Проект Belpaese2000             BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы

 

Home Biblio Italia Язык Перевод Италия Политика Живопись Кино Музыка Театр Гостевая

Пьер Антонетти

Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте

М., Молодая гвардия, 2004. – 287 с.  (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Пер. с франц. и предисл. В.Д.Балакина.

 

© Pierre Antonetti. La vie quotidienne а Florence au temps de Dante. – Paris: Hachette, 1992.

Введение

 

ИТАЛИЯ И ФЛОРЕНЦИЯ ВРЕМЕН ДАНТЕ

 

          Известны слова Меттерниха: «Ита­лия — понятие географическое». Вы­сказывание, в начале XIX века более злое, чем верное, применительно к эпохе Данте справедливо в полной мере. Италия, «имперский сад», по об­разному выражению поэта, — раз­дробленная страна1. На севере, двига­ясь в западном направлении, мы встретим во главе настоящей коло­ниальной империи Венецианскую республику, чья материковая терри­тория все еще мала; Милан, перешед­ший из-под власти Делла Торре к Висконти, самый населенный и один из самых богатых городов-государств Италии; Геную, находящуюся на подъеме морскую республику, кото­рая, избавившись после победы в морском сражении при Мелории в 1284 году от конкуренции со сторо­ны Пизы, стала хозяйкой Корсики; несколько богатых городов, подчи­ненных власти знатных сеньоров — маркиза Салуццо, графов Тенда, веронских Скалигеров и др. Централь­ная Италия разделена между клоня­щейся к упадку, но удерживающей часть Сардинии Пизанской респуб­ликой, Флорентийской республикой, чья территория еще сравнительно невелика, а богатства уже весьма зна­чительны, синьориями Пеполи в Бо-

           1 Данте А Божественная комедия. Чистилище, VI, 104. Здесь и далее цитаты даются в переводе М. Лозинского. (Прим. пер.)

           21

 

лонье, д'Эсте в Ферраре, Бонакольси в Мантуе, Монтефельтро в Урбино, Да Полента в Равенне, Малатеста в Римини, Манфреди в Фаэнце, Орделаффи в Форли, Каррара в Падуе... Добавим к ним города-государ­ства Сиену, Ареццо, Лукку и другие, каждое — в коль­це прочных стен, ревниво защищающее свои приви­легии и независимость. В центре полуострова — Церковное государство (Папская область) со столи­цей в Риме, с 1309 года переставшее быть резиденци­ей пап, перенесенной в Авиньон, арена соперничест­ва нескольких знатных родов (Колонна, Орсини и др.). Южнее — королевство, называющееся Сици­лийским, но Сицилию, перешедшую под власть Ара­гонского дома, в 1282 году утратившее. В Неаполе правит французская по происхождению Анжуйская династия, ее представители в эпоху Данте — Карл I, Карл II и Роберт, покровители и господа (пусть и те­оретически) итальянских гвельфов. Дальше на юг — Сицилия, из которой в результате восстания 1282 го­да («Сицилийская вечерня») изгнаны французы; об­ретя независимость от Неаполя, она находится под властью Арагонской династии, пользующейся под­держкой местной знати.

Крайняя политическая раздробленность допол­няется чрезвычайной лингвистической пестротой. В своем трактате «О народном красноречии» Данте различает четырнадцать диалектов, в пределах од­ной провинции и даже города распадающихся, в свою очередь, на местные наречия. Ни один из диа­лектов еще не преобладает над другими, и Данте со­здает теорию «славного» народного языка, в котором тосканский диалект является не более привилегиро­ванным, чем остальные. Представления о преоблада­нии того или иного региона у него отсутствуют. К то­му же, по мнению Данте, Италия не может обрести единство вне границ Священной Римской империи, «садом» которой, по его словам, она является; столи­ца империи — Божественным желанием избран­ный — Рим. Но мечта о восстановлении единства страны, которому поэт посвятил свой политический трактат «Монархия», рухнула в 1313 году со смертью императора Генриха VII.

22

 

           Разрозненная географически и лингвистически Италия не знает и политического единства. Конечно, Соперничество папы и императора после смерти в Д250 году Фридриха II утратило прежнюю энергию. Конечно, после избрания папой француза Климента V, перенесшего папскую резиденцию в Авиньон, «Рим больше не в Риме». И все-таки многие годы после Смерти Фридриха II в каждом итальянском городе бо­рются две группировки — гвельфы и гибеллины. Более того, гвельфы раскалываются на соперничающие Партии — сначала в Пистойе, а затем во Флоренции, где белые гвельфы, враждуя с черными гвельфами, ведут братоубийственную войну, одной из самых знаменитых жертв которой станет Данте. Между тем но­вый чужак подчиняет своей власти почти половину Италии — французский принц Карл Анжуйский, брат Людовика Святого, признанный в 12б3 году римлянами пожизненным сенатором и ставший арбитром в итальянской политике вплоть до своей смерти в 1285 году. В течение нескольких лет Карл Анжуйский, извлекая выгоды из поддержки папы Урбана IV, француза по происхождению, и его преемни­ков, создает в Италии обширные владения, раскинувшиеся от долин Пьемонта на севере до Сицилии на Юге. Победы, одержанные им над наследниками Фридриха II (Манфред разбит в 1266 году при Беневенто, Конрадин пленен в 1268 году у Тальякоццо), открыва­ет ему ворота всех городов, где господствуют гвель­фы, в том числе Флоренции. Поскольку с 1250 по 1276 год императорский престол остается вакантным, Карлу I, к тому времени королю Сицилии и римскому сенатору (папский престол тоже пустует — с 1268 по 1271 год), удается подчинить своей власти Милан, Турин и другие города Северной Италии, а также Пизу, Сиену и еще несколько городов в Цент­ральной Италии. Гибеллины вынуждены полностью прекратить сопротивление. Они вновь поднимают голову в 1273 году, вдохновленные избранием импе-

23

 

ратора* Рудольфа Габсбурга. Против Карла I восста­ют Генуя, Ломбардия и Пьемонт (из которого он вы­нужден уйти), Милан, власть в котором переходит к представителю рода Висконти, Рим, где всю власть берет в свои руки папа Николай III. Но преждевре­менная смерть Николая III в 1280 году и избрание папой француза Мартина IV дают начало новому взлету Карла I: он станет королем Албании, королем Иерусалима и властителем Сардинии, правителем которой сделает своего сына Филиппа. Но впереди новое падение — как результат борьбы за Сицилию между ним и королем Арагона Педро III, считающим себя законным претендентом: он женат на дочери покойного сына Фридриха II Манфреда, разбитого в 1266 году при Беневенто Карлом Анжуйским. Знаме­нитое народное восстание 1282 года, «Сицилийская вечерня», изгоняет французов с Сицилии, отдав ост­ров под власть короля Арагона. Таким образом, Сицилия окончательно потеряна для Анжуйского дома, но он тем не менее господствует на юге Апеннинско­го полуострова: Карлу I наследует его сын Карл II (1285-1309), Карлу II - Роберт (1309-1343), кото­рый будет, прямо или через наместников, управлять Флоренцией в первые десятилетия XIV века. Анжуйская династия остается на протяжении всего интере­сующего нас периода одной из наиболее могущест­венных политических сил Италии. Возглавляя гвель­фов, она смогла объединить вокруг себя множество городов-государств Центральной Италии, включая Флоренцию.

         Что касается императоров, то Италия в течение многих лет их не интересует, и Данте обращает горь­кий упрек к Рудольфу Габсбургу и его сыну Альберту, императору в 1298—1308 годах:

И ты, Альберт немецкий, ты, который

Был должен утвердиться в стременах,

А дал ей одичать...

Приди, взгляни, как сетует твой Рим,

Вдова, в слезах зовущая супруга:

Я Кесарем покинута моим!»

(Чистилище, VI, 97-99, 112-114) 24

         * Точнее говоря, королем Германии; формально коронация Ру­дольфа I Габсбурга императорской короной, проводившаяся в Ри­ме, так и не состоялась. (Прим. пер.)

          24

 

Когда же Генрих VII Люксембург, в свою очередь, был избран императором и в 1310 году направился в им за императорской короной, ему оказали восторженный прием в Турине и Милане (здесь его коронуют «железной» короной лангобардов). Города же, где правят гвельфы, в их числе Флоренция, закрывают перед им ворота или даже восстают против него. В Риме половина жителей — его противники. На обратном пути в Германию в 1313 году Генрих VII застигнут эпидемией малярии и умирает, оставив в глубокой печали Данте и всех, кто с энтузиазмом приветствовал его прибытие (Данте назвал его «новым Моисеем»). Так рухнула надежда Данте на возрождение Священной декой империи, в которой, согласно концепции, подробно им разработанной в трактате «Монархия», Италия была бы садом, Рим — духовной столицей, папа, олицетворение одной из двух универсальных властей, пекся бы о духовном спасении человечества, а император вел бы его по пути земного процветания.

           На самом деле, римским папам, кроме Бонифация VIII, дела не было до анахронических мечтаний Данте. Еще до того как обосноваться в Авиньоне под защитой французских королей, во власти которых они находились, являясь их подданными или, по крайней мере, согражданами, папы времен Данте, как правило, предпочитали покровительство Анжуйского двора в Неаполе. Это справедливо в отношении Гонория IV (1285-1287), Николая IV (1288-1292), Целестина V (1294), Бонифация VIII (1294-1303), Климента V (1305—1314) и Иоанна XXII (1316—1334). Вот почему Италия, покинутая императорами (за исключением Генриха VII) и с 1305 года - папами, предстает перед Данте в весьма неприглядном свете:

Италия, раба, скорбей очаг,

В великой буре судно без кормила,

Не госпожа народов, а кабак!

(Чистилище, VI, 76—78)

В раздробленной Италии Флоренция, по Данте, — тот  же тип города, разделившегося в самом себе. Действительно, на первый взгляд раздоры и расколы яв-

25

 

ляются неотъемлемым атрибутом политической жизни города. Сначала гвельфы против гибеллинов, потом — во времена Данте — черные гвельфы про­тив гвельфов белых, кланы не перестают восставать друг против друга в кровавых схватках. Но за этим фасадом скрывается динамичный рост экономики, сделавший Флоренцию Данте одним из крупнейших торгово-промышленных и банковских центров средневекового Запада. Именно тогда, в конце XIII — начале XIV века, Флоренция достигает уровня своих ближайших (Пиза) или более отдаленных (Генуя, Ве­неция) конкурентов. По численности населения (около 100 тысяч человек), наряду с Миланом, Вене­цией и Генуей, она входит в четверку наиболее насе­ленных городов Италии (в Париже живет немногим больше жителей, а в Лондоне — менее половины); по производственным показателям крупнейших цехов, среди которых Калимала и Лана, занимает ведущее место в Европе (несмотря на невыгодное географи­ческое положение — в глубине итальянской террито­рии, без выхода к морю и, как следствие, без флота). Не отстает Флорентийская республика по количеству и красоте общественных и частных сооружений; по достижениям писателей, художников и ученых, не­смотря на отсутствие в городе полноценного универ­ситета; по масштабам деятельности купцов, торгую­щих по всему миру, особенно во Франции и Англии, где они занимают прочные позиции, вызывая восхи­щение и зависть; по роли банкиров в международ­ных делах — без их услуг не могут обойтись ни папы, ни князья, ни короли (прежде всего английские).

          В политическом отношении после победы Карла Анжуйского при Беневенто в 1266 году во Флоренции господствуют гвельфы. Чаша весов, в предшествую­щие десятилетия склонявшаяся то к гибеллинам, то к гвельфам, теперь остановлена — и надолго. Принад­лежность к лагерю гвельфов вовсе не означает безого­ворочной приверженности планам папы и их анжуйским союзникам в Неаполе. Это становится очевид­ным в 1301 году, когда часть правящей элиты города (в том числе и Данте) встает в оппозицию к Карлу Ан-

         26

 

жуйскому, прибывшему, чтобы подчинить ее себе и папе Бонифацию VIII. Политический мир и мир деловой расколоты: белые и черные гвельфы находятся во враждебном противостоянии — ситуация, которую нельзя охарактеризовать иначе как «кризис партии»2.

Действительно, одни (черные гвельфы) готовы вступить в союз со всеми, кто может содействовать их возвращению к власти; другие (белые гвельфы) выступают за политическую и экономическую независимость, допускающую формальный альянс с папством и неаполитанскими королями, но при условии неукоснительного соблюдения реальной автономии ода. Эта политическая оппозиция обнаруживает традиционный антагонизм старинной аристокра­тии и деловой верхушки бюргерства: первые не мо­гут смириться с политической ситуацией, когда они отстранены от власти, вторые (в состав этой группировки вошло немало представителей старинных аристократических семей) опасаются возврата к власти тех, кто был отстранен от нее в 1293 году «Установлениями справедливости».

«Установления справедливости» (Ordinamenti di giustizia), с которыми связано имя Джано делла Белла, закрепили неудержимое возвышение деловых людей, защитили их от притеснений и насилия со стороны грандов (магнатов). Гранды отстранены от участия в важных органах управления и находятся в некотором смысле — благодаря поистине террористической юрисдикции — под наблюдением. Исключенные из всех важнейших советов, магнаты обяза­ны вносить коллективный залог; в случае отказа от внесения залога или участия в действиях, нарушающих общественный порядок (если их вина изобличена), их дома подлежат сносу и к ним применяются варварские наказания (отсечение руки за отказ уплатить денежный штраф). Чрезмерная жестокость этих норм вызывает ответную реакцию, в частности, Джано делла Белла вынужден в 1295 году отправиться в изгнание. Тогда же в «Установления справедливости» вносятся поправки: аристократам разрешено записы­ваться в цех без обязательства заниматься соот-

27

 

ветствующей профессиональной деятельностью (так, Данте получил возможность записаться в цех медиков и аптекарей). При всем том «Установления» на протяжении почти полутора веков будут оста­ваться конституционной хартией Флоренции — вплоть до прихода к власти в 1434 году первого пред­ставителя рода Медичи.

            Таким образом, Флоренция — это городская демо­кратия; городом управляет Синьория в составе шес­ти, а затем восьми приоров и одного гонфалоньера, избиравшихся старшими цехами, а также, хотя и в меньшей мере, одним подеста с его советом и одним капитаном народа с его советом. Эти органы власти служат, как будет показано далее, противовесом друг другу. В целом это олигархия богачей (а не наследст­венная олигархия, как в Венеции), в которой сосуще­ствуют родовая аристократия и нувориши из числа торговой буржуазии. Флорентийская олигархия не­однородна, что порождает напряженность, раскалы­вает общество, становится причиной потрясений. Противоречия приводят к событиям 1301 года, вы­званным намерениями папы Бонифация VIII и Кар­ла II Анжуйского, короля Неаполитанского, с одной стороны, и соперничеством семейных кланов — с другой. Одни (белые гвельфы) группируются вокруг семейства Черки, другие (черные гвельфы) — вокруг весьма колоритной фигуры Корсо Донати, жаждав­шего реванша за тех, кто был отстранен от власти в 1293 году. Час пробил в начале ноября 1301 года. Под предводительством Донати черные гвельфы в тече­ние недели терроризируют белых гвельфов — уби­вают, сжигают дома, отправляют в изгнание, попол­няя тем самым ряды флорентийских изгнанников-гибеллинов. И все же их победа эфемерна: в 1308 го­ду Корсо Донати, подвергшись преследованиям, предпочитает покончить жизнь самоубийством.

           В тот год для изгнанников, гибеллинов и белых гвельфов, вспыхивает слабый лучик надежды: избран новый император, Генрих VII Люксембург, полный ре­шимости прибыть в Италию, дабы короноваться и стать ее господином, по праву и фактически. Привет-

           28

 

ствуемый Данте как освободитель, превозносимый гибеллинами как спаситель, император после первона­чальных успехов видит, что Флоренция, несмотря на призывы, а затем и проклятия Данте в адрес «злокозненных флорентийцев»3, отвергает его, смеется над ним. Когда в 1313 году, возвращаясь из Италии в Гер­манию, Генрих VII скоропостижно умрет, он оставит Италию, ясно осознающей: старая теория Священной Римской империи немцев, вопреки мнению Данте, — это просто пестрые лохмотья в музее Истории4.

           Во Флоренции, избавленной от угроз со стороны императора и гибеллинов, правящий слой почел за благо призвать в защитники короля Роберта Неаполитанского, предложив ему власть в городе на пять лет5. Однако королевские наместники недостаточно энергично борются против могущественного соперника Флоренции старого кондотьера Угуччоне делла Фаджюола, повелителя Пизы и Лукки, убежденного гибеллина, разгромившего в 1315 году флорентийскoe войско при Монтекатини. Гибеллинская угроза усиливается при преемнике Угуччоне, молодом и честолюбивом Каструччо Кастракани, столь же талантливом военачальнике, сколь и беззастенчивом авантюристе. Король Роберт Неаполитанский, получивший в 1318 году титул «протектора, распорядителя и Правителя» Флоренции, не может помешать Каструччо, пожизненному сеньору Лукки и повелителю Сан-Миниато и Пистойи, разгромить флорентийское войско при Альтопашио в 1325 году. Данте, умерший в 1321 году, уже не узнал об этом эпизоде истории родного города. Был бы он опечален этим извести­ем? Не усмотрел бы он в этом новую кару городу, из­гнавшему его двадцать лет назад? А может, несчастья Флоренции укрепили бы его ненависть к «неблаго­дарному народу», погрязшему, как полагал он, в алч­ности и гордыне? Последнее суждение, если оно и было высказано, несправедливое по отношению к городу, ярко блиставшему среди городов средневекового Запада, в которых осуществлялся синтез духовной деятельности и многообразных форм физического труда людей.

           29

 
© Belpaese2000-2007.  Created  05.11.2007

Оглавление          Наверх           Biblio Italia

 



Hosted by uCoz