BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы - 20 век

 

Edoardo Sanguineti

1927

Эдоардо Сангуинети

 


EDOARDO SANGUINETI -
ЭДОАРДО САНГУИНЕТИ

(Генуя, 1930)

Итальянский поэт, писатель, литературный критик и переводчик. Родился в Генуе 9.12.1930 г. в семье банковского служащего. Четыре года спустя семья переехала в Турин. Еще в детском возрасте у него была обнаружено тяжелое сердечное заболевание; диагноз впоследствии оказался ошибочным, однако этот факт на длительное время обусловил образ жизни поэта. В Турине жил дядя Эдоардо, музыковед Луиджи Кокки, который был знаком с Гобетти и Грамши, писал статьи для журналов, занимавшихся проблемами культуры; именно он оказал значительное влияние на формирование будущего поэта.

В 1946-1950 гг. Сангуинети учится в лицее, постепенно знакомится с культурной средой Турина, начинает интересоваться современным искусством и литературой и пишет первые стихотворения, которые затем частично войдут в сборник «Laborintus». Над книгой поэт работает в 1951-55 гг., она предназначалась совсем узкому кругу читателей. Позднее он сам напишет: «Нас было пятеро. Моими четырьмя читателями были одна девушка, один будущий филолог-классик и еще два студента, один фармацевт, а второй медик». В 1954 г. он знакомится с известным исследователем литературы Лучано Анчески, который решает опубликовать «Laborintus». Книга выходит в 1956 г., когда Сангуинети заканчивает филологический факультет Туринского университета, защитив дипломную работу «Интерпретация «Злых щелей»» (по «Божественной комедии» Данте). В это же время создается журнал «Il Verri», с которым поэт активно сотрудничает вместе с А.Пальярани, Н.Балестрини и А.Порта, - все они через несколько лет войдут в неоавангардистскую «Группу 63». С 1957 г. Сангуинети начинает преподавать итальянский язык и литературу в средних учебных заведениях.

Первая публикация книги «Laborintus»  в 1956 г. прошла почти незамеченной. Вошедшие в нее стихотворения были сложными для восприятия, почти «нечитабельными», - но десять лет спустя она станет своего рода образцом для языковых и поэтических экспериментов и окажет значительное влияние на поэзию конца 60-х гг. Ее очевидный экспериментальный характер контрастирует с принятой в те годы поэтической техникой, которая, после заката неореализма, была ориентирована на так наз. «antinovecentismo», разработанный журналом «Оффичина». Став активным участником движения неоавангарда в начале 60-х гг., одной из ключевых фигур «Группы ‘63», оформившейся в 1963 г. в Палермо, поэт испытывает влияние эстетики Э.Паунда, в его текстах ощутимы черты психоанализа, он использует различные пласты языка и разные языки (немецкий, латынь и т.д.) и готов раствориться в «драматическом речитативе, где метрическое решение исключительно атонально», как писал другой крупный поэт неоавангарда Альфредо Джулиани. Тексты «Лаборинтуса» словно расчленяют привычный поэтический язык и приближаются к музыкальным опытам композиторов-авангардистов Л.Берио (с которым он знакомится в 1961 г.) и Н.Кейджа, к полотнам Дж.Поллока. Техника «сборки», «конструирования» («assemblage»), которую использует Сангуинети в своей поэзии, заимствована из живописи: в ней предметы-знаки, лишенные среды, пространства, в котором они находились, неожиданно приобретают полную независимость и непомерно увеличиваются.

В 1956-59 гг. Сангуинети работает над новой книгой на эротическую тематику «Erotopaegnia»; в 1963 г. выходит книга «Чистилище Рая» («Purgatorio de l'Inferno»), а годом позже - сборник «Триперуно» («Triperuno»). В эти годы поэт неоднократно участвует в конференциях, посвященных проблемам экспериментального романа (в том числе и по приглашению французской группы «Tel Quel»). С 1965 г. начинает преподавать современную итальянскую литературу в Туринском университете.

В 1968 г. заканчивает свое существование «Группа ‘63», а годом позже Сангуинети получает новое место в университете Салерно, в котором будет работать уже в звании профессора до переезда в Геную в 1974 г.

Оставаясь членом компартии Италии, поэт сотрудничает с газетами «Unità» и «Lavoro», начинает активно заниматься политикой. В Генуе на протяжении ряда лет он является членом городского коммунального совета, а на период 1979-83 гг. избирается членом итальянского парламента как независимый кандидат от ИКП.

Однако уже в первых книгах Сангуинети ощутим отход от «интеллектуализма» и преднамеренной усложненности к конкретике повседневного окружающего мира, что получит свое развитие и в определенной «дневниковости» последующих сочинений. Во втором собственно поэтическом сборнике «Суматоха» («Wirrwarr», 1972), состоящем из двух частей: «Текст тематической апперцепции» («Testo di appercezione tematica», 1966-68) и «Путевые картины» («Reisebilder», 1971), поэт, продолжая эксперименты по деструктуризации языка, пытается все же вернуться к настоящему, реальному, пережитому.

Стиль Сангуинети становится более близким к разговорному, направленному на коммуникацию, и эта тенденция получает развитие в книгах «Почтовые открытки» («Postkarten», 1978), «Бумагорезка» («Stracciafoglio», 1980) и «Закладка. Стихотворения 1951-81» («Segnalibro. Poesie 1951-81», 1982): язык становится более искусным, автор часто прибегает к пародии, иронии, среди его образов появляются и мелочи повседневной жизни. В этих книгах поэзия Сангуинети, несмотря на экспериментальность и «авангардность», сближается с творчеством Дж.Джудичи (сб. «Жизнь в стихах») и Э.Монтале (сб. «Сатура»).

С начала 80-х годов Сангуинети много путешествует, посещая страны Западной Европы, Советский Союз, Грузию, Узбекистан, Тунис, Китай, Мексику, Колумбию, Аргентину, Индию

Сангуинети периодически собирает свои стихотворения в антологические сборники: в 1974 г. выходит «Катамерон» («Catamerone»), в 1982 – «Закладка»  («Segnalibro»), в 1986 – «Новейшее завещание»  («Novissimum Testamentum»), в 1992 – «Без названия» («Senzatitolo»). В них отражен общий поэтический почерк автора, в стихах которого прослеживается особое внимание к метрике - в частности, в отношении октавы, канцонетты, сонеты, перемежая их более пространными текстами, которые будто уходят из-под власти автора и распадаются на фрагменты.

В 1987 г. выходит сборник «Бисбидис» («Bisbidis»), которым  Сангуинети продолжает линию, начатую в книге «Wirrwarr». Название книги заимствовано из шуточной поэмы современника Данте Иммануэля Романо, оно имеет звукоподражательный характер и значит «людские разговоры». Этим определяется и разговорный тон стихотворений, близкий к поэзии сумеречников, продолжая тем самым тенденцию, начатую еще в 70-е годы.

Вышедший в 2002 г. сборник «Волчий кот» («Gatto Lupesco») также объединяет несколько предыдущих книг: «Бисбидис», «Закладка», «Добавление», окончательную версию сборника «Вещи» и раздел, озаглавленный «Мимолетные стихи» («Poesie fuggitive»)

В 2004 г. вышла антология поэтических сочинений Сангуинети «Микрокосмос Стихотворения 1951-2004» («Mikrokosmos Poesie 1951-2004»), состоящий из 2-х частей и отражающий полстолетия поэтического творчества автора.

Сангуинети принадлежит также ряд прозаических сочинений. В своих романах он большое внимание уделяет особенностям художественного языка, как на лексическом, так и на синтаксическом уровнях. В 1963 г. Выходит его роман «Итальянское каприччо» («Capriccio italiano»), в 1967 – «Игра в гусыню» («Il gioco dell'Oca»), в которых очевидно использование словесной игры. Первый роман в полной мере близок распространявшемуся в то время в Европе экспериментальному роману, отражавшему кризис романа традиционного, классического; автор широко использует в нем мотивы бессознательного, онирического, психо-сексуального. Центральная тема произведения – беременность жены рассказчика и ожидание рождения ребенка, она решается в натуралистическом ключе; повествование строится из кратких эпизодов, подобных сновидениям, в которых на первый план выходит подсознание.

Сангуинети проявил себя и как литературный критик, в частности, исследуя поэзию «сумеречников», связав ее с направлением «либерти», распространенным в Западной Европе в начале 20 в., творчество Данте, современную литературу.

5 июня 2006 г. поэту была присуждена премия Librex Montale.

© С.В.Логиш,  01.2007


 Opere / Произведения

  • Laborintus, Magenta, Varese, 1956

  • Opus metricum, Rusconi e Paolazzi, Milano, 1960 (contiene Laborintus ed Erotopaegnia)

  • Triperuno,Feltrinelli, Milano, 1964 (contiene Opus metricum e Purgatorio de l'Inferno)

  • T.A.T., Sommaruga, Verona, 1968 (con litografie e acqueforti di Gianfranco Baruchello)

  • Renga(scrittura poetica collettiva in collaborazione con O.Paz, J.Roubaund e C. Tomlison), Gallimard, Parigi, 1971

  • Wirrwarr, Feltrinelli, Milano, 1972 (contiene T.A.T. e Reisebilder)

  • Catamerone, Feltrinelli, Milano, 1974 (contiene Triperuno e Wirrwarr)

  • Omaggio a Emilio Vedova, Galleria Rizzardi, Milano, 1974 (con fogli grafici di Emilio Vedova)

  • Postkarten, Feltrinelli, Milano, 1978

  • Stracciafoglio, Feltrinelli, Milano, 1980 (in appendice Fuori Catalogo, che raccoglie poesie d'occasione scritte tra il 1957 e il 1979)

  • Fame di Tonno, Calcografia Studio s.l., 1981 (con pastelli di Luca Alinari)

  • Scartabello, Cristoforo Colombo libraio, Macerata, 1981 (con dieci disegni di Valeriano Trubbiani)

  • Segnalibro, Feltrinelli, Milano, 1982 (contiene Camerone, Postkarten, Stracciafoglio, Scartabello e Cataletto)

  • Codicillo, Severgnini Stamperie d'arte, Cernusco sul Naviglio, Milano, 1983

  • Due Ballate, Pirella Editore, Genova, 1984

  • Alfabeto apocalittico. 21 ottave con un'acquaforte e 21 capilettera, Galleria Rizzoli, Milano, 1984 (in collaborazione con Enrico Baj)

  • Rebus, Telai del Bernini, Modena, 1984 (con una tavola di Carlo Cremaschi)

  • Omaggio a Pascoli. L'ultima passeggiata, Il Ventaglio, Roma, 1985

  • Quintine, Rossi e Spera, Roma, 1985 (in collaborazione con Salvatore Paladino)

  • Novissimum Testamentum, Manni, Lecce, 1986

  • Bisbidis, Feltrinelli, Milano, 1987 (contiene Codicillo, Rebus, L'ultima passeggiata e Alfabeto apocalittico)

  • Senzatitolo, Feltrinelli, Milano, 1992 (contiene Glosse, Novissimum Testamentum e una serie di poesie "extravaganti" composte tra il 1982 e il 1991)

  • Malebolge 1994/1995 o del malgoverno. Da Berluskaiser a Berluscaos, Book editore, Castel Maggiore, 1995 (in collaborazione con Enrico Baj)

  • Libretto, Pirella Editore, Genova, 1995 (pubblicazione in occasione dell'incontro sul Manifesto dell'antilibro, Acquasanta, novembre 1995, in collaborazione con Mario Persico

  • Quattro baiku, Ogopogo di Agromonte e Extra/Arte di Napoli 1995 (con disegni di Cosimo Budetta e un intervento di Stefano Bartezzaghi)

  • Corollario 1996, Manni, Lecce, 1996 (pubblicazione in occasione della manifestazione "L'olio della poesia.Incontro con Edoardo Sanguineti" promossa dalla Provincia di Lecce e dal Comune di Carpignano, 25 luglio 1996, contiene cinque poesie)

  • Corollario, Feltrinelli, Milano, 1997

  • Taccuinetto, Giorgio Upiglio, Milano, 1998 (tre poesie, con tre incisioni di Cristiana Isoleri e una nota di Roberto Sanesi)

  • Corto, Edizioni Canopo, Prato, 1998 (dieci poesie, con dodici collage di Marco Nereo Rotelli)

  • Wunderkammer, Il Bulino, Roma, 1998 (sette poesie, con una puntasecca a colori di Tommaso Cascella)

  • Sulphitarie, Terra del Fuoco, Napoli, 1999 (con Carmine Lubrano, fotografie di Peppe Del Rossi)

  • Cose, Pironti, Napoli, 1999 (con introduzione di Fausto Curi e postfazione di Ciro Vitiello)

  • Il Gatto Lupesco, Feltrinelli, Milano, 2002 (contiene Bisbidis,Senzatitolo, Corollario, la versione completa di Cose e una sezione di poesie extravaganti intitolate Poesie Fuggitive, un nuovo Fuori Catalogo)

  • Omaggio a Goethe, Edizioni Sottoscala, Bellinzona, 2003 (con disegni di Mario Persico)

  • Omaggio a Shakespeare, nove sonetti, Manni, Lecce, 2004 (con disegni di Mario Persico e con un saggio di Niva Lorenzini)

  • Mikrokosmos. Poesie 1951-2004, Feltrinelli, 2004

  •  Capriccio italiano,Feltrinelli, Milano, 1963

  • Il Giuoco dell'Oca, Feltrinelli, Milano, 1967

  • Smorfie, Etrusculudens Editore, Roma, 1986

  • L'orologio astronomico, Le Verger, Illkirch, 2002

Studi / Исследования

  • Interpretazione di Malebolgie, Olschki, Firenze, 1961
  • Tre studi danteschi, Le Monnier, Firenze, 1961
  • Tra liberty e crepuscolarismo, Mursia, Milano, 1961
  • Alberto Moravia, Mursia, Milano, 1962
  • Ideologia e linguaggio, Feltrinelli, Milano, 1965
  • Guido Gozzano. Indagini e letture, Einaudi, Torino, 1966
  • Il realismo di Dante, Sansoni, Firenze, 1966
  • Antonio Bueno, Feltrinelli, Milano, 1975
  • La missione del critico, Marinetti, Genova, 1987
  • La lettura del decamerone, a cura di Emma Grimaldi, Edizioni 10/17, Salerno, 1989
  • Dante reazionario, Editori Riuniti, Roma, 1992
  • Per una critica dell'avanguardia poetica in Italia e in Francia, Bollati Boringhieri, Torino, 1995 (con un saggio di Jean Burgos e due testimonianze di Pierre Dhainaut e Jacqueline Risset)
  • Il chierico organico, a cura di Erminio Risso, Feltrinelli, Milano, 2000
  • Verdi in technicolor, il melangolo, Genova, 2001
  • Atlante del Novecento italiano, a cura di Erminio Risso, con fotografie di Giovanni Giovannetti, Manni, Lecce, 2001
  • Carol Rama, Masoero Edizioni, Torino 2002


Materiale critico / Критический материал


         Links / Ссылки

 


Наверх   ‘900     Biblio Italia   Belpaese2000

 
Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод
Литературоведение

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

 

© Belpaese2000-2007  С.В.Логиш  31.01.2007




Hosted by uCoz