BENVENUTO CELLINI – БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ
(1500 - 1571)
Итальянский скульптор, ювелир, писатель. Родился в 1500 г. во Флоренции и с юных лет посвятил себя изучению рисунка и ювелирного дела. Из-за вспыльчивого характера и столкновений, в которые оказывается замешанным, вынужден искать убежища в Риме, под защитой папы Климента VII. В своей автобиографии он отмечает, что участвовал в защите замка Св.Ангела во время осады Рима в 1527 г. и что выстрелом из аркебуза убил коннетабля Карла Бурбонского, командующего вражескими войсками. Слава его как художника и благосклонность папы Павла III не защищают его от враждебного отношения со стороны Пьера-Луиджи Фарнезе, племянника папы, и от обвинения в двух убийствах. Челлини арестован и заключен в тот же замок Св.Ангела, откуда он пытается бежать, но неудачно: он пойман и помещен в подземелья замка (где, возможно, совершает попытку самоубийства). Освобожден из тюрьмы в 1539 г. по просьбе кардинала Ипполито д'Эсте. Годом позже оказывается при дворе французского короля Франциска I, у которого находит радушный прием. В Париже ему поручают множество заказов, в числе которых знаменитая золотая солонка. Но в 1545 г., под давлением со стороны завистливых придворных, вынужден покинуть Францию и вернуться во Флоренцию, где Козимо I Медичи заказывает ему статую Персея, - она станет скульптурным шедевром Челлини. Но вскоре Козимо лишает его своего покровительства, и Челлини, борясь с бедностью и с клеветническими обвинениями, оставляет творческую карьеру и пишет автобиографическую книгу «Жизнь» («La vita»). Умер Челлини во Флоренции в 1571 г.
«Жизнь» Челлини была издана только в 1728 г. и представляет собой весьма интересный биографический документ и настоящий литературный шедевр, не поддающийся какой-либо классификации. Было бы напрасным искать аналогии с автобиографическими произведениями предыдущих авторов, написанными в соответствии со строгими литературными канонами. Челлини не рассказывает о моральных и духовных переживаниях, не собирается оставлять потомкам свой идеализированный образ. Его история – это история человека, который руководствовался в жизни инстинктивным, и в то же время очень высоким, уважением собственного таланта, убеждением в собственной гениальности, которая почти возводится в культ и потому оправдывает любые излишества и беспорядочность в поведении. Тем не менее, Челлини считает, что его недооценивали и что он заслуживает значительно большей славы, поскольку владеет «достоинством («virtщ»), т.е. качеством, присущим исключительным людям, которые должны описывать «собственноручно … собственную жизнь» («di lor propria mano ... la loro vita»), чтобы она стала примером для всех. Смешивая правду и вымысел, Челлини создает некий «роман приключений», в центре которого – привлекательный портрет человека и художника яркого и дерзкого таланта, вспыльчивого и сварливого, склонного к жестокости, но которому в то же время присущи упадки сил и настроения, страх и предрассудки.
Автор рассказывает о годах беспокойной юности, отмеченных страстным увлечением ювелирным делом и любовью к музыке – в одновременно уличными драками и убийствами; вспоминает о ярких моментах творчества, когда произведения обретали форму и жизнь благодаря его рукам, говорит о частых минутах разочарования и горечи. Немногочисленными словами он очерчивает портреты пап и известных людей своего времени, покровителей и соперников; подчеркивает свою отвагу при участии в военных действиях. В одной из глав он рассказывает о выплавке статуи Персея как о титанической борьбе с материей, с бронзой, из которой появится шедевр, и с людьми, не верящими в огромное могущество ума и искусства.
Привлекательность книги Челлини во многом заключается в языке и стиле, которым она написана, безыскусном, инстинктивном, которому присущ высокий ритм повествования. Синтаксис текста неупорядочен и часто запутан, но в результате получается живой народный язык, придающий выразительность событиям. С литературной точки зрения стиль Челлини невысокого уровня, но он несет на себе непосредственный отпечаток личности автора, который, зная собственную литературную ограниченность, попросил у Бенедетто Варки отредактировать текст. К счастью, Варки не выполнил его просьбу, оставив таким образом нетронутыми непосредственность и очарование этой весьма своеобразной книги в истории итальянской литературы.
© С.В.Логиш, 11.2003
Materiale critico / Критический материал
-
Opere / Произведения
-
Links / Ссылки
-
-
-
-
© Belpaese2000, 12.11.2003 '500 Biblio Italia