Проект Belpaese2000             BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы

 

Home Biblio Italia Язык Перевод Италия Политика Живопись Кино Музыка Театр Гостевая

Пьер Антонетти

Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте

М., Молодая гвардия, 2004. – 287 с.  (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Пер. с франц. и предисл. В.Д.Балакина.

 

© Pierre Antonetti. La vie quotidienne а Florence au temps de Dante. – Paris: Hachette, 1992.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

 

Глава первая

 

Трудовой ритм

Насыщенный рабочий день

 

В цивилизации, ритм ко­торой подчинен «времени купца»1, в интересующую нас эпоху уже не совпадающему со «временем Церк­ви», но и не отделенному от него полностью, за ос­нову рабочего дня принимается световой день, от восхода до заката солнца. Поскольку ни индивидуальных, ни башенных механических часов еще нет (во Флоренции первые появились в 1354 году), сиг­нал к началу и окончанию рабочего дня подают ко­локола церквей. «В целом рабочее время было вре­менем экономики, еще определявшейся аграрными ритмами, неспешной, не гнавшейся за точностью, не заботившейся о росте производительности, и временем адекватного ей общества, скромного и умеренного, без чрезмерных аппетитов, нетребова­тельного, мало способного к усилиям ради количе­ственных показателей»2. Интересующая нас эпоха как раз и является переходной ко «времени купца». Уже в период «с X до конца XIII века происходит эволюция одного из элементов суточной хронологии. Нона, первоначально находившаяся около наших современных 2 часов пополудни, постепенно пере­мещается к полудню»3. Перемещение ноны, о при­чинах которого специалисты спорят, создает «важ­ный элемент ритма рабочего времени — появляется

          152

 

понятие «середина рабочего дня», утвердившееся именно в XIV веке»4.

Рассмотрим этот процесс детально. Рабочий день начинается, когда колокол звонит первый канонический час, иначе говоря, на рассвете. В это время женщины выходят из церкви после заутрени и возвращаются по домам, чтобы начать рабочий день, по продолжительности, если не по напряженности, не уступавший рабочему дню мужчин. А те направляются в лавки и мастерские, расположенные, как правило, поблизости от дома, — кроме тех, кто приходит на работу из ближайших к городу деревень. Мужчины, возможно, приступают работать, даже не позавтракав: когда колокола звонят третий канонический час, они делают перерыв, чтобы перекусить. Относительно продолжительности перерыва мнения исследователей расходятся. Вероятнее всего, это короткая пауза в работе, а более продолжительный перерыв делают около полудня, подкрепляются основательно и предаются, по крайней мере летом, дневному отдыху. Необычный феномен, противоречащий нашим представлениям: «Работники требовали увеличения продолжительности рабочего дня»5. На самом деле это способ увеличить заработную плату: полу­чить что-то вроде современной компенсации за сверхурочную работу. Факт, который доказывает, что рабочий день у лиц наемного труда, в частности на стройке, не был столь продолжительным, как некоторые думают. Достаточно представить долготу светового дня зимой и вспомнить, что ночная работа строго запрещалась. Правда, летом световой день длиннее, но именно поэтому имел смысл дневной послеобеденный отдых, продолжавшийся от двух до трех часов. Как бы то ни было, рабочий день (количество часов которого существенно менялось в зависимости от времени года) во Флоренции времен Данте был гораздо дольше, чем в наши дни. Не случайно в конце XIV века «именно продолжительность рабочего дня — а не размер заработной платы — станет причиной, толкавшей работников на борьбу с работодателями»6. Широкое распространение меха-

          153

 

нических часов, отсчитывающих шестьдесят минут в час, приведет к более напряженному трудовому ритму, чем было прежде. Однако время, связанное с природными ритмами, аграрной трудовой деятель­ностью и религиозной практикой, еще долго опреде­ляло ритм жизни»7.

 

Отдых и нерабочие дни

 

Одно из наиболее распространенных ошибочных представлений касается продолжительности рабо­чей недели и трудового года в эпоху Данте. В дейст­вительности флорентийцы знали то, что мы называ­ем уик-эндом, по крайней мере, многие из них — ка­менотесы, плотники, столяры, текстильщики.

Воскресный отдых, разумеется, соблюдался. Ко­нечно, представители многих профессий были вы­нуждены в интересах общества трудиться и по вос­кресеньям: сапожники (до большой воскресной мес­сы), кузнецы, хлебопеки, парикмахеры, аптекари. Компенсировалась ли их работа выходным днем на неделе? Трудно сказать.

Есть свидетельства о том, что ежегодного оплачи­ваемого отпуска не существовало. Правда, нерабо­чих дней много, даже, как мы вскоре увидим, очень много. Но эти дни отдыха не оплачиваются, даже ес­ли работа отменяется по экстраординарным причи­нам: прибытие в город знатного визитера, народное собрание, торжественное вступление в должность высших магистратов и тому подобное. С их учетом общее количество нерабочих дней в году доходило до ста. Рассмотрим другие выходные дни: в январе — первый день года (Обрезание Господне), 25 (Обра­щение святого Павла); в феврале — 2 (Сретение Господне), 24 (День святого апостола Матфея); в марте — 1 (День святых Филиппа и Якова), 3 (Обре­тение Креста), 8 (Победа святого Михаила), 25 (День святого Зиновия); в июне — 11 (День святых Варна­вы и Бартоло), 24 (День святого Иоанна Крестите­ля), 29 (День святых Петра и Павла); в июле — 25 (День святого апостола Якова); в августе — 10 (День

        154

 

святого Лаврентия), 15 (Успение), 24 (День святого Варфоломея), 28 (День святого Августина), 29 (Усек­новение главы Иоанна Крестителя); в сентябре — 8 Рождество Богородицы), 14 (Воздвижение Креста), 21(День святого апостола и евангелиста Матфея), 29 день святого Михаила); в октябре — 4 (День святого Франциска), 8 (День святой Репараты), 18 (День святого евангелиста Луки), 28 (День святых Симеона и Иуды), в ноябре — 1 (День Всех Святых), 9 (День святого Спасителя), 11 (День святого Мартина), 30 (День святого Андрея); в декабре — 6 (День святого Николы), 13 (День святой Лючии), 21 (День святого апостола Фомы). Прибавим Рождество (в течение всех восьми дней), Крещение, Троицу, Пасху (до следующего за ней четверга), День святого Иуста и Пепельную среду8 и обязательные нерабочие дни для представителей определенных профессий (например, для мясников — пятница, четыре раза в предрождественские недели и Великий пост). Так что нет ничего невероятного в предположении некоторых исследователей, что год состоял не более чем из 230 рабочих дней9.

 

Продолжительность активной жизни. «Социальное обеспечение»

 

 Общая продолжительность активной жизни — вот в чем отличие современной жизни от жизни Флоренции времен Данте проявляется с наибольшей четкостью. Работать тогда начинали очень рано. В большинстве случаев сразу же после начальной школы, иначе говоря, в десять или одиннадцать лет. Девочек, как правило, определяли в богатые аристократические и бюргерские семьи в качестве прислуги для выполнения любой домашней работы в еще более нежном возрасте, хотя, например, постановления Болоньи запрещали брать учениками детей, не достигших восьми лет!

Ученичество, в отличие от того, что можно видеть в наши дни, затягивалось надолго: никогда меньше трех лет, иногда до девяти лет, а в некоторых цехах —

         155

 

до двенадцати лет. Срок ученичества зависел от бла­госостояния семьи ученика: если она была в силах заплатить мастеру за его питание и проживание, то продолжительность обучения сокращалась вдвое Еще одна особенность: ученик не получал жалова­нья и имел право лишь на соломенный тюфяк и одежду из грубого сукна. Чаще всего он жил в доме своего мастера вместе с прислугой, а иногда и с его сыновьями. Как правило, ученик находился под опе­кой мастера. Если ученика направляли на стажиров­ку в чужие края, то статутами Генуи, например, ему запрещалось вступать в брак (правда, во Флоренции такого запрета не было). Чтобы понять, какие чувст­ва порой обуревали мастеров, достаточно прочесть одну из новелл «Декамерона» (IV, 5); в ней рассказы­вается, как братья Лизабетты убили несчастного уче­ника, осмелившегося стать возлюбленным их сест­ры. Что касается болезни, то в контракте иногда ого­варивалось, что мастер обязан оплачивать лечение больного, но в течение определенного времени. Ча­ще всего болезнь служила основанием для прекра­щения обучения, и ученик возвращался на попече­ние своих родителей, если только они не могли воз­местить расходы на лечение.

В мире труда женщины играли важную роль — и не только в качестве домработниц или прислуги на постоялых дворах, но также и в профессиях, где их присутствие может показаться неожиданным: муж­ские парикмахеры, художницы в живописных мас­терских, медицинские сестры на дому, банщицы в общественных банях. Моралисты возмущались по этому поводу, Данте первый в ряду тех, кто с нос­тальгией вспоминал Флоренцию добрых старых времен:

Одна над люлькой вторила все то же

На языке, который молодым

Отцам и матерям всего дороже

Другая, пряжу прядучи, родным

И домочадцам речь вела часами

Про славу Трои, Фьезоле и Рим

                               (Рай, XV, 121 — 126)

          156

 

Многие работающие женщины, как в деревне, так и в городе, трудятся на дому, выполняя заказы хозяев текстильных мастерских. Как напоминает историк, на барельефах колокола Джотто изображены жен­щины (или девушки), работающие на горизонталь-ном ткацком станке10.

Что касается «социального обеспечения», то оно существовало в зачаточном состоянии. Устав цеха шелкоделов предусматривал отчисления «в пользу бедныx невест, рожениц, больных и заключенных, в том числе лишенных свободы за долги»11. В нередкиe голодные годы и в периоды экономического кризиса, следовавшие за войнами и эпидемиями, цех поддерживал своих членов, выплачивая им своего рода «пособие по безработице», о котором еще пойдет речь.

Пенсий, однако, не существует. Когда возраст или состояние здоровья заставляют наемного работника прервать оплачиваемую трудовую деятельность, не остается ничего, как искать приюта у своих детей, прежде всего у сыновей, предоставлявших ему до конца дней стол и кров. Наконец, в большинстве корпораций принято выделять средства на похороны своих членов и на заупокойные мессы. Все сказанное выше относится к работающим по найму в сфере ремесла и торговли. Что мог знать о них подобный Данте человек, не принадлежавший к их числу? Возможно, здесь скрывается причина его относительного безразличия к миру труда. В «Божественной комедии», богатой конкретными наблюдениями повседневной жизни, сравнительно мало говорится о ремесленниках. Упоминаются (Ад, XV, 20— 21) старый портной, вдевающий нить в иголку, повара(Ад, XXI, 55—57), варящие мясо в котлах, кузнецы Рай, II, 127— 129), стекло и металл в горниле (Чистилищe, ХХIV, 138), раскаленное на огне железо (Рай, I, 59-60), ткач (Рай, XVII, 101 — 102), еще раз кузнец Рай, XXIV, 102) и вновь ткач (Рай, XXXII, 140). Маловато, если учесть огромное количественное и качественное значение производства и торговли в жизни Флоренции времен Данте. Безразличен к миру труда

          157

 

и «Декамерон» Боккаччо. Наемных работников в нем не увидеть, тогда как слуг, домашних и на постоялых дворах, изображенных, правда, без малейшей симпа­тии, очень много. Интеллектуалы той эпохи относи­лись к материальным условиям существования наем­ных работников, genti meccaniche, как их называли, если без презрения, то, по крайней мере, с полным безразличием.

 

Глава вторая

Цехи

 

Своим величием и процветанием Флоренция вре­мен Данте обязана цехам, arti1. Так как экономичес­кому «буму» содействовал золотой флорин, то скры­тым или явным двигателем экономического роста была жажда денег, наживы, производства. В конеч­ном счете глубинные причины возвышения Флоренции следует искать в духе свободного предпри­нимательства, в активности предпринимателей, осо­знававших свою силу и превосходство над старым правящим классом — землевладельческой аристо­кратией. Обо всем этом Данте думает и отзывается зло. Он не жалеет сильных выражений, говоря о «проклятом цветке» — флорине:

Чьей прелестью с дороги овцы сбиты,

А пастырь волком стал в короткий срок.

                                        (Рай, IX, 131-132)

 Со всем презрением обличает поэт слишком быст­ро нажитое богатство (i subiti guadagni) (Рай, XVI, 73).

Первые ремесленные и торговые цехи появились во Флоренции в середине XII века, когда возникло сообщество купцов (societas mercatorum), управляв­шееся тремя консулами и противопоставлявшее се­бя сообществу воинов (societas militum), объединяв­шему аристократов и буржуазию. Играя на первых порах весьма скромную политическую роль, сооб­щество торговцев со временем стало важным фак­тором экономической и политической жизни. Оно

          158

 

образовало цех, получивший название Калимала (от улочки в центре города, где были сосредоточены мастерские и лавки), объединив тех, кто специализировался на ввозе и переработке (более тонкая отделка и окраска) сукон из Фландрии и Франции Вскоре к Калимале добавились цехи Камбио (объединение менял), Пор Санта Мария (ввоз сукна), Лана (переработка шерсти), Мерчаи (торговля галантерей). Формируются так называемые старшие цехи, консулы которых сначала входили в Совет подеста, а после принятия в 1293 году «Установлений справедливости» — в верховный правительственный орган, приорат. По мере экономического развития появляются так называемые младшие цехи. Однако представители некоторых профессий (тор­говцы рыбой, торговцы жареным мясом) цехов не создают или входят в состав более крупных цехов (ткачей, красильщиков), не получая при этом каких было ни было прав. Наконец, вне старших или младших цехов остаются: домашняя прислуга, крестьяне, мелкие лавочники, ремесленники из контадо, сельскохозяйственные рабочие — короче, все, кого в наши дни принято называть городским и сельским пролетариатом. Цех имеет статус юридического лица с собственным зданием, гербом, штатом служащих, финансами, полицией и судом, со структурой, представленной иерархией мастеров, подмастерьев и учеников.  Он объединяет в своем составе представителей одной или нескольких профессий, образуя весьма странное, на взгляд современного человека, смешениe: медики, цирюльники, аптекари, бакалейщики, торговцы красками, продавцы галантереи! Правда, продавцы галантереи торгуют самыми различными товарами, в том числе лекарствами и специями, что оправдывает их объединение с аптекарями. Старшие цехи (их было сначала пять, а потом семь) - это цех судей и нотариусов, Калимала, Лана, Пор Санта-Мария, Камбио, цех врачей и аптекарей, цех скорняков и меховщиков. Пять цехов относят к разряду средних: мясники, трикотажники и чу-

           159

 

лочники, мастера по обработке металлов, каменщи­ки и плотники, старьевщики и торговцы бельем. На­конец, девять младших цехов: торговцы вином, хо­зяева постоялых дворов, торговцы растительным маслом, солью и сыром, кожевники, изготовители кирас и шпаг, слесари, инструментальщики и жес­тянщики, дубильщики кож, оптовые торговцы ле­сом, пекари и булочники

Мир корпораций неоднороден, особенно нагляд­ны различия между старшими и младшими цехами Эти различия обладают свойствами, общими для идеологических представлений средневекового За­пада. По мере экономического роста XIIXIII веков, ломалась трехчленная социальная иерархия перио­да высокого Средневековья (те, кто молится, те, кто воюет, те, кто трудится) и реабилитировалась трудо­вая деятельность. Однако «единство мира труда пе­ред лицом мира молящихся и мира воюющих, если вообще оно когда-либо существовало, сохранялось недолго; произошло расслоение, отделившее верх­ний слой городского общества — для удобства назо­вем его буржуазией — от нижних слоев: с одной сто­роны, крупные торговцы, менялы, богачи, с дру­гой — мелкие ремесленники, подмастерья, бедняки»2. Кроме того, «возникли новые барьеры, основанные на взаимной неприязни, разделившие представителей одних и тех же социальных слоев, даже одних и тех же профессий»3. Мы не говорим о пере­житках прежних табу (прежде всего запрета на про­литие крови, объясняющего презрение к мясникам, несмотря на их экономическое могущество). Вместе с тем начинается эпоха, когда интеллектуальный труд ценится выше, чем ручная работа, что находит выражение в признании первого места среди старших цехов за корпорацией судей и нотариусов, а также в чувстве превосходства, характерном для представителей благородных профессий, сторо­нившихся мелких ремесленников и прочих трудящихся, членов так называемых arti meccaniche (цехи физического труда). И все же престиж умственного труда не должен маскировать экономической и по-

           160

 

литической реальности. Во Флоренции времен Данте господствующее положение занимают предприниматели, крупные торговцы Калималы и промышленники Ланы.

 

Два старших цеха Калимала и Лана

 

Рассмотрим подробнее цех Калимала, структура и общественная роль которого являются моделью иерархии в мире труда. Возникнув как сообщество торговцев, впервые упомянутое в середине XII века, Калимала достигает могущества во второй половине XII века. Ею управляют четыре консула и два совета (узкий, в составе 12 человек, и широкий из 40 членов), она имеет своих служащих (камерарий,  казначей, бухгалтер, синдик, прокурор, нотариусы) и несколько комиссий. Члены цеха платят членские взносы и называют себя гвельфами, иначе говоря, преданными, лояльными слугами Церкви и прави­тельства Флоренции. Их главная забота заключается в том, чтобы охранять доброе имя корпорации. В конечном счете делается все возможное для обеспечения качества продукции, продававшейся под ее торговым знаком. Ревностно охраняя собственные прерогативы, особенно перед цехом Пор Санта-Мария, своим прямым конкурентом, а затем, чуть позднее, перед цехом шелкоделов, Калимала придает большое значение цеховой солидарности, защищает своих попавших в переделку членов (особенно тех , кто подвергается преследованиям за границей), борется против «желтой» (незаконной) работы, работы по ночам и против подстрекателей (права на объединение тогда не существовало).  Помимо юридических привилегий (ни один ее член не мог быть арестован на рынке или после окончания торговли), цех пользуется своего рода приоритетом (его мера длины, окованная железом палка, считается эталоном, которому должны соответствовать все другие меры длины).

Хозяйственная деятельность Калималы осуществляется в трех сферах: крупная международная

          161

 

торговля, банковское дело и производство. Прежде всего она специализировалась на ввозе фландр­ских, голландских и брабантских сукон; их цех по­купал на ярмарках в Шампани, затем подвергал тонкой обработке и окрашиванию в мастерских Флоренции с помощью красителей, в частности квасцов, привозившихся с Востока. Сукна высокого качества экспортировались во все страны Запада (в , том числе во Францию и Германию) и на Восток, где их обменивали на специи и красители. Но Калимала не ограничивается торговлей сукнами. Она торгует практически всем, в том числе экзотичес­кими товарами (специями, благовониями, изыс­канными тканями, украшениями), — всем тем, что относится к крупной торговле и производству. Что касается банковской деятельности, то она имела тенденцию к постоянному росту. Начав с ростов­щичества (пока от нее не отделился цех Камбио), Калимала, пренебрегая запретом Церкви, постепенно переходит к ссудным операциям (от 30 до 100% го­довых, в среднем 40%) и через несколько десятиле­тий становится одним из крупнейших банковских домов Италии. В середине XIII века она объединяет в своем составе 80 могущественных компаний, среди ее членов семьи, вершившие исторические судьбы Флоренции на протяжении столетий: Ач-чайюоли, Адимари, Альберти, Амидеи, Альбицци, Антинори, Барди, Каппони, Черки, Кавальканти, Черретани, Даванцати, Фрескобальди, Джанфильяцци, Моцци, Пацци, Перуцци, Портинари, Пуччи, Ридольфи, Риччи, Скали, Содерини, Строцци, Спини, Торнабуони, Тосинги, Убальдини, Валори, Веттори, Виллани... Эти компании включают в свой состав разное количество членов; построенные на семейной основе, они носят имя доминирующего семейства или клана. Банкиры Калималы составля­ют серьезную конкуренцию сиенским банкирам, ссужая капиталы папам римским, от имени кото­рых собирают десятину по всей Европе, и светским правителям (в частности, королям Неаполя и обеих Сицилии), из владений которых вывозят зерно (и

         162

 

даже рабов) и осваивают соляные и железорудные залежи; вскоре они обращаются к страхованию купеческих грузов и морских кораблей. Конечно, цех не избежал потерь: так, в 1291 году Филипп Красивый велел арестовать всех ломбардцев (как называли итальянцев во Франции); спустя некоторое время король Англии Эдуард III отказался возвращать долг флорентийским банкирам в Лондоне. И все-таки, имея отделения в Брюсселе, Ипре, Дуэ, в Шампани, в Центральной Европе, банкиры Калималы остаются одним из столпов экономического величия Флоренции.

Несмотря на свое могущество, Калимала вскоре уступит первенство другому цеху — корпорации Лана. Начав с производства простой шерстяной одежды для местного рынка, цех спустя некоторое время разбогател, применив технические нововведения, позволившие   производить   высококачественные ткани из шерсти, привозимой из Англии, Фландрии, Испании, Португалии, Алжира, Марокко и Ближнего Востока. Лана занялась и торговой деятельностью, вступив в соперничество с Калималой. К концу XIII века Лана превосходит могуществом Калималу. По сообщению хрониста Виллани, цех владел 300 производственными помещениями и лавками, обеспечивая работой почти треть трудоспособного населения Флоренции! В середине XIV века, когда Лана уже клонится к упадку (количество мастерских и лавок сократилось до двух сотен), она производит около 10% всех сукон, выпускавшихся в Западной Европе. В начале XIV века она строит дворец (его и сейчас можно видеть возле собора Ор Сан-Микеле), символ ее экономического и политического могущества как еще одного столпа величия Флоренции.

Парадоксально, но ни Лана, ни Калимала не возглавляют старшие цехи, главным является цех судей нотариусов4. Возникший, по-видимому, в начале XIII века, этот цех объединяет должностных лиц города, роль и значение которых в повседневной жизни трудно даже представить. Одно уточнение: судьями называли «всех докторов права, даже если они

           163

 

были адвокатами, юрисконсультами, арбитрами или в собственном смысле слова судьями в суде подеста, капитана народа или в других судах»5. Что касается нотариусов, то их назначают император, папа или их представители (в частности, пфальцграфы); в ин­тересующую нас эпоху решение о назначении нота­риусов принимает коммуна, присвоившая эту импе­раторскую прерогативу. Судьи и нотариусы — это интеллектуалы, получившие основательное универ­ситетское образование (как правило, в Болонье) и хорошо владевшие латынью и литературным италь­янским языком.

Нотариусы служат в советах Флорентийской рес­публики, в высших магистратах (приоры, капитан народа, гонфалоньер), в цехах или судебных орга­нах, где выполняют функции, аналогичные функ­циям современных секретарей судов. При случае они могут стать адвокатами или прокурорами, по­лучать жалованье от истца или в качестве государ­ственного служащего. Многие, наконец, занимают­ся частной практикой. Нотариусы, имеющие высо­кое жалованье, выступающие посредниками при рассмотрении частных или публичных дел, пользу­ются значительным влиянием и уважением; в собо­ре Ор Сан-Микеле поставлена статуя их святого за­ступника — святого Луки Евангелиста (статуя, кото­рую можно видеть в соборе в настоящее время, да­тируется 1562 годом).

Судей и нотариусов уважали и боялись еще и по­тому, что они были представителями аристократии. Их титулы (messere или dominus у судей, ser у нотари­усов) и одеяние (пунцового цвета мантия, оторочен­ная беличьим мехом, и колпак из тех же материалов и того же цвета) придают им весьма внушительный вид, когда они появляются на улице или исполняют свои профессиональные обязанности. Многочис­ленные (согласно Виллани, 600 человек в начале XIV века, тогда как врачей не более 60), получившие хо­рошее образование, нотариусы сыграли важную роль в итальянской средневековой культуре6. Благо­даря знанию основ риторики, они были мастерами

            164

 

говорить и писать: речи по случаю прибытия именитых гостей и официальные акты (письма коммуны иностранным сеньорам и государям, договора, буллы, постановления) построены по всем правилам риторических турниров — с эффектными концовками и другими ораторскими украшениями. Именно их проза на народном языке задает тон другим писателям. Данте показывает одного из самых знаменитых нотариусов, Пьера делла Винья, канцлера и фаворита императора Фридриха II.  Ослепленный по обвинению в предательстве и заточенный в тюрьму, он в 1248 году покончил с собой (Данте помещает нотариуса во втором поясе круга седьмого среди самоубийц — Ад, XIII, 31 и след.). Представлен и учитель Данте, нотариус Брунетто Латини  (Ад, XV, 22-124). Сохранился весьма лестный отзыв о нем хрониста Виллани: это был «великий философ и превосходный учитель риторики, в равной мере наставлявший как в красноречии, так и в сочинении стихов... он дал образование флорентийцам, научил их ораторскому искусству и науке управления нашей Республикой». Нотариусами были и поэты — современники Данте: Джанни Альфани и Чино да Пистойя, которого автор «Божественной комедии» просла­вил как величайшего из итальянских поэтов, воспевавших любовь.

Говоря о старших цехах, нельзя не сказать пару слов о корпорации врачей и аптекарей, в которую записался Данте (возможно, около 1297 года), дабы иметь возможность участвовать в политической жизни. Может возникнуть недоуменный вопрос: почему именно в этот цех? Наверно потому, что «изучение медицины во многих отношениях было сродни философии и риторике, дисциплинам, в которых Данте обладал обширными и глубокими познаниями».7

 

Законодательство о труде

 

Цеховая организация ремесла имела многочисленные последствия. Первое: «цехи являлись привилегированными корпорациями, представляя собой

           165

аристократию в мире труда»8. А где аристократия, там иерархия. Кроме того, эта организация неотде­лима от подлинной социальной сегрегации, проявления которой двояки: с одной стороны, многие ре­месла считаются недостойными иметь цех, с дру­гой — члены одного и того же цеха неравноправны Из цеховой организации, городской по своему ха­рактеру, полностью исключены деревенские жители Наконец, эта система стесняет как трудящихся, так и работодателей, устанавливая для них многочислен­ные запреты.

Неполноправность некоторых ремесел, известная нам по исследованиям Ж. Ле Гоффа, имела целый комплекс застарелых причин (как религиозных, так и экономических), переживших и экономический переворот конца XIII века, и возвышение буржуазии Так, одной из первых мер, принятых в ходе восста­ния чомпи 1378 года, станет увеличение количества младших цехов с четырнадцати до семнадцати. Весь­ма показательно, что это расширение цеховой систе­мы было поставлено под вопрос, как только буржуаз­ная реакция одержала верх над чомпи.

Внутрицеховое неравенство находит выражение в строгой иерархической структуре: мастера (maestri, magistri) — подмастерья (socii, laboranti) — ученики (discipuli). Более того, неравноправны и са­ми мастера (в отличие от прежних времен): одни пользуются всей полнотой прав, другие — лишь их частью (цирюльники по отношению к медикам, ху­дожники по отношению к аптекарям); в цеховые со­веты выбирают ограниченное число представите­лей. Во времена Данте эта дифференциация проявляется слабо, позднее, в XIV и XV веках, она усилится Кроме того, основных прав лишены все категории наемных работников. Так, «подсобные работники) (sottoposti) текстильных корпораций не имеют ника­кой собственности, кроме своих рабочих рук, им от­казано в праве на объединение, собрания и даже на оказание взаимопомощи.

Размер заработной платы устанавливается произ­вольно — хозяевами, без какого бы то ни было согла-

            166

 

сования с наемными работниками. Более того, чтобы  пресечь патерналистские поползновения отдельных хозяев, установлен максимальный размер заработной платы для всех членов цеха. Запрещены «картели» и монополии, нечестная конкуренция и конкуренция как таковая. Короче говоря, перед нами протекционизм в его наиболее последовательной форме. Целая агентурная сеть помогает консулам поддерживать дисциплину, пресекая любые попытки подрывной деятельности.

У этой системы есть и положительные черты. Прежде всего уважение к честному труду: вся продукция должна отмечаться своего рода «знаком качества». Обман преследуется, осуществляется дотошный контроль с целью пресечения незаконной прибыли и превышения установленных тарифов. Сама нравственность находится под контролем: азартные игры членам цеха запрещены — и в городе, и за его пределами. В стремлении сохранить добрые нравы и обычаи доходят до того, что запрещают гражданам, отправляющимся в дальние края, вступать там в брак.

Эта корпоративная, крайне жесткая система обладает бесспорным полицейским аспектом: существует должность «чужеземного чиновника» (ufficiale straniero), назначавшегося из числа иногородних нотариусов: он следит за неукоснительным соблюдением цеховых статутов. Чужеземному чиновнику хорошо платят, он опирается на поддержку целого штата охранников и тайных агентов, выслеживает, не проводятся ли собрания, не создаются ли ассоциации и общества взаимопомощи (все это запрещено, карается денежными штрафами и тюремным заключением). Дойдет до того, что с 1356 года начнут применять наказание в виде отсечения правой руки и даже головы за неуплату наемным работником долга своему хозяину! Хозяин, вызвавший подозрение «чужеземного чиновника», может апеллировать к консулам цеха; наемный работник совершенно беззащитен перед его обвинениями и приговорами.

           167

 

 Такова цена, которую предприниматели Фло­ренции были готовы платить за недопущение об­щественных беспорядков. Но приходилось бороть­ся и против иностранной конкуренции, равно как и против репрессивных мер со стороны конкури­рующих городов и государств. С этой целью в 1308 году была создана специальная организация, Мерканция (буквальное значение итальянского слова mercanzia — «торговля»), точнее Universitas merсаtorum et artium civitatis Florentiae (Объединение купцов и цехов города Флоренции). Сформировав­шееся на основе пяти старших цехов, это объеди­нение позднее стало называться также Ufficio della Mercanzia или Tribunale di Mercanzia. Мерканцией руководит чиновник из числа иногородних, кото­рому помогают пять, а потом шесть советников (по одному на каждый из старших цехов и один на все младшие цехи вместе взятые; попутно отметим эту вопиющую диспропорцию между старшими и младшими цехами). Основная задача объединения состоит в защите интересов флорентийских куп­цов за пределами города. Оно также пресекает мо­шенничество, разбирает тяжбы между ремесленни­ками, добивается выполнения решений цеховых консулов (избрание которых оно само же и кон­тролировало), начинает процедуру банкротства. С 1359 года Мерканция размещается в собственном дворце на площади Синьории. У нее есть собствен­ная полиция и тюрьма, она проводит допросы, в том числе с применением пыток. Сфера ее компе­тенции распространяется на пути сообщения, сбор дорожных и мостовых пошлин, на фрахт. Она над­зирает за цеховыми консулами во время их пребы­вания вне города. Короче говоря, с 1318 года объ­единение становится своего рода трибуналом по вопросам коммерции, его юрисдикция распрост­раняется на всю крупную флорентийскую торгов­лю. Объект восхищения и подражания в Италии и других странах (в частности, во Франции), Мер­канция венчала собой всю цеховую систему, регу­лятором и судьей которой являлась.

          168

 

Глава третья

Торговля, промышленность и банки

Деньги

 

До 1237 года флорентийцы, не имевшие собственной денежной единицы, пользовались пизанской маркой. Успехи в ремесле и торговле, сделавшие необходимым создание собственного банка, обусловили и появление сложной денежной системы на основе золотого флорина1.

В ее основе — динар (danaro), «одновременно и первая единица системы счета денег, и наиболее древняя их разновидность»2. В нем 1,76 грамма серебра 950-й пробы. Его реальная стоимость обнаружится лишь в 1321 году с появлением picciolo  или picciolo nero, содержавшего в основном медь и малую долю серебра, ставшего самой мелкой монетой, находившейся в обращении в XIV веке. Оставаясь стабильным на протяжении десятилетий, динар будет девальвирован лишь в конце XIV века. Во времена Данте его стоимость постоянна, он  находится в обороте. Один динар равнялся 1/12 солида,  или 1/240 лиры.

Grosso — монета почти из чистого серебра, стоит 12 динаров и применяется при совершении крупных торговых сделок. Однако ее жизнь оказалась короткой: в 1306 году ее заменяет popolino, равнявшийся 24 динарам; на несколько лет он становится самой распространенной денежной единицей. Примерно в то же время появляются монеты grosso da sei, grosso da venti и grosso da trenta, стоившие, соответственно, 6, 20 и 30 динаров. Так было во времена Данте. По мере того как серебро становится все более редким металлом, на первое место выходит золото, из которого начинают чеканить флорины. В эпоху же Данте, еще раз отметим, динар остается наиболее популярной серебряной монетой, которой пользуются в повседневной жизни, расплачиваются в лавках, в частности при покупке продуктов.

          169

 

 Серебряный флорин известен с 1182 года. Тогда он стоил 12 динаров и назывался также grosso. С 1252 года чеканка серебряного флорина была пре­кращена, ему на смену пришел золотой. Именно этот год открывает историю самой знаменитой флорентийской монеты — золотого флорина, сим­вола экономического могущества города и гордого вызова конкурентам (прежде всего Генуе и Вене­ции, монеты которых до того времени господство­вали на внутренних и внешних рынках). Золотой флорин номинально равен 24 каратам, весит 3,54 грамма и стоит 20 grossi (240 динаров). На лицевой стороне изображен святой Иоанн Креститель, на оборотной — цветок лилии. Золотой флорин, мож­но сказать, стал официальной денежной единицей Флоренции.

Стабильный в течение всего XIII и почти всего XIV века, золотой флорин быстро становится денежным эталоном, причем не только в Италии, но по всему средневековому Западу. Образно выражаясь, это дол­лар Средневековья. Его используют представители самых различных общественных и профессиональ­ных групп (мясники, торговцы и т.д.), состоятельные частные лица (нотариусы, врачи, школьные учите­ля). Подделка золотого флорина карается сожжени­ем на костре. Данте поместил в «Ад» фальшивомонет­чиков, наказав их водянкой:

Водянка порождала в нем застой

Телесных соков, всю его середку

Раздув несоразмерно с головой.

 

И он, от жажды разевая глотку,

Распялил губы, как больной в огне,

Одну наверх, другую к подбородку.

                                                       (Ад, XXX, 52-57)

Изготовление золотых флоринов — предмет осо­бых забот, оно доверено двум должностным лицам, монетным мастерам (domini monete или Maestri di Zecca), избиравшимся сроком на шесть месяцев из представителей цехов Калимала и Камбио. Монет­ные мастера несли персональную ответственность

          170

 

за качество монеты (на каждый флорин они ставили эй собственный знак: изображение фрукта, цветка, короны или просто точку). Эмиссия достигала 400 тысяч монет в год, «а в первые четыре года XIV века нормой чеканки, по оценочным данным, было 50 тысяч монет ежегодно»3. На монетном дворе (Zecca), располагавшемся рядом с Дворцом приоров, трудилась дюжина золотых и серебряных дел мастеров, обязанных строго соблюдать чистоту металла и качество гравировки. Кроме того, по инициативе Джованни Виллани (известного хрониста), в 1316 году исполнявшего должность монетного мастера, начали вести fiorinaio, своего рода официальный альбом, в котором хранился экземпляр каждой чеканки с указанием имени гравера и приложением личного знака контролера. Одно это показывает, сколь большое значение придавали флорину граждане Флоренции. Впрочем, Данте не разделял этого отношения к официальной флорентийской монете, рассматривая ее как:

...проклятый цветок,

Чьей прелестью с дороги овцы сбиты.

                                                       (Рай, IX, 130-131)

 Широкое применение флорина и прочих монет, о которых говорилось выше, не отменяло использования старых денег. Прежде всего лиры (libbra, libra, lirа), которую не следует путать с единицей веса (libra, фунт). Эта серебряная монета, введенная в обращение Карлом Великим в конце VIII века, в течение столетий оставалась «основной единицей новой денежной системы, даже если она в действительности превратилась в монету-фантом, поскольку прекрати­лась ее чеканка»4. Во времена Данте лира скорее единица счета, нежели реальная монета, равняется 20 солидам (soldo). Солид, в свою очередь, также является не реальной монетой, а единицей счета, и равняется  12 динарам. Так, при заключении крупных сделок счет ведут на лиры и солиды: «вместо того, чтобы говорить 14 412 динаров, можно сказать 60 лир и 12 динаров, а еще лучше — 60 лир и один солид»5. Кро-

          171

 

ме того, на территории Флорентийской республики находятся в обращении монеты других городов — Сиены, Вольтерры, Кортоны, Неаполя, Венеции и да­же французские деньги, причем их суммарная доля в денежном обращении существенна (около 30% в 1296 году)6.

 

Единицы мер и весов7

 

Самые распространенные единицы веса — grano (гран, для взвешивания драгоценных металлов, 9,6 3 миллиграмма), libra (фунт, около 339,50 грамма, в Венеции 301, а в Генуе 317 граммов) и oncia (унция), равняющаяся половине фунта.

У каждого города свои единицы измерения. Так, мерой зерновых служил staio (четверик, аналогич­ный французскому сетье), деревянный сосуд ци­линдрической формы с обручами, вмещавший в се­бя около 45 фунтов или 15,360 килограмма пше­ничного зерна, а если насыпали «с верхом», то и все 52 фунта (17 килограммов). Эти цифры со време­нем (иногда в течение одного и того же года) или в разных местах менялись. Традиционной мерой растительного масла служит orcio (по-итальянски «глиняный кувшин»), вмещавший в себя в середине XIV века около 29 килограммов или 1/12 коньё мас­ла. Коньё был старинной мерой вина, использовав­шейся оптовиками; он равнялся 10 бочонкам при­мерно по 45,6 литра, то есть 456 литрам (или, по мнению некоторых исследователей, 407 литрам). Для розничной продажи вина используются кварта (1/100 коньё, соответственно, 4,5 или 4,07 литра), метаделла (1/400 коньё), меццетта (1/800 коньё) и меццина (1/25 коньё), служащая также мерой рас­тительного масла. Однако эти меры варьируются от города к городу.

Из мер длины упомянем локоть (braccio), равняв­шийся 0,58 метра, канну (canna), около 2,33 метра (эталоном служила канна цеха Калимала), пядь (pied), около 0,38 метра, стайоро (staioro) для измере­ния площадей (один стайоро равняется участку зем-

          172

 

ли, который можно было засеять одним стайо пшеницы, и катасту (catasta), единицу измерения объема древесины, в частности дров, 4,77 кубометра.

 

Новые банковские операции

 

Одним из наиболее замечательных нововведений в этой области в конце Средних веков был вексель. Обмен монет непосредственно из рук в руки в городе не представляет собой каких-либо неудобств, если не принимать во внимание их веса. Перевозка же денег требует времени и сопряжена с большим риском, учитывая опасности на дорогах в Средние века. Меняла, положим, должен терпеть, это его профессия8. Но купец и промышленник испытывают потребности в банковском инструменте, который бы позволил избежать риска. Таким инструментом и стал вексель, изобретенный в Генуе и получивший применение во Флоренции в начале XIII века. Сначала это нотариальный акт, удостоверенный при свидетелях (lettera da pagamento, платежный документ), отказ платить по нему карается штрафом в двойном размере указанной в нем суммы. Вот что такое вексель и в чем его смысл: «Соглашение, по которому плательщик [...] выдает определенную сумму денег получателю [...], получая взамен платежное обязательство на срок (кредитная операция), по которому можно получить в другом месте и другой монетой (вексельная операция). Таким образом, обменный контракт порождал кредитную и вексельную операции, неразрывно связанные друг с другом»9. Возьмем примеры из истории Флоренции той эпохи. «Пьеро Адатти и Чие со Старого рынка должны дать 433 флорина по письму, кое предъявлю им я, прибыв из Сиены, из доли Бьяджо Риньери и Чие по 61 лире, 15 солидов, 4 динара grosso da venti и двенадцать динаров spiccioli, которые я дал в Сиене упомянутым Бьяджо и Чие и для него [Пьеро Адатти] Дельфино д'Ареццо»10. Другой пример, относящийся к более позднему времени (1392 год), когда использование векселей уже получило широкое распространение: «Во имя Бога,

          173

 

шестого февраля 1392 года. Заплатите по этому пись­му Никколо да Уццано 103 флорина, 12 солидов, 6 зо­лотых динаров взамен 100 золотых флоринов, полу­ченных здесь от Никколо дель'Аманато, Тано да Пиноццо и Чие; заплатите в надлежащее время и внеси­те эту сумму в собственный счет Франкеско. Да хра­нит вас Христос. Для Франкеско и Манно и Чие, Пи­за. Принято 7 февраля 1392 года. Уплачено 10 февра­ля 1392 года»11.

Вексель отвечал четырем требованиям купца, от­крывал перед ним четыре возможности: а) платеж­ное средство по коммерческой операции; б) средст­во перевода капитала в места, где используются дру­гие денежные системы; в) источник кредита; г) полу­чение финансовой прибыли (игра на разнице об­менных курсов в разных местах). В результате поми­мо обеспечения основных коммерческих операций купец мог получать от векселей и прибыль12.

Хотя имеющиеся в нашем распоряжении доку­менты относятся к более позднему периоду, нежели интересующая нас эпоха, скажем несколько слов о другом важном банковском нововведении — о чеке (assegno bancario). Вот один пример: «Парадзоне, вы­дай Арриго из Вициньяно 3 лиры и 10 солидов. Вы­дай также Белласте из Пистойи 30 флоринов. Арриго да Креспина»13.

К эпохе Данте относится внедрение во Флорен­ции системы двойной бухгалтерии, для которой ха­рактерно параллельное ведение записей дебета и на­личности14. Первые случаи ее применения известны с конца XIII века. Если прибавить операции по стра­хованию морских судов (пример которого подавала Генуя), засвидетельствованные во Флоренции в на­чале XIII века, а в начале XIV века ставшие предметом регулярной деятельности цеха Калимала (с агентст­вами  во Франции и в Провансе), и если вспомнить также о фрахтовании или найме судов и о страхова­нии жизни (с 1339 года), то «с полной уверенностью можно поддержать мнение тех, кто считает, что ка­питалистическое предпринимательство сделало во Флоренции свои первые шаги»15.

         174

 

Лавки и мастерские

 

Флоренция времен Данте, вне всякого сомнения, — ин из наиболее развитых торговых и ремесленных центров Европы. В отличие от нашего времени, когда заводы располагаются в промышленных зонах на окраинax городов, ремесло и торговля были сосредоточены тогда в самом центре Флоренции. Размер ремесленных мастерских (боттег) оставался скромным. Столь же скромными были и торговые предприятия — лавки. В начале XIII века во Флоренции около 300 мастерских цеха Лана, в совокупности производящих около 300 тысяч кусков ткани в год. Эти 300 мастерских дают средства к существованию примерно 30 тысячам работников обоего пола (причем доля женщин значительна), приходящим на работу из пригородов, удаленных на несколько километров от Флоренции (больше половины занятых в производстве не являются жителями города). Между тем появляются крупные предприятия, например, основанные  Фр. Датини в Прато. Постоянный персонал наемных работников не превышает здесь восьми человек, да и работают полный рабочий день не все из них, но с учетом субподрядчиков и посредников такое предприятие обеспечивает работой более 1000 человек16. Оптовая торговля концентрируется на двадцати складах (fondachi) цеха Калимала, в самом сердце города. К ним следует добавить около сотни лавок аптекарей и бесчисленное множество точек розничной торговли (продавцов галантереи, сапожников, бакалейщиков, молочников).

Весьма живописны лавки розничной торговли. У каждой своя эмблема, нарисованная или высеченная из камня («лев, орел, единорог, волк, лиса, кошка, свинья, леопард, пантера, верблюд, медведь»17). Мосты (и не только, как в наши дни, Старый мост) сплошь покрыты лавками и мастерскими, построенными из дерева (лишь в середине XIV века их заменят каменные строения). Живописно и внутреннее убранство лавки: товар (например, сукно) подвешивают на крючьях к деревянным поперечинам, выкла-

       175

 

дывают на прилавок, делящий лавку пополам, или выносят на улицу, под навес, защищающий от дождя Многие ремесленники работают прямо на улице, под тентом или навесом- мясники, кузнецы, цирюльники, писцы и прочие. Тротуаров не существует, сточные воды свободно текут посреди улицы, по которой едут верхом на конях знатные аристокра­ты, идут со своими ослами, мулами и тачками крес­тьяне. Летом женщины ткут прямо на улице — не для себя, но выполняя заказ какой-нибудь мастер­ской Короче говоря, на улице постоянное оживле­ние, и лишь зимние морозы или проливные весен­ние и осенние дожди могут на время разогнать всех по домам Уличная жизнь полна событий: то гонят­ся за карманным вором, то пробегает перепутан ный осел или мул, то проходит торжественная процессия или, что случается нередко, мрачный кортеж, сопровождающий осужденного на казнь, на пытку или к позорному столбу. Чтобы лучше представить себе, сколь оживленными и заполненными людьми были улицы Флоренции, вообразите,  как въезжает в город царственная особа или проходит торжественная церемония вступления в должность крупного чиновника.

Таким образом, в самом сердце города кипит тор­говая и ремесленная жизнь, в том неразрывном единстве с жизнью населения, которое столь типич­но для Средних веков.

 

Компании

 

От живописных картин вернемся к структурам промышленности и торговли, поговорим о компа­ниях. Они объединяют несколько компаньонов во­круг одного большого семейства18. Как правило, эти компаньоны (максимум человек двадцать) связаны узами родства, но в компанию могут войти и посторонние для семейного клана люди. «Эти сообщества зиждились на договорных началах, объединявших их членов лишь для одной коммерческой операции и на ограниченный срок Однако возобновление, как

        176

 

обычно бывало, некоторых из этих контрактов, участие в экономической деятельности под именем одного и того же предприятия, обладавшего значительными капиталами, создавали деловые связи вокруг нескольких человек и придавали стабильность организации, изначально временной, создававшейся для реализации одного проекта»19.

 Эти компании, названные по имени главного семейства, «господствуют в определенном секторе и втягивают в свою орбиту средние, а через них и мелкие предприятия, создавая условия для их развития»20. Среди них встречаются славные имена пополанов и грандов (Скала, Спини, Моцци, Веллути, Фрескобальди, Черки, Барди, Францези, Перуцци, Аччайюоли, Буонаккорси, Альберти21). Их узнают по торговым знакам, они имеют обширный персонал и получают (в эпоху Данте) большие барыши; но они подвержены воздействию экономической и политическ­ой конъюнктуры. Эти «колоссы на глиняных ногах» в начале XIV века сконцентрировали в своих руках «все или почти все доходы казны Английского королевства»22. Однако Фрескобальди, Барди и Перуцци (именно о них идет речь) связали свою судьбу с превратностями судьбы королевства, что стало причиной их краха в 40-е годы XIV века при английском короле Эдуарде III.

 

Глава четвертая

 

Зарплата и цены

Зарплата

 

Если верить некоторым историкам, то уровень жизни наемных работников во Флоренции XIV века был близок к нищенскому, а век Боккаччо ознаменовался его дальнейшим снижением1. Однако недавнее исследование уточняет эти оценки2 . К сожалению, оно относится к более позднему, нежели эпоха Данте, периоду. Но содержащиеся в нем сравнения с

         177

 

Флоренцией времен Данте позволяют лучше осве­тить проблему.

Используем данные исследования излюбленной историками категории — строительных рабочих. Хотя выплата жалованья производится по субботам, труд оплачивается поденно (a giornata). Заработная плата дифференцирована. Плотник-столяр (maestro di legname), кровельщик (copritore di tetti), каменщик (maestro di cazzuola) и каменотес (maestro di scalpello) зарабатывают больше подручного рабочего (manovale). Их дневной заработок в 1286—1288 го­дах в среднем составляет пять солидов (до восьми солидов в 1326—1332 годах), тогда как подручный рабочий в 1286—1289 годах получает лишь два солида и четыре динара в день (в 1326—1332 годах его ежедневный заработок не превышает четырех соли­дов). Садовник (другая показательная категория ра­ботников), работающий на тот же госпиталь при Санта-Мария Новелла, получает не больше подруч­ного рабочего. Зато ткач (рабочая аристократия Флоренции, города, специализирующегося на про­изводстве сукна) может заработать от семи до вось­ми солидов в день3.

Эта значительная разница в оплате труда (подруч­ный рабочий получал вдвое меньше плотника и ка­менщика) усугубляется тем, что занятость мастера-каменщика более стабильна, чем занятость подсоб­ного рабочего или садовника.

 

Цены

Чтобы оценить уровень жизни трудящихся во Флоренции времен Данте, рассмотрим, помимо зарплат, цены на основные товары повседневного спроса: хлеб, мясо и т. п. «Зерновые, прежде всего пшеница, составляли во Флоренции основу пита­ния»4. Максимальная цена на пшеницу в 1326— 1339 годах достигает почти 16 солидов за сетье. Ес­ли предположить, что весь заработок уходит на по­купку хлеба, то холостой садовник со средней зар­платой может потребить 2 килограмма 860 грам-

          178

 

мов пшеницы в день, вполне достаточно. Если садовник имеет семью из четырех человек, то при средней зарплате он живет впроголодь: даже максимальная зарплата позволяет ему питаться лишь условии предельного урезания всех прочих статей семейного бюджета5. Если исходить из того,  что в году было 280 рабочих дней, то в 1289—1293 годах бюджет обеспеченной семьи из четырех человек должен был составлять 134 солида в месяц. Таким образом, «в 1289— 1293 годах даже самые высокооплачиваемые женатые мастера (месячный заработок не менее 110 солидов) не могли обеспечить уровень жизни зажиточной семьи. Но при этом, по крайней мере, они могли улучшить свое жилище, купить праздничную одежду и даже, при желании, несколько ограничив себя в питании, от­править сына в школу»6.

 

Богатые

 

Положение буржуазии (popolo grasso), разумеется, гораздо лучше. Так, с января 1290-го по декабрь 1293 года семья Амманати истратила 87 лир, 8 солидов    и 11 динаров, из которых на питание ушло 48 лир, 13 солидов и 6 динаров, чуть больше половины7. Контраст с типичным бюджетом садовника, весь заработок которого (даже в самые лучшие годы) уходит на то, чтобы плохо питаться, плохо одеваться и еще обогревать свое жилище, очевиден. Поднимемся по социальной лестнице, рассмотрим бюджет банкира Перуцци. В 1309 году, ведя обычный для него образ жизни, он истратил 933 лиры. В 1313 году его общий бюджет составил 3025 лир, а в 1315-м — 3659 лир8. Правда, речь здесь идет о трех семьях Перуцци, живших под одной крышей. Из общего бюджета в 3659 лир в 1325 году Перуцци потратили на питание 1670 лир. Таким образом, больше половины ушло на другие статьи расходов. Так, 87 лир заплатили за лошадь, 36 лир потратили на жонглеров, шутов и прочие увеселения. Что касается семейства Барончелли, компаньонов Перуцци, то они были в со-

          179

 

стоянии заплатить 37 лир и 14 солидов некоему по­среднику, устроившему брак их сестры: «Этой суммы хватило бы семье из двух человек среднего класса жить в течение года»9. Те же Перуцци в XIV веке плати­ли 30 лир в год одному из своих старших мастеров, а у их главных конкурентов, семейства Барди, заработ­ки занятых на производстве варьировались от 65 до 450 флоринов в год10.

 

Бедность и нужда

 

Для лучшего понимания проблемы важно срав­нить заработную плату нескольких категорий. К со­жалению, наши источники чрезвычайно скудны. Рассмотрим, однако, пример. Выше мы показали, что в последние годы XIII века месячный заработок вы­соко оплачиваемого мастера-каменщика составлял около 110 солидов. Мы знаем, что это была привиле­гированная категория работников со стабильной за­нятостью; каменщики меньше других зависели от колебаний конъюнктуры. 110 солидов в месяц дает 1320 солидов в год. Одна лира равнялась 20 солидам, следовательно, годовой заработок составлял 66 лир. Итак, мастер-каменщик, глава семьи из четырех че­ловек, имеет со своими 66 лирами годовой доход, со­ставляющий 5% от годового дохода семейного клана Перуцци — 1219 лир.

Понятно, что почти весь заработок строительного рабочего уходил на питание. В месячном бюджете работников физического труда 1289—1293 годов на питание шло более 3/4 всех средств; оставшаяся чет­верть тратилась на покупку обуви, одежды, использо­вание инструментов. Положение семьи из четырех человек удручает еще сильнее: 4/5 заработка уходит на питание, остальное — на квартиру и одежду, и лишь 2 солида «на прочее»: с одной стороны, это неизбежные расходы (уход за детьми, налоги), с дру­гой — затраты на развлечения11. Таков, с позволения сказать, достаток семьи из народа! Лишь холостые, молодые, физически здоровые люди, занятые в при­вилегированном секторе (например, на стройке),

            180

 

в хорошие времена (когда нет голода, эпидемии, войны, гражданских смут) надеяться на нечто близкое к достатку. У отцов многодетных семей такой надежды нет. Правда, в первые десятилетия XIV века эта ситуация немного улучшится.

 Мы говорим о привилегированных категориях работников! Если обратиться к другим секторам, то кар­тина будет более мрачной. Нам предстоит встретиться нуждой — во всех ее ипостасях. В рассматриваемый период (1289—1293 годы) 27% наемных работников,  отцов семейств, должны «тратить на белый хлеб все или почти все деньги, предназначенные на питание». А 13% «не могут себе позволить есть белый хлеб, поскольку на него не хватило бы всего их заработка»12.

Впав в бедность, флорентиец времен Данте вынужден прежде всего сократить расходы на питание, с белого хлеба перейти на серый, придерживаться меню, в котором преобладает хлеб, отказаться от мяса и овощей. Затем он должен урезать расходы на одежду, обувь, отопление. Он вынужден залезать в долги, чтобы оплачивать квартиру, или не платить вообще, подвергая себя угрозе оказаться в тюрьме в качестве несостоятельного должника. Если обстоятельства не меняются к лучшему, он заболевает, или случается неурожай — бедняга опускается до положения нищего, выживающего благодаря бесплатным обедам. Больше поражает то обстоятельство, что, в отличие от нашего времени, бедняками являются не жертвы безработицы или профессиональные нищие, а отцы семейств, занятые полный рабочий день! Если оценивать их положение с точки зрения современной социологии бедности, перед нами босяки — но при всем том это наемные работники, получающие зарплату! Это не маргиналы, не абсолютные бедняки, лишенные всего, кроме лохмотьев, живущие в трущобах на подаяния, монастырскую помощь, пожертвования светских и религиозных обществ, а трудящиеся. Недоедать стало для них правилом. И по этому правилу живут значительные категории населения: в 1290 году около 20% семей! То, что сегодня мы считаем разумным минимумом, гарантированным в большинстве

              181

 

индустриально развитых стран даже в период мирового экономического кризиса, а именно, достойное жилье, одежда среднего качества, достаточное питание, во Флоренции времен Данте, одном из экономических центров Запада, остается идеалом, достижимым лишь для занятых в привилегированных отраслях хозяйства. Но и они находятся под постоянной уг­розой экономической депрессии, голода, эпидемий, войн или даже просто болезни или рождения слишком большого количества детей. Даже если не изобра­жать положение трудящихся в этом богатом городе исключительно в черном цвете (картина, которую не­редко можно встретить в специальной исторической литературе), их жизнь далека от идиллии.

Описание нужды и бедности не будет полным, ес­ли не вспомнить о беднейших среди бедных — о ни­щих. Хороший год или плохой, во Флоренции при жизни Данте всегда было множество нищих. Как вез де и как во все времена, среди них, разумеется, было немало «профессиональных» нищих: закоренелых бездельников, лишенных корней, всякого рода мар­гинальных элементов, уродов, появившихся на свет по капризу природы (вроде Квазимодо из романа Гюго), и прочих. Но, в отличие от Парижа времен Гюго, во Флоренции поры Данте не было Двора чудес, где подобные Квазимодо маргиналы могли бросать вы­зов законам и правилам приличия. Флорентийские торговцы, питавшие благоговейное уважение к труду и порядку, этого не потерпели бы. Нищие здесь подвизаются на улицах, перекрестках, у входа в церкви и монастыри. Иногда нищета имеет облик, не лишен­ный достоинства: солдаты, покалеченные на войне, жертвы жестокого правосудия или несчастных случа­ев на производстве; трудящиеся, честные и трудолюбивые, но ставшие жертвой болезни или экономичес­кого кризиса; крестьяне из контадо, бежавшие в го­род, спасаясь от бесчинств чужеземных войск; быв­шие заключенные, осужденные по политическим об­винениям или за долги и с трудом вырвавшиеся из страшной тюрьмы  Стинке в состоянии полного упадка физических сил, а потому не способные немедлен-

              182

 

но приступить к работе. Случалось нищенствовать и мелким внецеховым ремесленникам и торговцам, у которых пожар уничтожил лавку или мастерскую. Нет ни социального страхования, ни системы взаимопомощи, к которым они могли бы прибегнуть в своем несчастье. Вот и приходится побираться ради куска хлеба или миски похлебки, ночевать в портиках церквей, развалинах домов или трущобах, лепившихся к городской стене. Такова повседневная жизнь . Когда же случались неурожаи, гнавшие крестьян прочь от бесплодных полей; эпидемии, заставлявшие их бежать в город в надежде найти защиту от несчастья; войны, уничтожавшие дома, урожай и колодцы, — тогда количество нищих резко возрастало. Так, в 1330 году  оно увеличилось, по свидетельству хрониста Виллани, с одной до семнадцати тысяч! Обратим внимание на эту цифру: семнадцать тысяч нищих в городе с населением сто тысяч человек! Но флорентийцы справлялись с этой напастью13. Правда, в обычное время долгосрочных мер не принимают. В 1289 году коммуна выделяет 2 тысячи лир для оказания финансовой помощи бедным. Эта сумма, достаточно большая для одной тысячи нищих, не меняется в течение многих лет, несмотря на порчу монеты, рост цен и заработной платы14. Означает ли это, что количество  нищих в городе уменьшилось? Едва ли. В действительности нежелание города-государства решать проблему компенсируется деятельностью светских и религиозных братств. Особенно усердны во вспомоществовании бедным, нуждающимся, жертвам экономического кризиса монастыри, а также храм Ор Сан-Ми­келе: они утоляют их голод регулярными раздачами продовольствия и милостыни. Организация столь хороша, что, например, Ор Сан-Микеле распределяет своего рода карточки (polizze), предварительно выявив наиболее нуждающихся (в частности, вдов с детьми)15. Такая помощь, надо полагать, была достаточной: во Флоренции времен Данте не отмечены ни социальные потрясения, ни сколько-нибудь значительные волнения бедноты. Для города торговцев и банкиров, знавших, что такое труд, это немалая заслуга.

               183

 
© Belpaese2000-2007.  Created  05.11.2007

Оглавление          Наверх           Biblio Italia

 



Hosted by uCoz