Глава восемнадцатая
«ОДИНОКИЙ, КАК ПАЛАЧ»
В далекие дни своих
близких отношений с Рафаэлем Микеланджело имел привычку в шутку
называть юного живописца «капитаном», высмеивая таким образом то,
что его всюду сопровождала толпа учеников, друзей и льстецов.
Рафаэль, которому как-то сказали об этом, удовольствовался тем,
что, грустно кивнув, ответил: «А он одинок, как палач».
Он всегда гордо нес
крест этого одиночества, разумеется, страдая от него. И черпал в нем
гордость, силу. Леонардо да Винчи часто говорил: «Если ты одинок,
ты никогда не будешь принадлежать самому себе». И разве любой
человек в конце концов не одинок, сколько бы ни было рядом с ним
тех, кто его окружает? Одинок в своем страдании, в своей смерти.
В молодости он находил
некоторое горькое удовольствие и даже пищу для тщеславия в этом
суровом одиночестве. Позднее, с приближением старости, изоляция,
которую он принимал без сожаления и даже сам провоцировал,
становится более тягостной. Оглядываясь назад, на долгий путь
истекших лет, он видел дорогу, отмеченную трупами. Годы шли, унося
людей одного за другим. Годом раньше, в страстную пятницу 1520
года, умер Рафаэль. Были мертвы его отец и трое братьев. Один за
другим его покинули друзья. Анджелини, Риччо, Виттория Колонна. Умер
и прекрасный пятнадцатилетний ребенок Чеккино де Браччи. Умер
Себастьяно дель Пьомбо, дорогой его сердцу живописец, который,
разумеется, своею ревностью отравлял отношения с Рафаэлем, но
отличатся непоколебимой верностью дружбе. готовностью к
самопожертвованию в любом испытании. «Я буду всегда ваш, сваренный
или поджаренный», — шутливо писал он.
Проходят годы. Сколько
пап сменили один другого на фоне Святою Петра? Александр
VI,
Пий
III,
Юлий
II,
Лев
X.
Адриан
VI,
Климент
VII,
Павел
III,
Юлий
III,
Марцелл
II.
Павел
IV,
Пий
IV...
Одиннадцать пап, надевших себе на го-
244
лову тиару и
упокоившихся в склепах собора Св. Петра на протяжении
одной-единственной человеческой жизни.
Течет река времени. И
вот в свою очередь умирает Урбино, самый верный спутник и заботливый
слуга, скромный товарищ, готовивший ему краски для его живописных
работ. Добрейший, наивный Урбино! Когда Урбино заболевает, старый
художник устраивается у его изголовья, и даже смерть брата Джисмондо
трогает его меньше, чем болезнь товарища всей его жизни. «Урбино еще
в постели, в очень плохом состоянии; не знаю, чем это обернется. Это
меня так огорчает, как если бы он был моим сыном». Он
удовольствовался всего несколькими строчками по поводу смерти
Джисмондо, черпая легкое утешение в сообщении о том, что тот «умер в
полном сознании, с соблюдением всех таинств, предписанных Церковью».
Но нужно сказать, что он уже давно потерял из виду Джисмондо и
никогда не был близок этому брату, ставшему солдатом удачи.
Вернувшись с военной службы, тот обосновался в Сепиньяно, где жил
жизнью крестьянина, что очень сердило Микеланджело, который требовал
от него большего «благородства».
Смерть Урбино столь же
глубоко опечалила его, как и смерть Виттории Колонна, хотя и по
другим причинам. Он пишет к Джорджо Вазари письмо, полное такого
отчаяния, которое он когда-либо изливал в своей жизни:
Вы знаете, что умер
Урбино. Господь сподобил меня очень большой милости, но для меня это
большое горе и бесконечная боль. Милость Его в том, что он помогал
мне жить, а умирая, научил не только умирать без боязни, но и
желать смерти. Он был со мной двадцать шесть лет и всегда оставался
очень преданным и верным. И вот теперь, когда я сделал его богатым и
считал, что он будет опорой моей старости, его от меня отняли; у
меня не осталось другой надежды, как встретиться с ним в раю... А
поскольку лучшая часть меня самого ушла вместе с ним, мне остается
лишь самое жалкое существование.
Для человека, умеющего
храбро, даже героически переносить одиночество, оно становится
фактором нравственного обогащения. Возможно, ни один период жизни
Микеланджело не был таким активным, полным деятельности, как эти
годы старости, когда неутомимый художник, больной, отягощенный
работой, буквально бегает от одной строительной площадки к другой,
подгоняет рабочих, развертывает большие листы эскизов, корректируя
планы одним взмахом угольного карандаша, ощупывая камни, следя за
тем, чтобы в мраморе не было ни трещин, ни других изъянов, наблю-
245
дая за обжигом
кирпичей, все замечая и во все вмешиваясь и забывая за этой
неистовой работой обо всех волнениях ума и печалях сердца.
Именно в этот период
он, словно помолодев от этой огромной работы, влюбляется в одну
молодую женщину, которая смеется над ним, скачущим галопом от
Ватикана до Капитолия, ругающимся с мастерами и подшучивающим над
рабочими. Если его душа уже принадлежит смерти, то телом еще целиком
владеет жизнь. Потому что теперь от него требуют архитектуры, и,
хочет он того или нет, это вырывает его из физически ощущавшегося
одиночества мастерской, Сикстинской капеллы. Моральное одиночество
еще не дает себя знать, но у него больше нет времени для того, чтобы
задерживаться на грустных воспоминаниях; каждый момент его бытия —
это какое-то действие. Он снова всецело принадлежит жизни, для
которой его вновь отвоевала бурная деятельность, а все новые
требования пап не оставляют старому художнику ни минуты отдыха.
Со смертью Сангалло
Павел
III
поручает Микеланджело закончить строительство дворца Фарнезе. И
архитектор погружается в изучение трактатов Витрувия, ставших
законом для строителей эпохи Ренессанса. Наследник Витрувия, он
остается верным заповедям римского классицизма, впрочем,
бескомпромиссно критикующим планы своего предшественника, и
возводит грандиозное сооружение, где собственно дворец будет лишь
одним из элементов колоссального ансамбля, о котором он мечтает.
Действительно, этот дворец будет связан с Тибром мостом около виллы,
которую называют Фарнезиной, стоящей на другом берегу реки. Проект
приводит в восторг Павла
III.
Строительство продвигается быстро. В новом сооружении используют
даже мрамор античных памятников. Без угрызений совести для этого
разоряют Колизей и театр Марцеллия. Стоит ли искать где-то в
отдалении мрамор и туф, когда под рукой такие «карьеры»?
Смерть Павла
III
прерывает работу над этими прекрасными произведениями. С уходом
папы авторитет семьи затухает, и Фарнезе отходят в тень, уступая
место Дель Монте, один из которых и становится папой. Микеланджело,
работавший последовательно для Ровере, Медичи, Фарнезе, теперь
переходит на службу Дель Монте. О дворце Фарнезе речи больше нет,
новый же папа желает построить виллу, архитектором которой должен
быть, естественно, Микеланджело.
Ничто не может утомить
развернувшего яростную деятельность старого художника. Хотя его
полностью загружают строительством новой лестницы во дворе
Бельведера в
246
Ватикане, новых
дворцов Капитолия, всевозможных фонтанов и фасадов, он находит
время подумать и о работах, которых от него никто не требует.
В один прекрасный день
он встречает в Риме молодого испанца благороднейших кровей,
проявляющего себя в духовных кругах военной повадкой, который его
удивляет и соблазняет. Этот монах наделен каким-то странным
дарованием, его творческий динамизм во многом похож на тот, что
присущ живописцу Сикстинской капеллы. В основе созданного им
ордена, названного Компанией Иисуса, лежат заповеди, имеющие целью
укрепление ортодоксальности католического сообщества перед лицом
опасностей, которыми угрожает реформа. Под руководством этого
бывшего офицера, сохранившего манеры и менталитет своего положения,
этот орден становится в некотором роде военным, что нравится такому
старому борцу, как Микеланджело. Он немедленно загорается
проектами, которые излагает ему Игнатий Лойола, и сразу же
предлагает бесплатно построить главную церковь ордена, Джезу, а
также исповедальный дом в Риме, который станет, таким образом,
символом нового католического христианства.
Игнатий Лойола,
разумеется, с удовольствием принимает предложения художника, но этот
проект постигла та же участь, что и другие взлелеянные Микеланджело
мечтания. Циркуляром 1554 года всем отделениям своего ордена
Игнатий Лойола информировал Компанию Иисуса о том, что величайший
художник христианства намерен поставить свой гений на службу их
идее. Практически Микеланджело так ничего и не успел сделать, и
только через четыре года после его смерти Виньола получил приказание
построить церковь Джезу.
Как человек, каковы бы
ни были его силы, мог рассчитывать выполнить все то, что замышляет?
Не считает ли он себя бессмертным? Не воображает ли, что его силы не
имеют границ? Его ничто не страшит, он ничего не отвергает. Его
используют даже на строительстве укреплений, несомненно, вспоминая,
как он когда-то сооружал их во Флоренции, и вот этот
полупарализованный старик, едва тащивший ноги в гетрах из собачьей
шкуры, карабкается по бастионам Борго и колесит по окрестным
дорогам.
Поскольку ему по
неосторожности придали здесь в помощь военных архитекторов, он
ссорится с ними, бушует, но независимо от мнений других специалистов
решения принимает он, наделенный гениальной интуицией универсальный
художник, для которого любая крепость должна от-
247
личаться красотой
наряду с эффективностью ее чисто военных качеств.
Усердие, с которым он
встречает все заказы, не обходится без нареканий со стороны его
коллег. Все заказывают только ему! Говорят, что Сангалло умер от
огорчения, потому что Микеланджело счел, что карниз дворца Фарнезе
абсурден, уродлив и противоречит предписаниям Витрувия. Сангалло
мстит теперь, утверждая, что построенный Микеланджело карниз в один
прекрасный день обрушится на прохожих. Разумеется, ничего подобного
не произошло, карниз на месте, но это стало хорошим предлогом для
распространения клеветы, которой римские архитекторы утешают свою
злобность.
Наконец, если бы опять
не обратились к Микеланджело, не продвинулись бы работы в соборе Св.
Петра. Бедняга Антонио да Сангалло не унаследовал гения своего дяди,
старого архитектора, который когда-то принес его на своих плечах,
чтобы вместе с Микеланджело присутствовать при извлечении из земли
Лаокоона. Человеку, который из самолюбия отказывался следовать
планам своего предшественника и претендовал на создание
оригинального произведения, трудно было осуществить замысел
Браманте. Сангалло был сторонником строительства церкви в длину, что
полностью противоречило центральному плану, задуманному Браманте, он
тщетно пытался сочетать со своим собственным проектом работы, уже
выполненные учителем Рафаэля и самим Рафаэлем.
Когда Микеланджело
спросили о состоянии работ, он ответил со свойственной ему
откровенностью. Планы Сангалло не выдерживали критики. Эта
бескомпромиссная искренность вызвала гнев у всех ополчившихся
против него друзей и помощников Сангалло, как когда-то у сторонников
Браманте. Не желая слушать их воплей, Павел
III
восстановил Микеланджело в правах главного архитектора собора Св.
Петра, хотя тот был сверх головы перегружен заказами. Патент на эту
должность был выдан ему еще Климентом
VII.
Папа Фарнезе рассказал архитектору о беспорядках в новой базилике.
Подрядчики спорили между собой, мастера воровали, а рабочие ничего
не делали. Все это нужно было исправлять. Микеланджело согласился
при условии, что ему не будут навязывать бесполезных сотрудников,
не будут докучать ненужными визитами и уберут ненужных контролеров.
Он прогнал со
строительной площадки всех любопытных, слонявшихся меж вырастающими
над землей колоннами, всех бездельников, пользовавшихся
беспорядком, чтобы
248
красть мрамор, всех
помощников Сангалло, которые лишь саботировали бы его
произведение, и заперся там, в этой колоссальной незаконченной
церкви, чтобы осуществить так давно вынашиваемую мечту — базилику
Св. Петра, достойную своего основателя, краеугольный камень,
на котором была возведена христианская церковь.
Как и Браманте, он был
сторонником круглого плана, иначе говоря, сосредоточения церкви на
самой себе, вместо того чтобы располагаться в длину, но поскольку
Браманте задумал здание в виде греческого креста, то есть с четырьмя
одинаковыми объемами, отходящими от центра, что соответствовало
духу Ренессанса, Микеланджело возвращается к первым временам
христианства. По его мнению, круглый план должен быть похожим на
применявшийся в первые столетия для захоронений мучеников: такой
план имел символическое значение, поскольку содержал намек на
воскрешение, так как круг — это традиционно образ бесконечности.
Кроме того, он имел и
практическое значение, поскольку паломники совершали бы крестные
ходы вокруг гробницы, находящейся в центре церкви.
Таким образом,
Микеланджело хотел сделать из церкви Св. Петра нечто аналогичное
тому, что можно было видеть в церкви Св. Стефана Ротондо,
выстроенной вокруг гробницы Св. Стефана, или в церкви Св.
Констанции, окружавшей могилу Св. Констанции, матери Константина.
Сохранившиеся до нашего времени рисунки показывают, с какой
гениальностью он связал эту древнюю схему с самыми современными
идеями в конструкции, очень гибкие и очень динамичные
сочленения которой должны были одновременно вызывать у верующих
состояние и набожности, и восторга, чего и хотел Микеланджело. Он
планировал также накрыть все сооружение гигантским куполом как
символом воскрешения, который великолепно венчал бы это прекрасное
сооружение.
Его гений,
классический и одновременно смело новаторский, видел этот купол как
комбинацию купола Брунеллески в флорентийском Дуомо, Браманте в его
Темпиетто Сан Пьетро в Монторио и античного купола Пантеона, который
произвел на него исключительно сильное впечатление.
Но для осуществления
всего этого требовалось сначала сокрушить множество препятствий.
Архитекторы и мастера. которые во времена Сангалло работали как бог
на душу положит, теперь восстают против того, кто требует от них
того же, что и от себя самого, — максимальной отдачи сил.
Микеланджело не терпел того, чтобы другие не вкладывали
249
в работу абсолютной
преданности, всего себя без всяких оговорок, подобно тому как сам он
целиком отдавался всему, что делал. Для них строительная площадка
нового собора Св. Петра была лишь средством обогащения при
наименьшей затрате усилий, причем эти ссоры и раздоры между
различными мастерами многие использовали для удовлетворения своей
лени и алчности.
Для Микеланджело же
это было вопросом жреческой преданности. Принимая на себя
руководство работами, он, таким образом, сталкивался со злой волей,
с инертностью, с ревностью. Он в одиночку вступал в борьбу со
сколотившейся против него группой. Свое недовольство выражали
предприниматели, вступившие в сговор с мастерами-производителями
работ, поставлявшими плохие материалы, архитекторы, для которых
появление чужака означало лишение почетного и доходного положения,
наконец кардиналы, покровительствовавшие своим креатурам. Часть
этих мятежников считала, что Микеланджело слишком стар, выполнение
подобной задачи, мол, нельзя поручать восьмидесятилетнему человеку.
Вновь возникали обвинения в растратах. Снова заговорили о
присвоении огромных сумм во время строительства надгробия Юлия
II.
Доходило до того, что его упрекали в некомпетентности, был даже
пущен слух, будто он работал ночи напролет, исправляя ошибки,
допущенные днем.
Строгость, с которой
он запрещал вход на строительные площадки тем, кому там нечего было
делать, питали эти досужие разговоры. Перешептывались, что он делал
это для сокрытия способов, пользуясь которыми утаивает деньги.
Интендантов Управления строительством собора Св. Петра, привыкших
полагаться на информацию архитекторов, задевало то, что
Микеланджело никогда не показывал им ни одного плана, ни одного
эскиза. Подозревали также, что он полностью уничтожил все, созданное
его предшественниками, чтобы было невозможно сравнить их прекрасные
произведения с его неудачными проектами. Самым ярым из этой шайки
недовольных был Нанни ди Баччо Биджо. Поддерживаемый двумя
кардиналами, он довел дело до папского трибунала, предварительно
научив архитекторов и рабочих обвинять Микеланджело в своих
показаниях.
Суд состоялся прямо на
строительной площадке собора Св. Петра в 1551 году. Папа сидел между
двумя громадными колоннами, уже возведенными на значительную
высоту. Ему были представлены все обвинения, как самые мелкие, так и
самые серьезные. Микеланджело высокомерно отверг жалобы кардиналов,
ставивших ему в вину то, что он не по-
250
казывал свои проекты.
Их роль, с достоинством отвечал он, управлять финансовой стороной
работ, а не вникать в технические детали строительства. На
клеветнические заявления мастеров-производителей работ он ответил
контраргументами об их лихоимстве и сговоре с бесчестными
поставщиками.
Юлий
III
внимательно слушал. Наконец, когда Микеланджело в сильном
раздражении в отчаянии повернулся к нему со словами: «Вот, святой
отец, таково мое вознаграждение. Если все мои страдания не послужат
спасению моей души, эта мука будет напрасной», папа улыбнулся,
поднялся из кресла и, положив руки ему на плечи, утешительно
проговорил: «Ничего не бойся, мой дорогой сын. Ты заслуживаешь
высокой оценки достоинств твоей души, и твое тело тоже не останется
в накладе».
Ободренный этой
оценкой, Микеланджело продолжил с новым пылом свое дело. Юлий
III
так его любил, что однажды сказал своему камердинеру, епископу
Форли, что охотно отдал бы свою кровь и оставшиеся ему годы, чтобы
продлить жизнь Микеланджело. А если, не дай бог, художник умрет
раньше него, он собирался забальзамировать его тело, чтобы тот
всегда оставался рядом с ним.
К сожалению, Юлий
III прожил
совсем немного времени после конфликта в соборе Св. Петра, и тот,
кто занял его место под именем Марцелла
II,
был одним из кардиналов, выступавших против Микеланджело. Можно было
опасаться, как бы не возникли новые трудности, способные снова
парализовать усилия архитектора. Нет сомнений в том, что Марцелл
II
собирался аннулировать решение своего предшественника, расширявшее
полномочия Микеланджело, если бы смерть не отняла у него тиару
всего через три недели после того, как он ее получил.
При Павле
IV,
которым стал кардинал Караффа, дела пошли еще хуже. Едва вступив на
папский престол, новый понтифик начал с того, что отменил пенсию,
которую выплачивали художнику. Он заменил ее жалованьем
архитектора, выплачивавшимся из казны собора Св. Петра.
Микеланджело от него отказался, не желая получать деньги за все то,
что касалось строительства базилики. Безвозмездная работа над таким
произведением, как собор Св. Петра, была для него религиозным
поступком. И он отослал дукаты, переданные ему папой через его
секретаря, что понравилось Павлу
IV.
Но поскольку понтифик почему-то был увлечен одним неаполитанским
подрядчиком, Лигорио. поставлявшим материалы для строительства, его
благосклонность по-
251
стоянно колебалась
между тем и другим. Атмосфера, в которой проходили работы в соборе
Св. Петра, не разряжалась. Интриги продолжались, любое изменение в
настроении папы приводило к появлению новых фаворитов, усиливая или
ослабляя мощь той или иной группировки. Микеланджело пытался не
придавать значения этому брожению, но дело от всего этого неизбежно
страдало. Шли постоянные свары между кардиналами, раздраженными тем,
что им не удается командовать художником, и поставщиками,
использовавшими всякий беспорядок, чтобы вздувать цены на свои
скверные материалы. Микеланджело отбивался от тех и других, как
колосс, преследуемый карликами. К сожалению, власть была в руках
именно этих карликов. Они формировали общественное мнение в
политике, владели ключами от казны, в любую минуту имели доступ к
папе, и благодаря им клевета триумфально шагала по следам
Микеланджело.
Вместо того чтобы
оставить его в покое для сотворения базилики как шедевра
христианства, ему докучали абсурдными и низкими дрязгами, и он
решил отказаться от дальнейшей борьбы. Он был уже слишком стар,
чтобы ежеминутно сражаться с лицемерием, ненавистью и злым
умыслом. Если действительно, как считал кардинал Карпи,
строительство управлялось так плохо, что становилось опасным для
работавших на площадке, он охотно уступит место другому
архитектору. Измученный Микеланджело подал в отставку.
Просьба об отставке,
изложенная в весьма благородном, достойном и вместе с тем
бесхитростном тоне, взволновала Пия
IV,
который попросил Микеланджело забрать ее обратно, продолжать, как
прежде, руководить строительством базилики. Тот, разумеется,
согласился, а папа, чтобы освободить его от всяких забот о деньгах,
восстановил ему пенсию. И старый художник настроился на спокойное
завершение своего произведения, и тогда недруги, не сумевшие
добраться до него самого, решили нанести удар по его друзьям.
В числе руководителей
работ был талантливый молодой человек, Луиджи Гаэта, ставший
настоящим помощником Микеланджело. Все то, что не мог делать сам
старый художник — теперь ему было уже восемьдесят восемь лет, — он
поручал Гаэте, считавшемуся в некотором роде хранителем его мысли.
Когда случилась очередная, подозрительно туманная кража на
строительной площадке, в ней обвинили Гаэту и до суда бросили в
тюрьму. Микеланджело запротестовал и назначил его руководителем
работ вместо недавно убитого Чезаре да Кастельдуранте. Было совсем
немного
252
нужно, чтобы обвинить
его в убийстве бедняги Кастельдуранте для назначения на его место
своего любимца. Интенданты Управления, не обращая никакого внимания
на это назначение, оставили Гаэту в тюрьме и назначили
руководителем работ Нанни ди Билжо.
Можно себе
представить, с каким злорадством интриган, который годами был
зачинщиком этих козней, встретил Микеланджело, по обыкновению
пришедшего проверить ход работ. Как и ожидалось, старый архитектор
повернулся на пятках и вернулся домой. По Риму немедленно пошел
слух, что Микеланджело оставил строительство базилики Св. Петра, и
только того ожидавшие интенданты назначили вместо него Биджо. Шайка
заговорщиков ликовала.
Вынужденный
одновременно обеспечивать выполнение обременительной задачи
строительства всего сооружения и противостоять скрытым козням
врагов, уже совсем старый, изнуренный усталостью и болезнями,
Микеланджело не опускал головы. Он в очередной раз отправился к папе
с просьбой об отставке. Он показал ему письмо от герцога Козимо,
который звал его во Флоренцию, и добавил, что, если будут и дальше
продолжать делать для него невыносимым пребывание в Риме, он примет
это приглашение и пусть собор Св. Петра заканчивает кто хочет.
Даже самые ярые его
противники были вынуждены признать, что Биджо был совершенно
неспособен руководить строительством. Там, где потерпели поражение
Браманте, Рафаэль, Перуцци и Сангалло, не могло быть и речи об
успехе этого жалкого подрядчика, талант у которого заменяла
ненависть. Микеланджело был незаменим. Можно было иметь его
рисунки, добиться, чтобы он сделал деревянный макет купола, но все
это мало пошло бы на пользу, если гениальный мастер покинет
строительную площадку. Снова начался бесконечный процесс, к
счастью, обернувшийся благополучным исходом к разочарованию Биджо и
его приспешников. Микеланджело уговорили вернуться на свой пост, и
работа возобновилась в достаточно спокойных условиях.
* * *
Таковы обстоятельства,
в которых старый художник творил величайшее произведение своей
жизни. Всю страстность, с которой начинал работу над надгробием
Юлия
II,
он теперь, на склоне своих лет, перенес на базилику Св. Петра,
которая значила для него так много. Поначалу то была просто
религиозная идея, поскольку это сооружение было
253
краеугольным камнем
всего христианства, самым величественным местом после Гроба
Господня. Именно поэтому он хотел работать безвозмездно и отвергал
всякое вознаграждение, которое ему предлагали за возведение главной
церкви Иезуитов. Когда он работает для Бога, ему не нужна никакая
другая радость, кроме этого служения да, может быть, еще того, чем
будут отмечены достоинства его души в потустороннем мире.
И если он тратит
столько сил, если противостоит коалиции своих злобных противников,
то лишь потому, что руководствуется сознанием выполнения почти
священного призвания. Главная его забота если не завершение
строительства, то, по крайней мере, достаточно значительное его
продвижение, чтобы позднее без него его проект уже нельзя было бы
ни изменить, ни исказить. И не из гордости художника, что само по
себе было бы уже достаточно почетно, но исключительно из
преданности этому святому делу: «Это всегда было и остается моей
единственной заботой, потому что, как верят многие, а вместе с ними
и я, сам Бог поставил меня на это место».
Сам Бог поставил меня
на это место.
Ради осуществления
божественной воли он отказывается от покоя, который мог бы окружить
его старость. «Именно поэтому я остаюсь на своем посту, из любви
к Богу, на которого возложил все свои надежды». Он не только
архитектор, возводящий какую-то церковь, он орудие Бога, средство,
которым Бог пользуется, чтобы заявить о своем величии людям Земли.
Так говорил Моисей, излагая своему народу законы, врученные ему
Богом.
Микеланджело, до сих
пор всегда с нетерпением бравшийся за новые произведения, не хочет
больше предпринимать ничего другого. Никакие увещевания не отвлекут
его от «божественной миссии». Герцог Козимо делал ему самые лестные,
самые соблазнительные предложения, вплоть до возведения его в ранг
сенатора, но Микеланджело неизменно отвечал на них отказом.
«Теперь, когда работа продвигается вперед, когда есть на нее деньги
и когда я вот-вот подниму наверх купол, мой уход означал бы гибель
этого произведения. Я покрыл бы себя величайшим позором перед всем
христианских миром и обременил бы свою душу величайшим грехом».
И не просто позором и
грехом художника, у которого не хватило терпения завершить свое
произведение, но позором и грехом того, кто пренебрегает своим
религиозным призванием, предает обеты, данные Богу ради земных
благ. Базилика Св. Петра казалась ему своего рода евангелием, кото-
254
рое он должен принести
миру и посвятить себя целиком, до последнего дыхания.
Письма с приглашениями
во Францию больше не имели никакого успеха. После Франциска
I,
который давно приглашал его к себе, сегодня Екатерина Медичи просит
его сделать для нее конную статую Генриха
II.
«Ваша добрая покровительница», — подписывает она свое письмо,
продолжая давнюю традицию своих предков, покровительствовавших юному
художнику. Но теперь ничто не может оторвать его от Рима, ни
почести, ни деньги, ни радость работы над новыми произведениями. Он
прикован к возводимому им сооружению, и пока рабочие укладывают один
камень за другим, его гений, его душа следуют каждому движению их
рук, словно сливаясь с ним.
И что значат при этом
все эти ссоры с подрядчиками или с кардиналами? Он следит, как
следил бы за развитием какого-то живого существа, за тем, как
постепенно поднимается в пространстве, ярус за ярусом, этот
памятник. Художник, для которого камень всегда был не чем-то
инертным, мертвым, но массой, из которой надо уметь извлечь
заложенную в нем форму, считает базилику живым организмом. Теперь
речь идет уже не о возведении статуи в пространстве, а о том, чтобы
заставить дышать сооружение, вдохнуть жизнь в этот колосс
путем органического сочетания внутреннего и внешнего пространства,
привести в движение массы воздуха, распределить их, заставить
циркулировать так, чтобы они спорили с силой тяжести, с инерцией.
Любое здание в какой-то мере подобно человеку, статичность которого
компенсируется дыхательным ритмом, внутренней динамикой частей, оно
должно выражать жизнь, страсть, волнение, как живое существо,
намного полнее, чем любая статуя.
Всякая церковь прежде
всего должна выражать душевный порыв. Это хорошо понимали
приверженцы готики, и хотя у Микеланджело нет ничего общего ни с ее
менталитетом, ни со стилем, он оказывается еще дальше от Ренессанса,
руководствовавшегося просто покоем и ясным рассудком. Пылкая
религиозность, почти горячечный бред, огромная и необъяснимая
радость, порыв человека к Богу — вот чем должна быть, по его мнению,
церковь — драматическим содержанием душевной драмы.
Именно так он
реализует титаническое усилие «вырывания с корнем» камня из земли,
чтобы освободить от всего, что его отягчает и привязывает к ней.
Нужно, чтобы камень стал музыкальным элементом в этой грандиозной
симфонии форм, света, движений воздуха. Заставить самый тяжелый и
255
непрозрачный материал
выражать те же чувства, какие выражает музыка, например, с помощью
духовых и струнных инструментов, — вот задача, встающая перед
барочным архитектором, и прежде всего перед таким, который
открывает путь, обозначает дорогу и показывает, что это
возможно. Базилика Св. Петра — это прощание с землей, форма
отрицания всего земного и даже полного непризнания его значения.
Все силы поднимаются вверх, все сочленения плоскостей разбиваются,
чтобы передать патетическое неистовство движения. Вместо того чтобы
успокоиться на земле в лености распростертого на ней тела, это
сооружение рвется к небу, возносимое, увлекаемое, уносимое чаянием
своей души. И уже не логическим спокойным усилием, как в
усыпальнице Медичи, а вихрем, ураганом бури, словно подхватывающим
этот громадный каменный комплекс и дарующим его небу.
И тогда Микеланджело
расходится с Брунеллески, мастером, которым он так восхищался и так
внимательно изучал, но все еще продолжающим отображать земную
мудрость, ясный рассудок Ренессанса. Он всей своей эстетикой и всей
своей мистикой восстает против великого классика, завершающего
совершенную судьбу архитектуры Ренессанса Пал-ладио, этого могучего
и безмятежного мастера, низводящего витающие в воздухе
барочные чаяния до земного благоразумия, которому нравятся
горизонтальные линии, стабильность, порядок, покой и чувство меры.
В тот самый период, когда падуанский мастер строит в Венеции церкви,
в которых наследие Ренессанса формулирует словарь барочного
менталитета, Микеланджело творит в Риме совершенно новый
архитектурный язык, пользуясь огромными массами, ставшими под его
руками почти невесомыми, формулирует свою каменную поэму, которая
должна стать базиликой.
Чтобы увенчать свое
произведение, он вычерчивает план купола, который действительно
будет венцом, каменным венцом. Трехъярусный, как папская тиара,
купол изобразит голову христианства. Он огромен: высота его
135 метров, а диаметр 42 метра, но будет казаться легким, словно
плавающим в пространстве. А вся базилика будет лишь цоколем,
несущим купол, вершину этой каменной симфонии, порыв к небу, крик
души, самую чистую и самую доходчивую молитву.
Именно куполу
Микеланджело хочет посвятить все свои заботы, потому что его мысль и
его чувство найдет в нем самое совершенное, самое полное выражение.
В 1560 году он приказал сделать его деревянный макет, чтобы, на тот
случай,
256
если он умрет, не
успев завершить это произведение, его идея продолжала вдохновлять
вознесение этого камня к небу.
И великий покой
опускается на его старость, несмотря на низкие интриги, которыми ему
преграждают дорогу. Все то, что он до сих пор сделал, было лишь
подготовкой к этому главному произведению, способом подхода к
достижению поставленной цели. Все распри, от которых страдали его
душа и тело, затихают, успокаиваются, отступают. Все силы, которые
так долго боролись между собой в натуре этого человека,
разделенные, как у каждого, между добром и злом, между небом и
землей, между плотью и духом, теперь собираются вместе, сплавляясь в
единое усилие — в строительство этого купола. В завершенном виде он
его не увидит: позднее его закончат верные проектам старого мастера
Гульельмо делла Порта и Доменико Фонтана, а пока, в час, когда он
закроет свои усталые глаза, на его месте еще будет зиять большая
дыра, через которую волнами врываются воздух и свет, находящие себе
пути между камнями.