BIBLIO ITALIA  Библиотека итальянской литературы - 16 век

 

Gaspara Stampa

1523-1554

Гаспара Стампа


GASPARA STAMPA – ГАСПАРА СТАМПА
(1523 - 1554)
 


 Итальянская поэтесса. Родилась в Падуе в 1523 г. в семье миланской знати, занявшейся торговлей. В 1531 г., после смерти отца, переезжает в Венецию вместе с матерью и другими детьми. Становится высокосветской куртизанкой, вращается в изысканном обществе знатных людей, художников, которое ценит ее за редкую красоту и способность «очаровывать» окружающих. Ее краткая жизнь свободной раскованной женщины проходит чередой мимолетных и страстных романов, из которой выделяются драматические отношения с графом Коллатино ди Коллальто на протяжении 1548-1551 гг., прерванные с его стороны. Умирает Гаспара Стампа в 1554 г. в Венеции, а вскоре после этого сестра Кассандра публикует ее стихотворения.

Сборник Гаспары Стампа «Стихотворения» («Rime”), посвященный одному из крупнейших поэтов эпохи Джованни Делла Каза, состоит из 311 поэтических композиций, в число которых входят сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, капитулы, и в основном повествует о любовной истории к Коллатино ди Коллальто. Поэтесса рассказывает о моментах счастья, тревогах и переживаниях, ревности и подозрениях, превращающихся в конечном итоге в мучительную уверенность одиночества и покинутости. Общая схема этого поэтического любовного дневника опирается на поэзию Петрарки: книга открывается вступительным сонетом «О вы, кто слушает эти тихие строки…» («Voi, ch’ascoltate in queste meste rime…» - ср. у Петрарки: « Voi, ch’ascoltate in rime sparse il suono...»)  и завершается стихотворением, тема которого – раскаяние в том, что было.

Цитаты из Петрарки в стихах Гаспары Стампа очень многочисленны, но поэтессе не удается в полной мере придерживаться необходимой стилистики, и она использует лексику и схемы Петрарки достаточно поверхностно и упрощенно. Ее стихам придает очарование искренность вдохновения, которая проявляется прежде всего в силе и переживаниях страсти,- тогда ее тексты достигают настоящего драматизма. Человечность ее поэзии возникает и из осознания своего положения куртизанки, которая не защищена институтом брака или же приемлемыми социальными условиями, но при этом исповедальность порывов души,  весьма интересная с точки зрения человеческой и психологической, мешает достичь стилистического совершенства, поскольку препятствует полному контролю над средствами поэтической выразительности и нарушает равновесие формы стиха.

Поэзия Гаспары Стампа будет особенно популярна в эпоху романтизма, и даже в начале 20 века одна из ее знаменитых строк – «жить пылая и не чувствовать боли» (“viver ardendo e non sentire il male” ) изберет своим жизненным принципом один из автобиографических персонажей Габриэле Д'Аннунцио, Стелио Эффрена, главный герой романа «Огонь» («Il fuoco»), чтобы подчеркнуть свое особенное отношение к жизни.

 © С.В.Логиш, 11.2003


 Materiale critico / Критический материал

- Раздел о поэзии 16 века в "Истории всемирной литературы" (Н.И.Голенишев-Кутузов)


Opere / Произведения
 

 - Rime / Стихотворения


Links / Ссылки


  

Наверх   ‘500     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая
 

© Belpaese2000-2007, 2003 Aggiornato al 19.12.2007

 




Hosted by uCoz