VITTORIA
COLONNA - ВИТТОРИА КОЛОННА
(1490 - 1547)
Итальянская поэтесса. Знаменитая и почитаемая современниками,
Витториа Колонна принадлежала к древнему роду,
была дочерью князя Фабрицио. Родилась в городке Мариино, в окрестноястях
Рима, в 1490 г. В 19 лет выходит замуж за Ферранте д'Авалос, маркиза Пескары и
капитана в войсках императора Карла V, а в 1525 г. становится
вдовой. Оставаясь верной его памяти, проведет всю оставшуюся жизнь, занимаясь
благотворительностью и проводя много времени в монастыре. На некоторое время
она сближается с религиозными реформаторами Хуаном де Вальдесом и Бернардино
Окино, которые с своих проповедях говорят о необходимости обновления
католической церкви, однако отходит от них после того, как оба проповедника
переходят в протестантскую веру.
Ее красота вдохновляет самых знаменитых
художников того времени: Рафаэль изображает ее в числе персонажей своей
знаменитой фрески «Парнас» («Станцы» Рафаэля в Ватикане); Микеланджело
посвящает ей многочисленные стихотворения и делает ее рисунок; других поэтов, в
числе которых Галеаццо ди Тарсиа, привлекает ее аристократическая сдержанность
и прочувствованная религиозность. Умирает Витториа Колонна в Риме, в
бенедиктинском монастыре Св.Анны, в 1547 г.
«Стихотворения» («Rime») Колонны, изданные в
Венеции в 1544 г., разделены на две части: первая посвящена памяти мужа,
который представлен в них как моральная опора в жизни, - поэтесса вспоминает о
нем с глубоким сожалением, иногда гранищащим с настоящим отчаянием; вторая часть
канцоньере состоит из сочинений на религиозную тематику, в ней напряженная
духовность рождается из искренней веры и постоянных мистических медитаций
поэтессы. Двучастность книги не нарушает внутренней гармонии сочинения в целом
и в полной мере отражает мировоззрение автора, отмеченное глубокой
религиозностью.
Стилистика поэзии Колонны очень сдержанна, ей не
свойственны эмоциональные порывы, и как
будто отражает образ жизни поэтессы, своей почти аскетичностью поражавший ее
почитателей. И в поэзии она отдает предпочтение меланхоличной, негоромкой
тональности, подобной той, которую использует Петрарка в разделе «На смерть
мадонны Лауры» в своем «Канцоньере».
© С.В.Логиш, 09.2003
Opere / Произведения
Rime / Стихотворения
Links / Ссылки
© Belpaese2000,
30.09.2003