Города Италии - Венеция - Музыка

КОМПОЗИТОРЫ В ВЕНЕЦИИ

1. ДО ВИВАЛЬДИ

В то время как в Риме, во времена расцвета Возрождения, полифоническая школа углубляет разработку жанров духовной музыки и быстро обновляется благодаря таланту Пьерлуиджи да Палестрина, в Венеции разрабатываются жанры светской музыки.

Вдохновителем ее можно считать фламандца Виллаэрта (ок.1490-1586), маэстро капеллы Св.Марка, традиции которого продолжили Андреа Габриэли и его племянник Джованни.

Андреа Габриэли (ок.1510-1586) был органистом в соборе Св.Марка, композитором и значительной преподавательской фигурой венецианской школы. Его полифонический (многоголосый) стиль был новшеством, он основывался на контрастах и диссонансах и предполагал участие в исполнении нескольких хоров. Крупным был его вклад в развитие духовной (мотеты от четырех до двенадцати голосов, шестиголосные мессы, “Псалмы Давидовы” для шести голосов) и светской музыки (мадригалы от 3 до 12 голосов).

Джованни Габриэли (ок.1557-1612), унаследовавший от Андреа место органиста в соборе Св.Марка, умножает известность венецианской школы за границей (Ганс Лео Гасслер и Генрих Шютц были в числе ее учеников). Среди его произведений, относящихся к духовной, светской и инструментальной музыке, значительное место принадлежит “Духовным симфониям” (Sacrae symphoniae) и многоголосым мотетам. Являясь одним из передовых композиторов своей эпохи, он опередил время своими сонатами для скрипки, которые были одними из первых в этом жанре. Скрипка действительно оказалась инструментом, наиболее созвучным монодическим вкусам, все шире распространявшимся в то время, когда появился “непрерывный бас” (basso continuo), заключавшийся в том, что длинные ноты, поддерживая основные звуки музыкального аккорда, выступают в качестве основания для развития мелодии. Джованни вносит вклад в распространение “сонаты на троих”, для двух инструментов (обычно скрипок) и basso continuo виолончели либо клавесина.

Распространяется мелодрама, навеянная историческими либо мифологическими сюжетами, действие которой разворачивается на фоне пышных декораций. Франческо Кавалли (1602-1676), кантор капеллы Св.Марка, Марк Антонио Чести (1623-1669) и Джованни Легренци (1626-1690), маэстро капеллы Св.Марка, принадлежат к венецианской оперной школе. В 1637 г. здесь открылся первый платный оперный театр (С.Кассиано).

В середине 18 века Венеция достигает вершин и в типично неаполитанском жанре комической оперы (opera buffa) в творчестве Бальдассаре Галуппи (в главе Бурано), который вместе с Джованни Платти (1700-1763) одним из первых внес значительный вклад в создание сонатной формы (на основе классической сонаты, которая пришла на смену барочной), введя две музыкальные темы в первую из трех частей сонаты.

В большой моде клавесин, - заменив в нем один тип молоточков (salterelli) на другой (martelletti), Бартоломео Кристофори (1655-1732) получает из него фортепиано. В числе композиторов, писавших музыку для клавесина, кроме Галуппи и Платти, Бенедетто Марчелло (1686-1739) был автором произведений духовной музыки и концертов для пяти инструментов. Его брат Алессандро (1684-1750) создал сонаты для скрипки и basso continuo, концерты для гобоя и струнных инструментов, которые одно время приписывались Бенедетто.

В то же время в Венеции создавал свои музыкальные произведения Томазо Альбинони (Tomaso Albinoni, 1671-1750), инструментальные композиции которого напоминают музыку Вивальди.

Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi, 1678-1741) во всем мире является самым ярким представителем венецианской музыки. Из композиций “рыжего священника” в полную силу проявляется музыка Баха, его сочинения были буквально открыты заново, после многих лет забвения, в середине 20 века. Будучи очень плодотворным композитором, он написал многочисленные концерты, построенные на трехчастной композиции allegro-adagio-allegro и выступают как “программная музыка”, представлявшая собой описательные отрывки, части произведения, - к ним относятся, к примеру, знаменитые “Времена года”, “О щегле” (Del cardellino), “Ночь”. Вивальди создал концерты для скрипки, виолы д'аморе, виолончели, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы, рожка, струнного оркестра. Особенно значительными в его творчестве являются концерты цикла “Гармоническое вдохновение” (Estro armonico) и произведения “Кредо”, “Глория” и “Магнификат”.

2. Вивальди в Венеции

Родители. - Джованни Баттиста, отец композитора, был брадобреем и, как это ни покажется странным, музыкантом, - как и многие венецианцы того времени, занимавшиеся парикмахерским искусством. Джованни Баттиста, прозванным “рыжим” за свои волосы, передававшиеся “по наследству” в семье, был скрипачом-виртуозом в Венеции 17 века, а если быть более точными, в квартале церкви Св.Мартина, при которой была “Школа”, “Утешение Св.Цецилии”, ставшая местом собраний музыкантов города. Конечно же, “покровительницей” места была Св.Цецилия. Камилла Каликкьо, мать Антонио, жила около церкви Сан Джованни ин Брагора, и как раз Антонио крестили во второй раз, после того как первое крещение было совершено 4 марта 1678 г.в доме, где он родился, в спешке, поскольку все опасались, как бы ребенок не умер.

Где жил “рыжий священник”.- Антонио был назначен священником ц.Сан Джованни Ново, хотя почти все время посвящал себя музыке. Поэтому он остался аббатом. Жил он затем в квартале, называвшемся “fondamenta del Dose”, у Райского моста, а затем оставил окончательно “сестьер” (квартал) Замка и перебрался в зону Св.Марка, где обосновался на riva del Carbon (Угольной набережной). А отсюда он окончательно уехал в Вену в 1740 г., где умер в нищете год спустя.

Где играл Вивальди. - Музыкальная деятельность Вивалди связана прежде всего с ц. Пьета и с театром Сант-Анджело. Пьета была одна из больших больниц, которые для Венеции 17-18 вв. были тем, чем впоследствии стали консерватории. У каждого из таких мест была своя церковь, где проходили концерты. Такие “больницы” служили учреждениями милосердия и женскими сиротскими приютами. Девочки и девушки (le ospedaliere) получали в них ыоспитание и, если имели склонности к музыке, то и музыкальную, с тем чтобы затем петь в хоре либо играть в оркестре, - такие хоры и оркестры были гордостью заведений подобного рода.

Пьета, поскольку с ней связано творчество Вивальди, является самой известной церковью при приютах. Находясь на рива дельи Скьявони, она пользуется большим вниманием, однако следует уточнить, что сегодняшнее здание церкви - это уже перестроенный ее вариант. Вивальди был учителем игры на скрипке, английской виоле и композитором в приюте, находившемся несколько правее современного здания церкви, где сейчас находится гостиница “Метрополь”.

В театре Сант-Анджело, который находился невдалеке от Угольной набережной, Вивальди был музыкальным директором, импресарио, композитором и выступал с концертами как скрипач-виртуоз.

3. После Вивальди

Великолепие венецианской музыки, на протяжении трех веков блиставшее в церквях и концертных залах города, иссякло на самом своем значительном авторе. В более близкую к нам эпоху интересным композитором, сумевшим соединить воедино венецианскую и немецкую музыкальные традиции, был Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948). Испытывая особый интерес к произведениям Моцарта, он находился и под влиянием театра Карло Гольдони, как показывают это его произведения “Любопытные женщины”, “Четыре крестьянина”, “Площадь”. В совсем недавние времена город снова стал живым художественным центром, в котором большое место занял эксперимент. Из числа музыкантов, которые углубили это направление, следует назвать Бруно Мадерну (1920-1973) и Луиджи Ноно (1924-1990).

“Приемные” дети Венеции. - Может показаться странным, но многие “заезжие” композиторы приезжали не столько жить в Венеции, сколько умирать. Клаудио Монтеверди (1567-1643), маэстро капеллы Св.Марка, похоронен в ц.Фрари. Доменико Чимароза (1749-1801) умер на площади Сант-Анджело. Игорь Стравинский покоится на кладбище Сан-Микеле.

Но, наверное, самую большую привязанность к городу на лагуне испытывал Рихард Вагнер (1813-1883), который, как казалось, хотел умереть именно здесь. Великий композитор и умер здесь 13 февраля 1883 г., во дворце Вендрамин Калерджи, в окружении жены, Козимы Лист, дочери Ференца Листа и бывшей жены Бюлова, самого крупного исполнителя произведений Вагнера своего времени, и гондольера Джиджо Тревизана, прозванного Ганассетте. В спокойной жизни Вагнера в Венеции предусматривалось ежедневное посещение площади Св.Марка, где, когда он сидел в кафе “Квадри” или “У Флориана”, то местный дирижер муниципального оркестра узнавал его и просил дирижировать. Вагнер соглашался и, на радость венецианцев, дирижировал исполнением своих произведений. Во время пребывания в городе Вагнер сочинил второй акт “Тристана и Изольды” (ночные песни гондольеров подсказали ему партию английского рожка); здесь, под впечатлением “Вознесения” Тициана, он решил приложить руку к “Мейстрезингерам”, - он часто ходил любоваться этой картиной в ц.Фрари, - и написал часть оперы “Парсифаль”.


С.В.Логиш, 12.2000



Hosted by uCoz