа Джорджоне.- Джорджо ди Кастельфранко, прозванный Джорджоне (1475-1510), в начале 16 в. внес революционные изменения в искусство живописи и познал славу еще при жизни, пусть она и была достаточно короткой, - он умер в возрасте 34 лет. Его считают первым художником Нового времени. Это человек Возрождения, гуманист, произведения которого, бывшие часто плодами воображения, эзотеричные, нередко порождают противоречивые интерпретации. Его холсты, в которых очень много поэтичности, отмечены глубоким интересом художника к литературе, музыке, философии, - как, например, ощущение эфемерности, преходящести и хрупкости существующего мира в картине “Буря”, - или ход времени в “Портрете старухи” (обе в Академии). Немного осталось картин, в которых полностью установлено авторство Джорджоне. Его стиль отходит от классических образцов, становится более чувственным. Пейзаж теперь имеет уже решающую роль на полотне: человеческая фигура не находится больше в центре картины, сама природа становится действующим лицом, и драма человека - это всего лишь одно из проявлений природы (“Буря”).
Пальма Старший (Palma il Vecchio, 1480-1525) принял в своем творчестве стиль Джорджоне. Впоследствии пережил влияние творчества Тициана в том, что касается игры света, хроматической изысканности, ассиметричной композиции алтарных полотен. Его кисти принадлежат картины, изображающие беседы святых (sacre conversazioni) и портрет Паолы Приули (в Коллекции Querini Stampalia). Его стиль подражателен. Он не достиг уровня своих учителей, однако в своих картинах был очень естественен, добился хроматического богатства красок.
Лоренцо Лотто (1480-1556). Бергамасец по происхождению, развил свою, очень личную эстетику, странную и беспокойную, подвергся влиянию Дюрера в реалистическом и точном изображении деталей (который приехал в Венецию в 1495 г.), как, например, в картине “Портрет молодого человека в его кабинете”, Академия). Был противником чувственной и богатой цветовой гаммой тенденции, которую ввели Тициан и Джорджоне, стал рядом с представителями академического, отстраненного стиля в духе Альвизе Виварини, соблюдавшего точность передачи объема.
Великие мастера 16 века
В 16 в. венецианская живописная школа окончательно утвердилась. Это эпоха больших мастеров с европейской известностью, очень талантливых художников, которые, не производя революционных преобразований своего искусства, а соперничая друг с другом, принесли известность и упрочили достижения венецианской школы.
Тициан. Тициано Вечеллио (ок.1485-1576) был самым известным и почитаемым художником своего времени и привел живопись Венеции к полному расцвету. Родился в Пьеве ди Кадоре, умер в возрасте 90 лет, когда еще был полон творческих сил. Тициан был учеником Джованни Беллини, а затем испытал решающее влияние Джорджоне, некоторые из произведений которого ему довелось заканчивать, и Рафаэля. Написал большие алтарные холсты для нескольких церквей (в т.ч. ц.Фрари) и “школ” (Милосердия), форме предпочитал цвет. Разработал очень богатую палитру и создал произведения, проникнутые динамизмом, с эффектами “разуплотнения” (“Ассунта” в ц.Фрари, “Мученичество Св.Лаврентия” в ц. Иезуитов). Его искусство распространилось далеко за пределы Венецианского государства: Тициан стал портретистом всех великих людей своего времени при дворах Феррары, Мантуи, Флоренции, Урбино; работал папы, Франсуа I и Карла V, который наградил его титулом графа Палатинского в 1534 г.
После того, как в начале своей карьеры Тициан выработал свой собственный стиль, основывавшийся на классических образцах, в 1535-1545 гг. его привлекло маньеристское течение, постепенно проникавшее в Италию, прежде чем выделиться в нечто самостоятельное и достигнуть равновесия как необходимых условий монументальности. В некоторых картинах (в частности, “Пьета”, находящаяся в Академии), написанных Тицианом в конце жизни, драматическая атмосфера привносит определенный мистицизм, испытанный художником в предчувствии неминуемой смерти.
Заслугой Тициана явилось обновление в венецианской живописи жанра алтарных полотен через отказ от симметричной композиции (“Пала Пезаро” в ц.Фрари), наложение чистого цвета на большое пространство холста очень просто и уравновешенно, не теряя его в тоновых оттенках. И, наконец, заслуга Тициана еще и в том, что он привел живопись к возможности выражать торжественную, величественную монументальность.
Тинторетто.- В ту же эпоху раскрывается талант Якопо Робусти, прозванного “Тинторетто” (1518-1594), самого своеобразного и плодовитого художника Венеции. Он был сыном красильщика (отсюда и прозвище), никогда не уезжал из Венеции (за исключением, видимо, одной поездки в Рим) и никогда не имел успеха при жизни. Работая увлеченно и неустанно, идя по следам Микеланджело, этот художник-мистик абсолютно предпочитал библейские сюжеты классической античности (школа Сан Рокко), народные празднества - балам аристократии. В каком-то смысле провидец, он развил свой, резкий стиль живописи, соединяя вместе точность и быстроту с лиризмом эмоций, поддержанным зрелой техникой, отдававшей предпочтение движению, подчеркнутому группами персонажей и расходящимися линиями (“Распятие” школы Сан Рокко). Применение светотени, контрастов цвета, удлинение фигур, эффектные развития перспективы, тонкое плетение света, “развеществляющего” фигуры и здания способствуют созданию драматической атмосферы на его полотнах, несущих несомненную печать маньеризма.
Самыми крупными достижениями Тинторетто, созданными по заказам церквей, “школ” и Палаццо Дукале, являются “Чудеса Св.Марка” (написано для школы Св.Марка, сейчас в Академии), “Брак в Кане Галилейской” (ц.делла Салуте), “Рай” (Зал Большого Совета в Палаццо Дукале), фрески, посвященные Венеции (Зал Четырех Дверей в Палаццо Дукале), “Введение Богородицы во храм” (ц. Мадонна дель Орто). Наиболее значительным его произведением можно считать 50 полотен школы Сан Рокко, над которыми мастер работал 23 года и которые являются самым значительным живописным циклом в Венеции. Вместе с художником работал его сын Доменико.
Веронезе. - В противоположность Тинторетто, его соперник Паоло Кальяри (1528-1588), родившийся в Вероне (откуда и пошло его прозвище Веронезе, т.е. “веронец”), писал балы богатой и беззаботной аристократии времен Возрождения, используя цветовую полихромию (знаменит зеленый цвет Веронезе) и передавая цветовыми эффектами богатство одежд своих персонажей на грандиозном, почти сценическом представлении. Его живопись полна оптимизма, фантазии и непосредственности, проникнута весенними солнечными лучами, - к концу жизни художника она станет более скромной, краски будут темнее, - в этом скажется влияние светотени Тинторетто и Бассано. Живописная мифология Веронезе заполнила стены и потолки Палаццо Дукале (“Апофеоз Венеции”). Художник создает грандиозную серию “Тайных вечерь” для реферториев венецианских монастырей, в числе которых знаменитая картина “Пир в доме Левия” (Академия), холст гигантских размеров, написанный для доминиканского монастыря Сан Дзаниполо, на которой изображен ужин светского характера как повод для грандиозной постановки. Веронезе также является автором общего плана убранства церкви Св.Себастьяна, в которой захотел быть похороненным: “Эсфирь, коронованная Асвером” наводит на мысли о античных соревнованиях колесниц.
Маньеризм в Венеции.
Несмотря на то, что Тинторетто работал под влиянием произведений Тициана и Микеланджело, а Веронезе, соответственно, Беллини, Джорджоне и Рафаэля, собственное творчество этих художников,- как, например, творчество Тициана, - было очень значительным и повлияло на современников и последующие поколения художников, положив начало венецианскому маньеризму.
Последователи Тициана были многочисленны: уже Пальма Старший (умер в 1525 г.) испытал его влияние; после него - Порденоне (ок. 1483-1539), который успешно работал в Венеции с 1535 до 1538 гг., и Парис Бордон (1500-1571), особо подчеркивавший венецианскую архитектуру эпохи Возрождения (“Вручение перстня дожу”, Академия; “Мученичество Св.Теодора”, ц.Сан Сальвадора); было открыто различным влияниям творчество Пальмы Младшего (1544-1628), внука Пальмы Старшего,- картины его полны чувственности, цвета очень яркие, он был очень плодовит как художник, и его полотна украшают почти все церкви города.
Под влиянием чувственности и хроматического богатства, разработанных в свое время Джорджоне и Тицианом, Андреа Скьявоне (ок. 1510-1563) развил ирреальный маньеризм, беспокойный, с вытянутыми фигурами, очень близкий творчеству Пармиджанино.
Якопо Бассано, или Якопо да Понте (1512-1592), под впечатлением картин Тинторетто, склоняется в сторону излишней натуралистичности (“Сан Джероламо в размышлениях”, Академия) и предпочитает световые эффекты, которые способны создавать атмосферу размытости, непостоянства (“Рождество Христа” в ц.Сан Джорджо Маджоре). Его сыновья Леандро и Франческо продолжают эту тенденцию натурализма и реалистичности, находя вдохновение в пасторальных, сельских сюжетах, которые присутствуют во всех их полотнах, будь то темы религиозные или же светские.
Говоря о 17 веке, стоит вспомнить и другие имена: Пьетро Либери, автора жанровых полотен; портретиста Себастьяно Бомбелли, создавшего многочисленные портреты сенаторов и прокуроров; Пелегрини и Ладзарини, писавших мифологические сюжеты; барочного художника Франческо Маффеи и автора исторических полотен Андреа Вичентино.
Новый подъем в 18 веке
Венецианская живопись, которая как будто пришла в упадок в 17 веке под влиянием крупных личностей, живших в предыдущем столетии или во времена римского барокко, получила новый творческий импульс в эпоху галантных празднеств и Просвещения.
Барочные художники-декораторы. - Следуя примерам великих римских и флорентийских декораторов 16-17 вв., венецианская живопись, идя по следам произведений Веронезе (на виллах Палладия в окрестностях города Виченца), роспись стен и потолков в церквях и дворцах.
Себастьяно Риччи (1659-1734), живописец барокко, является автором картин на церковную тематику в лирическом стиле, которым характерна яркость цветов и строгость композиции (“Мадонна со святыми” в церкви Сан Джорджо Маджоре). Но с появлением Пьяццетты (Piazzetta, 1682-1754), мастера религиозной живописи своего времени, рождается манера создавать большие софитные композиции, на которых персонажи используют все достижения перспективы, вплоть до головокружительных эффектов, чтобы только попасть под божественный свет, неожиданно разрывающий мрачные тучи (“Св.Доминик во славе” в ц.Сан Дзаниполо). Он писал также картины на народные мотивы и мастерски использовал светотень (“Гадалка” в Академии).
Пьяццетта оказал влияние на крупнейшего художника столетия: Джамбаттиста Тьеполо (Giambattista Tiepolo, 1696-1770), гениальный декоратор барокко в Венеции, создатель огромных композиций, богатых виртуозностью, мягкими цветами, как будто наполненными золотистым светом и дымкой, заполняющей пространственную конструкцию. Автор больших алтарных полотен и больших циклов фресок (Палаццо Лабия, Кармелитанская школа, Церковь иезуитов, Ка' Реццонико). Ему нравились мифологические и религиозные сюжеты (“Святая дева Кармело” в Кармелитанской церкви) и большие добродетели, представленные в грандиозных архитектурных конструкциях.
Портреты и жанровые сцены. - Знатные семейства, а тем более буржуа, решая пересмотреть в более семейном, интимном ключе свои интерьеры, поспособствовали тому, что появилась новая клиентура художников, интересовавшаяся искусством портрета, - того жанра, в котором особых успехов добилась Розальба Карьера (1675-1758), чжи произведения не имели равных по совершенству мазка и деликатности пастельных портретов, получивших международное признание (Ка' Реццонико, Академия). Талантливым портретистом был также Алессандро Лонги.
Другим новшеством, касавшемся частной жизни и быта жителей Венеции 18 века было то, что публике понравились совсем небольшие сценки, выписанные Пьетро Лонги (1702-1785), его праздники в масках, танцы, сцены охоты на уток в лагуне, - все это говорит о тонкой наблюдательности художника (картины находятся в Ка' Реццонико, в коллекции Кверини Стампалиа /Querini Stampalia).
“Видовые” художники. После жанровых сцен, лишенных каких-либо религиозных, аллегорических или мифологических ссылок, живопись обращается к изображению пейзажа как такового. И исключительных результатов добивается здесь Каналетто (Antonio Canal, 1697-1768). Художник описывает очень подробно город, который он видит прямо не стилизованно, - его манера почти фотографична, и все же он усиливает перспективу, а архитектурные сооружения на его картинах несут явный отпечаток театральной декоративности. Это художник празднеств и регат. В самом городе немного осталось сейчас этих “видов”, настоящих свидетельств своего времени, которые в ту эпоху заказывали проезжие иностранцы, - большая часть их разошлась по всей Европе. Творчество Каналетто вдохновило других художников, как, например, Бернардо Беллотто (1720-1780), его родственника и ученика, и многих иных художников, писавших Венецию с ее празднествами, дворцами и знатными особами в последних отблесках славы искусства этого города.
Многим отличался от Каналетто Франческо Гварди (Francesco Guardi, 1712-1793)тоже чувствовавший особую атмосферу города. Его видение не было близким фотографии, - кисть его была порывистой, он умеет передать рябь на воде и вибрацию света. Поэтой причине его считают в некоторой степени предшественником импрессионистов. Кроме видов лагуны, он написал, вместе с братом Джованни Антонио, сцены повседневной жизни, напоминающие картины Пьетро Лонги (“Комната для свиданий в женском монастыре”, “Опустившийся” в Академии) и, совершенно в другой манере, сцены жизни Тобиоло, которые украшают орган церкви Архангела Рафаила.
Освободившись от отцовского влияния, Джан Доменико Тьеполо (Gian Domenico Tiepolo), кроме “Пути на Голгофу” в церкви Св.Павла, написал с большой иронией и большой выразительностью, представителей венецианского общества 18 века на отдыхе на берегу Бренты, передав их в гротескных движениях Пульчинеллы (Ка' Реццонико: фрески, выполненные для виллы Дзианиго).
Живопись 19-20 веков
В 19-м и вплоть до начала 20 века живопись Венеции остается академичной и продолжает линию пейзажистов 18 века, изображая пейзажи и виды города, как это делали Каффи и Чарди. Автором прекрасных портретов был Алессандро Милези.
Под влиянием крупных европейских художественных школ начала 20 века некоторые венецианские художники создали интересные произведения (выставленные в музее современного искусства на Ка' Пезаро). Дзандоменеги (Zandomeneghi) был членом тосканской группы “пятнистов” (Macchiaioli), которые писали “пятнами” и стали предшественниками одной из форм импрессионизма. Боччони (Boccioni) работал в стиле, близком живописи Поля Синьяка (“Большой Канал”). Фраджакомо (Fragiacomo) был импрессионистом, на которого оказал влияние Тернер (“Площадь Св.Марка”). Казорати (Casorati) был символистом и автором портретов.
Художники “школы Бурано” любили изображать острова лагуны в стиле, говорившем о влиянии Ван-Гога, Гогена и Сезанна, а также постимпрессионистов Боннара и Вийяра, - в их числе были Моджоли, Джино Росси, Сибеллато, Семегини.
С.В.Логиш, 12.2000