Проект Belpaese2000 |
|
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (С.Мокульский. По изд.: Литературная энциклопедия. В 9 т. Т.4. - М., 1930) |
|||
648 ИТАЛЬЯНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА.
— Начало И. л. относится к первой трети XIII в., когда итальянский яз.,
обособившийся от латинского уже в конце X в., настолько самоопределился, что
стала возможна его лит-ая обработка. Уже в XII в. И. яз. начинает употребляться
в торговой корреспонденции, а к 1226 относится письмовник Гвидо Фава из Болоньи, в
к-ром наряду с латинскими образцами писем имеются и итальянские. Около того же
времени появляются и итальянские народные песни, распеваемые
Уже в первой половине XIII в. в Умбрии возникает
религиозная лирика, связанная с именем св. Франциска Ассизского [1182—1226], создателя
демократической религии «нищеты и любви», пользовавшейся популярностью в среде
мелкой буржуазии и ремесленного пролетариата. Франциск и его последователи,
произнося проповеди на народном яз., прибегали подчас к поэтической форме (сам
Франциск сочинил гимн, прославлявший тварь божию). Когда папство узаконило
францисканскую ересь ввиду ее влияния на массу, «божьи жонглеры» стали играть
на руку господствующей церкви. Орудием воздействия на массу были мистические
песни — laude, распеваемые возникшей в 1258 сектой «флагеллантов»
(самобичующихся) и принимающие подчас форму народных баллад. Крупнейший из этих
поэтов — Якопоне да Тоди
[1220—1306], покаянные песни к-рого имеют явно патологический характер.
Некоторые laude его облечены в форму диалога и являются первыми опытами
литургической драмы на народном яз. В то же время в северной Италии появляется
религиозно-дидактическая поэзия, представители к-рой (монахи Угуччоне да Лоди,
Пьетро да Барзегапе, Джакомино да Верона) призывали горожан отрешиться от
«мирской суеты», напоминая о смерти, воздаянии за гробом и страшном суде. Более
разнообразны произведения Бонвезин
да Рива, который поучал буржуазию на латинском яз. «о пятидесяти
правилах приличия за столом», а для «простого народа» писал религиозные
наставления, переплетенные с легендами и баснями. Наряду с религиозной
появляется в северной Италии и феодально-рыцарская поэзия, занесенная из
Франции паломниками и жонглерами, певшими на площадях о подвигах паладинов
Карла Великого и рыцарей Круглого Стола (см.
«Французская лит-ра»). Эти поэмы, исполняемые сначала на французском, а
затем и на И. яз., пользовались широким распространением и служили пропаганде
феодальных принципов, преподносимой в форме увлекательного рассказа.
Переносится в Италию и провансальская лирика. Экономические связи северной
Италии с югом Франции обусловили и культурный обмен. Провансальские
Иллюстрация: Титульный лист к сборнику «Цвет
добродетели» [XIII в.]
651 основные формы итальянской лирики
— канцона и сонет. Сицилийская лирика находит свое
продолжение в середине XIII в. в городах Тосканы, но становится все более
искусственной в классово-чуждой ей обстановке буржуазной жизни. Отсюда —
формализм тосканских поэтов, увлечение затрудненной формой («темная манера»
поздних трубадуров), словесно-звуковая эквилибристика (игра слов, аллитерации,
внутренние рифмы и т. п.). Однако сквозь условную форму начинает пробиваться
актуальное содержание. Поэты откликаются на современные события, затрагивают
политические темы. Так, Гвиттоне д’Ареццо
[1230—1294] при всей своей приверженности формализму и схоластике создает
канцону о сражении при Монтеаперти [1260] — первое политическое стихотворение в
И. л., а в старости пишет дидактические стихи. В то же время экономически и
политически окрепшая буржуазия обращается к занятиям науками и философией,
к-рые оттесняют прежний интерес к чисто практическим дисциплинам, вроде
юриспруденции. В поэзии этот сдвиг отражается исканием глубины и значительности
мысли. Возникает ученая лирика в Болонье, обладавшей знаменитым университетом,
к-рый был средоточием философских штудий. Болонская
школа, возглавляемая
Иллюстрация: Иллюстрация к «Божественной
комедии» Данте. Встреча с Беатриче. «Чистилище», песнь XXX (рис. XV в.)
652 содержание создает новую форму:
банальная риторика отмирает, лексика освежается философскими терминами, а ритмы
становятся гибче и разнообразнее. Эта философская лирика переходит во второй
половине XIII в. во Флоренцию, где в рядах купеческой аристократии возникает
культ поэзии, недоступной широким массам. Основными принципами этой школы « В конце XIII века во Флоренции и
других городах Тосканы создаются кружки буржуазной молодежи, проводящей время в
забавах, попойках, празднествах. Певцами такого сытого веселья были Фольгоре и Чене далла Китарра.
653 Однако Фольгоре пишет и смелые
сатирические стихи, бичующие его политических противников. Еще резче контрасты
в поэзии Чекко д’Анджольери, у
к-рого шутка, веселый смех перемежаются взрывами возмущения и скорби;
откровенная чувственность его любовной лирики разбивает платонизм «сладостного
нового стиля». Важное значение для культурного воспитания буржуазии имела
аллегорическо-дидактическая поэзия, связанная с традициями французской
аллегорической лит-ры XIII в., в частности с «Романом о Розе», пересказанным на
И. яз. Дуранте. Несмотря на ученую форму, поэзия эта была рассчитана на широкую
публику. Так, Брунетто Латини
[1220—1294], написавший по-французски энциклопедию в стихах «Книга сокровищ»,
сокращенно популяризировал ее по-итальянски («Малое сокровище», 1262—1263). В
аллегорическую рамку здесь вставлены целые курсы богословия, зоологии,
астрономии и географии, а также рассуждения о нравственности. Другая
аналогичная поэма «Разум» (L’intelligenzia), приписываемая Дино Компаньи,
заключает сведения из античной истории и мифологии. В поэме заметно влияние
лирики трубадуров, явственное также в моральном трактате Франческо да Барберино [1264—1384]
«Наставления любви», снабженном латинским комментарием. Тому же Барберино
принадлежит своеобразный женский Домострой «О воспитании и нравах женщин», в котором
стиховой текст перемежается прозаическими новеллами, вставленными в виде
примеров. Итальянская проза возникает и развивается на
чисто бытовой почве. Древнейший памятник лит-ой прозы — письма Гвиттоне д’Ареццо [ок.
1260], написанные длинными периодами, которые свидетельствуют о лит-ых
претензиях автора. К тому же времени относятся переводы отрывков из латинских и
французских сочинений, издаваемые с педагогической целью под названием «Fiori»
(Цветки), а также переделки рыцарских романов («Тристан», «Фьораванте», «Буово
д’Антона»), рассказы исторические («Деяния Цезаря», «История Трои») и
назидательные («Двенадцать моральных повестей»). В самые последние годы XIII
века появляется анонимный сборник «Новеллино», начинающий историю специфически
буржуазного жанра И. л. —
Первые произведения И. л. имели
областной характер. Языковая разобщенность отражала экономическую разобщенность
торговых городов, обслуживавших заморские рынки и мало интересовавшихся
итальянскими делами. В объединении полуострова были заинтересованы промышленные
области Средней Италии, производившие товары для внутреннего рынка. Вот почему
в ее крупнейшем промышленном центре — Флоренции — и пробудилось впервые
сознание национального единства. Первым идеологом единой Италии был Данте,
завершивший работу по созданию итальянского лит-ого яз. Иллюстрация: Иллюстрация к «Божественной
комедии» Данте. «Чистилище» (Флоренция, 1405) Личность Данте соткана из противоречий,
отображающих противоречия общественного бытия и сознания его класса на переломе
от феодальной к буржуазной культуре. С одной стороны — верующий католик,
мистик, теолог, ученик средневековых схоластов, полный феодальных
предрассудков, создатель «Божественной комедии» — величайшего памятника
религиозной поэзии, синтезирующего всю монашескую культуру средневековья. С
другой стороны — ученый, знаток и почитатель античных поэтов, горячий публицист
и полемист, использовавший свою поэму как орудие политической борьбы, идеолог
всемирной монархии, сторонник отделения церкви от государства, могучий реалист,
впервые сделавший человека с его страстями объектом поэзии. Представитель
«сладостного нового стиля», Данте рассматривает однако свою поэзию как «хлеб,
к-рым насытятся тысячи», и потому пользуется народным яз., «на к-ром говорят
между собой даже женщины». Моральная функция поэзии для него на первом месте; цель
его поэмы — «вывести живущих из когтей бедствий и направить их к блаженству».
Его философия — не умозрительная, а практическая; поэзия смыкается с жизнью и
политикой. Такая точка зрения вывела Данте из круга схоластических
мудрствований и сделала его великим поэтом, к-рому ничто, волнующее его класс,
не чуждо. Идеологическая позиция Данте определяется тем, что по мере своего
созревания он возвышался над партийными интересами различных буржуазных
группировок и проникался общеклассовой идеей итальянской буржуазии. Отсюда его
мечта об единой Италии, утопическая идея всемирной, монархии, выражающая
буржуазный идеал развитого торгового капитализма. Однако итальянская буржуазия
еще недостаточно окрепла в культурном отношении, чтобы выйти из-под опеки
церкви. Отсюда — религиозная тематика поэмы Данте, ее аллегоризм, учение о
скрытом, спиритуальном смысле, Иллюстрация: Иллюстрация к «Божественной
комедии» Данте. «Ад», песнь XXII (рукопись XIV в.)
656 превращающее реальное «хождение по мукам» в
символическое изображение процесса нравственного перерождения грешника. Отсюда
же — монашеский аскетизм, осуждение «преходящих вещей», мистический экстаз и
визионерство. Но эта связь Данте с феодально-католическим миром прорезывается
новым мироощущением, здоровым классовым инстинктом восходящей буржуазии,
вступающим в конфликт с ее традиционным мировоззрением. Этот инстинкт
проявляется в реализме Данте, индивидуализации образов, ясности и конкретности
мышления, в его подлинно геометрическом уме, дисциплинирующем фантазию. Все
мастерство поэмы, ее архитектурные пропорции, как бы вымеренные циркулем,
целиком принадлежат позитивному уму человека эпохи торгового капитала.
Противоречия психики и общественной практики Данте уравновешиваются в
грандиозном творении, дающем синтез антиномичных устремлении подобно
готическому храму. «Божественная комедия» — яркий образец готического стиля в И. л.
со всеми присущими ему противоречиями. Элементы этого стиля были уже у
Кавальканти и Брунетто; Данте придает ему окончательное оформление, синтезируя
достижения своих предшественников. [Изложенный здесь взгляд на Данте как на
поэта восходящей буржуазии (впервые эту точку зрения обосновал А. В.
Луначарский в лекциях, читанных им в Свердловском университете, «История
зап.-европейской литературы», т. I, изд. 2-е, М., 1930) не является в
марксистском литературоведении единственным: для В. М. Фриче Данте — поэт
нисходящего феодализма. Впрочем обе гипотезы, несмотря на их принципиальную
различность, сходятся в признании творчества Данте своеобразным сплавом
противоположных элементов двух эпох (см.
статью «Данте», в которой дана характеристика поэта, близкая к концепции В. М.
Фриче). — Ред. Л. Э.]. Но современники Данте были ослеплены не столько
художественными красотами его поэмы, сколько ее ученостью. Под влиянием Данте
возникают такие вещи, как «Dittamondo» Фацио Дельи Уберти — географическое описание
трех стран света; «Dottrinale» Якопо Алигиери (сына Данте) — энциклопедия естественных наук и
этики; «Acerba» Чекко
д’Асколи и др. С 20-х гг. XIV в. появляются комментарии к поэме, а
в 1373 Бокаччо публично истолковывает ее по приглашению флорентийской коммуны.
Аналогичные кафедры учреждаются в Болонье, Пизе, Пьяченце, Милане и Венеции.
Данте дал образцы не только поэзии, но и художественной прозы, повествовательной
(«Новая жизнь») и дидактической, научной («Пир»). Авторы обильных переводов,
трактатов и компиляций в точности воспроизводят писательские приемы Данте. В то же время получает лит-ую
обработку жанр хроники, дающий яркое отражение современной политической жизни.
Крупнейшие хроникеры — Дино Компаньи
[1257—1324], политический единомышленник Данте, описавший события, которые
сыграли такую трагическую роль в его жизни, и Джованни Виллани [1275—1348], идеолог купеческой аристократии,
написавший «всемирную» историю, ценную только в своей современной части.
Параллельно с этим расцветает и духовно-нравственная лит-ра, рассчитанная на
более широкие круги читателей. Таковы: «Золотая легенда» — календарное собрание
житий святых, начатое Якопо да Вораджине в 1298; «Цветочки св. Франциска» —
собрание его изречений и подвигов; «Зерцало истинного благочестия» — проповеди
Якопо Пассаванти, устрашавшего массу рассказами о дьяволах и выходцах с того
света, и т. д. Между тем буржуазная интеллигенция проникается новыми
воззрениями, подтачивавшими церковную идеологию. Стремление буржуазии к
всестороннему развитию автономной человеческой личности, ее интерес к реальной
жизни получают идеологическое оформление под воздействием изучения античной
лит-ры, возникшей в сходной социально-культурной обстановке. В середине XIV
века начинается широкое культурное движение, названное
Первый итальянский гуманист —
Противоречия психики Петрарки
отразились в его любовной лирике. Петрарка идеализирует возлюбленную, как и его
предшественники, но без аллегоризма и абстракций. Любовь сочетается с
добродетелью, получает идеальную платоническую окраску, но «мадонна» не теряет
реальных очертаний. Поэт любуется ею как художник, описывает ее красоту на
тысячу ладов (об одних слезах Лауры написано 4 сонета). Но красота Лауры —
повод для выражения переживаний поэта, к-рый стремится «дать простор порывам
скорбного сердца». Раздвоение личности — основная тема его поэтической исповеди
в «Canzonière». Классическая формула дана в знаменитом стихе: «Nè
si nè no nel cor mi suòna intero» (Ни да, ни нет полностью не
звучат в моем сердце). Из этих противоречий рождается внутренняя динамика
образов, нарастающих, сталкивающихся, переходящих в собственную противоположность.
Синтеза поэту не дано. В канцонах, посвященных умершей Лауре, она
сбрасывает традиционное обличие «жестокой мадонны», ее образ становится более
живым и трогательным. Буржуазная непосредственность побеждает рыцарскую позу.
Но объективные условия бытия его класса не дали Петрарке остановиться на этом
этапе. В конце жизни побеждает старая культурная традиция. Петрарка вступает на
путь подражания Данте и создает морально-аллегорическую поэму «Триумфы», в
к-рой пытается связать изображение судеб
659человечества с апофеозом Лауры. Но желанного синтеза не
получилось и здесь. Главное достижение Петрарки — создание
индивидуалистического стиля лирики. Присущее этому стилю стремление к
эмансипации поэтической формы от идейных заданий приводит Петрарку к уклонам в
эстетизм (увлечение виртуозничанием, игрой слов, комбинациями ритмов и рифм).
Подобная «чистая» лирика побеждает в XVI в., когда бесчисленные подражатели
заштамповывают приемы Петрарки. Иллюстрация: Деталь титульного листа
венецианского изд. «Декамерона» [1492] Второй великий гуманист —
Успех «Декамерона» породил
множество подражаний. За новеллу берутся люди, лишенные гуманистического
образования. Бокаччо для них — непререкаемый авторитет; они копируют его стиль
и композицию, делают дословные заимствования, стремясь механически приблизиться
к прославленному образцу. Сравнительно мало взял у Бокаччо Сер Джованни из Флоренции, автор
«Пекороне» [1378]. Часть его новелл — сухой пересказ хроники Виллани; другие,
более оживленные, все же лишены динамичности и юмора Бокаччо. Яз. прост, не
риторичен и потому доступен широким слоям читателей. Ближе к Бокаччо по
композиции и стилю новеллы Джованни
Серкамби из Лукки [1347—1424], к-рые живее новелл «Пекороне», но и
непристойнее. Рассказ снабжается моралью, в которой испорченности высших
классов противопоставлена религиозность низших. Оригинальнее других новеллистов
Франко Сакетти [ок.
1335—1400]. Его новеллы — бытовые анекдоты, факты и наблюдения, изложенные
живым разговорным яз., подчас — совершенно бессюжетные. Композиция их
примитивна, характеристики — однобоки и поверхностны. Но автор одарен в высшей
степени чувством карикатуры; он любит описывать проделки шутов и плутов,
забавные происшествия, проистекающие из ничтожных причин. В приложенных к
новеллам поучениях Сакетти выступает идеологом мелкой буржуазии, поднимающейся
против капиталистов. Он сетует на войны и анархию, на новые порядки, заведенные
капиталистами, на тиранию, увеличение налогов и т. д. В ожесточенной классовой
борьбе между «жирным» и «тощим» народом, приведшей к восстанию «чомпи»
(оборванцев) в 1378, Сакетти был на стороне «народной» партии, и только
выступление пролетариата оттолкнуло его от революции. Мелкобуржуазное течение
проявляется в конце XIV века также и в поэзии, охотно трактующей политические
темы (Сакетти, Паладжо, Ваноццо), но разрабатывающей и сельскую, пастушескую тематику.
Здесь рождается
662 В XV веке она представлена
флорентийским цирульником Буркьелло
[ок. 1400—1448], смело нападавшим на диктатуру Медичи и поплатившимся за это
тюрьмой и изгнанием. Его сатирические и шутовские сонеты написаны на особом
жаргоне, сотканном из каламбуров и смешных бессмыслиц и усвоенном рядом поэтов
XV века (Беллинчони, Адимари, Алламани). В конце XIV в. гуманизм становится все более
ученым и культивируется в оппозиционных кругах средней флорентийской буржуазии.
Правящая купеческая аристократия боролась с гуманизмом как новаторским,
революционным направлением, противопоставляя ему поэзию Данте, узаконенную
традицией. Когда в 1378 средняя буржуазия пришла к власти, она отвергла Данте
как символ реакции и принялась за пропаганду гуманизма. Реставрация 1393
вынуждена была считаться с укреплением гуманизма, как с совершившимся фактом.
Лит-ая жизнь Флоренции конца XIV в. ярко освещена в романе «Il Paradiso degli
Alberti», приписанном А. Н. Веселовским Джованни да Прато, по прозванию Акветтино. Отзвуки Данте и
Бокаччо сплетаются здесь с подлинным бытовым материалом. В числе персонажей —
виднейшие гуманисты, собирающиеся на вилле Альберти. Их беседы, прерываемые
балладами и новеллами, рисуют лит-ую среду, в к-рой развивался гуманизм.
Восторженные поклонники античности, Марсили и Салутати остаются добрыми
христианами и почитателями итальянских поэтов; их гуманизм еще инстинктивный,
не сложившийся в стройную теорию. Окончательная победа гуманизма пришла с
установлением новой власти, не имевшей культурных традиций. Эта власть —
принципат, тирания — явилась результатом борьбы капиталистов с низшими классами
и обеспечивала буржуазной аристократии диктатуру в скрытом виде. Она ослабила
политическую борьбу, отвлекла интеллигенцию к занятиям наукой и лит-рой,
использовала гуманистов как консультантов, идеологов, панегиристов. В свою
очередь и гуманисты учли громадную силу своего профессионального писательсокго
труда. Они переходят от одного двора к другому, торгуя своим пером, вымогая
плату за похвалу или порицание (Филельфо). Тираны побаиваются гуманистов и ухаживают за ними.
Но не только эти соображения делают их меценатами. Новая культура создает
идеологию новой власти, оправдывающую и утверждающую ее. Многие князья и папы
сами являются гуманистами, создают при своих дворах литературные центры. Козимо
Медичи учреждает во Флоренции Платоновскую академию; по ее образцу Помпоний Лет основывает
академию в Риме, а Панормита
(Антонио Баккаделли) — в Неаполе. Лит-ра становится учебой и аристократической,
отрывается от массы и народного яз., стремится передавать не только стиль, но и
образ мыслей древних. Гуманисты возрождают все жанры античной лирики (оду,
элегию, эклогу, сатиру, эпиграмму, послание), пытаются возродить эпопею (Веджо
пишет продолжение «Энеиды», Филельфо — «Сфорциаду», жизнеописание знаменитого
кондотьера), сочиняют дидактические и описательные поэмы, трактаты, памфлеты,
ораторские речи, пишут трагедии и комедии в подражание Сенеке (см.) и
Культура
С середины XV в. начинается новый
расцвет И. л. на основе достижений гуманизма. Гуманистическое движение теряет
академическую замкнутость; лит-ра переходит на народный яз. и расширяет круг
своих потребителей, продолжая выполнять социальный заказ буржуазной
аристократии, группирующейся вокруг княжеских дворов. На первом месте
попрежнему — Флоренция, официально остающаяся в течение XV в. республикой. Ее
новые правители, банкиры и промышленники Медичи, добиваются популярности у
народа всякого рода подачками, снижением налогов и т. д. Лит-ра является для
них способом укрепления своей тирании и отвлечения масс от политики. Отсюда —
показной демократизм флорентийской лит-ры, возглавляемой Лоренцо Медичи Великолепным [1448—1492],
к-рый объединял любовь к народной поэзии с культом античной лит-ры. Он сочинял
любовные сонеты и канцоны в манере Петрарки с примесью платонизма,
мифологические поэмы в духе Овидия, пастушеские идиллии в псевдодеревенском
стиле, шутливые стихи на бытовые темы, духовные песни и мистерии, карнавальные
стихи для так наз. «триумфов» — шествий колесниц, наполненных
665 Иллюстрация: Иллюстрация к «Триумфам» Петрарки
(Венеция, 1488)
667 мифологическими и аллегорическими
персонажами. Эти триумфы чередовались с театрализованными турнирами,
выражавшими тяготение купеческой аристократии к феодальному быту. Идеалом
разбогатевшего буржуа становится рыцарь, и это увлечение куртуазными нравами
вызывает расцвет рыцарской поэзии. Поэты кружка Лоренцо воспевали его победы на
турнирах в возвышенном эпическом стиле. Из таких опытов вышла неоконченная
поэма Полициано [1454—1494]
«Стансы для турнира», навеянная панегирическими стихами Клавдиана и воспевающая Джулиано Медичи
в полупасторальном, полуаллегорическом стиле. В поэме много отступлений,
посвященных описанию природы и женской красоты, что соответствует мироощущению
социально бездеятельного класса, в восприятии к-рого преобладает момент
созерцания. Пластичность образов, изящество выражений, мелодичность стиха,
уменье живописать словами и звуками при бессодержательности, банальности
замысла — таковы особенности придворной поэзии Ренессанса, типичным
представителем к-рой был Полициано. Тематика для него безразлична; он подражает
то античным или средневековым поэтам, то народным балладам, всему придавая
отпечаток изысканного эстетизма. Такова и его мифологическая драма Орфей»
[1472], сочиненная для придворного спектакля в Мантуе, — серия любовных песен и
Иллюстрация: Переплет книги Кастильоне
«Придворный» (Флоренция, 1518)
668 диалогов, написанных чарующими
стихами, эффект к-рых дополнялся музыкой и роскошными декорациями. Интерес к рыцарству вызывает к жизни также поэму
Когда Ариосто кончал свою поэму
[1532], в Италии начиналась феодально-католическая реакция, обусловленная
экономическим упадком и военным разорением страны. Завоевание Константинополя
турками [1453], открытие Америки [1492] и морского пути в Индию [1498]
переместили торговые пути со Средиземного моря на Атлантический океан.
Флоренция, Милан, Венеция лишились большей части рынков для своего
промышленного экспорта. Началось свертывание промышленности и банкового дела.
Испанцы, водворяющиеся в Неаполе и Ломбардии, сжимают торговлю и
промышленность, покровительствуя землевладельческому хозяйству. Примеру
испанцев следуют другие князья. Абсолютизм заключает союз с феодальным дворянством,
к-рое отказывается от политических претензий ради укрепления своих социальных
привилегий. Феодальная реакция влечет за собой католическую. Испанская
инквизиция и папская цензура борются с реформацией, подавляют всякую свободную
мысль. Идейный уровень интеллигенции понижается, падает спрос на ее труд,
отмирает просвещенное меценатство. Лит-ра становится орудием увеселения
придворной знати, обслуживает ее бытовые потребности. В ней преобладают
формализм и эпигонская подражательность. Подражание античности из средства
социально-культурного самоопределения буржуазии становится симптомом ее
творческого оскудения.
670 Лит-ое движение Ренессанса
завершается
С конца XV в. первенство в области
И. л. переходит к феодальным центрам (Неаполь, Рим, Мантуя, Феррара, Урбино).
Инициатива принадлежит Неаполю, опорному пункту испанского владычества. Здесь,
при дворе аррагонских королей, возникает
Иллюстрация: Титульный лист комедии Макиавелли
«Мандрагора» [1550]
671 потому, что кажущаяся простота
прикрывает большую искусственность. Аристократы узнают себя под обличием
пастухов; пастораль для них — светская игра в «опрощение». Начало пасторальной
моде положил Якопо Саннадзаро
[1458—1530], автор латинских эклог в манере Вергилия («Рыбацкие эклоги») и
романа «Аркадия» [1502] — описания блаженной страны пастухов, в которой ищет
убежища несчастный любовник. Тематика, образы, структура романа насквозь
литературны: это свод всего материала буколической поэзии от Феокрита до
Бокаччо; у последнего заимствован и прием чередования прозы («гимны») со
стихами («эклоги»). Но традиционный материал освежен утонченным изображением
чувств. Под влиянием «Аркадии» оформляется пасторальный стиль в И. л. Эклога
становится излюбленным придворным жанром. Она пишется стихами, в форме диалога
двух пастухов, изливающих свою любовь к нимфе изящным вылощенным яз.
Диалогическая форма удобна для декламации во время придворных празднеств;
аллегорический элемент дает простор злободневным намекам. С появлением в числе
персонажей нимфы и фавна завязывается интрига, приводящая к созданию
пасторальной драмы. Место ее развития — Феррара. Пастораль использует форму
либо трагедии («Жертва» Беккари, 1554), либо комедии («Аретуза» Лоллио, 1563).
В 1573 возникает шедевр жанра — «Аминта» Тассо, к-рая опирается непосредственно
на Феокрита и Вергилия, но сочетает простоту фабулы и кажущуюся наивность стиля
с изящной сентиментальностью и изысканной стиховой формой. Под влиянием этого
произведения создан «Верный пастух» [1585]
Иллюстрация: Иллюстрация к «Морганте» Пльчи
(Флоренция, 1500)
672 реакции пастораль вытесняет все
драматические жанры и приводит к созданию оперы («Дафна» Ринуччини, 1594). В Неаполе расцветает в конце XV в. и галантная
лирика, удовлетворяющая бытовые потребности придворного общества, главными
занятиями к-рого являются игра в любовь, ухаживание за дамами, светская
болтовня. Стремление поразить, превзойти соперников остроумием и
изобретательностью вызывает появление особого манерного цветистого стиля, к-рый
в конце XVI и начале XVII века утверждается во всей Европе (см. « Классическая теория требовала
подражания античности. Лирика мало соблюдала это требование; один Ариосто писал
элегии и сатиры в манере латинских поэтов. Иначе — в области эпоса. Наряду с бесчисленными
подражаниями поэме Ариосто делаются попытки создания классической эпопеи.
Аристократ-эрудит Триссино
[1478—1550] сочиняет по примеру Петрарки национальную эпопею в стиле Гомера.
Его «Италия, освобожденная от готов» [1547—1548] написана белыми стихами
(вместо октав Ариосто) и детально копирует «Илиаду», механически заменяя
языческих богов ангелами и т. п. Поэма не имела успеха: педантизм был не по
вкусу придворной аристократии, искавшей в поэзии развлечения. Другой классик, Аламанни [1495—1556], идет на компромисс
со вкусами публики, переряживает гомеровских героев в рыцарские костюмы и пишет
свои поэмы («Girone il Cortese», «Avarchide») октавами. Ту же проблему
сочетания рыцарской тематики и классической формы ставит Бернардо Тассо [1493—1569] в «Амадисе» —
переработке испанского рыцарского романа, вызвавшей ряд других обработок
испанских сюжетов. Сходную картину борьбы между классической (в основе своей
буржуазной) теорией и вкусами придворной публики дает и история
Иллюстрация: Титульный лист 1-го изд. поэмы
Тассо «Освобожденный Иерусалим» (Феррара, 1581) Комедия и трагедия часто черпали фабульный
материал из новеллы,
к-рая в XV—XVI вв. переходит к обслуживанию придворной знати, не порывая однако
связей и с породившей ее буржуазией. Жанровые признаки новеллы остаются почти
неизменными с тех пор, как она вышла из рук Бокаччо. По его стопам идут все
новеллисты XV в. (Сабадино дельи Ариенти, Джентиле Сермини, Бернардо Иличино),
в том числе и крупнейший, Мазуччо,
автор «Новеллино» [1475]. Но влияние Бокаччо не подавляет оригинальности
Мазуччо; его новеллы — грубее и резче, но и динамичнее «Декамерона»;
отсутствуют описания, портреты, аксессуары; все сведено к действию; персонажи
не индивидуальны, а типичны: они — носители абстрактных классовых черт. Мазуччо
— неаполитанский дворянин, идеолог монархии и враг папства; его бешеные нападки
на попов имеют политическую подкладку (нелады короля Ферранте с курией).
Тяжеловесный слог Мазуччо — неловкое подражание риторической манере Бокаччо;
живость он обретает только в новеллах из простонародного быта. В XVI в.
новеллистическая продукция возрастает количественно, но ослабевает качественно,
соответственно ослаблению активности породившего ее класса. Закрепляется
композиционное членение сборника новелл на ряд «дней» (Фиренцуола, Парабоско,
Мариконда), «ночей» (Страпарола), «ужинов» (Граццини), «остановок» (Джиральди)
и т. п. Столь же стандартизируются сюжеты и положения. Классицизм относится к
новелле свысока; почти все новеллисты XVI в. одновременно работают в более
«серьезных» жанрах. Единственный новеллист по призванию — Банделло [1480—1562]. Его
сборник — свод всех типов и достижений итальянской новеллы за три века ее
развития. Оригинальность Банделло — документальная точность рассказа,
стремление к объективизму повествования, отсутствие памфлетной заостренности.
Банделло издал свои новеллы в Париже; в Италии инквизиция вносит сборники
новелл в «Индекс запрещенных книг». В противовес новелле, рисующей реальную картину
итальянского общества, Кастильоне
[1478—1529] идеализирует его аристократическую верхушку. В трактате-диалоге
«Придворный», изображающем беседу блестящего общества герцогини Елизаветы
Гонзага в Урбино, он намечает тип идеального придворного, сочетая старый
гуманистический идеал «универсального человека» с классовой природой
дворянина-землевладельца. Герой Кастильоне подчиняет все свои физические и
интеллектуальные доблести (virtu) одной высшей цели — служению монарху. Задача
книги — классовое воспитание дворянина. Форма диалога лишена условности;
собеседники пересыпают развитие основной темы непринужденной светской
болтовней. Автор влагает свою мысль в уста то одного, то другого лица,
подчеркивая солидарность, идеологическое единство своего класса. Кастильоне
часто сравнивали с
Деморализация буржуазной интеллигенции — плод ее
социальной дезориентации под ударами крепнувшей реакции. Обострение борьбы за
существование заставляет быть неразборчивым в средствах. В этом отношении
характерен
Иллюстрация: Иллюстрация к «Адонису» Марино
(Амстердам, 1678) К концу XVI в. католическая
реакция достигает апогея. На костре инквизиции погибает знаменитый мыслитель Джордано Бруно [1548—1600], известный в
истории И. л. комедией «Светоч» [1582], высмеивающей глупость, суеверие и
педантизм; ему же принадлежит сатирическая аллегория в бурлескном стиле
«Изгнание торжествующего зверя», осыпающая ядовитыми сарказмами католическую
церковь. К этому времени относится и деятельность
Иллюстрация: Иллюстрация к «Адонису» Марино
(Амстердам, 1678)
680
Рыцарские подвиги, о к-рых поэты
Ренессансо повествовали с иронией, излагаются Тассо серьезным, благоговейным
тоном, получают религиозную мотивировку. История Ринальдо и Армиды подчеркивает
аскетическое отречение от земной любви во имя служения богу. Но Тассо не
удается придать своей поэме ортодоксальный католический характер, ибо сознание
его антиномично: христианский мистицизм переплетается с чувственными, языческими
элементами; любовные сцены, пронизанные сентиментальным лиризмом, оттесняют
основную религиозно-эпическую тему; чистейший лирик, Тассо не овладевает
эпическим стилем, форсирует звук, впадает в высокопарную аффектацию. Так,
выполнение поэмы противоречит ее замыслу; поэт бессилен преодолеть накопленные
его классом культурные навыки. В сознании этого бессилия — творческая трагедия
Тассо, к-рый отрекся от своей поэмы в первой ее редакции и выпустил ее
«исправленное» издание («Завоеванный Иерусалим»), вытравив из поэмы вместе с
языческим элементом все ее художественные красоты. Тем не менее отвергнутая
редакция осталась одним из перлов И. л. и получила массовое распространение
(особенно в Венеции), а авторизованный текст был сразу забыт. XVII в. — время глубокого упадка И. л.,
обусловленного застоем производительных сил страны, утерей политической
самостоятельности и бешеным разгулом реакции. Из лит-ры исчезает всякое
общественное содержание. Перепевы Петрарки, Тассо и Гварини господствуют в
поэзии расцвета Барокко, представленного в его гедонистическом,
галантно-эротическом выражении. Звезда эпохи — неаполитанский дворянин
Во второй половине XVII в. центром реакции
против маринизма является поэтическая академия, основанная в 1674 в Риме
отрекшейся от престола шведской королевой Христиной. Академия вела борьбу с
эротизмом, манерностью и напыщенностью маринистов; она проложила путь своей
преемнице, продолжавшей ее дело. После смерти Христины была основана новая
академия — Аркадия
[1690], оказавшая громадное влияние на И. л. XVIII в. Борьба с маринизмом
ведется здесь под лозунгом возвращения к простоте и наивности сельской жизни.
Увлечение пасторалью сказывается в самом названии и статуте академии, члены
которой носили пастушеские имена и собирались на лоне природы. Аркадийцы пишут
сонеты и мадригалы, воспевающие любовь и радость жизни, красоту, костюм и даже
любимую собачку дамы. Таковы стихи Паоло Ролли (1687—1765) и галантного аббата
Карла Фругони [1692—1768]. Хотя вся лит-ая «революция» и ограничивается
некоторым понижением тона, сужением диапазона, заменой трескучей риторики
аффектированной шаловливостью, переходом от трудной формы маринистов к
гладкому, отшлифованному слогу, плавному и легкому стиху, тем не менее в этом
движении возможно усмотреть рост элементов буржуазного протеста против дворянско-аристократической
манерности прециозной школы. В числе основателей Аркадии были видные ученые
(Крешимбени, Гравина), да и все движение проводилось буржуазной интеллигенцией.
Творчество «академиков» (вслед за «Аркадией» по всей Италии возникают многочисленные
академии, стремящиеся перещеголять друг друга оригинальностью своей структуры)
знаменует закат Барокко и переход к лит-ре классицизма и
Иллюстрация: Титульный лист трагедии Бонарелли
«Солиман» (Флоренция, 1620)
683
Влияние Аркадии сказалось в
возрождении классической трагедии, ориентирующейся на Корнеля и Расина. Но в
руках их итальянских подражателей классическая трагедия становится сухой и
прозаичной (Мартелли, Гравина). Одному Маффеи
[1675—1755] удалось найти более искренние и поэтичные тона; его «Меропа» была
переведена на все европейские яз. и вызвала подражание Вольтера. Однако
итальянская трагедия редко попадает на сцену; все симпатии публики попрежнему
отданы опере, к-рая к началу XVIII в. застывает в штампах. Против омертвения
драматургической ткани оперы выступил венецианский историк и критик Апостоло Дзено [1668—1750], к-рый
реформировал оперное либретто, подчинив его правилам классической поэтики и
сосредоточив Иллюстрация: Парразийская роща, место собраний
«Аркадии» (гравюра 1730)
684 внимание на обрисовке характеров. Но Дзено был
больше теоретиком, чем поэтом. Начатую им реформу довершил
685
Фаджуоли
[1660—1742] и Нелли
[1670—1766] — типичные буржуазные литераторы, ставящие театру моральные и
сатирические задания, хотя и неспособные еще избавиться от условностей commedia
dell’arte. Они заимствуют у Мольера целые фабулы или отдельные положения,
применяя их к итальянским нравам. Таков итальянский «Тартюф» — «Дон Пилоне»
Джильи, сатира на религиозное лицемерие, царившее в Тоскане при дворе Козимо
III. Попытки обновления комедии мало отражались на театре, где продолжала
царить commedia dell’arte. Передовая интеллигенция возмущалась
«безнравственностью» спектаклей и требовала административного воздействия на
театр; но сломить commedia dell’arte было нелегко: за нее говорили традиции,
высокая театральная культура, прочные симпатии зрителей. Перед буржуазией
стояла проблема овладения комедией масок. Эту проблему разрешил великий
венецианский драматург
Культурный рост итальянской буржуазии выразился
в XVIII в. в усилении научных и философских знаний. Выдающиеся историки
(Муратори, Джанноне), философы (Вико), юристы (Беккариа), экономисты (Гальяни,
Верри), филологи и литературоведы (Куадрио, Тирабоски, Чезаротти, Беттинелли)
содействовали культурному самоопределению итальянской буржуазии, стремившейся
сравняться с буржуазией передовых стран. Освободительные идеи, проникавшие из
Франции и Англии, вызывают космополитические настроения (Альгаротти, Баретти),
англоманию и галломанию; развивается лит-ая критика и журналистика,
проповедующая возврат к здравому смыслу («Лит-ый бич» Баретти, 1763—1765;
«Кафе» бр. Верри, 1764—1776). Особое место занимает «Венецианский наблюдатель» Гаспаро Гоцци [1762] —
сатирико-нравоучительный журнал по образцу «Зрителя»
Иллюстрация: Иллюстрация к комедии Гольдони „La
Scozzese“ (Венеция, 1760)
688
когда он выступил противником
буржуазии и революционной Франции («Мизогалл»). Субъективное сознание Альфиери
разошлось с объективной ролью его творчества: несмотря на свое ренегатство, он
— крупнейший певец политической свободы в И. л. Революция, перекинувшаяся в Италию из Франции в
1796, вызвала огромный подъем политической активности буржуазной демократии.
Лит-ра поступает на службу общественности; старые классические жанры
наполняются революционным содержанием. Но этот подъем длился недолго. В 1804
Наполеон учредил Итальянское королевство, зависимое от Франции, а в 1814
Венский конгресс поделил Италию между европейскими хищниками, восстановившими
старые порядки. В эту бурную эпоху И. л. полна противоречий, отражающих
неустойчивость общественного бытия и сознания итальянской интеллигенции.
Колебания в области идеологии порождают у одних писателей оппортунизм и
эклектизм, у других — упадочные настроения, меланхолию и пессимизм. Старые
формы перестают удовлетворять новым потребностям; итальянские писатели ищут в
иностранной литературе ответ на свои идеологические запросы. В И. л. входят
Шекспир, Оссиан, Гесснер, Клопшток, Грей, Томсон, Юнг; под их влиянием в Италии
появляется сентиментализм
(см.) со всеми присущими ему
чертами (субъективизм, повышенная нервная возбудимость, искание грустных эмоций
и т. п.). Пионером итальянского сентиментализма был Ипполито Пиндемонте [1753—1828] —
англоман, путешественник, любитель природы, поклонник Юнга и Грея, воспевавший
«кроткую» нимфу — «меланхолию» — в манере Аркадии и сохранявший приверженность
классической традиции. Сходный формальный эклектизм сочетается с политическим
оппортунизмом у
689
Монти Уго Фосколо
[1778—1827] (см.) — остается
неизменно борцом за свободу и объединение Италии и покидает родину после
водворения австрийцев. Однако и в его литературной практике сказываются
противоречия переходного периода. Классическая простота и четкость линий,
ясность слога, пластичность образов, к-рыми отмечена его патриотическая лирика,
сменяются беспорядочной, сентиментальной риторикой романа «Последние письма
Якопо Ортиса» [1802], написанного под влиянием « С момента водворения в Италии австрийцев [1814]
и до объединения страны [1870] основной задачей итальянской буржуазии являлась
борьба за национальную и политическую свободу. Отсюда — утилитарный,
гражданский характер итальянской литературы, ее пренебрежение к проблемам
формы. Эти черты характеризуют и итальянский романтизм (см.). Первый романтический манифест издан Джованни Бершэ [1783—1851]
в качестве предисловия к переводу баллад Бюргера [1813]. Органом новой школы
был миланский журнал «Conciliatore» [1818—1819]. Ее лозунги — современность,
либерализм, национализм, всенародность и учительный характер поэзии. Только в
первом пункте романтики расходились с классиками; впрочем, формальные
разногласия (отрицание мифологии, подражания древним, авторитета правил,
разграничения жанров) не имели большой остроты, т. к. политическая платформа
обеих школ была почти одинакова. Романтики приняли участие в «карбонарской»
революции в Неаполе и Пьемонте, вспыхнувшей вслед за революцией в Испании
[1820]. Певцами революции были поэт-импровизатор Габриэле Россетти [1783—1854] (см..) и Бершэ, эмигрировавшие в
Англию после подавления революции. В среде итальянской интеллигенции воцаряются
теперь пониженные настроения, чувства смирения и покорности, культ религии и
церкви. Романтизм становится здесь лит-ой программой крепнущей
торгово-промышленной буржуазии, считающей, что освобождение страны явится
результатом длительного эволюционного процесса. Так
Иллюстрация: Илл. к «Полинику» Альфиери (акт V,
сцена 3) (Флоренция, 1821)
691
его с настоящим (излюбленная тема
— борьба народов за национальную и политическую свободу). Пассеистическое
любование стариной чуждо итальянским романтикам, к-рые все больше склоняются к
чистой истории без примеси вымысла (Мандзони после 1845); отсюда — расцвет
историографии (Ботта, Колетта), ставящей целью национально-либеральное
воспитание буржуазии. К романтикам примкнули также миланские поэты Порта и
Гросси. Карло Порта
[1776—1821] прославился своими юмористическими стихотворениями на миланском
диалекте, подкупающими свежестью и простотой формы, искренностью тона, выпуклой
жизненностью образов. Влияние его сказалось в «Обрученных» Мандзони. На
миланском диалекте писал сначала также друг и сотрудник Порта, Томмазо Гросси [1791—1853], впоследствии
перешедший на итальянский яз. В своих исторических поэмах («Ильдегонда»,
«Ломбардцы в первом крестовом походе») и романе «Марко Висконти» [1834] он
ставит в центре женские образы, сочетая сентиментальность с клерикализмом,
к-рый отталкивал от романтизма классиков, в остальном сдававших позиции.
Последним великим классиком был
Иллюстрация: Титульный лист к роману Мандзони
«Обрученные» (изд. 2-е, Милан, 1840—1842)
692
реакционной одой в честь
возвращения «законных государей», но затем, под влиянием классика и патриота
Пьетро Джордани [1779—1848], стал либералом и националистом, оплакивал в
патриотических канцонах рабство Италии, призывал юношей готовить себя к борьбе
за отчизну. После крушения революции Леопарди превращается в
пессимиста-жизнеотрицателя; пессимизм его, усиливавшийся субъективными
причинами психо-физиологического порядка, выражал с объективной точки зрения
классовую неприязнь аристократа к утверждавшейся буржуазной культуре. В своих
«Диалогах» и «Рассуждениях» он отрицает прогресс, не верит в будущее Италии, не
признает религии, считает сущностью бытия скуку, а его конечной целью — смерть.
Невозможность личного счастья влечет невозможность счастья общественного:
Леопарди издевается над «политиканами», пишет карикатуру на освободительное
движение («Война мышей и лягушек»). Даже античный мир, в к-ром он сначала искал
убежища от современности, под конец провозглашается миражем, а тем самым
упраздняется и смысл классицизма.
Начиная с 1830, когда Июльская
революция вызвала в Италии ряд восстаний — последних откликов карбонаризма, —
настроения итальянской интеллигенции идут на убыль. Начинается период массовых
активных выступлений, названный «Рисорджименто»
(Возрождение). И. л. становится выражением партийных программ, заслоняющих
литературные группировки. Застрельщиком нового общественного направления в
лит-ре является радикальная мелкобуржуазная интеллигенция, возглавляемая Мадзини [1805—1872]. Первоначально
литературный критик либерального журнала «Антология» [1830—1832], сторонник
романтизма, Мадзини развенчал его за индивидуализм и непротивленчество и
провозгласил задачей лит-ры «призыв к беспрерывной борьбе». Основанный им
журнал «Молодая Италия» [1832] дал направление всему движению революционной
демократии, в программу к-рого входила организация восстания и провозглашение
республики. По примеру мелкой буржуазии сорганизовались и более умеренные группы,
расходившиеся в вопросе о том, кто должен быть спасителем Италии. Крупная
буржуазия и аристократия видели такого «мессию» в папе, средняя буржуазия — в
либеральном монархе. Идеологи различных групп используют для пропаганды своих
идей одни и те же жанры эпохи романтизма. В большом ходу исторический роман,
разрабатываемый приемами «Обрученных», но под различными идеологическими
аспектами. Так, в романах Массимо
д’Адзельо [1798—1866] («Гектор Фьерамоска», «Никколо де Лапи»)
проводится классовая линия средней буржуазии; его герои — люди среднего
достатка, горячие патриоты, враги самодержавия.
Неоконченный роман его
«Ломбардская лига» прославляет средневековых горожан, борющихся с Барбароссой
за независимость, за строй, основанный не на «произволе», а на «законности». В
романах разночинца-пессимиста Гверацци
[1804—1873], особенно в «Осаде Флоренции» [1836], находим наоборот апофеоз
республики и республиканской доблести, подчеркиваемый кровавым памфлетом на
деспотизм [«Изабелла Орсини», «Беатриче Ченчи»]. Документальная точность фабулы
сочетается здесь с приподнятым, напряженным стилем агитатора. Сходную
республиканскую установку проводит в драме Никколини [1782—1861], начавший с сочинения классических
трагедий в стиле Альфиери, но затем перешедший под влиянием Байрона, Шекспира и
Шиллера к историческим драмам, обличающим монархический деспотизм и религиозную
тиранию. Его «Арнольд Брешианский» [1843] — яркий образ
демократа-революционера, погибающего в борьбе с императором и папой. Дисциплина
классицизма вызывает у Никколини культ формы, заботу о красоте яз. и стиха. В
области лирики продолжает бытовать религиозная поэзия в манере Мандзони
(Мамьяни) и политическая ода-инвектива (Россетти). Вместе с тем расцветает
сатирическая поэзия, прибегающая к диалекту в целях массового воздействия. Ее
представитель — «народный» поэт Белли
[1791—1863], к-рым восхищался Гоголь. В своей поэме из 2 000 сонетов он дает
колоритную картину простонародной жизни Рима, осуждая религию и церковь устами
римских ремесленников и рабочих. В старости Белли стал однако благонамеренным
буржуа, другом иезуитов. Более радикален
Освободительные войны 1848—1849
вызвали новый расцвет патриотической лирики (Поерио, Мамели), кратковременный,
как и итальянская национальная революция, подавленная австрийцами и французами.
Крушение надежд итальянской интеллигенции вновь порождает пониженные
настроения, давшие пищу романтическому индивидуализму и «мировой скорби». Яркий
выразитель этого запоздалого романтизма — Джованни
Прати [1815—1884]. Он пишет баллады, романсы и романтические поэмы,
вкладывая в унаследованную от Пеллико и Гросси форму современное содержание
(«Эдменегарда», 1841) и заимствуя у Байрона образы для воплощения охватившего
итальянскую молодежь пессимизма («Последние часы Чайльд Гарольда», «Армандо»,
«Родольфо»), лекарством от к-рого является религия. Другое проявление той же
«нравственной болезни» — скептицизм, сочетавшийся с карьеризмом и делячеством,
— изображается в ряде комедий («Проза», «Женщина и скептик») крупнейшего
итальянского драматурга XIX века
694 Иллюстрация: Иллюстрация
к сочинениям Карло Порта (XIX в. )
В 1859 начинается последний этап
национально-политической революции, возглавляемый народным вождем Гарибальди, с
именем к-рого связана патриотическая лирика Ньево («Песни гарибальдийца»),
Меркантини («Гимн Гарибальди»), Алеарди («Семеро солдат»). Наконец в 1870 мечты
патриотов исполнились: Рим был очищен от французских войск, вместе с иноземным
игом пало и самодержавие, но Италия стала не республикой, а конституционной
монархией, консолидирующей буржуазное общество на основе развивающегося
промышленного капитализма. Для И. л. кончилась пора националистического
мессианизма. Буржуазия потребовала от лит-ры не поэтизации прошлого, а
воспроизведения настоящего. Историческая поэма уступает место роману.
Исторический роман превращается в современно-бытовой («Лоренцо Бенони» Руфини,
«Отверстие в стене» Гверацци). Аналогичную эволюцию переживает драма. Пьетро Косса [1830—1881], начав с
трагедии в стиле Альфиери, переходит к изображению событий недавнего прошлого
(«Бетховен», «Пушкин»). Маренко
трактует исторические темы в стиле мещанской драмы («Сокольничий из Пьетра
Ардена»). Джакометти
[1816—1882], сделавший первую попытку изображения в комедии буржуазного быта
(«Поэт и балерина», 1841), обращается к сочинению мещанских мелодрам с нотками
социального протеста («Гражданская смерть», 1868, и др.). Мартини («Авантюрист») и Сунер («Аристократы-спекулянты») рисуют
жизнь обуржуазившейся флорентийской знати. Даже Феррари отходит от исторической
тематики, обращаясь к социальной комедии в стиле Дюма-сына и Ожье. Прогресс в
области научно-технических знаний отражается даже в лирике. Регальди [1809—1883] создает «научную»
поэзию, воспевая телеграф, туннель через Альпы, Суэцкий канал. Либеральный
аббат Дзанелла [1820—1888]
примиряет науку и религию, слагает гимны в честь прогресса, индустрии, техники.
695 Иллюстрация: Обложка футуристического журн.
Маринетти, Понти и Сем Бенелли «Поэзия» (Милан, февраль-март 1906)
696 По форме эти поэты — эпигоны Мандзони, который
является в 1870 таким же патриархом И. л., как В. Гюго французской. Поэзия
либеральной буржуазии, тяготеющей к римской церкви, вызывает протест со стороны
мелкобуржуазных групп, частью пауперизированных развитием капитализма и превратившихся
в
697 (Северино
Феррари, Джованни Марради, Гвидо Маццони) — одновременно поэты и историки
литературы. С 1890 почти все кафедры заняты учениками Кардуччи. «Кардуччанизм»
заполняет газеты и журналы, становится официальной лит-рой, не менее плоской и
оппортунистической, чем побежденный «мандзонизм». Противниками Кардуччи
выступили сицилийские поэты во главе с Марио Раписарди [1844—1915], автором «Люцифера»
[1877] и др. философских поэм, проникнутых социалистическими тенденциями; его
«Углекопы» — первое изображение рабочего класса в итальянской поэзии. Другим
противником Кардуччи — «справа» — был
Опаснее для школы Кардуччи был взрыв изнутри,
исходивший от его ученика Лоренцо
698
являясь продуктом позитивного миросозерцания утвердившейся
буржуазии, культивирующей естественные науки. На практике же веристам чужд
урбанизм натуралистов: они — бытописатели деревни. Своеобразное «народничество»
Верга, Капуана и Чьамполи [р.
1852] объясняется экономической отсталостью их родины — Сицилии, в к-рой царит
не промышленный, а аграрный капитализм. Веристы изображают разорение
крестьянства и мелкой буржуазии под напором капитала; отсюда — глубокий
пессимизм, фатализм, филантропия, нарушающие искомый объективизм повествования.
При всем стремлении к фактичности и научности, стиль веристов импрессионистичен;
они пишут мазками, прибегают к прямой речи и сказу. Сжатость, лаконизм,
драматичность рассказа влечет пристрастие к малой форме новеллы за счет романа.
Крупнейший мастер веризма, Верга, так и не преодолел юношеского субъективизма
стиля, к-рый борется у него с «летописным» объективизмом. Искусственно
сдерживаемая эмоция клокочет под почвой, прорываясь в моменты пароксизма
страсти или страдания героев. Верга — тонкий психолог; но психологизм у него,
как и у других веристов, индивидуален и не приводит к созданию социального
романа. Язык веристов — сочный, живой, красочный; не прибегая к диалекту, они
мастерски передают особенности крестьянской речи. Характерна локальная
замкнутость веризма, его областной сицилийский характер. Этот «режионализм» — реакция
против абстрактного национализма рисорджименто. После объединения Италии идея
национального единства оказалась столь же пустой, как и мнимая солидарность
классов. На смену отвлеченной «Италии» выступили конкретные области, различные
по своему экономическому и бытовому укладу. Веризм дал метод режионализму всех
видов и оттенков; в этом его значение для И. л., но в этом же причина его малой
популярности за границей. К веристам примыкает в своих первых вещах («Чрево
Неаполя», «Страна изобилия») Матильда
Серао [1856—1927] (см.),
снискавшая впоследствии мировую известность мещански-сентиментальными романами
типа «Прощай, любовь». Журналистка по профессии, Серао придала изображению
мелкобуржуазной жизни Неаполя своеобразный экзотический колорит, обеспечивший
ей успех за рубежом. Ее Неаполь — город романсов, веселья, беспечности и
сентиментальности. Ближе к веристам по четкости и ясности образов, по
сдержанности и простоте языка сардинские романы и повести
699
Плодотворным было воздействие
веризма на лит-ру диалектов, расцветшую после объединения Италии. Важную роль в
ее распространении сыграли бродячие актерские труппы. Но пьесы, написанные на
местных наречиях, редко поднимаются до уровня лит-ры; выше других — сицилийский
театр, для к-рого писали Верга, Капуана и Пиранделло; сицилийская труппа де
Грассо пользовалась около 1910 мировым успехом. Во Флоренции прославился Новелли [1867—1927], сначала
журналист-социалист, затем реформатор местного театра, которого сравнивают с
Гольдони: он упразднил продолжавшую свое существование комедию масок, заменив
ее пьесами из мещанского и простонародного быта. Но основной жанр диалектальной
лит-ры — лирика, опирающаяся на устную традицию и проникнутая местным
колоритом; сонеты пизанца Фучини
[1843—1921], римлянина Паскарелла
[р. 1858], неаполитанца Сальваторе ди
Джакомо [р. 1860] стали в Италии классическими. Веризм обогатил их
методом точного наблюдения, но утерял свою исконную Иллюстрация: Титульный лист к «Ноктюрну»
Габриэле д’Аннунцио (Милан, 1921)
700 остроту. Это особенно ясно в новеллах ди Джакомо
(«В жизни», 1903), сглаживающего изображение быта деклассированных низов
Неаполя мягким юмором. Те же черты — в новеллах Фучини из жизни тосканского
крестьянства («Посиделки в Нери», 1882). Диалектальная лит-ра южной и средней
Италии выражает идеологию мещанства провинциальных городов со слабо развитой
промышленностью и неизжитыми еще патриархальными формами быта; отсюда — узкий
кругозор, близорукий оптимизм, удовлетворенность буржуазным строем, стремление
сгладить социальные противоречия. Иная картина — в лит-ре северной Италии,
этого передового экономического района, в к-ром развитие фабрично-заводской
промышленности породило, с одной стороны, рост больших европеизированных
городов с интернациональным укладом жизни, а с другой — обострение классовой
борьбы и усиление рабочего движения. На этой почве веризм дает толчок к
развитию лит-ры, насыщенной социальными мотивами. Пионер такой литературы —
701
объясняется причинами как объективного, так и субъективного
порядка (отрыв Негри от пролетариата после ее замужества). В отношении стиля
Негри испытала ряд различных влияний, в том числе и веризма; но своеобразная
«цыганская» мелодия ее первых стихов уступила затем место более классической
форме, навеянной Кардуччи. Если передовые слои интеллигенции проникались
социалистическими идеями, то консервативная часть ее оставалась верна
либеральному католицизму Мандзони, которого не удалось убить ни Кардуччи, ни
веристам. Глава этой романтической реакции на грани XIX—XX в. —
Начало XX в. отмечено в И. л. подъемом
критической мысли. Во главе движения — выдающийся философ, историк и критик
704
непостоянный и колеблющийся, кидающийся от буддизма
к атеизму, от анархизма к католицизму и фашизму. Между 1910 и 1920 он — кумир
итальянской молодежи, обожавшей его за вечную неудовлетворенность и искания, за
ненависть к буржуазной ограниченности, за любовь к парадоксам и крайнюю
резкость в отрицаниях и инвективах. Все произведения Папини — автобиографичны.
Его шедевр — «Конченый человек» [1912] — интеллектуальная автобиография,
«драматическая история одного мозга», излагающая погоню за абсолютом, надежды и
разочарования, бессилие достигнуть духовной цельности. Папини — выразитель
настроений левого крыла мелкобуржуазной интеллигенции с ее повышенным интересом
к духовной жизни и протестом против иссушающего капитализма. Социальная
неустойчивость этой группы — причина ее идеологических шатаний. В поисках новых
форм Папини вместе с Соффичи
[р. 1879] бросается к футуризму, основывает журнал «Lacerba», но затем отходит
от него и обращается к религии, воспринимая христианство как революционное
учение («История Христа»). На этой стадии он — толстовец, непротивленец,
пацифист, антинационалист. Последнее превращение его в фашиста лишний раз
характеризует неустойчивость его общественного сознания; именно из таких
интеллигентов рекрутирует свои «эскадроны» Муссолини. Влияние эстетики Кроче и журнала «Voce» испытали
почти все итальянские поэты XX в. Между 1905 и 1914 главная роль принадлежит
группе так наз. «сумеречников»
(crepuscolari), не имевшей единой платформы. Критика объединила этим названием
поэтов разных дарований, сходившихся на презрении к риторике и классическим
традициям, культе интимной, элегической лирики, на склонности к провинциализму
и народной песне, освеженной приемами французского модернизма. Влияние
миланской Scapigliatura, Стеккетти и Пасколи (в его семейных и деревенских
стихах) сочетается у них с влиянием Лафорга и Жамма. «Сумеречники» склонны к
автобиографизму, к-рый приводит к возрождению романтического индивидуализма, но
без присущей последнему декоративной пышности и фразерства. Общий тон их поэзии
минорный; болезненная тематика выражается в крайне утонченной форме. Крупнейший
поэт группы
705 фабричной
промышленности, с централистическими тенденциями крупного трестированного
капитала, с возрастающим техницизмом капиталистического производства. Новый
социально-экономический уклад властно требовал создания индустриального стиля,
отображающего психоидеологию капиталистического общества высокой формации.
Попытку оформления такого стиля впервые сделали футуристы, так как молодой итальянский
капитализм был особенно преисполнен боевого задора, протестуя против
характерного для Италии культа прошлого, традиционализма, пассеизма, музейщины.
Глава итальянского футуризма —
706 футуристов,
разрушающей веками сложившийся социально-практический опыт. Отсюда и быстрое
банкротство итальянского футуризма, который сейчас уже почти не имеет
приверженцев. На сцену футуризма пришел фрагментизм, представляющий разновидность
импрессионизма. Глава направления — Соффичи, отколовшийся в 1915 от футуристов
вместе с Папини, к-рый тоже оказал большое влияние на фрагментистов (Бернаскони,
Аньолетти, Бойне, Кампана, Онофри, Саба, Линати и др.). Характерные черты стиля
— отказ от сюжетности, фиксация мимолетных впечатлений и образов, мелькающих
подобно кинокадрам. От импрессионизма Пандзини фрагментисты отличаются быстрым
темпом монтажа фрагментов, на которых они не задерживаются для детального
описания. Помимо стихотворений и лирической прозы фрагментисты разрабатывают
также большие жанры (например плутовской роман Соффичи «Леммонио Борео», 1912),
но тем же методом.
Империалистическая война, в к-рую
втянулась и Италия, расколола И. л. на ряд группировок. Одни писатели отдали
дань урапатриотизму («Vae victis» Виванти) и увидели в войне повод для
империалистической пропаганды («Ноктюрн» Аннунцио, стихи Маринетти), другие
рассматривали войну как неизбежное зло и сосредоточивали внимание на описании
переживаний интеллигента, попавшего в армию и впервые познакомившегося здесь с
«народом» («Кобилек» Соффичи, «Со мной и с альпийцами» Жайер, «Рубе» Борджезе).
В отношении стиля лит-ра военного времени продолжает традиции фрагментизма и
прибегает к форме дневника. К военной лит-ре примыкает послевоенная, рисующая
разочарование итальянской интеллигенции, обусловленное тяжелым экономическим
кризисом, постигшим эту страну-«победительницу». Мелкая буржуазия резко
расслаивается. Интеллигенты, жаждущие «покоя» и «мирной жизни», обрушиваются на
разбогатевших кулаков — фермеров и подрядчиков, на послевоенную порчу нравов и
дороговизну (Бонтемпелли, Пандзини), другие проникаются революционными
настроениями, агитируют за борьбу с капиталистами (Готта, Брокки), рисуют
картины ужасной нищеты, разорения и морального разложения мелкой буржуазии
(«Бедняга» и «Дом без солнца» Мариани). В то же время расцветает
развлекательная беллетристика, рассчитанная на вкусы мещанской публики. Звезда
этой «миланской» лит-ры —
Идеология обеих групп —
фашистская; расхождение их — только в вопросах политической тактики.
Правительство Муссолини поддерживает обе точки зрения (националистическое
самоуглубление и империалистическую экспансию), к-рые уживаются с его
официальной идеологией. В лит-ой практике обеих групп нет больших расхождений.
Из писателей «Stracitta» выделяются Бонтемпелли, автор оригинальных новелл, в
к-рых самые невероятные приключения описываются с кропотливым психологическим
реализмом («Дама моих мечтаний»), и Кампаниле,
присоединяющий к этому ироническую трактовку, граничащую с буффонадой («Но что
же такое эта любовь?»). При кажущейся поверхностности ирония Кампаниле имеет
метафизическую основу; она коренится в идеалистическом мировоззрении,
характерном для мелкобуржуазной интеллигенции. Тяжелое экономическое положение
в сочетании с идеологическим гнетом фашистов порождает в ней сознание
призрачности окружающей жизни, бессмысленной случайности мелькающих образов,
приводящее к их иронической трактовке; отсюда же стремление построить
собственный внутренний мир, не похожий на окружающий, ведущее к тонкому
психологическому анализу. Из этих черт складывается господствующий в
современной И. л. стиль — юморизм,
получивший широкое применение в театре, где он явился главным орудием борьбы с
веризмом и порожденной им мещанской драмой (ее главный представитель —
неаполитанец Роберто Бракко,
р. 1862). В довоенной Италии реакция против мещанской драмы была представлена
империалистическими драмами Аннунцио, романтическими трагедиями Сем Бенелли [р. 1877] и своеобразными
пьесами на античные темы Морселли
[1882—1921]. В послевоенной Италии группа драматургов «гротесков» (Кьярелли,
Антонелли, Кавакьоли, Россо ди Сан Секондо, Мартини) борется с позитивизмом
буржуазной драмы, кладя в основу пьесы мотив раздвоения, сочетая приемы
трагедии и фарса, вводя в реальное действие фантастику и символику, подчеркивая
призрачность и автоматичность бытия применением приемов кукольного театра,
обращением к маскам и обобщенным персонажам. Высшая точка этого стиля — у
Но этот реализм скрывает в себе
чисто метафизическую концепцию, в основе которой — признание призрачности
реального мира, дуализм жизни и «формы», которую человек сам создает по
собственному желанию. Конфликт между жизнью и формой — источник юмора
Пиранделло. Стремление человека разбить свою «форму» и создать новую приводит к
трагедии. Правдивый художник, Пиранделло рисует мрачный мир разложения, нищеты,
бесправия, горести и боли. Но из этого призрачного мира нет никакого выхода.
Страшный мираж жизни непреодолим. В основе бытия — трагическая нелепость, так
как мир мог бы быть иным. Этот пессимизм Пиранделло — продукт его
идеалистического мировоззрения — порожден социальной дезориентированностью его
класса, потерявшего точку опоры в капиталистическом мире и сознавшего свою
обреченность. Философия Пиранделло вывела его из рамок итальянского
провинциализма и сделала его любимым писателем мелкобуржуазной интеллигенции
всех стран. Но она же явилась и причиной сближения его с Муссолини, которому
оказалась весьма наруку такая бесхребетная философия, отвлекающая массы от
революционной борьбы и переводящая их недовольство в метафизический план. Так,
даже крупнейший писатель современной Италии оказался в духовном плену у
фашистов, от чего удалось уберечься только небольшой группе литераторов,
группирующихся вокруг Бенедетто Кроче.
Итальянская пролетарская лит-ра
еще только намечается. Из предвестников и предтеч пролетарской лит-ры в Италии
можно отметить анархистов или революционных социалистов, Пиетро Гори «Pensieri
ribelli» [1915] и его «Opere» (2 тт., 1911). Ни одного из них нельзя
конечно назвать пролетарским писателем. Класс как таковой только смутно
отразился в произведениях этих «соседей»-попутчиков.
Мировая война, необычайно резко
заострившая классовые противоречия всех стран, послужила толчком к пробуждению
пролетарского творчества. Среди писателей и поэтов во время войны и до
фашистского захвата власти можно указать на писателей непролетарского
происхождения, сделавших уже попытки охвата тем социального протеста, каковы Пиетро Мандрэ [«Contro la guerra»
(1915), с предисловием К. Лаццари], Альберто
Малатеста («Liriche di guerra», 1919), Альбатрелли — псевдоним Франческо
Перри («Conquistatori»), Марио
Мариани (которого почему-то в СССР ошибочно считали коммунистом), Марино Моретти и Пьетро Кьеза. Итальянская пролетарская лит-ра покуда выдвинула
только три имени: Гиацинто
Менотти Серрати («Руководство для безупречного каторжника», Гиз, и
его неоконченный биографический роман «Sergio
710 Florinski»),
Библиография: На русском яз., кроме отдельных глав, посвященных И. л. в
обзорах истории зап.-европейских лит-р Когана
П., Луначарского А. В., Фриче В., Де-ла-Барта Ф., Стороженко
H., а также в больших коллективных изданиях — Всеобщая история литературы под
ред. Корша В. и Кирпичникова А., 4 тт. СПБ., 1877—1892, и История западной
литературы [1800—1910], под ред. Батюшкова Ф., 3 тт., М., изд. «Мир»
(незакончен.), переводные книги: Гаспари
А., История итальянской литературы, перев. К. Бальмонта, 2 тт., М., 1895—1897
(классический труд); Овэтт А.,
История итальянской литературы, СПБ., 1908, и Гиз, М., 1922; Пинто М. А., История национальной
литературы в Италии, ч. 1, СПБ., 1869; История литературы древнего и нового
мира (по Щерру), кн. II: Италия, сост. В. Костомаров, СПБ., 1863; Пранди Ф., Очерк новой итальянской
литературы, перев. А. Зражевской, СПБ., 1841. Из оригинальных работ на первом
месте — труды Веселовского Ал-дра
Н. по итальянскому Возрождению — Собр. сочин., изд. Академии наук, тт. III—IV
(полный перечень их см. у Симони П. К., Библиографический список
учено-литературных трудов А. Н. Веселовского, П., 1921); затем — Корелин М. С., Ранний итальянский
гуманизм и его историография, 4 тт., М., 1892 (изд. 2-е, СПБ., 1914); Его же, Очерки итальянского Возрождения,
М., 1896 (изд. 2-е, М., 1910); Дживелегов
А. К., Начало итальянского Возрождения, М., 1908 (изд. 2-е, М., 1924); Его же, Очерки итальянского Возрождения,
М., 1929 (дальнейшие указания см. в
библиографии к ст. «Ренессанс», а также к ст. об отдельных авторах). По
новой И. л.: Фриче В.,
Итальянская литература XIX в., ч. 1: Литература эпохи объединения Италии, М., 1916;
Иванов М. М., Очерки
современной итальянской литературы, СПБ., 1902; Рубцова Г., Современная итальянская литература, Л., 1929
(брошюра). На иностранных яз.: Casini
Т., Geschichte der ital. Literatur, «Grundriss d. romanischen Philologie»,
hrsg. von G. Gröber, B. II, Abt. III, Strassburg, 1901 (есть новое изд.,
ценная для справок работа с обширной библиографией); D’Ancona A., e Bacci O., Manuale della letteratura
ital., 6 vv., Firenze, 1904—1906 (составлена в виде хрестоматии с
биобиблиографическими введениями); Wiese
В. und Percopo E., Geschichte
der ital. Literatur,
Lpz. und Wien, 1899 (есть итальянский пер., Турин, 1904); Ronelli L., Il teatro italiano, Mil., 1924. Коллективные труды:
Storia letteraria d’Italia, scritta da una società di professori, 10
vv., Milano; Storia dei generi letterarii italiani, Milano. По И. л. XVII в.: Croce Benedetto, Storia dell’età
barocca in Italia. Pensiero, poesia e letteratura, vita morale, Bari, 1928. По И. л.
XVIII в.: Landau
M., Geschichte der ital. Literatur im XVIII Jhrh., Berlin, 1899. По И. л.
XIX в.: Ferari
V., Letteratura ital. moderna e contemporanea, Milano, 1901; Roux Am., Histoire de la
littérature contemporaine en Italie sous le régime unitaire, P.,
1894; Dornis J., La
poésie ital. contemporaine, 2-e éd., P., 1898; Croce В., La letteratura della nuova Italia, 4
vv., Bari, 1914—1915 (захватывает также лит-ру XX в., изд. 13-е, пересмотренное, т. I, 1929). — По И. л. XX
в.: Russo L., Guida bibliografica: I oratori,
Roma, 1923 (словарь современных итальянск. писателей с обширной библиограф.); Vossler К., Ital. Literatur der Gegenwart,
Heidelberg, 1914; Die neuesten Richtungen d. ital. Literatur, 1925; Pinchetti R., La lirica italiana dal
Carducci al d’Annunzio, lineamenti estetici, 1928; Crémieux В., Panorama de la littérature ital.
contemporaine, P., 1928. С. Мокульский Фундаментальная
электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
|
|||
© Belpaese2000. OCR 15.09.2004 |