BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы - 13 век

 

 

Dolce Stil Nuovo

-----------

Сладостный новый стиль

 


«DOLCE STIL NUOVO» - «СЛАДОСТНЫЙ НОВЫЙ СТИЛЬ»

Литературно-философская поэтическая школа, существовавшая в Италии в последней трети 13 века, которая стала, после расцвета поэзии сицилийской школы, испытавшей на себе значительное влияние поэтов Прованса, вторым этапом в формировании итальянской национальной поэзии. Определение «сладостный новый стиль» впервые прозвучало в XXIV песни «Чистилища» (ст.19-63), второй кантики «Божественной комедии» Данте из уст одного из самых значительных представителей куртуазной лирики 13 века Бонаджунты Орбиччани, которого Данте встречает на своем пути по загробному миру; в нем подчеркивается новизна и «сладостность» (приятность, утонченность) поэзии Данте и поэтов его флорентийского окружения. К ним принято относить Гвидо Гвиницелли, поэта из Болоньи, родоначальника новой школы, и тосканских поэтов Гвидо Кавальканти, самого Данте Алигьери, Лапо Джанни, Джанни Альфани, Дино Фрескобальди и Чино да Пистойя. Для их лирики, главной темой которой, как и прежде (см. Сицилийская школа, Сикуло-тосканская поэзия), является любовное чувство, характерна особая форма идеализации любви. Основные ее характеристики изложены в канцонах «В честных сердцах любовь приют находит» («Al cor gentil rempaira sempre amore») Гвидо Гвиницелли и «Дама меня просила» («Donna me prega») Гвидо Кавальканти. В канцоне Гвиницелли рассматривается вопрос о соотношении любви и благородства: поэт утверждает, что любовь появляется в благородном сердце, а благородство может быть не только по происхождению. В последней станце звучит другой важный мотив, типичный для поэзии стильновизма, - о женщине-ангеле. Канцона Кавальканти очень философична и сложна для интерпретации; она подобна трактату о природе, причинах, силе и последствиях любовного чувства. В ней излагается сложная концепция автора, единственного поэта-стильновиста, для которого идеализация женской красоты не сопровождалась религиозными мотивами. Наиболее общими тематическими элементами поэзии «сладостного нового стиля» являлись отношения любви и благородного сердца; женская красота пробуждает в благородном сердце любовь, уже в нем существовавшую, которая теперь стремится ввысь силой духа; дама-возлюбленная предстает как ангелоподобное создание, почти посредник между человеком и божественным началом, к которому она его поднимает чувствами, пробуждаемыми ее собственной красотой; влюбленный очарован и ошеломлен ею, он охвачен блаженством, экстатическим, порой невыносимым и вызывающим тревогу, беспокойство; состояние потерянности, замешательства, вызванное красотой в душе героя, изображено – согласно абстрактным психологическим схемам того времени – персонификацией характеристик его личности, которые становятся «маленькими духами» (spiritelli), - они могут следовать за образом возлюбленной, сражаться, страдать, восхищаться, плакать.

Поэзия «сладостного нового стиля» оказала большое влияние на дальнейшее  развитие лирической поэзии вплоть до эпохи Возрождения, а также стала одним из определяющих факторов для формирования тосканского вольгаре как национального итальянского языка; она также вошла в историю как одно из первых значительных явлений европейской лирики Нового времени.
           © С.В.Логиш, 10.2005


Произведения / Opere

  • Poeti del Dolce Stil Nuovo, a cura di M. Marti, Firenze, Le Monnier 1969

  • Poeti del Dolce Stilnovo, a cura di G. Contini, Milano, Mondadori 1998

  • Antologia della poesia italiana: il Duecento, diretta da C. Segre e C. Ossola, vol. I, Torino, Einaudi 1999

  •  


Литература / Materiale critico 

  • История литературы Италии. В 4 т. Т.1.

  • Boyde, P. Retorica e stile nella lirica di Dante, a cura di C. Calenda, Napoli, Liguori 1979

  • Carrai, S. La lirica toscana del Duecento, Bari, Laterza 1997

  • Giunta, C. La poesia italiana nell’età di Dante, Bologna, Il Mulino 1999

  • Favati, G., Inchiesta sul dolce stil nuovo, Le Monnier, Firenze 1977

  • Gorni, G., Il nodo della lingua e il verbo d’amore, Olschki, Firenze 1981

  • Marti, M., Storia dello Stil nuovo, Milella, Lecce 1973

  • Quaglio, A.E., Gli stilnovisti, in Letteratura italiana, vol.I, Laterza, Bari 1970. 

     


        Ссылки / Links


  Наверх   ‘200     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод
Литературоведение

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

© Belpaese2000-2005   С.В.Логиш 08.10.2005




Hosted by uCoz