ДЖОВАННИ БОККАЧЧО (1313-1375): ЖИЗНЬ И МАЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

  1) Жизненный путь.

     Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio) родился в июне-июле 1313 г. от внебрачной связи между богатым торговцем Боккаччино ди Келино и женщиной, о которой ничего не известно. Место рождения: вероятнее всего, Флоренция либо Чертальдо, селение Валь д'Эльза, откуда происходила семья отца. Боккаччо впоследствии на факте собственного рождения и юности построил многочисленные литературные “легенды”, откуда взяли начало многочисленные биографические гипотезы: первая из всех - о рождении писателя в Париже (куда отец часто ездил по своим торговым делам), от француженки благородных кровей - или даже от одной из дочерей французского короля. Точным фактом, однако, является только то, что маленький “незаконнорожденный” очень скоро был отнят у матери, отвезен в дом отца и “узаконен”, еще до того как отец женился (до 1320 г.) на некой Маргерите де' Мардоли.

     Богатый купец собирался направить сына по стопам собственных занятий, и поэтому дал ему сначала образование по торговой части во Флоренции. В 1327 г. он переехал в Неаполь в качестве представителя крупного флорентийского банковского заведения Барди, которое было основной финансовой поддержкой анжуйского двора в Неаполе. Джованни поехал с ним и прожил в этом городе те годы, которые сыграли решающую роль в формировании его как человека и как писателя, - до зимы 1340-41 гг. В первые годы этой жизни в Неаполе юноша проходил обучение - как того захотел отец - при заведении Барди. Но очень скоро его привлекла утонченная жизнь королевского двора, в которой флорентийцам было отведено особое место, - он и сам был принят ко двору именно благодаря положению отца и дружбе с Николой Аччаюоли, флорентийцем, приехавшим в Неаполь в 1331 г. и вскоре ставшим самым влиятельным лицом королевства.

     Молодой Боккаччо участвовал в “куртуазной” жизни неаполитанской знати, в “сладкой жизни” молодежных группировок, проводя время в светских беседах и приятном пребывании в местах летнего отдыха двора на берегу Неаполитанского залива, в фривольных либо страстных любовных увлечениях (женщины в этом контексте играли значительную роль). В то же время он живо интересовался и следил за всеми проявлениями культуры, имевшими отношение ко двору Роберта Анжуйского: в первую очередь был очарован французской куртуазной литературой и романом, которые там имели широкое хождение. Проявился и его живой интерес к латинской культуре, к истории, мифологии, литературе в целом; большим стимулом для образования было посещение большой королевской библиотеки и встречи с некоторыми учеными, которые тогда жили в Неаполе.

     В этой общественно-культурной среде, пользуясь прекрасным финансовым положением отца и избегая тратить силы на занятия торговлей (тем более что отец в 1332 г. переехал в Париж), Боккаччо начал интенсивные занятия литературным творчеством, как на латыни, так и на вольгаре, но сосредоточился прежде всего на произведениях на вольгаре, которые предназначались для двора, - в них он уже тогда разработал целый ряд мифов о себе самом,- мифов биографического характера, опирающихся на реальные ситуации, но переделанных по тогдашним литературным моделям. В их числе есть и история о большой и несчастной любви, случившейся между ним и некой Фьямметтой, - за этим символическим именем (по его собственной подсказке) стояла якобы Мария д'Аквино, предположительно незаконная дочь самого Роберта Анжуйского.

     Однако трудности с тем, чтобы найти окончательное устройство собственной судьбы при неаполитанском дворе и, возможно, ослабление торговых связей отца с Неаполем (либо иные причины, которые нам неизвестны) вынудили Боккаччо покинуть город, который навсегда останется для него воспоминанием о счастливой юности, и вернуться зимой 1340-41 г. во Флоренцию, в отцовский дом, где отец тем временем женился во второй раз после смерти первой жены. Ситуация в городе в это время была тяжелой и беспорядочной: после краткого тиранического правления герцога Афинского (1342-43) здесь начались крупные конфликты и наступил первый финансовый кризис, а в 1345 г. обанкротился и банк Барди.

     Не будучи еще независимым в материальном плане, Боккаччо снова вплотную занялся литературным творчеством, найдя прочные контакты с флорентийской литературной традицией, к которой всегда оставался привязан (здесь стоит упомянуть и о культе Данте, и его интерес к лирике “нового сладостного стиля”, к комической литературе и прозе популярного характера). В то же время он не забывал и куртуазную литературу неаполитанского двора и углублял свои знания античной латинской литературы. Он надеялся вернуться в Неаполь, но надежда сильно пошатнулась от известий о беспорядках, распространившихся в королевстве после смерти короля Роберта Анжуйского, который умер в 1343 г. Желая каким-либо образом устроить свою жизнь, он неоднократно выезжал из Флоренции, но оказался именно там, когда в 1348 г. началась эпидемия чумы, от которой умерли и его отец, и мачеха (а он тогда унаследовал семейное состояние).

     Сразу же после чумы он закончил работу над “Декамероном” (в 1351 г.), а его слава как писателя и его положение в свете начали приносить ему различные знаки уважения со стороны коммуны Флоренции. Уже в 1350 г. он был направлен в Равенну, чтобы вручить дочери Данте, монахине Беатриче, денежную награду в десять золотых флоринов как знак запоздалого признания флорентийцами заслуг великого поэта, умершего в изгнании. В течение следующего десятилетия он занимался различные официальные должности: в декабре 1351 - январе 1352 г. был послан в Тироль к Людвигу Баварскому для заключения сoглашений против миланских Висконти; в 1353 г., все с той же миссией против Висконти, Боккаччо посещает Форли и Равенну, в 1354 г. - в Авиньон, чтобы представить папе Иннокентию VI точку зрения Флоренции на прибытие в Италию императора Карла IV; в июне 1359 г., возможно, посетил Ломбардию с миссией, о которой нет точных сведений.

     В пятидесятые годы Боккаччо был одной из главных фигур флорентийской культурной жизни, которой - вместе с другими важными ее представителями (Франческо Нелли, Лапо да Кастильонкио) - дал новое направление: гуманистический характер, и стал инициатором многих культурных мероприятий. Определяющим для всего этого было его знакомство с Петраркой, в котором Боккаччо давно уже видел своего magister (учителя). Еще во время пребывания в Неаполе до него дошли сведения о поэзии и культуре Петрарки благодаря друзьям поэта и ученым, которые в то время там находились. В 1339 г. Боккаччо обратился к нему с посланием на латыни (Mavortis miles extremus - Последнему солдату Марса), а в 1341-42 гг. написал его краткую биографию. Но только после первой личной встречи с поэтом, произошедшей во Флоренции в 1350 г., во время краткой остановки Петрарки в городе на пути в Рим по случаю юбилея церкви, между двумя литераторами установились очень живые отношения, взаимная привязанность, оставшаяся до конца жизни у обоих. В 1351 г. Боккаччо по поручению городских властей отправляется  к Петрарке в Падую, чтобы пригласить его возглавить кафедру в только что открывшемся университете. И несмотря на то, что Боккаччо не одобрил отказа Петрарки от предложения, как и на то, что поэт принял приглашение семейства Висконти, заклятых врагов Флоренции, и перебрался в Милан, - Боккаччо продолжал поддерживать с ним очень тесные отношения, обмениваясь с ним рукописями, различного рода записями и научной информацией.

     У Петрарки и Боккаччо были в Неаполе общие друзья, и Боккаччо поехал туда в 1355 г., питая надежды (которые вскоре не оправдались), что получил место королевского секретаря. В марте 1359 г. он навестил Петрарку в Милане, с интересом ознакомился с его библиотекой и провел с ним в беседах и в чтениях несколько дней. Несколько позже, и благодаря заинтересованности друга, по его указанию в университет был принят калабриец Леонций Пилат, знаток греческого языка, для преподавания его во Флорентийском университете. Этот факт имел решающее значение для развития познаний древнегреческого языка в итальянской культуре, хотя Пилат и возглавлял эту кафедру только с 1360 по 1362 гг.

     От различных связей у Боккаччо было не менее пяти незаконных детей. В 1355 г. ему доставила боль смерть маленькой дочери Виоланте. Как и его учитель Петрарка, Боккаччо избрал положение chierico,- этот факт подтверждается буллой папы Иннокентия VI от 2 ноября 1360 г., которая позволяла ему заниматься “лечением душ” и практиковать обязанности лица духовного сана.

     Неудавшийся заговор, попытка которого была совершена в декабре 1360 г., и тот факт, что в нем были замешаны лица, очень близкие писателю, изменил соотношение сил внутри флорентийской Коммуны, и Боккаччо оказался в немилости у властей. Его отдалили от публичных должностей, и писатель пережил период кризиса и разочарований, к этому добавлялось и беспокойство в религиозном плане. В то время как раньше религиозный кризис эпохи затронул его только поверхностно, сейчас он обратил внимание на культовые движения, которые распространялись в Тоскане и остался под сильным впечатлением от упрека, с которым тосканский монах Пьетро Петрони обратился к нему и к Петрарке в 1362 г., за то усердие, с которым они занимались светскими делами, которыми, на его взгляд, является литература.

     Начиная с июля 1361 г., Боккаччо перебрался в Чертальдо, где в одиночестве он погрузился в научные занятия и размышления. Там он написал новые произведения на латыни (в числе которых “Genealogia deorum gentilium” - Генеалогия языческих богов) и на вольгаре (Corbaccio). Однако время от времени он все же возвращался во Флоренцию, совершил также поездки в Равенну (зимой 1361-62 гг.), в Неаполь (зимой 1362-63 гг.) и к Петрарке в Венецию (весной 1363 г.).

     Тем временем политическая обстановка изменилась: в 1365 г. Флоренция вступила в новый период политических отношений, и Боккаччо получил новые должности: ему был поручен надзор над наемными войсками. Очень важной была его дипломатическая поездка в Авиньон в августе-ноябре 1365 г., в ходе которой он предложил папе Урбану V поддержку Флоренции для переноса папского престола в Рим, - а позднее, в ноябре 1367 г., Боккаччо был в Риме, что поздравить понтифика с удачным завершением всего мероприятия.

     Будучи крупным представителем культуры, Боккаччо внес немаловажный вклад во внешнюю политику правительства Флоренции, которая была направлена прежде всего против империи и против дома Висконти; оказал ему помощь в этом плане еще и написанием нескольких дипломатических посланий. Писатель стал одним из основных авторитетов в развитии новых поколений граждан города.

     Несмотря на приближение старости и неудобства, которые доставляла ему чрезмерная полнота, он не ограничивался пребыванием только во Флоренции и в Чертальдо (там он занимался литературным трудом, пересматривая уже написанные произведения и работая над новыми),- он совершил еще немало поездок: весной 1367 г. он был в Венеции у Петрарки (который в это время уезжал в Павию); летом и осенью 1368 г. - в Падуе, в последний раз навестил своего великого друга и провел немало времени в беседах, а затем, до самой смерти Петрарки, продолжал с ним интенсивную переписку; осенью 1370-летом 1371 г. посетил Неаполь.

     В 1373 г., по просьбе флорентийской Коммуны, в церкви Санто Стефано ди Бадиа Боккаччо провел публичные чтения с комментариями “Комедии” Данте, и таким образом положил начало новому культурному начинанию, которое во Флоренции получит развитие только спустя много времени. Эта “поручение”, данное Боккаччо городскими властями, должно было длиться год, и за него писателю предусматривался гонорар в сто флоринов. Боккаччо приступил к чтениям 23 октября 1373 г. и проводил их на протяжении нескольких месяцев. Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 г.

 

  2) Произведения Боккаччо неаполитанского периода. Произведения юности Боккаччо, написанные им в Неаполе, обращены главным образом к придворной публике, для которой большое значение приобретают женщины, в числе которых всегда есть та, в которую влюблен писатель. Каждое произведение в определенном плане есть отражение любовных отношений между автором и его героиней, избранной из числа других “любезных” женщин. Кроме некоторого количества стихотворений, первым достаточно серьезным произведением этого периода является написанная терцинами поэма “Охота Дианы” (Caccia di Diana), созданная ранее 1334 г. Она отдает дань бывшему тогда в моде жанру: это своего рода воспевание самых красивых женщин города и описание сцен охоты.

   Произведением, получившим европейскую известность, стал роман в пяти книгах “Филоколо” (Filocolo), имевший широкое рукописное хождение и вышедший сразу двумя изданиями в 1472 г. Окончен он был, вероятно, в 1336 г. Он якобы написан по просьбе возлюбленной автора Фьямметты (которая в самом произведении указывается как дочь короля Роберта Анжуйского): услышав историю о Флорио и Бьянкафьоре, она якобы попросила автора написать “un picciolo libretto” по этому поводу.

   История двух влюбленных, ставшая основой сюжета произведения, была очень популярна в романских странах, имелось несколько французских ее версий и одна тосканская. Боккаччо значительно расширяет повествование, тематику, усложняет стилистику, использует свои культурные познания. На простую и традиционную повествовательную структуру он накладывает схему греческого (александрийского) романа, очень распространенного в средневековой литературе, усложняет и обогащает всю повествовательную ткань. Роман полон описаний, речей, сентиментальных монологов, ученых рассуждений, - в сущности, вся история, рассказываемая в романе, и держится на этих нескончаемых потоках речи. Иногда в нем встречаются стилизованные моменты личной биографии автора, отражения жизни неаполитанского двора. За текстом чувствуется настойчивое желание автора “рассказывать”, усложняя историю анахронизмами, непроизвольным смешением исторических и географических сведений (как это было распространено в средневековой традиции), которые еще более усиливают повествовательный эффект. С одной стороны, роман является ярким примером поздне-готической литературы, с другой - он стал некой отправной точкой для повествовательной прозы Нового времени, и его влияние было ощутимо в первую очередь вне Италии.

   Поэма “Филострато” (Filostrato) состоит из девяти частей, написана октавами, датировка ее неясна: одни литературоведы считают ее более ранней, чем роман “Филоколо”, другие относят к концу неаполитанского периода. В ней Боккаччо пробует свои силы в недавней традиции народных былин (cantari). Вместе с “Тезеидой” и “Фьезоланскими нимфами” это произведение становится моделью повествовательного использования октавы, которое будет иметь очень важное значение для итальянской литературы вплоть до 17 века. Сюжет поэмы заимствован из романов троянского цикла, однако ограничивается лишь одним эпизодом, в котором рассказывается о любви юного Троила, сына Приама, к прекрасной вдове-гречанке Кризеиде, находящейся в плену у троянцев. Само имя “Филострато”, в приблизительной трактовке Боккаччо, который не отличался глубокими познаниями греческого языка, означает “побежденный любовью” (vinto d'amore). Эпизоды исторического характера, военные и героические моменты троянского цикла отодвигаются здесь на второй план, чтобы дать место перипетиям любовной истории. Язык поэмы прост, близок к разговорному и значительно отличается от перенасыщенного значениями языка романа “Филоколо”.

   Героическая, куртуазная и рыцарская среда имеют первостепенную роль в поэме “Тезеида” (Teseida delle nozze d'Emilia), написанной октавами в 1339-40 гг. Сюжет близок событиям фиванского цикла: два фиванца, Арцит и Палемон, оказавшись в плену в Афинах, влюбляются в прекрасную Эмилию, бывшую амазонку. После смерти Арцита вся история заканчивается свадьбой Эмилии и Палемона. Здесь также выходит на первый план любовная история. Классический миф проецируется на мир рыцарства, и в повествовании этому посвящено немало места: подробно описываются турниры, перед читателем проходят целые вереницы мифологических героев, погребальный и свадебный ритуалы.

   Таким образом, по сюжету и фабуле поэмы “Филострато” и “Тезеида” были связаны как с античностью, так и с ее определенным преломлением во французском рыцарском романе. Они были широко распространены в 14-15 вв. и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы. “Филоколо” стал первым итальянским приключенческим романом и одним из первых памятников итальянской прозы. “Филострато” и “Тезеида” в значительной степени предопределили дальнейшую эволюцию ренессансной рыцарской поэмы как в серьезном варианте (Маттео Мария Боярдо, “Влюбленный Роланд”), так и в комическом (Луиджи Пульчи, “Морганте”).

 

  3) Творчество Боккаччо флорентийского периода. Вернувшись во Флоренцию зимой 1340-41 гг., Боккаччо пытается связать куртуазную традицию, которой он отдал дань во время пребывания в Неаполе, и традицию, столь глубоко развитую в его родном городе, - т.е. с флорентийской прозой и новеллой в частности.

    В 1341-42 гг. он пишет “Комедию флорентийских нимф” (Commedia delle ninfe fiorentine) - произведение, в котором проза чередуется с поэзией, пространные повествовательные части сменяются поэтическими терцинами, которые поются различными персонажами. Весь сюжет разворачивается под знаком любви и любовных приключений. Из образов “флорентийской красоты” автор наверняка черпает определенное утешение в достаточно сложный момент своей жизни (по возвращении во Флоренцию писателю не сразу удается обустроить свое в ней существование). В “Комедии флорентийских нимф” Боккаччо применят те же схемы, что когда-то были хорошо развиты в античной пасторальной прозе: на лоне умиротворенной природы живут благородные пастухи и грациозные нимфы. Боккаччо переносит действие в окрестности Флоренции, где пастух Амето проводит время с семью нимфами, поклоняющимися Венере, влюбляется в одну из них - Лию - и превращается из “грубого животного” в “человека”.

    На пасторальную схему писатель накладывает средневековую аллегорию (следуя за Данте), но новизна произведения заключается в том, что обе схемы - пасторальная и аллегорическая - переносятся в светскую среду: описание семи нимф не преследует только некую аллегорическую цель - аллегория появляется только в конце; взгляд пастуха (в котором очевидна и позиция автора) останавливается на физической красоте девушек, утонченности их одежд, движениях тела. Боккаччо вводит в литературу новое понятие женской красоты, отмеченное прежде всего чувственностью. Именно такой образ женщины получит дальнейшее развитие в литературе Возрождения, и в наибольшей степени в  16 веке.

    Использование аллегории у Боккаччо имеет чисто орнаментальную роль, - его интересует в первую очередь возможность применения к своим героям схем повествовательных, романных, новеллистических.

    Более тесной оказывается связь со средневековой аллегорией в поэме “Любовное видение” (Amorosa visione), написанной терцинами в 1342-43 гг. и состоящей из 50 песен. Автор использует здесь дантовскую схему. Позднее, в 1355-1360 гг., произведение было переработано, была усложнена его образная структура и внесены новые этические оттенки. В форме сна и аллегорических “триумфов” (как позднее Петрарка и многие авторы 15 века) Боккаччо представляет читателю своего рода энциклопедию типов человеческого поведения и целую галерею исторических и мифологических персонажей. В финале поэмы автор встречается с возлюбленной Фьяметтой. “Любовное видение”, таким образом, представляет собой своего рода “светский вариант” поэмы Данте, - в нем мотив аллегорического путешествия в поисках женщины-символа переводится в совершенно земной и чувственный план.

    С тосканской повествовательной традицией и ее фольклором связана поэма “Фьезоланские нимфы” (Ninfale fiesolano), состоящая из 473 октав и написанная, вероятно, в 1344-46 гг., незадолго до “Декамерона”. В поэме рассказывается о мифологических истоках городов Фьезоле и Флоренции, которые якобы основали потомки Африка и Менсолы. Их истории любви и посвящена самая обширная и напряженная часть поэмы. Ритм произведения и языковые обороты во многом близки тосканской фольклорной традиции, события разворачиваются на фоне сельского пейзажа. Однако с этими народными элементами соседствуют и мотивы, заимствованные из античной литературы, близкие пасторальной и буколической традиции Овидия. Главная мысль произведения заключается в прославлении сельской жизни, простых и естественных чувств, спокойного семейного круга. От “Фьезоланских нимф” берет свое начало целое течение так наз. “деревенской” литературы Тосканы.

 

  4) “Элегия Донны Фьямметты”. Это прозаическое произведение представляет собой синтез всей куртуазной, классической (античной) и любовной тематики, проявившейся в юношеском творчестве Боккаччо. Оно написано (вероятно, в 1343-44 гг.) в форме пространного письма Фьяметты “влюбленным женщинам”. По жанру оно близко латинской эротической элегии, чрезмерно увеличенной в объеме. Новаторским приемом является то, что Боккаччо вкладывает весь текст в уста героини, женщина не представлена здесь как объект любви, как некий очаровательный персонаж, история которого рассказана от мужского имени, - она сама является лирическим “я”, она оставлена и испытывает отчаяние, говорит о нем другим женщинам, чтобы найти у них утешение. На этот новаторский фон накладываются и привычные для произведений Боккаччо автобиографические схемы: героиня - “рассказчик” произведения - Фьяметта, возлюбленная самого автора в период его жизни в Неаполе. Она рассказывает о своей любви к юному флорентийцу Панфило (это портрет самого автора), который предает ее, оставив Неаполь и уехав в Флоренцию. Через эту “смену ролей” Боккаччо выражает свою собственную тоску по придворному неаполитанскому кругу.

   “Элегия Донны Фьяметты” является первым психологическим романом в итальянской литературе. Героиня не столько рассказывает о событиях, сколько описывает ощущения и переживания, вызванные в ней любовным чувством. Однако психологический анализ произведения не имеет ничего общего с современным понятием психологии, - все то, что происходит в душе героини, обусловлено насыщенным литературным контекстом и моделями, заимствованными из истории литературы (прежде всего у Овидия); вся ткань произведения выстроена на основе точной и рассчитанной схемы, состоящей из целого ряда противопоставлений, соответствий, связей. В каждой точке этой схемы появляются литературные и вымышленные автором персонажи, отсылающие читателя к тем или иным известным литературным примерам, прежде всего из античной литературы.

     С точки зрения языка, “Элегия Донны Фьяметты” углубляет процесс латинизации синтаксиса volgare. Отдаляясь от риторики средневековой прозы, Боккаччо уделяет большое вниманию сложноподчиненным конструкциям, относит глагол в конец синтаксического периода и создает свой особый ритм, размеренный и разделенный паузами.

 

  6) Стихотворения и трактаты на латинском языке.  Творчество Боккаччо на латыни представляется достаточно немногочисленным. Кроме стихотворных сочинений разных жанров, которые относятся ко времени его становления как литератора, следует отметить в первую очередь собрание из 16 эклог, написанных начиная с 1349 г., составивших цикл “Buccolicum carmen”.

Прозаические сочинения на латыни – это прежде всего трактаты, представляющие по своей структуре своеобразный «каталог» ситуаций, событий, литературных персонажей, в целом напоминающие некоторые из трактатов Петрарки.

-          «De casibus virorum illustrium» («О злоключениях выдающихся людей») – трактат в девяти книгах;

-          «De mulieribus claris» («О знаменитых женщинах») – трактат, содержащий около ста биографий знаменитых женщин, связанных с литературой и происходивших из разных мест; он был частью более широкого замысла под названием «De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus, et de nominibus maris liber»;

-          «Genealogia deorum gentilium» («Генеалогия языческих богов») – самая важная часть из «литературно-географического» замысла, упомянутого выше. Это трактат, построенный на глубоком знании классической мифологии и античной литературы, в котором элементом, оживляющим повествование, становятся языческие «сказки», каждая из которых имеет тройной смысл: исторический, природный и моральный. Это произведение имело очень большое, поскольку с него в гуманистической культуре началось символическое использование образов классической античности, при котором они несли значительно более широкий и точный смысл, чем образы средневековой культуры.

 

  7) Культ Данте.

 

Данте как человек и как писатель был одним из идеалов для Боккаччо на протяжении всего его творчества, - достаточно вспомнить, что Боккаччо собственноручно создал три рукописных копии  текста его «Комедии». В конце жизни Боккаччо посвящает Данте небольшое по объему произведение, которое, возможно, должно было служить приложением к собранию его сочинений, – «Trattatello in laude di Dante» («Малый трактат во хвалу Данте»). Существует две редакции этого текста: первая, более пространная, относится 1351-55 гг.; вторая, сжатая, к последним годам жизни писателя. Это самая первая мз дошедших до нашего времени биография Данте, в которой творчество великого поэта рассматривается в свете гуманистической концепции поэзии, в которой преданность науке рассматривается более благородным качеством, чем участие в политической жизни.

Таким образом весь полемический дух творчества Данте исчезает; та же точка зрения очевидна и в «Толковании «Комедии»», - лекциях Боккаччо, прочитанных Боккаччо в церкви Св.Стефана в Бадии, но только частично, поскольку комментарии (по непонятным причинам) были остановлены на XVII песни «Ада».

 

  8) “Corbaccio”. См. реферат

 

 



Hosted by uCoz