МАРКО ПОЛО
КНИГА
О РАЗНООБРАЗИИ МИРА
ПРОЛОГ
ГЛАВА I
Здесь начинается предисловие к книге, именуемой «О разнообразии мира»
Государи и императоры, короли, герцоги и маркизы, графы, рыцари и граждане и все, кому желательно узнать о разных народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать ее себе; вы найдете тут необычайные всякие диковины и разные рассказы о Великой Армении, о Персии, о татарах, об Индии и о многих других странах; все это наша книга расскажет ясно по порядку, точно так, как Марко Поло, умный и благородный гражданин Венеции, говорил о том, что видел своими глазами, и о том, чего сам не видел, но слышал от людей нелживых и верных. А чтобы книга наша была правдива, истинна, без всякой лжи, о виденном станет говориться в ней как о виденном, а слышанное расскажется как слышанное; всякий, кто эту книгу прочтет или выслушает, поверит ей, потому что все тут правда.
И скажу вам еще: с тех пор, как Господь Бог собственными руками сотворил праотца Адама, и доныне не было такого христианина, или язычника, или татарина, или индийца, или иного какого человека из других народов, кто разузнавал бы и знал о частях мира и о великих диковинах так же точно, как Марко разузнавал и знает. И сказал он себе поэтому: нехорошо, если все те великие диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие этого, могли научиться из такой книги. Скажу вам еще: двадцать шесть лет собирал он сведения в разных частях света, и в 1298 г. от Р. X., сидя в темнице в Генуе, заставил он заключенного вместе с ним Русти-кана Пизанского записать все это.
ГЛАВА II
Как Николай и Матвей отправились из Константинополя странствовать по свету
В то время, когда Балдуин
ГЛАВА III
Как Николай и Матвей отправились из Солдадии
Пришли они в Солдадию и решили идти далее. И что
же? Вышли из города и пустились в путь; по дороге с ними
ничего не случилось; так-то они и прибыли к Барка-хану
Целый год прожили братья в земле Барка-хана, и началась тут война между ним
и Алау
ГЛАВА IV
Как братья прошли через пустыню и прибыли в Бухару
Перейдя через пустыню, пришли они в Бухару. Город большой, величавый.
Бухарою зовется и вся страна. Царствовал там Барак
«Господа, — сказал он братьям, — будет вам и прибыль большая, и почет великий, коль вы меня послушаетесь».
Отвечали ему на это братья, что охотно послушаются в том, что смогут сделать.
«Господа, — говорил им посланник, — великий царь всех татар [194] никогда не видел латинян, а видеть он очень желает. Коль вы со мной пойдете, уверяю вас, с радостью и с почетом примет вас великий царь и будет щедр и милостив. Со мною же пройдете беспрепятственно и безопасно».
ГЛАВА V
Как братья повстречали посланника к великому хану
В ответ на посольские речи говорили братья, что пойдут с ним охотно. Пошли они вместе. Целый год шли на север и на северо-восток и только тогда пришли. Много разных диковин видели они там; но теперь о них не будет рассказываться. Марко, сын Николая, видел все это также и дальше в книге ясно опишет.
ГЛАВА VI
Как два брата пришли к великому хану
Пришли Николай и Матвей к великому хану, и принял он их с почетом, с весельями да с пирами; был он очень доволен их приходом. Обо многом он их расспрашивал: прежде всего расспрашивал он об императорах, о том, как они управляют своими владениями, творят суд в своих странах, как они ходят на войну, и так далее о всех делах; спрашивал он потом и о королях, князьях и других баронах.
ГЛАВА VII
Как великий хан спрашивает братьев о делах христиан
Спрашивал он их еще об апостоле, о всех делах Римской Церкви и об обычаях латинян. Говорили ему Николай и Матвей обо всем правду, по порядку и умно; люди они были разумные и по-татарски знали.
ГЛАВА VIII
Как великий хан отправляет братьев послами к римскому апостолу
Услышал великий государь Кублай-хан, владетель всех татар в мире, всех стран, царств и областей в этой обширной части света, все, что ему братья толком и по порядку сказывали о латинянах, [195] очень ему все это понравилось, и решил он отрядить посла к апостолу. Стал он просить братьев идти в этом посольстве вместе с одним из его князей. Братья отвечали, что приказ его исполнят, как бы веление своего государя.
Позвал великий хан Когатала, одного из своих князей, и объявил ему свою волю, чтобы шел он с братьями к апостолу.
«Государь, — отвечал тот, — на то я твой раб, чтобы исполнять сколько есть моих сил твои приказания».
Велел потом великий хан изготовить на турецком языке грамоты для отправки к
апостолу, передал их братьям и тому князю, да поручил им также и на словах
сказать от своего имени апостолу. В посольской грамоте да в
словах значилось, знайте, вот что: просил великий хан апостола к нему около ста
христиан, умных, в семи искусствах
Поручил также великий хан братьям привезти масла из лампады, что у Гроба
Господня в Иерусалиме
Так-то, как вы слышали, снарядилось посольство к апостолу, и послал туда великий хан двух братьев.
ГЛАВА IX
Как великий хан дал братьям золотую дщицу с приказаниями
Великий хан, сказав братьям и своему князю все, что нужно было передать на
словах апостолу, вручил им золотую дщицу
Проехали они ни мало ни много, и заболел тут татарин, что следовал с ними; дальше ехать не мог он и остался в некоем городе. Увидели Николай и Матвей, что заболел татарин, оставили его, а сами пошли дальше. Скажу вам, всюду, куда они ни приходили, принимали их с почетом и служили им; все, что они ни приказывали, давалось им.
Что же вам еще сказать? Ехали, ехали они и добрались до Лаяса
ГЛАВА Х
Как братья пришли в город Акру
Из Лаяса отправились они в Акру
«Господа, — говорил он братьям, — апостол, как вы знаете, скончался, нужно вам выждать избрания нового; а когда новый папа будет выбран, тогда вы и исполняйте то, что вам приказано».
Видят братья, что легат говорит правду, и решили, пока новый папа изберется, сходить в Венецию, посмотреть на своих.
Из Акры пошли они в Негропонт
В Венеции Николай и Матвей прожили два года, выжидая избрания апостола.
ГЛАВА XI
Как братья вместе с Марко, сыном Николая, отправились из Венеции к великому хану
Поджидали братья, как вы слышали, а апостол все не избирался; решили они тогда, что медлить нечего, нужно возвращаться к великому хану, и, взяв с собою сына Марко, вышли из Венеции прямо в Акру, а там они нашли опять того самого легата, о котором вы уже знаете. О делах этих говорили они с ним немало; отпросились у него сходить в Иерусалим за маслом из Христовой лампады для великого хана. Сходить туда легат позволил. Сходили братья из Акры в Иерусалим и взяли масла из лампады у Гроба Господня. Пришли назад в Акру, да и стали говорить легату:
«Господин, много уже и так мы замешкались, а апостол все не избран, хотим мы поэтому вернуться к великому хану».
По сану своему легат был во всей Римской Церкви большим человеком.
«Тому, — сказал он братьям, — что вы хотите вернуться к великому хану, я радуюсь». [197]
Приказал он изготовить письма для отсылки к великому хану и засвидетельствовал там, что Николай и Матвей исполнять его поручение приходили, но не было апостола и дел его они исправить не могли.
ГЛАВА XII
Как братья пошли к римскому
апостолу
Получив от легата письма, братья отправились из Акры по
дороге к великому хану в Лаяс, и, только что они
пришли туда, тот самый легат был избран апостолом и стал называться Григорием Пьяченцским
ГЛАВА XIII
Как братья пришли в Клеменфу
В Акре братья явились к апостолу и били ему челом; а апостол принял их с честью, благословил их, и было то для братьев радостью и праздником.
Отрядил апостол вместе с Николаем и Матвеем еще двух монахов-проповедников,
самых умных во всей области; один звался Николаем Виченцским,
а другой — Гильомом Триполийским
Николай с Матвеем да два монаха, получив все это, испросили у апостола
благословение и поехали все вместе, и Марко, сын Николая, с ними. Пошли они прямо в Лаяс; и только что
пришли туда, как султан вавилонский Бандокдер
ГЛАВА XIV
Как два брата и Марко странствуют
Пошли Николай с Матвеем да Марко, сын Николая, далее; ехали они к великому хану и летом, и зимою. Великий хан жил в то время в большом богатом городе Клеменфу.
О том, что они видели по дороге, здесь не станем говорить, потому что все это расскажем потом, по порядку, в самой этой книге. Три с половиною года, знайте, странствовали они по причине дурных дорог, дождей да больших рек, да потому еще, что зимою не могли они ехать так же, как летом.
Скажу вам по истинной правде, когда великий хан узнал, что Николай и Матвей возвращаются, выслал он им навстречу за сорок дневок. Служили им хорошо, и был им всякий почет.
ГЛАВА XV
Как братья, выехав из Акры, нашли великого хана во дворце
Что же еще вам сказать? Пришли Николай с Матвеем в тот большой город и отправились в главный дворец, где был великий хан, а с ним большое сборище князей. Стали братья перед ним на колени и как умели поклонились ему; а великий хан поднял их тотчас же принял их с честью, с весельями да пиршествами. Спрашивал их и о здоровье, и о том, как они пожили; отвечали братья, что жили хорошо и радуются тому, что великий хан здоров и весел. Представили они ему потом и полномочия, и те письма, что апостол посылал. Великий хан остался очень доволен. Передали ему братья святое масло; обрадовался великий хан: святое масло ценил он дорого. Увидел великий хан Марко — а тот тогда был молодцом — и спросил: «Это кто?»
«Государь, — отвечал Николай, — это мой сын, а твой слуга».
«Добро пожаловать», — сказал великий хан.
По случаю прихода посланцев, знайте, по истинной правде и без лишних слов, у великого хана и при дворе было великое веселье и много пиров. Угощали братьев, и были они у всех в чести; жили они при дворе, и был им почет много больше против других князей. [199]
ГЛАВА XVI
Как великий хан посылает Марко своим послом
Марко, сын Николая, как-то очень скоро присмотрелся к татарским обычаям и
научился их языку и письменам. Скажу вам по истинной правде, научился он их
языку, и четырем азбукам
Как увидел великий хан, что Марко — человек умный, послал он его гонцом в такую страну, куда шесть месяцев ходу; а молодчик дело сделал хорошо и толково. Видел он и слышал много раз, как к великому хану возвращались гонцы, которых он посылал в разные части света; о деле, зачем ходили, доложить, а новостей о тех странах, куда ходили, не умели сказывать великому хану; а великий хан называл их за то глупцами и незнайками и говаривал, что хотелось бы услышать не только об одном том, зачем гонец посылай, но и Вестей, и о нравах, и об обычаях иноземных. Марко знал все это, а когда отправился в посольство, примечал все обычаи и диковины и сумел поэтому пересказать великому хану обо всем.
ГЛАВА XVII
Как Марко вернулся из посольства и докладывает великому хану
Пришел Марко из посольства, явился к великому хану и доложил ему обо всем, зачем ходил и толково выполнил, а потом стал рассказывать о всех новостях и обо всем, что видел по той дороге; рассказывал с толком, умно. Дивился и великий хан, и все, кто слушал его; молодец, говорили они между собой, востер не по летам; беспременно быть ему и мудрецом, и человеком важным.
Что вам еще сказать? С того самого посольства стали его звать молодым
господином Марко Поло, так и мы станем его называть в нашей книге, потому что
поистине был он и умен, и сметлив. Скажу вам по истинной правде, без лишних
слов, прожил Марко с великим ханом семнадцать лет
Как увидел великий хан, что Марко отовсюду несет ему вестей, зачем посылается, то делает хорошо, все важные поручения в далекие страны стал он давать Марко; а Марко исполнял поручения отменно хорошо и умел рассказывать много новостей да о многих диковинах. Нравилась великому хану деловитость Марко; полюбил он его, оказывал ему почет, к себе приблизил, и начали тому завидовать [200] другие князья. Вот поэтому-то Марко знал о делах той страны более, нежели кто-либо, и о диковинах разведывал более всякого, и только и думал, как бы что разузнать.
ГЛАВА XVIII
Как Николай с Матвеем и Марко просят у великого хана отпуска
Пожили у великого хана Николай с Матвеем да Марко, как вы слышали, столько-то времени; стали они между собою поговаривать о том, что хочется на родину. Просили они слова у великого хана не раз и с робостью заговаривали об этом. Великий хан любил их сильно, при себе хотел держать и об отъезде и слышать не желал.
Случилось, что Болгара
С почетом, с весельями да пирами встретил их великий хан. Послал он потом за девицею Когатра; была она из одного роду с царицею Балгана, семнадцати лет, красавица, приятная; сказал о ней великий хан князьям, что она именно та невеста, которую они ищут; а князья объявили, что невеста им очень нравится.
Тем временем вернулся Марко из Индии, из-за многих морей, и много нового рассказывал о той стране. Три князя увидели Николая с Матвеем да Марко, латинян — людей умных, и задумали они, чтобы братья шли с ними вместе за море. Пошли князья к великому хану и стали у него просить как милости, чтобы отослал он их домой морем да снарядил бы с ними и трех латинян. Великий хан, как я уже вам говорил, братьев очень любил; с неохотою оказал он ту милость и отпустил с князьями да с невестою трех латинян.
ГЛАВА XIX
Здесь описывается, как Николай, Матвей и Марко уехали от великого хана
Узнал великий хан, что Николай с Матвеем и Марко собираются уезжать, позвал
всех трех к себе и дал им две дщицы с повелениями,
чтобы по всей его земле им задержек не делалось и всюду им вместе со спутниками
давалось бы продовольствие. Дал он им также поручение [201] к апостолу, к французскому да
испанскому королям и к другим христианским владетелям
Когда все было готово, три князя с невестою, Николай с Матвеем да Марко — все
простились с великим ханом и отправились на суда и
много народу с ними. Великий хан дал им продовольствия на десять лет
Что же вам еще сказать? Пустились они в море, плыли три месяца и пристали к
острову Яве
По правде сказать, когда они сели на суда, не считая судовщиков, было их шестьсот человек;
перемерло много; всего только осемнадцать человек
осталось в живых
Николай с Матвеем и Марко, исполнив все дела невесты и все поручения, что великий хан им наказывал, простились и ушли в дорогу. Ахату, знайте, дал трем послам великого хана, Николаю, Матвею и Марко, четыре золотые дщицы с приказами. На двух было по кречету, на одной лев, а одна была простая. Написано было там их письмом, чтобы всюду трех послов почитали и служили им как самому владетелю, давали бы лошадей, продовольствие и провожатых.
Так и делалось; повсюду в его земле давали им лошадей, продовольствие, выдавалось все, что им нужно было. По правде сказать, иной раз давали им провожатых от места к месту до двухсот человек; и было это нужно. Ахату не был законным владетелем, и народ не боялся, как при законном царе, злодействовать.
Скажу вам вот еще что, к чести трех послов: Николай, Матвей и Марко поистине
были людьми именитыми; великий хан верил им и любил их так, что поручил отвезти
царицу Кокачину и дочь царя Манзи
Обе царицы, скажу вам, были под охраною трех послов; как родных дочерей оберегали они их и защищали, а царицы, молодью да красивые, всех трех почитали за родных отцов и во всем их слушались. Послы передали цариц их государям. Кокачина, жена Казана, [202] что теперь царствует, и сказать правду, так и сам Казан полюбили послов так, что нет того, чего бы оба не сделали для них как для родных отцов. Когда три посла уходили домой и прощались, так царица на расставании горько плакала.
Рассказал я вам все, что похвалы достойно, как трем послам поручено было из далеких стран отвезти таких двух невест к их женихам. Оставим это и расскажем о том, что случилось потом.
Что же вам еще сказать? Простились три посла с Кокату и пустились в дорогу; ехали каждый день, пока не добрались до Трепизонда, оттуда в Константинополь, потом в Негропонт и, наконец, в Венецию, и было это в 1295 г. по Р. X.
Рассказал вам в прологе все, что вы слышали, теперь начну книгу.
(пер. И. М. Минаева)
Текст воспроизведен по
изданию: Путешествия в восточные страны. М. 1997
© текст - Минаев И. М. 1955
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович
А. 2001
Комментарии
1 Балдуин II (1228—1261) — последний император Латинской империи, которая была создана в 1204 г. участниками четвертого крестового похода после захвата ими Константинополя.
2 См. примеч. 1 к путешествию Рубрука.
3 Берке-хан, или Берке, был ханом Золотой Орды, вступил на престол в 1257 г. (по монгольским и персидским источникам), умер в 1266 г. Марко Поло часто величает Берке, как и других золотоордынских ханов, «царем западных татар» (М.).
4 Город Болгар — одна из ставок Берке,
на левом берегу Средней Волги, близ устья Камы, бывшая столица волжских болгар.
В Нижнем Поволжье во второй половине XIII в. было два крупных
татаро-монгольских центра, известных под именем Сарай, оба на Ахтубе, левом рукаве Волги: в южной части долины Ахтубы — Сарай-Бату (или Старый
Сарай), в северной части долины — Сарай-Берке (или
Новый Сарай). Столицей Золотой Орды и при Берке-хане
оставался Сарай-Бату (М.).
5 Хулагу, внук Чингисхана, был основателем монгольской династии Хулагуидов, или ильханов (арабское «ильхан» — повелитель народа), правивших во второй половине XIII в. огромной территорией Юго-Западной Азии: от Инда на востоке до Сирийской и аравийских пустынь на западе и от Аравийского моря и Персидского залива на юге до Кавказа, Каспийского моря и среднего течения Амударьи на севере (М.).
6 См. примеч. 85 к путешествию Рубрука.
7 Здесь разумеется Волга.
8 Хан Борак (1265—1271), управлявший так называемым Чагатайским улусом, в который тогда входил весь Восточный Туркестан (теперь китайская провинция Синьцзян) и Западный Туркестан до Амударьи.
9 Кублай, Кубилай, Хубилай (ок. 1214—1294) — внук Чингисхана, пятый великий хан (каан) монгольской династии; утвердился на престоле в 1259 или 1260 г.; в 1275— 1280 гг. завоевал Южный Китай (Южносунскую империю — Манзи Марко Поло); с 1280 г. и до смерти был императором всего Китая; основал династию Юань, правившую до окончательного освобождения Китая от монгольского ига (1368 г.) (М.).
10 Поздний античный и средневековый термин «семь искусств» обозначал полный курс светского образования. Этот курс делился на два учебных цикла, «пути»: тройной путь (тривий, лат. trivium) словесных наук — грамматика, диалектика и риторика; четверной путь (квадривии, лат. quadrivium) математических наук — арифметика, геометрия, музыка и астрономия (М.).
11 В одном из вариантов рукописи было прибавлено, что Хубилай «много почитал Иисуса Христа и верил, в него, как в истинного Бога» (И. М.).
12 См. примеч. 157 к путешествию Рубрука.
13 См. примеч. 256 к путешествию Рубрука.
14 Акра (Акко финикиян, Птолемаида эпохи эллинизма и Римской империи, Сен-Жан д'Акр крестоносцев) — главная крепость духовно-рыцарского ордена иоаннитов, откуда и французское название Сен-Жан; теперь Акко (Акка) — порт в Северной Палестине.
15 Папа Климент IV умер в 1268 г.
16 Город Негропонт (древнегреческое и современное название Халкида) на западном берегу о. Эвбея, которым в XIII в. владели венецианцы. Негропонтом они называли и весь остров (М.).
17 Григорий Х был избран 1 сентября 1271 г.; покинул Акру в ноябре или декабре (Б.).
18 Клеменфу или Клемейнфу (Клемейнсу, Гемейссу), т. е. Кайпинфу или Шанду. Развалины города находятся в автономной области Внутренней Монголии, у р. Шандухэ (М.).
19 Гильом — автор книги «О состоянии сарацин после возвращения из Сирии короля Людовика» (т. е. после 1254 г.), монах доминиканского монастыря в Акре (М.).
20 В рукописях пишется различно: Баудорк-Дар, Бендок-Дар и т. д. Египетский султан Бейбарс Бунду кдари (1260—1277).
21 Какие это четыре азбуки, остается не разъясненным в книге. Предполагали, что это китайские, уйгурские и арабские письмена, четвертыми могли быть тибетские. Однако более вероятно, что Марко Поло считал отдельно две формы одних и тех же письмен (И. М.).
22 В некоторых текстах — 27 лет.
23 Это имя и все следующие настоящей главы в рукописях пишутся очень различно, например: Болгара, Болана, Балгана, Болгана, Болкара, Рогальра (?), Балгамас. Царица Булган-хатун, жена ильхана Аргона (Аргуна), монгольского владетеля Персии (1284—1291), скончалась 7 апреля 1286 г.; в невесты Аргону была послана из Китая Кукачин, происходившая из того же племени, что и покойная. Послы с невестой прибыли уже после смерти Аргона (И. М., Б.).
24 В одной из рукописей добавлено:
«к королю английскому» (И. М.).
25 В других рукописях — «на два года» (И. М.).
26 Речь идет о Суматре.
27 В одной из рукописей — «восемь человек» (И. М.).
28 Киату (Ахату, Кокату и т. д.) — ильхан Гайхату (1291—1295), брат и преемник Аргона (Б.).
29 Царевна происходила из династии Сун, господствовавшей в Южном Китае до его завоевания Хубилаем, оконченного в 1280 г. Название страны пишется и произносится различно: Манги, Манджи, Мандзи, Манжи, Манзи. Марко Поло под названием Манзи, противопоставляя его Катаю (Северному Китаю), обычно понимал территорию завоеванного Хубилаем Южного и Центрального Китая (бассейн средней и нижней Янцзы) (М).
Библиотека сайта