Итальянская литература 20 в.: Эльза Моранте - Elsa Morante (1912-1985)(Проект Belpaese2000)

  BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы - 20 век

 

Elsa Morante

1912-1985

Эльза Моранте

 


E
LSA MORANTE – ЭЛЬЗА МОРАНТЕ

(Рим, 1912 - Рим, 1985)

 Итальянская писательница. Родилась в Риме в небогатой семье 18 августа 1912 г. Отец был сицилийцем, работал воспитателем в детском доме; мать, учительница начальной школы, происходила из северной области Эмилия. Провела детство в рабочем квартале, была самоучкой и уже в раннем возрасте решила посвятить себя литературе, зарабатывая на жизнь сотрудничеством с различными журналами. Из-за нехватки средств вынуждена была оставить занятия в университете. В 1941 г. вышла замуж за Альберто Моравиа, вместе с которым пережила трудности  последних лет фашизма и периода немецкой оккупации. После войны их дом в Риме становится местом литературных встреч и споров о судьбах литературы и культуры. Выпускает свой первый роман „Ложь и чары” („Menzogna e sortilegio”) в 1948 г., за который получает одну из самых престижных литературных премий Италии «Premio Viareggio»; второй роман «Остров Артура» («L'isola di Arturo», 1957) отмечен самой значительной премией – «Premio Strega».  После развода с Моравиа в 1962 г. много путешествует, пишет журналистские репортажи. В 1974 г. выходит третий роман Моранте «История» («La Storia»),  вызвавший многочисленные дискуссии. Последний роман писательницы «Арачели» («Aracoeli»), над которым она работала несколько лет, вышел в 1982 г. Последние годы жизни Моранте провела в одиночестве, прикованная к постели, пыталась покончить с собой. Умерла от инфаркта в одной из римских больниц 25 ноября 1985 г.

Первые поэтические опыты Моранте, собранные позднее в сборнике «Алиби» («Alibi», 1958), и новеллы, публиковавшиеся в различных журналах, а затем вошедшие в сб. «Андалузская шаль» («Lo scialle andaluso», 1963), подтверждают предпочтение писательницы к сюжетам с приключенческим элементом, к описанию сильных, захватывающих страстей, что в целом тематически сближает ее с русским и французским реализмом девятнадцатого века.

В полной мере эти особенности ее творческой манеры будут продемонстрированы в ее первом романе «Ложь и чары» («Menzogna e sortilegio», 1948), из которого очевидно, что писательница стоит в стороне от школ и моды своего времени, не поддаваясь влиянию даже доминирующего в те годы неореализма, от которого роман Моранте отличается как объемом (более семисот страниц), так и фабулой, насыщенной событиями, особым вниманием к психологии персонажей.

В романе подробно описывается история трех поколений семьи, которая обречена на неизбежный упадок и исчезновение, проходя через постоянный конфликт между действительностью и мечтой. Реконструкция прошлого происходит через воспоминания главной героини Элизы и анализ семейных документов. Стилистика романа выдержана в традициях классического романа; язык богат архаизмами; элемент иронии и дистанции по отношению к происходящему ощущается в голосе рассказчика.

Сложный мир подростка, столкновение фантазии, мечты и действительности в период формирования его как личности – вот основная проблематика романа Моранте „Остров Артура” („Lisola di Arturo, 1957). В нем от первого лица, также в форме воспоминаний, идет речь о болезненном переходе из детства во взрослую жизнь подростка Артура, ведущего одинокий образ жизни на небольшом островке Прочида, недалеко от Неаполя. Он вынужден преодолеть разочарование в отце, которого сам наделил романтическим ареолом, а тот всего лишь уходил из дома, бродяжничая по всему свету; должен пройти и через любовь-ненависть к мачехе Нунциатине, которая почти одного с ним возраста и не может заменить рано умершую мать.

Третья книга писательницы „Мир, спасенный детьми” („Il mondo salvato dai ragazzini, 1968), которую составили „стихотворения, поэмы и песни”, - это своеобразный ответ Моранте на социально-историческую, политическую и культурную атмосферу, сложившуюся в Италии во второй половине 60-х, в период молодежного бунта и терроризма. Она пишет о детском мире, где нет жестких правил и конформизма, которому подвержены взрослые, и только дети могут верить, что мир таков, каким он кажется.

Роман „История” („La Storia”, 1974) стал самым спорным произведением Моранте, которое, однако, поставило ее в один ряд с теми писателями 70-х гг., кто пытался вернуть итальянской прозе традиционные формы повествования и одновременно имело большой успех у читателей. Хронологические рамки романа охватывают период с 1941 по 1947 гг. В центре сюжета – история учительницы начальных классов Иды Рамундо, вдовы, оставшейся с двумя детьми, и многочисленных персонажей, с ними связанных. Пережив драматические события войны, все герои трагически умирают, за исключением главной героини, которая заканчивает свои дни в больнице для душевнобольных. По определению самой Моранте, «История» - это «скандал, который продолжается уже десять тысяч лет», на протяжении которых История с большой буквы, которую творят власть имущие, подавляет множество «историй» обычных людей, обреченных на насилие и страдание, в которых отражаются условия человеческого существования. В романе вновь проявляются основные мотивы прозы Моранте: стремление к недостижимому счастью, сочувствие и соучастие в человеческих страданиях и одновременно призыв к разуму, который, по мнению писательницы, может заставить соблюдать человеческое достоинство.

Структура произведения  основывается на образцах реалистического романа 19 века, о чем свидетельствует манера повествования, охват события, присутствие рассказчика, который не идентифицируется ни с автором, ни с героями романа.

Трагическим видением истории и человеческого бытия проникнут и последний роман писательницы «Арачели» («Aracoeli», 1982). Ее герой Эмануэле, служащий одного из миланских издательств, ищет образ своей умершей матери, которая происходила из Андалузии, но за каждым поворотом судьбы ему открывается лишь облик смерти. Для романа характерна мрачная тональность, преднамеренные вариации языка от возвышенно-патетического до снижено-гротескного. По мнению некоторых критиков (напр., Дж.Феррони) этим романом Моранте попыталась перечеркнуть многое в своей литературной карьере.

Несомненно, что на творчество Моранте большое влияние оказали обстоятельства  биографического характера, драматические эпизоды ее собственной жизни. Всем ее произведениям свойственен пристальный интерес к внутреннему миру человека, его психологии и психике, поэтому ее романы могут быть подвергнуты анализу в психоаналитическом ключе.

© С.В.Логиш, 11.2004


Opere / Произведедения

  •  Menzogna e sortilegio / Ложь и чары

  • L'isola di Arturo / Остров Артура

  •  La Storia / История

  • Aracoeli / Арачели


Materiale critico / Критический материал

  • AA. VV., Letture di Elsa Morante, Torino, Rosenberg & Sellier, 1987.

  • Aa. Vv., Per Elisa. Studi su "Menzogna e sortilegio", Pisa, Nistri-Lischi, 1990.

  • Aa. Vv., Per Elsa Morante, Milano, Linea d'ombra, 1993.

  • Aa. Vv., Vent'anni dopo la Storia, in "Studi Novecenteschi", XXI, nn. 47-48, giugno-dicembre 1994.

  • Aa. Vv., Cahiers Elsa Morante, a cura di Jean-Noлl Schifano e Tjiuna Notarbartolo, Napoli, Edizioni Scientifiche Italiane, 1993.

  • BÀRBERI SQUAROTTI G., Elsa Morante, in Poesia e narrativa del secondo Novecento, Milano Mursia, 1961.

  • BERNABУ G., Come leggere "La Storia" di Elsa Morante, Milano, Mursia, 1991.

  • BRIOSI S., Elsa Morante, in Dizionario critico della letteratura italiana, UTET, 1973.

  • CECCHI E., Il romanzo della Morante, in Di giorno in giorno, Milano, Garzanti, 1954.

  • DAVID M., La psicanalisi e la cultura italiana, Torino, Boringhieri, 1966.

  • FALQUI E., "Menzogna e sortilegio", in Novecento letterario, Serie VI, Firenze, Vallecchi, 1961.

  • GARBOLI C., Saggi di Elsa, in Scritti servili, Torino, Einaudi, 1989; ora anche in Il gioco segreto. Nove immagini di Elsa Morante, Milano, Adelphi, 1995.

  • GARBOLI C., Gli ultimi anni di Elsa: "Aracoeli", in Falbalas, Milano, Garzanti,1990.

  • LUPERINI R., "La Storia" della Morante, la critica della "nuova sinistra" e alcuni problemi di metodo, in Marxismo e intellettuali, Padova, Marsilio, 1974.

  • MENGALDO P. V., Elsa Morante, in Storia della lingua italiana. Il Novecento, Bologna, Il Mulino, 1994.

  • PANCRAZI P., Fantasie e sortilegio della Morante, in Scrittori d'oggi, Serie V, Bari, Laterza, 1950.

  • PULLINI G., Il romanzo italiano del dopoguerra, Padova, Marsilio, 1965.

  • PUPINO A. R., Strutture e stile della narrativa di Elsa Morante, Ravenna, Ed. A. Longo, 1968.

  • PUPINO A. R., Elsa Morante, in Letteratura italiana. I contemporanei, Milano, Marzorati, VIII, 1979.

  • RAVANELLO D., Scrittura e follia nei romanzi di Elsa Morante, Venezia, Marsilio,1980.

  • ROSA G., Cattedrali di carta, Elsa Morante romanziere, Milano, Il Saggiatore, 1995.

  • SGORLON C., Invito alla lettura di Elsa Morante, Milano, Mursia, 1972.

  • STEFANI L., Favola e ideologia, in "Menzogna e sortilegio", in Quaderno '70 sul Novecento, Padova, Liviana editrice, 1970.

  • VARESE C., Elsa Morante, in Cultura letteraria contemporanea, Pisa, Nistri-Lischi, 1951.

  • VARESE C., Elsa Morante, in Occasioni e valori della letteratura contemporanea, Bologna, Cappelli, 1967.

  • VENTURI G., Elsa Morante, Firenze, La Nuova Italia, 1977.


Links / Ссылки


Наверх   ‘900     Biblio Italia   Belpaese2000

 
Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

 

© Belpaese2000-2005  02.04.2006




Купить оружие и обеспечить свою безопасность.
Hosted by uCoz