BALDASSAR
CASTIGLIONE – БАЛЬДАССАР КАСТИЛЬОНЕ
(1478 - 1529)
Итальянский дипломат, деятель культуры,
писатель. Родился в 6 декабря 1478 г. в Казатико, в
окрестностях Мантуи, в знатной семье. Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах),
была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи.
Начальное гуманистическое обрзование
Кастильоне получил в Милане, где учился рыцарскому искусству при дворе Лудовико Моро. В 1499 г. смерть отца вынуждает его
вернуться в Мантую, где он начал участвовать в
придворной жизни, - позднее она сыграет определяющую роль в его литературном
творчестве. Он поступает на службу к герцогу Франческо Гонзага, по приказу
которого будет выполнять различные дипломатические, политические и военные
поручения. В 1504 г., по неизвестным причинам, он уезжает из Мантуи, и герцог на многие годы запретит ему возвращаться в
город.
Кастильоне уезжает ко двору в Урбино, одному из самых центров культуры того времени, и
проведет там девять лет, вначале на службе герцога Гвидубальдо
да Монтефельтро, а затем у сменившего его Франческо Мариа делла Ровере, также выполняя разного рода военные и дипломатические миссии. В
1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а
годом позже – в завоевании Болоньи. В те же годы Кастильоне занимается
литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и
деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского»
(«De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). В
1513 г. занимается постановкой при Урбинском дворе
комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена, и начинает
работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»),
которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить
его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары,
небольшого городка вблизи Пезаро, и посылает
постоянным послом к папскому двору в Рим.
В Риме Кастильоне бывает у самых знаменитых
литераторов и художников своего времени, в числе которых Пьетро Бембо, уже
упоминавшийся Бернардо Довици да Биббиена,
Рафаэль, который становится близким другом писателя и запечатлевает его на
одном из своих самых известных портретов.
В 1516 г. Кастильоне возвращается в Мантую, где герцог Гонзага снова берет его на службу.
Женится на Ипполите Торелли, от которой у него будет
трое детей, а в 1521 г., после смерти жены, принимает духовный сан, - возможно,
из соображений карьеры, блестящие возможности которой ему предоставляла
церковная среда.
Тем не менее, он остается на службе у Гонзага до
1524 г., когда папа Климент VII посылает его в
качестве апостольского нунция ко двору императора Карла V в Мадрид. Это очень
тонкий ход со стороны папского двора, поскольку отношения с императором очень натянуты, и от него папа
ожидает положительных результатов. Однако дипломатической миссии оказывается
недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527
г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его
соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в
том, что содействовал поражению папских войск. Ему удается снять с себя все
обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. В Испании Кастильоне
остается до своей внезапной смерти в Толедо
2 февраля 1529 г.
Малые произведения Кастильоне состоят из
небольшого числа стихотворений на латыни и на вольгаре, написанных еще в
молодости, эклоги «Тирси», хвалебного текста,
написанного для рода Монтефельтро. Она может
рассматриваться как один из первых образцов пасторальной драмы – именно того
литературного жанра, который получит очень широкое распространение во второй
половине 16 века и достигнет значительных результатов в творчестве Торквато
Тассо.
Поэзия на вольгаре, несмотря на то что вызывала значительный интерес в 16 столетии,
представляет собой достаточно успешные поэтические «опыты», в которых ощутимо
значительное влияние петраркизма. Латинские
стихотворения опираются на примеры античной поэзии, в их числе и знаменитая
эпиграмма на смерть Рафаэля.
«КНИГА О ПРИДВОРНОМ» («IL LIBRO DEL CORTEGIANO»)
Известная еще до публикации, «Книга о придворном»
была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию
в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г., и Джунти
во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже. Издание
основывалось на последней рукописи, которую Кастильоне из Испании передал Бембо И Рамузио. Внезапная смерть в
Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах
Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский
язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на
английский и в 1593 г. на немецкий).
Диалогическая форма «Книги о придворном»
опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких
поколений гуманистов, и отвечает стремлению автора представить придворную среду
в качестве типичной формы социальных отношений, или светского
«времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в
книге как «игра». Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события
якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией
в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге
совершенно свободно.
«Книга о придворном» разделена на четыре части;
в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни
и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом
используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла,
трактат). Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной
долей иронии. Ужу во вступительной части, в которой Федерико
Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria»)
представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть
ясным и однозначным. В первой книге Лудовико ди Каносса ведет речь о физических и моральных качествах
идеального придворного, которые могут меняться под влиянием случая и
превратностей судьбы. Во второй Федерико Фрегозо
намеревается продемонстрировать, «in qual modo
e maniera e tempo
debba il cortegiano usar le
sue bone condicioni, ed operar quelle cose che
già s’è
detto convenirsegli» (гл.VI), т.е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства,
при которых придворный должен подтвердить свои качества. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna
di palazzo») и, наконец, в
четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный
вопрос об отношениях придворного и князя (т.е. господина). Наконец, Пьетро
Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному
благу, - и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников,
которые «не заметили, как пробежало время» (гл. LXXIII).
Таким образом, каждая их 4-х книг имеет свою
тематику, однако ни в одной из частей разговор не идет в некоем раз и навсегда
установленном русле. В каждой части есть пространные и не случайные
отступления, придающие более живой характер всему тексту: в первой книге это
тема языка, во второй Биббиена рассказывает несколько
новелл и фацеций; в третьей приведены примеры женской честности и скромности; в
четвертой восхваление красоты и любви завершает весь трактат.
Композиция книги имеет эклектический характер и
не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной
жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Придворный – это
человек, принадлежащий к реальному и конкретному обществу, наделенный
определенными качествами, присущими этому обществу. Таким образом, все сводится
к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему
изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить
идеального придворного. Тем не менее, идеал сформулирован и его социально-политическая и культурная роль определена:
свободное противостояние различных мнений в диалоге проливает свет на
изначально запутанный и неясный вопрос. Однако художественная ценность «Книги о
придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной
из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху
Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки
постоянно меняющегося общества.
©
С.В.Логиш, 10.2003
Opere
/Произведения
-
Materile
critico / Критический материал
-
Links / Ссылки
-
-
-
-
© Belpaese2000,
02.10.2003