LUDOVICO ARIOSTO
ЛУДОВИКО АРИОСТО
(1474-1533)
Старший из десяти детей в семье, Лудовико
Ариосто (Ludovico Ariosto) родился в г.Реджо-Эмилия 8 сентября 1474 г.
Его отец Никколо, происходивший из знатной болонской семьи, давно находившийся
на службе у графов д'Эсте в Ферраре, командовал в Реджо военным гарнизоном.
Мать, Дария Малагуцци Валери, происходила из знати Реджо. Семья жила затем в
Ровиго и в Реджо, пока в 1484 г. не переехала окончательно в Феррару, где отец
занимал впоследствии различные административные должности. Тем временем
Лудовико обучался грамматике, а с 1489 по 1494 гг., по воле отца и без всякого
собственного желания изучал юриспруденцию в университете Феррары, получив
звание “iurisperitus”. Одновременно он участвовал и в придворной жизни герцога
Эрколе I, и в 1493 г. даже был даже в числе труппы актеров, организованной
герцогом для постановки придворных спектаклей. Оставив затем занятия
юриспруденцией, Ариосто занялся серьезным изучением литературы и латыни, и в
последние годы столетия начал писать на латыни поэтические произведения. Его
интересы в области литературы находили много точек соприкосновения с общей
культурной ситуацией в Ферраре: здесь велась оживленная театральная жизнь, неплохо
преподавалась философия в университете, распространялись произведения Платона и
“необычных античных авторов (в частности, Лучано), была создана поэма Боярдо
“Влюбленный Орландо”, лирика на латыни и на volgare; благодаря стараниям Пьетро
Бембо (который жил в городе с 1497 по 1499 и с 1502 по 1505 гг. и с которым у
Ариосто установились прочные дружеские отношения), возрождается культ Петрарки.
Общая культурная атмосфера повлияла на выбор молодого поэта: он решил посвятить
себя поэзии на volgare, прежде всего лирической.
В
1497 г. Ариосто вошел в число придворных, содержавшихся на средства герцога
Эрколе I (впрочем, денежное довольствие было незначительным). После смерти отца
(10 февраля 1500) он вынужден взять на себя опеку над младшими детьми (включая парализованного
брата Джованни) и заниматься делами, касавшимися семейного имущества. Являясь
главой дворянского семейства, он вынужден также занимать различные официальные
должности. Примерно в 1503 г. от служанки у него рождается сын, а в 1509-м
второй, от Олимпии Сассомарино. В октябре 1503 г. Ариосто поступает на службу к
кардиналу Ипполито д'Эсте, сыну Эрколе, и именно это обстоятельство приводит
его к тому, чтобы принять сан chierico. Различные поручения, связанные с саном,
помешали ему в полную силу заняться литературной деятельностью, несмотря на то,
что от кардинала он ожидал большего признания своих трудов и большей свободы.
Наблюдая бурные политические события тех лет, Ариосто все больше
чувствовал свою привязанность к Ферраре и к двору д'Эсте, которые были для него
достаточно надежной опорой на фоне потрясений, охвативших Италию. Однако его
отношения с двором были cовсем иными, чем у Боярдо, синьора-феодала, не
ощущавшего никакого противоречия между своей увлеченностью литературой и
отношениями с семейством д'Эсте. Ариосто принадлежал к более мелкому дворянству
и оказался в значительно большей
зависимости от своих хозяев. Он надеялся, что его литературный труд станет
необходимой чертой придворной жизни и ожидал, что он будет оценен по достоинству,
- а вместо этого вынужден был заниматься рутинными административными делами. В
это время Ариосто переживает конфликт между своей литературной деятельностью
(которая, тем не менее, была направлена на прославление семейства д'Эсте) - и
довольно стесненными материальными условиями придворной жизни. Благодаря,
однако, своему дворянскому происхождению и церковным бенефициям, связанным с
его саном, со временем Ариосто смог получить определенную независимость и
свободу действий.
Около
1505 г. он начал работать над текстом “Неистового Орландо”, а в 1507 г. в
Мантуе пересказал сюжет поэмы Изабелле д'Эсте Гонзага. В то же время он был
занят в придворном театре, для которого написал, а затем поставил две комедии:
“Сундук” (Cassaria) и “Подмененные” (I Suppositi), которые стали первыми
значительными экспериментами для театра на volgare. В то время, когда Ариосто
работал над редактированием “Неистового Орландо”, д'Эсте активно участвовали в
военных действиях, охвативших Италию. Ввиду бурных отношений между Феррарским
двором и папой Юлием II Ариoсто пришлось неоднократно ездить в Рим в качестве
посла от Феррары.
После
смерти Юлия II и избрания папы Льва X, весной 1513 г., он снова отправился в
Рим с поздравлениями новому понтифику (в предыдущие годы у них были достаточно
дружеские отношения), надеясь получить при нем какую-либо должность, чтобы
вести спокойный образ жизни. Заехав на обратном пути во Флоренцию, он сделал
признание в любви Алессандре Бенуччи, ставшей “женщиной его жизни” и овдовевшей
в 1515 г. Они никогда не жили вместе, хотя Ариосто и женился на ней тайно
примерно в 1428-30 гг. В случае брака она потеряла бы право на наследство мужа,
а он - свои церковные бенефиции. Во время понтификата Льва Х Ариосто
неоднократно бывал в Риме. Тем временем в апреле 1516 г. вышло первое издание
“Неистового Орландо”, - произведение было посвящено кардиналу Ипполито, который, впрочем, не выказал
автору никакой благодарности, - напротив, перед поездкой в 1517 г. в Венгрию, где
Ипполито должен был стать епископом, он приказал поэту сопровождать себя в
качестве “секретаря для мелких поручений” (tuttofare). Однако Ариосто отказался
от такого “поручения” и порвал с кардиналом все отношения, перейдя в апреле
1518 г. на службу к герцогу Альфонсо, занявшему место отца - Эрколе - после его
смерти в 1505 г., - казалось, этот представитель семейства д'Эсте может дать
поэту возможность спокойного существования. “Неистовый Орландо” начинал
пользоваться известностью, и Ариосто уже задумывал расширить и улучшить текст
поэмы. В марте 1519 г. в Риме была поставлена его комедия “Подмененные”.
В то же время Ариосто был погружен в
различные повседневные проблемы, и папский Рим представлялся ему идеальным
центром культуры. В 1520 г. он послал Льву Х свою комедию “Чернокнижник”. Трудности,
с которыми столкнулся герцог Альфонсо, вынудили его в начале 20-х годов
отменить придворное денежное содержание Ариосто, а в 1522 г. он направляет
поэта герцогским комиссаром-управляющим в горный район Гарфаньяна. Порядок в
этой местности мог поддерживаться только с очень большим трудом (здесь было
немало разбойничьих банд), но Ариосто вынужден оставаться в Гарфаньяне до июня
1525 г. вместе с младшим сыном, пытаясь удержать под контролем ситуацию и даже
проявляя определенное человеческое участие к своим подчиненным, но страдая
ввиду удаленности от Феррары, привычной обстановки и семьи. Вернувшись ко
двору, Ариосто стал членом “Магистрата мудрецов” (Maestrato dei savi) и
вплотную занялся придворным театром: создал новую комедию “Сводня” (Lena), переработал
текст первых двух комедий и занимался постановками различных придворных
спектаклей (в числе которых были и выступления театральной труппы из Падуи,
которую в 1532 г. направил в Феррару Руццанте). В октябре этого же года в
Ферраре вышла окончательная, третья версия поэмы “Неистовый Орландо”. Ариосто в
эти годы почти не выезжает из Феррары, - в ноябре 1532 г. он едет в Мантую
вместе с герцогом д'Эсте, чтобы увидеться с императором. Вернувшись в Феррару,
Ариосто заболел энтеритом, который вызвал затем осложнения в легких, и умер 6
июля 1533 г. в своем доме в квартале Мирасоле, где проживал последних четыре
года.
© С.В.Логиш, 09.2002