Букасова Юлия (1 курс, 2002-2003 уч.год)                                              

 

                                      

Структура Ада

 

Реферат по итальянской литературе

 

 


 

 

 

                                                   Per me si va ne la città dolente…

                                                   Lasciate ogne speranza, voi ch’intrate.

 

 

                                                                                       Dante Alighieri

                                                            La Divina Commedia, L’Inferno

 

 

 

Содержание

 

 

 

  1. Образ мира. Вселенная Данте.
  2. Комментарии математика.
  3. Космология Данте в наше время. Комментарии физика.
  4. Структура Ада.
  5. Вывод.
  6. Литература.

 


 

 

Образ мира. Вселенная Данте.

      Mысль Данте о жизни неделима и универсальна; она, как говорят в наше время, интегральна. Наука и поэзия едины в его творениях, поэтому Данте удалось то, чего не смогла сделать никакая другая эпоха: он создал образ мира. Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космология -- замечательная поэтическая картина вселенной. Данте придерживается птолемеевской системы. В соответствии с ней, Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это Ад. Ад - средоточие мирового зла. Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света - «свет немотствует всегда». Поэтому в Аду грешники, которые наказаны страшнее всех - у них нет никакой надежды на спасение.

Ад. Данте представляет его в виде воронки, ступенями или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени Ада – определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок.

Данте не собирался устанавливать подлинную или вероятную топографию Того Света. Он сам в известном письме к Кан Гранде, написанном по-латыни, сказал, что сюжет «Комедии» - попросту состояние душ после смерти, а в аллегорическом смысле — то, что человек своими заслугами или проступками сам создает себе награду или казнь. Джакопо ди Данте, сын поэта, развил эту мысль. В прологе к его комментариям читаем, что «Комедия» стремится показать в аллегорической форме три состояния человека: в первой части, именуемой «Ад», рассматривается порок, во 2-й — «Чистилище» — переход от порока к добродетели, в 3-й— «Рае» — совершенный человек, «чтобы постичь Высшее благо, человеку необходимы и высшая добродетель и блаженство». Так понимали и прочие комментаторы древности, к примеру, Джакомо делла Лора объясняет: «Поэт разделил книгу на три части — Ад, Чистилище и Рай, чтобы показать, что жизнь возможна в трех видах: жизнь порочных, жизнь кающихся и жизнь добрых». Еще одно достоверное свидетельство: Франческо да Бути, изучавший «Комедию» в конце XIX в., говорит: «Сюжет поэмы буквально — состояние души, разлученной с телом, а морально — кары и награды, которые достанутся человеку вследствие свободы воли».

   Вселенная Данте обусловлена астрономией Птолемея и христианской теологией. Земля — неподвижная сфера. В центре северного полушария (дозволенного людям) — гора Сион; на востоке, в 90° от горы, кончается река — Ганг, в 90° на западе — рождается река: Эбро. Южное полушарие покрыто водой, не землей, и запретно для человека. В центре его — гора Чистилища, антипод Сиона. Две реки и две горы образуют на земном шаре крест. Под Сионом (но намного шире его) открывается и идет к центру земли перевернутый конус Ада, разделенный на суживающиеся круги, подобные ступеням амфитеатра. Кругов 9, их топография ужасна, состоит из руин; первые пять образуют верхний Ад, последние четыре — нижний — город с красными башнями, окруженный железной стеной. Внутри — гробницы, колодцы, пропасти, болота и пески; в вершине конуса — Люцифер, «червь, который пронзает землю». Трещина, пробитая в скале водами Леты, соединяет недра Ада с основанием Чистилища.

  Структура Ада необычайно сложна. Чтобы понять само произведение, вникнуть в его суть, необходима немалая подготовка. Считается, что «Божественная комедия» – одно из самых сложных литературных произведений, написанных когда-либо Нужно иметь глубокие знания в области истории,  знать античную литературу, быть знакомым с философией. Но, как показывают последние исследования бессмертной комедии, зачастую этих знаний бывает  недостаточно. Оказываетя, нужно неплохо ориентироваться в физике и математике. К такому выводу я пришла, исследуя структуру Ада. Именно это я и постараюсь доказать.

Комментарии математика.

 

Кто должен объяснять «Божественную комедию» – физик или лирик? Такой вопрос может  возникнуть у каждого, кто не только читает текст, но и пытается представить себе то, что описывает Данте. Этот же вопрос возник и меня, так как традиционных знаний в области физики и математики, полученных мною ранее, не хватает. Это и объясняет 

мой немного нетрадиционный подход к описанию структуры Ада. На мой взгляд, необходимо прежде всего обратиться за комментариями к математикам, так как школьнику, да и просто обывателю, согласитесь, непривычно и непонятно хотя бы то, что во время своего путешествия Данте, двигаясь только вперед и перевернувшись один раз, возвращается на прежнее место в том же положении, в каком его покинул. Это как? Вам скажет даже школьник, у которого только лишь начался курс геометрии, что это – неэвклидова геометрия, к которой мы настолько привыкли, что любое отхождение от привычного приводит нас если не в замешательство, то хотя бы к тому, что мы не понимаем абсолютно ничего.   Итак, обратимся за помощью к математику.

Советский математик П.А.Флоренский доказал, что вселенная Данте основывается на неэвклидовой геометрии, следующим образом. Ад, по которому спускаются Данте и Вергилий, имеет воронкообразную форму. Воронка завершается последним, наиболее узким кругом владыки преисподней. При этом ими (Данте и Вергилием) сохраняется все время нисхождения вертикальность головою к месту схода, т.е. к Италии, и ногами к центру Земли. Но когда они достигают поясницы Люцифера, оба вдруг внезапно переворачиваются, обращаясь ногами к поверхности земли, откуда вошли в подземное царство, а головою в обратную сторону. Двигаясь все время вперед по прямой и перевернувшись один раз, Данте приходит на прежнее место в том же положении, в каком уходил с него. Это значит, что если бы он не перевернулся, то пришел бы вверх ногами, следовательно,  поверхность, по которой двигался Данте, такова, что прямая на ней с одним переворотом направления дает возврат к прежней точке в прямом положении, а прямолинейное движение без переворота возвращает тело к прежней точке перевернутым. Очевидно, это поверхность: 1°  -  как содержащая замкнутые прямые - есть римановская плоскость, и 2° - как переворачивающая при движении по ней перпендикуляр – есть поверхность односторонняя. Эти два обстоятельства достаточны для геометрического охарактеризования Дантова пространства, как построенного по типу эллиптической геометрии. Следовательно, Вселенная Данте основывается на неэвклидовой геометрии.  

    Но, как оказалось, и этого доказательства недостаточно. Как же быть с тем, что пространство Данте обладает  топологией трехмерной сферы, оно имеет конечный объем, но не имеет границ. Откуда это? Обратимся к физикам.

 

 

Космология Данте в наше время. Комментарии физика.

 

В 1643г. на смену античной модели Вселенной Птолемея - геоцентрической - пришла и утвердилась модель Коперника - гелиоцентрическая. Именно на основе гелиоцентрической модели Коперника был разработан и математически сформулирован закон тяготения сначала И.Кеплером, а затем И.Ньютоном.

Закон Всемирного тяготения, открытый Ньютоном три столетия назад, был определен им настолько точно, что его можно и в наше время использовать при расчетах спутников, планет, космических кораблей. Этот закон гласит, что две любые материальные частицы с массами m1 и m2 притягиваются по направлению друг к другу с силой F, прямо пропорционально произведению масс и обратно пропорционально расстоянию r между ними:

где  -- гравитационная постоянная.

Закон Всемирного тяготения Ньютона уже тогда утвердил идею принципиального единства Вселенной, одного из важных утверждений современной физики. Ведь основой этого единства является тяготение, или гравитация, или гравитационное взаимодействие.

В рамках закона тяготения модель Птолемея теряла научный смысл, обесценивалась. Загадка движения планет покорялась теперь Ньютону. Но даже Ньютону не удалось ответить на вопрос: почему движение планет является, таковым? Несмотря на универсальность закона тяготения, он не раскрывал его природу.

Спустя два столетия этот вопрос был решен в общей теории относительности А.Эйнштейна. Масса и сила тяготения определялись теперь по-новому: массы не производят силу тяготения, как об этом говорилось в законе Ньютона, а создают геометрию (кривизну) физического пространства. В этом случае движение тела становится движением по инерции в искривленном пространстве, идеальной траекторией которого является окружность. Таким образом, гравитационное поле и геометрия оказываются эквивалентными понятиями. А.Эйнштейн, как видим, своеобразно продолжил Ньютона.

Согласно основному принципу общей теории относительности - установлению относительности силы всемирного тяготения - внутренняя сущность пространственных соотношений определяется действующими в них силами «связи» - гравитационными полями. И с этой точки зрения, равнозначно, Земля ли вращается вокруг Вселенной, Вселенная ли вокруг Земли.

Таким образом, в рамках общей теории относительности можно говорить, что гелиоцентрическая модель Коперника продолжает и уточняет геоцентрическую модель Птолемея. И для Ньютона, и для Эйнштейна гравитация осталась силой, на которой держится мир. А значит, модель Птолемея в этой системе не утрачивает своего значения, но теперь оно приобретает новый смысл.

Как видим, физики признают правомерность дантовской космологии. Более того, Данте вполне актуален именно для современных ученых. В своем провидческом путешествии за «край мира» Данте первым понял, что свет (и все другие «потоки сил») проходит сквозь этот «край» и огибает космос. «Потоки света, исходящие из истинного полюса мира, сингулярной световой точки с бесконечно большой интенсивностью излучения, проходят через космос по всем направлениям и снова соединяются в противоположном полюсе» . Пространство Данте обладает таким образом топологией трехмерной сферы, оно имеет конечный объем, но не имеет границ. «Данте очень обстоятельно описывает эту новую геометрию конечного, однако неограниченного космоса...». Именно таковой является одна из общепринятых моделей Вселенной. По свидетельству Г.Ю.Трегера, швейцарский математик Г.Вейль, друг и коллега А.Эйнштейна по Принстону, продолжил это геометрически-космологическое исследование поэмы Данте и сопоставил дантовскую космологию с математическими моделями мира Римана и Эйнштейна. В отличие от модели Данте, в модели мира Эйнштейна нет различия между «небом» и «землей». Космос Эйнштейна несравненно больше космоса Данте. Но топология космоса Эйнштейна - та же, что у мирового пространства в картине мира великого флорентийца, Данте Алигьери.

 

 

 

Структура Ада.

 

Теперь я предлагаю исследовать структуру Ада так, как это сделал бы на моем месте любой литератор, ибо произведение, несмотря на все свои математические особенности и законы физики, на которые опирался Данте, остается литературным произведением и, соответственно, требует литературного анализа.

Чтобы лучше понять структуру Ада, предлагаю проследовать за Данте по его долгому и нелегкому пути. В конце глухой тропы, по которой Данте проследовал за язычником Вергилием, обладающим высшим знанием,  под навесом скал на священной земле Италии они нашли ворота в земное царство:

Я увожу к отверженным селеньям,

Я увожу сквозь вековечный стон,

Я увожу к погибшим поколеньям.

 

Был правдою мой зодчий вдохновлен:

Я высшей силой, полнотой всезнанья

И первою любовью сотворен.

 

Древней меня лишь вечные созданья,

И с вечностью пребуду наравне.

Входящие, оставьте упованья.[1]

Вергилий вводит Данте в таинственные сени. Это – преддверие Ада, которое представляет собой ужасающую картину: до слуха доносятся обрывки разных наречий, дикий ропот, слова, исполненные гневом, крики и жалобы, и все это в полутьме сливается в гул и расплывается в пространстве, не зная времени. В преддверии Ада находятся души, не стяжавшие в жизни ни славы, ни позора, а также нейтральные ангелы, оставшиеся в стороне при схватке архангела Михаила с восставшим против Творца Люцифером. Нейтральных не принимает ни Ад, ни Чистилище, ни Рай.

1-ый круг Ада – Лимб. Лимб – предел античных праведников. В нем находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане - мусульманские мудрецы и ученые. Здесь нет мук, но находящиеся тут вечно скорбят о недоступном им райском блаженстве. Поэтому возвышенная грусть царит в этих пределах. Душам Лимба предоставлен высокий замок. Его окружает родник, по которому проходит Данте «как посуху», минует 7 стен и видит зеленый луг. 

2-ой круг предназначен для сладострастников.  Здесь царствует Минос. Души осужденных несутся в неистовом вихре. В этом круговом вихре – герои древности и герои старофранцузских романов.

3-ий круг  - «с черного неба дождь струится, проклятый, вечный, грузный, ледяной».земля под ногами смердит от жидкой грязи. На грешников лает Цербер. Здесь же находится долина чревоугодников.

Внизу, в 4-ом кругу, место для скупцов и расточителей. За пределами владений Плутоса простираются Стигийские болота. Там шагают грудью друг на друга бесконечные шеренги людей, сшибаются и расходятся, одни кричат «Чего копить?», другие – «Чего швырять?». И те и другие одинаково казнятся высшей справедливостью, ибо они нарушили меру человеческую. Среди стяжателей много священников и монахов:

Здесь встретишь папу, встретишь кардинала,

Непревзойденных ни одним скупцом…

Данте и Вергилий обходят Стигийское болото 5-ого круга, в грязных водах которого барахтаются гневные, чьи «глотки тиной сперло». Видны огни города Дита, за стенами которого  - круги нижнего Ада. Адский город Дит пылает. У входа в него – стража. На стенах и башнях возникают ужасные видения (Эрихто, Фурии). Дит – это бесплодный дол, «исхолмленный гробницами». За ними пылают огни, распаляющие каменные гробы. Это –«поле мук и выступов башен». Здесь погребены последователи Эпикура, не верившие в будущую жизнь. В 6-ом кругу погребены еретики  [ Веселовский А.Н. Данте, Избр. статьи, Л., 1939 ].

На окраине 7-ого круга – обвал. Скат, засыпанный обломками скал между шестым и седьмым кругами Ада, Данте сравнивает с обвалом в горах по пути от Вероны в Тренто. Здесь казнятся убийцы и насильники. 1-ый пояс 7-ого круга образует кровавые воды реки Флегетона (погребены тираны античности и современники Данте, разбойники и  грабители – насильники над ближним и его достоянием). Если грешник высовывается из кипящей волны, его поражает стрелой кентавр.  2-ой пояс 7-ого круга – здесь простирается дикий лес (насильники над собой и над своим достоянием). Это лес самоубийц, души которых превращены в деревья. 3-ий пояс (насильники над естеством и искусством - лихоимцы) начинается пустыней, в изобилии населенной грешниками, которые сидят съежившись на пыльной дороге или повергнуты навзничь, не желают ничего замечать. Между песков пустыни течет река, из нее и берет начало кровавый поток Флегетон. В следующий круг с кручи спадает вниз вода, поэтому слышится страшный гул. Казнимые в этом круге содомиты (насильники над естеством)  известны на земле, как военачальники и политические деятели. Это – мужи, пораженные пороком половых извращений. В 8-ом кругу люди обороняются от огня и раскаленного песка. В нем находятся глубокие рвы, или Злые Щели. Топография его сложна : от первого возвышения, идущего кругом под обрывом, на котором есть скала, отделяющая его от 7-ого круга, идут каменные мосты (радиусами к центру) – к глубокому каменному колодцу, спускающегося к самой нижней бездне Ада – к 9-ому кругу. 10 рвов и 10 плотин расположены между ними концентрическими кругами. Своды мостов пересекают все плотины и возвышаются над рвами с выгнутыми откосами [ Голенищев - Кутузов И.Н. Данте, М., 1967].

 В 1-ом рве – сводники.

 Во 2-ом – льстецы, погруженные в злые нечистоты.

 В 3-ем – те, кто торговал церковными должностями и превратил церковь в место торговых сделок. В сером камне торчат лишь ноги грешников, туловища же уходят в землю, огонь змеится над ступнями.

 В 4-ом рве казнятся прорицатели и волшебники – они поражены немотой; головы их свернуты на стену, они пятятся назад и никогда не видят прямо .

 5-ый ров страшен своей чернотой. Здесь казнятся мздоимцы.

 6-ой ров  - лицемеры, которые движутся медленно и безнадежно.

 В 7-ом казнятся воры.

 В 8-ом – лукавые советчики (в глубине рва – огни, в каждом заключен грешник).

 9-ый ров – здесь казнятся зачинщики раздора.

 В 10-ом – фальсификаторы металлов (алхимики), люди, выдававшие себя за других и просто лжецы и клеветники – поддельщики людей, денег и слов.

Антей переносит Данте и Вергилия на поверхность Коцита. Ледяное озеро – центр Вселенной. Это – 9-ый круг, где караются обманувшие доверившихся. В своей ограниченности оно противополагается огненной бесконечности Эмпирея. Коцит содержит 4 зоны, идущие концентрическими кругами. В центре – Люцифер. Лед 1-ого пояса называется Каиной (в лед вмерзли грешники до половины тела – предатели родных). 2-ая зона Каины – Антенор (предатели единомышленников, изменщики родине). 3-ий пояс – Толомея (тяжелые грешники, которые предали и погубили своих друзей и гостей – сотрапезников, они лежат на спине, зажатые льдами, и слезы их застывают ледяной корой. Дует адский ветер, который порожден взмахами крыльев Люцифера). 4-ая зона Коцита – Джудекка. Грешники (предатели благодетелей) глубоко вмерзли в лед. Одни лежат (те, кто предал своих благодетелей или людей, сделавших им добро, равных им по званию и достоинству), другие стоят вниз головой (это те, кто предал высших по положению), некоторые согнулись в дугу (те, кто предал как высших, так и низших по званию) [ Голенищев - Кутузов И.Н. Данте, М., 1967] .

Фигура Люцифера – гигантская, вмерзшая по пояс в лед; он безобразен, скован льдами, навеки побежден. Занимает центральное место в мироздании, т.е. абсолютное зло находится в самом средоточии Вселенной, и в центре мира – вечный холод и ужасающее уродство.  Люцифер – предатель величества Божеского и человеческого [Голенищев - Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура, М., 1971].  

 

 

 

Вывод.

 

     Хотя Данте и не старался воссоздать топографию загробного мира, для понимания произведения в целом необходимо подробное исследование структуры Ада. Она необычайно сложна. Для ее разумения нужны объяснения и комментарии не столько  литераторов, представленные мною в разделе «Структура Ада», сколько математиков («Комментарии математика») и физиков («Комментарии физика»). Для лирика Ад – это состояние душ после смерти. Это – порок человеческий. Это – познание зла и Божьей кары. Для математика преисподняя – это прежде всего пространство, построенное по типу эллиптической геометрии.

    В своем реферате я постаралась изложить основные положения теории как лириков, так и представителей точных наук. Для объяснения «Божественной комедии» в целом и структуры Ада в частности невозможно ограничиваться одними лишь литературоведческими исследованиями, что ранее было весьма популярно. Именно по этой причине я предложила рассмотреть произведение в несколько другом аспекте.

 


 

Литература:

 

  1. Веселовский А.Н. Данте, Избр. статьи, Л., 1939.
  2. Голенищев - Кутузов И.Н. Данте, М., 1967.
  3. Голенищев - Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура, М., 1971.
  4. http://www.philosophy.ru/library/vopros/07.html

      

                   

 



[1]   Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Фолио, 2001. Далее цитаты приводятся из этого издания.


  © Belpaese 2000. Букасова Ю. 01.2003



Hosted by uCoz